Для связи в whatsapp +905441085890

Восприятие в трудах выдающихся педагогов конца xviii начала xx века роли наставника в педагогическом процессе — Педагогические теории новой эпохи

Педагогика получила свое название от греческих слов «pai-dos» — ребенок и «назад» — свинец. В буквальном переводе «payegago-gos» означает «воспитатель детей». В Древней Греции пайегаго был рабом, который буквально взял за руку ребенка своего хозяина и сопровождал его в школу. Учитель в этой школе часто был еще одним рабом, просто ученым.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле, означающем искусство «направлять» ребенка «по жизни», то есть воспитывать и обучать его, направлять его умственное и физическое развитие. Часто упоминаются имена людей, которые впоследствии прославились, а также имена их воспитателей. Со временем накопление знаний привело к появлению специальной науки об образовании детей. Теория была очищена от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, подчеркнула наиболее важные отношения. Таким образом, педагогика стала наукой воспитания и образования детей.

Такое понимание педагогики сохранялось до середины 20 века. Только в последние десятилетия стало понятно, что не только дети, но и взрослые нуждаются в квалифицированном педагогическом руководстве.

Самое короткое, общее и в то же время относительно точное определение современной педагогики — наука о человеческом образовании. Термин «образование» используется здесь в самом широком смысле и включает в себя образование, обучение и развитие. Расширение сферы применения термина «образование» противоречит историческому названию науки. Поэтому в педагогической лексике мира все чаще встречаются новые термины — андрология (от греческого «андрос» — человек и «назад» — свинец) и антропология (от греческого «антропос» — человек и «назад» — свинец).

На протяжении веков педагоги искали лучшие способы помочь людям использовать способности, данные им природой, для формирования новых качеств. На протяжении тысячелетий постепенно накапливались необходимые знания; создавались педагогические системы, одна за другой испытывались и отбрасывались до тех пор, пока не оставалось наиболее жизнеспособных и полезных. Развитие и наука образования, основной задачей которого является накопление, систематизация научных знаний о формировании человека.

Восприятие в трудах выдающихся педагогов конца xviii начала xx века роли наставника в педагогическом процессе - Педагогические теории новой эпохи

Педагогические теории новой эпохи

Педагогические теории и идеи современной эпохи основывались на лучших гуманистических традициях и вобрали в себя прогрессивные идеи современной эпохи. В XVII-XVIII веках были созданы первые научно-педагогические теории.

Труды немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571-1635) были в начале дидактики. Ратке изучал теологию и философию в университете Ростока, но бросил карьеру священника и стал учителем. Изучив опыт немецких городских школ, В. Ратке высказался за реформу образовательного процесса, за изменение принципов и содержания образования. По его мнению, изменения должны быть основаны на новых принципах преподавания, которые он сформулировал почти одновременно с Я.А. Коменским. В. Ратке, например, настаивал на том, что процесс образования должен быть организован по законам природы, и считал, что все дети от рождения равны и похожи на «чистый лист», заполненный взрослым в соответствии с целями образования.

В. Ратке считал, что преподавание должно учитывать специфику познавательного процесса, в котором восприятие объектов и явлений используется для придания смысла этим восприятиям. Он счел необходимым использовать различные формы визуализации, перейти от конкретного к абстрактному, проводить систематические упражнения и повторения для стимулирования интереса учащихся к знаниям и обучению. В то же время Ратке оставался сторонником классической формы обучения — лекции. Педагог анализировал возможности школьного образования, был сторонником гуманистов и выступал за преподавание на родном языке. Основываясь на аналитико-озвученном методе обучения грамоте, он создал серию учебников и книг для чтения для немецких школ. Он также выступал за преподавание на родном языке. Признавая приоритет педагогического контроля, Ратке настаивала на необходимости сделать все школы общедоступными, предъявляла жесткие требования к методической подготовке учителей, выступала за улучшение социального статуса учителей.

