Для связи в whatsapp +905441085890

Восприятие и его свойства — Пороги чувствительности

Простейшим и первым элементом чувственного восприятия и человеческого сознания является ощущение. «Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувствах», — гласит старая пословица. Ощущения — это отражение индивидуальных характеристик предметов и явлений, которые непосредственно воздействуют на органы чувств в данный момент. Характерной особенностью ощущений является их непосредственность, прямота. Ощущения возникают, как только наши органы чувств вступают в контакт с тем или иным объектом материального мира, и существуют несколько мгновений, после чего трансформируются в восприятие.

Как происходит процесс ощущения? Физиологический аспект ощущений — это анализатор, который состоит из рецепторов (глаз, ухо, вкусовые луковицы на поверхности языка и т.д.), нейронных путей и соответствующего участка мозга. Для возникновения ощущения необходимо, чтобы определенный предмет или явление воздействовали на рецептор своим специфическим свойством, цветом, температурой, поверхностью, вкусом, запахом и т.д. Воздействие может происходить контактным путем (вы касаетесь предмета непосредственно пальцем, рукой, кожей или кладете его на язык, подносите к носу и т.д.). Однако во всех случаях воздействие объекта раздражает специфические сенсорные рецепторные клетки. Стимуляция — это физиологический процесс, под воздействием которого в нервных клетках происходит физиологический процесс — возбуждение, которое передается по афферентным нервным волокнам в соответствующую часть мозга. Только в мозгу физиологический процесс преобразуется в психический, и человек ощущает то или иное свойство предмета или внешнего вида.

Типы ощущений. Человеческие ощущения бесконечно разнообразны. Существует несколько способов классификации ощущений. Обычно для классификации используются следующие критерии:

  1. в зависимости от наличия или отсутствия прямого контакта рецептора со стимулом, вызывающим ощущение;
  2. в соответствии с расположением рецепторов;
  3. по времени появления в процессе эволюции;
  4. в соответствии с модальностью (типом) стимула.

Наиболее распространенной является систематизация, предложенная английским физиологом И. Шеррингтоном, который выделял три основных класса ощущений:

  1. экстерорецептивная, возникает в результате действия внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела;
  2. интерорецептивные (органические), которые сигнализируют о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.д.);
  3. проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.

Схема И. Шеррингтона позволяет разделить общую массу экстерорецептивных ощущений на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (тактильные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Самой старой является органическая (прежде всего болевая) чувствительность, за ней следуют контактные формы (прежде всего тактильные, т.е. осязание). И слуховые, и особенно зрительные рецепторные системы должны рассматриваться как самые молодые в эволюционном плане. Наиболее важными для функционирования психики человека являются зрительные (85% всей информации о внешнем мире), слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения. Особенности зрения и слуха будут подробно рассмотрены при анализе механизмов человеческого восприятия. Теперь мы сосредоточимся на анализе органических и тактильных ощущений.

Органические ощущения включают в себя в основном чувства голода, жажды и сытости, а также болевые комплексы и сексуальные ощущения. Чувство голода возникает, когда возбуждается пищевой центр мозга, расположенный в гипоталамусе. Электрическая стимуляция этого центра (с помощью вживленных туда электродов) заставляет животных непрерывно есть, а его разрушение приводит к отказу от пищи, то есть к смерти от истощения. Существует также специальный центр сытости, стимуляция которого, наоборот, приводит к непрекращающемуся голоду и постоянной тяге к еде (булимия).

Система тактильной чувствительности (ощущения давления, прикосновения, текстуры и вибрации) охватывает все тело человека. Наибольшее скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, кончиках пальцев и губах. Тактильные ощущения в руках вместе с мышечно-суставными ощущениями составляют чувство осязания, с помощью которого руки могут отражать форму и пространственное положение предметов. Тактильные ощущения, наряду с температурными, являются одним из видов кожной чувствительности, которая дает информацию о поверхности тел, с которыми человек вступает в непосредственный контакт (гладкая, шероховатая, липкая, жидкая и т.д.), а также информацию о температурных параметрах этих тел и всей окружающей среды.

Восприятие и его свойства - Пороги чувствительности

Пороги чувствительности

Каждый тип сенсации предоставляет специфическую информацию. В то же время, однако, существуют общие закономерности, характерные для всех типов ощущений. К ним относятся уровни чувствительности или «пороги ощущений», их адаптация и взаимодействие, контраст и синтез.

