Для связи в whatsapp +905441085890

Восприятие и его свойства — Восприятие в свете теории отражения

Восприятие — это отражение отдельных свойств, предметов и явлений, которые воздействуют на органы чувств в данный момент.

Критерием для различения сенсорных и перцептивных процессов является целостность и объективность образа. Восприятия, отражающие отдельные стороны воспринимаемой реальности, не относятся к конкретному объекту, имеющему субъективное значение. Результатом процесса ощущения является частичный образ мира, поскольку отдельные свойства или атрибуты объектов отражаются в ощущениях. Ощущение как отражение целостного объекта или явления включает в себя его субъективное значение.

Выделение ощущения как базового, первого уровня когнитивной сферы соответствует учению В. Вундта, который выделял следующие типы организации познавательных процессов: ощущение, восприятие, память, мышление, язык, сознание. В качестве критерия для этой классификации он использовал принцип возрастающей сложности и качественной специфичности ощущений. Он предложил разделить рецепторы, специализирующиеся на приеме механической, химической или световой энергии.

Сенсация — это первый процесс познания. В процессе ощущения происходит непосредственный контакт с раздражителями, при котором у человека формируется сознательное знание качеств или свойств предметов или явлений. И тогда человек учится различать соленое, сладкое, горячее, холодное, тяжелое, гнетущее, грубое и другие качества.

В процессе зондирования энергия физического мира улавливается и кодируется. Затем полученная информация с помощью органов чувств и нервной системы обрабатывается, интегрируется, трансформируется и преобразуется в сенсорный опыт, который дает представление о видимом, слышимом, тактильном, обонятельном и так далее. Но процессы ощущения и восприятия не происходят сами по себе. Они требуют сенсорной и перцептивной активности со стороны субъекта познания, с помощью которой он может приспосабливаться к тем воздействиям, которые непосредственно и реально воздействуют на его органы чувств.

Восприятие и его свойства - Восприятие в свете теории отражения

Восприятие в свете теории отражения

Материалистическое учение об ощущениях утверждает, что предметы и их свойства первичны, ощущения — результат действия материи на органы чувств. В то же время ощущения дают нам истинную картину объективной реальности, то есть отражают мир таким, каким он существует. Критерием истинности ощущений, как и любого другого отражения действительности, является практика, деятельность субъекта.

Ленинская теория отражения противостоит ненаучному, идеалистическому учению об ощущениях. С одной стороны, это рассмотрение субъективными идеалистами (Беркли, Юм, Мах и др.) ощущений как единственной реальности, в результате чего они рассматривают мир только как набор ощущений. На другой стороне находится концепция, для которой ощущения являются лишь условными знаками, символами внешних воздействий (И. Мюллер, Гельмгольц). Эта теория предполагает специализацию рецепторов на определенные типы стимулов и отдельные частные факты, которые заключаются в том, что одни и те же стимулы, действующие на разные органы чувств, могут вызывать разные ощущения. Таким образом, сетчатка дает световые ощущения при воздействии как света, так и электрического тока или давления. В то же время механический раздражитель может вызвать ощущение давления, звука или света, в зависимости от того, на что он воздействует: на кожу, ухо или глаз. На основе этих фактов И. Мюллер установил свой принцип удельной энергии органов чувств. Согласно идее Мюллера, ощущение зависит не от качества стимула, а от специфической энергии органа чувств, на который воздействует стимул. Из этого Мюллер делает вывод, что между нашими ощущениями и объектами внешнего мира нет никакого сходства, и что ощущения являются лишь символами, условными знаками последних.

В действительности факты, изложенные Мюллером, хотя и верны, но не имеют универсального значения. Во-первых, не все стимулы являются такими универсальными, как электрический ток или механический стимул. Звуки, запахи и другие раздражители, действующие на глаза, не вызывают зрительных ощущений. Точно так же свет и запах не могут вызывать слуховых ощущений. Таким образом, такие относительно универсальные стимулы, как электрический ток и механические раздражители, являются редкими исключениями. Во-вторых, ощущения, вызванные различными стимулами, действующими на один и тот же рецептор, не являются одинаковыми по качеству. Таким образом, механический удар или электрический ток, воздействуя на ухо, производит грубое слуховое впечатление, которое не может сравниться с богатством слуховых впечатлений, производимых вибрациями воздуха.

