Для связи в whatsapp +905441085890

Возможности использования гипноза и внушения в терапии психосоматических расстройств — Теоретический анализ эффекта внушения и гипноза

Всем известно, какое волшебное исцеляющее действие может оказать одно утешительное слово врача, и, наоборот, как фатально порой… действует на пациента суровый, холодный приговор врача, который не знает или не хочет знать силу внушения.

Использование таких удивительных и пока еще недостаточно изученных состояний человеческой психики, как внушаемость или гипноз, уходит корнями в доисторическое прошлое. Использование внушения в состоянии бодрствования или конкретно в состоянии гипноза применялось жрецами и шаманами, вождями и полководцами, целителями и мистиками. В одном из древнеегипетских источников о способах врачевания — содержится описание 900 рецептов лекарственных трав и снадобий, но наиболее примечательным является начало папируса, которое звучит примерно так: «Слова следует произносить четко и часто, как можно чаще, прикладывая лекарство к больным конечностям, чтобы уничтожить страдания, которые их поражают…». На протяжении всего текста папирус утверждает, что любое лекарство должно сопровождаться обращением к богам и духам. Заклинания полезны, когда сопровождаются лекарствами, а лекарства полезны, когда сопровождаются заклинаниями. Древние жрецы использовали внушение и состояние гипноза. В греческом храме, посвященном богу-целителю Асклепию, была даже специальная комната — абатон, в которой паломники, пройдя через сложные процедуры поклонения, впадали в искусственный сон, во время которого слышали голос Асклепия. Примечательно, что на стенах храма, сложенных из огромных каменных плит, были высечены надписи, рассказывающие о чудесных исцелениях, происходивших в храме. Этот метод повышения внушаемости используется многими психотерапевтами и сегодня. Одним из самых искусных древних психотерапевтов, можно назвать Иисуса Христа. Удивительно, но Сам Иисус понимает силу внушения и суггестии. Он сказал людям, пришедшим к Нему за исцелением: «Как вы веруете, так и будет вам». Индоктринация и самовнушение очень распространены на Востоке и особенно в Индии. Вы можете слышать о том, как йог Харид погрузил себя в состояние, близкое к анабиозу, путем самовнушения, и оставался в этом состоянии 40 дней в деревянном ящике без еды и воды.

В Индии велика вера в могущественную чудодейственную силу заклинаний. Тайная книга браминов, Атхарваведа, содержит заклинания. Брамин раскачивается в такт заклинанию и сжигает на огне определенное количество листьев лекарственного растения, заклинание оказывает целебное действие, если произнести его 70 раз. Царь Пирр и император Веспасиан исцелялись прикосновением большого пальца правой руки. Короли Франции и Англии лечили своих подданных возложением рук. Таким образом, многие психотерапевтические техники накапливались спонтанно, но проблема заключалась в их научной интерпретации. Учение о гипнозе неразрывно связано с именем венского врача Франца Антона Месмера. Он был одним из самых образованных людей своего времени, имел три диплома: доктора медицины, права и философии. Месмер занимался музыкой с Вольфгангом Амадеем Моцартом и дружил с его отцом, Леопольдом Моцартом. Редко, в свободное от науки и музыки время, Месмер занимался медициной и использовал в качестве лекарства магнит, введенный Парацельсом. Месмер неожиданно обнаружил интересный терапевтический эффект: у определенной категории пациентов выздоровление наступало, даже если он прикасался к ним рукой, а не магнитом. Из этого следует, что целительная сила заключена не в магнитах, как утверждал Парацельс, а в руках целителя. Само открытие Месмера оставило его в недоумении, но как добросовестный ученый он начал искать объяснение этому явлению.

В результате он создал теорию, суть которой заключалась в том, что вся Вселенная пронизана особого рода невидимым веществом — магнитным флюидом, а отдельные, особо одаренные личности, в том числе и сам Месмер, обладают способностью накапливать магнитный флюид в себе и затем непосредственно или через специальные устройства передавать его другим людям. Для лечения больных Месмер соорудил специальные ванны, наполненные железными опилками; в крышке каждой ванны были просверлены отверстия, из которых выходили подвижные железные стержни. Пациенты сидели вокруг чанов, держась за решетку и друг за друга, образуя длинные цепи. А сам Месмер вышел в пурпурной одежде и намагнитил бочки, прикоснувшись к ним хрустальным жезлом. Во время спиритического сеанса звучала тихая музыка, пациенты вводили себя в состояние кризиса, в котором они плакали, кричали, бились в конвульсиях, затем их отводили в специальную комнату, где они засыпали и, пробуждаясь от сна, чувствовали облегчение от своих страданий.