Важнейшей фигурой в педагогике современности был чешский педагог и философ Ян Амос Коменский (1592-1670), который разработал многие педагогические проблемы и создал первую в истории педагогики научную теорию — дидактику, направленную на всестороннее развитие личности

Идея универсальности образования в теории Я.А. Коменского имеет не только философскую, но и практическую направленность, ее реализация детально проработана в «Великой дидактике» и «Правилах хорошо организованной школы». В этих работах педагог выдвинул универсальную теорию «обучения всему», основанную на принципе естественного образования. Человек, как часть природы, подчиняется своим универсальным законам; соответственно, образование должно регулироваться естественной природой вещей и обеспечивать быстрое, легкое и разумное обучение. Отсюда следует, что образование мужчины должно начинаться в юном возрасте и продолжаться в подростковом. Для реализации этой идеи Я. А. Коменский первым в истории педагогики разработал научно-обоснованную, комплексную школьную систему в соответствии с возрастной периодизацией и очертил содержание образования на каждом образовательном уровне. Педагог выступал за всеобщее образование и считал, что в каждом успешном обществе должны быть школы для обучения детей обоих полов.

Первым этапом проекта «Коменского» стала школа для матерей (с рождения до 6 лет). В дошкольном учреждении, когда ребенок знакомится с природными явлениями, жизнью людей, получает начальные знания по географии, астрономии, основным направлениям образования, педагог называет трудом и нравственностью. На начальном уровне (от 6 до 12 лет) следует школа родного языка, где детей обучают довольно широкому кругу знаний на родном языке, что выходит за традиционные рамки современного образования. Я.А. Коменский предложил включить в учебную программу этой школы родной язык, арифметику, начало геометрии, географию, «начало космографии», начало общественно-политических знаний, ремесла, псалмы, катехизис, другие священные тексты. Школа с преподаванием на родном языке предназначалась для общего образования всех детей. Средняя школа в системе Я. А. Коменского была гимназией или латинской школой (с 12 до 18 лет), которая должна была быть открыта в каждом городе для обучения юношей, достигших возраста обучения. Учебная программа гимназии включала в себя «семь свободных искусств», физику, географию, историю, начальные медицинские знания и т.д. Высшая ступень образования (от 18 до 24 лет) была представлена в системе образования академией, которая должна была открыться в каждом штате.

Педагогические теории Просвещения

Педагогические идеи конца XVII — начала XVIII веков возникли из необходимости изменения образования, основанного на реализации с помощью Просвещения «естественных прав» человека — свободы, равенства, братства. Например, Джон Локк (1632-1704 гг.), английский философ, философ эпохи Просвещения и государственный деятель, получивший блестящее образование в Оксфордском университете, утверждал естественное равенство людей; он считал, что образование на «чистом листе» наносит ущерб человеческому характеру и личным качествам. На эту тему педагог писал: «Девять десятых людей становятся такими, какими они есть по образованию. Таким образом, Локк был одним из первых педагогов, поднявших вопрос о пределах образования, которые ограничены как индивидуальными способностями, так и условиями жизни человека. Концепция образования Локка представлена в его трактате «Мысли об образовании» (1693 г.), в котором он предлагает программу всестороннего развития джентльмена, гражданина, бизнесмена новой эпохи.

Главная цель образования, по мнению Д. Локк подготовить человека к счастливой и разумной жизни, в которой он будет свободен и не будет нарушать свободу других людей. Для достижения этой цели педагог подразумевает духовное, нравственное, физическое и трудовое воспитание. Воспитание джентльмена должно осуществляться подготовленной гувернанткой в семье, так как «школа — это собрание невоспитанных мальчиков». Нравственное воспитание является приоритетом для Локка, основной задачей которого является развитие характера: «Воспитание мальчика необходимо, но оно должно быть на заднем плане, только как помощь в развитии более важных качеств». Такие качества, которые он называет сдержанность, смелость, самоконтроль, доброта, щедрость, хорошие манеры и т.д. В качестве средства морального воспитания учитель рассматривал убеждение, пример, тренировка, дисциплинирование, поощрение, осуждение и др.

Французский философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) считал необходимым изменить социальный порядок, основанный на несправедливом неравенстве, посредством образования и надлежащего воспитания, поскольку это является основой любой формы правления и, таким образом, представляет ценность для общества; благосостояние государства и каждого человека зависит от правильно организованного образования. Свою теорию «бесплатного естественного образования» он изложил в трактате «Эмиль», или «Об образовании» (1762 г.).

Отвергая традиционную систему образования, Ж.-Ж. Руссо считал, что образование будет способствовать развитию ребенка только в том случае, если оно приобретет естественный характер, если будет связано с естественным развитием личности. Образование дается человеку по природе как внутреннее развитие человеческих факультетов и органов, образование от человека — это учение о том, как использовать это развитие, образование от вещей — это присвоение собственного опыта человека по отношению к предметам, которые дают ему образование. Все эти факторы, по мнению педагога, должны работать вместе. Ребенок рождается чувственно восприимчивым, воспринимает впечатления через органы чувств; по мере взросления его восприимчивость возрастает, знания об окружающей среде расширяются под влиянием взрослых. Такой подход Ж.-Ж. Руссо был принципиально новым для педагогики того времени, поскольку традиционная школа отвергала как индивидуальные, так и возрастные различия.