Чувствительность — это способность определять величину и качество стимула. Психологическое соотношение между интенсивностью ощущения и силой вызывающего его стимула называется «порогом ощущения». Простой повседневный опыт показывает, что для возникновения ощущения необходимо, чтобы стимул достиг определенной силы, определенной величины. Это легко понять. Положите ложку сахара в стакан и попробуйте на вкус. Не сладко? Добавьте сахар понемногу и попробуйте на вкус. В какой-то момент вы почувствуете, что вода стала сладкой. Это крошечное количество стимула, вызывающее едва уловимое ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Существует также верхний порог чувствительности: это наибольшая величина стимула, при которой сохраняется определенное ощущение. За этим порогом, например, свет уже ослепляет. Последующее изменение силы и характера воздействующего стимула, которое человек замечает, называется дифференциальным порогом или «порогом восприятия». Благодаря этому порогу мы можем постоянно обнаруживать небольшие изменения во внешней и внутренней среде: уровень гравитации, увеличение или уменьшение интенсивности звука, вибрации, уровня освещенности и т.д. Например, чтобы заметить разницу в весе, нужно прибавить или отнять 1/30 от исходного значения; для слухового восприятия порог равен 1/10, а для зрительного — 1/100. Существует обратная зависимость между абсолютной чувствительностью и ее порогом: чем ниже значение порога, тем выше чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека. Значение этих пороговых значений зависит от многих причин. Характер деятельности человека, его интересы, мотивы, профессия, образование оказывают особое влияние на повышение чувствительности.

Величина разностного сигнала, при которой точность и скорость дискриминации достигает максимума, называется рабочим порогом чувствительности. Рабочий порог в 10-15 раз выше, чем порог различия.

Исследователи также различают временные, пространственные и латентные пороги. Временной порог — это мера продолжительности воздействия стимула, которая необходима для возникновения ощущения. Пространственный порог — это величина едва ощутимого стимула. Латентный порог — это время реакции, то есть промежуток времени между подачей сигнала и возникновением ощущения.

Свойства органов чувств. Органы чувств способны менять свои свойства и адаптироваться к изменяющимся условиям. Эта способность называется сенсорной адаптацией. Например, при переходе от света к темноте и наоборот чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз. Полная зрительная адаптация может занять до 40 минут, а цветовые ощущения могут исчезать или появляться вновь: При адаптации к темноте цветовое зрение исчезает, и все воспринимается в черно-белом цвете; при адаптации к свету человек начинает воспринимать сначала ярко-синие цвета, а затем оранжево-красные. Таким образом, чувствительность изменяется на несколько порядков. Пребывание в абсолютной темноте в течение 40 минут повышает чувствительность к свету в 20 тысяч раз.

Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем различны: высокая адаптивность наблюдается у обоняния и тактильных ощущений (человек быстро перестает замечать давление одежды на тело), гораздо медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация. Болевые ощущения имеют самую низкую степень адаптации: боль — это сигнал об опасных нарушениях в организме, и понятно, что быстрая адаптация болевых ощущений может грозить смертью.

Аналитические системы взаимодействуют достаточно активно благодаря связям между соответствующими корковыми центрами. Общая закономерность этого взаимодействия заключается в том, что устойчивое ослабление одних раздражителей повышает чувствительность других сенсорных систем и, наоборот, сильные посторонние раздражители снижают чувствительность анализаторов, работающих параллельно. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появления других раздражителей называется сенсибилизацией. Иногда один стимул может вызывать ощущения, характерные для другого стимула. Это называется синестезией. Синестезия (от греч. synaisthesin — общее чувство, одновременное ощущение) — это психическое состояние, при котором действие стимула на соответствующий орган чувств, независимо от воли субъекта, вызывает не только ощущение, характерное для данного органа чувств, но и дополнительное ощущение или представление, характерное одновременно для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветовой звук, при котором звук вызывает цветовое ощущение в дополнение к слуховому ощущению. На явлении синестезии основано целое направление в музыкальной культуре — цветомузыка. Широко распространенным явлением также является влияние сочетаний цветов на температурную чувствительность. Так, например, желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый — холода. Эта особенность учитывается при цветовом оформлении интерьеров.