Месмера нельзя назвать шарлатаном; он был глубоко убежден в правильности своей теории, которую считал физиологической и рационалистической. Он был убежден, что существование жидкости столь же реально и материально, как, например, действие металлического магнита. Однако Месмер утверждал, что обнаруженный им «животный магнетизм» совершенно не похож на действие магнита, и смутно подозревал, что кроме флюидов на пациента действуют и другие силы. Отсюда все эти ритуалы с плащом, музыкой и жезлом. Следует помнить, что в XVIII веке, в эпоху энциклопедистов, суеверие, вера в колдовство процветали, и ведьм в то время все еще сжигали на костре. В 1774 году теория Месмера о «магнитных жидкостях» обсуждалась на заседании Французской академии и Королевского медицинского общества, на котором присутствовали такие выдающиеся ученые, как Лавуазье, Франклин, Жюсье, Бейли. Решение комитета экспертов было суровым и категоричным, и «Животный магнетизм» был осужден. Лечебный эффект, а он был неоспорим, приписывался не флюидам, в существовании которых сомневались, а воображению. Считалось, что воображение без магнетизма вызывает конвульсии, а магнетизм без воображения не вызывает ничего. Осуждению подверглась не только теория Месмера, но и сам метод лечения, который, по мнению академиков, оказывал негативное влияние на моральные устои общества. В 1776 году Месмер переехал в Париж, получил аудиенцию у короля Франции Людовика и заручился поддержкой королевы Марии-Антуанетты.

На научный Олимп начинают оказывать давление, но Академия упорно придерживается своего решения. Во время Французской революции Месмер эмигрировал в Швейцарию, где умер в забвении и безвестности в 1815 году. Но семена, которые он посеял, позже проросли. В 1882 году, под влиянием работ Шарко, Французская академия признала метод лечения гипнозом научно обоснованным, то есть фактически одобрила то, что за сто лет до этого решительно отвергалось. В 1818 году поклонник Месмера, Шовене де Пюисегюр, практиковавший «магнитные пассы», открыл низшую стадию гипноза — сомнамбулизм. При намагничивании пациента Пюисегюр обнаружил, что тот входит в состояние «магнетизма» не только от прикосновения, но и под воздействием слов или команд. Оказывается, жидкости здесь ни при чем, а главным влияющим фактором является внушение. Однако началом научного изучения гипноза следует считать исследование английского хирурга Джеймса Брейда. Посещая сеансы известного французского магнетизера Шарля Лафонтена, внука знаменитого баснописца, Брейд заметил, что субъект, впавший в состояние «магнетизма», не мог открыть глаза, не мог пошевелить рукой и вообще напоминал спящего человека.

Возможности использования гипноза и внушения в терапии психосоматических расстройств - Теоретический анализ эффекта внушения и гипноза

Теоретический анализ эффекта внушения и гипноза

Бруд решает сам продолжить эксперименты по «намагничиванию», но применяет свой собственный оригинальный подход. Он предлагает пациенту зафиксировать взгляд на каком-либо предмете, например, на горлышке бутылки, и не думать ни о чем, кроме сна. Результаты экспериментов превзошли все ожидания. Все пациенты после нескольких минут общего расслабления и фиксации взгляда впадали в состояние, которое Брейд назвал гипнозом. Результаты своих экспериментов Брейд опубликовал в книге «Нейрогипнология». Он считал гипноз особым видом сна, который возникает в результате усталости от сосредоточенного взгляда и внимания, расслабления мышц и замедленного дыхания. Для объяснения механизма гипноза Брейд использовал гипотезу о моноидеизме — состоянии, когда человека одолевает одна мысль. Это состояние, по его мнению, возникает у загипнотизированного человека в результате концентрации взгляда и мыслей на одном объекте. Теоретическое объяснение гипноза, данное Бройдом, сегодня кажется наивным, но практические наблюдения, которые он сделал, не потеряли своей актуальности. Брейд был одним из первых, кто отметил, что восприимчивость людей к гипнозу, их «гипнотизируемость», различна и зависит не столько от личности гипнотизера, сколько от состояния нервной системы пациента. Он осторожно отметил, что глубина гипноза может быть разной у разных людей и иногда меняется в течение одного и того же сеанса. Брейд был убежден в особой силе внушения в состоянии гипноза и использовал этот эффект как метод лечения истерического паралича, судорог. Но главная заслуга в том, что он первым стал рассматривать гипноз как земное, материальное явление, вызванное естественными, физиологическими причинами.

