Для связи в whatsapp +905441085890

Взаимоотношения души и тела; этические выводы — Проблема взаимосвязи души и тела

Проблема взаимоотношений души и тела — одна из самых древних в изучении проблемы человека в целом. Обычно подчеркивается, что связь души и тела сильна и сложна; с другой стороны, эта связь может быть обоснована как соотношение материального и идеального.

Ум — это отражение тела, и каждое отражение относится к своему телу.

Дух создан равным и одновременным с телом. Содержанием здесь является единство души и тела. Это означает, что человек состоит из двух сущностей, то есть одна половина его существа — это тело, а другая — душа.

Сущность человека находится в его душе, а воля, мышление, различные чувства связаны с его абстрактным разумом. В целом, проблема соотношения разума и тела была постоянным предметом исследования на протяжении всей истории человеческого сознания.

И западные, и восточные философы согласны с тем, что в представлении человека разум — это нечто, связанное с жизнью, смертью, снами и т.д. На протяжении веков исследователи стремились постичь тайны души, чтобы выявить особенности взаимодействия между разумом и телом.

Наиболее значимыми в этом отношении являются исследования Аристотеля, Платона, Декарта, Спинозы и др. Еще в IV-V веке до н.э. считалось, что материя и объект являются сущностью бытия. Даже тогда мнения исследователей разделились.

Одни философы признавали материю, предметность мира, реально существующей, другие, включая перипатетиков, признавали реальным все, что связано с сознанием.

В древнегреческой философии наиболее влиятельными были взгляды Платона и Аристотеля. В своем знаменитом труде «О душе».

Аристотель в самом начале выражает мысль о важности изучения души в целом, подчеркивая, что правильно мыслить о душе — очень трудное дело. Со свойственной ему скрупулезностью Аристотель ставит перед собой задачу сначала определить, к какому виду [бытия] принадлежит душа и что она собой представляет, состоит ли душа из частей и все ли души однородны.

Аристотель отмечает, что [изучение] состояний души также сопряжено с трудностями: Все ли они относятся к тому, чем она обладает, или среди них есть что-то, присущее только самой душе?

В учении Аристотеля о душе и теле есть множество идей, связанных с понятийной системой его метафизики — сущность, форма, возможность, сущность бытия, энтелехия. Состояния души связаны с телом, но отношения между душой и телом, их связь друг с другом — это то, что Аристотель не смог полностью прояснить; эта проблема беспокоила и продолжает беспокоить многие поколения исследователей в последующие эпохи. Обо всех философах, отмечает Аристотель, можно сказать, что они определяли душу по трем [признакам]: Движение, ощущение, нетелесность.

Каждый из этих [атрибутов] возводится к началу. Размышляя над этими качествами, он приходит к выводу, что душа является как бы началом живых существ. Состояния души неотделимы от природной материи живых существ, так же как мужество и страх неотделимы от тела, но не в том же смысле, в каком линия и плоскость неотделимы от тел.

Главной попыткой Аристотеля в его работах было убедить своих читателей в реальности души, предложив в качестве доказательства следующие утверждения: Душа есть сущность бытия и форма (логос) природного тела, которое имеет в себе начало движения и покоя. Аристотель определял душу как «первую энтелехию органического тела», то есть жизненное начало тела, которое движет его и строит его как свой инструмент.

Душа характеризуется вегетативной способностью, способностью чувствовать, способностью мыслить и способностью двигаться. Согласно Аристотелю, всякий вид предполагает возможность изменения, цель, к которой направлено изменение, и энтелехию как сущность этой цели, лежащую в вещи.

Взаимоотношения души и тела; этические выводы - Проблема взаимосвязи души и тела

Проблема взаимосвязи души и тела

Аристотель не предоставил конкретных доказательств существования души. В то же время из его отдельных идей ясно видно, что он четко признавал существование души.

Взгляды Аристотеля на происхождение души можно разделить на три периода:

1. Период близости его взглядов к взглядам Платона.

2. период, когда он отошел от этого взгляда и сформировал академическое представление о душе.

Предполагая своеобразную структуру и природу души, он пытался объяснить особенности отношений между душой и телом.

3. Наконец, в последний период, когда Аристотель сформировал свои взгляды на душу, он прояснил проблему того, как душа входит в тело и в чем заключается ее единство, ее неделимость.

