Для связи в whatsapp +905441085890

Воспитание в трудовой колонии им. А. М. Горького — Колония беспризорников

Антон Семенович Макаренко — выдающийся советский педагог-психолог, основатель теории коллектива и человек, который провел большое количество исследований и экспериментов в сфере «трудной» подростковой психологии. Этот человек знаменит своими трудами и разработанными методиками воспитания коллектива, творческого развития младшего поколения, нравственного воспитания. Большинство людей знают его, как педагога, проводившего уникальную работу с подростками колонии им. Горького.

В педагогических концепциях Макаренко всегда главенствует ребенок и его личность. Он, опережая время, в своих сочинениях писал, что наставник должен принимать человека таким, какой он есть, во всех его проявлениях. За время своей педагогической деятельности Макаренко воспитал более 3000 подрастающих граждан в духе коммунизма.

Ядром его учения является понимание того, что воспитательный коллектив является средством формирования общественных норм и межличностных отношений. Другими словами, он использовал факторы коллектива в своих целях — дети сами участвовали в собственном воспитании, являясь одновременно субъектом и объектом этого процесса.

Плодом его трудов является огромное количество сочинений и методик воспитания, а также воспитательное учреждение, подтвердившее действенность марксистско-ленинских учений о воспитании и прославившее советскую педагогику в мире.

А. М. Горький после посещения учреждения был восхищен проведенной работой над детьми педагогами, и в частности Антона Семеновича. Дети отзывались о своем наставнике с гордостью и уважением, в них уже почти не осталось следа предыдущей, неблагополучной судьбы — они преобразились до неузнаваемости, как в свое время великий литератор Максим Горький. В общении с ним дети находили отражение своей судьбы и чувствовали с ним особенную связь, что в последствие отразится на названии колонии. Сам учитель углубленно описал работу в колонии и ее развитие в своей «Педагогической поэме».

Воспитание в трудовой колонии им. А. М. Горького - Колония беспризорников

Колония беспризорников

Макаренко принял решение, которое раз и навсегда изменило его жизнь, а позже подтолкнуло его к исследовательской работе — он возглавил колонию для бездомных детей под Полтавой. Первые месяцы он занимался творческим поиском методов работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Первые годы работы с детьми улицы сформировали его педагогическое кредо на всю жизнь. Примерно в это же время Макаренко написал: «Никогда еще я не чувствовал себя таким беспомощным». Но он должен был работать — у него была задача кормить, одевать и воспитывать детей, грамотно организовывать их свободное время и выстраивать с ними хорошие, дружеские отношения.

В то время он изучал многие педагогические труды и одним из первых в мире осознал, а позже в своих работах изложил, что не учитель учит ребенка, а его собственная жизнь. Таким образом, Антон Семенович самостоятельно открыл для себя основной закон образования, и ему помог опыт самостоятельной организации детского коллектива, в том числе забота о каждом ребенке и его судьбе.

Его первым открытием было то, что не строгий контроль и нравственные учения приносят наибольшую пользу, а общая, глубокая работа с детьми и объединяющее, общее дело. Эта работа для педагогов и детей состояла в реконструкции затопленной фермы недалеко от их колонии.

Одним из важнейших изобретений в коллективном деле стали «отряды» — временные группы заключенных, организованные не более чем на неделю. Это было сделано для того, чтобы улучшить адаптацию детей в новой среде, потому что до «реформ» Макаренко они были сформированы мастерскими и были неотделимы друг от друга и своей специальностью.

Блестящий учитель вдохновился в своем творчестве творчеством Максима Горького: В своих книгах он нашел сходство в судьбе писателя и его учеников. Горький в свое время прошел путь от бездомного до известного писателя и интеллектуала. Этот факт придал Антону Семеновичу силы и уверенность в том, что его протеже тоже выйдут из ямы собственной культурной бедности и безнравственности.

Есть интересная история о переименовании колонии в честь А. М. Горького: по вечерам заключенные с удовольствием читали его книги и были глубоко тронуты схожестью собственной судьбы и судьбы писателя. Они решили написать письмо Алексею Максимовичу и получили от него ответ. В результате сердечной переписки руководство колонии сменило название на «Трудовая колония имени А. М. Горького». А. М. Горький».

Макаренко любил говорить, что остановка — это смерть. И однажды это случилось с его сотрудниками — он начал испытывать кризис, «остановился». Педагог принял решение — о слиянии с другой колонией для несовершеннолетних правонарушителей. Антон Семенович в своей «Педагогической поэме» описал, что это совершенно разрушенное место, где воспитателями управляют дети, старейшины ведут счета, а младшие эксплуатируют младших. Но после некоторого времени неспокойного объединения это место превратилось в спокойную, упорядоченную, систематизированную организацию, подобно тому, как раньше существовала обитель «горьковцев». Таким образом, Макаренко, великий новатор своего времени, показал превосходство своей собственной концепции и ее безупречную работу. Это событие вошло в историю как «Куряжская операция» и стало примером превосходства педагогического мышления над стилем работы педагогов предыдущего поколения.

