Для связи в whatsapp +905441085890

Воздействие метода арт-терапии на эмоциональное состояние

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Психология экстремальных ситуаций профессиональной деятельности
  2. Риск профессиональной деятельности в критических ситуациях
  3. Последствия и психологические особенности стресса
  4. Депрессивное состояние и психологические особенности его преодоления
  5. Психические аспекты возникновения и развития суицида
  6. Тревога как психологический феномен
  7. Влияние средств массовой информации на массовые психические состояния и явления
  8. Связь эмоционального состояния личности с уровнем ее психического здоровья
  9. Индивидуально-психологическая характеристика способов эмоционального реагирования
  10. Девиантное поведение и её связь с эмоциональным состоянием подростка

Введение

Арт-терапия — метод лечения посредством художественного творчества — в последнее время привлекает все большее внимание во всем мире. Трудно назвать какое-либо другое направление в современной психотерапии, обладающее столь же большим потенциалом не только для «исцеления» индивидов и их групп, но и для «социального исцеления». Весьма показательно, что появление первых форм арт-терапии сопровождалось глубокими изменениями в культурном «климате» развитых западных стран, а ее последующее развитие было тесно связано с движением за реализацию прогрессивного социального назначения искусства, которое могло быть не столько объектом эстетической фетишизации, сколько фактором оздоровления общества во всем мире.

Несомненная привлекательность арт-терапии в глазах современного человека, использующего в основном вербальный канал общения, заключается в том, что она использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это делает ее незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех частей внутреннего мира человека, для которых слова малопригодны. С развитием арт-терапии связаны надежды на создание такой гуманистической, «синтетической» методики, которая бы в равной степени учитывала достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект и чувства человека, потребность в размышлении и жажду действия, тело и духовный мир.

И, конечно, интерес к арт-терапии может быть связан с тем, что в эпоху «аппаратной медицины» и фармакологии она обращается к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими способностями.

Целью работы является представление арт-терапии как оригинального направления в социокультурной деятельности, с характерными для него методами.

Общая характеристика арт-терапии

Мировой опыт свидетельствует, что арт-терапия как самостоятельное и достаточно влиятельное направление в лечебно-коррекционной и педагогической практике сумела сформироваться лишь там, где аутентичный опыт художественного творчества соединился с медицинской моделью и психотерапевтическими представлениями.

С этим связана и попытка описания арт-терапии как метода социального и профессионального движения, имеющего определенные социальные задачи, которые он стремится решить в определенном культурно-историческом контексте.

Гибко реагируя на динамично меняющиеся, на протяжении второй половины XX века, социально-экономические, политические и культурные обстоятельства, арт-терапевты смогли создать высокодифференцированную систему услуг, оказываемых самым разным группам клиентов и категориям населения. При этом они всегда демонстрировали приверженность гуманистическим ценностям, осознавая свою ответственность за здоровье людей, уважая их достоинство и стремясь быть открытыми для изучения уникального образа жизни и культурного опыта своих клиентов, каким бы необычным он ни казался на первый взгляд.

Сегодня спектр возможностей арт-терапии очень широк и включает в себя не только осуществление лечебно-реабилитационной помощи пациентам с самыми разными заболеваниями, но и помощь населению в условиях военных действий (как, например, на территории бывшей Югославии), осуществление «посреднических» функций в различных конфликтах, работу с правонарушителями» с алкоголе- и наркозависимыми, детьми и подростками с эмоциональными и поведенческими расстройствами, семьями и «малыми сообществами» граждан, объединенных религиозными, этническими и другими взглядами.

Как это ни покажется парадоксальным, но современная научная арт-терапия, при всем многообразии ее связей с различными культурными явлениями, очевидно, ближе всего к первобытному, «примитивному», доисторическому искусству. И для тех, и для других важнее сам процесс творчества, не скованный никакими условностями, искренность и полнота самовыражения, а не конечный продукт и его оценка зрителями.

Архаические формы искусства как прообраз современной арт-терапии дольше всего сохранялись в народном творчестве. Присущие ему наивность и непосредственность действия, а также опора на символический язык «коллективного бессознательного», во времена существования «высокого», академического искусства для многих людей были источником душевного здоровья. Поэтому вполне логично, что интерес к детскому «примитивному» искусству, возникший в конце 20 века вместе с упадком академической традиции и расцветом импрессионизма в Европе, сыграл свою роль в развитии арт-терапии. Эстетические клише «золотого века» были переосмыслены, и «детское искусство», а также «искусство примитивных народов» и «азиатское искусство» были воспеты как примеры подлинного, тонкого и высоко выразительного творчества.

Вместе с развитием движения «детского искусства» рос интерес и к «патологическому искусству». Последнее, представляющее собой творчество душевнобольных и так называемых «аутсайдеров», как и «детское искусство», рассматривалось как пример творчества, свободного от сдерживающего влияния какой-либо культурной традиции. Практика коллекционирования и изучения работ душевнобольных, а также попытки подражать им в собственном изобразительном искусстве возникли именно в это время.