После смерти ученого центр по изучению гипноза был перенесен во Францию. Точнее, во Франции были основаны два центра по изучению гипноза: первый под руководством всемирно известного невролога и психиатра Жана Мартена Шарко, второй — в Нанси под руководством Ипполита Бернгейма, профессора терапевтической клиники университета. Причиной новой волны интереса к гипнозу во Франции стал тот факт, что Шарко было поручено проверить эффективность вошедшей в моду металлотерапии. Так, французский исследователь Берк заметил, что пациент, который в состоянии сомнамбулизма прикасался к латунной ручке двери, впадал в каталепсию. Этого не происходило, если на ручку двери предварительно была надета резиновая перчатка. В 1876 году Бюрк, собравший большое количество фактического материала, обратился к президенту Французского биологического общества, который назначил комиссию для исследования этих явлений, членом которой был Шарко. Комиссия подтвердила то, что узнал Бюрк, но не смогла предложить убедительного теоретического объяснения. Работая в комиссии, Шарко заинтересовался гипнозом как методом воздействия на больных. В это время его интересовал механизм возникновения неврозов и особенно истерии. А тот факт, что многие симптомы истерии буквально исчезали в состоянии гипноза или проявлялись наоборот, привел ученого к выводу, что гипноз — это не что иное, как искусственно вызванный истерический невроз. Шарко разработал свой «шоковый» метод гипноза. Пациента привели в полузатененный зал, вдруг раздался оглушительный гонг, перед глазами вспыхнул яркий свет, и пациент впал в состояние гипноза. Шарко выделил три стадии глубины гипноза: Каталепсия, летаргия и сомнамбулизм. Но, пожалуй, главным достижением Шарко является то, что он привлек внимание мировой научной общественности к гипнозу. Под его влиянием изучением гипноза занимались выдающиеся ученые и неврологи Парижа.

Нансийская школа считала, что гипноз — это психологический феномен, связанный с внушением. Они считали гипноз результатом того, что загипнотизированный человек поддается внушению гипнотизера, не проявляя достаточной критики к полученному внушению. Утверждение нанси о том, что гипноза не существует, а есть только внушение, хорошо известно. И в то же время они категорически отрицали болезненную, истерическую природу гипноза. Между парижской и нансийской школами гипнологов развернулась долгая и острая научная дискуссия. На Первом международном конгрессе по физиологической психологии, состоявшемся в Париже в 1889 году, нансийцы, наконец, одержали верх. Следует отметить, что ни одна из школ не избежала ошибок. Если Шарко, отождествлявший гипноз с истерией, ограничивал сферу его терапевтического применения, то Бернгейм, приравнивавший термины гипноз и внушение, отрицал независимость гипноза и его существование вне сферы вербального воздействия. С этой точки зрения следует признать, что гипноз и внушение, хотя и связаны между собой, являются разными явлениями, хотя бы потому, что в гипноз можно ввести не только человека, но и животных, в то время как восприятие словесного внушения свойственно только человеку. Было бы неправильно думать, что изучение гипноза в 19 веке проводилось исключительно в Англии и Франции. Важный вклад в изучение гипноза внес шведский психотерапевт Отто Веттерстранд своей книгой «Гипнотизм и его применение в медицине», в которой он описывает особенности лечения гипнозом соматических заболеваний, болезней сердца, желудка, астмы, а также впервые поднимает вопрос о лечении гипнозом хронического алкоголизма.

