Для связи в whatsapp +905441085890

Введение в психологию — Психические явления и жизненные процессы

В последние годы психология стала наукой, которую требует сама жизнь. Однако слово «психология» все еще окутано тайной для тех, кто не сталкивался с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в повседневной жизни люди боятся, потому что считают, что психологи «видят людей насквозь» даже в простом разговоре. В то же время они затрудняются точно сказать, «кто такой психолог», «чем он занимается» и «какую пользу он может принести». В то же время они проявляют интерес к психологам, потому что, как им кажется, находятся под магическим воздействием слова «психология».

Правильное понимание профессии психолога осложняется еще и тем, что существует множество людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят называть себя психологами. Профессия психолога вызывает бурные обсуждения. В общественном мнении наиболее распространенным является представление о психологах как о целителях душ, способных глубоко проникать в мысли и чувства людей, понимать их тайные намерения и помогать им изменить свою судьбу. Этот идеализированный образ психолога иногда не соответствует действительности.

Психолог — «по образованию» и психолог — «в жизни» далеко не всегда совпадают. Психологическая подготовка ни в коем случае не гарантирует проницательность, коммуникабельность и эффективность влияния на себя и других.

В то же время есть люди, которые впервые обладают особым даром контакта и простого общения, что позволяет им выслушать других и оказать им моральную и психологическую поддержку, помочь им ответить на различные вопросы. И делают они это без какой-либо психологической подготовки. Кого из них можно считать психологом? В связи с большой популярностью слова «психология» многие молодые люди, выбирающие путь дальнейшего образования, стремятся стать психологами.

Таким образом они надеются больше узнать о себе и, что более важно, овладеть методами, которые помогут им лучше понимать других людей и, как следствие, успешнее влиять на них. Как показывает образовательный опыт, не все абитуриенты, поступающие на программы по психологии, имеют четкое представление о том, «что такое психология» и «кто такой психолог». Скорее, это престиж профессии, которая стала очень модной, наряду с медицинскими, юридическими, деловыми и программистскими профессиями. В повседневных разговорах психолога обычно путают либо с врачом (психиатром), либо с учителем. Поэтому научно-популярные лекции по психологии обычно приходится начинать с утверждения, что психология — это не психиатрия, хотя связи между этими двумя областями знаний довольно тесные.

Психиатрия изучает и лечит людей с психическими расстройствами. Психология изучает психический мир человека. Одна из отраслей психологии, патопсихология, занимается изучением внутреннего мира психически больных людей и тесно связана с психиатрией. Однако большинство других отраслей психологии имеют дело с нормальными, здоровыми людьми.

Так что же такое психология?
Разнообразие тем в психологии обуславливает существование большого количества факультетов. Структуру большинства современных наук можно представить в виде дерева. Ствол состоит из знаний, раскрывающих основные понятия этой науки и содержащиеся в ней законы, а совокупность ветвей — из отдельных ее разделов, относящихся к определенным темам, определенным сферам деятельности и так далее.

Дерево современной психологии очень разветвленное. Его стволом является общая психология. Этот раздел психологии изучает и описывает наиболее общие психологические законы и основные понятия психологии. Общая психология является фундаментом для всех других ее отраслей. Другие отрасли: Психология старения, социальная психология, психология религии, нейропсихология, семейная психология, психология спорта и т.д.

Введение в психологию - Психические явления и жизненные процессы

Психические явления и жизненные процессы

Итак, эти процессы, эти явления отражения, эти субъективные образы опосредуют деятельность живых существ, управляют ею и дают субъекту — животному или человеку — ориентацию в условиях, в которых они существуют в окружающем их материальном мире. Поэтому мы говорим: активная функция, активная роль психики. Точно так же эмоции контролируют уровень жизни человека в мире, в котором он живет.

