Для связи в whatsapp +905441085890

Возрастная периодизация зарубежных психологов — Понятие возраста в психологии

Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая онтогенетическое развитие психики, ее качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому. Каждый возрастной этап характеризуется теми специфическими для возраста задачами совладания с окружающим миром и культурой, которые решаются путем формирования новых форм поведения и деятельности.

Компонентами предмета психологии старения являются:

  • Изменения, происходящие в психике и поведении человека при переходе от одного возраста к другому; изменения могут быть количественными (увеличение словарного запаса, объема памяти…).
  • эволюционные — постепенно, плавно, медленно накапливаются; качественные (усложнение грамматических конструкций в речи — от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) — революционные — более глубокие, происходят быстро (скачок развития), появляются на рубеже периодов; ситуативные — связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивые, обратимые и нуждающиеся в исправлении;
  • понятие возраста — определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.

Возраст или возрастной период — это цикл развития ребенка, который имеет свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) — это качественно своеобразный период психического развития, который характеризуется, прежде всего, возникновением нового образования, подготовленного всем ходом предшествующего развития.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в свидетельстве о рождении и впоследствии в паспорте. Возрастной диапазон имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут смещаться, и один ребенок будет вступать в новый возрастной период раньше, а другой позже. Границы подросткового возраста, связанные с половым созреванием детей, особенно «подвижны».

  • Закономерности, механизмы и движущие силы психического развития;
  • Детство — предмет возрастной психологии по Обуховой — период усиленного развития, изменения и обучения.

В большинстве источников гериатрическая психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

Проблемы современной возрастной психологии:

  • Проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека;
  • Проблема влияния стихийного и организованного воспитания на развитие детей (что влияет на них больше: семья, улица, школа?);
  • Проблема корреляции и идентификации предрасположенностей и способностей;
  • Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка.

Психология развития изучает процесс развития психологического функционирования и личности на протяжении всей жизни человека.

Выделяют три направления психологии старения:

  • Детская психология (от рождения до 17 лет);
  • психология взрослых, зрелых людей;
  • Геронтология или психология пожилых людей.
Возрастная периодизация зарубежных психологов - Понятие возраста в психологии

Понятие возраста в психологии

Понятие старости включает в себя ряд аспектов:

  • Хронологический возраст, определяемый продолжительностью жизни человека (по паспорту);
  • Биологический возраст — совокупность биологических показателей, функционирования организма в целом (системы кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д.);
  • Психологический возраст — определенный уровень психического развития, который включает в себя:

Для определения умственного возраста детей в возрасте от 4 до 16 лет используется тест Векслера, включающий вербальные и изобразительные задания. При его применении получается суммарный «общий интеллектуальный индекс». Психолог вычисляет IQ — интеллектуальный коэффициент:

  • умственный возраст x 100%
  • IQ = хронологический возраст
  • социальная зрелость — SQ — социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к окружающей среде)
  • Эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностная зрелость.

В реальной жизни отдельные компоненты возраста не всегда совпадают.

Существуют различные возрастные периодизации развития. Они выделяют разные периоды, эти периоды называются по-разному, возрастные рамки разные, потому что их авторы исходят из разных критериев.

Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:

I. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с процессом развития критерия. Примером этого является периодизация, основанная на биогенетическом принципе.

Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства):

  • 0-3 года раннее детство
  • 3-5 лет Дошкольный возраст
  • 6-12 лет Начальные школьные годы
  • 12-16 лет Среднее образование
  • 17 и старше Высшее или университетское образование.

Павел Петрович Блонский выбрал объективное, легко наблюдаемое, связанное с существенными особенностями конституции растущего организма — появление и смена зубов:

  • 0-8 месяцев. — 2,5 года — беззубое детство
  • 2,5 — 6,5 лет — молочные зубы
  • 6,5 и более — детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

Зигмунд Фрейд считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией, главным источником, двигателем человеческого поведения. Под инфантильной сексуальностью понимается 3. Фрейд понимал инфантильную сексуальность в самом широком смысле, все, что доставляет физическое удовольствие — ласки, сосание, дефекация и т.д..

0 — 1 год Оральная стадия (эрогенная зона — слизистая оболочка рта и губ). Ребенок получает удовольствие от сосания молока и сосания собственного пальца или предмета в отсутствие еды. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, могут сформироваться обжорство и жадность. В дополнение к бессознательному «оно», формируется «я» ).

1 — 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается на слизистую оболочку кишечника). Формируются порядок, чистота, скрытность, агрессивность. Формируется множество требований и запретов, благодаря чему в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция — «суперэго» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

3 — 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Гениталии становятся ведущей эрогенной зоной. Если раньше детская сексуальность определялась самостоятельно, то теперь дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым: мальчики — к матери (Эдипов комплекс), девочки — к отцу (комплекс Электры). Это время строжайших запретов и интенсивного формирования «сверх-Я».

Латентная стадия от 5 до 12 лет временно прерывает, так сказать, сексуальное развитие ребенка. Побуждения, исходящие от эго, хорошо контролируются. Сексуальные переживания детства подавляются, и интересы ребенка направлены на общение с друзьями, школу и т.д.

В возрасте 12-18 лет генитальная стадия соответствует половому развитию ребенка. Все эрогенные зоны объединяются, и возникает желание нормального полового акта.

Психологический возраст и самовосприятие

Время всегда казалось людям (особенно европейцам) гораздо более загадочным, чем пространство, и об этом свидетельствуют даже самые древние пласты мифологии. В зависимости от счета прибылей и убытков отдельного человека и всего человечества, открытого и подотчетного времени, ему оказывались самые разнообразные «почести», включая как благодарность за его нелестную рациональность, так и постоянные сетования на скрытую в нем корягу. Человек всегда ощущал вне себя, а прежде всего внутри себя, неумолимое движение времени.

Сугубо теоретическое, философское понимание длительности началось с попыток преобразовать ее из эмпирической в мыслимую, хотя в некоторых случаях привычная апелляция к сенсорному опыту сохранялась. Субъективное восприятие времени, однако, оставалось прерогативой психологического познания. И, как это часто бывает, психология работала с некоторыми закономерностями и концепциями, изначально представленными в философском познании. Так появилось человеческое желание определить движение времени — психологическое обоснование стойкой тенденции человеческого разума сводить время к пространству, а временное движение — к пространственному.

Предположения о наличии определенных временных «режимов» в структуре Я-концепции, по сути, традиционны для психологических исследований личности. Начиная с классических работ У. Джеймса, понятие Я-концепции включает в себя не только актуальную самопрезентацию, но и то, как сам индивид оценивает возможности своего развития в будущем, поскольку именно идея реализации идеального Я (которая по определению связана с будущим) была принята за один из основных компонентов Я-концепции самооценки.

Обретение возраста, овладение возрастом, в конечном счете, является лишь моментом развития, который должен смениться новым этапом, переходом к новому возрасту, и этот переход уже присущ предыдущему возрасту как тенденция к его преодолению. В этом отношении жизнь в определенную эпоху является одновременно и опытом, и выживанием этой эпохи. В этом случае «нахождение-уход», нахождение определенной формы и выход за пределы этой формы может относиться не только к будущему, но и к прошлому. Иногда (особенно в определенном возрасте) человек идеализирует уже пройденные этапы и, исходя из своего опыта и наблюдаемых современных тенденций, стремится вернуться в более раннюю эпоху. Если перейти с языка механизмов психологического времени на язык его феноменологии, то можно предположить, что реализация психологического времени осуществляется человеком в виде конкретного переживания своего «внутреннего» возраста, который можно назвать психологическим возрастом личности.

Ф.Т. Михайлов говорит, что сущность человека заключается не в том, что он есть в данный момент, кем или чем он был или стал, а в его вечном неравенстве самому себе, в постоянной необходимости соотносить себя (свои возможности, способности, знания и т.д.) с объективными обстоятельствами и условиями взаимодействия с другими людьми.Необходимость видеть себя не только такими, какими мы были в прошлом или какими мы видим себя в настоящем, но и такими, какими мы можем быть и, в некоторых случаях, должны быть в будущем: такими, какими мы уже достигли своих целей, выполнили свою задачу, изменили условия и обстоятельства, то есть изменились. Но это отношение к себе «извне», отношение к своему прошлому, настоящему и будущему, нарушает идентичность себя не только в восприятии. Это ни в коем случае не умозрительная трансценденция своего бытия. Представить себя одновременно во всех трех измерениях времени — значит оценить свою роль в событиях прошлого, увидеть себя их «судьей» в настоящем, а это возможно только при проецировании образа своего будущего на свою биографию, устремлении в это будущее и применении его мерки к уходящему и настоящему времени. Но дело в том, что в генезисе любого восприятия будущего на основе деятельности целеполагания (или, наоборот, любой целенаправленной деятельности) нет никакой (для мозга, души, психики, врожденной от рождения) способности к чистому созерцанию, а есть лишь внешняя жизненная необходимость разрешения целенаправленным действием объективных противоречий в условиях той или иной поставленной задачи.

Нарушение «тождества человека самому себе» определяется, таким образом, самим характером его жизнедеятельности: это всегда и прежде всего реальная (бытийная) диспропорция его сформированных потребностей, способностей, навыков, знаний и т.д., т.е. всей его субъективно переживаемой биографии с собственным субъективным миром, с потребностями и способностями других людей, требующих новых знаний, навыков и умений для разрешения противоречий этого мира. Быть человеком также означает быть вполне реальным и постоянно неравным с самим собой и оценивать себя как универсальную меру зоны своего следующего развития. Быть человеком — значит быть субъектом собственного самопреобразования.

Е.И. Головаха и А.А. Кроник определяют следующие основные признаки психологического возраста как феномена самосознания.

Искажения психологического возраста

Описана психологическая обратимость возраста. Также давно известно, что человек стареет. Так, маленькая девочка, почти младенец, может настаивать на том, что «я не маленькая», хотя она все еще маленькая и сама прекрасно это знает. Подросток готов «отдать душу дьяволу», чтобы его признали и назвали «взрослым». Но пожилые люди, особенно долгожители, всячески пытаются добавить несколько лет к своему жизненному опыту, а некоторым «рекордсменам» удается добавить и двадцать, и сорок лет к своему и без того немаленькому жизненному опыту.

Что вызывает эти искажения? В конце концов, возраст тела очевиден, поэтому его можно игнорировать. И. Филимоненко видит здесь психологический механизм преодоления страха смерти, борьбу подсознания за субъективное бессмертие. Поскольку время молодости отдалилось, признаки постепенного увядания организма должны вызывать рост нервно-психического напряжения. В отличие от этого, для определения возраста души не существует объективных внешних критериев; оно основано исключительно на субъективной самооценке. Отождествление «Я» только с духовным началом позволяет подсознанию на пороге надвигающейся старости успокаивать сознание приятными иллюзиями вечной молодости (точнее — вечной взрослости). По данным автора, среднегрупповые оценки пассивного возраста (тела) и самооценки субъективного возраста (души) совпадают в возрасте 25 лет. По их мнению, субъективный возраст «души» отстает от возраста пас в среднем на 5 лет на каждое дополнительное десятилетие жизни. Хотя Ю.Г. Овчинникова отмечает, что во время кризисов идентичности возможна диффузия временной перспективы, что особенно заметно в подростковом возрасте. Молодой человек чувствует себя либо ребенком, либо стариком, который «уже многое повидал».

Другой аспект проблемы — ответ на вопрос, насколько это «нормально»; не в смысле распространенности явления, а в смысле психического здоровья. Или, говоря иначе, что считается нормальной временной идентичностью, в какой степени возраст приспособления может опережать (отставать) от психологического возраста?

Анализируя ответы ведущих школ психологии, Е.П. Белинская отмечает, что представление о временных самовосприятиях, и особенно об их согласованности, определенной связанности, сегодня считается главным показателем психического здоровья человека. Достижение определенной критической степени дисгармонии между «Я-прошлым», «Я-настоящим» и «Я-будущим» рассматривается либо как основной фактор социальной и психологической дезадаптации (К. Хорни), либо как основная причина расстройств личности (К. Роджерс), либо как один из параметров низкой самореализации личности (А. Маслоу), либо как источник специфических психических расстройств — депрессии и тревоги (Т. Хиггинс).

Наконец, еще один аспект проблемы затрагивает А.В. Толстой, который говорит не только о физиологических, психологических, социальных, но и исторических особенностях возраста. Последние определяются как поколения или возрастные когорты. «Поколенческий» срез сознания современного человека показывает исторические процессы, формирующие отношение к окружающей среде. А.В.Толстой выделяет пять групп когорт в современной России: самая молодая — возрастная группа фактически объединяет две подгруппы: Подростки (от 20 до 24 лет) и подростки (до 20 лет). Поскольку они составляют большинство респондентов в нашем исследовании, мы кратко опишем их, особенно с точки зрения уверенности в себе.

Они чаще других подчеркивают умение не упускать своего, бить первым, быть хитрее других, самоутверждаться (но также и принятую публичную версию — быть собой, говорить то, что думаешь). Удовольствия этого поколения — это телевидение, вкусная еда, музыка, забота о своей команде, сексуальные удовольствия (но также и публично выраженное желание учиться новому). Это сознание противостоит государству, хотя и связано с ним: младшие чувствуют, что ничего ему не должны, старшие — что могут требовать от него большего. Коллектив, семья, общество (общественность) являются для этого поколения источником опасности и недовольства: они принуждают к преступности, угрожают унижением. Чаще других молодые люди осознают себя простыми людьми, представителями своего поколения, членами своего круга, жителями города, детьми своих родителей. Они не религиозны (за исключением мусульманской части населения), дети нерелигиозных родителей, они не будут крестить своих детей. Они боятся смерти, публичных оскорблений, национальных конфликтов, уничтожения человечества.

Такой психологический симптомокомплекс иногда называют единой психологической матрицей эпохи или мировоззрения. Видение мира, по мнению В.А. Шкуратова, не следует путать с мировоззрением или идеологией. Картина мира нигде не формализована, но содержится в общих установках на окружающую среду и представлениях о ней, которые пронизывают жизнь современников, независимо от их положения и сознательных убеждений. Обобщенные черты мировоззрения заложены во все еще аморфной массе эмоций, восприятий и образов, называемой менталитетом.

Подводя итог рассмотрению теоретических подходов к проблеме психологического времени, следует еще раз отметить, что основные направления исследований — психологический возраст (временная идентичность) и психологическое время — не являются тождественными. Осознание собственного времени существования является важным дополнением к осознанию собственной идентичности, и реализуется через понимание человеком своего психологического времени во взаимодействии с социальным временем, временем эпохи, порождает определенную «концепцию времени», свойственную каждой личности. Но все еще концепция времени, а не концепция себя.

Особенности восприятия болезни пациентами в разном возрасте

Дети дошкольного возраста:

  • Недостаточная осведомленность о заболевании в целом;
  • Неспособность формулировать жалобы;
  • сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы заболевания;
  • Восприятие лечебных и диагностических процедур как пугающих действий;
  • Усиление недостатков характера, воспитание ребенка в период болезни;
  • Чувство тревоги, тоски, одиночества в стенах учреждения, вдали от родителей;

Деонтологическая тактика: эмоционально теплое отношение (быть и сиделкой, и сиделкой, и матерью), отвлечение от болезни, организация тихих игр, чтение, выполнение процедур с убеждением. Профессиональное общение с родственниками ребенка.

Пациенты трудоспособного возраста.

Прежде всего, необходимо знать личность пациента. Определите отношение пациента к болезни, к медперсоналу, отношение пациента к взаимодействию с медперсоналом.

Деонтологическая тактика: ориентация на труд и социальную реабилитацию, выбор тактики общения в зависимости от внутренней карты болезни, установок, психотерапия тревожных пациентов.

Пациенты пожилого и старческого возраста.

Для них характерна психологическая доминанта старости — «уход жизни», «приближение смерти», чувство тоски, одиночества. Возрастающая беспомощность. Чисто возрастные изменения: Снижение слуха, зрения, памяти, сужение круга интересов, растущая обида, уязвимость, снижение способности заботиться о себе. Интерпретация болезни, таким образом, идет через возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Деонтологическая тактика: поддержание самосознания пациента, подчеркивание тонкого уважения, тактичное поведение, без фамильярности, приказной тон, морализаторство. Ориентация на двигательную активность. Мотивация к выздоровлению.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Положение человека в космосе, Шелер: анализ
  2. Понятие дидактики
  3. Задачи когнитивной психологии
  4. Понятие группы в психологии
  5. Коррекционно-развивающая программа: развитие стрессоустойчивости у старшеклассников
  6. Исследовательские методы и эмпирические данные
  7. Методы психологического исследования
  8. Этические принципы и правила работы психолога
  9. Пенитенциарная психология
  10. Беспомощное состояние потерпевших — Психологический профиль жертвы