Учения и методики воспитания

А. С. Макаренко писал, что коммунистическое образование должно быть работой, потому что рабочие — важная часть государства. Главная задача наставников — помочь детям найти внутреннюю мотивацию к работе. Без готовности работать, позитивного отношения к нему, творчества невозможно. В таком воспитании Антон Семенович увидел содействие гармоничному психическому и физическому развитию личности подопечного.

Великий наставник воспитанников «Горького» развил в себе любовь ко всем видам работ, независимо от отношения к ним. От скучного долга к труду постепенно становился делом творчества новичков, они гордились своими достижениями и делились или с коллегами и педагогами. В институте Макаренко существовал «закон»: сложнейшая работа выполняется лучшей командой.

О воспитании в семье писатель рассказал, что необходимо адаптировать детей к будущей жизни, ориентировать их на работу, формировать правильное представление о затраченном времени и бережно относиться к расходуемым ресурсам.

«Участие в общей работе, — писал Макаренко, — помогает человеку выработать правильное нравственное отношение к другим — видеть в каждом человеке родственную душу, не осуждать бездельника, помогать ближнему в любой ситуации, потому что он может оказаться на его месте».

Педагог требовал от всех учеников безусловной дисциплины, но никогда не пользовался методами жесткого воздействия. Дисциплинированным он называл человека, который может выбрать правильное поведение, которое будет на благо общества, и следовать ему до конца, несмотря на трудности и неудобства — так что это не только торможение, но и стремление.

Макаренко объединяет понятия «дисциплина» и «мужество» в единое целое и дает четкое представление о школьном образовании. Он писал, что учителям приходится активно бороться с «смутьянами», а застенчивые, тихие, стервозные дети остаются без коррекционной работы учителей. Работа особенно важна в организованных командах — это его лицо, красота, движение. Антон Семенович также утверждал, что в дисциплинированном человеке нет места крикам и настроению — ребенок должен сдерживать себя и все ученики должны подчиняться режиму. Он также отверг «бесплатное образование», сказав, что наказание может быть использовано для воспитания как испуганного раба, так и твердого и уверенного в себе человека — это зависит только от того, как вы наказываете. Макаренко был строго против телесных наказаний, и им не разрешали. Санкции должны быть целенаправленными и последовательными, наверстывание упущенного в жару не допускается. Наказания должны быть индивидуальными и нечастыми, вызывающими чувство вины у виновного, а у других — чувство справедливости.

Такие основания позволяют предположить, что дисциплина тесно связана с общей моралью и воспитанием детей. Они доказывают, что учителя должны не только поощрять индивидуальные «удобные» черты характера учащихся, но и формировать моральный облик индивида в целом. При таком контроле и воспитании дальнейшее развитие личности школьника будет правильным и полноценным.

Основные положения концепции

Первым положением образовательной концепции Антона Семеновича Макаренко является проблема воспитания и формирования личности. Основным этапом коррекционной работы педагога является проекция действия. Макаренко считал, что знание и формирование целей работы учителя является важнейшей частью процесса воспитания подопечных.

Педагог утверждал, что развитие личности ребенка происходит только в процессе деятельности — независимо от того, что, воспитательная, трудовая, игровая, познавательная, физическая деятельность, — важно, чтобы они принимали в ней непосредственное участие и тем самым развивали различные необходимые качества, наряду с контекстуальными навыками и знаниями, соответствующими характеру деятельности. Иными словами, дети не только приобретают знания, непосредственно связанные с тем, что они делают, но и развивают самоконтроль, дисциплину, ответственность, настойчивость и другие важные личностные качества.

Развитие личности человека является основой образовательного процесса. Не приняв эту истину, мы не поймем всей системы Макаренко. Главный и самый главный педагог малыша — это его жизнь, а задача педагога — организовать эту жизнь, наполнить ее культурным наследием и теплыми отношениями с окружающими.

Но истина «жизнь научит» имеет другое значение: создавая детскую «домашнюю» обстановку, ограждая его от реальности общества и суровой реальности, мы препятствуем ее гармоничному и естественному развитию. Домашнее обучение в процессе воспитания приведет к тому, что в свое время ребенок не будет готов к самостоятельной жизни, не сможет самодостаточно и творчески выразить себя, так как у него нет естественной склонности к труду.

Ни современники, ни последующие поколения научных педагогов не смогли понять душу философии Макаренко. В своих работах он также часто использовал технический словарь: он работал со своими учениками на фабрике, и этот язык был перенесен в его работы и преобразован в методы. Он видел сходство между работой на фабрике и слаженными детьми, командой педагогов — собственным «изобретением» и открытием.