Материалы конференции Немецкой медицинской ассоциации

Важную роль в развитии учения о гипнозе сыграли также работы немецких врачей Левенфельда и Молля. Одновременно с работой Шарко и Бернгейма, Даншевский, профессор физиологии Харьковского университета, в многочисленных экспериментах показал возможность гипнотического воздействия на животных. Он проводил исследования на различных представителях животного мира: Лягушки, ящерицы, змеи, тритоны, черепахи, крокодилы, раки, морские раки, омары, лангусты и кальмары, рыбы и птицы. В 1891 году он выступил с докладом на 4-м съезде Общества русских врачей в Москве, где доказал существенное единство гипноза у человека и животных, что нанесло существенный удар по школе Нанси. На этом же конгрессе с докладом «Терапевтические методы гипноза» выступил ученик и последователь С.С. Корсакова А.А. Токарский. Страстный сторонник внедрения гипноза в медицинскую практику, он заявил в своем докладе, что было бы смешно думать, что гипноз вырос где-то в стороне, за дверями храма науки, что это подкидыш, принесенный невежественными людьми, можно только сказать, что невежды достаточно заботливы и хватки. Прошло более ста лет, но эти слова актуальны и сегодня. В начале 80-х годов 19 века Токарский начал читать курс физиологической психологии и гипнотерапии на медицинском факультете Московского университета. Известно, что Токарский благожелательно относился к народным целителям и священнослужителям церкви, которые использовали методы прямого и косвенного внушения в лечебных целях. В 1970-х и 1980-х годах священник Сергий Пермский лечил хронических алкоголиков в деревне Нахабино. В проповеди, предшествовавшей ритуалу, отец Сергий убеждал их, что христианин, начавший снова пить после «благочестивого обета», совершает тяжкий грех.

Таким образом он вылечил около 30000 человек, которые образовали сообщества «любителей чая». Владимир Михайлович Бехтерев сыграл большую роль в развитии отечественной и мировой психотерапии. Бехтерев родился 20 января 1857 года в деревне Сорали в семье полицейского пристава. В 1873 году он поступил в престижную Медико-хирургическую академию. Оказалось, что этому огромному парню, похожему на Илью Муромца, еще не исполнилось 17 лет. Двери академии захлопнулись, но Бехтерев оказался не так прост. Он отправился домой к главе академии и сумел убедить его, что дело не только в количестве прожитых лет. Навыки и работоспособность этого человека были поистине легендарными. Будучи студентом Академии, он успел побывать на войне с турками за освобождение Болгарии, участвовал в нескольких студенческих забастовках, был одним из организаторов студенческого бойкота, который был объявлен его преподавателю физиологии И.Ф. Циону, сделав его занудой на всю жизнь в лице И.П. Павлова, ассистента И.Ф. Циона в те годы. В 1878 году Бехтерев окончил Академию и был принят на должность помощника врача на кафедру психиатрии, возглавляемую Мержеевским, учеником и преемником Балинского, основателя отечественной психиатрии. В 24 года Бехтерев блестяще защитил докторскую диссертацию, а в 27 лет был направлен в заграничную командировку. В декабре 1884 года, во время деловой поездки в Лейпциг, он получил официальное приглашение за подписью министра народного просвещения занять кафедру психиатрии в Казанском университете». И снова проявляется характер ученого, перед тем как дать свое согласие, он выдвигает три условия: организовать в Казани клинику для душевнобольных, создать дополнительную должность ассистента кафедры и продлить время его командировки с целью стажировки в клинике Шарко.

Все требования Бехтерева были выполнены. До весны 1885 года он обучался в Зальпетере, увлекся гипнологией, успел посетить «специалиста по мозгу» Мейнерта в Вене, а осенью приехал в Казань. Там Бехтерев становится активным сторонником лечения гипнозом и внушением. В 1893 году, в возрасте 36 лет, Бехтерев был назначен заведующим кафедрой психических и нервных болезней Военно-медицинской академии, сменив на этом посту Мержеевского. Мержеевский был прекрасным клиницистом и морфологом, но он скептически относился к психотерапии, особенно к лечению гипнозом. Возможно, этому способствовал бум нездорового гипноза, охвативший Европу и достигший пика в России в середине 1980-х годов. Мержеевский добился от Медицинской ассоциации решения об осторожном использовании гипноза в медицинской практике, согласно которому гипноз мог применяться только с разрешения администрации и обязательно в присутствии второго врача. После вступления в должность президента Бехтерев настоял на отмене этих ограничений. Он сам широко использовал внушение под гипнозом при лечении пациентов. Когда в 1898 году на праздновании юбилея Военно-медицинской академии Бехтерева пригласили выступить с основным докладом, он посвятил его роли внушения в общественной жизни, а позже, в 1903 году, этот доклад был опубликован в виде отдельной книги «Внушение и его роль в общественной жизни». Некоторые позиции, высказанные Бехтеревым в этой книге, актуальны и сегодня. Прежде всего, он проводит четкое различие между такими терминами, как убеждение, внушение и гипноз. Убеждение, по его мнению, входит в сферу психической деятельности через личное сознание, усваивается нами посредством мыслительной и смысловой обработки и становится достижением нашего «я». Внушение, сводится к непосредственной передаче тех или иных психических состояний от одного человека к другому, передаче, которая происходит без участия воли воспринимающего и часто даже без ясного сознания с его стороны. Гипноз, по мнению Бехтерева, — это не что иное, как искусственно вызванный измененный нормальный сон, но в котором сохраняется контакт с гипнотизером. Загипнотизированный человек находится в особом состоянии пассивности, поэтому внушение оказывает на него такое подавляющее воздействие.