Для нормальной умственной деятельности, для ощущения себя здоровым и бодрым, необходим полный поток ощущений. Большой дефицит ощущений, явление сенсорного голода, называется сенсорной депривацией. Сенсорная депривация приводит к различным аномальным явлениям в психике человека — от полного отключения мозга, впадения в забытье, сна, до различных видов галлюцинаций.

Явление сенсорной депривации может быть частично или полностью смягчено механизмом сенсорной компенсации: Когда некоторые органы чувств утрачены, сохранившиеся органы частично берут на себя функции утраченных. Например, у слепых обострены чувства слуха, осязания и обоняния. Психика всегда функционирует как целостная система.

Концепция «восприятия

Восприятие — это первоначальный источник информации. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные качества и свойства предметов и явлений. Однако в реальном психическом процессе очень трудно выделить ощущения в чистом, так сказать, виде. Они всегда переживаются как свойства того или иного целостного объекта или явления: сладкий сахар, ароматная роза, холодный лед и т.д. Ощущения являются частью структуры более сложного психологического процесса — восприятия.

Восприятие — это целостное представление о предметах и явлениях объективного мира с их соответствующим непосредственным воздействием на органы чувств.

Ощущения и восприятие неразделимы. Восприятие — это результат деятельности системы анализаторов.

Типы восприятия. В зависимости от того, какой анализатор доминирует, различают зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Моторное (кинестетическое) восприятие имеет особое значение для ориентации в окружающем мире: зрительное восприятие связано с движением глаз; движение языка имеет большое значение для вкусового восприятия и т.д. Мы можем воспринимать движение окружающих предметов, потому что движение обычно происходит на определенном фоне. Это позволяет сетчатке последовательно воспроизводить изменения, происходящие в положении движущихся тел по отношению к элементам, перед или за которыми движется объект. Интересно, что в темноте неподвижная светящаяся точка кажется движущейся (автокинетический эффект).

Восприятие кажущегося движения определяется данными о пространственном положении объектов, то есть связано со зрительным восприятием степени удаленности объекта и оценкой направления, в котором находится данный объект.

Пространственное восприятие основано на восприятии размера и формы предметов через синтез зрительных, мышечных и тактильных ощущений, а также на восприятии объема и расстояния предметов, которое дает бинокулярное зрение.

Сложность объяснения того, как мы воспринимаем течение времени, заключается в том, что восприятие времени не имеет очевидного физического стимула. Конечно, физическое время, т.е. длительность объективных процессов, можно легко измерить, но сама длительность не является стимулом в обычном смысле, т.е. не существует объекта, энергия которого воздействовала бы на любой рецептор времени (как это делают световые или звуковые волны). Механизм, прямо или косвенно преобразующий физические временные интервалы в соответствующие сенсорные сигналы, пока не обнаружен.

Наиболее популярными кандидатами на роль этого механизма остаются физиологические процессы, связанные со временем. Такими «биологическими часами» называют ритм сердца и метаболизм (то есть обменные процессы) организма. Достоверно установлено, что восприятие времени изменяется под воздействием некоторых препаратов, которые в первую очередь влияют на ритм нашего организма. Хинин и алкоголь заставляют время течь медленнее. Кофеин, похоже, ускоряет этот процесс, как при лихорадке. С другой стороны, марихуана и гашиш оказывают сильное, но непостоянное влияние на восприятие времени; они могут заставить субъективное время идти как быстрее, так и медленнее. Все эффекты, ускоряющие процессы в организме, ускоряют для нас течение времени, а физиологические депрессанты замедляют его.

Существует тенденция переоценивать интервалы менее одной секунды и недооценивать интервалы более одной секунды. Если обозначить начало и конец временного интервала двумя щелчками и оставить между ними паузу (неполный интервал), он будет восприниматься короче по сравнению с тем же интервалом, заполненным серией щелчков.

Любопытно, что произнести осмысленное предложение кажется короче, чем серию бессмысленных слогов, произносимых в течение одинакового времени. Временные интервалы, наполненные интенсивной деятельностью, кажутся длиннее; интервалы, не наполненные значимыми человеческими событиями, систематически переоцениваются (по продолжительности).