Необходимо различать стимулы, адекватные для определенного органа чувств, и стимулы, неадекватные для этого органа. Сам этот факт свидетельствует о тонкой специализации органов чувств на отражение того или иного вида энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности. Специализация органов чувств является продуктом длительной эволюции, а сами органы чувств — продуктом адаптации к воздействиям окружающей среды и поэтому по своей структуре и свойствам соответствуют этим воздействиям.

У человека тонкая дифференциация в области ощущений связана с историческим развитием человеческого общества, с социальной и трудовой практикой. В обслуживании процессов адаптации организма к окружающей среде органы чувств могут успешно выполнять свою функцию только в том случае, если они правильно отражают объективные характеристики организма. Таким образом, здесь действует не принцип «специфических энергий органов чувств», а принцип «органов специфических энергий». Другими словами, не специфика органов чувств порождает специфику ощущений, а специфические качества внешнего мира порождают специфику органов чувств. Ощущения не являются символами, иероглифами, а отражают реальные качества предметов и явлений материального мира, которые действуют на органы чувств субъекта, но существуют независимо от него.

Физиологические механизмы ощущений

  • Физиологической основой ощущений является деятельность сложных анатомических структур, названных Павловым анализаторами, каждый анализатор состоит из 3 частей.
  • Периферическая часть — рецепторы. Рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — преобразование внешней энергии в нервный импульс.
  • Проводящие нервные пути — (центростремительные, центробежные, афферентные).
  • Корковые отделы анализатора, где происходит обработка нервных импульсов, поступающих от периферических отделов.

Для получения сенсации должны быть задействованы все части анализатора. Если какая-либо из частей анализатора нарушена, ощущения не могут быть получены (зрительные ощущения прекращаются при повреждении глаза). Анализатор — активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, а всегда включает в себя двигательные компоненты. Так, американский психолог Д. Нефф, наблюдая за участками кожи с помощью микроскопа, убедился, что при стимуляции их иглой, момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторно-двигательной реакцией этого участка кожи.

Классификация ощущений

В зависимости от того, какой орган воспринимает действие стимула, каково воздействие на рецепторы, каково качество стимула — все это зависит от классификации ощущений. А.Р. Лурия считает, что классификация ощущений может быть осуществлена, по крайней мере, по двум основным принципам: систематическому и генетическому.

Поскольку ощущения возникают в результате воздействия конкретного физического стимула на соответствующий рецептор, первичная классификация ощущений естественно исходит из рецептора, который опосредует ощущения определенного качества или «модальности».

В качестве первичных модальностей ощущений мы выделяем кожные ощущения — прикосновение и давление, осязание, температура и боль, вкус и обоняние, зрение, слух, положение и движение (статические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, сексуальные ощущения, боль, ощущения внутренних органов и т.д.).

Различные модальности ощущений, столь резко отличающиеся друг от друга, сформировались в ходе эволюции. На сегодняшний день интермодальные способы передачи ощущений изучены далеко не в полной мере. Такова, например, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-двигательную область со слуховой и генетически (по мнению некоторых авторов, начиная с Ч. Дарвина) является переходной формой от тактильных к слуховым ощущениям.

Чувство вибрации — это чувствительность к колебаниям воздуха, вызванным движущимся телом. Физиологический механизм вибрационной чувствительности пока не ясен. По мнению одних исследователей, она обусловлена костями, но не кожей (М. фон Фрейд и др.); другие считают вибрационную чувствительность тактильно-кожной и признают только резонаторно-физическую функцию костей (В.М. Бехтерев, Л.С. Фрей и др.). Вибрационное чувство — это промежуточная форма, переходная форма между тактильной и слуховой чувствительностью. Некоторые исследователи (Д. Кац и др.) включают его в тактильную чувствительность, но отличают чувство вибрации от чувства давления; другие сближают его с чувством слуха. В частности, школа Л.Е. Комендантова считает, что тактильно-вибрационная чувствительность является одной из форм восприятия звука.