Внушение может принимать форму команд, лозунгов или личного примера. Командование действует не только силой страха перед неповиновением, но и путем внушения или привития знакомой идеи. Пример также может действовать как внушение, приводя к совершенно непроизвольному и бессознательному подражанию. Сначала идеологическая закалка, затем учения, развивающие пассивную покорность, затем команда, и солдат выполняет ее. Таков механизм поведения солдат на войне. Индукция работает путем прямого внушения ментальных состояний, то есть идей, чувств и ощущений, не требуя доказательств и логики. Внушение действует непосредственно на психическую сферу другого человека посредством вовлекающей и возбуждающей речи, жестов и мимики. Способы передачи психического состояния с помощью внушения более многочисленны и разнообразны, чем способы передачи мысли с помощью убеждения. Поэтому внушение является гораздо более распространенным и зачастую более мощным фактором, чем убеждение.

Сущность гипноза

Самое сильное внушение добра — это пример хорошей жизни. Л. Толстой.

Гипноз, как его практикуют, фактически относится к взаимодействию между двумя людьми, один из которых определяется как гипнотизер, а другой — как субъект. Групповой гипноз, конечно, позволяет охватить большее количество испытуемых. Гипнотизер дает гипнотические инструкции, а испытуемый отвечает на них.

Гипноз — это сложное явление, объединяющее ряд физиологических процессов. Это избирательное внимание: такое, при котором субъект фокусируется на ограниченном количестве стимулов — обычно внутреннего происхождения, таких как ощущения и воображение. Он предполагает релаксацию: почти независимо от клинических задач, субъект расслаблен (пока, например, не испытает развивающуюся фантазию) как психически, так и физически. Гипноз также сочетает в себе состояние ожидания и его влияние на опыт и реакцию субъекта: другими словами, он создает условия, в которых субъект ожидает от себя определенных ощущений, мыслей и реакций, и формирование гипнотизером такого ожидания в сознании субъекта повышает возможную эффективность внушения. Гипнотический опыт очень часто сопровождается воображением: субъект поглощен представлением сцены, которая обычно находится под контролем гипнотизера. В целом, между гипнотизером и субъектом устанавливается прочная связь; кроме того, гипноз, несомненно, подразумевает определенную податливость или подчинение со стороны субъекта: последний, соответственно, мотивирован подчиняться желаниям гипнотизера, и его поведение может быть частично объяснено этими моментами. Например, гипнотизер может внушить субъекту, что его рука настолько невесома, что она безвольно парит в воздухе (внушение поднятия руки). Однако испытуемый способен поднять руку, потому что ему будет трудно не подчиниться указаниям гипнотизера. Можно включить ролевую игру, в которой испытуемый ведет себя в соответствии со своими представлениями о поведении загипнотизированного человека.

Наконец, необходимо рассмотреть понятие атрибуции: Чему именно субъект приписывает свой опыт? Говорит ли он: «Да, я чувствовал, что меня загипнотизировали, потому что я был очень расслаблен и глубоко погружен в свои фантазии», говорит ли он: «Нет, я не чувствовал себя загипнотизированным, потому что я был очень расслаблен и глубоко погружен в свои фантазии»? Атрибуции гипнотизера также имеют фактическое значение. С точки зрения гипнотизера, что вызвало поведение и запечатленные переживания субъекта: состояние гипноза, или просто выраженное расслабление, или состояние подчинения, и так далее? Действительно: некоторые из вышеперечисленных процессов могут также относиться к поведению гипнотизера, например, ролевые игры и предвосхищение. Отвечая на вопрос «Что такое гипноз?», читатель, если он придерживается сказанного, может обоснованно заключить, что «гипноз» — это, по праву, не особое состояние сознания, а лишь простое название для отношений между двумя людьми, характеризующихся определенным сочетанием психологических явлений, упомянутых выше.

Существуют влиятельные теории гипноза, которые более или менее поддерживают такой вывод, и каждая из них подчеркивает один из компонентов, представленных выше. Например, феномен гипноза можно объяснить в первую очередь с точки зрения феноменов релаксации, ролевой игры, подчинения, воображения и различных комбинаций вышеперечисленного. Подробное обсуждение этих теорий здесь не планируется, но следует отметить, что все они в целом относятся к «теориям без состояния» в отличие от «теорий состояния», которые предполагают измененное состояние сознания. Состояние сознания под влиянием или без влияния является предметом наиболее упорных и горячо обсуждаемых споров в современном экспериментальном гипнозе.

