Для связи в whatsapp +905441085890

Восприятие пространства — Острота зрения, поле зрения, бинокулярное зрение

Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем. Все объекты находятся в пространстве, а каждое явление существует во времени. Пространственные свойства присущи всем объектам, так же как временные характеристики характерны для каждого явления или события. Пространственные свойства объекта включают: Размер, форма, положение в пространстве.

При восприятии размера объекта важную роль играет размер его изображения на сетчатке глаза. Чем больше изображение на сетчатке, тем крупнее кажется нам объект. Это, вероятно, связано с тем, что размер изображения воспринимаемого объекта на сетчатке зависит от величины зрительного угла. Чем больше размер зрительного угла, тем больше изображение на сетчатке. Вполне логично, что эта закономерность сохраняется на одинаковом расстоянии от нас объектов.

Рассмотрение расстояния до объектов основано, прежде всего, на нашем опыте восприятия объектов на разных расстояниях от них. Существенным подспорьем для восприятия размеров предметов является знание приблизительных размеров предметов. Как только мы узнаем объект, мы сразу же воспринимаем его размер таким, какой он есть на самом деле.

В целом, следует отметить, что постоянство размера значительно увеличивается для знакомых объектов и значительно уменьшается при восприятии абстрактных геометрических фигур. Следует также подчеркнуть, что постоянство восприятия существует только в известных пределах. Когда мы находимся очень далеко от объекта, он кажется нам меньше, чем есть на самом деле.

Еще одной особенностью восприятия объекта в пространстве является контрастность объектов. Среда, в которой мы воспринимаем объект, оказывает заметное влияние на его восприятие. Например, человек среднего роста в окружении высоких людей будет казаться намного меньше своего реального роста.

На восприятие размера объекта также может влиять совокупность, в которой находится объект. Кроме того, цвет объекта влияет на восприятие его размера. Светлоокрашенные объекты кажутся немного больше, чем темноокрашенные. Объемные формы, такие как сфера или цилиндр, выглядят меньше, чем соответствующие плоские изображения.

Не менее сложным, чем восприятие размера, является восприятие формы объекта. Во-первых, следует отметить, что феномен постоянства существует и в восприятии формы. Например, когда мы смотрим на квадратный или круглый предмет сбоку, его проекция на сетчатке глаза выглядит как эллипс или трапеция. Тем не менее, мы всегда видим один и тот же объект одним и тем же способом, в одной и той же форме.

Процесс восприятия объемной формы очень сложен. Мы воспринимаем объем фигуры, потому что человеческие глаза обладают способностью бинокулярного зрения. Бинокулярный эффект обусловлен тем, что человек смотрит двумя глазами. Бинокулярный эффект заключается в том, что когда оба глаза смотрят на один и тот же объект, изображение этого объекта на сетчатке левого и правого глаза отличается. При бинокулярном зрении смещение изображений на сетчатке создает впечатление единого, но рельефного трехмерного объекта.

Однако бинокулярное зрение — не единственное требование для объемного восприятия объекта. Когда мы смотрим на предмет одним глазом, мы все равно воспринимаем его рельеф. Большую роль в восприятии объемной формы объекта играет знание объемных особенностей этого объекта и распределения света и тени на объемном объекте.

Восприятие пространства - Острота зрения, поле зрения, бинокулярное зрение

Острота зрения, поле зрения, бинокулярное зрение

Острота зрения — это максимальная способность глаза различать отдельные детали предметов. Острота зрения определяется как кратчайшее расстояние между двумя точками, которые глаз может различать, то есть видеть отдельно, а не вместе. Нормальный глаз различает две точки, видимые под углом 1′.

Максимальная острота зрения — желтая точка. На периферии желтого пятна острота зрения значительно ниже. В центре сетчатки колбочки меньше и расположены гораздо плотнее, поэтому способность к пространственному различению в 4-5 раз выше, чем на периферии.

Следовательно, центральное зрение характеризуется более высокой остротой зрения, чем периферическое. Чтобы увидеть предметы в деталях, человек перемещает их изображение к центру сетчатки, вращая головой и глазами. Острота зрения измеряется с помощью специальных таблиц, которые состоят из нескольких рядов букв или незамкнутых кругов разного размера.

