Для связи в whatsapp +905441085890

Взаимоотношение духовного и телесного начал в человеке — Бытие человека

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием духовного и телесного, биологического и социального.

Биологический уровень человека включает в себя такие составляющие, как темперамент, пол, возраст, здоровье, рост, вес, внешность. Таким образом, каждый из нас, принадлежащий к виду Homo sapiens (человек), также является индивидом. Индивид (от слова — неделимый, отдельный) — это человек как целостный, уникальный представитель вида со своими психофизиологическими свойствами, выступающий предпосылкой развития личности и индивидуальности.

Социальный уровень человека формируется на протяжении всей жизни и включает в себя социальный статус, мировоззрение, образование, уровень дохода, характер и т.д. Под влиянием биологического и социального в человеке формируется личность.

Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в социальной жизни.

Индивидуальность — это неповторимость психики индивида и личности, ее уникальность. Взаимосвязь индивида, личности и индивидуальности можно передать формулой «Индивидом рождаются. Личность становится. Индивидуальность отстаивается».

Биологические и социальные факторы в человеке не являются двумя параллельными и независимыми друг от друга: они влияют на человека одновременно и комплексно, причем интенсивность и качество их воздействия могут быть различными и зависят от многих обстоятельств.Когда мы говорим о принципиальном отличии человека от животных, мы называем его Homo sapiens, то есть разумным существом.

Разум — это способность к пониманию и осмыслению, основа познания, то, что отличает человека от животного мира.

Сознание — это универсальная, присущая только человеку способность постигать существование мира и себя в этом мире. Сознание — системное, органически целостное образование, включающее рациональное мышление, чувственное восприятие, эмоции, волю и память, интуицию, воображение и фантазию.

Наряду с сознательным в психике человека, в его личности, есть нечто неосознанное, не отраженное в его сознании — это подсознание или бессознательное.

Бессознательное — это совокупность психических процессов, функций, операций и состояний, не представленных в структуре сознания. Г. Лейбниц трактовал бессознательное как низшую форму духовной деятельности, лежащую за порогом сознательных восприятий. Кант связывал бессознательное с понятием интуиции, доопытного знания. Ф.З. Фрейд установил прямые корреляции между различными невротическими симптомами и бессознательным. В бессознательном принято выделять несколько типов:

ü никогда не осознаваемые (основанные на инстинктах бессознательные стремления, влечения, реакции)ü ранее осознанные действия, в процессе воспитания превратившиеся в стереотипы автоматического, алгоритмического поведения;

надличностное бессознательное (архетипы коллективного бессознательного). Это типичные модели поведения, усвоенные индивидом, членом социальной группы, которые он реализует, но не оспаривает.

В человеческой психике существует взаимосвязь между сознательным и бессознательным.

Это еще одно свидетельство единства биосоциальной природы человека;

Взаимоотношение духовного и телесного начал в человеке - Бытие человека
Взаимоотношение духовного и телесного начал в человеке — Бытие человека

Бытие человека

Бытие — это философская категория, обозначающая человеческое существование в реальном мире, а также реальный мир, не зависящий от человеческого сознания. Материалистическая философия признает бытие первичным, а сознание — вторичным. Однако сознание — это не только пассивное отражение бытия, но и активная сила, влияющая на бытие. Бытие человека определяется его потребностями.

Потребности человека

Известный психолог А. Маслоу выделил 5 типов потребностей:

1) физиологические; 2) экзистенциальные (потребность в безопасности, защищенности); 3) социальные; 4) престижные; 5) духовные.

У каждого человека потребности следующего уровня становятся актуальными, когда удовлетворены предыдущие. Это можно представить в виде пирамиды, где переход на более высокий уровень возможен только после того, как человек удовлетворит потребности нижнего уровня.

Схема. Пирамида человеческих потребностей (по А. Маслоу)

Возможность удовлетворения потребностей связана со способностями человека. Способности человека определяются как его биологическими, так и социокультурными особенностями. Принято выделять несколько уровней способностей человека.Способности — это анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, которые являются биологическими предпосылками для развития способностей.