Мы осознаем длительность (как и пространство) только тогда, когда есть промежуток времени между моментом пробуждения потребности и моментом ее удовлетворения, то есть когда мы воспринимаем время как препятствие (ожидание чего-то или кого-то). В противном случае мы не обращаем внимания на наше переживание времени. Отсюда вытекает основной закон восприятия времени, сформулированный Вундтом: «Всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно кажется длиннее. Никогда минута не покажется нам такой длинной, как при наблюдении за тем, как стрелка часов проходит 60 делений.

Существуют большие индивидуальные различия в способности оценивать время. Эксперименты показали, что одно и то же время может пройти в пять раз быстрее для десятилетнего ребенка, чем для шестидесятилетнего человека. У одного и того же субъекта восприятие времени сильно варьируется в зависимости от психического и физического состояния. Когда вы подавлены или расстроены, время течет медленно. Время, наполненное прошлым опытом, деятельностью, запоминается как более длительное, а длительный период жизни, наполненный малоинтересными событиями, вспоминается как быстро прошедший. Временные интервалы менее 5 минут при воспоминании кажутся больше своего размера, а более длительные интервалы вспоминаются как уменьшенные. Наша способность оценивать продолжительность времени позволяет нам сформировать временное измерение, ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем события. Настоящий момент (сейчас) отмечает определенную точку на этой оси, события прошлого располагаются до, события ожидаемого будущего — после этой точки. Такое общее восприятие отношений настоящего и будущего называется «временной перспективой».

Механизмы

Основные механизмы восприятия пространства и времени, по-видимому, являются врожденными. В процессе жизнедеятельности в определенных условиях они как бы надстраиваются над параметрами этих условий, но общие структурные элементы такой надстройки легко распадаются в качественно новых условиях. Эксперименты с полной сенсорной изоляцией дали поразительные данные. Люди погружались в сосуд с водой комфортной температуры, ничего не видя и не слыша, а покрытие на их руках предотвращало тактильные ощущения. Вскоре испытуемые обнаружили, что структура их перцептивного поля начала меняться, участились галлюцинации и самоиндуцированное восприятие времени. Когда период изоляции заканчивался, обычно отмечалась потеря способности ориентироваться в окружающей среде. Эти люди не могли различать формы предметов (шар и пирамида), а иногда даже воспринимали их в измененном виде (называя трапецию квадратом). Они видели изменения цвета там, где их не было, и так далее.

При внезапном физическом или эмоциональном перенапряжении иногда наблюдается повышенная чувствительность к обычным внешним раздражителям. Дневной свет внезапно ослепляет, окраска окружающих предметов становится необычайно яркой. Звуки становятся оглушительными, хлопанье дверей звучит как выстрел из пистолета, а звон посуды становится невыносимым. Запахи воспринимаются остро и вызывают сильное раздражение. Ткани, прикасающиеся к телу, могут казаться грубыми и шершавыми. Эти изменения восприятия называются гиперстезией. Противоположным этому состоянию состоянием является гипостезия, которая проявляется в снижении восприимчивости к внешним раздражителям и связана с движущимся или неподвижным, неизменным содержанием (стабильные галлюцинации) и постоянно меняющимся в виде множества событий, происходящих как бы на сцене или в фильме (сценические галлюцинации). Появляются отдельные образы (одиночные галлюцинации), части предметов, тела (глаз, половина лица, ухо), толпы, стаи животных, насекомых, фантастические существа. Содержание зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное воздействие: оно может напугать, вызвать ужас или, наоборот, вызвать интерес, восхищение, даже преклонение.

Иллюзии, то есть ошибочное восприятие реальных вещей или явлений, следует отличать от галлюцинаций. Обязательное присутствие подлинного объекта, пусть даже ошибочно воспринимаемого, является главной особенностью иллюзий, которые обычно делятся на аффективные, вербальные (словесные) и парейдолические.

Аффективный (аффект — это кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) бред чаще всего вызывается тревогой или тревожно-депрессивным настроением. В таком состоянии даже одежда, висящая на вешалке, может показаться грабителем, а случайный прохожий — насильником и убийцей.

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих людей; человеку кажется, что в этих разговорах содержатся ссылки на какие-то его неправильные действия, насмешки, скрытые угрозы в его адрес.

Свойства восприятия. В психологии выделяют пять основных свойств или качеств восприятия: целостность, постоянство, осмысленность, избирательность и апперцепция.