Основная идея заключается в том, что психическое отражение характеризуется не только тем, что оно всегда принадлежит субъекту, живому существу, но и тем, что оно всегда является активным процессом, активным как в том смысле, что оно порождается жизнью, так и в том смысле, что эти явления участвуют в жизни, регулируют ее, ориентируют субъекта, будь то животное или человек, в мире, в котором он живет, в реальности, в которой он существует.
Наконец, я хотел бы высказать третье соображение, которое также имеет отношение к нашей общей идее о том, как подойти к конкретному исследованию ментальных явлений и процессов.

Главное, что в ходе эволюции органы психического отражения развиваются и усложняются, изменяются их формы, то есть изменяются формы психики. Отражение меняется не только в смысле увеличения количества ощущений, обогащающих объем восприятия, представления, но и в смысле качества его формы. Говоря о низком уровне эволюции, мы можем объективно отметить наличие рудиментарных чувств в восприятии окружающей среды. С переходом к человеческому обществу произошел огромный скачок в развитии, появление очень больших качественных изменений. Родилась новая форма психического отражения, которую мы называем сознанием.

Здесь следует сделать уточнение. Дело в том, что когда мы говорим «ясновидение», мы подразумеваем только психическое отражение на разных стадиях развития. Мы говорим о психике животного, человека, младенца, когда говорим об ориентировочной деятельности живого существа и так далее. Но когда мы говорим «сознание» применительно к человеку, мы имеем в виду не всякое человеческое психическое отражение, а только то, которое свойственно человеку, которое является продуктом развития не жизни природного существа в природной среде, а продуктом развития, рождения человеческой жизни в человеческом обществе.

Когда мы говорим, что своеобразная человеческая ментальность должна быть выделена и обозначена новым термином, и говорим «сознание», это не означает, что высшей формой ментальности является единственная форма психического отражения человека. На основании научных исследований приходится констатировать, что, помимо этой высшей формы, у человека существуют и другие, более элементарные формы психического отражения, и они не такие, какие мы находим даже у самых высокоразвитых животных. Эти элементарные формы отражения продолжают существовать в измененном, преобразованном виде, несмотря на появление новых специфических форм отражения.

Поэтому все психические явления и психические процессы можно рассматривать как необходимый результат работы, функционирования этой системы органов, сформировавшейся в ходе развития жизни субъекта. Короче говоря, менталитет — это результат, функция мозга. Я еще раз подчеркиваю, что когда я говорю «мозг», я также имею в виду другие системы человека или набор систем, если не все из них. Поэтому, когда мы говорим, что отражение мира как продукт анализа жизни, мы должны сказать, что это функция мозга. В зависимости от структуры мозга и его функций происходят и психические процессы. Но поражаются и другие органы.

Нормальное течение психических процессов, иногда самых простых, иногда самых сложных и очень сложных, также нарушается, когда нарушается деятельность мозга. Это зависит от характера поражения и изменений в функции работающего мозга. Но когда мозговые процессы нарушаются, это приводит к изменениям в представлении реальности и устанавливает ее границы. Мы говорим здесь не обо всех расстройствах, а о некоторых нарушениях. Однако эти взаимосвязи очевидны и легко доказуемы.

Менталитет, таким образом, является функцией мозга, телесных органов животных и человека. Она ставит перед нами, надо сказать, очень сложную проблему, над решением которой человечество бьется уже много веков, вокруг которой высказываются различные мнения и ведутся оживленные дискуссии.

Психика — особое свойство высокоорганизованной материи

Принимая во внимание общие психические качества человека и животных, давайте разберемся с двумя утверждениями диалектического материализма о психике, с которыми может согласиться каждый непредвзятый естествоиспытатель: психика — это особое качество высокоорганизованной материи; психика — это продукт деятельности, работы мозга и отражения объективного мира.

