Для связи в whatsapp +905441085890

Выстраивание эмпатического поведения — Развитие концепции эмпатии

Изменения в области культуры, в политической и экономической ситуации нашей страны приводят к изменениям в социальной среде. Все больше и больше общественные интересы перестают быть интересами всех. Все реже и реже можно встретить искреннее участие человека в жизни коллектива, группы, другого человека. Процесс индивидуализации дал о себе знать в различных сферах человеческой жизни. Все большее место занимают личные интересы, мотивы личного успеха, престижа, превосходства, благополучия.

К сожалению, такое личное отношение в последнее время стало нормой для многих. В то же время, важнейшим вопросом для любого общества является то, какого рода единство и солидарность оно может установить и поддерживать в условиях данной социально-экономической структуры. Либо это стремление к единению с другими в низших формах поведения — актах садизма, террора, агрессии, разрушения, либо стремление к высшим формам поведения — солидарности, основанной на общих идеалах и убеждениях. Поэтому такие явления человеческой психики, как сочувствие, сопереживание, помощь, эмпатия, становятся важнейшим содержанием душевной жизни современной личности и, как неудовлетворенные потребности, стимулируют творческую, созидательную активность.

Л. Изучая эмпатию, Л.И. Божович и Т.П. Гаврилова предположили, что, как и любое другое новообразование в психической жизни человека, она развивается от элементарных форм эмоциональной отзывчивости — заражения, сопереживания — к сложным социально обусловленным формам — симпатии. Далее они доказали, что в развитии эмпатии доминирующим компонентом действительно является непосредственная контаминация субъекта с переживанием, которая также имеет место в объекте эмпатии.

Позже в структуре эмпатических переживаний человека начинает доминировать другое чувство, обусловленное особенностями его личности, с которыми оно опосредовано. Это может быть чувство сопереживания. И если начальная форма эмоциональной отзывчивости связана с потребностью в собственном благополучии, то последующая форма возникает в связи с потребностью в благополучии других.

Исследования Л.И. Божович и Т.П. Гавриловой привели авторов к выводу, что для возникновения эмпатии как сложной опосредованной структуры необходимо накопление известного опыта взаимодействия с людьми и прохождение определенного пути психического развития.

Эмпатия как коммуникативное свойство личности способствует решению глубоких человеческих вопросов и открывает новые возможности для более эффективного влияния личности в общении. Это один из регуляторов отношений между людьми. Она выражается в желании оказывать помощь и поддержку другим людям. Это ведет к развитию гуманистических ценностей личности. Он сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих атрибутов (Адлер А., Келли Д., Маслоу А., Роджерс К., Фромм Э. и др.)

Эмпатия как собственно психологическое образование стала предметом исследований таких отечественных психологов, как В. С. Мухина, Т. П. Гаврилова, Н. Н. Обозова, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Б. Орлов, И. М. Юсупова и др.

Выстраивание эмпатического поведения - Развитие концепции эмпатии

Развитие концепции эмпатии

Понятие эмпатии вошло в научную психологию в начале двадцатого века. Э. Титченер перевел немецкое слово Einfuhlung, которое Т. Липпс использовал для описания процесса эстетического восприятия: субъект «вчувствуется» в объект природы или искусства, проецирует себя в него, внутренне подражает ему и таким образом понимает.

Этические концепции сочувствия Смита, Шелера, Шопенгауэра и других также отражены в понятии эмпатии. Они говорили о симпатии как о сострадании и жалости, которая является особой формой познания другого человека — человека как высшей ценности.

За последнее столетие слово «эмпатия» прочно вошло в понятийное поле психологии. Обзоры по проблеме эмпатии содержат десятки определений и подходов к ее изучению. Предложены модели эмпатического процесса, стадии, фазы, уровни, механизмы. Многозначность термина «эмпатия» иногда заставляет исследователей использовать более однозначные, по их мнению, термины «идентификация», «сопереживание» и т.д.

В связи с этим, как пишет Ю.Б. Гиппернрейтер, можно выделить 2 основных смысловых оттенка, характеризующих многочисленные определения и концептуализации:

  • Эмпатия — это эмоциональная отзывчивость, участие в эмоциональной жизни другого, сочувствие, сопереживание;
  • Эмпатия — это особый вид межличностного познания, проникновение во внутренний мир другого, такое понимание, где «понимание» фактически означает видение внутреннего мира другого так, как он видит его сам, из своей внутренней системы отсчета.

