Для связи в whatsapp +905441085890

Воспитание в первобытном обществе — Зарождение воспитания

Образование и воспитание, как социальное явление, может быть приравнено к социализации человека, под которой понимается процесс социального развития человека под воздействием всех факторов социальной жизни, процесс усвоения социальных ролей, ценностей, норм поведения. По мнению Ю. К. Бабанского, образование используется в двух смыслах: широком и узком. В широком социальном смысле эта концепция называется совокупностью формирующих воздействий всех государственных институтов, обеспечивающих передачу социально-культурного опыта, норм и ценностей из поколения в поколение. В более узком смысле, образование — это, прежде всего, влияние социальных институтов на индивида. Кроме того, термин «образование» имеет узкое педагогическое значение — специально организованная деятельность (работа), направленная на формирование особых качеств человека, взглядов и убеждений учащихся, осуществляемая во взаимодействии педагогов и учащихся в рамках системы образования.

Образование как социальное явление имеет ряд особенностей, которые выражают его суть:

Образование возникло из практической необходимости адаптации, акклиматизации подрастающего поколения к условиям общественной жизни.

Образование — вечная, необходимая и общая категория. Это необходимо, потому что это одно из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека.

Образование на каждом этапе социально-исторического развития носит конкретно-исторический характер в силу своего назначения, форм и содержания.

Воспитание подросткового поколения осуществляется за счет усвоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и в результате их вовлечения старшим поколением в социальные отношения.

Теория образования как один из основных разделов педагогики представляет собой определенный набор относительно однородных, внутренне согласованных и последовательных научно-педагогических положений, знание и понимание которых позволяет формировать форму и личностное развитие учащихся и конкретно воздействовать на коллектив в соответствии с избранными целями общего, национального и профессионального образования. В «Истории современной педагогики» Н.Ф. Басов связывает появление этой категории с отделением человека от животного мира, передачей опыта из поколения в поколение. Образование неразрывно связано с появлением человека и берет свое начало в первобытном обществе, характеризующемся коллективным трудом, потреблением и общей собственностью, а также борьбой за выживание.

Воспитание в первобытном обществе - Зарождение воспитания

Зарождение воспитания

Считается, что социальные и образовательные механизмы появились 2,5-1,5 млн. лет назад в ископаемых гоминидах, называемых habilis, которые создали археологическую культуру Олуваи в Африке. Эту культуру отличали первые надежные орудия труда, в том числе камень, дерево и кость. Эти инструменты означали начало социальности, начало перехода к новым социальным формам передачи переживаний. В этот период также наблюдалось развитие охоты, что повлияло на появление образования. Сбор и распределение продуктов питания происходило в племени, в первобытной семье, отсюда необходимость воспитания и передачи этой практики детям и последующим поколениям. Таким образом, в первобытном обществе наблюдаются самые первые условия для формирования образования. Поэтому можно сделать вывод, что образование в этот период основывалось на имитации взрослых. Дальнейшее становление образования как социального феномена было обусловлено изменениями, отраженными в появлении архантропов. Они обладали предпосылками концептуальной мысли и языка и жили в коллективах. В это время были усовершенствованы средства работы, что привело к появлению измельчающего блока, производство и использование которого уже требовало определенных знаний и навыков, которые можно было приобрести только в процессе обучения. Охота развивалась, требуя от охотников лучших навыков, хорошо обученных охотников и обученных молодых людей основным приемам охоты. К охарактеризованной эпохе относятся первые заданные начальные этапы формирования языка. Одним из стимулов для развития языка было то, что необходимо было передать накопленный опыт следующему поколению. Она облегчила и улучшила образовательную деятельность, способствовала формированию первых методов воспитания и образования — одобрения и неодобрения этой деятельности.

Становление воспитания

Около четверти миллиона лет назад начинается новый этап в формировании образования. Она длится более 200 лет и считается периодом существования последнего типа формирующихся людей — палеоантропов. Палеоантропы совершенствовали методы орудийного производства и охоты, осуществляли различные виды групповой хозяйственной деятельности. Развитие экономической деятельности способствовало улучшению общих условий жизни. Наряду с временным жильем стали появляться постоянные поселения, а также относительно более благоприятные условия для увеличения числа детей и продления их переходного периода до взрослой категории. В этот период возникло социальное неравенство, которое проявилось в дифференциации мальчиков и девочек и, как следствие, в разном образовании. Все эти изменения привели к постепенному дроблению общин на семьи, составляющие самостоятельную экономическую единицу, а также к появлению зачатков искусства и религии. Ритуалы стали одним из способов получения опыта в этот период. Им присуща образовательная функция, которая выражается в развитии определенных навыков. В исторической перспективе все это являлось предпосылкой для возникновения условий, которые впоследствии были необходимы для появления самого образования.

Раннее вовлечение детей в экономический труд было обусловлено бедностью и монотонностью жизненного цикла в первобытную эпоху и низким уровнем развития средств производства. Нельзя не заметить, что с ростом рождаемости произошли качественные изменения в уходе за старшими по возрасту за молодым поколением: Воспитание детей стало коллективным делом, а представители старшего поколения выступали в роли передатчиков подрастающему поколению традиций и опыта, накопленных в общине.

