Для связи в whatsapp +905441085890

Восприятие движения и времени — Физическая основа восприятия

Восприятие — это целостное представление о предметах, ситуациях, явлениях, которое возникает в результате непосредственного воздействия физических стимулов на рецепторные поверхности органов чувств.

Внешние явления, действующие на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений, без какой-либо контр-активности субъекта по отношению к воспринимаемому эффекту. Способность чувствовать дана нам и всем живым существам с нервной системой от рождения. Только человек и высшие животные наделены способностью воспринимать мир в виде образов, и эта способность развивается и совершенствуется в их жизненном опыте.

Содержание восприятия не выходит за пределы элементарных форм отражения, а сущность процессов восприятия состоит лишь в отражении индивидуальных особенностей предметов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за рамки элементарных форм.

Человек живет не в мире отдельных пятен света или цвета, звуков или прикосновений; он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что он воспринимает, всегда представляется ему в виде целостных образов. Отражение этих образов выходит за рамки отдельных ощущений. Совместная работа органов чувств приводит к синтезу отдельных сенсорных впечатлений в сложные интегрированные системы. Только благодаря такому объединению изолированные ощущения трансформируются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых объектов или ситуаций.

Поэтому главное отличие восприятия от ощущения — это предметное восприятие всего, что воздействует на нас, то есть отражение объекта реального мира в совокупности всех его признаков или, другими словами, целостное отражение объекта.

Помимо сенсорных впечатлений, в процессе восприятия задействованы также предшествующий опыт, процессы понимания того, что воспринимается, то есть психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. По этой причине восприятие часто называют перцептивной системой человека.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие — это очень сложный процесс, требующий значительной аналитической и синтетической работы. Поэтому восприятие лучше всего описывается как перцептивная деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление об объекте, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Большую роль в восприятии играет наше желание воспринять тот или иной объект, осознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на достижение лучшего восприятия, и настойчивость в этих усилиях. Таким образом, внимание и направленность (в данном случае желание) участвуют в восприятии объекта реального мира.

Можно сделать вывод, что восприятие — это очень сложный, но в то же время единый процесс, направленный на познание того, что волнует нас в данный момент.

Восприятие движения и времени - Физическая основа восприятия

Физическая основа восприятия

Физиологической основой восприятия являются процессы в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Таким образом, под воздействием раздражителей в нервных окончаниях, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое передается по проводящим путям в нервные центры и, наконец, в кору головного мозга. Здесь она переходит в проекционные (сенсорные) области коры головного мозга, которые являются как бы центральной проекцией нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проецирующая область, формируется определенная сенсорная информация.

Следует отметить, что описанный выше механизм является механизмом формирования ощущений. Фактически, ощущения формируются на уровне предложенной схемы. Следовательно, ощущения можно рассматривать как структурный элемент перцептивного процесса. Собственные физиологические механизмы восприятия активизируются в процессе формирования целостного образа на следующих этапах, когда возбуждение передается от проективных зон к интегративным зонам коры головного мозга, где завершается формирование образов явлений реального мира.

Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция совершенно иная, чем у проективных зон.

Физиологическая основа восприятия усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной активностью, эмоциональными переживаниями и различными мыслительными процессами.

Следовательно, нервные возбуждения, вызванные в органах чувств внешними раздражителями, достигают нервных центров, где они вовлекают различные области коры головного мозга и взаимодействуют с другими нервными стимулами. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих друг с другом и охватывающих различные зоны коры на большой площади, является физиологической основой восприятия.

Временные нервные связи, которые делают возможным процесс восприятия, могут быть двух видов: те, которые образуются внутри анализатора, и те, которые образуются между анализаторами. Первый тип имеет место, когда организм подвергается воздействию сложного стимула той или иной модальности. В этом случае нейронные связи формируются не только в ответ на сами стимулы, но и на их соотношение — временное, пространственное и т.д. (так называемый установочный рефлекс). В результате процесс интеграции или сложного синтеза происходит в коре больших полушарий.

Второй тип нейрональных связей, образующихся под влиянием сложного стимула, — это связи внутри разных анализаторов, образование которых И.М. Сеченов объяснял наличием ассоциаций (зрительных, кинестетических, тактильных и др.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер.

Итак, в центре сложного процесса формирования перцептивного образа находятся системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, которые обеспечивают наилучшие условия для видения стимулов и учитывают взаимодействие свойств объекта как сложного целого.

Восприятие движения и времени

Восприятие движения происходит благодаря очень сложному механизму, природа которого еще не до конца понятна. Когда объект перемещается в пространстве, мы воспринимаем его как движущийся, потому что он покидает поле наилучшего зрения, заставляя нас двигать глазами или головой, чтобы снова зафиксировать на нем взгляд. Это приводит к двум явлениям.

Во-первых, смещение объекта по отношению к положению нашего тела говорит нам о его перемещении в пространстве. Во-вторых, мозг регистрирует движение глаз вслед за объектом.

Второе особенно важно для восприятия движения, но механизм обработки информации о движениях глаз очень сложен и противоречив.

