Воспитание национальной культуры учащихся (указать возраст: дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников)

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Народные традиции в семье как средство гармонизации межнациональных отношений
  2. Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе по истории
  3. Использование технологии модульного обучения в образовательном процессе по истории
  4. Использование дистанционного обучения в образовательном процессе по истории: достоинства и проблемы
  5. Проектный метод как дидактическое средство развития творческой активности учащихся
  6. Тенденции совершенствования современного урока
  7. Использование элективных курсов в современной системе общего образования (на примере учебных дисциплин: истории)
  8. Совершенствование организации самостоятельной работы учащихся
  9. Особенности педагогического взаимодействия с одаренными детьми в условиях образовательной организации (школы-интерната)
  10. Использование индивидуального образовательного маршрута в работе с одаренными детьми в условиях образовательной организации

Введение

Воспитание культуры поведения всегда было актуальной проблемой в образовании. Из поколения в поколение люди находили и передавали наиболее удобные, разумные способы поведения в определенных ситуациях. Это, если хотите, «кристаллы человеческого опыта».

В истории человечества, которая представляет собой последовательную смену социально-экономических формаций, сохраняются некоторые, общие для всех исторических эпох, условия жизни и формы поведения людей.

Это касается, прежде всего, требований, связанных с простейшими формами человеческих отношений: не кради, не убивай, выполняй обещания, говори правду и т.д. Во все времена, так или иначе, жестокость, жадность, трусость и клевета осуждались, а мужество, честность, самообладание, скромность и щедрость поощрялись.

Человеческое поведение и культура регулируются моралью во всех сферах жизни. Наряду с моралью действуют и другие регуляторы поведения — правовые нормы и постановления государства; законы и инструкции, обычаи и традиции, общественное мнение и воспитание.

Мораль — явление историческое, она изменяется и развивается в ходе общего прогресса человеческого общества.

Процесс воспитания культуры поведения младших школьников раскрывает единство содержания, форм, методов педагогической деятельности учителя как совокупность различных аспектов воспитания в соответствии с особенностями возраста учащихся и процесса их развития, с учетом реальных условий обучения.

Методы воспитания культуры поведения позволяют реализовать цели образования и превратить их в процесс развития личности.

В формировании культуры поведения младшего школьника главная задача учителя: не добиться автоматического выполнения правил поведения, а развитие активности и сознательности ученика, чтобы культура поведения, его навыки стали частью характера, потребностью личности. Знания должны превратиться в убеждения — глубокое осознание того, что именно такое, а не иное поведение является правильным.

Цель данной курсовой работы — рассмотреть процесс формирования культурного поведения у школьников.

В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть эволюцию развития воспитания культурного поведения от первобытного строя до настоящего времени;
  • Изучить теоретические основы воспитания культурного поведения в педагогической и методической литературе;
  • Выявить сущность и особенности учебного культурного поведения младших школьников;
  • проанализировать опыт работы учителей по продвижению поведенческой культуры;
  • делать выводы.

Культура поведения в первобытном обществе

В первобытном обществе отношения между его членами регулировались неписаными, но строго соблюдаемыми обычаями и традициями, которые устанавливали социальные нормы.

«В условиях аскетичной жизни человек мог жить и работать только коллективно. В этом обществе все, включая детей, было коллективным».

В процессе работы и повседневного общения дети приобретали жизненные навыки и умения, знакомились с обычаями и учились выполнять ритуалы.

Первобытные люди имели те же привычки и характер, что и дикие животные. Примитивные группы скорее напоминали стада, чем сплоченные группы.

Эволюционируя, первобытный человек стал уделять больше внимания изготовлению и совершенствованию орудий труда. Дети учились ремеслам у старших. Слушая их разговоры, они научились понимать, что хорошо, а что плохо. Дети любили подражать умным и смелым членам своего общества. Старейшины заботились о детях, обучая их изготовлению оружия. Они брали их на охоту и рассказывали им о повадках животных. Они научили молодых людей различным способам охоты. Матери стремились воспитать в своих детях чувство родства и уважения друг к другу.

«Даже в первобытном обществе появляются простейшие формы взаимопомощи. Социальная дисциплина поддерживалась силой обычаев, традиций и авторитетом старейшин клана. Не могло быть и речи о личном сознании, поскольку индивид еще не выделил себя из клана и не задумывался о том, почему он подчиняется требованиям клана. Только в более поздние времена, с появлением племенных организаций, цели образования изменились. Молодых людей специальные представители обучали песням и танцам клана, знакомили с традициями и обычаями, с клановыми играми, обучали охотничьим навыкам.»