Способности — это индивидуальные особенности человека, которые являются субъективными условиями для успешного выполнения определенного вида деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте (легкости), глубине и прочности овладения способами и приемами какой-либо деятельности.

Высокий уровень развития способностей — это талант. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью. Она связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Потребности человека реализуются с помощью его способностей в процессе деятельности.Цель и смысл жизни — это только человеческий феномен. Никто из живых существ, кроме человека, никогда не задумывался о смысле существования, никогда не поднимался выше своих физических возможностей. Проблема смысла жизни становится реальной только там, где ставится вопрос о цели жизни. Цель жизни связана с понятием счастья, которое для каждого человека индивидуально.

При всем многообразии мнений можно выделить следующие характеристики счастья:

устойчивое, продолжительное во времени обладание каким-то высшим благом;
приобщение к высшей ценности, к Богу или служение высшей идее;
отрешенность от мира, невозмутимость, укрощение мелких страстей и вожделений, достижение состояния покоя (нирваны);
иллюзия, миф, придающий смысл существованию человека;
собственное здоровье и благополучие, а также здоровье и благополучие семьи и друзей.
Цель, к которой стремится человек. Достигнув ее, он чувствует себя обделенным, потерявшим смысл жизни;
Счастье, как и смысл жизни, имеет объективную и субъективную стороны. Субъективная — цели, желания, мечты, способности конкретного человека. Объективная — не только осуществление субъективной мечты, но и ее общественное признание.

Смысл жизни — это не только ее понимание, но и самооправдание. Под смыслом жизни скрывается убежденность в том, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Смысл жизни выступает как самый глубокий и важный мотив нашего существования.

П. П. К. Гречко выделяет несколько точек зрения на смысл жизни.

  1. Гедонистический смысл жизни (от слова — удовольствие). Смысл жизни — в тех удовольствиях, которые доставляют нам чувства. Именно удовольствие является критерием добра и зла, основным мотивом всех человеческих поступков.

Аскетический смысл жизни, напротив, заключается в подавлении чувственных влечений и желаний человека. Аскет перестает быть рабом желаний и становится носителем внутренней свободы. Это открывает перед ним широкие возможности для духовного роста, нравственного самосовершенствования.

Цель и смысл жизни человека

Конечно можно сформулировать и иные трактовки смысла жизни. Но все они несовершенные. Точно также нельзя изолировать перечисленные трактовки, все они взаимосвязаны в той или иной степени. Можно только констатировать, что универсального, объективного смысла жизни нет.

Смысл вносится в жизнь самим человеком. Это – его основной выбор, главная цель, которую он определяет для себя и своей жизни. От этого зависит линия его поведения, его жизненные потребности и интересы.

При этом важно понять ценность жизни человека. Каждый человек создаёт как бы отдельный внутренний мир, освещённый выбранным им смыслом жизни. Каждый человек самоценен и необходимо видеть в нём неповторимую личность и не использовать его в качестве средства или условия для решения узко прагматических задач.

Каждый человек вносит свой вклад в развитие общества и обогащает духовный прогресс человечества, один в большей мере, другой – в меньшей. “Так от поколения к поколению передаётся жизнь – медленно, как растёт дерево, — а с нею передаётся и сознание. – писал А. де Сент-Экзюпери. – Какое поразительное восхождение! Из расплавленной лавы, из того теста, из которого слеплены звёзды, из чудом зародившейся живой клетки вышли мы – люди – и поднимались всё выше, ступень за ступенью, и вот мы пишем кантаты и измеряем созвездия…”.

Труд – целесообразная социальная деятельность человека, направленная на преобразование окружающей среды и достижение общественно-полезного результата.

Труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий труда. Наличие орудий труда является специфической особенностью трудовой деятельности человека. Только люди способны воздействовать на окружающую среду с помощью специальных созданных средств труда, отличных от органов тела.

Средства труда – различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления своих физических и умственных возможностей.