Т. Д. Карягина выделяет две линии развития представлений об эмпатии. К ним относятся:

  • Развитие представлений о природе и специфике содержания эмпатического процесса;
  • Развитие представлений о роли и значении эмпатии в общении и практике «помогающих» профессий.

Первоначально значение термина «эмпатия» было буквальным: Эмпатия — это эмоциональное явление, поэтому эмпаты — это различные эмоциональные реакции на состояние другого человека.

Концепции эмоциональной эмпатии, понимая их как эмоциональный опыт, говорят о различных типах эмпатии, иногда интерпретируемых как стадии развития:

  • Заразительная эмоциональная реакция, примитивная эмоциональная идентификация с другим.
  • Эмпатия и сочувствие как более сложные формы соучастия в общих эмоциях другого.

Концепции чисто эмоционального понимания эмпатии преобладали в психологии других людей вплоть до 1940-х годов.

В психологии здесь понятие эмпатии было утверждено только в 1970-х годах благодаря исследованиям Т.П. Гавриловой, где также поначалу преобладала эмоциональная интерпретация. Она выделила 2 типа эмпатии:

  • Эмпатия — переживание человеком тех же чувств, которые испытывает другой;
  • Симпатия — сочувственное, участливое отношение к переживаниям, несчастьям другого.

Другие исследователи родины выделяют триаду: эмпатия, сочувствие, помощь.

И. Г. Петерсон, А. В. Петровский. Н.М. Сарджвеладзе, П.В. Симонов выделяют не только когнитивные и эмоциональные, но и поведенческие компоненты эмпатического взаимодействия. Этот подход широко используется в отечественной психологии и весьма полезен при анализе социально-психологических аспектов эмпатии.

Современные подходы к определению природы и форм эмпатии личности

Существующие интерпретации феномена эмпатии отражают разнообразие направлений в изучении этого явления.

Во-первых, эмпатия определяется как психический процесс, направленный на моделирование внутреннего мира переживаний воспринимаемого человека. Такой подход к эмпатии подчеркивает ее динамическую, процессуальную и фазисную природу.

Западные психологи Г. Барретт-Леннард, В. Эйкс и другие выделяют три последовательные фазы, присущие эмпатии как психическому процессу:

  • Восприятие и резонанс слушателя, фаза эмпатического понимания, в которой субъект делает точные выводы о мыслях и чувствах другого человека;
  • Экспрессивное сообщение о возникновении этого состояния, в котором субъект выражает суждения о переживаниях другого;
  • Этап эмпатической коммуникации, на котором эмпатическое понимание проверяется и развивается в диалогическом способе взаимопонимания.

Психологи А. П. Сопиков и Т. П. Гаврилова выделили следующие этапы эмпатического процесса:

  • Восприятие множества открытых переменных объекта эмпатии, получение информации о качестве, знаке и содержании его переживаний;
  • Построение внутренней модели явной и скрытой активности объекта эмпатии и соотнесение ее с собственными ценностями и потребностями.

Характеристики эмпатического процесса основаны на принципе глобального доверия к человеку.

Во-вторых, эмпатия рассматривается как психический сопереживательный ответ на стимул.

Существуют различные типы эмпатических реакций, которые делятся на две большие группы:

  • Эмпатические реакции в ответ на групповое поведение;
  • Эмпатические реакции в ответ на конкретного человека.

В-третьих, эмпатия определяется как способность или черта личности, имеющая сложную аффективно-когнитивно-поведенческую природу. Эта способность проявляется в возможности опосредованного эмоционального отклика на переживания другого, который включает в себя отражение внутренних состояний, мыслей и чувств самого субъекта эмпатии. Некоторые исследователи считают, что эмпатия — это эмоциональная способность реагировать на сигналы, опосредующие эмоциональный опыт другого человека. Другие определяют эмпатию как поведенческую способность, проявляющуюся в помогающем, содействующем, альтруистическом поведении в ответ на переживания другого.