Изобразительная деятельность душевнобольных становится предметом художественного осмысления и научного исследования и все чаще используется в диагностических целях. Изучается и определенный терапевтический эффект уроков рисования. Сторонники «детского искусства» и творчества психически больных пациентов сближаются с представителями новых художественных направлений. Все это приводит к формированию первых представлений о целительном потенциале художественного творчества и к более широкому использованию изобразительного искусства в качестве лечебно-коррекционной техники.

Первая половина XX века стала временем начального формирования арт-терапии как самостоятельного направления, использующего визуальные техники в работе с различными группами пациентов и школьников.

Арт-терапия в социально-культурной сфере

В последнее время арт-терапия все шире используется в социокультурной сфере, включаясь в деятельность учреждений, оказывающих услуги различным категориям граждан, реабилитационных учреждений, центров психического здоровья, в различные формы работы с местными сообществами и социальными меньшинствами. За рубежом, например, арт-терапия используется в работе с правонарушителями в тюрьмах и после их освобождения из мест лишения свободы, в помощи безработным, алко- и наркозависимым и во многих других областях.

Используются различные формы арт-терапевтической работы, как индивидуальные, так и групповые, в основном в виде открытых студий или тематически ориентированных групп. Особенностью этих форм работы является то, что они не являются «психотерапевтическими», как правило, не связаны с использованием психодинамического подхода. Участие в них сугубо добровольное и не предполагает заключения психотерапевтического контракта.

Основной акцент делается на стимулировании общения участников группы, развитии их практических навыков, в том числе связанных с производственной деятельностью. Задачами работы таких групп являются также преодоление социальной деривации, выработка участниками более адаптивных форм поведения (в частности, в конфликтной ситуации), выражение своих переживаний, работа над проблемами, характерными для групп с различным составом участников, повышение самооценки и укрепление их идентичности, развитие творческого потенциала, личностный «рост» и ряд других.

Деятельность открытых студийных групп может включать работу с различными материалами, например, обучение технике живописи, изготовление декоративных изделий из кожи, меха и других материалов.

В работе тематически ориентированных групп используются разнообразные темы и упражнения:

  • темы и упражнения, предполагающие работу с различными визуальными материалами;
  • темы, связанные с восприятием самого себя;
  • упражнения и темы, позволяющие исследовать семейные отношения и работать с семейными проблемами;
  • групповые игры и физические упражнения;
  • упражнения и темы, позволяющие исследовать и разрешать конфликты;
  • техники, предполагающие сочетание визуальной работы с другими формами творческого самовыражения (слушание музыки, чтение стихов, движение и танец, исполнение ролей и т.д.).

Фольклор и арт-терапия

Творчество — это та точка притяжения, к которой в той или иной степени стремится личность любого человека. Творчество как способ самореализации создает условия для освобождения, снятия стресса, самовыражения, внутренней свободы человека. Возможно, это связано с тем, что творчество конструктивно по своей природе. Мир был создан. Человек, созданный по образу и подобию Творца, также является творцом на своем собственном уровне. Интересно, что в Библии сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Некоторые толкователи советуют нам понимать слово «сотворим» как приглашение человеку стать соучастником своего собственного творения. Это подразумевает, что мы активно работаем на фоне тех природных даров, талантов и дарований, которые мы получили де-факто.

Наше стремление сделать себя и то, что мы создаем, лучше показывает, что сама природа творения заключается в стремлении к совершенству, к гармонии и красоте. Воспроизведение один к одному всего, что было, не обеспечивает этого движения, тормозит развитие человеческой культуры.

Вопрос о том, почему мы так много внимания уделяем творчеству и креативности в образовании, уже содержит ответ. Разум — следствие творчества, творчество — следствие разума. Творчество — это не просто создание чего-то, а вложение в это что-то частички своей души. Таким образом, получается, что все три составляющие человеческой природы — тело, ум, сердце — гармонизируются в процессе творчества.

Отношение к творчеству лежит в основе различных развивающих методик. Вдумайтесь в слово «развитие». Некая структура, ранее скрученная, начинает разворачиваться, развиваться, чтобы стать видимой во всех деталях. Творчество — это следствие развития.

Несомненно, важнейшим условием успешного обучения является обязательное присутствие творчества в урочное и внеурочное время.

При знакомстве с фольклорными традициями русского народа одним из путей развития — способности к творчеству — будет работа с глиняными игрушками-свистульками (на примере Орловской области — Плешковская и Чернышенская игрушки), лучший вариант — своими руками. Другой вариант — кугиклы, жалейки, рожки и так далее.

Овладение звуком через музыкальные инструменты (в частности, свистульки) позволяет услышать, узнать, полюбить сначала один звук, затем почувствовать расширение мира за счет второго звука и его взаимодействия с первым и, наконец, добавить объема и многогранности с появлением третьего звука.

Поработав некоторое время только с одним звуком, можно сделать важное открытие: в пределах одного звука мир так же полон и сложен, как и окружающая его вселенная. Чем тоньше человек научится ощущать мир и звук как часть себя и мира, тем сильнее и глубже будут развиты его чувства, а значит, богаче будет его внутренний мир. Богатство внутреннего мира при свободе самовыражения позволит людям свободно обмениваться этими богатствами, тем самым умножая красоту и доброту во Вселенной.