В процессе совместной работы люди общаются друг с другом, обмениваются практическим опытом и способами деятельности. Совместная деятельность невозможна без общения. Именно в общении через человека происходит передача накопленного опыта.

Современное производство предъявляет высокие требования не только к профессиональной подготовке работников, но к их морально-личностным качествам (ответственность, дисциплинированность, добросовестность). Организовать трудовой процесс невозможно без соблюдения каждым работником правил и норм поведения в коллективе. Трудовая дисциплина заключается в выполнении этих требований и является залогом хорошего социально-психологического климата трудового коллектива.

Игра в жизни человека

Игра – первичный вид активности человека, воображаемое представление реальности в искуственно смоделированных ситуациях.

В широком смысле игра – это не только отдельные ее виды (детские, спортивные, азартные, компьютерные, психологические тренинги), но и вся человеческая жизнь (“Вся жизнь – это театр, а мы все актеры” — В. Шекспир).

Если в любой деятельности человека целью становится результат, то в игре интересен сам процесс – переживая игровые ситуации, человек осознает, как надо действовать в реальной жизни. В игре утверждаются человеческие способности и умения, приобретаются знания и формируется духовный мир. Через игру человек гораздо эффективнее познает самого себя и окружающее.

Проблема антропогенеза

Язык, а значит и речь, свойственны только человеку. По мнению многих современных ученых, устная речь — слишком эфемерное и нестабильное средство для осуществления жизненно важной коммуникации между поколениями. Поэтому, согласно одной из современных гипотез, именно появление письменной речи символизировало окончательное отделение человека от животного царства. Действительно, если практически все остальные особенности человеческой деятельности (изготовление простейших орудий труда, групповая жизнь, наличие коммуникации посредством звуков) уже наблюдаются, хотя бы на зачаточном уровне, в животном мире, то никаких даже близких аналогов письменной речи в сообществах животных мы не наблюдаем. Другое дело, что такая речь, по крайней мере, изначально, могла появиться в довольно необычной для наших сегодняшних представлений форме — в виде идола, раскрашенного и украшенного перьями или даже в виде скола на камне2.

Как это возникло, что позволило нашему далекому предку увидеть в камне или куске дерева не просто материальное тело, интересное только своими физическими свойствами, а носителя своей (или чужой) мысли или чувства, позволило увидеть в нем средство обращения одного человека к другому — это до сих пор остается одной из самых фундаментальных загадок антропогенеза.

Итак, в отличие от животных, для человека характерен не просто групповой образ жизни и, соответственно, постоянное общение людей друг с другом. Прежде всего, он характеризуется символически опосредованным взаимодействием (коммуникацией), причем в этом взаимодействии участвуют как нынешнее, так и прошлые поколения. И именно это взаимодействие в конечном итоге определяет формы и способы человеческой деятельности (т.е. социальные, экономические, семейные, политические, религиозные и другие отношения). Пик самостоятельности символа приходится на тот момент, когда его «материя», изначально абсолютно не связанная со знаком, начинает играть некую существенную роль. Ярчайшим примером этого является стихотворение.

+Естественно, человек не перестает быть биологическим существом — как и все живые существа, он рождается и умирает, добывает пищу, строит дом, оставляет потомство. Однако рождается он не в норе, добывает пищу не в лесу, и даже такой естественный процесс, как прием пищи, осуществляется не с помощью чисто биологически наследуемых «инструментов» — пальцев и рук, а с помощью таких культурных предметов, как ложка, вилка, тарелка и т.д. Таким образом, мы должны констатировать определенное единство биологической и социальной природы в человеке. Вопрос о соотношении этих двух природ в человеке до сих пор остается весьма дискуссионным, так что представители различных социологических школ дали бы на него совершенно разные, если не противоположные, ответы. Например, с точки зрения социал-дарвинизма, такие факторы биологической жизни, как борьба за существование, естественный отбор и т.д., являются универсальными для всех сообществ живых существ и, следовательно, определяют жизнь человеческого общества. С точки зрения марксистской социологии, напротив, взаимная конкуренция и вражда между людьми в конечном итоге порождаются вполне конкретными и исторически преходящими («отчужденными») социальными отношениями, поэтому при определенном общественном строе они могут исчезнуть. Согласно современным данным, многие, казалось бы, врожденные человеческие качества при более детальном рассмотрении оказываются, напротив, полностью социального происхождения. Например, известный социолог Э. Дюркгейм показал, что даже такая, казалось бы, чисто биологическая характеристика человека, как размер черепа, оказывается зависящей от социально-экономических характеристик общества, в котором она сформировалась, в частности, от степени развития в этом обществе разделения труда. Чем выше это разделение, тем больше разница в размерах мужских и женских черепов и тем больше разброс в размерах черепов одного и того же пола. Однако верно и обратное: многое из того, что кажется чисто социальным явлением (структура лидерства в малых группах и т.д.), согласно современной социобиологии, уже существует в сообществах животных.

