Для связи в whatsapp +905441085890

Выбор в психологии — Активность личности в процессе взаимодействия со средой

Тема жизненного решения является очень актуальной и частой, ведь ни один человек в своей жизни не может избежать более или менее значимого решения (сказать или промолчать, уйти или остаться и т.д.). После совершения человеком какого-либо поступка он осознает (или не осознает), соответствует ли совершенное решение его мировоззрению, не нарушены ли определенные моральные нормы и законы. Если человек поступает по велению своей души, так, как считает нужным, то велика вероятность того, что при осознании принятых в жизни решений он понимает их правильность и испытывает чувство счастья, удовлетворения жизнью. В данной работе анализируются различные аспекты проблемы выбора: моральный выбор; выбор стратегии, преобразующей и помогающей справиться с трудной ситуацией; изменения в самосознании человека, принимающего жизненные решения. То есть рассмотреть причины, влияющие на выбор человеком того или иного действия, и последствия, к которым приводит тот или иной выбор.

Человек сталкивается с проблемой выбора во всех сферах жизни: идеалы, профессия, место работы и жительства, пути и темпы профессионального развития, круг общения, формы использования досуга, спутник жизни и т.д. Именно в ситуациях такого серьезного жизненного выбора обнаруживаются самые важные ориентиры человека, «фундаментальные» жизненные ценности, которые он принял.

В процессе жизни, усваивая социальный опыт, человек трансформирует его в собственные ценности, установки и ориентации. Активность личности в процессе взаимодействия со средой означает, что любое воздействие человека на среду осуществляется, во-первых, через его внешнюю предметную деятельность, а во-вторых, требует принятия определенного решения, то есть включает процесс постановки целей и построения стратегической программы деятельности, что можно назвать выбором мировоззрения субъекта.

Выбор в психологии -  Активность личности в процессе взаимодействия со средой

Активность личности в процессе взаимодействия со средой

Человек постоянно решает различные жизненные проблемы, анализирует происходящее вокруг него и принимает решения. Решая эти проблемы, он сознательно или бессознательно опирается на доступные ему средства — знания, опыт, навыки, принципы и т.д. В результате принимается то или иное решение, которое выражается в высказываниях или в практических действиях, имеющих характер акта. Поступок — это воплощение выбора, который выступает связующим звеном между сознанием и деятельностью, поведением индивида.

Выбор — это не обязательно немедленное демонстративное действие, это может быть внутреннее решение о линии поведения, рассчитанной на будущее время, принятие определенной точки зрения, социальной нормы и т.д. Но главная функция выбора, сделанного субъектом, — жизнесозидающая, личностно формирующая. Уникальная способность к саморазвитию, к бесконечному самосовершенствованию, проявляющаяся в процессе жизненного выбора, коренится в самой сущности человека. В отдельных поступках, конечно, проявляется внутреннее содержание личности, ее сущностные качества, но только те из них имеют характер жизненного выбора, которые представляют собой своеобразную «сцепку» частных актов поведения, отражающих внутреннюю логику поведения личности. Как уникальность личности определяется не ее качествами по отдельности, а их особым сочетанием, так и уникальность, особенность судьбы человека заключается не в его жизненных проблемах, а в их взаимообусловленности в процессе принятия решений по жизненно важным для человека вопросам, то есть в его жизненном выборе.

Психологический жизненный выбор

Выбор — это психологическое действие, при котором происходит избирательное предпочтение одних ценностей и норм и отвержение других. В сложных условиях цивилизованного существования с множеством различных требований к человеку и наличием альтернативных моделей поведения выбор функционирует как необходимый компонент нормального социального поведения.

Необходимость выбора как типичного социально-психологического действия имеет онтологические, антропологические и аксиологические основания. Во-первых, именно онтологическое разнообразие форм реальности предлагает различные возможности для самореализации личности. Во-вторых, именно психофизическая неспособность отдельного человека постичь и освоить всю полноту реальности в желаемом объеме создает необходимость сосредоточиться на каком-то одном, наиболее приемлемом элементе. В-третьих, это неоднозначность человеческой природы, которая синтезирует жизненные, социальные и духовные определения. Каждая из этих ипостасей руководствуется своим реестром ценностей и норм, которые могут быть не только противоречивыми, но и взаимоисключающими. Делая выбор, единое, целостное человеческое «Я» должно прислушиваться к требованиям каждой из своих ипостасей. Если ему не удается синтезировать, сфокусировать все намерения и найти универсальное решение, подходящее каждому из его индивидуальных «я», то выбор одного или другого становится неизбежным.

