Для связи в whatsapp +905441085890

Возникновение философии науки и её развитие

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Проблема единства бытия и его самоорганизации. Синергетика как наука о самоорганизации материальных систем
  2. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности развития бытия
  3. Диалектика и метафизика, их основные функции. Законы и категории диалектики. Принципы диалектического познания
  4. Время и вечность: парадоксы континуума
  5. Влияние теории относительности А. Энштейна на развитие философских представлений о пространстве и времени
  6. Философия науки: современное состояние, проблемы и перспективы
  7. Философский образ науки
  8. Разнообразие подходов к изучению науки. Модели науки
  9. Методы философского анализа науки
  10. Философия науки: традиции и новации

Введение

Возникновение философии — это революционный переворот в духовной жизни всего человечества. Смысл и содержание самого термина «философия» связаны со стремлением человека выйти за пределы обыденного, очевидного, найти изначальные принципы, объединяющие космос и человеческую жизнь в нечто целое. Появление философии — это своего рода интеллектуальный прорыв к пониманию смысла человеческого существования. Это духовное событие, отделившее мифический разум от разума и человеческий разум от божественной мудрости.

Появление и развитие философской мысли значительно расширило интеллектуальные возможности человека. Он перешел от образного (мифологического) взгляда на мир к концептуальному суждению о нем. На вершину познавательной деятельности впервые ставится его творческая рациональность, а разумные начала бытия предстают как вечные и неисчерпаемые. Ее осознание уже тогда сделало философию «царицей наук», поскольку она стала методически более четко и ясно в мировоззренческом плане ориентировать всех естествоиспытателей и обществоведов на осмысленное раскрытие основных принципов человеческого бытия, а широкие массы людей — на творческую практическую деятельность.

Современное переосмысление проблемы происхождения философии в античности и ее функциональное отделение от мифологических представлений и религии стало важнейшим фактором формирования новой духовной культуры человечества. Поэтому выяснение генезиса (гр. genesis — происхождение) философии как нового духовного явления и ее связи с нефилософскими формами общественного сознания помогает лучше понять и полнее раскрыть саму суть принципиально нового мышления, его роль и значение как специфической формы целостного общественного сознания. Она и по сей день остается необходимым условием для сравнительного понимания людьми социокультурной реальности прошлого и настоящего. С появлением философской мысли резко изменилось отношение к научному познанию мира природы и созданию нового мира человека — культуры. Перед свободным и критически мыслящим человечеством впервые встали принципиально иные задачи в поиске истины, определении смысла жизни, достижении всеобщего блага (счастья). Философские проблемы понимания общественного бытия начали волновать лучшие умы человечества.

Философия, как явление духовной культуры

Термин философия образован от двух греческих слов: phileo (любовь) и sophia (мудрость), буквально — любовь к мудрости. В древности понятие мудрости связывалось со стремлением познать окружающий мир в его единстве с человеком, понять основные принципы устройства мира и суть мироздания. Мудрость человека определялась его познанием окружающего его мира и природы, познанием смысла человеческой жизни и сущности его бытия.

Истоки философии восходят к первому тысячелетию до нашей эры, к цивилизациям Древнего Востока, таким как Индия и Китай, к землям между реками, таким как Египет, и, наконец, к Древней Греции, откуда возникла европейская философия.

По мнению историков философии, слово «философия» впервые было использовано древнегреческим мыслителем Пифагором для обозначения определенной категории людей, обладавших стремлением к знаниям и высокоэтичным образом жизни. Пифагор считал, что истинной мудростью обладают боги (а в философии Пифагора их было много), но человек может стремиться познать эту мудрость, желать ее и соответственно любить ее. Однако термин «философия» как научная категория стал использоваться лишь гораздо позже, в идеалистическом учении Платона.

Существуют три концепции генезиса философского знания, или, другими словами, откуда берется философия:

Наиболее популярной является мифогенетическая теория. Согласно этой концепции, философия возникла из мифа, то есть истоком философского знания является мифология как особая форма мышления и осознания этого мира. «Миф» по-гречески означает «традиция», «логос» — «учение, наука», таким образом, мифология — это наука о традиции. Мифы возникли с самых ранних зачатков первобытного строя и были посвящены самым разным темам — от космоса, мировой гармонии, стихий природы до самого человека. С помощью мифа еще только зарождающаяся человеческая мысль пыталась ответить на вопросы о сотворении и разрушении мира, о месте человека в этом мире, о природе человеческой жизни и так далее. Итак, мифология — это особая форма человеческого сознания и мировоззрение первых древних об окружающем мире и месте человека в нем. Мифология является неотъемлемой частью культуры и включала в себя зарождающиеся знания о природе, искусстве, политике и, конечно же, религиозные верования. Мифологическое восприятие имеет ряд особенностей, которые следует отметить:

Во-первых, оживление природы.