Однако восприятие движения нельзя объяснить только движением глаз — мы воспринимаем движение в двух противоположных направлениях одновременно, хотя глаз, очевидно, не может двигаться в противоположных направлениях одновременно.

Косвенные сигналы, несомненно, играют важную роль в восприятии движения, создавая опосредованное впечатление о движении. Механизм использования косвенных признаков заключается в том, что когда обнаруживается признак движения, он обрабатывается интеллектуально и выносится суждение о том, что объект движется.

Таким образом, впечатление движения может быть создано непривычным положением неподвижных частей объекта.
Все теории восприятия движения можно разделить на две группы.

Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, последовательных зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает в результате слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт).

Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, несводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории утверждают, что как, например, мелодия — это не простая сумма тонов, а качественно отличное от них целое, так и восприятие движения несводимо к сумме элементарных зрительных ощущений, составляющих это восприятие.

Основным принципом восприятия движения является постижение ситуации в объективной реальности на основе всего предыдущего опыта человека.

Самые элементарные формы — это процессы восприятия длительности и последовательности, основанные на элементарных ритмических явлениях, известных как «биологические часы». К ним относятся ритмические процессы, происходящие в корковых и подкорковых нейронах. Например, чередование сна и отдыха. С другой стороны, мы воспринимаем время, когда делаем работу, то есть когда происходят определенные нейронные процессы, которые обеспечивают выполнение нашей работы.

В зависимости от длительности этих процессов, чередования возбуждения и торможения, мы получаем определенную информацию о времени.

Оценка продолжительности времени также зависит от эмоциональных переживаний. Когда события вызывают позитивный настрой, кажется, что время проходит быстро. И наоборот, негативный опыт затягивает течение времени.

Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться в то место пространства, из которого мы стартовали, но мы не можем вернуться в прошедшее время.

Благодаря этому мы воспринимаем течение времени, что, в свою очередь, создает объективный порядок необратимой последовательности событий. И мы устанавливаем этот порядок на основе причинно-следственных зависимостей последовательности одного события за другим.

Поскольку время — это направленная величина, вектор, его однозначное определение подразумевает не только систему единиц измерения (секунда, минута, час, месяц, век), но и постоянную точку отсчета, от которой ведется отсчет. В этом время радикально отличается от пространства.

В пространстве все точки равны. Со временем должна появиться привилегированная точка. Естественной точкой отсчета времени является настоящее, которое делит время на предшествующее прошлое и последующее будущее. Она одна, как будто сразу дана как нечто настоящее; от нее взгляд устремлен в прошлое и в будущее.

Поэтому необходимо различать два аспекта в восприятии человеком времени: субъективный и объективно-обусловленный.

Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой произошедшего события, которая, в свою очередь, зависит от того, насколько данный отрезок времени наполнен событиями, а также от его эмоциональной окраски. Объективно-условный аспект относится к объективной последовательности событий и последовательности условных опорных точек или временных интервалов.

Роль восприятия в жизни человека

Человеческое восприятие, задачей которого является формирование правильной картины окружающей действительности, подчиняется определенным законам. Многие факты указывают на большую роль, которую играют движения в восприятии, и это особенно касается основных видов восприятия: зрительного, слухового и тактильного.

Без движения внешних органов чувств или внутреннего движения, которое их заменяет, формирование адекватного образа, по-видимому, не происходит, и вид движений, совершаемых в перцептивной системе, играет важную роль в точном определении реального образа воспринимаемого нами мира.

Большой вклад в понимание психофизиологических механизмов восприятия, связанных с движением, внес русский физиолог И.М. Сеченов. Он напрямую связал их с работой мышечной системы. И.М. Сеченов писал, что расстояние до предметов, их глубина и высота, манера и скорость их движения — все это продукты «мышечного чувства», т.е. ощущения, передаваемые в мозг работающими мышцами. То же мышечное чувство, которое нарушается при прерывистых периодических движениях, становится мерой времени.

Скорость сокращения мышц, связанных с органами слежения за объектом, манера сокращения мышц могут передавать информацию о характере движений самого объекта. Следовательно, первый и основной закон восприятия заключается в его непосредственной связи с работой мышц, с различными видами движений, несущих в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.
Другим важным законом восприятия является относительная устойчивость уже сформированных образов, особенно когда их функция связана с мышлением.

Правильное восприятие требует постоянной практики и постоянного потока информации в центральную нервную систему, которая корректирует неправильно сформированные образы. Бом заключает: «Общие структурные элементы «настройки», заложенные в мозге с самого раннего детства, имеют тенденцию разрушаться, когда не сталкиваются со средой, имеющей адекватную структуру. Этот тип настройки на внешний мир, который поддерживается у взрослых стимулами, постоянно действующими на их органы чувств, создается и развивается с детства.

Вопрос о том, как на наше восприятие влияет внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа пока не найдено. Со времен английского философа и психолога Джона Локка, который одним из первых заинтересовался этой проблемой, было предложено множество концепций восприятия. Одна из них называется нативистской (от слова «nature» — природа).

Согласно этой теории, восприятие происходит от «способностей ума», которыми человек обладает от природы. Другая теория утверждает, что формирование имиджа является результатом обучения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в виде ментальных установок, общих идей и концепций. Они непосредственно влияют на восприятие и определяют содержание, смысл и характер возникающих образов.

