Для связи в whatsapp +905441085890

Восприятие цвета детьми — Теоретические аспекты обучения цветовосприятию

С древних времен цвет считается одним из важнейших свойств предметов и явлений окружающей жизни. Еще в древние времена люди пытались определить влияние цвета на человека. На протяжении многих веков цвет остается важным объектом исследования, только подход ученых к этой проблеме осуществлялся с разных сторон.

Следует отметить, что изучение цветовосприятия обычно проводится в комплексе и обогащается наукой о цвете — цветоведением, которое включает физические, физиологические и психологические аспекты изучения цвета.

Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в своих рисунках, аппликациях способствуют развитию их эстетического восприятия, чувства цвета. Знакомство детей с искусством и природой играет большую роль в решении этих задач. Чешский педагог Ян Амос Коменский однажды написал об этом.

В начале XVII века Я.А. Коменский первым рассмотрел проблему целенаправленного формирования у детей чувства цвета. А. Коменский первым рассмотрел вопросы целенаправленного формирования у детей чувства цвета. Он считал, что при выполнении этой работы значительная роль отводится зрительной деятельности. Создавая картину, дети учатся воспринимать цвета и наслаждаться ими.

Я. А. Коменский считал, что формирование у детей интереса к цветам должно быть постепенным и основываться на возрастных особенностях. Он рекомендовал давать детям что-то яркое и красочное уже в возрасте двух-трех лет, а на четвертом году настоятельно рекомендовал продолжать развивать цветовосприятие на основе «…того, что радует глаз». Он подчеркнул необходимость прививать детям эмоциональное отношение к цвету с самого раннего возраста.

По мнению Я.А. Коменского, цвет очень важен в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребенка как один из признаков предмета. Поэтому отношение детей к цвету может быть основано на их отношении к данному объекту (ребенку понравился вкус ярко-красного сочного помидора, и на основании этого у него возникло положительное отношение к красному цвету).

Да. А. Коменский посвятил свое внимание формированию чувства цвета в процессе восприятия детьми произведений изобразительного искусства. Он считал, что благодаря художественным образам ребенок может лучше воспринимать, замечать и наслаждаться различными цветами.

Взгляды Я.А. Коменского полностью разделял Ф. Фребель. А. Коменского полностью разделял Ф. Фребель. Он считал, что в процессе изобразительной деятельности дети учатся различать и использовать различные цвета и оттенки. Ф. Фребель уделял особое внимание качеству графических материалов, подбору цветов и оттенков для работы с детьми. Он рекомендовал использовать цвета, характерные для мотивов и природных явлений в окружении ребенка. Ф. Фребель считал, что при формировании у детей представлений о цветах педагог должен учитывать их интересы, эмоциональное отношение к тому или иному цвету. Поэтому он посчитал необходимым дать детям возможность выбрать тот цвет, который им приятнее и ближе. Если дети испытывают трудности с цветами, необходимо предложить им несколько раз посмотреть на предмет и выбрать подходящий для него цвет с помощью наводящих вопросов.

Для того чтобы научить детей воспринимать различные цвета и оттенки, Ф. Фребель предложил конкретные методы и приемы. Во-первых, он рекомендовал смотреть на цвет независимо от формы объекта. По мнению Ф. Фребеля, цвет должен быть представлен ради него самого. Во-вторых, Ф. Фребелю принадлежит одна из первых классификаций порядка названий детских цветов. Во-первых, называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т.д.). Затем цвета называются в соответствии с их внутренней силой (темный, светлый и т.д.), а в конце — отдельные цвета в соответствии с их способами смешивания.

M. Монтессори придавала такое же большое значение воспитанию чувства цвета. Она считала, что формирование чувства цвета играет важную роль в психофизическом развитии ребенка, но это развитие не происходит само по себе, а требует особых усилий со стороны педагога.

В своей работе по обучению детей цветам М. Монтессори придерживалась четырех этапов:

  1. активные действия самого ребенка, направленные на приобретение сенсорного опыта;
  2. ассоциация сенсорного восприятия с названием цвета учителем;
  3. ребенок узнает цвета по названию;
  4. ребенок запоминает цвета и самостоятельно называет их;

М. Монтессори считала, что эффективная работа по формированию у детей умения различать, называть и использовать различные цвета и оттенки возможна только при наличии специальных дидактических средств.

