Для связи в whatsapp +905441085890

Возникновение философии как учение о предельных основаниях бытия, самосознания и сущности человека — Объект и функции философии

Философия часто преподносится как абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни; нет ничего более далекого от истины, чем такое представление. На самом деле философия черпает из жизни все свои проблемы и решает их с единственной целью — помочь человеку улучшить и развить мировоззрение, духовные, нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых можно пережить невзгоды жизни и добиться успеха. Для этого философия предоставляет изучающему человеку богатый фактический материал для размышлений, а также очень эффективные инструменты мыслительной деятельности.

Философия позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать те или иные суждения, обосновывать и критиковать, отделять сущностное от несущественного, раскрывать связь всех явлений реальности.

Каждый человек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли она по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он был когда-то сотворен Богом? Какое место в мире принадлежит законам, а какое — несчастным случаям? Еще больше каждого человека интересуют проблемы, касающиеся его места в этом мире. Человек смертен или бессмертен? Как мы можем понять бессмертие существования человека? Может ли человек познать свою судьбу в этом мире, или он не может быть ему доступен? Что такое правда, как отличить ее от обмана? Несомненно, каждый человек имеет дело с моральными проблемами. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести четкую грань между добром и злом? Откуда зло в человеческой деятельности и в мировой истории? Возможно ли достичь такого состояния в эволюции человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха вселенской любви и гармонии»?

Можно назвать множество серьезных проблем, интересующих человечество, которые рассматриваются и решаются философией. Но не только философы занимаются этими проблемами, задолго до появления философии люди нашли ответ на важнейшие вопросы мифологии и религии. Поэтому правильнее было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими. Философия имеет свой специфический подход к решению таких проблем.

Возникновение философии как учение о предельных основаниях бытия, самосознания и сущности человека - Объект и функции философии

Объект и функции философии

Философия — это форма интеллектуальной деятельности, направленная на формулирование и анализ фундаментальных вопросов мировоззрения, связанных с развитием целостного взгляда на мир и человека в нем.

Философия — это форма интеллектуальной деятельности, направленная на поднятие, анализ и решение фундаментальных вопросов мировоззрения, связанных с развитием целостного взгляда на мир и человека в нем. Буквально, слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов phileo — любовь, а софия — мудрость).

Сам субъект философии формировался, во-первых, в процессе преодоления ограничений типов мировоззренческого сознания, предшествовавших философии, а именно, мифологии и религии в их первозданных формах (анимизм, тотемизм, многобожие и т.д.), отличавшихся от более поздних мировых религий, и, во-вторых, в результате длительных усилий по фильтрации философских знаний из всей совокупности знаний, имеющихся в распоряжении человека в ту историческую эпоху. В отличие от мифологии и первых форм религиозности, философия выбрала в качестве ориентира не традицию и авторитет, не стихийно сформировавшиеся архетипы и стереотипы сознания, а свободное, критическое восприятие мира и человеческой жизни. Философия противопоставляла антропоморфизм (приписывание человеческих характеристик природным вещам и процессам) мифологии и ранним формам религиозности в представлении мира как поля действия обезличенных объективных сил.

При обсуждении проблемы структуры целостного бытия древнегреческая философия предложила определенный перечень различных ответов на эту проблему: понятие предельных пределов или предельных мельчайших частиц вещества, составляющих всю Вселенную (древний атомизм); понятие безграничной, бесконечной отделимости природы, следовательно, отсутствия каких-либо пределов этой отделимости; наконец, понятие всеохватывающего единства, всепроникающей полноты всего бытия. Каждый мыслящий человек мог бы заниматься сознательным поиском и свободным выбором таких понятий. И поиск, и выбор осуществлялись путем критики и принятия одного из вариантов на основе методов логической аргументации, теоретического анализа и обоснования.

Стремление выделить из всей совокупности имеющихся знаний те конкретные знания, которые составляют основное содержание философии, способствовало более четкому пониманию предмета философии. С момента своего возникновения философия утверждает, что философские знания являются наиболее зрелыми и совершенными. Серьезные причины возникновения и последующего закрепления мнения об особом статусе философии были связаны главным образом с тем, что подавляющее большинство имеющихся в то время знаний (за исключением чисто дедуктивных наук, таких как математика и логика) носили описательно-регуляторный характер и не претендовали на выявление и объяснение движущих сил, причин наблюдаемых явлений и процессов. В связи с неразвитостью и недостаточной зрелостью эмпирической, экспериментальной естественной науки той эпохи, эту роль взяла на себя философия. Она функционировала как своеобразная «наука наук» или «королева наук», единственная, способная дать теоретическое объяснение всему, что происходит в окружающем мире и в самом человеке.