Особенности первобытного воспитания

Однако следует отметить, что в то время не существовало специальных методов и форм организации образования, и образование не отделялось от общей работы. Поэтому в данном случае можно говорить только о тенденциях, свидетельствующих о происхождении наиболее примитивных форм воспитания: вообще не было специально организованного процесса воспитания и обучения; воспитательное воздействие осуществлялось как прямое и преимущественно спонтанное воздействие социальной среды, окружающей ребенка. Тем не менее, эта совместная работа детей и взрослых со стороны старших воспитателей приобрела целенаправленный характер в соответствии с постепенно реализуемой целью и конечным результатом. С другой стороны, детская имитация поведения взрослых в повседневной жизни, в совместной работе, в игре, качественно осталась от форм животного: уже существует сознательная, целенаправленная деятельность, предполагающая волевые усилия и определенную систему социальных отношений. Следует отметить, что с момента их возникновения образовательные отношения основывались на активности и самостоятельности молодого поколения.

Таким образом, процесс формирования актуальных человеческих форм образования направлен на передачу не только опыта; экономической деятельности, но и воспроизводства того необходимого типа личности, который соответствовал бы возникающему: опыта управления. Объективный способ обучения требует определенного способа организации действий. В этом образовательном процессе содержались зародыши самой поздней педагогики, что каждое поколение училось у предыдущего, с той же целью формировалась социальная традиция передачи и преемственности приобретенных навыков.

С формированием общей хозяйственной деятельности и социальных отношений произошло качественное преобразование инстинктивного механизма заботы родителей о своем потомстве и присущего им инстинкта подражания из животного мира в социальный механизм наследования человеческого опыта.

В тяжелых условиях борьбы за существование основной потребностью была забота о физической подготовке детей и передаче опыта в экономической и трудовой деятельности. Очевидно, что не случайно в этом направлении был намечен первый «прорыв» — разработка и накопление эмпирических средств обучения и воспитания. Именно с этим и связана попытка зачать образование, так сказать, в потоке «магического образа мышления», определяемого ритуальной деятельностью тотемизма, как выяснили этнографы. В этом потоке произошло развитие некоторых техник передачи традиций, опыта: Имитация привычек животного тотема, наделенного человеческими качествами.

Работая вместе, дети и молодежь наблюдали за деятельностью взрослых и постоянно практиковались для приобретения соответствующих навыков.

Отношения всех членов клановой общины основывались на равенстве, групповой солидарности и взаимопомощи. Все эти качества формировали непреложный закон, регулятор поведения. Формирование соответствующих норм поведения у подрастающего поколения было предметом заботы всего общества. Для этого были использованы специальные образовательные средства. Они включали участие в ритуальных церемониях, праздниках и танцах, которые вовлекали детей в эмоциональную атмосферу родовых обычаев и образа жизни и развивали в них соответствующие идеалы и ценностные ориентиры. Применялись ритуальные запреты — всевозможные табу, запугивание, согласие и цензура, предупреждение.

Концепции происхождения воспитания

Авторы В.М. Кларин, А.М. Лушников, В.М. Петров утверждают, что историческая необходимость образования обусловлена объективной, социальной потребностью в подготовке молодого поколения к выполнению трудовых функций, что предполагает усвоение опыта производственной деятельности. Из расширения эмпирического опыта образования возникла необходимость его сохранения и продолжения, в результате чего дети все больше и больше вовлекались в трудовую деятельность. Михаил Владимирович считает, что в совместной работе ускоряется развитие детей и подростков, деятельность которых осуществляется совместно со взрослыми в различных видах работы. Далее Андрей Михайлович и Владимир Михайлович говорят о раннем вовлечении детей в трудовую деятельность, что связано с потребностями жизни. Она имела образовательную ценность, выражавшуюся не только в приобретении практических навыков, но и в усвоении норм общения, знакомстве с традициями поведения старших.

Таким образом, процесс формирования человека и общества включал в себя возникновение образовательной деятельности. Образование возникло из необходимости социального воспроизводства труда, что вызвало объективную потребность в образовании. Основная цель образования — передать накопленные знания и социально-исторический опыт подрастающим поколениям. В процессе обучения новые поколения должны приобрести знания, определенные трудовые навыки, принять нормы поведения в обществе, выработать определенную систему взглядов на жизнь. Поскольку перед каждым поколением стоят задачи, которые зачастую непредсказуемы, молодым людям необходимо сформировать определенные качества, которые помогут им справиться с новыми задачами, быть потенциально готовыми к их решению. Завершение антропосоциогенеза означало завершение формирования образования и превращение его в сформировавшееся общественное явления.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Направления и формы деятельности классного руководителя
  2. Средства эстетического воспитания
  3. Лингводидактический потенциал внеурочного мероприятия с точки зрения межкультурного подхода
  4. Образовательные программы начальной школы
  5. Система профессионального педагогического образования. Цели многоуровневой профессиональной подготовки
  6. Технология свободного труда С. Френе
  7. Требования к учебникам
  8. Семья как фактор воспитания
  9. Методы этнопедагогики
  10. Методологические аспекты в педагогике