Восприятие цвета детьми - Теоретические аспекты обучения цветовосприятию

Теоретические аспекты обучения цветовосприятию

Впервые в истории образования М. Монтессори разработала наглядные и дидактические материалы для работы с детьми. Она утверждала, что постоянное взаимодействие ребенка с этими материалами способствует приобретению знаний о цветах даже у маленьких детей, которые способны упорядочить оттенки цветов по градации.

В российской педагогике интерес к детскому рисунку возник в 80-х годах 19 века, но его изучение продолжается и по сей день.

Все научные работы по изучению детского рисунка в той или иной степени, но обязательно касаются детского восприятия и использования цвета, как одного из ведущих средств художественной выразительности рисунка.

С позиции искусствоведа, историка, педагога рассматривал цвет в работах детей А.В. Бакушинский, который считал, что чувство цвета у ребенка проходит сложное развитие. Сначала ребенок предпочитает основные цвета, затем цветовая палитра усложняется и вводит огромное разнообразие цветов. Эволюция идет от окраски к цвету и тону, от цвета к свету. Но цвет долгое время остается главным компонентом детского творчества.

Впервые специальному исследованию цвета в дошкольном образовании была посвящена работа Е.А. Флериной «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста» (1965). (1965г.). Было отмечено, что на первых этапах работы детей с изобразительными материалами любой новый цвет воспринимается ими как большая эстетическая ценность. Но после того, как ребенок научился смешивать цвета и получать новые оттенки и цвета, он не может и не хочет ограничиваться одним цветом, но его привлекает его разнообразие. Е. А. Флерина подчеркнула, что при обучении детей дошкольного возраста педагоги обязательно должны учитывать эмоциональный характер цветовых решений. Ведь цвет служит средством выражения эмоционального состояния ребенка. (Красная елка, потому что она праздничная, красивая).

Работы Н.П. Сакулиной занимают особое место в теории и практике формирования цветовых представлений у детей дошкольного возраста. В результате специальных исследований она установила, что цвет имеет огромное значение в детском рисовании. Его часто используют с целью благоустройства — ведь нарисованный рисунок становится более ярким, радостным, привлекательным. Несоответствие выбранных цветов реальному колориту изображенных лиц не смущает ребенка. Он или она не считает это необходимым. Это связано с особенностями детского восприятия. В то же время отношение ребенка к цвету, как к украшению, создает богатые возможности для эстетического воспитания детей.

Цветовые впечатления, которые дети получают от окружающей их жизни, должны быть упорядочены, приведены в известную систему. Только при этом условии дети могут сравнивать предметы по цвету, определять цветовое сходство и различия. Дети также должны знать цвета, их названия, их отношения друг к другу и их свойства.

Н. П. Сакулина рекомендует знакомить детей с цветами в процессе изобразительной деятельности. Дети должны знать абстрактные цвета только после того, как они приобретут достаточный опыт восприятия цвета через наблюдение за окружающей средой.

Содержание и методы развития цветовосприятия детей, усвоение ими цветовых эталонов, знания о цветах и способах их приобретения были далее подробно изучены в результате проведения исследований по сенсорному воспитанию. Работа по сенсорному воспитанию и развитию позволила лучше понять природу перцептивного развития детей, его психологию.

А.В. Запорожец считал, что в основе восприятия того или иного свойства предмета (в том числе и цвета) лежат перцептивные действия, включающие сравнение окружающего мира с сенсорными «эталонами» или эталонами, которые расширяются в процессе развития.

Большой вклад в развитие теории восприятия свойств предметов внес Л.А. Венгер, ученик А.В. Запорожца, разработавший учение о сенсорных эталонах, которые принимают на себя функцию «образцов», «мер» и помогают фиксировать свойства предметов при сравнении, противопоставлении свойств того или иного предмета на основе определенной цветовой системы.

Е.Г. Пилюгина в своих исследованиях приводит данные, свидетельствующие о возможности развития тонкой дифференциации предметов разных оттенков и тонов у детей в первые дни и месяцы жизни. В этом случае предпочтение отдается не предмету определенного цвета, а общему сочетанию цветовой среды. В солнечные, ясные дни детям легче следить за движением зеленых, синих предметов. В пасмурные дни желтые, оранжевые объекты успешнее отслеживаются по мере их движения.

