Для связи в whatsapp +905441085890

Высшие и низшие психические процессы — Корреляция физиологических и психических процессов и явлений

Известный немецкий психолог XIX века Герман Эббингауз писал: «Психология имеет длинное прошлое и короткую историю». Эти слова как нельзя лучше отражают суть исторического развития психологического знания. Фактически, психология как самостоятельная наука сформировалась только в конце XIX века, но как особая отрасль знаний она существует с древнейших времен. Обычно основателем психологии считают Аристотеля, который написал первый систематический трактат о душе. Однако «познание души» (что является буквальным переводом термина «психология» с греческого — «psyche» и «logos», то есть «душа» и «слово, знание») долгое время относили к сфере философии, религии или медицины.

На протяжении многих веков душа считалась предметом психологии. Во все века представление о нем было смутным. Каждый исследователь предложил свою концепцию. В Древней Греции, например, философ Гераклит считал, что душа и дух состоят из мира-огня — первоначала всех вещей; Анаксимен — из воздуха; Эмпедокл — из слияния корней всех вещей, четырех вечных элементов: Земля, Вода, Воздух и Огонь. Алкмеон впервые предположил, что «органом души» является мозг. До него считалось, что душа «размещается» в сердце или крови, или даже существует отдельно от тела. Все эти концепции очень далеки от современных представлений о психологии, но так или иначе они способствовали накоплению знаний о человеке.

Аристотель был тем, кто впервые заговорил о неотделимости души от тела. Он также говорил о существовании трех видов души: растительной, животной и разумной. По его мнению, все эти три типа существовали в человеке вместе. Это был большой прорыв в познании психики. Наконец, переводя эти понятия на язык современной психологии, можно сказать, что Аристотель открыл существование трех уровней: элементарного типа отражения на уровне простейших реакций на внешние раздражители, психофизиологии, за деятельность которой отвечает вегетативная нервная система, и сознания, продукта активной деятельности мозга. Таким образом, Аристотель рассматривает душу как активное, целеустремленное начало живого тела, неотделимое от него.

Борьба между идеалистическим и материалистическим взглядами на душу втянула эту отрасль знаний в сферу теологии или естествознания. Но ни одна из этих сфер не может дать полного представления о человеке. Только в позапрошлом веке стали появляться четкие представления о предмете психологии, ее собственной методологии и категориальном аппарате (наборе базовых понятий).

Таким образом, в настоящее время объектом психологии как науки является не туманно трактуемое понятие души, а более строгое понятие психики. Объектом изучения психологической науки являются законы формирования и развития, а также проявления человеческой психики. Кроме того, в объект изучения психологии входят психические процессы и состояния человека, психологические характеристики человека как биосоциальной системы, то есть как уникального существа, представляющего собой сложный сплав биологических и социальных характеристик.

Высшие и низшие психические процессы - Корреляция физиологических и психических процессов и явлений

Корреляция физиологических и психических процессов и явлений

Психология как наука имеет особенности, которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она предстает перед ним в виде его собственных ощущений, образов, идей, феноменов памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления, которые мы можем непосредственно обнаружить у себя и косвенно наблюдать у других.

В научном обиходе термин «психология» впервые появился в 16 веке. Первоначально оно обозначало специальную науку, занимающуюся изучением так называемых ментальных или психических явлений, то есть тех, которые каждый человек воспринимает в своем сознании путем самонаблюдения. Позже, в XVII и XIX веках, область исследований психологов значительно расширилась и стала включать в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В 20 веке психологические исследования вышли за рамки тех явлений, на которых они фокусировались на протяжении веков. В этом отношении название «психология» частично утратило свой первоначальный, довольно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным явлениям сознания, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком. Однако, благодаря многовековой традиции, эта наука до сих пор сохраняет свое старое название.

Объектом изучения психологии является прежде всего психика человека и животных, которая включает в себя множество субъективных явлений. С помощью некоторых, таких как ощущение и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и язык, человек познает мир. Поэтому их часто называют когнитивными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Они называются психическими характеристиками и состояниями личности и включают потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость возникновения и развития психических явлений от них.