Для Руссо образование — это искусство развития истинной человеческой свободы. Тоска по природе в учителе проявляется в отказе от искусственности и притяжения всего естественного, простого, прямого. В педагогической системе Ж.-Ж. Руссо ребенок находится в центре педагогического процесса. Однако воспитатель должен сопровождать ребенка во всех его переживаниях, чтобы направлять его обучение, но никогда не навязывать ему свою волю. При преподавании важно не адаптировать знания к уровню учащегося, а соотнести их с его интересами и опытом. Важно организовать передачу знаний таким образом, чтобы ребенок сам взял на себя задачу их приобретения. Педагог считал, что юношам и девушкам нужны разные системы образования: Мужчинам по своей природе суждено играть активную, ведущую роль в обществе, поэтому Руссо придавал большее значение их образованию; женщины должны получать образование по-другому, потому что у них другая роль в обществе, они наделены противоположными качествами и наклонностями. Педагог утверждал, что «естественное состояние женщины — это зависимость», поэтому девочка должна быть воспитана для мужчины, способного адаптироваться к мнениям и суждениям мужа, воспринимать его религию.

Ушинский — основатель научной педагогики.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) принес русской педагогике мировую известность. Он прожил короткую, но удивительно плодотворную жизнь. Великий русский педагог, демократ, основоположник русской педагогической науки и общественной школы в России, автор выдающихся работ: «Человек как субъект образования», «О преподавании на камеру», «Путеводитель по родному слову». Педагогические взгляды Ушинского основывались на следующих принципах: Национальность, самобытность русской педагогической науки, образование в труде.

То, что делал Коменский в Моравии, Песталоцци в Швейцарии, Ушинский в России — революция в теории, революция в педагогической практике. Ушинский разделил судьбу своих великих предшественников и, подобно им, выпил полную чашу гонений, зависти и преследования. Судьба показывает удивительную последовательность, когда она хочет прославить кого-то: высокие мысли в сочетании с плохим здоровьем, в хрупком теле укладывается ум титана, возраст дает короткий и трудный.

К.Д. Ушинский понимал образование как сознательный процесс всестороннего формирования личности. Он считал это общественным, общественным явлением, которое имеет свои объективные законы, знание которых он поручал каждому учителю, воспитателю. Ушинский — «учитель русских учителей» — разработал систему подготовки национальных учителей в рамках семинара для учителей, лучших отечественных учителей в своей педагогической работе руководствуясь композициями Ушинского.

Глядя на человека как на предмет образования, Ушинский указал на необходимость того, чтобы педагоги ставили под сомнение законы человеческой природы. Он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она должна сначала научить его и во всех. Для этого учитель должен отлично владеть не только педагогикой, но и психологией. Для достижения полноценного образования и развития личности Ушинский разработал ряд важных принципов.

Одним из таких руководящих принципов является принцип гражданства. К.Д. Ушинский защищал самобытность русской педагогической науки, которая воплотила в себе многовековую практику образования. Согласно этому принципу, первое место в образовании человека должно занимать язык его народа, а потому необходимо знать его, как и историю родного края.

Не менее важным принципом педагогической системы Ушинского является принцип воспитания в работе. Он считал упорный труд основой человеческого счастья. Ушинский писал: «Воспитание, если оно хочет счастья человека, не должно воспитывать его к счастью и готовить его к труду жизни». Образование, совершенство, может далеко пойти, чтобы расширить границы человеческих сил: физических, умственных, моральных.

Он считал в равной степени необходимой физическую и умственную работу, рассматривая один из важнейших видов умственной работы — преподавание. Ушинский требовал, чтобы, как и любая другая работа, это была не игра и развлечение, а серьезная и тяжелая работа. Он настоятельно рекомендовал привлекать детей и подростков к различным видам физической работы во внеурочное время.

К.Д. Ушинский много сделал в области дидактики, в разработке содержания образования, принципов, методов и форм обучения. Он отстаивал принцип коррекционного обучения и рассматривал изучение любого предмета как единый процесс духовного и нравственного развития.