Социальные группы и социальные отношения

Центральным в социологии является понятие социальной группы. Для того чтобы определить это понятие, необходимо ввести ряд терминов: социальная категория, социальная общность, квазигруппа (совокупность).

Индивид — это отдельное человеческое существо. Нет необходимости вводить более содержательное определение — каждый человек является индивидом, взаимодействует с другими индивидами и имеет вполне определенное интуитивное представление об индивидуальности.

Любое общество состоит из множества индивидов. Совокупность индивидов, объединенных по какому-либо признаку, называется социальной категорией. Социальная категория — самое бедное из социологических понятий. Отнесение к той или иной категории не предполагает, что входящие в нее индивиды занимаются совместной деятельностью, общаются друг с другом или вообще знают, что кто-то отнес их к этой категории. Таким образом, если некоторые категории вполне могут осознавать свою общность (например, люди, больные СПИДом, или иммигранты), то существуют категории, которые объединяют людей только в сознании исследователя (например, совокупность всех людей, чья фамилия начинается на букву А).

Если люди, принадлежащие к той или иной категории, осознают свое единство и взаимодействуют друг с другом, то они образуют социальную общность. Наиболее важной формой социальной общности является социальная группа.

Социальная группа — это категория индивидов, которые взаимодействуют друг с другом определенным образом, чувствуют свою принадлежность к группе и воспринимаются другими как члены этой группы. Определение социальной группы включает в себя три основных элемента:

  • взаимодействие — то есть информационные контакты, осуществляемые с помощью знаковых систем («языков»);
  • Членство, то есть наличие групповой культуры, проявляющейся в системе знаков (символов), с помощью которых члены данной группы отличают друг друга от представителей других групп;
  • идентичность, то есть набор знаков, по которым индивиды, не входящие в какую-либо группу, отличают членов этой группы (или в принципе могут это делать).

Признаки, по которым определяется принадлежность к группе и которые составляют основу идентификации, могут совпадать или не совпадать друг с другом. Например, члены группы отличают друг друга по удостоверениям личности, а нечлены — по униформе.

+Почему же социологи отмечают именно эти характеристики при определении понятия «социальная группа»? Прежде всего, потому, что поведение социальных общностей, обладающих тремя вышеперечисленными качествами, подчиняется определенным общим закономерностям, которые не присущи другим типам общностей, и которые действуют независимо от специфики той или иной группы. Иными словами, преступная группировка и группа ученых, составляющих научную школу, футбольная команда и компания детей, строящих снежную крепость, как правило, принимают примерно одинаковые решения в сходных ситуациях, и в каждой из этих групп происходят сходные процессы.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Теизм
  2. Специфика человеческого бытия
  3. Философия древнего Китая
  4. Труд как исходный пункт анализа взаимодействия природы и общества
  5. Диалектика раба и господина г. В. Ф. Гегеля
  6. Проблема единства мира в истории философии — Проблема единства мира: история и современность
  7. Блаженный Августин: является ли бог ответственным за зло?
  8. Принцип верификации и проблема демаркации
  9. Теория общественно-экономических формаций К. Маркса
  10. Сократ: поиски достоверного знания