Известно, что Аристотель занялся проблемой взаимоотношения души и тела, когда был уже зрелым исследователем. Основываясь на собственных наблюдениях и выводах, он разработал ряд оригинальных идей о взаимосвязи души и тела. Он подчеркивал, что «только естественное, а не искусственное тело может иметь душу». Душа — это жизнь, данная естественному телу.

Жизнь питается, развивается, в конце концов прекращается. «Естественное тело должно обладать возможностью жизни. Реализацией (энтелехией) этой возможности будет душа, душа должна быть существом в смысле формы природного тела, обладающего жизнью в возможности. Бытие есть энтелехия: следовательно, душа есть энтелехия такого тела». Жизнь — это то, что составляет естественное тело.

Материя обладает энергией, является зеркалом совершенства. Слово «совершенный» также имеет два значения: Каждая вещь движется к совершенству, то есть обладает изначальным стремлением к совершенству; например, язык выражает совершенство человека, то есть, проще говоря, совершенство — это качество человека, которым он овладел, но еще не попробовал; с другой стороны, каждый человек может прибегнуть к науке, чтобы постичь совершенство.

Для души живое тело является первым совершенством. Использование энергии и силы души — это второе совершенство.

Понятие совершенства души или тела — это когда материальные или духовные потребности человека удовлетворены. Удовлетворение материальных потребностей реализует жизненные возможности. Таким образом, душа входит в тело только после достижения определенной стадии развития; душа не содержится в теле до тех пор, пока не будет завершено формирование естественного, жизнеспособного тела.

Душа — это партнер жизни. Согласно Аристотелю, его наличие свидетельствует о полноте тела, о возможности жизни. Бертран Рассел в своей «Истории философии» также затрагивает проблему соотношения души и тела, поднятую Аристотелем. В случае с душой животного следует провести различие между рациональной и иррациональной частями. Жизнь, существование следует рассматривать как рациональную часть души, которая, в свою очередь, порождена Богом.

Аристотель говорил, что «жизнь, несомненно, содержится в нем, ибо деятельность ума есть znesti vi». То, что дает жизнь растениям и всему живому, есть душа: — растительная душа — это первая и самая общая способность души, дело которой — размножение и питание, а размножение — это минимальное участие в Божественном; — поскольку без растительной способности не может быть способности чувствовать, животные обладают не только животной, но и растительной душой. Это две низшие, «физические» души.

Второй находится выше первого и включает его в себя. Где есть душа животного, там есть и душа растения, но не наоборот. Так, в учении Аристотеля о душе и теле есть много идей, связанных с понятийной системой его метафизики — сущность, форма, возможность, сущность бытия, энтелехия.

Состояния души связаны с телом, но связь души и тела, их отношение друг к другу — это то, что Аристотель не смог раскрыть до конца; в последующие века эта проблема беспокоила и продолжает беспокоить многие поколения исследователей.

Рассмотрим далее взгляды Декарта (1596-1650), который в своих изложениях человеческой души в некоторой степени следовал идеям Ибн Сины.

Декарт о взаимоотношениях души и тела

Декарт подчеркивал, что чувства человека могут обманывать его в состоянии бодрствования; в результате человек не может быть уверен в правильности опыта, начинает сомневаться и в итоге ко всему подходит с сомнением. В то же время он единственный, кто не сомневается в существовании своей души, потому что душа, или сознание, является вместилищем сомнений. Люди, воспринимающие явления и события окружающего мира, начинают понимать, что в подавляющем большинстве случаев их психологическое состояние должно объясняться чувствами.

Человек несет в себе все свойства и проявления природной материи, то есть ее четырехмерность.

Мы можем объяснить сущность каждой вещи, кроме сущности Бога, потому что здесь она ни на чем не основана, жизнь всего живого зависит от Его воли. Для того чтобы понять сущность вещей, необходимо сначала изучить их существование, то есть проявления этих сущностей.

В своих философских изысканиях Декарт исходит из попытки раскрыть три фундаментальные истины, то есть сущность Бога, души и тела. Их проявления своеобразны.

Сущность Бога абсолютна, проявления совершенны и ничем не ограничены, в то время как проявления души имеют определенные ограничения. Декарт считал, что душа человека существует отдельно от тела, и дал следующую классификацию свойств души: — душа существует в каждом состоянии тела; — сущность души состоит в ее способности мыслить.