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс, включающий активный поиск признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решения.

Последовательность действий в этом процессе можно представить следующим образом:

  1. первоначальное выделение набора стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же конкретному объекту.
  2. поиск в памяти похожего или подобного по составу сенсорного комплекса признаков, сравнение с воспринятым позволяет судить о том, что это за объект.
  3. отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения. 4.
  4. окончательный вывод о том, что это за объект, приписывая ему еще не воспринятые свойства, характерные для объектов того же класса.

Из всего, что уже было сказано о восприятии, следует, что оно изменяется, то есть развивается, под влиянием условий жизни человека.

Восприятие пространства

Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем. Все объекты находятся в пространстве, а каждое явление существует во времени. Пространственные свойства присущи всем объектам, так же как временные характеристики характерны для каждого явления или события. Пространственные свойства объекта включают: Размер, форма, положение в пространстве.

При восприятии размера объекта важную роль играет размер его изображения на сетчатке глаза. Чем больше изображение на сетчатке, тем крупнее кажется нам объект. Это, вероятно, связано с тем, что размер изображения воспринимаемого объекта на сетчатке зависит от величины зрительного угла. Чем больше размер зрительного угла, тем больше изображение на сетчатке. Вполне логично, что эта закономерность сохраняется на одинаковом расстоянии от нас объектов.

Рассмотрение расстояния до объектов основано, прежде всего, на нашем опыте восприятия объектов на разных расстояниях от них. Существенным подспорьем для восприятия размеров предметов является знание приблизительных размеров предметов. Как только мы узнаем объект, мы сразу же воспринимаем его размер таким, какой он есть на самом деле. В целом, следует отметить, что постоянство размера значительно увеличивается при восприятии знакомых объектов и значительно уменьшается при восприятии абстрактных геометрических фигур.

Следует также подчеркнуть, что постоянство восприятия существует только в известных пределах. Когда мы находимся очень далеко от объекта, он кажется нам меньше, чем есть на самом деле. Еще одной особенностью восприятия объекта в пространстве является контрастность объектов. Среда, в которой мы воспринимаем объект, оказывает заметное влияние на его восприятие. Например, человек среднего роста в окружении высоких людей будет казаться намного меньше своего реального роста.

На восприятие размера объекта также может влиять совокупность, в которой находится объект. Кроме того, цвет объекта влияет на восприятие его размера. Светлоокрашенные объекты кажутся немного больше, чем темноокрашенные. Объемные формы, такие как сфера или цилиндр, выглядят меньше, чем соответствующие плоские изображения.

Не менее сложным, чем восприятие размера, является восприятие формы объекта. Во-первых, следует отметить, что феномен постоянства существует и в восприятии формы. Например, когда мы смотрим на квадратный или круглый предмет сбоку, его проекция на сетчатке глаза выглядит как эллипс или трапеция. Тем не менее, мы всегда видим один и тот же объект одним и тем же способом, в одной и той же форме.

Процесс восприятия объемной формы очень сложен. Мы воспринимаем объем фигуры, потому что человеческие глаза обладают способностью бинокулярного зрения. Бинокулярный эффект обусловлен тем, что человек смотрит двумя глазами. Бинокулярный эффект заключается в том, что когда оба глаза смотрят на один и тот же объект, изображение этого объекта на сетчатке левого и правого глаза отличается. При бинокулярном зрении смещение изображений на сетчатке создает впечатление единого, но рельефного трехмерного объекта.

Однако бинокулярное зрение — не единственное требование для объемного восприятия объекта. Когда мы смотрим на предмет одним глазом, мы все равно воспринимаем его рельеф. Большую роль в восприятии объемной формы объекта играет знание объемных особенностей этого объекта и распределения света и тени на объемном объекте.

Человеческое восприятие пространства имеет ряд особенностей. Это связано с тем, что пространство трехмерно, и поэтому его восприятие требует совместной работы нескольких анализаторов. В этом отношении восприятие пространства может происходить на разных уровнях.

В восприятии трехмерного пространства в первую очередь задействованы функции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет форму трех заполненных жидкостью, изогнутых, полукруглых трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях.

Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая трубки, переполняется, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении стабильности тела (статическое ощущение).

Вестибулярный аппарат тесно связан с глазодвигательной системой, и любое изменение в нем вызывает рефлекторные изменения положения глаз. Например, пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом, наблюдаются при быстрых изменениях положения в пространстве.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Теория структурного баланса Хайдера
  2. Э. Фромм ‒ социальный психолог, психоаналитик, создатель гуманистического психоанализа
  3. Психологические особенности личности несовершеннолетних, совершивших корыстные преступления
  4. Психология возрастного развития личности
  5. Творчество как основа философии Фридриха Ницше
  6. Детская нейропсихология
  7. Психолого-педагогические условия развития нравственного поведения у старших дошкольников с зпр
  8. Особенности становления образа «я» у старших дошкольников — Понятие, структура и функции Я-концепции
  9. Эксперименты в когнитивной психологии
  10. Психоанализ уилфреда биона