Удивительные возможности для увлечения получает учитель-лидер творческого коллектива, который сам прошел эту школу здравого познания и весь пылает от восторга открытий. Трудно отрицать, что успех учителя напрямую зависит от степени его искренней заинтересованности в том, что он делает, и вовлеченности в процесс.

Если учитель только дает указания во время урока, проводит определенные упражнения, а сам остается в стороне, не поет с детьми, не зажигает их своим энтузиазмом, не дополняет их уникальность, то дистанция между ним и его учениками постепенно превращается в пропасть.

Совершенно нереально представить себе лидера песенной группы, стоящего в стороне, лишь создав условия для групповой работы, как это часто бывает на определенных этапах в арт-терапии.

Вести может только тот, кто идет, кто не находится в уверенности, что достиг вершины, а продолжает постоянно развиваться и не боится в этом признаться.

Высший уровень творческого постижения, возникающий в отношениях с русской народной песней, — это импровизация, свободное владение ситуацией на основе глубокого знания текстов песен и их героев. Но этот уровень согласованности становится возможным только тогда, когда ваши ученики уже настолько благодарны друг другу за соучастие в песне, что учатся слышать другого и уступать ему.

Танцевально-двигательная терапия

Что касается танцевально-двигательной терапии, то непрекращающаяся смена ритмов, различные по форме танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтический заряд такой силы, что избавляют нас от сомнений относительно их соответствия концепции интегративной арт-терапии.

Хорошо известно, что движения связаны с нервной системой; именно нервная система в основном занимается движениями мышц органов, структур, неподвластных сознанию. Качественные грациозные движения соответствуют качественной жизни.

Не секрет, что танцевальные терапевты, руководители творческих хореографических коллективов рассматривают тело и разум как единое целое, определяя их взаимовлияние как залог здоровой психики. Удивительно, но в русском танце и танцевальных движениях других этнических групп, помимо движений-сигналов личности, движений-символов, движений ролевой направленности, есть уникальные по своей психофизиологической связи детали.

Например, внутренне скованный, психологически неполноценный человек, выходя в круг и подражая расслабленным движениям танцующих, всегда выдаст себя тем, что не поднимет руки на высоту, при которой открывается доступ к подмышкам. Большие скопления лимфатических узлов в подмышках представляют собой центры «защиты» не только на клеточном, тканевом, но и на общеорганизменном уровне, а с поднятыми руками они кажутся «доступными», что указывает на уровень доверия танцоров друг к другу.

«Полное разгибание рук, — утверждает А. Лоуэн, — выражает полноту чувств. Если плечи скованы подавленным гневом, разгибание рук сокращается, а чувства ослабевают». Таким образом, в танце при исполнении народной песни, работая со свободными движениями рук, мы освобождаем зажатость плечевого пояса, избавляясь от гнева.

Расслабление рук, характерное для русских танцев, особенно рук, предназначенных для совершения тонких дифференцированных движений, позволяет освободить накопившиеся зажимы. Но наши руки — это наша речь, наше мышление. Становится понятно, какую область личности мы пытаемся привести в порядок, осваивая танцевальные движения для рук.

Исполнители танцуют со слегка согнутыми коленями и всей стопой, активно взаимодействующей с землей. Стопа почти никогда не отрывается от земли, а во время топота, который как бы вбивает ногу в землю, обеспечивает столь необходимое заземление. Человек, который твердо стоит на земле, имеет не только уверенную осанку, но и соответствующий характер.

Заключение

Понятие арт-терапии как оригинального направления в социокультурной деятельности показывает неисчерпаемый творческий потенциал, присущий каждому человеку, и возможность использования этого потенциала для достижения душевного здоровья, внутреннего благополучия и гармонии с окружающими.

Опыт написания контрольной работы по данной теме дал возможность повысить мою осведомленность об этом пока еще достаточно «экзотическом» методе, принять определенные организационные решения относительно деятельности социально-культурных учреждений, сделать свой выбор как руководителя творческого хореографического коллектива в пользу более серьезного профессионального освоения танцевально-двигательной арт-терапии, цветотерапии и костюмотерапии.

Список литературы

  1. Бетенски М. Что вы можете видеть? Новые методы арт-терапии / М. Бетенски; Перевод с английского М. Злотник. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 256 с.
  2. Дженнингс С. Сны, маски и образы. Рабочая тетрадь по арт-терапии /С. Дженнингс, А. Минде; Перевод с английского И. Динерштейна. — Москва: Эксмо, 2003. — 384 с.
  3. Копытин А.И. Основы арт-терапии / А.И. Копытин. — СПб: Издательство «Лань», 1999. — 256 с.
  4. Копытин А.И. Обучение фототерапии / А.И. Копытин. — СПб: Издательский дом «Речь», 2003. — 96 с.
  5. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия / Л.Д. Назарова. — СПб: Речь, 2002. — 240 с.
  6. Фельденкрайс М. Осознание через движение: двенадцать практических уроков / М. Фельденкрайс; Перевод с английского М. Папуш. — М.: Институт гуманитарных исследований, 2000.