Сенсорные ориентиры

Э. Г. Пилюгина считает, что основной задачей ознакомления детей со свойствами предметов является накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.

Познакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, дать им систематические знания о свойствах предметов в раннем детстве еще невозможно и не нужно. Однако проводимая работа должна подготовить почву для последующего освоения стандартов, т.е. она должна быть построена таким образом, чтобы дети впоследствии могли легко освоить общие классификации и группировки свойств даже за порогом детства.

Система стандартов включает в себя основные цвета спектра. Она, как и Л.А. Венгер, советует не знакомить маленьких детей с синим цветом, так как одновременное введение синего и голубого может значительно затруднить формирование четкого цветового восприятия.

Л. Л.А. Ремезова рекомендовала начинать знакомство с цветовыми эталонами с формирования представлений детей о хроматических и ахроматических цветах, освоения их названий. Благодаря практическим занятиям дети учатся распознавать и называть эти цвета: Они выбирают эталон определенного цвета из набора различных цветов, заполняют предметную картинку определенным цветом и связывают представления о реальных объектах.

Она рекомендует также знакомить маленьких детей с оттенками цветов. На этом этапе детей следует научить сравнивать три объекта красного, желтого, зеленого и синего цветов, которые отличаются по яркости. В то же время дети все больше осваивают сравнительную оценку яркости предметов (темнее, светлее, еще светлее): сначала детей учат раскладывать предметы по порядку по образцу, а затем по правилу — начиная с самого темного.

В исследовании Т.Г. Казаковой показано, что дети дошкольного возраста могут соотносить цвета с характерными явлениями окружающей действительности.

T. С. Комарова проделала большую работу по сенсорному воспитанию и развитию чувства цвета у детей. Выяснилось, что дети не стремятся к разнообразию цветов и могут нарисовать весь рисунок одним цветом. Т. С. Комарова объясняет это тем, что ребенка изначально привлекает форма предмета, но не цвет.

Т. С. Комарова также отмечает, что большое значение в восприятии красоты окружающей действительности имеет не только наблюдение за цветом, но и практическая деятельность ребенка. При работе с детьми учитель должен начать с наблюдения, прежде чем приступить к графической деятельности.

Задачи сенсорного воспитания, в том числе развитие чувства цвета, включены в программное содержание педагогической системы, разработанной Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и др. Обучение основано на расширении представлений детей о сенсорных эталонах цвета для формирования достаточно сложной системы представлений о цветах и оттенках.

Исследователи, педагоги и психологи считают, что у детей необходимо специально развивать цветовосприятие и чувство цвета, и подчеркивают важность конкретных наблюдений, занятий, игр и так далее.

Таким образом, анализ литературы свидетельствует о том, что формирование у детей чувства цвета широко представлено в истории педагогики, а также в исследованиях по сенсорному воспитанию и методике обучения изобразительной деятельности.

В результате теоретического изучения литературы можно сделать вывод, что у детей необходимо целенаправленно развивать цветовосприятие и цветоощущение. Эта работа должна проводиться в рамках специальных мероприятий: Занятия, наблюдения в природе, в повседневной жизни, в различных играх.

Особенности возрастных характеристик детей дошкольного возраста

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его или ее общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной социальной функции. Желание ребенка выполнять одну и ту же функцию приводит к противоречию с его реальными способностями. Это противоречие разрешается развитием игры, которая становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними объектами предполагает их связь с другими действиями с другими объектами. Для младших дошкольников основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются играми с одной или двумя ролями и простыми, неразвитыми действиями. Игры с правилами только начинают развиваться в этом возрасте.

На четвертом году жизни у детей продолжают развиваться психические функции, физические способности, увеличивается скорость роста. Активность ребенка возрастает, повышается его целенаправленность, движения становятся более разнообразными и скоординированными.