Антон Семенович утверждал, что сплоченная команда детей и воспитателей является самым мощным двигателем становления личности. Он также считал, что образование необходимо прежде всего для счастья человека и ничего больше. Об этом современные ученые забывают и получают сильное искажение оригинальных теорий и идей великого педагога 20-го века. Преподаватель Макаренко не ставится в голову, а является равноправной единицей команды, такой же, как и ученики. В группе он выделяется только своими навыками и знаниями, у него нет никаких привилегий. Дети в равной степени вовлечены в образовательный процесс вместе со старшеклассниками, создавая сплоченную, воспитательную команду. Это цель всех исследований Макаренко — группы, члены которой равны, создают и развивают себя и друг друга. Для Антона Семеновича нет приоритетного выбора между коллективным и индивидуальным: для него идеальным является их взаимодействие и взаимовыгодные отношения. Некоторые утверждают, что учитель был привержен делу развития коллектива. Но в конце концов, коллектив — это не серая масса, и индивидуум не единственный человек и существо, и они не могут существовать друг без друга. Человек вне общества, народ, коллектив, не имеет никакой ценности ни в себе, ни в себе; один он лишен всего, что делает его человеком. Весь процесс воспитания одного человека бесполезен, так же как и все личные качества человека бесполезны без окружающих его людей.

Точно так же, коллектив — это не безликое нечто без ничего человеческого, не просто механическая система, выполняющая «воспитательную» функцию. Коллектив — это развивающийся, живой, многослойный организм, который развивается вместе со всеми его участниками. Без личности не было бы ни группы, ни массы людей, как без общества не было бы и личности. Этот вывод является одним из посланий Антона Семеновича Макаренко.

Аксиомы педагогической технологии

Результатом титанических усилий Макаренко стало то, что он опередил свое время в распознавании и систематизации основных аксиом образовательной технологии, а именно:

  • ни одно действие учителя не должно противоречить цели образования;
  • Ни одно действие педагога никогда не должно определяться раз и навсегда как вредное или выгодное. Каждое действие и эффект должны рассматриваться как единая система;
  • никакая система средств не может быть закреплена навсегда: она развивается вместе с ребенком и обществом
  • все методы воздействия уместны и подходят: они проверяются опытом.

Макаренко также создал ряд определений до своего времени для описания экспериментов и исследований в своих работах, многие из которых используются современными учеными. Следует отметить, что эти термины отражают его собственные мысли и решения образовательных проблем и не являются новыми названиями старых методов.

В основе его работ лежит, скорее, углубление и дополнение смысла большого количества базовых педагогических определений, а также выработка ошибок предыдущих поколений ученых. Он определил три основные ошибки:

1) Тренировать разностороннюю личность ребенка, но не заниматься какой-то одной профессией. Макаренко считал, что работу следует разрешать только теоретически «сведущим» ученикам, и это не мешало ему обучать своих учеников нескольким профессиям на высоком уровне;

2) Не прививать детям любовь к работе. Чрезмерная «теплица» — не лучший способ формирования личности ребенка, поэтому не стоит относиться к работающему ребенку как к рабу — такие мысли были у Антона Семеновича.

3) Каждый образовательный инструмент и метод может быть полезен отдельно. Это принципиально неправильно, поскольку важнейшим аспектом педагогической деятельности является система средств и методов воздействия.

Развивая и совершенствуя свою концепцию, учитель утверждал, что личность нельзя воспитывать по частям, и учитель должен видеть конечный результат у каждого новичка. То есть существует 2 типа проекций, которые педагог должен воспроизводить в своей голове:

1) Проекция, подходящая для всех детей. Он должен быть как можно более конкретным и человечным (воспитать трудолюбивого, порядочного, честного, воспитанного работника, который будет счастлив всю жизнь). К сожалению, этот тезис был проигнорирован многими последователями теорий Макаренко, так как они не понимали его значение для образования человека;

2) Проектирование индивидуально для каждого ребенка. Необходимо раскрыть таланты и сильные стороны ученика, дать ему возможность занять профессию, соответствующую его способностям и навыкам, дать возможность реализовать себя в жизни как личность.

Антон сформулировал все это как закон развития личности. Однако его последователи мало что учли, и тем более конкретные действия хотели воспитать абстрактного округлого ребенка, против чего сам Макаренко всегда активно выступал. Он считал, что учитель должен видеть задание и не «идти вслепую».

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Способы организации педагогического общения
  2. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
  3. Проектирование педагогического объекта
  4. Теория созревания
  5. Концепция и технология интерактивного обучения
  6. Методика обучения в вузе
  7. Обучение детей в древней Греции
  8. Специфические принципы обучения
  9. Основные аспекты целостности педагогического процесса
  10. Требования к личности учителя в педагогической литературе