Вибрационная чувствительность приобретает особое практическое значение при зрительных и слуховых нарушениях. Она играет большую роль в жизни глухих и слепоглухих людей. Слепоглухие люди, благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности, обнаруживали приближение грузовиков и других транспортных средств на большом расстоянии. Таким же образом, благодаря распознаванию вибрации, слепоглухие люди узнают, когда кто-то входит в их комнату.

В некоторых случаях развитие вибрационной чувствительности, и особенно умение пользоваться ею, достигает такого совершенства, что позволяет слепоглухонемому человеку улавливать ритм музыки, как это было в случае с Хелен Келлер.

В зависимости от свойств раздражителей различают механическую чувствительность, к которой относятся тактильные ощущения, кинестетические ощущения и т.д.; тесно связанную с ней акустическую, которая возникает при колебаниях твердого тела; химическую, к которой относятся обоняние и вкус; термическую и оптическую.

Все рецепторы разделены на три группы в зависимости от их расположения: Интероцепторы, проприоцепторы и экстероцепторы (такое деление предложил Шеррингтон); соответственно, различают интероцептивную, проприоцептивную и экстероцептивную чувствительность.

Другая классификация типов чувствительности, представляющая значительный интерес, предложена в генетическом плане. Он основан на скорости регенерации афферентных волокон после разрыва периферических нервов, которую Г. Хед наблюдал в экспериментах на себе.

Интерпретируя свои наблюдения за последовательным восстановлением чувствительности после разрыва нерва, Хед пришел к признанию двух различных типов чувствительности — протопатической и эпикритической. Протопатическая чувствительность — более примитивная и аффективная, менее дифференцированная и локализованная. Эпикритическая чувственность более тонко дифференцирована, объективирована и рациональна; последняя управляет первой. Для каждого из них существуют определенные нервные волокна, которые восстанавливаются с разной скоростью. Волокна, проводящие протопатическую чувствительность, по мнению Хэда, являются филогенетически более древними, примитивными по структуре и поэтому восстанавливаются раньше, тогда как эпикритическая чувствительность проводится волокнами филогенетически более молодой системы и является более сложной по структуре. Хед считает, что не только афферентные пути, но и центральные образования различны при протопатической и эпикритической чувствительности: высшие центры протопатической чувствительности, по мнению Хеда, расположены в таламусе, а эпикритической чувствительности — в филогенетически более поздних корковых образованиях. В нормальных условиях протопатическая чувствительность контролируется эпикритической чувствительностью посредством тормозящего влияния коры головного мозга на таламус и нижележащие области, с которыми связана протопатическая чувствительность.

При всем интересе, который вызывает теория Хеда, она все еще остается лишь гипотезой, причем гипотезой, которую некоторые оспаривают.

В этом вопросе следует различать две стороны: во-первых, вопрос об обоснованности сопоставления двух видов чувствительности как генетически последовательных стадий, каждая из которых имеет определенный тип афферентных волокон; во-вторых, вопрос о существовании функциональных различий между тем или иным видом нормальной чувствительности, выражающихся в более аффективном, менее дифференцированном характере одной и более перцептивном, дифференцированном, рациональном характере другой.

Оставляя открытым первый вопрос о конкретном ядре доктрины Хэда, можно рассмотреть бесспорно положительный ответ на второй вопрос. Чтобы убедиться в этом, достаточно взять, например, органическую чувствительность, которая по большей части дает нам ощущения трудно локализуемые, смутные, трудно дифференцируемые, с такой яркой аффективной окраской, что каждое такое ощущение (голод, жажда и т.д.) рассматривается так же, как чувство. Их когнитивный уровень, степень дифференциации субъективно-аффективных и объективно-субъективных моментов в них существенно различны.