Психическая система — это особое качество высшей организованной материи. Это короткая, компактная формула, и чтобы лучше передать ее истинное значение, ее содержание следует несколько расширить.
В решительном противоречии со всеми попытками «упорядочить» (и сохранить) дуализм находится первый вывод, сделанный из огромного исторического опыта, прошедшего через фильтр научного и философского анализа, а именно: психика есть лишь качество высокоорганизованных материальных тел.

Психика — свойство высокоорганизованной материи; не просто любой материи, а высокоорганизованной, т.е. появившейся сравнительно поздно на высоком уровне развития мира. В современном естествознании это объясняется просто: психика возникает только в живых телах, организмах, и то не во всех, а только в животных, да и то не во всех, а только в тех, которые ведут активную, подвижную жизнь в сложно расчлененной среде1. Они должны активно и постоянно адаптировать свое поведение к постоянным изменениям этой среды и своего положения в ней, а это требует нового вспомогательного аппарата поведения — психической деятельности.

Чтобы оценить это простое положение, необходимо вспомнить, что до сих пор ни психологи, ни философы, стоящие на позициях самого умеренного дуализма — психофизического параллелизма, — не могли определить такие признаки, по которым можно было бы смело судить о наличии или отсутствии психики у другого существа (или организма, тела, устройства). И это послужило основой для противоположных утверждений: о наличии психики во всей материи (панпсихизм) или ее отсутствии у других людей (солипсизм).

Осторожное утверждение, что ментальность свойственна только «высокоорганизованной материи», сводит нас к объективному положению вещей и его трудным, но реальным проблемам.

Как свойство, проявляющееся только у высокоорганизованных существ, психика является свойством не универсальным и не первичным, а вторичным и производным. Он предполагает существование механизмов, которые его производят, и его очевидную полезность для организма, которая оправдывает это производство.

Одним словом, вопреки традиционному идеалистическому изложению менталитета (о котором не стоило бы говорить, не будь оно столь распространенным), менталитет должен иметь научное объяснение, со стороны физиологических механизмов, которые его реализуют, и в соответствии с его ролью в поведении.

Ясновидение — это особое качество. На фоне субъективно-идеалистических представлений о ментальности ее «особость» понималась как исключительность по отношению ко всему материальному миру. С точки зрения диалектического материализма, эта «исключительность» имеет совсем другое значение. Во-первых, это означает несводимость психики к физиологическим процессам, которые ее порождают и составляют ее физиологическую основу, а во-вторых, выделение в процессе эволюции органического мира двух основных уровней развития организма: без психики и наделенного психической деятельностью.

Свойства тела проявляются в его взаимодействии с другими телами, и ментальность как свойство не является исключением из этого правила. Оно также возникает при взаимодействии с другими телами, но как особое свойство оно отличается тем, что организмы, обладающие им, могут также учитывать свои свойства перед столкновением с другими телами. Без психики она была бы загадочной и непонятной, но просто благодаря ее присутствию в психическом отражении объективного мира происходит то, с чем организм должен только столкнуться.

Естественно, что такое предвкушение делает само взаимодействие иным, чем оно было бы без него. Поэтому особенность психики состоит не только в том, что она качественно отличается от своей физиологической основы, но и в том, что у организмов с психикой, благодаря психическому отражению, возникают дополнительные, новые формы взаимодействия с окружающим миром, гораздо более обширные, гибкие и благоприятные для их существования и развития, в отличие от организмов, задуманных только по физиологическим связям с окружающей средой.

Психика — функция мозга

Каждое из этих утверждений можно рассматривать отдельно, но также необходимо рассматривать их вместе.

Первое из этих утверждений в конкретной форме утверждает, что ментальность реализуется материальным органом — мозгом, что фактически отрицается, «не на словах, а на деле», упраздняет пропасть между материальным и «идеальным» и представляет «идеальное» как продукт деятельности, как функцию материального. Как предмет специального научного исследования, эта деятельность мозга составляет область психофизиологии.

Второе из этих утверждений представляет собой решение основного вопроса марксистско-ленинской эпистемологии, обширной и сложной области философии.