С этого возраста происходят значительные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, развитии отдельных психических процессов и взаимоотношений с окружающими. Самым важным достижением в этом возрасте является то, что действия ребенка приобретают осознанный характер. В различных видах деятельности — в игре, в рисовании, в строительстве, а также в повседневном поведении — дети начинают действовать в соответствии с заранее определенной целью, хотя эта цель может быть потеряна из-за неустойчивости внимания. Ребенок быстро отвлекается, отказывается от одного дела в пользу другого.

Рисуя, ребенок начинает определять себя через графические образы — представления о том, как изображаемый объект должен выглядеть на бумаге. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические изображения плохие. Для одних детей картинки не имеют деталей, в то время как для других рисунки могут быть более подробными. Дети уже умеют обращаться с цветом.

Моделирование очень важно для развития мелкой моторики. Младшие дошкольники способны придавать форму простым предметам под руководством взрослого.

Известно, что аппликация положительно влияет на развитие восприятия. В этом возрасте дети имеют в своем распоряжении самые простые виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничивается строительством простых конструкций по образцам и идеям.

В изобразительной деятельности и конструировании дети переходят к намеренному представлению объектов, хотя способы реализации этого намерения еще несовершенны.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, что особенно ярко проявляется в игре, когда одни предметы выступают в роли заменителей других.

В изобразительной деятельности и конструировании дети переходят к намеренному представлению объектов, хотя способы реализации этого намерения еще несовершенны.

Улучшается сенсорное развитие. Ребенок не пытается рассмотреть или потрогать предмет. Дети не отвечают на вопрос о том, на что похож объект. Трехлетний ребенок уже способен не только рассматривать свойства предметов, но и усвоить некоторые общие представления о разновидностях этих свойств — сенсорные эталоны формы, размера, цвета и другие. Они становятся образами, эталонами, с которыми сравниваются характеристики воспринимаемых объектов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное мышление. Ребенок способен объединять предметы не только по внешнему сходству (форма, цвет, размер), но и усваивать общие представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит связь объектов, которые имеют общую цель или попадают в общую ситуацию.

Перцептивная деятельность развивается в младшем дошкольном возрасте. Дети переходят от использования стандартов доски — отдельных единиц восприятия — к сенсорным стандартам — культурно развитым средствам восприятия. К концу дошкольного возраста дети воспринимают до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны различать предметы по величине, ориентироваться в пространстве дошкольной группы и, при определенной организации образовательного процесса, во всем дошкольном пространстве.

Развивается память и внимание. По подсказке взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. В то же время трансформация ситуаций осуществляется в некоторых случаях на основе сознательных попыток, с учетом желаемого результата. Дошкольники способны устанавливать некоторые скрытые связи и отношения между объектами.

Сознательный контроль поведения только начинает формироваться; во многих отношениях поведение ребенка все еще ситуативно. В то же время можно наблюдать случаи, когда ребенок ограничивает собственные подсказки и сопровождает их словесными инструкциями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети во многом ориентируются на оценку родителей и других взрослых. Их гендерная идентификация также продолжает развиваться, проявляясь в типах игрушек и выбранных темах.

В этом возрасте происходят значительные изменения в развитии речи: значительно увеличивается словарный запас, появляются элементарные виды суждений об окружающем.

Таким образом, достижения в развитии детей младшего возраста создают благоприятные условия для значительных сдвигов в характере обучения.

Состояние цветовосприятия у детей дошкольного возраста

Визуальное творчество — это особый процесс, поскольку его результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Выстраивая отношения со специалистом, говорящим на языке искусства, ребенок приобретает новый опыт, который он может взять с собой в жизнь. Главное — создать пространство безопасности и доверия. Это пространство на некоторое время становится для ребенка чистым листом бумаги. Через творчество ребенок адаптируется, «примеривается» к окружающему его миру.

Творчество открывает двери для выражения бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в форме, символической для ребенка, значимой и, возможно, необычной для всех остальных.

Истоки детского изобразительного творчества лежат в раннем возрасте, и к началу дошкольного детства ребенок, как правило, уже имеет определенный (хотя и ограниченный) запас идей, позволяющих ему создавать отдельные образы. Детский рисунок включает в себя различные формы опыта, который ребенок приобретает в процессе действий с предметами, их зрительного восприятия, самой изобразительной деятельности и обучения со стороны взрослых.