Во-вторых, разнообразие богов — то есть плюрализм. В то же время боги в мифологии персонифицированы и наделены человеческими чертами. Они постоянно взаимодействуют как друг с другом, так и, конечно, с человеком посредством природных примет или отдельных личностей (шаманов, жрецов).

отсутствие абстрактных философских категорий, которые затем становятся характерными для философского мировоззрения

Ориентация мифологического мышления на решение определенных человеческих проблем

повторение и наивность мифологических действий

Единство человека и мира.

мир был одухотворен. Эта тайна и история разворачивалась перед глазами человека каждый день, меняя его и увлекая в этот зачарованный мир тайн и неразрешимых явлений. Поэтому отличительной чертой мифологического мышления является включение человека в систему мироздания, или синергия человека и мира. Первые философские системы находились под сильным влиянием этой системы мышления и также предполагали слитность человека и окружающего его мира.

Другими концепциями происхождения философии являются:

Гносеогенная — философия возникла как обобщение знаний в результате стремления науки к предельной систематизации.

Обобщенная теория. Согласно этой концепции, на возникновение философии повлияли 3 источника: мифология, научные знания и обыденное сознание.

Однако сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что мифологическая мысль оказала сильное влияние на развитие философской и религиозной мысли. И поэтому философские и религиозные мировоззрения берут свое начало в примитивном мифологическом мышлении.

Основное различие между религиозным и философским мировоззрением заключается в том, что философская мысль основана на разуме, философский поиск направлен на постижение истины о мире и бытии, даже если это абстрактная и исключительно умозрительная истина. Она существенно отличается от религиозного мышления, которое основано на вере, Священном Писании и авторитете церкви. Это накладывает некоторые ограничения на религиозную мысль.

Рано или поздно логика, анализ фактов, рассуждения и научно обоснованные доказательства стали вытеснять из человеческого сознания мифы, догадки и вымыслы.

С научным и культурным развитием человека и общества мифологическое мировоззрение стало заменяться философским. Изменилось отношение к философии. Философия приобрела статус науки. Таким образом, многие считают философию пранаукой, из которой возникли научные знания многих отраслей. Изначально, в момент зарождения философии, ее проблемы были очень обширны. Философия занималась вопросами происхождения мира, происхождения земли и космоса, этики, религии, эстетики, устройства общества и государства и многими другими. Именно эти области философии впоследствии сформировали свои собственные отрасли знания. Однако одно из центральных мест в системе философского знания всегда занимали вопросы мировоззрения, причем не только абстрактные, но и весьма практические вопросы, которые могли бы помочь человеку понять смысл своей жизни и найти свое место в мире, которые могли бы помочь справиться с насущными проблемами бытия.

С самых первых дней своего существования человеку присущи поиск, стремление к знаниям и желание разгадать тайны окружающего мира, которые окружают его жизнь в огромном количестве. Знания всегда стремились изменить человеческое бытие и даже окружающий мир, улучшить жизнь человека, сделать ее проще, комфортнее, интереснее, в конце концов. Спектр интересов человеческой научной мысли вначале был очень широк. Все больше и больше знаний накапливалось для объяснения самых разных аспектов бытия, самых тонких вопросов человеческого существования. Но человеческая мысль всегда пыталась перейти от частного к общему, от частного к единому. Таким образом, знание единичного является первым актом познания; переход к общему — следующий этап человеческого познания. Уже в древние времена предпринимались попытки достичь более высокого уровня познания окружающего мира, что означало создание системы целостного взгляда на мир.

Зарождение философской мысли. Древняя Греция

Впервые в истории интеллектуальной культуры философские проблемы были теоретически и содержательно сформулированы легендарным греческим мудрецом Фалесом Милетским (ок. 624-547 гг. до н.э.), которого по праву называют одним из первых философов. Именно он задал глубокий вопрос: «Что есть всё?». Он также был первым, кто попытался рационально объяснить причину возникновения мира и смысл существования вещей и явлений, источники саморазвития космической и земной природы. Фалес высказал идею об одушевленности первозданного. Он утверждал, что все происходит из воды и превращается в воду: «Вода — самое лучшее». Преемники Фалеса, Анаксимандр (ок. 610 — ок. 540 до н.э.) и Анаксимен (ок. 588 — ок. 525 до н.э.), расширили и углубили его умозрительные теории об основных элементах природы в их космическом порядке. Взгляды Анаксимандра на эволюцию органического мира представляют интерес и сегодня. Он считал, что все животные произошли из воды без участия божественных сил. Согласно учению Анаксимандра, все вещи возникли в результате конденсации воздуха в той или иной степени. С ним впервые в античной философии появилась идея перехода количества в другое качество.

Научное и философское изучение природы, начатое мыслителями милетской школы, никогда не прекращалось и продолжается по сей день. Можно сказать, что «философская» инициатива, предпринятая мудрыми милетянами, дала богатые интеллектуальные всходы как в научном осмыслении эволюции природы, так и в более тонких метафизических размышлениях над фундаментальными проблемами «разумного» устройства Вселенной. Понимание древними мыслителями «разумности» Вселенной было органично связано с изучением человеческого разума (греч. nus — дух) и его потенциальных творческих возможностей. В поздней античности считалось, что разум имеет наивысшую полезную ценность для общества и каждого отдельного человека. В то время у культурных людей появилась внутренняя потребность в теоретическом (умозрительном) обосновании и философском определении разума и мудрости как таковых, в поиске их истоков и критериев.

Философия и по сей день часто изображается как абстрактное знание, оторванное от повседневной жизни. Ничто не может быть дальше от истины, чем такие представления. В действительности философия черпает свои проблемы из реальных противоречий жизни и решает их с единственной целью — помочь человеку жить по-человечески, совершенствуя его разум и чувства. Следует помнить, что с древнейших времен философия, как гуманитарная дисциплина, включает в себя практические наблюдения и выводы людей о благости их жизни, их размышления о мире и себе, о смысле и целях существования всего человечества. Особая ценность философских размышлений виделась в том, что они позволяли критически судить о добре и зле, служили морально-этическим ориентиром для нравственного поведения и здорового образа жизни. Все вышесказанное доказывает, что философия учит мудрости и сама обладает ее свойствами. В то же время, с самого начала она объяснялась как стремление к мудрости (Пифагор) и как самоотделение от божественной мудрости (Сократ).

Избрав мудрость своей главной целью, древние философы осознали ее основную задачу — трудность понимания целостности мира, его происхождения, структуры и законов развития. Невозможно понять этот мир, не поняв себя и свой собственный образ мышления. В 17 веке ученый и философ

Древний Восток

Древний Восток представлял собой сложный конгломерат деспотических государств. Однако древние народы Востока, жившие в Индии, Китае, Египте и Вавилоне, обладали высокой духовной культурой, основанной на серьезных научных знаниях, национальных традициях, различных религиозных верованиях и космогонических мифах. Здесь же, в конце II-начале I тысячелетия до н.э., зародились и зачатки протофилософской мысли. Его нельзя назвать философией в современном смысле слова, но его, безусловно, можно рассматривать как скачок к принципиально новому образу мышления. Развитие протофилософской мысли на Востоке было достаточно длительным и характеризовалось рядом противоречий в результате взаимодействия с мифологическим и религиозным мировоззрением. Однако этот процесс породил новое духовное явление: институт мудрецов. Отношение восточных людей к мудрецам было своеобразным: они видели в них не только носителей мирских знаний, но и ценили их как духовных наставников — вторых родителей.

Целью и задачей протофилософской мысли для мудрецов-ин-дусов было постижение высшего смысла человеческой жизни или конечной истины — даршаны, то есть «видения истины». Древнеиндийские протофилософские мысли содержались в Ведах — священных книгах (санскрит означает «знание-откровение»). Кстати, в русском языке есть аналоги этого слова: ведать — знать, перспектива — выяснить и т.д.