В целом, эмпатия — это социально-психологическая черта личности. Она представляет собой набор социально-психологических способностей индивида, через которые эта черта проявляется как у объекта, так и у субъекта эмпатии.

К числу таких способностей относятся:

  • Способность эмоционально реагировать на переживания другого человека,
  • Способность распознавать эмоциональное состояние другого человека и мысленно помещать себя в мысли, чувства и действия другого человека
  • Способность использовать такие формы взаимодействия, которые облегчают страдания другого человека.

Существует несколько критериев для определения типов и форм эмпатии. Примерами таких критериев являются:

  • Модальность ведущего компонента в структуре эмпатии. Согласно этому критерию, различают эмоциональную, когнитивную и поведенческую эмпатию.
  • Генезис эмпатии (на основе этого критерия выделяют глобальную, эгоцентрическую и просоциальную эмпатию);
  • Критерий эмпатийной диспозиции (личностная и ситуативная эмпатия);
  • Критерий стадии развития эмпатии (элементарно-рефлексивная и личностная формы эмпатии).

Пример использования первого основания для выделения типов эмпатии можно найти в работе А. П. Сопикова .

По его словам, существует три типа эмпатии:

  • Эмоциональные, когда эмоциональность доминирует в процессе моделирования субъекта эмпатии;
  • Когнитивный, когда информативность доминирует в процессе моделирования субъекта эмпатии;
  • Поведенческие, когда волевой аспект доминирует в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии, что выражается в следующем
    что-то объекту эмпатии и ожидает от него ответной эмпатии в ответ.

Функциональные механизмы эмпатического взаимодействия

Для того чтобы изучить роль эмпатии, важно определить механизмы, с помощью которых происходит эмпатическое взаимодействие. Эмпатическое взаимодействие определяется как случайный или намеренный, длительный или краткосрочный, вербальный или невербальный, лицом к лицу или опосредованный контакт двух или более людей, включающий эмпатический компонент в процесс взаимодействия, приводящий к изменениям в поведении, деятельности, отношении и позиции по крайней мере одного из взаимодействующих.

Анализ литературы, посвященной изучению эмпатии, позволяет выделить некоторые подходы к вопросу о механизмах функционирования эмпатии.

По определению А. П. Сопикова, функциональный механизм эмпатии — это определенный тип аналогового моделирования субъектом эмпатируемого объекта. Следует отметить, что многие функциональные механизмы эмпатийного взаимодействия изложены в основном в результате теоретического анализа и до сих пор не получили достаточного эмпирического подтверждения.

Е. Я. Басин рассматривает проекцию-интроекцию как механизмы, характерные для эмпатии, и считает идентификацию результатом этих процессов.

Э.Дж. Басин определяет проекцию как мысленный перенос реального или воображаемого «Я» на ситуацию объекта, в результате чего реальное «Я» отождествляется с образом объекта и становится идентичным «Я-образу», который обозначает воображаемое «Я». Проекция сопровождается неразрывным процессом интроекции, то есть переносом воображаемого «Я» в реальные отношения субъекта.

Таким образом, механизмы проекции и интроекции связаны с условной ситуацией и направлены на трансформацию системы «Я».

В то же время Е.Ю. Басин отметил наличие механизмов, которые служат для преодоления определенного сопротивления со стороны реального «Я» вследствие «расщепления» единого «Я» и образования системы — «Я» реального и воображаемого «Я». Воображаемое «Я» должно быть привлекательным для субъекта, только тогда возможен процесс творчества и сопереживания, ожидание успеха и удовольствия в творческом процессе.

Разделяя взгляды Е.Я. Басина на эмпатию как способность формировать «Я-образы», занимать позицию этих «Я» и рассматривая проекцию-интроекцию как специфические механизмы эмпатии, а идентификацию как результат этих процессов, Л.Н. Большунова определяет указанные механизмы как компоненты эмпатии. Автор рассматривает особенности идентификации с антропоморфными объектами, пространственно-временными, ритмическими структурами. Если проекция — это поглощение «Я» за пределами реальной ситуации в воображаемую ситуацию, то условия проекции подразумевают действия «Я» с воображаемой, условной природой объекта. В акте интроекции, как противонаправленном процессе, «я» взаимодействует с реальными объектами, имеющими условный характер.