В процессе развития рисования у ребенка возникает потребность использовать цвет. В то же время в использовании цвета проявляются две тенденции. Одна из тенденций заключается в том, что ребенок использует цвет произвольно, то есть он может окрашивать предмет или его части в цвета, которые часто не соответствуют реальному цвету предмета. Например, у нарисованного человечка одна рука может быть красной, а другая синей; отдельные пряди волос на его голове могут быть нарисованы разными цветами. Другая тенденция заключается в том, что ребенок пытается раскрасить изображенный предмет в соответствии с его реальным цветом. В этом случае дети используют цвет некоторых предметов как обязательный признак и рисуют изображение предмета однообразно, без передачи оттенков. Это объясняется тем, что дети используют знания о цвете предмета, определенные со слов взрослых, минуя собственное восприятие.

В раннем дошкольном возрасте закладывается основа для освоения детьми системы основных цветов и некоторых оттенков. Как и при понимании других свойств предметов, дети сначала воспринимают основные из них и бессознательно отбрасывают детали.

Характерно, что в этом возрасте в процессе продуктивной деятельности овладение названиями цветов происходит как бы «незаметно», как бы без тренировки. Но это не так. Общаясь в повседневной жизни, взрослые неоднократно повторяют ребенку названия того или иного цвета, устанавливая взаимные отношения между цветами окружающих предметов, цветами графических инструментов и цветами-определениями. Таким образом, ребенок запоминает систематику цветов в наборе.

По данным Е.А. Флериной, у детей в возрасте 3-4 лет есть потребность знать, называть и различать 5-6 разных цветов. Основное внимание детей занимает передача формы и структуры предмета, а цвет они передают лишь в единичных случаях, когда цвет интенсивный, яркий, вызывает эмоции и привлекает внимание детей. В этом возрасте отношение к цвету как к свойству, присущему данному предмету, неустойчиво — повторяя изображение предмета, ребенок может менять окраску по своему вкусу. Так, часто первое изображение елки бывает зеленого цвета, второе — другого цвета: красного, синего и т.д. Лишь постепенно локальный цвет некоторых объектов усваивается детьми как обязательный признак. При этом дети способны находить подходящий цвет для создаваемого изображения и правильно воспринимать основные свойства цветов.

Н. П. Сакулина рекомендует знакомить детей с цветами в процессе изобразительной деятельности. Дети должны знать абстрактные цвета только после того, как они приобретут достаточный опыт цветовых представлений через наблюдение за окружающей средой. Подобный опыт дети приобретают сравнительно рано, и в возрасте 3-4 лет уже возникает потребность знать названия и различать пять-шесть самых разнообразных и насыщенных цветов.

Без обучения можно выучить только общие цвета: Красный, зеленый, желтый, синий. Названия цветов — серый, голубой, розовый — устанавливаются позже и, как правило, после особого внимания к ним. Особая трудность для детей заключается в том, что из-за малого опыта не все объекты и их цвета соответствуют представлениям детей.

К тому времени, когда ребенок достигает дошкольного возраста, он может овладеть перцептивными действиями, развитыми в раннем детстве. Глаза детей сначала привыкают к самым простым, а затем к более сложным цветовым сочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветовые сочетания другим, используя выражения: ʺэто красивоʺ, ʺмне нравится этот цветʺ, ʺэто некрасивоʺ, ʺмне не нравится этот цветʺ и т.д.

Е.А. Флерина рассматривала проблему художественного цветовосприятия как наиболее существенную в изобразительной деятельности и утверждала, что дети любят цвет, он доставляет им ʺэстетическое удовольствиеʺ. Рисуя красками, маленький ребенок не столько заботится о цветовом изображении объекта, сколько о том, чтобы раскрасить свой рисунок в тот цвет, который ему особенно нравится. Он использует цвет как средство выражения (ярко раскрашивая то, что ему особенно нравится, что он любит).

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Сновидения: причины, виды, научное толкование сновидений
  2. Методы психологии стресса
  3. Психологическая коррекция аутизма
  4. Депрессия и тревога
  5. Исследование невербального общения на сцене
  6. Психолого-педагогическое сопровождение школьников с низким уровнем учебной мотивации
  7. Психологические картинки
  8. Социальные установки в психологии
  9. Исследование психологических особенностей детей
  10. Предмет потребности