Любое чувство, которое является органическим процессом, отражающим реальность, обязательно включает в себя полярность, билатеральность. С одной стороны, он отражает какой-то аспект реальности, действуя на рецептор как стимул; с другой стороны, он в определенной степени отражает состояние организма. Это объясняет наличие в ощущениях, с одной стороны, аффективных моментов, а с другой — созерцательных моментов восприятия. Эти две стороны представлены в сенсации в единстве. Но в этом единстве одна сторона обычно более или менее подавляет другую. В одних случаях аффективный характер в большей или меньшей степени преобладает над сенсорным, в других — над перцептивным, причем первый преобладает в тех видах чувствительности, которые служат главным образом для регулирования внутренних отношений организма; второй — в тех, которые регулируют главным образом его отношения к окружающей среде.

Более примитивная чувствительность была, по-видимому, сначала нерасчлененным, недифференцированным единством перцептивных, аффективных и моторных моментов, отражающих недифференцированные свойства объекта и состояния субъекта. Дальнейшее развитие чувствительности идет по разным направлениям; с одной стороны, виды чувствительности, связанные с регулированием внутренних отношений, сохраняют свой аффективный характер; с другой — в интересах правильной адаптации, а затем и воздействия на среду, необходимо представлять вещи в их объективных свойствах, независимых от субъекта. Поэтому в ходе биологической эволюции формировались все более специализированные, относительно замкнутые аппараты, которые оказывались все более пригодными не для выражения общего состояния организма, а для максимально безличного отражения объективных свойств самих вещей.

Физиологически это объясняется тем, что периферическая стимуляция сама по себе не вызывает определенных ощущений, а является лишь начальной фазой процесса, в котором участвуют и высшие центры. Более того, с развитием центрального коркового аппарата центростремительные иннервации (от центра к периферии), согласно последним данным, играют почти такую же важную роль в деятельности сенсорных систем, как и центробежные иннервации (от периферии к центру). Такая регуляция деятельности отдельных сенсорных систем центральными факторами рационализирует чувствительность и в конечном итоге служит для приведения сенсорных качеств в сознании в максимальное соответствие с объектом, как бы корректируя местные стимулы.

Проблема чувствительности была первоначально разработана в психофизиологии, которая по сути является частью физиологии. Только недавно она была поднята на должный психологический уровень. В психофизиологии ощущения рассматриваются только как индикаторы состояния органа. Настоящее психологическое изучение ощущений начинается там, где ощущения рассматриваются не просто как индикаторы состояния органа, а как отражение свойств воспринимаемых объектов. В этом отношении к объекту они в то же время являются проявлением субъекта, индивида, его установок, его потребностей, его истории, а не просто реакциями органа. Психология человека изучает человеческие ощущения, а не деятельность самих органов чувств. Каждый отдельный процесс ощущения осуществляется конкретным человеком и зависит от его индивидуальных особенностей, более непосредственно от его восприимчивости и волевых качеств, то есть от особенностей его темперамента.

Переходя к изучению ощущений, мы переходим от менее дифференцированных и объективированных интероцептивных и проприоцептивных ощущений к более дифференцированным и объективированным экстероцептивным, и от контактных рецепторов к дистантным.

Такой порядок, в котором интероцепция предшествует экстероцепции, никоим образом не подразумевает генетического приоритета интероцепции над экстероцепцией. Генетический примат, очевидно, отдавался приему, в котором экстероцептивные и интероцептивные компоненты еще не были разобщены; экстероцептивные компоненты имели первостепенное значение.

Визуальные ощущения

Зрительные ощущения имеют огромное значение в восприятии человеком внешнего мира. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза, зрительный аппарат. Через зрительные ощущения мы познаем свет и цвет предметов, их размер, объем, расстояние. Зрительные ощущения помогают людям ориентироваться в пространстве, координировать свои движения. С помощью зрения человек учится читать и писать.

Светочувствительный орган глаза — сетчатка. Сетчатка глаза — очень важный этап в процессе зрения: свет воздействует на светочувствительное вещество палочек и колбочек и вызывает нервные импульсы, которые по нервным волокнам передаются в заднюю часть мозга. Количество светочувствительных клеток в сетчатке довольно велико — около 130 миллионов (около 125 миллионов палочек и от 3 до 6 миллионов колбочек). Палочки в основном расположены по краям сетчатки, в то время как колбочки преобладают в центре сетчатки.