А теперь, друзья, — продолжал Сократ, — было бы правильно подумать об этом. Если душа бессмертна, она требует заботы не только в настоящее время, которое мы называем нашей жизнью, но и на все времена; и если человек не заботится о своей душе, то отныне он будет считать ее страшной опасностью.

Если бы смерть была концом всего, это было бы счастливым открытием для плохих людей: погибнув, они избавились бы от своих тел, а вместе с душой — от собственной испорченности. Но на самом деле, как только установлено, что душа бессмертна, вероятно, нет другой защиты и другого спасения от катастрофы, кроме единственного: стать как можно лучше и разумнее. Поскольку душа не берет с собой в Аид ничего, кроме своего воспитания и образа жизни, то, по их простому выражению, она либо приносит неоценимую пользу умершему человеку, либо наносит непоправимый вред с самого начала своего путешествия в загробный мир.

История рассказывается следующим образом. Когда человек умирает, его гений, который выпал ему при жизни, ведет умершего в особое место, где, пройдя испытание, все они должны собраться, чтобы отправиться в Аид с этим проводником, который должен провести их отсюда туда.

Получив там судьбу, какой она должна быть, и пробыв некоторое время, как положено, они возвращаются сюда под руководством другого лидера, и так повторяется снова и снова через большие промежутки времени. Но их путь, конечно, не таков, каким его описывает Эсхил.

Он говорит, что путь в Аид легок, но мне кажется, что он не легок и не единственный: ведь тогда не было бы нужды в проводниках, потому что никто не мог бы сбиться с пути, если бы он был единственным, этот путь. Нет, кажется, что у него много развилок и перекрестков: Я сужу по священным обрядам и обычаям, соблюдаемым здесь, у нас.

Когда душа умеренна и разумна, она послушно следует за проводником, и то, что ее окружает, ей знакомо. Но душа, страстно привязанная к телу, как я уже говорил, долгое время витает возле него — возле видимого места, долгое время упорствует и много страдает, пока наконец гений, насильно привязанный к ней, не уведет ее.

Но другие души, когда она присоединяется к ним, все отворачиваются и бегут от нее, не желая быть ее спутниками или проводниками, когда она оказывается нечистой, оскверненной несправедливым убийством или любым другим деянием, совершенным подобными ей душами. И он скитается в одиночестве в каждой необходимости и принуждении, пока не исполнится время, в конце которого он, по необходимости, будет приведен в свое жилище.

Что касается душ, проживших жизнь в чистоте и воздержании, то они находят среди богов и спутников, и проводников, и каждая из них устанавливается в подходящем для нее месте. И на земле, я убежден, есть много прекрасных мест, и это совсем не то, что думают те, кто привык думать о ее величии и свойствах.

Этические выводы

Этика — это философская дисциплина, которая занимается изучением феноменов морали и нравственности.
В повседневной речи слова «мораль» и «этика» часто используются как синонимы, что не совсем корректно в их употреблении.

Мораль — это совокупность различных норм, регулирующих различные аспекты человеческой жизни, исторически сложившихся и присутствующих в сознании людей.

Мораль — древнейший регулятор общественных отношений. Основная идея морали заключается в том, что человек не действует произвольно и эгоистично, а учитывает интересы и потребности других людей.

Мораль была объектом интереса философов с древнейших времен. Первыми философами, поднявшими вопросы морали, были софисты. Они заняли крайне релятивистскую (относительную) позицию.
Мораль возникла очень давно. Существует несколько объяснений происхождения морали:

Религиозный — источник морали в божественном происхождении.

Натуралистический — в биологической природе человека.

Рационалист — мораль является результатом рационального соглашения между всеми здравомыслящими людьми.

Мораль — не единственный регулятор социальной жизни. С моралью связана система права, которая также решает задачу регулирования общественных отношений, но делает это по-другому. В отличие от закона, моральные нормы неформальны, а моральные санкции неформальны, в отличие от юридических санкций.

Если бы со смертью тела умирала и душа, то плохим людям нечего было бы бояться. Но поскольку душа остается после смерти тела, она несет на себе язвы всех преступлений, совершенных ею при жизни тела.

Праведные души спокойно занимают свое место в Аиде. Злые души сопротивляются, боятся, насильно влекутся соответствующим гением (демоном) и испытывают всевозможные страдания и наказания в Аиде, пока «по необходимости» не будут перенесены в свою обитель.

