Для связи в whatsapp +905441085890

Воспитание детей в России — Педагогические теории в России в конце 19 – начала 20 века

Древние славяне, как и все другие народы, жившие общинным строем, воспитывали молодое поколение и готовили детей к жизни в общине. Их обучали навыкам сельского хозяйства, а позже — ремеслам. Прививая детям мужество и настойчивость, отцы обучали их военному мастерству.

В IX веке на территории Восточной Европы было создано могущественное Киевское государство. Князья и церковь распространяли в народе переводные сборники учений, в которых содержались статьи и изречения педагогического характера, взятые из различных религиозных источников. Они рекомендовали воспитывать детей в духе благочестия, беспрекословного послушания воле старейшин, духовенства и правителей. Средством воспитания считалось выполнение детьми с детства религиозных ритуалов, заучивание молитв, соблюдение поста.

Замечательный литературный и педагогический памятник начала XII века. Век — «Наставление детям от Владимира Мономаха». Государственный деятель Владимир Мономах заботился о том, чтобы его дети росли мужественными, смелыми, преданными земле. Он стремился привить им уважение к образованию и книгам, говорил, что они должны подражать его отцу, который знал пять языков и с большим уважением относился к иностранцам.

Ставя на первое место религиозное воспитание, Владимир Мономах в то же время думал о земной жизни.

Князья нуждались в том, чтобы их дети выросли лидерами государства, способными организовать победу над военными противниками, доминировать над подчиненными, следить за тем, чтобы население следовало установленному порядку. Естественно, что в «Поучении Владимира Мономаха детям» все это нашло свое выражение в первую очередь. В то же время, назидание… является замечательным памятником, демонстрирующим высокий уровень культуры и развития педагогической мысли на Руси в период Киевского государства.

Людей, занимающихся распространением грамотности в народе, называют «мастерами грамотности». Как правило, это были секстоны или «миряне», для которых задача обучения грамоте стала основной профессией. Как правило, «мастера грамоты, посоветовавшись с отцом или родственниками ребенка, обучали грамоте дома или в семье ученика». Иногда мастер обучал сразу нескольких детей, образуя небольшую школу. Они учили по алфавиту, Часослову, Псалтырю. Использовались также произведения народного искусства.

XV-XVI вв. — Политическое объединение русских княжеств вокруг Москвы и образование единого русского центрального государства. Сборник нормативных актов по семейной жизни — «Домострой» дает некоторое представление о характере и направлении семейного воспитания в России в это время. В этом сборнике много внимания уделялось образованию детей. «Домострой», отделяя семью от всего мира, рекомендовал строгие формы обращения хозяина дома со своей семьей, а отца — со своими детьми. Дети должны воспитываться в любви к Богу, страхе перед Ним, почитании служителей церкви и беспрекословном послушании старейшинам. В XVI веке в Москве появилось книгопечатание, печаталось много книг, в том числе учебников, открывались школы.

Во второй половине XVII века, особенно в Москве, увеличилось число школ, дающих высшее образование. Были открыты новые греко-латинские школы, а также гимназии, где изучали грамматику, церковнославянский и греческий языки, риторику и математику.

В 1686 году была открыта Московская славяно-греко-латинская академия. Многие из студентов Академии стали авторами учебников, преподавателями Академии и других школ, а в XVIII — активными участниками петровских реформ эпохи Просвещения. Именно в Академии Леонтий Магницкий составил прекрасное пособие по арифметике, которое использовалось в российских школах в первой половине XVIII века. Здесь учились великий русский ученый М.В. Ломоносов, первые профессора Московского университета и другие выдающиеся деятели русской культуры.

Во второй половине XVII века Епифаний Славинецкий написал замечательную педагогическую «книгу под названием «Гражданство нравов детских», в которой представил свод правил поведения в обществе — среди взрослых (поэтому использовался термин «гражданство»), сверстников, в школе и дома.