Острота зрения, определяемая с помощью таблицы, обычно выражается в относительных величинах, принимая нормальную остроту зрения за единицу. Есть люди со сверхвысокой остротой зрения (более 2).

Острота зрения зависит не только от плотности рецепторов, но и от резкости изображения на сетчатке, то есть от преломляющих свойств глаза, степени аккомодации и размера зрачка. В водной среде преломляющая способность роговицы уменьшается по мере приближения ее показателя преломления к показателю преломления воды. В результате острота зрения под водой снижается в 200 раз.

Поле зрения — это часть пространства, которая видна, когда глаз неподвижен. Для черно-белых стимулов поле зрения обычно ограничено строением костей черепа и положением глазных яблок в глазницах. Для цветных стимулов поле зрения меньше, поскольку воспринимающие колбочки расположены в центральной части сетчатки. Наименьшее поле зрения — для зеленого цвета. При утомлении поле зрения уменьшается.

Когда мы фиксируем взгляд на небольшом объекте, его изображение проецируется на желтое пятно сетчатки. В этом случае мы видим объект центральным зрением. Его угловой размер у человека составляет 1,5-2°. Объекты, изображение которых попадает на остальную часть сетчатки, воспринимаются периферическим зрением.

Пространство, которое видит глаз при фиксации взгляда на точке, называется полем зрения. Граница поля зрения измеряется периметром. Границы поля зрения для бесцветных объектов составляют 70° вниз, 60° вверх, 60° внутрь и 90° наружу. У человека поля зрения обоих глаз перекрываются, что важно для восприятия глубины. Поля зрения для разных цветов неравны и меньше, чем для черно-белых объектов.

Бинокулярное зрение. У человека бинокулярное зрение, то есть зрение двумя глазами. Такое зрение имеет преимущество перед монокулярным (одним глазом) в восприятии глубины пространства, особенно на коротких расстояниях (менее 100 м). Четкость такого восприятия (взгляда) обеспечивается хорошей координацией движений обоих глаз, которые должны быть точно направлены на рассматриваемый объект.

Таким образом, изображение объекта попадает на одинаковые точки сетчатки (равноудаленные от центра сетчатки), и человек видит одно и то же изображение. Точное вращение глазных яблок зависит от функции наружных глазных мышц — глазодвигательного аппарата (четыре прямые и две косые мышцы), то есть от мышечного баланса глаза.

Однако только 40% людей имеют идеальный баланс глазных мышц или ортофорию. Расстройство может быть вызвано усталостью, влиянием алкоголя и т.д., а также мышечным дисбалансом, который приводит к размытости и раздвоению изображения (гетерофория). Когда баланс мышечных усилий нарушен незначительно, наблюдается небольшая степень скрытого (или физиологического) косоглазия, которое у бодрствующего человека компенсируется волевой регуляцией, в то время как явное косоглазие обнаруживается.

При взгляде на любой объект нормально видящий человек не воспринимает два объекта, хотя два изображения присутствуют на двух сетчатках. Все объекты попадают на так называемые соответствующие области обеих сетчаток, и в человеческом восприятии эти два изображения сливаются в одно.

Слегка надавите на один глаз сбоку: сразу же начнет двоиться в глазах, так как нарушается соответствие сетчатки. Если вы смотрите на близкий объект сходящимися глазами, изображение более удаленной точки попадает на неидентичные (несопоставимые) точки двух сетчаток. Расхождение играет важную роль в оценке расстояния и, следовательно, в восприятии глубины.

Особенности восприятия

Пространственное восприятие человека имеет ряд особенностей. Это связано с тем, что пространство трехмерно, и поэтому его восприятие требует участия нескольких анализаторов, работающих совместно. Однако восприятие пространства может происходить на разных уровнях.

В восприятии трехмерного пространства в первую очередь участвуют функции специального вестибулярного аппарата, который расположен во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет форму трех заполненных жидкостью, изогнутых, полукруглых трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая трубки, переполняет и раздражает волосковые клетки, а ее возбуждение вызывает изменения в ощущении стабильности тела (статическое ощущение).

Вестибулярный аппарат тесно связан с глазодвигательной системой, и любое изменение в нем вызывает рефлекторные изменения положения глаз. Например, пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом, наблюдаются при быстрых изменениях положения в пространстве.