Факты, стимулирующие поиск новых пониманий предмета «философия»

Для уточнения специфики философского знания и, соответственно, предмета философии Аристотель ввел специальный термин «метафизика», который и сегодня часто используется почти как синоним понятия философия. В его понимании метафизика представляла собой особый вид знаний, построенный на физических знаниях, которые в то время отождествлялись с естественными и научными знаниями. И если к термину «знание» прибавить более глубокое значение, которое не ограничивается фиксацией непосредственно даваемого или непосредственно наблюдаемого знания, а предполагает умение давать теоретические объяснения, раскрывать глубинную сущность наблюдаемого, то можно сказать, что философия на ранних стадиях своего развития включала в себя все доступные знания. В этом прямом смысле философия — это знания о мире вообще и о мире человека в частности. Такое понимание предмета философии сохранялось на протяжении многих веков.

Гораздо позже, в поздний современный период, начавшийся в XVII веке, философские науки стали возникать как самостоятельные обособленные сущности. С развитием экспериментальных естественных наук они достигли более высокого уровня теоретической зрелости и приобрели способность по-своему объяснять природу физических, химических, биологических и других природных процессов. Таким образом, естественные науки больше не нуждались в патернализме, опеке, руководстве и контроле над философией как над неким высшим видом знаний. Философия больше не может претендовать на звание «науки наук». Отсюда вытекает необходимость изменения и уточнения концепции предмета.

Другим существенным фактом, который в значительной степени стимулировал поиск нового понимания предмета философии, является необходимость переосмысления взаимосвязи между философией и религией, другой центральной формой идеологической регуляции человеческого поведения. С момента своего возникновения философия имела очень близкие, но в то же время очень сложные и по своей природе противоречивые отношения с религией. Для западноевропейской философской традиции, которой мы здесь занимаемся в первую очередь, эта проблема представляется как проблема взаимоотношений между философией и христианской религией.

Философия — слуга богословия

В первый период своего существования (I-V века) христианство в процессе своего утверждения активно обращалось к древним философским учениям для прояснения и углубления собственного содержания, признавая важную и самостоятельную роль древней мысли в духовной и социальной жизни человека. В средние века ситуация заметно изменилась: религия стала не только доминирующей, но и почти монополистически доминирующей сферой интеллектуальной жизни. Философии отводилась роль важной, но все же технической помощи в духовном исследовании мира человека и природы. Эта связь между философией и религией очень четко выражена известной формулой: «Философия — слуга богословия». Хотя, следует подчеркнуть, эта формула не выражала всей сложности отношений между философией и теоретическим ядром христианства — его богословием.

Эта интерпретация стала все более отчетливо раскрывать свою неадекватность на фоне роста социальной значимости и авторитета специализированного научного, а затем и философского познания и знания, что отчетливо проявилось в эпоху Нового времени и Просвещения. Соответственно, стала преобладать идея о необходимости восстановления независимого статуса философии, ее достаточной независимости от религии и богословия.

В XVII и XVIII. Век эта задача была полностью выполнена. Кроме того, философия и наука добились больших успехов в установлении своего независимого статуса и во многом изменили соотношение сил в свою пользу. В этих новых условиях религия и богословие постепенно отодвигались на периферию общественной и духовной жизни человека и человечества, а доминирующей силой стала философия, за которой примерно с середины XIX века последовала наука. Быстрый рост престижа науки привел к значительным изменениям в понимании объекта и цели философии. Многие выдающиеся мыслители рассматривают философию как особый вид научного знания. В этом смысле, особенно в нашей стране, сложилась и прочно утвердилась идея философии как науки о наиболее общих законах природы, общества и мысли. Она была наиболее полно и четко сформулирована и выражена К. Марксом и Ф. Энгельсом. В отличие от всех философских доктрин прошлого, они называли свою философию научной философией. Более радикальные взгляды придерживались основоположники позитивизма, считавшие, что так называемые позитивные, то есть конкретные науки делают философию как таковую совершенно излишней, ненужной.