Главное для психофизиологии — физиологические процессы, осуществляющие психику; главное для эпистемологии — условия познания объективной реальности и критерий истины. Эти области знаний независимы от психологии в той мере, в какой законы деятельности мозга, с одной стороны, и законы познания мира, с другой, диктуют условия психической деятельности, которые одинаковы для всех людей и при любых обстоятельствах.

В то же время, однако, и психофизиология, и эпистемология предполагают существование психологии как самостоятельной науки. Если бы представители психофизиологии отрицали психологию в принципе, это означало бы, что психические явления, будучи реализованы мозгом, не стоят изучения, поскольку не имеют самостоятельного, действенного значения; другими словами, такие психофизиологи стоят на позиции психофизического параллелизма, то есть скромного, «приличного» дуализма.

Теория познания, которая не предполагает и тем более не отрицает психологических исследований процесса познания, с необходимостью должна признать, что познавательная деятельность — это не конкретный процесс, а «чистый разум», и что ее субъектом является «чистый разум». И то, и другое решительно отвергается диалектическим и историческим материализмом.

Психология представляет собой конкретную науку о той новой форме деятельности организма, в которой используется ментальное рассуждение и которая оправдывает как деятельность мозга по его реализации, так и заботу представителей эпистемологии о его объективной истине.

Мозг осуществляет психику как отражение объективного мира — настолько очевидна связь между этими двумя утверждениями. Но зачем организму психическое отражение объективного мира? Для человека, не прошедшего школу классической эмпирической и физиологической психологии (а также более поздних психологических течений, которые, впрочем, существенно не изменили проблему), ответ прост: отражение объективного мира необходимо для того, чтобы действовать в этом мире; а для того, чтобы действовать правильно, это отражение должно быть верным.

Но этому простому и в основном правильному ответу мешают традиционные сомнения в том, как ментальные размышления могут участвовать в телесных реакциях. Аргумент выглядит примерно так: Внешние действия являются физическими (в самом широком смысле этого слова), а причины этих действий — физические, физиологические процессы. Предположить, что психологические отражения участвуют в этом физиологическом механизме, значит признать, что влияние «идеального» на материальное не может быть принято научной мыслью (без риска нарушить общую закономерность процессов материального мира).

Предположить, что психические рефлексы, хотя и вырабатываются мозгом, не участвуют в его работе, значит вернуться на позиции психофизического параллелизма, который является робкой разновидностью дуализма. Конечно, мы вправе сказать, что все рассуждения ведутся с позиции дуалистического понимания «материальное-идеальное», предполагая идеальное как особый вид бытия, и вместе с таким предположением мы можем легко отбросить все подобные рассуждения.

Но это, к сожалению, не снимает вопроса о том, как психическое отражение раскрывает возможность нового вида действия. В конце концов, наш первоначальный вопрос можно сформулировать следующим образом: Зачем организму психические отражения объективного мира, если этот мир или его физиологические отражения (которые составляют физиологическую основу психических отражений) присутствуют?

Психические отражения

Однако мысленные рассуждения представляют собой лишь условия ориентировочной деятельности, а сама деятельность заключается, прежде всего, в упорядочивании ситуации с помощью сигнального признака «новизна».

Понимание ситуации — это общая задача ориентировочно-исследовательской деятельности, которая предполагает более или менее четкое разделение ряда подчиненных задач: изучение ситуации, выбор объекта текущей потребности, выяснение пути к «цели», контроль и коррекция, т.е. регулирование действия в процессе выполнения.

Два примера приблизят нас к этому содержанию ориентации и исследовательской деятельности. Один пример взят из поведения животных, другой — из человеческой практики. Первый пример — описание ястребиной охоты, данное известным исследователем Дальневосточного региона В.К. К. Арсеньевым: «Я увидел небольшую хищную птицу, летящую низко над землей, видимо, преследуемую кем-то. Я пришел к выводу, что хищные птицы летают не прямо, а зигзагами. Почти одновременно я увидел зайца, который в испуге бежал, сам не зная куда: по траве, мимо кустов, по голым, лишенным растительности участкам.

Когда заяц приблизился, крылатый хищник бросился вперед и, вытянув одну лапу как можно дальше, ловко схватил ею свою добычу, но не смог поднять ее в воздух. Заяц побежал дальше, увлекая за собой своего врага. Ястреб пытался удержать зайца своими крыльями, но не смог. Затем, не выпуская добычу из левой лапы, ястреб стал хватать все, что попадалось в полете: стебли зимующих растений, сухую траву и так далее….. Но вот на пути показались заросли ольхи, и когда заяц с ястребом приблизились к кусту, хищная птица ловко схватила его. Лапы птицы были вытянуты, левая держала зайца, правая тянулась к стеблю корня. Заяц потянулся и завыл. Затем ястреб подтащил животное к ольхе и нанес ему два сильных удара клювом по голове. Заяц задрожал. Вскоре жизнь покинула его. Только теперь хищник пропустил корневище и взобрался на свою добычу обеими ногами. Он осмотрелся, расправил хвост, снова осмотрелся, взмахнул крыльями и взлетел в воздух.

Другой пример — ориентация туристов, путешествующих по незнакомой и пустынной (или лесистой) местности без дороги. Через некоторое время туристы теряют уверенность в следовании выбранному направлению и вынуждены проверять, где они находятся и соответствует ли это место одной из отмеченных точек маршрута. Для того чтобы получить такую ориентировку, одного из туристов отправляют изучить местность.

Он должен забраться на возвышенное место (холм, дерево, скалу), чтобы получить максимально широкий обзор местности и найти заметные ориентиры, особенно те, которые можно ожидать на карте. После возвращения в группу и сообщения о найденных ориентирах информация туриста сопоставляется с отметками на карте; соотносясь с ними, туристы отмечают свое местоположение, ориентируют карту «по странам мира» и определяют дальнейший маршрут. Однако на этом маршруте они определяют на карте возможные ориентиры, чтобы с их помощью ориентироваться в пути и проверять, следуют ли они выбранному направлению.

В обоих примерах обозначены одни и те же основные задачи по ориентации и исследовательской деятельности: Прояснение текущей проблемной ситуации, выбор актуальной темы, выбор пути или курса действий, регулирование их выполнения. Это в природе вещей, что они особенно ярко выражены и имеют существенно иной характер в человеческой деятельности. Поначалу у наших туристов возникают сомнения, следуют ли они направлению, принятому в начале пути.

Сомнения вызваны тем, что они не попадают в ожидаемые ориентиры либо потому, что еще не достигли их, либо потому, что отклонились от намеченного пути. В любом случае возникает «несоответствие» между фактическими данными и «необходимой моделью будущего», и ситуация становится проблематичной. Уточнение текущей ситуации превращается в сложную деятельность: изучение местности, выявление ее основных ориентиров, сравнение с отметками на карте, определение своего местоположения.

Затем следует набросок возможных путей дальнейшего движения и выбор одного из них, наиболее благоприятного. Таким образом, мы определяем ориентиры. Наконец, поиск и определение

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Объективные методы психологии
  2. Понятие профессионального стресса
  3. Непроизвольная память — Понятие памяти. Теории памяти
  4. Мотивация здорового образа жизни
  5. Особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии — Роль семьи в процессе социализации ребёнка
  6. Недоразвитие психических процессов — Структура дефекта при олигофрении
  7. Проблемы мотивации достижения успеха
  8. Психологические особенности лиц, работающих в условиях повышенной опасности
  9. Меж — половые различия в способностях, их научное объяснение
  10. Невроз у подростка — Теории неврозов и причины неврозов. Механизм развития неврозов