Перцептивная целостность — это свойство восприятия, которое заключается в том, что любой объект, а тем более пространственная объектная ситуация, воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть замечены (например, задняя часть вещи). В восприятии образы чувственных впечатлений как бы завершаются, достигая определенности объекта. Это возможно потому, что образ, который формируется в процессе отражения действительности, обладает высокой степенью избыточности. Это означает, что часть изображения содержит информацию не только о себе, но и о других компонентах, а также об изображении в целом. Например, наблюдатель, который может наблюдать за головой и плечами прохожего через условия восприятия, воспринимает положение его рук и туловища. Степень отчетливости этого восприятия зависит от предвосхищения тех частей объекта, которые в данный момент не присутствуют в непосредственном восприятии.

Константность восприятия — это устойчивость, постоянство перцептивных образов, проявляющееся в относительной независимости воспринимаемых свойств объектов от параметров стимулов рецепторных поверхностей органов чувств. Так, постоянство видимого размера объектов выражается в том, что они воспринимаются примерно одинаковыми по размеру при изменении расстояния до наблюдателя. Аналогичным образом, воспринимаемая форма объекта не меняется при изменении угла, под которым на него смотрит наблюдатель, а видимый цвет поверхности относительно инвариантен по отношению к спектральному составу света, хотя хроматические свойства света, отраженного от этой поверхности, меняются. Постоянство восприятия в значительной степени является проявлением влияния прошлого опыта. Мы знаем, что колеса круглые, а бумага белая, и поэтому видим их. Это порождает закон постоянства восприятия: человек считает окружающие его знакомые предметы неизменными.

Воспринимаемая значимость

Особую роль в восприятии играет значимость информации для воспринимающего человека. Человек как разумное существо пытается придать всему смысл. Обычно он воспринимает только то, что понимает. Если человек вдруг услышит, что стены разговаривают, в большинстве случаев он не поверит, что стены действительно могут говорить, и будет искать какое-то разумное объяснение: присутствие скрытого человека, магнитофона и т.д., или даже решит, что сам сошел с ума. В экспериментах было установлено, что при визуальном представлении осмысленные слова распознаются значительно быстрее и точнее, чем бессмысленный набор букв.

С осмысленностью связана избирательность восприятия, которая проявляется в преимущественном отнесении одних объектов к другим.

Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего состояния психической деятельности человека и от его индивидуальных способностей называется апперцепцией. Различают стабильную апперцепцию — зависимость восприятия от устойчивых черт личности (мировоззрения, убеждений, степени духовности и т.д.) и временную апперцепцию, при которой ситуативные психические состояния (эмоции, установки и т.д.).

Живя и действуя, решая в процессе своей жизни практические задачи, стоящие перед ним, человек воспринимает свое окружение. При восприятии человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда не только смотрит, но и размышляет или задает вопросы, не только слышит, но и слушает. Восприятие — это форма познания действительности. Но как объяснить тот факт, что все мы воспринимаем одно и то же? Можно подумать, что с самого рождения культура берет на себя регулирование мозговой деятельности таким образом, что мозг учится выполнять одни и те же вычисления, характерные для всех членов данной группы. Различное восприятие мира, жизни, смерти и т.д. в разных культурах, кажется, подтверждает это. Прибрам утверждает (Godefroy J), что такой подход должен в корне изменить наше понимание реальности. Это не означает, что старые модели будут отброшены. Скорее, они будут интегрированы в более широкое и богатое мировоззрение, которое позволит нам объяснить вселенную, частью которой мы сами являемся.

Таким образом, наше восприятие окружающей среды является результатом интерпретации сигналов, принимаемых антеннами, настроенными на внешний мир. Эти «усики» — наши рецепторы: глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы также чувствительны к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне.

Как студенту, изучающему то, чему я научился, очень полезно понимать, насколько хорошо работает использование одного чувства, как восприятие воспринимает эту информацию.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологическое благополучие специалистов помогающих профессий на примере клинических психологов и логопедов
  2. Гендерные отношения
  3. Классификация психодиагностических методик
  4. Психологические особенности людей с проблемами опорно-двигательного аппарата
  5. Деформация личности
  6. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии
  7. Требования к методам психологии
  8. Виды воображения
  9. Проблема одиночества и депрессии в период поздней зрелости
  10. Психотерапия