Для связи в whatsapp +905441085890

Воспитание и школа в древнем Риме — Система образования и воспитания

Все процессы в мире взаимосвязаны, и уже новые, современные, сложившиеся каноны переплетаются с древними, античными. Она затрагивает абсолютно все, включая культуру, одна из ее ветвей — образование, и мы поговорим о нем, в частности, об образовании в Древнем Риме. Стоит отметить, что в каждом обществе существует своя система образования со своими особенностями, которая была создана еще в древние времена. Итак, моя главная цель — выявить эти особенности, а также выяснить характеристики учебных заведений в Древнем Риме, их типологию, определить, какие предметы были основными и на что они были ориентированы, провести параллель с сегодняшней системой образования и выяснить имена известных людей, внесших вклад в римскую систему образования.

Образование древней Римской империи — одна из самых обсуждаемых и изучаемых тем нашего времени. Многие ученые и историки изучают эту тему и постоянно находят новые закономерности и объяснения тем или иным явлениям системы образования, что делает эту тему очень актуальной.

Образование в Древнем Риме играло важную роль в жизни римлян. Они верили в важность и необходимость образования. Как и многие другие элементы культуры, он был заимствован из Древней Греции, но позже адаптирован к образу жизни римлян. Здесь были некоторые различия: В Древней Греции больше внимания уделялось естественным наукам, и физическое воспитание играло важную роль, в то время как в Древнем Риме образование основывалось на гуманитарных науках и было направлено на целостное развитие личности. В то же время римская система образования не утратила своей самобытности. Для него было характерно первоначальное домашнее воспитание, оно было более практически ориентировано: формирование волевых, дисциплинированных, религиозных граждан, активных членов общества, способных пожертвовать собой ради государства, готовых внести вклад в его развитие. Музыка и песни были исключены из образовательной программы, поскольку считалось, что они «больше вдохновляют мечтать, чем действовать».

Согласно римскому историку Ливию, первые попытки создания учебных заведений относятся к 449 году до нашей эры. Занятия проводились частными лицами на форуме — месте общественного собрания римлян. Профессия учителя возникла еще в 3 веке до нашей эры. Роль воспитателя выполняли рабы. Роль воспитателя взяли на себя рабы. Рабы-медсестры ухаживали за детьми в возрасте до 4-5 лет. Рабы-наставники обучали мальчиков чтению, письму и арифметике. Рабы-няньки и рабы-учителя содержались состоятельными гражданами. Остальные римляне отправляли своих детей учиться на форум. Профессия учителя считалась унизительной для свободных граждан.

Начиная со II века до н.э., на организацию школьного образования в Риме оказали сильное влияние традиции эллинистических центров древнего мира.

Однако римская система образования никогда не теряла своей самобытности. Сохраняя важную роль семейного воспитания и посещения, наряду с государственными школами, она имела более практическую направленность (воспитание волевых, дисциплинированных граждан). Из образовательной программы безжалостно исключались изобразительные искусства — музыка и пение, поскольку они, по мнению многих римлян, «побуждали больше мечтать, чем действовать». Девиз «польза» можно назвать центральным в римском образовании. Главной целью было сделать определенную карьеру либо в армии, либо в политике.

Воспитание и школа в древнем Риме - Система образования и воспитания

Система образования и воспитания

В эллинистический период (затем в период римской цивилизации) сформировалась программа «семи свободных искусств» (лат. sзptem вrtes liberвles), которая делилась на тривиум (trivium), куда входили риторика, диалектика и грамматика и квадривиум (quadrivium)-арифметика, астрономия, геометрия, музыка. Ранее в этот список входили медицина и архитектура, но позднее они были исключены.

Важную роль в формировании личности играло домашнее воспитание. И мать, и отец вносили большой вклад в развитие ребенка, семья всегда несла ответственность за нравственное становление юного римляна. Мальчики находились под наблюдением отца, они изучали полевую работу, навыки управления домашним хозяйством, искусству владения оружием. И помимо чтения и письма они, в отличие от девочек, учили законы Римской Империи.

Девочки же постоянно были под надзором матери и обучались не только чтению и письму, но и навыкам, которыми должна была владеть настоящая хранительница очага: шитью, вязанию, кулинарному искусству. На этом останавливалось образование в семьях у бедняков, так как у них не было средств для того, чтобы дети получили классическое образование. Знатные семьи могли позволить себе пригласить греческих рабов и учителей. Девочки также могли продолжить образование дома. Образованные девушки пользовались большим уважением в Древнем Риме, их называли «puella docta».

Наиболее полную информацию о домашнем обучении можно получить из биографии человека по имени Катон Старший, который сторонился школьного обучения и поэтому взял на себя обучение своего сына на дому.

На первых этапах развития образования рабы не имели прав на получение образования, но в позднем периоде развития они получили возможность на обучение в педагогиумах — школах для несвободного населения. Учили обычно всем тем же предметам, что и свободное население, за исключение права. Рабы с образованием ценились больше обычных, так как имели квалификацию.

С рассветом Римской Империи окончательно формируются три ступени образования: тривиальные школы для детей 7-12 лет,

Грамматические школы для юношей 12-16 лет и риторские школы для молодых людей 16-20 лет.