Второй аппарат, который обеспечивает восприятие пространства, и особенно его глубины, — это бинокулярный зрительный аппарат. Восприятие глубины относится в основном к восприятию расстояния до объектов и их положения по отношению друг к другу. Бинокулярное зрение является одним из необходимых условий для восприятия расстояния между объектами.

Существенную роль в восприятии расстояния или пространственной глубины играет конвергенция и дивергенция глаз, поскольку для четкого восприятия объектов необходимо, чтобы их изображения попадали на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки левого и правого глаза, а это невозможно без конвергенции или дивергенции обоих глаз.

Конвергенция — это сближение зрительных осей глаз при вращении глазных яблок относительно друг друга.

Пространственное восприятие не ограничивается восприятием глубины. В пространственном восприятии важную роль играет восприятие положения объектов по отношению друг к другу. Дело в том, что конвергенция и дивергенция прекращаются, когда объект находится далеко, но воспринимаемое нами пространство никогда не бывает симметричным, оно всегда более или менее асимметрично, то есть объекты расположены выше или ниже, справа или слева, а также дальше от нас или ближе к нам.

Такой сложный набор механизмов, обеспечивающий пространственное восприятие, естественно, требует не менее сложной организации аппаратов, обеспечивающих центральную регуляцию пространственного восприятия. Одним из таких центральных аппаратов являются третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестетического и вестибулярного анализаторов.

Восприятие движения и времени

Восприятие движения происходит благодаря очень сложному механизму, природа которого еще не до конца понятна. Когда объект перемещается в пространстве, мы воспринимаем его как движущийся, потому что он покидает поле наилучшего зрения, заставляя нас двигать глазами или головой, чтобы снова зафиксировать на нем взгляд. Это приводит к двум явлениям.

Во-первых, смещение объекта по отношению к положению нашего тела говорит нам о его перемещении в пространстве. Во-вторых, мозг регистрирует движение глаз вслед за объектом.

Второе особенно важно для восприятия движения, но механизм обработки информации о движениях глаз очень сложен и противоречив.

Однако восприятие движения нельзя объяснить только движением глаз — мы воспринимаем движение в двух противоположных направлениях одновременно, хотя глаз, очевидно, не может двигаться в противоположных направлениях одновременно.

Косвенные сигналы, несомненно, играют важную роль в восприятии движения, создавая опосредованное впечатление о движении. Механизм использования косвенных признаков заключается в том, что когда обнаруживается признак движения, он обрабатывается интеллектуально и выносится суждение о том, что объект движется.

Таким образом, впечатление движения может быть создано непривычным положением неподвижных частей объекта.
Все теории восприятия движения можно разделить на две группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, последовательных зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает в результате слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт).

Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, несводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории утверждают, что как, например, мелодия — это не простая сумма тонов, а качественно отличное от них целое, так и восприятие движения несводимо к сумме элементарных зрительных ощущений, составляющих это восприятие.

Основным принципом восприятия движения является постижение ситуации в объективной реальности на основе всего предыдущего опыта человека.

Самые элементарные формы — это процессы восприятия длительности и последовательности, основанные на элементарных ритмических явлениях, известных как «биологические часы». К ним относятся ритмические процессы, происходящие в корковых и подкорковых нейронах. Например, чередование сна и отдыха. С другой стороны, мы воспринимаем время, когда делаем работу, то есть когда происходят определенные нейронные процессы, которые обеспечивают выполнение нашей работы.

В зависимости от длительности этих процессов, чередования возбуждения и торможения, мы получаем определенную информацию о времени.

Оценка продолжительности времени также зависит от эмоциональных переживаний. Когда события вызывают позитивный настрой, кажется, что время проходит быстро. И наоборот, негативный опыт затягивает течение времени.

Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться в то место пространства, из которого мы стартовали, но мы не можем вернуться в прошедшее время.

Благодаря этому мы воспринимаем течение времени, что, в свою очередь, создает объективный порядок необратимой последовательности событий. И мы устанавливаем этот порядок на основе причинно-следственных зависимостей последовательности одного события за другим.