При дневном свете активны колбочки, либо и колбочки, и палочки вместе, в результате чего мы воспринимаем цвет (хроматические цвета, т.е. все цвета спектра). При слабом свете (сумерки) колбочки перестают работать, и мы видим только палочками — в основном мы видим только оттенки серого, то есть все переходы от белого к черному (ахроматическое зрение). Существует расстройство («ночная слепота»), при котором палочковидный аппарат перестает работать, и человек очень плохо или совсем не видит в сумерках и ночью, в то время как днем его зрение остается относительно нормальным.

При резком переходе от света к темноте палочки сетчатки перестают работать, а при переходе от света к темноте колбочки отключаются. По этой причине не следует читать в неполном свете. В сумерках необходимо включать электрический свет раньше, чтобы не вызывать излишнего напряжения в работе глаза, который адаптируется к новым условиям, что может ему навредить.

Напряжение глаз в условиях низкой освещенности может стать причиной развития близорукости у школьников.

О важности условий освещения в возникновении близорукости говорят специальные исследования: в школах, расположенных на широких улицах, близоруких 2—8%; в школах, расположенных на узких улицах, застроенных домами, — 8—15%; в школах, где отношение площади окон к площади пола в классах — 15%, близоруких оказалось 8%; в школах, где это отношение составляло 20%, близоруких оказалось 6,5%.

Человеческий глаз обычно реагирует на свет с длиной волны в диапазоне от 390 до 760 миллимикрон (миллионных долей миллиметра).

Длина волны света определяет восприятие цвета. Свет с длиной волны около 687 миллимикрон предполагает красный цвет, 580 миллимикрон — желтый, 527 миллимикрон — зеленый, 430 миллимикрон — синий и 396 миллимикрон — фиолетовый.

Глаз не одинаково чувствителен к различным длинам волн. Он наиболее чувствителен к желтому свету и наименее чувствителен к синему свету. Иногда можно наблюдать феномен полной нечувствительности к хроматическим цветам: такому человеку все предметы кажутся окрашенными в серый цвет. Чаще встречается дальтонизм на красный и зеленый цвета — цветовая слепота.

Цветовая слепота встречается у 4% мужчин (т.е. у 4 человек из ста) и только у 0,5% женщин. Цветовая слепота — серьезное нарушение зрения, которое необходимо учитывать при выборе профессии. Дальтоники не могут получить лицензию на все профессии типа водителя (шоферы, машинисты, пилоты), не могут быть малярами и т.д.

Цвета различаются по своей светлоте, которая зависит от количества света, отраженного или поглощенного поверхностью окрашенных объектов. Синие и светло-желтые окрашенные поверхности лучше отражают световые лучи, в то время как зеленые или красные окрашенные поверхности отражают лишь часть падающего на них света. Черный бархат отражает только 0,03% падающего света, в то время как белая бумага отражает 85% падающего света. Не случайно летом и в регионах с жаркой погодой люди предпочитают носить белую одежду, потому что в ней не так жарко.

Великий английский физик Джон Ньютон однажды пережил подобный опыт. Он раскрасил сектора круга семью основными цветами спектра. Когда вы поворачиваете круг на вертушке, все цвета сливаются, и круг становится белым. Это связано с тем, что при формировании изображения в зрительном анализаторе отдельные цветовые сектора не исчезают сразу после прекращения действия стимула. В течение некоторого времени он остается в виде так называемого последовательного изображения. Время удержания последовательного изображения составляет около 1/3—1/5 секунды, оно не совсем одинаково для разных людей и для восприятия разных объектов. В результате исчезает ощущение мерцания отдельных стимулов, и они сливаются в единое изображение.

Это свойство нашего глаза лежит в основе демонстрации фильмов, в которых 24 кадра в секунду воспринимаются как одно движущееся, анимированное изображение.

Поле зрения глаза широкое, но четкость зрения в разных частях этого поля неодинакова: очень плохое зрение по краям поля зрения и самое лучшее зрение в середине. Человек видит наиболее четко, когда изображение внешнего объекта попадает в центральную ямку сетчатки.