Веды были сгруппированы в четыре сборника:
1) «Ригведа» (собрание религиозных гимнов и фраз);
2) «Самаведу» (собрание ритуальных (жертвенных) изречений и песен);
3) Яджурведа (список молитв и священных формул для подношений);
4) Атхарваведа (заклинания против болезней, злых духов или правила проведения праздников).

Цель ведической литературы — помочь человеку достичь самопознания. По бокам от Вед расположены Упанишады — религиозно-философские учения, систематизирующие сокровенные толкования и учения Вед. Они концептуализируют высшую мудрость бытия, содержащуюся в мире явлений. В Упанишадах, как и в Новом Завете христиан, метафизические концепции существования были основой божественного откровения и философского понимания.

Историки философии выделяют три основных этапа в развитии протофилософской и философской мысли:
1) Ведическая — 2000-500 гг. до н.э;
2) Брахманическо-буддийский — 500 г. до н.э.
3) Индусы — 1000 г. до н.э.

Первым источником протофилософской мысли считаются Сутры (в переводе с санскрита — «руководство»). Они наполнены максимами, афоризмами о существовании мира и смысле жизни. Сутры конструировали религиозные и племенные верования и обычаи, а также неизменные, вечные сущности. Социальные критерии также были предложены в качестве ценностей в личной жизни людей. Они полагались не на разум, что характерно для философии, а на чувственный опыт, который дает внутреннее понимание.

Древнеиндийские мыслители (протофилософы) объясняли смысл загадочных природных явлений и всех таинственных превращений в мире вещей и предметов. Они размышляли о существовании мира и смысле жизни и комментировали различные Веды. Все это в конечном итоге привело к появлению Упанишад как последней части Вед. Буквально это слово означает «сидеть рядом» или «у ног учителя». Философское значение Упанишад заключается в постижении «тайной доктрины», «скрытого знания». Упанишады ознаменовали появление протофилософского самосознания мыслителей. Их пытливые умы презирали догматизм мышления и полагались на критическое осмысление знаний о природе разума и материи. Работа критического мышления протофилософов по интерпретации противоречий в знаниях о внешнем мире позволила им по-другому взглянуть на сам мир и понять свою роль в нем. Их мудрость постепенно вытеснила догматизм священников. Постепенно созрело новое (философское) самосознание, которое позволило им понять внутренние истоки идеи смысла жизни.

Заключение

Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Философия — это наука о наиболее общих законах развития бытия, общества, мышления, познания и человека. Начиная с того, что философия — это тоже особая форма мировоззрения, основными чертами которой являются рациональность, систематизация, стремление к доказательности и аргументации. Истоком философского знания является мифологическое мировоззрение, присущее первобытному обществу, характеризующееся сближением человека и мира. Однако зарождение философии как систематического научного знания произошло в Древней Греции, Риме, Индии и Китае. Объектом философского познания являются конечные начала, принципы и отношения, свойства и законы всего сущего. Основными функциями философии как науки являются идеологическая, методологическая, мировоззренческая, аксиологическая, прогностическая. Большое влияние на философию как систему научного знания оказывает развитие культуры общества. Сам факт возникновения философии был возможен только на этапе определенного уровня развития культуры. Но философия оказывает и обратное влияние на культуру. Философия раздвигает границы человеческой мысли, обогащает духовно и интеллектуально, что ведет к развитию культуры.

Список литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия : учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. — М.: Проспект: МГУ, 2008. — 588 с.
  2. Философия : учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. — 5-е изд. переработанное и дополненное — М.: Юрайт, 2011 г. — 561 с.
  3. Сербиненко, В. В. Русская философия : цикл лекций / В. В. Сербиненко. — М.: Омега-Л, 2006. — 464 с
  4. Философия : учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Философия : учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. — 6-е издание, пересмотренное издание. М.: Академический проект, 2009 г. — С. 5-356.
  5. Мудрахей, Н. С. Античный миф и его роль в возникновении философии / Н. С. Мудрахей // Вопросы философии. — 2008. — № 11. — С. 107-121.
  6. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. — 3-е изд. — М.: Высш. шк., 2003 г. — 400 с.
  7. Липский, Б.И. Что такое философия / Б.И. Липский // Философские науки. — 2010. — № 6. — С. 136-145.
  8. Бакусеев, В.М. «Вечный повтор» в античности / В.М. Бакусеев // Вопросы философии. — 2007. — №12. — С. 124-134.