Ориентация на науку, на научные знания как на высшие или единственные знания, доступные человеку, привела к существенным изменениям в представлениях о природе философской мысли, философского сознания. Широко распространено убеждение, что философия, в отличие от всех других форм интеллектуального и практического взаимодействия человека с миром, таких как религия, нравственное сознание, эстетическое восприятие, повседневный практический жизненный опыт, идеология и т.д., должна руководствоваться рациональным пониманием в своем стремлении дать целостную картину естественного и человеческого существования. Иными словами, философия должна основываться исключительно на способностях и силах, присущих человеческому интеллекту. Человеческий разум и мышление рассматриваются не только как полностью автономные, но и как самодостаточные основы для понимания мира в целом и человеческого мира в частности. Таким образом, философия, с этой точки зрения, является не чем иным, как знанием о конечных основах бытия, реализованных в последовательно рациональной форме. Философия — это рационализированная форма мировоззрения. На предыдущих этапах многовековой истории западноевропейской философии такого понимания объекта философии не существовало.

Другой характерной особенностью понимания объекта философии, сложившегося в XVII-XVIII веках, а также в первой половине XIX века, была предпосылка, что философия зарождалась и развивалась исходя из предположения, что рано или поздно возникнет философская система, способная раз и навсегда выполнить свою главную задачу — создать предельно обобщенную универсальную картину мира и места человека в нем. Помещение такой философии станет неоспоримым на все времена. Это всегда будет связано с человечеством.

Функции философии

Философия выполняет свою функцию, выполняя целый ряд взаимосвязанных функций.

Самые важные из них:

  • идеологический
  • эпистемологический
  • методический
  • информационно-коммуникационный
  • ценностно-ориентированный
  • критический сайт
  • интегрирующий
  • идеологический
  • педагогический
  • прогнозный
  • проектирование

Функция мировоззрения

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. Она показывает способность действовать в качестве основы мировоззрения, которая представляет собой всеобъемлющую, устойчивую систему взглядов на мир и законы его существования, явления и процессы природы и общества, имеющие отношение к поддержанию общества и жизни человека. Мировоззрение человека приходит в виде набора чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения с миром, обществом и самим собой.

Мировоззрение в его форме может быть:

  • мифологический;
  • религиозный;
  • философский.

Это зависит от того, на каком основании она основана — мифологическом, религиозном или философском. Мифы, т.е. фантастические истории о мировом порядке и месте человека в системе мироздания, составляют основу мифологического мировоззрения. Такое мировоззрение возникает из художественного и эмоционального переживания мира или социальных иллюзий. Религиозное мировоззрение — следующий этап в развитии мировоззрения человека. В отличие от мифа, религия не смешивает светское и священное. Сторонники такого мировоззрения верят, что созидательная, всемогущая сила — Бог — выше природы и выше природы. В основе любого религиозного мировоззрения лежат идеи о высших ценностях и средствах их достижения. Она основана на несомненной вере и ставит мировоззрение человека в зависимость от религиозной доктрины. В отличие от этого, философское мировоззрение основано на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезированные в представлениях о научном образе мира. Часто в современных условиях в мировоззрении некоторых людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные идеи. Эти представления придают определенную специфику мировоззрению определенных людей.

Различные мировоззрения по-разному сочетают в себе интеллектуальный и эмоционально-психологический опыт человека, а мировоззрение, мировоззрение и понимание мира человека отражаются в них по-разному.

Мировоззрение — это эмоциональная и психологическая сторона мировоззрения. Она выражает чувства, восприятия и переживания людей.

В мировоззрении, основанном на визуальных представлениях, мир представлен в своей реальности, образы которой передаются через сочетание эмоционального и психологического и познавательного опыта людей.

Мировоззрение формируется на основе мировоззрения и образов мира. С развитием науки на природу мировоззрения все сильнее влияет то, какие знания она производит. Важность мировоззрения заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов действия. Развитие и совершенствование мировоззрения, мироощущения и понимания ведет к улучшению качества содержания мировоззрения и росту его влияния на прожитую жизнь.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Античный атомизм
  2. Экономическая мысль древнегреческих философов
  3. Законы истории как законы взаимодействия стран, народов и цивилизаций. Алгоритмы исторического взаимодействия
  4. Альбер Камю, французский прозаик, философ, эссеист
  5. Жан Жак Руссо, французский философ
  6. Досократическая философия
  7. Становление и развитие представлений о материи в истории философии — Бытие и его основные формы
  8. Н.А Бердяев: «Россия — страна безграничной свободы духа» — Конституционные особенности характера русского народа
  9. Дени Дидро, французский философ — просветитель, писатель
  10. Объективные и субъективные факторы и детерминанты социального управления