4-й Образ земли: будучи шаром, она покоится в равновесии в середине мира под единым небом; будучи очень большой, мы знаем лишь малую ее часть от Фазиса до Геркулесовых столбов, живем лишь в одном из ее многочисленных углублений, как на дне моря, и не можем выйти за пределы окружающего нас воздух.

Напротив, наша земля — это «истинная» земля под небом, в чистом эфире, образующая сама с собой многоцветный додекагональный многогранник. Перечислено множество ярких и красивых цветов. На этой земле есть прекрасная растительность, камни и горы, подобные нашим драгоценностям, масса золота и серебра, люди, которые никогда не болеют, храмы, в которых обитают сами боги, священные рощи, всеобщее блаженство.

Возвращаясь к представлению нашей Земли, Платон дает ее подробную мифологическую геологию, географию и метеорологию, включая описание подземного мира с его реками и озерами, а также места наказания, очищения, награды и блаженства людей в соответствии с характером их прежней земной жизни и в связи с назначением им по законам судьбы нового поселения душ.

Жизнь как ценность. Антропоцентризм и биоцентризм

Термин «биоэтика» был введен американским биохимиком и онкологом Поттером на рубеже 1960-х и 1970-х годов.
По мнению Поттера, в современной науке существуют противоречия между успехами биологических знаний и исследований и гуманитарным пониманием результатов этих исследований и их возможным воплощением в технологии.

Другими словами: Не все, что технологически возможно, морально оправдано. Существует потребность в гуманитарной экспертизе достижений в области биологии и медицины.

Биоэтика часто определяется как нормативная дисциплина, которая занимается гуманистической оценкой биомедицинских технологий. Существуют и другие определения биоэтики. Биоэтика определяется как прикладная философия, ценностью которой является жизнь.
Биоэтика следует многовековой традиции медицинской этики. Традиция медицинской этики основана на идеях, заложенных Гиппократом.

Этика Гиппократа является примером профессиональной (деловой) этики, стандарты которой обязательны для членов профессии. Клятва Гиппократа регулирует отношения между врачами. Кроме того, клятва Гиппократа касается отношений между врачом и пациентом, которые оформлены как патерналистские (отцовские) отношения.

До двадцатого века идеи, заложенные Гиппократом, были основой европейской медицинской этики. В двадцатом веке, на фоне политических и социокультурных изменений, произошло изменение в восприятии ролей врача и пациента.

Центральное место в современной медицинской этике занимает идея автономии пациента, который имеет права в области здравоохранения.

В биоэтике высшей ценностью является жизнь, но поскольку жизнь существует во многих формах, вопрос о ценности жизни должен быть прояснен. Можно говорить о ценности жизни человеческого вида в целом и можно говорить о ценности других форм жизни.

Философской и одновременно политической проблемой является проблема соотношения ценности индивидуальной жизни и интересов социальной группы и общества в целом.

В биоэтике возникло новое понимание ценности различных форм жизни. С древнейших времен для европейской культуры характерен антропоцентризм, то есть взгляд на уникальность человека по сравнению с другими живыми существами. В основе этих идей лежат взгляды Аристотеля, который предложил иерархическую модель существования природы.

Антропоцентризм подразумевает, что разумное человеческое существо имеет право распоряжаться любой формой жизни по своему усмотрению. Антропоцентризм оставался основой европейского мировоззрения вплоть до двадцатого века.

В двадцатом веке на смену антропоцентризму пришел биоцентризм. Биоцентрическое мировоззрение подчеркивает ценность жизни всех биологических видов. Одним из ярких представителей нового типа мировоззрения является А. Швейцер, разработавший этику «благоговения перед жизнью».

По словам Швейцера, все живые существа имеют ценность. Добро — это то, что способствует жизни во всех ее проявлениях, а зло — то, что препятствует ей. Человек, как разумное существо, несет ответственность за сохранение и благополучие всех форм жизни.

Биоцентризм стал основой современных экологических движений, которые стремятся защитить дикую природу от антропогенного воздействия.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологические особенности поддержания профессионального здоровья преподавателей начальной школы
  2. Коллективное бессознательное юнга
  3. Практические рекомендации для детей и родителей по проблеме детской тревожности
  4. Эмоциональная неустойчивость как свойство личности
  5. Возникновение и развитие сознания
  6. Феномен межличностного влияния и противостояния влиянию
  7. Первый петербургский кадетский корпус
  8. Эксперимент как метод изучения психической сферы учащегося
  9. Суггестивная психотерапия
  10. Психология детей младшего школьного возраста