Таким образом, большая часть сетчатки служит только для общей ориентации, а для хорошего зрения сетчатка предоставляет нам очень маленькое поле зрения. Однако мы видим в большом поле зрения, хотя и не всегда очень четко. В то же время мы четко видим ту часть общей картины, которая наиболее важна для нас в данный момент. Это связано с большой подвижностью глаза, что позволяет ему хорошо использовать свойства своего строения и функции.

Люди способны видеть предметы на разном расстоянии от глаз. Оптические свойства глаза изменяются при переходе от свободного видения к рассматриванию удаленных объектов на близком расстоянии. Эта способность глаза адаптироваться, чтобы четко видеть объекты на разных расстояниях, называется аккомодацией глаза.

Это, в широком смысле, сложная работа человеческого глаза, которая способствует возникновению разнообразных зрительных ощущений.

Общие закономерности ощущений

Модели ощущений включают:

  • Пороги чувствительности;
  • Адаптация;
  • Сенсация (введена немецким ученым Г.К. Фогелем в 1873 году);
  • Взаимодействие ощущений: Компенсация (термин был введен Зигмундом Фрейдом); Синестезия.

Первый закон — психофизический, то есть касается отношений между психикой и физическим миром; остальные — психофизиологические, то есть касаются взаимодействия психики и нервной системы человека.

Пороги ощущений делятся на абсолютные и относительные; абсолютные пороги — верхние и нижние. Все виды ощущений возникают при воздействии соответствующих раздражителей. Однако для того, чтобы вызвать ощущение, необходимо, чтобы интенсивность стимула была достаточной. Переход от нематериальных к материальным стимулам происходит не постепенно, а скачками. Минимальная сила стимула, вызывающая едва уловимое ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Дальнейшее увеличение силы раздражителя, действующего на рецепторы, вызывает либо исчезновение ощущения, либо болезненные ощущения (например, громкий звук, яркость, слепящая глаза). Верхний абсолютный порог — это максимальная сила раздражителя, при которой еще сохраняется адекватное ощущение действующего раздражителя.

За значение абсолютного порога принимается величина стимула, соответствующая примерно 50% возникновения и отсутствия ощущения. Нижний порог дает количественное выражение ощущений, которое является положительно обратным: чем ниже значение порога, тем выше чувствительность конкретного анализатора.

Значение абсолютных порогов варьируется в зависимости от различных условий: вида деятельности и возраста человека, функционального состояния анализатора, силы и длительности стимула и т.д.

Помимо значения абсолютного порога, ощущения также характеризуются относительным порогом. Это величина, на которую должен измениться увеличивающийся стимул, уже вызывающий ощущение, чтобы человек заметил, что он действительно изменился. Для стимулов умеренной интенсивности эта величина постоянна. Так, для ощущения давления величина воздействия, необходимого для получения едва ощутимой разницы, всегда должна составлять примерно 1/30 от первоначального веса; для эффекта звука — 1/10; для эффекта света — 1/100.

Перейдем к изложению психофизиологических законов ощущений.

Адаптация, то есть приспособление органа к длительному действию раздражителя, проявляется в изменении чувствительности — ее снижении или повышении.

Различают три разновидности этого явления:

  • Полное исчезновение ощущений при длительном воздействии раздражителя. Например, заметное исчезновение обоняния в связи со стойким запахом, в то время как чувствительность сохраняется в случае других запахов
  • Затухание ощущений под воздействием сильного раздражителя. Например, световая адаптация, связанная с уменьшением чувствительности глаз к интенсивным световым стимулам при переходе из полутемной комнаты в ярко освещенную комнату
  • Повышение чувствительности под воздействием слабого раздражителя. Например, для зрительного анализатора это адаптация к темноте, а для слухового — к тишине.