Ушинский высоко оценил роль учителя в образовательном процессе и утверждал, что педагогические навыки наставника определяют воспитательный эффект. Великий педагог утверждал, что влияние личности учителя на ребенка является той образовательной силой, которая не может быть заменена ни учебниками, ни системой наказаний и вознаграждений. Поэтому он потребовал, чтобы каждый учитель относился с любовью к своей профессии.

Педагоги советского времени

Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко, вся его научная деятельность сочеталась с педагогической практикой. Ему удалось создать систему образования, отвечающую задачам построения нового социалистического общества. Макаренко создал теорию образовательной группы, которые формируются в этом объединении людей, стандартов, стиля и отношения. Трудовое образование, по словам Макаренко, является одним из важнейших элементов образования. Участие в продуктивной работе сразу же меняет статус ребенка и делает его «взрослым гражданином».

Макаренко в своих работах уделял большое внимание семейному воспитанию, придерживаясь принципа, что легче правильно воспитать ребенка, чем потом его переучивать. В «Книге для родителей» он доказывает, что семья — это основной коллектив, в котором каждый является полноправным членом со своими собственными функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Личный пример родителей и их действия, отношение к работе, отношения друг с другом — все это влияет на ребенка, формирует его личность.

Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики. Он совмещал свою деятельность с воспитательной практикой, которую осуществлял в колонии для несовершеннолетних правонарушителей (позже — в рабочем поселке). Его опыт описан в литературных произведениях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях».

Идеи П.П. Блонского, часто называемого «советским Песталоцци», оказали большое влияние на развитие советской педагогики в 20-30-х годах. Основные педагогические идеи Блонского заключаются в следующем: Воспитание и образование основываются на знании законов развития ребенка; необходимо уважать его личность, потребности и интересы; всестороннее развитие личности ребенка должно включать духовное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Блонский попытался дать полную картину жизни ребенка, рассматривая ее как «естественное целое». В учебнике «Педология» он дал представление об особенностях различных возрастных периодов и связанных с ними особенностях воспитания и обучения. П. П. Блонский — автор первого в советской России учебника по педологии.

Таким образом, в 20-х-30-х годах XX века в СССР образование вышло на качественно новый уровень: школа стала бесплатной, общедоступной, а общее среднее образование — обязательным. Образование основывалось на идеях формирования всесторонне развитой личности, совести, сочетания образования с работой и социальной работой, воспитания в коллективе и команде, четкой организации и управления образовательным процессом, сочетания высоких требований с уважением к личному достоинству учащихся, личного примера учителей, педагогов.

В послевоенный период стоит отметить деятельность величайшего педагога XX века В.А. Сухомлинского. Он был талантливым практиком и теоретиком и всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его работе занимает проблема творческого отношения учителя к своей работе. Большое внимание Сухомлинский уделял формированию молодого поколения гражданственности, продолжал развивать обучение по вопросам учебного процесса в коллективе, разработал методику работы с отдельными студентами в коллективе. В книге «Я отдаю свое сердце детям» Сухомлинский наглядно показал, что успех в работе учителя, воспитателя возможен только при наличии глубоких знаний о духовной жизни и развитии каждого ребенка.

Школа советского периода имела множество преимуществ, признанных в мире, но ее чрезмерная идеологизация, жесткая партийная диктовка, запрет на серьезные инновации и необходимая независимость породили с начала 70-х годов XX века признаки отставания от темпов научно-технического, социального и образовательного процессов в развитых странах. Учителя искали выход из этой ситуации в разных направлениях.

В конце 1970-х — начале 1980-х годов на арену общественно-образовательной жизни СССР вышла большая когорта педагогов-новаторов, педагогов-практиков. «Творчество учителя — это творчество ученика» — таков был их девиз. Страсть к своему предмету, умение создавать урок так, чтобы все ученики были вовлечены в процесс обучения, любовь к детям, уважение к личности ребенка — вот те качества, которые, по мнению педагога-новатора, должны отличать настоящего учителя.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Внеурочная деятельность младших школьников при изучении неживой природы на примере кружка
  2. Особенности речевого аппарата детей, их влияние на освоение звуковой стороны речи
  3. Методика формирования грамматического строя речи
  4. Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
  5. Особенности формирования грамматического строя речи в старшем дошкольном возрасте
  6. Основные тенденции развития системы образования
  7. Технологическая карта урока английского языка
  8. Мотивация учебной деятельности у детей и подростков
  9. Образовательный туризм как педагогическая технология
  10. Современные проблемы этнопедагогики