Н.И. Сарджвеладзе выделяет такие механизмы эмпатического взаимодействия, как заражение, идентификация, проекция и интроекция, и рассматривает проекцию и интроекцию как проявления или элементы механизма идентификации. В то же время, адекватное отражение человеком внутреннего мира другого определяется балансом проекции и интроекции.

Функции эмпатии в межличностном общении

Как A. Как пишет И. Волкова, в психологии нет общепринятого определения общения. Как правило, дается описательное определение, указывающее на основные функции или стороны общения. В качестве примера она приводит следующее неназванное определение: «Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать одновременно и как процесс взаимодействия индивидов, и как процесс информации, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимного влияния, и как процесс сопереживания и взаимопонимания друг друга».

Потребность в общении делает общение и связанное с ним отношение к людям одной из ведущих человеческих ценностей. При этом, чем ниже уровень группы в социальной иерархии, тем большее присутствие ценностей духовных отношений.

Несмотря на то, что в последние годы, как отмечает Н.А. Журавлева, у россиян усилились прагматические ценности, наблюдается тенденция повышения значимости таких альтруистических ценностей, как терпимость, чуткость, счастье других.

Эмпатия присутствует во всех видах межличностного общения. Это основная социально-психологическая среда, в которой возникает, развивается и проявляется эмпатия. Связь между общением и эмпатией можно установить с точки зрения функций, которые эмпатия, как свойство личности, выполняет в общении.

Можно провести размышления о функциях эмпатии в общении:

  • Во-первых, опираясь на понимание трехсторонней структуры общения;
  • Во-вторых, обозначить участников коммуникации как субъект и объект эмпатии.

Психологические исследования традиционно занимались анализом роли эмпатии в социально-перцептивной стороне общения. Они указывают, что эмпатия способствует более эффективному знанию о другом человеке и, в частности, о его эмоциональных состояниях и переживаниях. Эмпатия уменьшает эффект искажения восприятия другого человека, возникающий в результате атрибутивных процессов, и сопровождает формирование более точного первого впечатления.

Роль эмпатии в организации коммуникативной стороны общения заключается в том, что она позволяет особым, основанным на эмпатии способом собирать, обрабатывать и проверять информацию.

Эмпатия влияет на сбор и анализ информации двумя способами:

  • Мотивируя людей к сбору информации с целью повышения их собственного участия в процессе коммуникации;
  • В качестве обратной связи по уже собранной информации.

В интерактивной стороне общения эмпатия выступает в качестве регулятора взаимодействия, предоставляя суждения и прогнозы о наиболее подходящем поведении в соответствии с эмоциональным состоянием участников.

Эмпатия также обладает функцией корректировки выбранных форм взаимодействия на основе эмпатической обратной связи. Корректировка производится в направлении наиболее комфортного и наименее стрессового поведения.

Функции эмпатии в жизни конкретного человека следующие:

  • Эмпатия, исходящая от эмпатичного субъекта, увеличивает его убеждающую силу;
  • Помогает преодолеть психологические защитные механизмы другого;
  • Расширяет понимание жизни других людей;
  • Обогащает собственный эмоциональный опыт;
  • Развивает личность и ее систему ценностей;
  • Имеет защитную функцию, когда воспринимаемый опыт угрожает психологическому равновесию индивида.

Эмпатия, воспринимаемая объектом эмпатии, несет в себе функцию утверждения его личности, выражающуюся в признании, принятии и одобрении уникальности и самоценности его «Я». Эмпатия дает возможность для самораскрытия и поддержки.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Оценка социально-психологического климата в коллективе
  2. Виды психических процессов: чувства
  3. Ведущая деятельность в период раннего детства
  4. Психологические основы сохранения и укрепления психического здоровья педагогов в доу
  5. Специфика развития личности
  6. Виды психологии
  7. Особенности самооценки детей с зпр — Понятие термина «задержка психического развития»
  8. Индивидуально-психологические факторы риска агрессивного поведения у подростков-девочек с девиантным поведением
  9. Аналитическое мышление — Психологическая природа мыслительного процесса
  10. Диспозициональные теории личности: Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк