Для связи в whatsapp +905441085890

Возрожденческий гуманизм и проблема индивидуальности — Переход от теоцентрического к антропологическому пониманию мира

Величайшая прогрессивная революция», которой, по определению Ф. Энгельса, была эпоха Возрождения, характеризовалась выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, «которая нуждалась в титанах и которая рождала титанов», была и в истории философской мысли. Достаточно упомянуть имена Николая из Кузы, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно и Томмазо Кампанеллы, чтобы понять глубину, богатство и разнообразие философской мысли XIV-XVI веков. Философия эпохи Возрождения, сменившая многовековое господство схоластики, стала уникальным этапом в развитии европейской философии, предшествующим «великим системам» XVII века и эпохе европейского Просвещения.

Возрождение — это эпоха зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств и абсолютных монархий, подъема буржуазии в борьбе против феодальной реакции, эпоха глубоких социальных конфликтов — Крестьянской войны в Германии, Религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции. Философская мысль эпохи Возрождения зарождается в борьбе итальянских горожан за создание и укрепление независимых городских республик; она развивается в эпоху роста абсолютизма, Реформации и католической реакции в Европе. Судьба философских доктрин и судьба самих философов не может быть понята вне социально-политических и идеологических конфликтов эпохи.

Философия эпохи Возрождения тесно связана с развитием современного естествознания, с великими географическими открытиями, с достижениями в области естественных наук, медицины, математики и механики, в частности — с созданием Николаем Коперником новой космологии.

Философия Возрождения, как особый этап в истории философской мысли, отличается спецификой своей проблематики, что определяет отличие философской мысли Возрождения от философии средневековья и нового времени.

Философская мысль эпохи Возрождения, охватывающая два с половиной столетия (от раннего гуманизма XIV века до натурфилософии XVI — начала XVII века), не может рассматриваться как этап разложения средневековой схоластики. Философия Ренессанса обращается против всей системы схоластического знания. Философия Возрождения строится на иных основаниях, она возникает, растет и развивается независимо от схоластической традиции, которая в XV-XVI веках находилась в состоянии глубокого упадка и окостенения. Однако это не означает полного разрыва с разнообразным наследием средневековой мысли. Средневековый неоплатонизм двенадцатого и тринадцатого веков. (Ибн-Гебироль, Шартрская школа, Давид из Динана), не говоря уже о раннехристианской неоплатонической традиции (Ареопагитики), продолжали оказывать плодотворное влияние на развитие философии XV-XVI веков, особенно на формирование диалектических доктрин Николая Кузы и Джордано Бруно. Аверроистское свободомыслие XIII-XIV веков, выжившее, несмотря на жестокие репрессии, и нашедшее приют в итальянских университетах, было продолжено и развито в философии Джованни Пико делла Мирандола, П. Помпонацци, М. Монтеня, Джордано Бруно и Дж. Ванини. Влияние немецкого мистицизма Мейстера Эккарта на философские взгляды Николая Кузы, Томаса Мюнцера и Якоба Бёме неоспоримо.

В то же время мыслители эпохи Возрождения в своей резкой полемике против схоластической традиции были склонны недооценивать реальные достижения и успехи средневековой философии. Наиболее ярко это проявилось в пренебрежении формальной логикой, в результате чего многие логические достижения Средневековья, имевшие большую теоретическую и познавательную ценность, были преданы забвению.

Гуманисты пренебрегли такими логико-гностическими идеями Средневековья, как уточнение Фомой Аквинским понятия тождества (две вещи идентичны, если все свойства первой вещи согласуются со второй и все свойства второй вещи согласуются с первой), формулировка Дунсом Скотусом так называемого закона «переполнения» для системы, когда она содержит логическое противоречие, или предвосхищение Оккамом некоторых формул пропозиционального исчисления и определение им понятия строгой импликации.

Возрожденческий гуманизм и проблема индивидуальности - Переход от теоцентрического к антропологическому пониманию мира

Переход от теоцентрического к антропологическому пониманию мира

Ренессанс ознаменовал собой кризис феодальной системы и зарождение капитализма в Европе. Философия была переходным периодом от теоцентризма к рационализму, к исследованию мира с помощью научного знания. Процесс секуляризации начался как тенденция постепенного освобождения общества от духовного диктата религии и церкви и формирования светской культуры. На развитие философии в эпоху Возрождения повлиял целый ряд факторов. Во-первых, влияние передовой философской мысли античности (Сократ, Эпикур и др.). Во-вторых, на него повлияло возникновение систематической науки. И в-третьих, растущее влияние формирующегося капиталистического строя на общественное сознание, культуру и мораль.

В контексте этой великой эпохи произошел глубокий переворот богословского мировоззрения, сложившегося в Средние века (теоцентризм). Наибольший вклад в такой поворот внесли натурфилософия и естественные науки эпохи Возрождения. Однако позиции науки еще не укрепились, а религия все еще была очень влиятельной. Особой формой борьбы и компромисса между ними был пантеизм («всебожие»), утверждавший идею растворения Бога в природе и во всех ее вещах. Тезис «Бог находится в природе, а не вне ее» стал доминирующим тезисом эпохи Возрождения.

Антропоцентризм — очень важная черта эпохи Возрождения. Суть этого типа философствования заключается в восприятии человека как центра мира. Гуманизм, идея, зародившаяся в итальянских городах и провозгласившая человека высшей ценностью и целью общества, дал выражение идее человеческой личности. Этот гуманистический антропоцентризм пронизывал не только философию, но и всю культуру Возрождения, особенно литературу и искусство. По сути, это был философский и художественный век, в котором господствовал культ человека, его духовности и красоты, свободы и величия. Ренессанс подчеркивал не только свободу человека, но и идею всестороннего (универсального) развития его возможностей и способностей (сущностных сил), его творческого призвания в мире.

Возникновение капитализма пробудило в философии большой интерес к социально-политическим вопросам и государству. В это время возник утопический социализм, который отстаивал идеал нового и справедливого общества (коммунизма), в котором человек сможет развиваться свободно, полноценно и гармонично.

Гуманизм против схоластики

Наступление гуманизма — середина четырнадцатого века — это также эпоха окончательного оформления и кодификации схоластики. Гуманизм Петрарки возникает не только вне традиционных центров учености, но и вне самой этой деятельности. Отказ от средневековой схоластики как системы со всеми ее институтами.

Так Петрарка описывает присуждение ученых степеней в средневековых университетах: «Наше время счастливее древности, ибо теперь не один, не два, не семь мудрецов, но в каждом городе их столько, сколько стад скота. И неудивительно, что их так много, ведь их так легко приготовить. Глупый юноша приходит в храм доктора, чтобы получить знаки мудрости; его учителя хвалят его из любви или заблуждения; его самого хвалят, толпа безмолвствует, друзья и знакомые аплодируют. Затем, по команде, он поднимается на кафедру, смотрит на всех сверху вниз и бормочет что-то нечленораздельное. Тогда старейшины прерывают его, чтобы похвалить, как будто он сказал что-то божественное. Когда это сделано, тот, кто взошел на кафедру глупцом, спускается мудрецом — удивительное превращение, неизвестное даже Овидию».

Данте воспринял схоластическую мудрость, хотя и пробирался через ее тонкости по-своему. Петрарка сразу же отверг его: мудрость университетской учености является для него воплощением глупости и бессмыслицы, и поэтому формализующий ритуал предстает как пустая, бессодержательная форма. Знаменем новой мысли становится демонстративное заявление о собственном «невежестве»: в ответ на упрек собеседников в аристотелевско-авентуристской традиции североитальянских университетов Петрарка признает себя «невеждой» в «их» науке. С точки зрения официальной науки, он был — неразвитым, не получившим даже степени магистра, неспособным разобраться в тонкостях ни одной из дисциплин университетского образования того времени. Новая гуманистическая культура, в мастерстве которой Петрарка превзошел всех своих современников, как лучший знаток античной литературы, поэзии, истории, мифологии, философии, владелец одной из богатейших библиотек того времени — собраний сочинений классиков, создатель произведений, увлеченный современниками и потомками, — эта культура оказалась несовместимой с традициями Средневековья. Демонстративно заявляя о своем «невежестве», Петрарка отвергал ученость своих оппонентов и противопоставлял ей свои собственные новые знания.

Инвектива Петрарки «О собственном и чужом невежестве» направлена не только против аверроистского вольнодумства, но и против всей системы средневекового философского знания. В своей полемике, которую он вел всю жизнь, Петрарка не щадил ни один из факультетов средневекового университета. Он также не пощадил медиков, юристов и схоластических теологов, которые пытались «навязать законы своего собственного дерзкого невежества Богу, который смеется над ними». Он не пощадил философию школ средневековой философии. Не щадит он и схоластическую философию университетов: «Я люблю философию, — заявляет он, — но не ту, бессвязную, схоластическую, пустую, которой смешно гордятся наши ученые, а истинную, которая живет не только в книгах, но и в умах, которая заключается в делах, а не в словах».

В своей полемике против культа авторитета в схоластической философии Петрарка подчеркивает, что он не говорит «против Аристотеля….. но против глупых аристотеликов». «Я считаю самого Аристотеля величайшим из людей, но — человеком». Исключительное обращение Петрарки к одному имени контрастирует с богатством философской мысли классической древности, в которой Аристотель занимает почетное, но строго ограниченное место. В диатрибе Петрарки против аристотеликов названы Пифагор и Анаксагор, Демокрит и Солон, Сократ и Цицерон, а венчает этот список имя «принца философов» Платона. Это не столько результат, сколько программа: век классической науки еще впереди. Но возрождение античности уже стало, в видении и творчестве Франческо Петрарки, основой для построения новой гуманистической культуры.

Гуманизм эпохи Возрождения и проблема индивидуальности

Очень важной чертой философии и культуры эпохи Возрождения был гуманистический антропоцентризм, взгляд, рассматривающий человека как центр мира и высшую ценность. В античной философии в центре внимания был космос, в Средние века — Бог. В противоположность этому, Ренессанс сосредоточился на человеке, его сущности и природе, а также на его смысле существования и призвании в мире. Неудивительно, что именно в это время сформировалось идеологическое движение гуманизм, сторонники которого провозгласили, что человечество является высшей ценностью и целью общества. На вопрос «велик ли человек или благороден», они уверенно отвечали: «Не только велик, но и всемогущ». Гуманизм означал возрождение («ренессанс») античной традиции (Сократ, Эпикур и др.), уважительное отношение к человеку, защиту его самоуважения, чести и достоинства, права на свободу и счастье.

Гуманизм как движение возник в лоне художественной литературы как критическая реакция на догмы религии, на учение о греховности и рабстве человека. Итальянские литераторы возродили и популяризировали творчество античных философов и поэтов (Сократа, Эпикура, Вергилия и Горация), которые отстаивали высокую ценность человеческой свободы. Они видели в античности источник совершенства, которым незаслуженно пренебрегли в эпоху «тысячелетней ночи» (Средневековье). Флоренция была центром итальянского гуманистического движения. Здесь родился Данте Алигьери (1265 — 1321), «последний поэт средневековья» и одновременно «первый поэт нового времени». В своей «Божественной комедии» Данте выдвинул смелый для своего времени тезис о том, что человек создан природой не только для жизни после смерти, но и для земной жизни. В ней он отвергал аскетизм и пропагандировал здоровый образ жизни. Герои поэмы — живые люди, которые ищут, страдают и создают свою судьбу. Он подчеркивал, что вся жизнь человека зависит от его собственных поступков, от его способности выбрать разумный путь и не отклоняться от него. Со временем тема свободы как самоопределения личности стала одной из важнейших в итальянском гуманизме эпохи Возрождения.

Поэт и философ Франческо Петрарка (1304 — 1374), который ввел лирическую поэму как новый жанр в европейскую литературу, считается отцом этого гуманистического течения в Италии. Как и большинство людей его времени, Петрарка был религиозным человеком. Но он глубоко критиковал схоластику Средневековья, которую считал псевдонаучной и с надуманными формулами. В своих произведениях Петрарка отстаивал право человека на земные занятия, на любовь к другим. Он стремился придать своей философии моральную направленность, опираясь на этические учения Сократа. Больше всего в человеческой фигуре его интересовала любовь, которую он считал высшим проявлением духовности. Человеческая жизнь — это постоянный поиск себя в этом мире, поиск, часто сопровождающийся невыносимыми страданиями, поиск своего внутреннего мира.