Воспитание детей в России - Педагогические теории в России в конце 19 – начала 20 века

Педагогические теории в России в конце 19 – начала 20 века

Петр Францевич Лесгафт (1837 — 1909) был великим естествоиспытателем — анатомом, биологом, видным общественным деятелем и педагогом.

Научно-теоретическая и практическая педагогическая деятельность П.Ф. Лесгафта оставила глубокий след в развитии русской педагогики, особенно дошкольной. Его оригинальная теория физического воспитания, теория начального воспитания дошкольников в семье и детском саду оказали значительное влияние на практику педагогической работы в школе и детском саду. П. Ф. Лесгафт также организовал подготовку преподавателей нового типа в области физического воспитания и дошкольного образования.

Петр Каптерев (1849-1922) преподавал психологию и педагогику в средних и высших учебных заведениях Санкт-Петербурга и принимал активное участие в работе Санкт-Петербургского комитета грамотности и различных педагогических обществ. П.Ф. Каптерев был одним из организаторов 1-го съезда по семейному воспитанию и 1-го Всероссийского съезда по педагогической психологии (1906).

П.Ф. Каптерев — автор работ по теории и истории педагогики: «Дидактические очерки», «Педагогический процесс», «История русской педагогики». Ему приписывают попытку создания психологически обоснованной дидактики. Он разрабатывал такие дидактические проблемы, как цель и задачи образования, выбор предметов для учебного плана и их распределение, методы обучения и т.д. Каптерев призывал к созданию единой школьной системы, доступной для всех слоев народа; в качестве первого шага к этому он рассматривал преобразование начальной школы в 6-летнюю и уравнение ее курса с курсом городских школ.

После революции 1905-1907 годов среди педагогов распространилась теория «свободного воспитания», идеи которой наиболее ярко выразил Константин Николаевич Вентцель (1857-1947). Его работы «Освобождение ребенка», «Новые пути воспитания и обучения детей», «Этика и педагогика творческой личности» полны резкой критики старой школы и свидетельствуют о его большой любви к детям, стремлении развивать их творческие способности с помощью новых путей воспитания. Таково положительное значение выступлений К.Н. Вентцеля этого периода.

Он идеализировал природу ребенка, считал его совершенным, спонтанно развивающимся — без вмешательства взрослых, без руководящей роли воспитателя. Вентцель считал, что путь «саморазвития, самовоспитания и самообучения является высшей целью образования». Он превозносил личный, индивидуальный опыт детей и недооценивал систему знаний учащихся, их систематическое образование. По его мнению, дети должны приобретать знания индивидуально и исследовательским путем. «Каждый ребенок предполагает свою особую систему образования; сколько детей, столько и систем образования».

Елизавета Ивановна Тихеева (1866-1944) была талантливым педагогом и значительным общественным деятелем в области дошкольного воспитания. Она активно способствовала развитию теории дошкольного воспитания, творчески использовала классическое педагогическое наследие (особенно К.Д. Ушинского) и обобщала опыт своего и других российских детских садов.

Большая заслуга Е.И. Тихевой в том, что она научно обосновала дидактические основы дошкольного воспитания, особенно проблему преемственности педагогической работы детского сада и школы. Учитывая научные достижения своего времени и обобщая передовой опыт дошкольного воспитания, Е.И. Тихеева разработала: методику развития речи и мышления дошкольников, методику организованной программной деятельности по подготовке детей к школе, систему оригинальных дидактических материалов и методику их использования в детском саду.

Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в предреволюционные годы и первые годы советской власти.

В практической деятельности Л.К. Шлегер и ее сотрудников в народном детском саду имелись значительные методические достижения. Уважение к творческому проявлению личности ребенка в играх и занятиях, индивидуальный подход к каждому ребенку, изучение поведения детей в разных ситуациях, внимательная забота о здоровье детей, их умственном, нравственном, эстетическом развитии, поиски новых форм педагогического воздействия на детей, развивающих их самодеятельность, самостоятельность и взаимопомощь, постоянное совершенствование методов и приемов воспитательной работы с детьми являлись характерными особенностями педагогического творчества Л.К. Шлегер и ее сотрудников.