Школы

Процесс обучения в коллективных учреждениях-школах был достаточно строгим. Была строгая дисциплина. Занятия длились от рассвета до заката, с небольшими перерывами, когда дети могли поесть. За опоздания и другие проступки применялись телесные наказания розгами и тростями. Начало учебного года было в марте. В школе не было выходных, семь дней в неделю. Тем не менее, существует множество как религиозных, так и юридических праздников. В эти дни дети не учились, и эти дни назывались feriae. Не было школьных уроков и летом, когда поднимался Сириус, наступали caniculares — самые жаркие дни в году. Занятия проходили в доме учителя, в мастерской ремесленника, в комнате, отделенной занавеской, но чаще всего занятия проходили на улице (на более высоких уровнях обучения — на форумах). В школе не было парт, а учитель сидел на стуле с высокой спинкой — кафедре. Дети сидели на стульях вокруг него и писали у него на коленях.

В первые века нашей эры в Римской империи сложился стабильный и внешне единый канон содержания, системы и методов образования. В первом веке девять школьных предметов считались основными: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V веку из этого списка были исключены медицина и архитектура. Так возникла программа семи гуманитарных искусств с разделением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Тривиальные (элементарные) школы

Самым низким уровнем образования были тривиальные школы (лат. scholae или ludus-play). Их посещали дети в возрасте 7-12 лет из более бедных и обездоленных слоев свободнорожденного населения (более богатые нанимали в свои дома учителей-рабов). Обучение могли проходить как мальчики, так и девочки. Продолжительность обучения составляла всего 2 года. В школах преподавались основы чтения и письма на латыни (иногда на греческом), арифметика и чтение. Школы были частными и поэтому взимали плату, но она была не очень высокой. Дети обычно обучались в группах по 15-20 человек. Не было четкой программы обучения, и любой более или менее образованный человек мог открыть такую школу. Учебников не было, поэтому процесс обучения был очень примитивным: ученики повторяли все вслух за учителем, записи делали на глиняных табличках специальной палочкой. В начальных школах также преподавались некоторые знания по математике. Человек, который его преподавал, назывался калькулятором. Они считали маленькими камешками и руками: левая рука обозначала единицы и десятки, правая — сотни и тысячи.

Грамматические и риторские школы

Грамматические школы

Средний уровень образования в Древнем Риме был представлен гимнасиями. К сожалению, не все желающие могли принять участие в семинаре, так как плата за обучение была довольно высокой, поэтому группы были гораздо меньше (8-10 человек). Обучение проходили дети в возрасте от 12 до 16 лет. Практиковался индивидуальный подход к каждому ученику. Были предприняты попытки создания прототипов классов. Для некоторых средних школ были созданы учебники. Девочек в этих школах также больше не учили. Комнаты были украшены бюстами писателей, барельефами, изображающими гомеровские сцены, и географическими картами, но чаще школа располагалась под открытым небом, на ступенях храма. Учителями были в основном вольноотпущенники. Учебная программа расширилась: к ней добавились основы римского права, философии, греческого языка (который стал обязательным предметом), основы астрономии и главный предмет — латинская литература. Дети читали и заучивали отрывки из известных произведений, таких как «Иллиада» и «Одиссея» Гомера. Особой популярностью пользовались басни Эзопа. Студенты не только читали произведения в оригинале, но и писали собственные стихи и рассказы.

Риторические школы

Риторические школы для молодых людей в возрасте 16-20 лет были эквивалентом сегодняшнего высшего образования. Учебная программа была основана на ораторском искусстве и была очень насыщенной, интенсивно изучалась философия. Группы были очень маленькие, всего пять-шесть человек. Практиковался индивидуальный подход: Каждый студент получил ряд заданий по различным дисциплинам. Методы преподавания были основаны на практике, а не на теории. Будущие ораторы должны были чаще практиковать свои навыки красноречия. Плата за обучение была очень высокой, хотя школы частично финансировались государством. Учителя школ считались уважаемыми людьми, которых также обеспечивало государство. В риторские школы поступали не все, а только те, кто хотел быть связанным с государственной деятельностью (юноши из знатных семей). Школы служили для подготовки политиков, общественных деятелей и ораторов. Нередко провинциальное население отправляло молодых людей учиться в ораторские школы больших городов. Некоторые могли пойти на так называемую военную службу в легионы.

Педагогическая мысль

Педагогическая мысль в Древнем Риме нашла свое выражение в мыслях многих известных деятелей, внесших значительный вклад в развитие римской системы образования.

Луций Эней Сенека

  • Оратор и философ
  • Философия как основной предмет
  • Семь гуманитарных наук» не рассматривались в качестве основных предметов
  • Основным методом воспитания было самосовершенствование в направлении божественного идеала; основным методом была поучительная беседа
  • Главная цель — нравственное совершенствование человека

Марк Туллий Цицерон

  • Оратор, политик, педагог и философ
  • Идеал воспитания — совершенный оратор
  • Путь к зрелости — это систематическое и постоянное самообразование
  • Писал книги для школ

Марк Фабий Квинтилиан

  • Оратор, педагог
  • открыл одну из самых известных школ риторики в Древнем Риме
  • Заимствованные и переработанные греческие идеи образования
  • Придерживается ненасильственной, гуманистической педагогики
  • Советуют учитывать индивидуальность каждого студента
  • Использовал три образовательных метода: Подражание, иллюстрация и практика
  • Предпочитает школьное обучение домашнему.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Самовоспитание
  2. Основные теории научения
  3. Зун в педагогике
  4. Современные педагогические системы воспитания и социальной реабилитации детей с ОВЗ
  5. Алгоритм анализа педагогической ситуации
  6. Особенности воспитания детей в Японии
  7. Воспитание в детском саду: дидактические игры
  8. Самовоспитание в становлении педагога-профессионала
  9. Новые образовательные технологии
  10. Ориентация на здоровый образ жизни как основа воспитательного процесса