Позже, когда начался активный процесс расслоения общества, воспитание стало меняться — не всех детей готовили к добыванию средств к существованию. Некоторые начали готовиться к специальным функциям, связанным с ритуалами, церемониями и управлением.

Культура поведения в рабовладельческих обществах

В рабовладельческом обществе образование становится функцией государства. Начинают появляться специальные учебные заведения.

Например, определенная система образования сложилась в Древней Греции, в Спарте, в Афинах.

Спартанское воспитание. Этот термин стал синонимом строгого, аскетического воспитания. Спартанские мальчики считались будущим государства и воспитывались в духе строгой дисциплины, были физически крепкими и сильными духом. Молодых спартанцев учили только самому необходимому, остальное их образование имело одну цель: беспрекословное послушание, упорство.

«Школы в Древней Греции были трехуровневыми. Обычно они давали образование детям богатых людей. Дети до трех лет получали образование дома. Их учили хорошо себя вести, быть сдержанными, ничего не брать без разрешения, всегда уважать старших, быть послушными. Начиная со второго этапа, образование в основном было направлено на развитие творческих навыков: Танцы, пение, игра на музыкальных инструментах.

С 12 лет детей отдавали в средние школы, где главным предметом был спорт: гимнастика, легкая атлетика, борьба, метание диска.

Девочки получали домашнее образование от своих матерей. Они учили своих дочерей заботиться о себе, быть умелыми хозяйками в доме и культурными в общении.

В Афинах была разработана система интеллектуального и эстетического воспитания. Дети рабовладельцев воспитывались для роли хозяина, правителя, командира, их не обучали трудовым навыкам и воспитывали с предпочтением физического труда.

Детей рабов учили быть покорными и смиренными. Об образовании для них вообще не могло быть и речи.

«Этика — как наука, занимающаяся изучением морали, культуры поведения человека, возникла во время появления рабовладельческого общества. Термин «этика» был введен Аристотелем: «Теоретически этика была предназначена для решения моральных проблем — как поступать, что считается добром, а что злом…».

Этические учения в древнем прошлом были частью религиозных или философских доктрин и представляли собой попытки выработать вечные правила и нормы поведения, которые были бы действительны для всех эпох и народов, для всех сословий. История этических учений связана с историей общества, с борьбой классов, с переходом от одной общественной формации к другой.

Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар, Сократ и Платон разрабатывали этические вопросы в рабовладельческом обществе. Эпикур утверждал, что «природа человека — искать удовольствия, и в этом нет ничего греховного».

Платон утверждал, что аристократия обладает высшей нравственностью от рождения и что процветание государства напрямую зависит от того, насколько его граждане совершенны с точки зрения физических и моральных качеств.

Аристотель вторил идеям Платона, обращая внимание своих читателей на то, что: воспитание культурного поведения

  1. Живопись возникает из смешения цветов,
  2. …музыка, состоящая из смешения звуков..,
  3. язык путем смешения гласных и согласных звуков,

А согласно Аристотелю, человек состоит из единства двух физических и психических начал; его красота появляется тогда, когда эти противоположности находятся в гармонии, и это является основой красоты. Это единство было конечной целью образования в Афинах и определялось концепцией калокагатии.

Культура поведения в феодальном обществе

В феодальном обществе были особенно распространены религиозно-этические учения, которые оправдывали феодальный порядок. Дальнейшее развитие получила система учебных заведений, которая давала духовное воспитание детям духовенства и рыцарское — детям феодалов. Дети крепостных крестьян не обучались в школах. Навыки и привычки прививались им в процессе самой работы. Традиции в воспитании передавались из семьи в семью и проявлялись в обрядах и соблюдении обычаев.

В странах Западной Европы существовала феодальная иерархия. Среди феодалов были люди, которые занимались только военными упражнениями и приучали к ним детей.

Правила поведения рыцарей были изложены в специальном кодексе рыцарской чести. Они были обязаны быть честными и верными, храбрыми и героическими, и считались защитниками слабых и несправедливых. Рыцарей с детства воспитывали в духе почитания женской красоты.

С приходом к власти буржуазии началась строгая классовая дифференциация детей. Буржуазия стремилась дать своим детям хорошее общее образование и воспитание. Этому способствовала система дорогих частных школ, домашнего обучения с частными, подготовленными учителями и репетиторами, которые обучали поведению в обществе и хорошим манерам. Набор крестьянских детей в классы был очень незначительным.

Таким образом, мы видим, что классовое образование давало знания только детям буржуазии. Дети рабочих и крестьян «были не столько воспитаны, сколько обучены в интересах буржуазии». Их воспитывали так, чтобы «создать для них подходящих слуг, способных приносить им пользу и в то же время не мешать их отдыху и безделью»».