Человек не просто пронизывает мир своими когнитивными процессами. Он живет и действует в этом мире, создает его для удовлетворения своих материальных, умственных и других потребностей, совершает определенные поступки. Чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь, психические процессы, состояния и характеристики человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть полностью поняты, если их не рассматривать в связи с условиями жизни человека, формированием его взаимодействия с природой и обществом (деятельность и общение). Поэтому общение и деятельность также являются предметом современных психологических исследований.

Психические процессы, характеристики и состояния человека, его общение и деятельность изучаются отдельно и обособленно, хотя в действительности они тесно взаимосвязаны и образуют единое целое — человеческую жизнедеятельность.

Теория высших психических функций

Эта концепция была разработана Выготским и его школой в 20-30-х годах прошлого века. Одной из первых публикаций стала статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 году.

Следуя идее о социально-исторической природе психики, Выготский переходит к рассмотрению социальной среды не как «фактора», а как «источника» развития личности. Он отмечает, что в развитии ребенка есть две переплетающиеся линии. Первый идет по пути естественного созревания. Второй заключается в освоении культур, способов поведения и мышления. Средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в ходе своего исторического развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письменность, системы счисления и т.д.).

Овладение отношениями между знаками и значением, использование языка в применении инструментов знаменует собой появление новых психологических функций, систем, лежащих в основе высших психических процессов и принципиально отличающих поведение человека от поведения животных. Опосредование развития человеческой психики «психологическими инструментами» характеризуется также тем, что операция употребления знаков, находящаяся в начале развития каждой из высших психических функций, всегда имеет сначала форму внешней активности, то есть трансформируется из интерпсихической в интрапсихическую.

Эта трансформация проходит через несколько этапов. Начальная стадия связана с тем, что человек (взрослый) контролирует поведение ребенка, используя определенный инструмент для управления реализацией «естественной» непроизвольной функции. На втором этапе ребенок уже сам становится субъектом и направляет поведение другого с помощью данного психологического инструмента (предполагая, что он является объектом). На следующем этапе ребенок начинает применять к себе (в качестве объекта) те модели поведения, которые другие применяют к нему и которые он применяет к ним. Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды — сначала как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя «выходами» лежит процесс интернализации, «вращение» функции внутрь.

Через интернализацию «естественные» психические функции трансформируются и «поворачиваются вспять», они приобретают автоматизм, сознательность и произвольность. Затем, благодаря разработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным противоположный процесс интернализации — процесс экстериоризации — экстернализации результатов психической деятельности, которая сначала была реализована как идея на внутреннем плане.

Принцип «снаружи через внутри» в культурно-исторической теории расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных видах деятельности — особенно в процессе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных качеств ребенка имеет своим ближайшим источником сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальное предположение Выготского о важности зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволило поставить точку в споре о приоритетах обучения или развития: только то обучение хорошо, что предшествует развитию.

Сущность и компоненты высших психических функций

Согласно материалистической точке зрения, развитие психики на уровне человека происходит в основном за счет памяти, языка, мышления и сознания в результате усложнения деятельности и совершенствования средств труда, служащих орудиями познания окружающего мира, а также изобретения и широкого использования знаковых систем. Помимо низших уровней организации психических процессов, данных ему природой, появляются и более высокие.

Наличие идей у человека указывает на то, что наши восприятия оставляют в коре головного мозга следы, которые сохраняются в течение некоторого времени. То же самое следует сказать о наших мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее извлечение или узнавание того, что мы пережили в прошлом, называется памятью.

В процессе запоминания обычно устанавливается связь между одним объектом или явлением и другими объектами или явлениями.

Устанавливая связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, память придает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого «Я» и тем самым служит одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

Язык является основным средством человеческого общения. Без него человек не смог бы получать и передавать большой объем информации, особенно информации, несущей большую смысловую нагрузку или определения о себе, которые не могут быть восприняты органами чувств (абстрактные понятия, явления, не воспринимаемые непосредственно, законы, правила и т.д.). Без письменности человек был бы лишен возможности узнать, как жили, думали и что делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности донести свои мысли и чувства до других. Благодаря языку как средству общения сознание человека, которое не ограничивается личным опытом, обогащается опытом других людей в гораздо большей степени, чем это позволяют наблюдение и другие процессы невербального, непосредственного познания, происходящие через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт человека становятся доступными для других, обогащают их, способствуют их развитию.