Эксперимент

Объектом исследования был 19-летний юноша, студент третьего курса Московского государственного гуманитарно-педагогического университета. Объект был выбран в связи с тем, что внушению и гипнозу подвергаются наиболее эмоциональные люди. Я знал, что эта тема очень эмоциональна, поэтому выбрал его.

Цель заключалась в том, чтобы ввести испытуемого в состояние гипноза и дать постгипнотическое внушение. Выясните, в какой степени испытуемый знаком с гипнозом.

Гипотеза заключается в том, что субъект восприимчив к гипнозу.

Задача состояла в том, чтобы внушить доверие, снять фильтр сознания, ввести человека в состояние гипноза, дать постгипнотическое внушение и вывести человека из состояния гипноза.

Процесс: Первым шагом было снятие психомышечного зажима. Это делается для повышения чувствительности. Если все сделано правильно, порог внушаемости снижается. Цель этой комбинации — добиться максимального расслабления мышц. Как правило, перед началом этого упражнения необходимо принять удобную позу и закрыть глаза. Затем, шаг за шагом, расслабляйте свое тело, направляя внимание на те части тела, которые необходимо расслабить. Практикующий должен почувствовать то, о чем он говорил.

Встряхните кисть несколько раз, отпустите ее так, чтобы она упала на колено или бедро суггестора, затем снова отпустите, но уже намеренно мимо колен, чтобы она повисла: если суггестор не расслабился, то его рука не падает непроизвольно, а остается на весу или падает слишком медленно, то следует продолжить релаксацию.

Давайте перейдем ко второму этапу.

Снимите фильтр сознания, пробудите уверенность. Необходимо дать испытуемому почувствовать обострение, отвлечь внимание его сознания, перевести внимание сознания в область ощущений.

Испытуемый должен поставить ноги вместе, закрыть глаза и максимально расслабиться.

С обеих сторон я подношу руки на 5-10 см к его голове в области ушей. Умышленно инициирую поток тепла из кончиков пальцев и ладоней, пока не почувствую покалывание в ладонях.

Я спрашиваю его, что он чувствует. Ответ: «Ощущение тепла.

Дайте испытуемому инструкцию: «Сосредоточьте свое внимание на ощущениях в области головы.

Я говорю: «Ощущение тепла усилится».

Я провожу ладонью по лбу своего партнера. Чувствительность лба выше, поэтому он сразу ощущает увеличение тепла, то есть получает подкрепление слов действием. Это самый важный момент проникновения в подсознание. Необходимо внимательно следить за партнером и подкреплять его ощущения словами. Это вопрос подкрепления слов делами! Именно так на бессознательном уровне (в подсознании) формируется убеждение. Когда слова подкрепляются действиями, порог внушаемости снижается.

Постгипнотическое внушение.

Объект спит. Дайте постгипнотическую установку:

— Как только я тебя разбужу, ты почувствуешь сильную потребность попрыгать на одной ноге.

Вывод из состояния гипнотического сна.

Фаза должна быть выведена из состояния гипнотического сна без спешки.

Я все устрою: «Через мгновение я выведу тебя из гипнотического сна. Теперь я буду считать до трех. На счет «три» вы проснетесь. «Один» — это когда вы будете освобождены сдерживающий эффект оружия. «Два» Ваши ноги и все тело освобождаются. «Три» — вы проснулись, откройте глаза! Ваше настроение и самочувствие очень хорошие, ничто вас не беспокоит, не тяготит. Вы очень хорошо отдохнули. Вы чувствуете себя комфортно и расслабленно».

Осложнений нет, на этом «выход» заканчивается.

Заключение эксперимента.

Испытуемый вошел в состояние гипноза. Испытуемый находится под гипнозом. Испытуемый не выполнил постгипнотическую установку.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Маргиналы в истории
  2. Противоречия процесса обучения
  3. Понятие арт-терапии
  4. Гуманистическая психотерапия
  5. Жизненные ситуации и активность человека
  6. Педагогика и методика начального образования
  7. Виды общей психологии
  8. Межличностные отношения в группе детей и их детерминанты
  9. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
  10. Тренинг личностного роста как средство активизации творческого потенциала личности