Аксиологической основой выбора является свобода как виртуальное пространство для интеллектуального маневрирования индивидуального разума в ходе предположений, сравнений, взвешивания альтернативных возможностей прогнозирования вероятных последствий принятия предварительных и окончательных решений. Способность делать взвешенный, этически обоснованный выбор принадлежит развитому, зрелому сознанию, подчиняющему целеполагание логике действий.

Целевыми поводами для приложения усилий могут быть: а) ценности жизни — любовь, дружба, общение, семья и забота о потомстве; б) ценности цивилизации — материальное благополучие, карьера, власть, владение техническими новинками, гарантированная безопасность личной и общественной жизни, различные аспекты профессиональной деятельности и т.д.; в) ценности культуры — творчество и свобода как возможность интеллектуальной деятельности, отвечающей критериям истины, добра и красоты.

Целенаправленность не только заставляет человека делать выбор, но и осуществляет нормативно-ценностное регулирование его усилий по выбору. Важное место в связи с проблемой выбора занимает вопрос о соотношении целей с такими операциональными категориями, как средства. Существует два основных способа сопоставления целей и средств — ассоциация и оппозиция. В первом случае цели и средства рассматриваются как разносторонние компоненты единого континуума ценностей, подчиненные общим социокультурным нормам. Не допускается никаких аксиологических пробелов, так что справедливая и благая цель требует столь же справедливых и благих средств, и любая примесь безнравственности в средствах, какой бы малой она ни была, бросает тень на цель, оскверняя ее и лишая благородства и величия.

Второй подход предполагает, что цели и средства являются независимыми социальными формами, способными к автономному сосуществованию. Они не обязательно должны быть связаны общими нормативными критериями; они также могут относиться друг к другу в индивидуальном сознании как этически полярные противоположности. Этот взгляд допускает использование аморальных и незаконных средств для достижения благородных целей, которые, как кажется, теряют свой зловещий оттенок в тени возвышенной цели. Именно в этом смысле следует понимать знаменитый тезис о том, что цель оправдывает средства.

Культура, этика и психология выбора предписывают индивидуальному сознанию, решающему проблему выбора средств, прежде всего, решить, какое из этих направлений для него приемлемо — позиция этического монизма цели и средств или аморальная позиция их аксиологического дуализма.

Проблемы образа жизни в бытовой психологии

В отечественной психологии постановка и разработка проблемы жизненного пути принадлежит С.Л. Рубинштейну и Б.Г. Ананьеву. По мнению Ананьева, сама история — главный партнер в драме жизни человека, а социальные события становятся вехами его биографии.

Не случайно Б.Г. Ананьев предлагает термин «события» для описания жизненного пути. События являются основным «единством» любого исторического процесса, включая человеческую биографию. События связаны с изменениями в направлении развития личности, с динамикой этих изменений, с реальной перестройкой системы ценностей и характера личности.

Жизненные события — это узловые и поворотные точки жизненного пути личности, где с принятием того или иного решения на более или менее длительный период времени определяется дальнейший жизненный путь человека (С.Л. Рубинштейн). Б.Г. Ананьев различал события среды и события поведения человека в среде. Н.А. Логинова добавляет третью группу — события внутренней жизни, которые составляют духовную биографию человека.

События окружающей среды — это события, которые происходят по причинам, не зависящим от субъекта. Так, Великая Отечественная война или перестройка, за которой последовал распад Советского Союза, стали поворотными моментами в личной жизни многих людей, стали событиями их собственной биографии. События окружающей среды также могут включать в себя различные изменения в жизни человека и его ближайшем окружении: Назначение на новую должность, рождение или смерть близких родственников, действия других людей, которые непосредственно влияют на жизнь конкретного человека. Наконец, события окружающей среды включают в себя фатальные события, удачные и неудачные, которые происходят в жизни человека и разом нарушают все его планы и общую ситуацию.

Экологические события неоднозначны по своим последствиям. Будучи непосредственным участником того или иного экологического события, каждый воспринимает его по-особому и проявляет по отношению к нему уникальные качества. Таким образом, значение того или иного экологического события в жизни человека может быть понято только при учете его отношения к этому событию. Историческая роль блокады Ленинграда и ее последствия хорошо известны. Конечно, большинство людей, имевших возможность покинуть осажденный город, воспользовались ею.

Но были и другие примеры. Например, одна женщина, у которой была возможность покинуть блокированный город, осталась там с двумя дочерьми. «Я знала, — говорила она по прошествии лет, — что в моей жизни не будет более великого события. Я мог бы принять непосредственное участие в чем-то невероятном. Я не мог этого пропустить.

Вторая группа событий — это события поведения человека в окружающей среде, то есть события-действия. Событие не только служит определенной цели, но и часто открывает новый взгляд на жизнь. Они позволяют в полной мере проявиться отношению человека к тому, что происходит в мире. Более того, для понимания личности обычно важен не сам поступок, а то, что человек пытался «сказать» этим поступком.

События-деяния имеют основу в сложившихся обстоятельствах, но созревают в сфере опыта, во внутреннем мире человека. Их смысл сводится к утверждению или отрицанию ценностей.

Моральный выбор

Вопрос морального выбора играет очень важную роль в проблеме жизненного, психологического выбора. Это происходит потому, что каждый человек делает выбор в том или ином действии, основываясь на своем мировоззрении и системе ценностей. Он действует так, как считает нужным или как того требуют обстоятельства, но всегда поступок приближает человека к одному мотиву и отдаляет от другого.

На дороге жизни есть тысячи перекрестков, где необходимо выбрать одно направление, а не другое. Должен ли я сказать «да» или «нет»? Молчать или отвечать? Пройти мимо или вмешаться? Быть или не быть? Выборы различной величины, характера и ценности требуют от человека принятия решения.

Необходимость выбора — неотъемлемая черта морали. Выбор пронизывает все действия человека. Он выбирает работу и спутника жизни, друзей и книги. Выбрать правду или ложь, призвать тирана к ответу или быть трусом — человек делает выбор, руководствуясь своей совестью и долгом, своим представлением о добре и зле, о нравственном и безнравственном. Поэтому выбор человека — это моральный выбор.

Проблема морального, нравственного выбора анализируется Ф.Е. Василюком в его книге «Психология переживания». Согласно его классификации, жизненный мир человека, делающего моральный выбор, внутренне сложен и внешне прост. В таком мире выбор является важной частью жизнедеятельности. Принимая решение о совершении действия, человек сознательно сравнивает, взвешивает и оценивает различные мотивы. Каждый выбор здесь трагичен, потому что разрешает дилемму между мотивами. Трагедия здесь заключается в том, что субъект сталкивается с задачей, которая является одновременно жизненно важной и логически неразрешимой. Эта задача неразрешима по нескольким причинам. Во-первых, потому что любая альтернатива в данном случае — это жизненная установка или мотив, от которого можно отказаться только при распаде формы жизни. Во-вторых, потому что не может быть рационально убедительного основания для предпочтения одного мотива другому.

Главная проблема и стремление внутренне сложной жизни, как пишет Ф.Е. Василюк, — освободиться от мучительной необходимости постоянных решений, выработать психологический «орган», который бы обладал мерой значимости мотивов и способностью включать жизненные отношения в целостность индивидуальной жизни. Этот «орган» есть не что иное, как ценностное сознание, ибо ценность — единственное мерило сосуществования мотивов.
Таким образом, в ситуации выбора сознание, обладающее системой ценностей, выбирает ту альтернативу, которая получает более высокую оценку. Однако реальный выбор часто отклоняется от этой схемы. Это происходит потому, что ценности сами по себе не обладают мотивирующей силой и поэтому не способны подчинить себе мотивы.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Развитие логической памяти у детей дошкольного возраста
  2. Жесты рук
  3. Влияние психологических защит на семью
  4. Медицинская психология
  5. Психология стресса и методы его коррекции
  6. Принципы, этапы и технологии психоанализа как технологии коррекционной работы
  7. Внутренний конфликт и его влияние на реализацию управленческой деятельности
  8. Механизмы воображения
  9. Виды психических процессов: речь
  10. Психодиагностический процесс. Этапы психологического исследования