По своей жизненной важности язык является гтолифуншынальным характером. Это не только средство общения, но и средство мышления, носитель сознания, памяти, информации (письменные тексты), средство контроля поведения других людей и регулирования собственного поведения. В соответствии со своими многочисленными функциями, язык является полиморфной деятельностью, то есть он выступает в своих различных функциональных целях в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и так далее. Хотя все эти формы языка взаимосвязаны, их основное назначение не одинаково. Внешний язык, например, в основном играет роль средства общения, внутренний — средства мышления. Письменная речь в основном используется для запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог — двустороннего обмена информацией.

Возникновение и психологические особенности человеческого сознания

Главное отличие человека как вида от животных заключается в его способности мыслить и рассуждать абстрактно, размышлять и критически оценивать свое прошлое, а также думать о будущем, разрабатывать и реализовывать рассчитанные для него планы и программы. Все это вместе относится к сфере человеческого сознания. К психологическим особенностям человеческого сознания относятся самосознание как когнитивного субъекта, способность мысленно представлять существующую и воображаемую реальность, контролировать и направлять свои психические и поведенческие состояния, а также способность видеть и воспринимать окружающую действительность в виде образов.

Восприятие себя как познающего субъекта означает, что человек воспринимает себя как существо, отдельное от остального мира, желающее и способное изучать этот мир, т.е. получать о нем более или менее достоверные знания. Человек осознает эти знания как явления, отличные от объектов, к которым они относятся, и может формулировать эти знания, выражать их в словах, понятиях и различных других символах, передавать их другому человеку и будущим поколениям людей, хранить знания как конкретный объект, воспроизводить их и работать с ними.

Ментальное представление и концепция реальности является важной психологической характеристикой сознания. Оно, как и сознание в целом, тесно связано с волей. Сознание почти всегда ассоциируется с волевым контролем человека над собственной психикой и поведением.

Представление реальности, которая не существует в данный момент или не существует вообще (воображение, сны…), выступает как одно из основных психологических свойств сознания. В этом случае человек произвольно, т.е. сознательно, абстрагируется от восприятия окружающей среды, от посторонних мыслей и направляет все свое внимание на идею, образ, воспоминание и т.д., рисуя и развивая в своем воображении то, что он не видит или не может видеть непосредственно в данный момент.

Важнейшим условием возникновения и развития человеческого сознания является совместное производство инструментов, опосредованное языком. Это деятельность, которая требует сотрудничества общения и взаимодействия друг с другом. Индивидуальное сознание возникло в начале человеческой истории в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: чтобы люди могли вместе работать над какой-то задачей, каждый из них должен четко понимать цель своей совместной работы. С самого начала возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится язык, который сначала выступает как средство коммуникации (общения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Сначала появляется коллективное сознание, затем индивидуальное, ибо после того, как слово получило свое универсальное значение, оно проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в виде значений и смыслотворчества. Индивидуальное сознание ребенка формируется на основе и при условии существования коллективного сознания через его присвоение.

Особое значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание подразумевает, что человек воспринимает не только внешний мир, но и самого себя, свои ощущения, образы, восприятия и чувства. Образы, мысли, восприятия и чувства людей материально воплощаются в объектах их творческой деятельности и становятся осознанными при последующем восприятии этих объектов. Поэтому творчество — это путь и средство самопознания и развития человеческого сознания через восприятие своих творений.

В начале своего развития человеческое сознание направлено на внешний мир. Человек осознает, что он находится вне себя, потому что он видит и воспринимает этот мир как отдельный от него и существующий независимо от него с помощью своих естественных органов чувств. Позже появляется рефлексивная способность, то есть сознание того, что человек может и должен стать для себя объектом познания.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психология профессий
  2. Поведенческая психология
  3. Особенности взаимосвязи мотивации учения и тревожности младших школьников — Особенности младшего школьного возраста
  4. Направленность личности — тест Б.Басса — Общие понятия направленности личности
  5. Игры с правилами в психологии
  6. Психодиагностика в управлении персоналом
  7. Зоны общения в психологии
  8. Педагогика раннего возраста
  9. Методы диагностики психических состояний человека
  10. Вербальное поведение