Развитие советской педагогической науки в первой половине 20 века

В 1930-е годы, в период завершения строительства социалистического общества в СССР, сложились благоприятные условия для развития советской педагогической науки. В этот период росли научные кадры, нарабатывался практический опыт и велась большая исследовательская работа во всех областях педагогики.

В научных исследованиях тех лет большое место отводилось вопросам воспитания и обучения детей школьного возраста. Это были: воспитание советского патриотизма и интернационализма, развитие сознательной дисциплины, формирование детского коллектива, содержание и формы работы комсомольской и пионерской организаций. Особенно успешным было изучение проблем дидактики в свете марксистско-ленинской эпистемологии.

Н.К. Крупская и А.С. Макаренко внесли особый вклад в разработку педагогических проблем своими теоретическими трудами и непосредственным участием в практической деятельности.

Педагогическая теория А.С. Макаренко
Антон Семенович Макаренко (1888-1939) — талантливый педагог-новатор, один из создателей стройной системы коммунистического воспитания молодого поколения на основе марксистско-ленинского учения, его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А.М. Горького, мировое значение, изучается повсеместно. Многочисленные произведения Макаренко, в частности, «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях» переведены на многие языки. Большое количество последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов во всем мире.

Макаренко считал, что четкое знание педагогом цели воспитания — непременное условие успешности педагогической деятельности. Ссылаясь на советское общество, он указывал, что целью образования должно быть воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказал, что достижение этой цели вполне возможно. «… Воспитание нового человека — счастливое и посильное дело для педагогики», — сказал он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику [18].

Уважение к личности ребенка, доброжелательное отношение к его потенциальной способности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему миру всегда были основой новаторской педагогической деятельности Макаренко.

Большая заслуга А.С. Макаренко в том, что он разработал целостную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива.

Макаренко считал, что игра для ребенка имеет такое же значение, как для взрослого «деятельность, работа, служба». Будущий актер, по его словам, обращается прежде всего к игре: «Вся история человека как рабочего и служащего может быть представлена в развитии игры и ее постепенном переходе в труд. Отмечая огромное влияние игры на ребенка-дошкольника, Макаренко в лекциях по воспитанию детей раскрыл ряд важных проблем, связанных с этой темой. Он рассказал о методологии игры, о взаимоотношениях между игрой и трудом, о формах руководства игрой детей со стороны взрослых, дал классификацию игрушек.

Макаренко уделял большое внимание семейному воспитанию. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают свое первое образование и который вместе с институтами общественного воспитания влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в такой семье дети получат правильное воспитание, осознавая себя частью советского общества, где деятельность родителей считается необходимой для общества.

Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) — выдающаяся фигура среди советских педагогов послевоенного периода. Одаренный практик и теоретик, он всю свою жизнь провел в сельской школе. Обобщение теоретического наследия советской педагогики и собственного практического опыта позволило ему написать работы, ставшие важным вкладом в арсенал средств и методов социалистического воспитания. За свою жизнь он опубликовал более 30 отдельных работ и около 600 статей. Среди книг В.А. Сухомлинского были такие произведения, как «Сердце отдаю детям», «Воспитание гражданина», “Павлышская средняя школа”, “Методика воспитания коллектива”, “Сто советов учителю”, “Разговор с молодым учителем школы”.

Основное внимание в своей деятельности В.А. Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающих поколений коммунистической гражданственности. Разработке этой основной темы в той или иной степени были посвящены все его работы. Опираясь на идеи Н.К. Крупской и А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский глубоко проанализировал с современных позиций процесс умственного, нравственного, трудового и эстетического формирования Личности в различные периоды детства и юности. Он показал, какие огромные воспитательные возможности предоставляет окружающая детей реальная действительность, особенно в условиях сельской местности.

Важное место в его деятельности занимала проблема творческого отношения каждого педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге “Разговор с молодым директором школы В.А. Сухомлинский высказал свое глубокое убеждение в необходимости этого, он писал: “Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повседневность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования”.

Особенно популярной во всем мире стала книга В.А. Сухомлинского “Сердце отдаю детям”, в которой он ярко и убедительно показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании им духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

Деятельность В.А. Сухомлинского оказывает большое влияние на развитие теории и практики дошкольного воспитания .

21 век – инновационные процессы в образовании

Конец 20-го и начало 21-го века характеризуются появлением инноваций. Термин «инновационные процессы в образовании» становится все более популярным.

В то же время восприятие образования не является достаточно четким и объективным. Современное образование является непрерывным, открытым и инновационным. Непрерывное образование — идея его временной непрерывности. Непрерывное образование человека — это не хронологически непрерывное обучение на той или иной образовательной скамье — в школе, в университете и т.д. Напротив, понятие «непрерывное образование» включает в себя прерывание обучения по тому или иному профилю, переход в ту или иную методологическую область, вплоть до смены профессиональной ориентации и, прежде всего, умелое сочетание теоретической, экспериментальной и практической деятельности. Строго говоря, непрерывное образование — это инновационное и непрерывное образование, которое можно определить как развитие способности субъекта (личности) адекватно учиться, действовать и адекватно воспринимать действительность, особенно социальные, материальные, духовные и культурные отношения.

В современных условиях ценности классического образования, основанного на триединстве знаний, умений и навыков, обесценились, возникло противоречие между целостностью культуры и технологией ее фрагментарного воспроизводства через знаниевые формы образования. Эта ситуация обостряет противоречие между постоянно растущим объемом знаний, необходимых человеку, и ограниченными условиями (в рамках традиционных образовательных систем) для их освоения. Это противоречие может быть разрешено только путем перехода к обучению в течение всей жизни, что обеспечивает целостное воспроизводство субъекта культуры. Целью образования в течение всей жизни является непрерывное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей его жизни.

Мировой кризис образования
В последние десятилетия образование считается самым важным, ведущим фактором социального и экономического прогресса. Во второй половине столетия можно выделить по крайней мере два критических периода в развитии образования.

В середине 1960-х годов ведущие страны пришли к выводу, что конкуренция в экономике сводится к конкуренции в области науки и техники, причем последняя во многом предопределяется подготовкой граждан в системе образования. Этот факт послужил толчком к реформам образования во многих странах, включая Советский Союз.

Вторая волна повышенного внимания к проблемам образования возникла в 1980-х годах, в то время, когда было четко осознано, что будущее развитие человечества не ограничивается экономическим ростом, а во многом определяется уровнем культуры и интеллектуального развития человека.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: традиционная «знаниевая» (просвещенная) модель образования исчерпала себя, она не отвечает требованиям современной социальной среды. Решение образовательного кризиса лежит в новой парадигмальной политике.

По мнению В.Л. Аношкиной, такой парадигмой является непрерывное образование, основной смысл которого заключается в постоянном творческом обновлении, развитии и совершенствовании каждого человека на протяжении всей жизни, что приносит процветание обществу. Переход к обучению в течение всей жизни должен преодолеть ориентацию традиционных образовательных процессов на поверхностное, «энциклопедическое» содержание, которое перегружено информационным и фактическим материалом и не имеет отношения к потребностям учащихся и общества.

Еще одним направлением современной реформы образования является его гуманизация и гуманитаризация. «Гуманизация содержания непрерывного образования обеспечивается его ориентацией на освоение достижений общечеловеческой и национальной культуры».

Особенности традиций нравственного воспитания в России

Исторически сложившиеся традиции и обычаи народа во всей своей художественной выразительности, эмоциональности, яркости, красочности помогают формировать лучшие стороны личности, ее нравственность, красоту, цивилизованность, которых нам не хватает в жизни, в общении друг с другом.
Готовя молодое поколение к жизни и труду, лучшие педагоги всегда опирались на сокровища педагогической мудрости, кропотливо созданные поколениями, ходившими по земле до них. Большим источником идейно-нравственного воспитания младших школьников в нашей практике оказался народный опыт соответствующего преподавания с детьми.
Положительный опыт и традиции воспитания подрастающего поколения, созданные давно и тесно связанные с культурой и обычаями народов нашей страны, не теряют своего значения и сегодня. Нас интересует опыт воспитания, где наиболее самобытные традиции и принципы воспитания являются кладезем народной педагогической мудрости.
Задача добиться изменения мудрой, мужественной, доброй, трудолюбивой жизни стоит перед нами не только перед нами, но и перед нашими отцами и дедами — через века и тысячелетия. И на протяжении веков и тысячелетий эта задача решалась: постижение, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, что лежит в основе всего человечества, и того особенного, что составляет неповторимое лицо того или иного народа.
Воспитывая своих детей к свету и жизни, родители воспитывают в них любовь к Родине, к матери, к труду, заботятся о нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения. Доброта, честность, уважение к старшим, справедливость, смелость, совестливость — это те качества, которые люди воспитывают в своих детях. Они являются основой национальной педагогики.
Поэтому мы должны внимательно присмотреться к традициям взросления, которые формировались тысячелетиями и которые наш народ бережно хранит, но понять их, впитать, открыть дверь в нашу жизнь, учитывая, что самобытные национальные традиции взросления, сформировавшиеся в определенных условиях жизни и вобравшие в себя исторический опыт народа, хороши и эффективны, особенно в быту. Но мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что она является источником мудрости, кладезем педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что она является нашим истоком. Если мы забываем свои корни, мы разрываем связь времен и поколений, а человек без памяти о прошлом находится вне исторической перспективы и может жить только в настоящем.
Было бы наивно полагать, что народное образование поможет нам решить все сложные проблемы нашего существования. Но сейчас можно с уверенностью сказать, что опыт наших отцов и дедов содержит семена такой мудрости, которые прорастут и дадут хорошее потомство и в наше время.
Сегодня в воспитании подрастающего поколения необходимо обращаться к такому ценному учебнику жизни, как народная педагогика. Код прост, но в нем заключен огромный многовековой опыт поколений. Ученые, учителя и родители могут найти в этой сокровищнице мировой мудрости много поучительного.
Люди воспитывали детей на протяжении тысяч лет. За это время в каждом народе сформировались самобытные обычаи, добрые традиции. Я думаю, что они стали основой, которую называют национальной педагогикой.
«Народная педагогика — это совокупность педагогической информации и педагогического опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, детских играх и игрушках и т.д.».
«Этнопедагогика — это наука об опыте народных масс в деле воспитания подрастающего поколения, их педагогических взглядах, наука о педагогике, хозяйстве, племени, народности, нации.
Духовное богатство народа тесно связано с народной педагогикой, нравственными заповедями религии. Поэтому народная педагогика рассматривается как духовное явление, присущее сознанию народных масс, идеалы и взгляды, отражающие педагогическую мудрость народа. История классической педагогики вобрала в себя опыт народной педагогики многих стран и народов через труды Я.А. Ковалева. А. Каменский, К.Д. Ушинский и др.
У каждого народа есть свои традиции, многие из которых имеют универсальное значение. Идеологические и моральные принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Урок как основная форма образовательного процесса
  2. Знаниево-ориентированный и другие подходы к содержанию образования
  3. Становление коллектива по Макаренко
  4. Воспитание детей в дворянских семьях
  5. Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями
  6. Личностно-ориентированный методологический подход в исследованиях психолого-педагогической направленности
  7. Научная область педагогической антропологии
  8. Моделирование образовательной среды ДОУ
  9. Водовозов Василий Иванович, русский педагог
  10. Технология продуктивного чтения как образовательная технология