Поскольку время — это направленная величина, вектор, его однозначное определение подразумевает не только систему единиц измерения (секунда, минута, час, месяц, век), но и постоянную точку отсчета, от которой ведется отсчет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равны. Со временем должна появиться привилегированная точка.

Естественной точкой отсчета времени является настоящее, которое делит время на предшествующее прошлое и последующее будущее. Она одна, как будто сразу дана как нечто настоящее; от нее взгляд устремлен в прошлое и в будущее.

Поэтому необходимо различать два аспекта в восприятии человеком времени: субъективный и объективно-обусловленный.

Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой произошедшего события, которая, в свою очередь, зависит от того, насколько данный отрезок времени наполнен событиями, а также от его эмоциональной окраски. Объективно-условный аспект относится к объективной последовательности событий и последовательности условных опорных точек или временных интервалов.

Законы восприятия

Человеческое восприятие, задачей которого является формирование правильной картины окружающей действительности, подчиняется определенным законам. Многие факты указывают на большую роль, которую играют движения в восприятии, и это особенно касается основных видов восприятия: зрительного, слухового и тактильного.

Без движения внешних органов чувств или внутреннего движения, которое их заменяет, формирование адекватного образа, по-видимому, не происходит, и вид движений, совершаемых в перцептивной системе, играет важную роль в точном определении реального образа воспринимаемого нами мира.

Большой вклад в понимание психофизиологических механизмов восприятия, связанных с движением, внес русский физиолог И.М. Сеченов. Он напрямую связал их с работой мышечной системы. И.М. Сеченов писал, что расстояние до предметов, их глубина и высота, манера и скорость их движения — все это продукты «мышечного чувства», т.е. ощущения, передаваемые в мозг работающими мышцами. То же мышечное чувство, которое нарушается при прерывистых периодических движениях, становится мерой времени.

Скорость сокращения мышц, связанных с органами слежения за объектом, манера сокращения мышц могут передавать информацию о характере движений самого объекта. Следовательно, первый и основной закон восприятия заключается в его непосредственной связи с работой мышц, с различными видами движений, несущих в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.
Другим важным законом восприятия является относительная устойчивость уже сформированных образов, особенно когда их функция связана с мышлением.

Правильное восприятие требует постоянной практики и постоянного потока информации в центральную нервную систему, которая корректирует неправильно сформированные образы. Бом заключает: «Общие структурные элементы «настройки», заложенные в мозге с самого раннего детства, имеют тенденцию разрушаться, когда не сталкиваются со средой, имеющей адекватную структуру. Этот тип настройки на внешний мир, который поддерживается у взрослых стимулами, постоянно действующими на их органы чувств, создается и развивается с детства.

Вопрос о том, как на наше восприятие влияет внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа пока не найдено. Со времен английского философа и психолога Дж. Локка, который одним из первых заинтересовался этой проблемой, было предложено множество концепций восприятия. Одна из них называется нативистской (от слова «nature» — природа).

Согласно этой теории, восприятие происходит от «способностей ума», которыми человек обладает от природы. Другая теория утверждает, что формирование имиджа является результатом обучения, мышления и опыта.

Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в виде ментальных установок, общих идей и концепций. Они непосредственно влияют на восприятие и определяют содержание, смысл и характер возникающих образов.

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс, включающий активный поиск признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решения. Последовательность действий в этом процессе можно представить следующим образом:

  1. первоначальное выделение набора стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же конкретному объекту.
  2. поиск в памяти похожего или подобного по составу сенсорного комплекса признаков, сравнение с воспринятым позволяет судить о том, что это за объект.
  3. отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения. 4.
  4. окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием еще не воспринятых свойств, характерных для объектов того же класса.

Из всего, что уже было сказано о восприятии, следует, что оно изменяется, то есть развивается под влиянием условий жизни человека.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Индивидуальная программа профилактики девиантного поведения
  2. Предпрофессиональная подготовка в дополнительном образовании
  3. Функции защитных механизмов
  4. Детский психолог
  5. Детская патопсихология
  6. Черты личности и структура характера
  7. Методика организации посредничества между личностью и социальными институтами
  8. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и личностных черт детей младшего школьного возрата — Возможные стили воспитания в семье
  9. Особенности эмоциональной сферы пожилых людей
  10. Паника и депрессия