Джованни Боккаччо (1313-75), чей «Декамерон» критиковал духовенство и поддерживал городскую мысль, также внес свой вклад в формирование итальянского гуманизма. Другие современные писатели также придерживались гуманистических взглядов. Среди них — Колуччо Салютати, некогда канцлер Флорентийской республики. Леонардо Бруни перевел на латынь ряд произведений Платона и Аристотеля, Плутарха и Демосфена. В Италии были широко известны имена государственного деятеля и философа Джаноццо Манетти, художника Леона Баптистуса Альбертуса и священника Марсилио Фичино.

Наиболее значительной фигурой среди итальянских гуманистов был Лоренцо Валлат, профессор Римского университета (1407 — 1457). Он оказался убежденным сторонником учения древнегреческого философа Эпикура. Валла был противником временной власти пап и сильным критиком аскетизма и связанного с ним монашества. Он был убежден, что схоластика была пустым и неразумным занятием.

Внутренние противоречия в культуре эпохи Возрождения

Культура Возрождения славится поразительным обилием ярких талантов, множеством достижений в различных сферах творчества, шедеврами искусства и литературы, которые относятся к числу высочайших творений человечества. Тесно связанная с социальными, политическими и другими аспектами жизни эпохи, она чрезвычайно многогранна и не лишена противоречий, что отражается не только в своеобразии общих тенденций ее развития, но и в индивидуальном вкладе в культуру многих ее деятелей из разных стран Европы.

Эпоха Возрождения занимает особое место в европейской истории. Культура этого периода тысячами нитей связана с изменениями в жизни общества, его сложностью и противоречиями в условиях переходного периода, начавшегося от средневековья к раннему модерну. Традиционная система феодальных общественных отношений переживает кризис и трансформацию, в то время как возникают новые формы рыночной экономики. Меняются сложившиеся социальные структуры, положение и самоощущение различных слоев городского и сельского населения. Не случайно XVI век во многих европейских странах был отмечен крупными социальными конфликтами и движениями. Напряженность и противоречивый характер социальной

Напряжение в общественной жизни того времени усилилось в связи с формированием новой формы правления — абсолютной монархии — и межконфессиональной борьбой, вызванной Реформацией и последующей Контрреформацией.

Ренессанс развивался с разной интенсивностью и скоростью в разных странах и регионах Европы, но сумел придать европейской культуре определенное единство: Несмотря на разнообразие национальных особенностей, культуры разных стран имеют схожие черты. Это было важно, потому что культура Ренессанса не была социально однородной: ее идеологически и материально поддерживали различные социальные группы — средние слои города и его верхи, часть духовенства, дворянство и аристократия. Социальная среда, в которой распространялась эта культура, была еще шире. В конечном итоге она оказала влияние на все слои общества, от королевского двора до городских низов, хотя, конечно, в разной степени. Сформировавшись в относительно узком кругу новой интеллигенции, она не стала элитарной в своей общей идеологической направленности и в своем понимании задач культуры как таковой. Не зря эпоха Возрождения была взращена гуманистическими идеями, которые по мере своего развития превратились в целостное мировоззрение. В ней органично сочетались основы христианской веры, языческая мудрость и светские подходы к различным областям знаний. Гуманисты сосредоточились на «земном царстве человека», образе творца собственной судьбы. Антропоцентризм стал характерной чертой культуры Ренессанса. Она утверждала величие человека, силу его разума и воли, а также его высокую миссию в мире. Она бросала вызов принципу классового деления общества: требовала оценивать человека по его личным заслугам и достижениям, а не по величине родства или богатства.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Сёрен Обю Кьеркегор, датский теолог, философ, писатель
  2. Гносеология
  3. Создание универсального теплового двигателя (Джеймс Уатт, 1784) и становление машинного производства
  4. Объективность знания и творческая деятельность
  5. Л. Фейербах и его философия
  6. Чарвака-Локаята – исторически первая философская материалистическая школа
  7. Мишель де монтень, французский писатель и философ эпохи возрождения
  8. Философское понятие материи и принцип материального единства мира
  9. С. Аскольдов и его философия
  10. Задачи современной философии