С адаптацией тесно связано явление контраста, которое проявляется в изменении чувствительности под влиянием (или в сопровождении) предшествующего стимула. Так, эффект контраста обостряет ощущение кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после горячего и т.д. Отметим также свойство рецепторов задерживать ощущения, что проявляется в более или менее длительном последействии раздражителей. Это приводит к слиянию отдельных ощущений в единое целое, как при восприятии мелодии, картины и т.д.

Сенсибилизация — это постоянное повышение чувствительности определенных органов чувств путем их тренировки. Сенсибилизация в своем формировании привычно связана с взаимодействием ощущений.

Сенсационное взаимодействие — это изменение чувствительности одного анализатора под влиянием раздражения других анализаторов.

Это взаимодействие анализаторов проявляется в таких явлениях, как:

  • Раздражение одного анализатора влияет на пороги чувствительности другого. Например, чувствительность зрительного анализатора повышается при слабых звуковых раздражителях и снижается при громких звуках; слуховые ощущения усиливаются при слабых световых раздражителях и ослабляются при сильных световых раздражителях; под воздействием слабых болевых раздражителей усиливаются тактильные, обонятельные, слуховые и зрительные ощущения. Обонятельные ощущения влияют на зрительные пороги и т.д. Общая закономерность заключается в том, что слабые стимулы повышают чувствительность анализаторов во время их взаимодействия, а сильные стимулы понижают ее. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов иногда называют сенсибилизацией (другое понимание этого термина).
  • Взаимосвязь ощущений проявляется также в синестезии — слиянии качеств различных сенсорных сфер, когда любой стимул, действующий на соответствующий орган чувств, вызывает не только ощущение, характерное для данного органа чувств, но и одновременно дополнительное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Известно, что Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин обладали чувством цвета. В языке существуют выражения, отражающие синестезию различных видов ощущений: «яркий цвет», «обостренный вкус», «теплая или холодная окраска», «мелодичный голос» и т.д. Теоретическая природа этого явления до конца не изучена.
  • Компенсация — это явление, когда один анализатор берет на себя функции другого.

В условиях полной потери или частичного снижения чувствительности к одной модальности стимулов, повышается чувствительность к стимулам другой модальности. Это повышает чувствительность слухового анализатора у слепых людей. Компенсаторная корреляция ощущений четко прослеживается при сенсорной депривации. Сенсорная депривация — это длительное, более или менее полное лишение сенсорного ввода. Сенсорная депривация может нарушить концентрацию внимания и нормальный ход мыслей, а также привести к депрессии и галлюцинациям. Организм пытается компенсировать недостаток информации за счет повышения чувствительности оставшихся аналитических систем.

Различные виды ощущений характеризуются не только особенностями, но и общими характеристиками. К ним относятся:

  • Модальность (качественная характеристика);
  • Интенсивность, или сила (количественная характеристика);
  • Продолжительность (временная характеристика);
  • Локализация (пространственная характеристика).

Модальность, как качественная характеристика ощущений, является наиболее важной в определении специфики ощущений. Это зависит от особенностей и назначения рецептора и от специфических характеристик стимула.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность ощущения — это его переходная характеристика, она зависит от длительности воздействия стимула и от инертности ощущения (ощущение возникает позже встречи рецептора со стимулом и длится дольше).

Взаимодействие ощущений играет важную роль в локализации стимула в пространстве. Пространственный анализ, осуществляемый дальними рецепторами (зрительными, слуховыми, обонятельными), позволяет оценить расположение стимула в пространстве как таковое. Осязательные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) коррелируют с частью тела, на которую воздействует стимул.

Темпоральные и пространственные признаки составляют предпосылку для формирования способности оценивать пространственно-временные свойства предметов и явлений в восприятии.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблемы инновационной деятельности в системе обучения
  2. Психология образования и социальные практики
  3. Роль оценки и отметки в становлении самооценки младшего школьника
  4. Общая характеристика состояний организма и психики
  5. Майя Ивановна Лисина, советский психолог
  6. Одиночество как психологический феномен
  7. Роль психологической службы в исследовании учебной мотивации студентов
  8. Внутренняя картина болезни у юношей, злоупотребляющих ПАВ
  9. Творчество и творческий процесс с точки зрения психологии
  10. Деструктивная личность