В конце 15 века и в первой половине 17 века Просвещение получило дальнейшее развитие в странах Европы. Было открыто множество религиозных школ. Состоятельные люди готовили своих детей к определенным профессиям.

В то же время в России также значительно увеличилось число грамотных людей. Церковь сыграла в этом огромную роль. «Термин «этикет» вошел в русский язык в начале XVIII века, и светский этикет распространялся только на общение лиц дворянского сословия.

У крестьян и ремесленников были свои правила поведения, которые соответствовали их образу жизни. Дети были непосредственными участниками этой жизни, поэтому специального образования не было. Усвоение правил поведения шло само собой, в процессе перенимания опыта старших.

Первая половина XIX века, период распада феодализма и роста новых капиталистических отношений, стала временем завершения процесса формирования русской нации. Образование было сословным, доступным только для привилегированных классов и фактически недоступным для крепостных.

Школа должна была воспитывать учеников в духе смирения и послушания, лояльности к правительству. Царское правительство учредило специальные государственные школы для многочисленных народов, где светские науки преподавались подготовленными учителями.

Среди прогрессивных педагогов этого периода были Я. Алтынсарин, А.Кунанбаев, которые внесли значительный вклад в развитие педагогической мысли. Алтынсарин считал, что школа по своему устройству должна служить примером новой культурной жизни в самом широком смысле этого слова, новых привычек, правил поведения, дисциплины, элементарной гигиены, ремесел.

А. Кунанбаев призывал к воспитанию личности, он был против телесных наказаний. Он поощрял физическое развитие, эстетическое и этическое воспитание школьников.

Культура поведения при социализме

Принципиальное отличие и решающее превосходство образования при социализме заключается в том, что школа превратилась из инструмента классового господства в учреждение, которое дает образование всем детям, независимо от их социального положения. Вопросы образования волнуют практиков и ученых в области образования. Воспитание культуры поведения происходит на всех этапах развития ребенка: дошкольное воспитание, школьная жизнь, внеклассная работа, работа детских организаций, секций, кружков, клубов и т.д.

Постоянно предпринимаются усилия по совершенствованию методов и техники преподавания. Дети усваивают правила не только теоретически, но и применяют их на практике, превращая правила в привычки.

Правила культуры поведения не избежали социального прогресса. Некоторые из них пережили свое время и были приняты новыми поколениями. Они существуют и в наше время (приветствие, прощание, посещение гостей, вручение подарков и другие).

Человек живет в обществе и не может быть свободен от требований этого общества. Эти требования в первую очередь связаны с моральными качествами и поведением человека. Требования не придумываются какими-либо людьми, не возникают спонтанно и произвольно, а складываются в процессе совместной работы и общения, приобретают характер определенных нормативных требований к человеку.

Многие выдающиеся педагоги прошлого указывали, что подготовку доброжелательного человека нельзя сводить только к его образованию и интеллектуальному развитию, а на первое место ставить формирование нравственных качеств.

«Педагог Ян Амос Каменский в своем трактате «Наставление нравственности» цитирует древнеримского философа Сенеку, который писал: «Сначала научись добрым нравам, а потом мудрости». Ибо без первого трудно научиться второму».

Наиболее полное и ясное описание преобразующей роли воспитания в развитии личности дал К.Д. Ушинский: «Конечно, образование ума и обогащение знаниями принесут много пользы, но, к сожалению… Одного ума и знаний недостаточно, чтобы укоренить в нас нравственное чувство, тот социальный цемент, который … связывает людей в честное, дружное общество.

«Сложившаяся система образования пыталась заставить людей соответствовать обстоятельствам жизни, научить их переносить якобы неизбежные трудности, но она не учила их изменять жизнь по законам красоты и нравственности.

Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера ориентации личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества.

С развитием демократических процессов возрос спрос на гармонично развитую, социально активную и творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и нести личную ответственность за их выполнение. Индивидуальные качества стали очень важны.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств, содержания и технологий. В содержание образования также входит система морально-этических чувств, определяющих поведение в различных жизненных ситуациях.

Быть гуманистом сегодня означает воспринимать человека как личность и уважать его достоинство. Можно простить ошибку, неопытность, даже неприятные привычки, но любые проявления грубости, неуважения, пренебрежения должны быть непростительны.,,,,

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, необходимо определить принципы педагогической деятельности учителя. Их постоянное, ежедневное выполнение поможет выстроить гуманистические отношения в процессе обучения детей.

Учитель воспитывает будущего гражданина. «Как работник государства, педагог должен выполнять государственный мандат в области образования. Таким образом, учитель должен быть проникнут верой в возможности каждого ребенка, верой в преобразующую силу своей педагогической деятельности, и с этой точки зрения рассматривать используемую им образовательную методику.

Для того чтобы работа педагога была успешной и приносила быстрые и положительные результаты, необходимо, чтобы во время образовательного процесса на первый план выходили сотрудничество, терпение и глубокая вовлеченность педагога в судьбу ребенка.

Учитель должен научить учащихся быть уверенными в себе и самооценке, развить стремление к самообразованию и самосовершенствованию, способствуя формированию культуры поведения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  1. Воспитание культуры поведения как черты личности — одна из важнейших задач, стоящих перед современной школой.
  2. важную роль в воспитании культуры поведения играет учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, личный пример педагога, единый педагогический эффект всех факторов.
  3. Формирование навыков культуры поведения также является условием эффективного обучения.
  4. Глубокое знание возрастной психологии и педагогики, умение вдохновлять учащихся на разные виды работ — залог успешного формирования культуры поведения.

Исходя из вышесказанного, а также из опыта работы преподавателей прошлого и настоящего, полученные результаты позволяют нам дать следующие рекомендации:

  1. в воспитании культуры поведения младших школьников воспитатели должны опираться на научный фундамент, используя опыт ведущих ученых истории педагогики: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский.
  2. в образовательном процессе необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников.
  3. учитель должен направить свои усилия на повышение осведомленности детей о том, как соблюдать правила поведенческой культуры.
  4. создать условия для проявления теоретических знаний правил на практике.
  5. для использования в своей профессиональной деятельности:
  6. Уроки, направленные на развитие культуры поведения;
  7. Игры и игровые упражнения, позволяющие детям понять и оценить свое поведение и поведение своих одноклассников;
  8. Обсуждение этических вопросов.

Список литературы

  1. законодательство об образовании в РК, Алматы, 2001.
  2. государственные общеобразовательные стандарты среднего общего образования РК. Начальное общее образование. Алматы, 2002.
  3. Азаров, Ю. П. Искусство воспитания. — М.: Просвещение, 1986 г. — 448с.
  4. Азбука нравственного воспитания. /Под редакцией Каировой И.А., Богдановой О.С./Москва: Просвещение, 1975.-320с.
  5. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? — М.: Педагогика.1986.-176с.
  6. Бектенгалиева С.Х. Особенности проявления тревожности у младших школьников// Начальная школа Казахстана//, 2003, №2 — с. 8.
  7. Богданова О.С., Петрова В.И. Формирование культуры поведения учащихся 1-3 классов. — М.: Просвещение, 1978.-157 с.
  8. Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах. -М.: Просвещение, 1980.
  9. богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методология этических бесед с детьми младшего школьного возраста. — Москва: Просвещение, 1985.
  10. Бушелева Б.В. О культуре поведения. — Москва: Просвещение, 1974.
  11. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. — Москва, 1989. 142с.
  12. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. — М.: Просвещение, 1977.
  13. Дереклеева Н.И. Родительские собрания, 1-4 классы. — М.: Вако, 2004. 140с.
  14. Дорохов, А.А. Как говорить о вежливости и правилах поведения. — М.:1970.
  15. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. -437с.
  16. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности школьника. — Москва, 1988. -223с.
  17. Кузнецова Л. Основы этической культуры. /Воспитание школьника/, 1998 г. — №3.-с.19.
  18. Киянченко Е.А. Учим детей общаться. /Начальная школа/, 2002 г. — №6. -с.43-47.
  19. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. — М.: Просвещение, 1974 г. — 447с.
  20. Лемяскина Н.А. Предмет «Культура общения в начальной школе. /Начальная школа/ — 2002 — №6. — с.68.
  21. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. — М.: Просвещение, 1985. -102 с.
  22. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные этапы: Профилактика антисоциального поведения. — М., 1990. — 142с.
  23. Нечаева В.Е. Уроки речевого этикета. /Начальная школа/ — 1998 — №3. -с.68.
  24. Плинер П.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. -М., 2000. -158с.
  25. Пидкасистый П.И. Педагогика. — Москва: Просвещение, 1996.
  26. Пирогов В.И., Гавриков А.И. Идейно-политическое воспитание младших школьников во внеклассной работе. — М.: Просвещение, 1987.
  27. Примерное содержание образования школьников / Под ред. Марченко И.С. / М.: Просвещение, 1984 г. — 140с.
  28. 28. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. — М.: Просвещение, 1992 г. — 158с.
  29. Тивикова С.К.. Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальной школе» / Школьное начало. 2004. — №2. — с.34.
  30. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах, М.-Л., 1950, т.8.
  31. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. — М.: Педагогика, 1989. — 155с.
  32. Ягодинский В. Как себя вести. /Образование школьников/ — 1990 г. — №2 — с.6.