Для связи в whatsapp +905441085890

Взаимосвязь экстраверсии-интроверсии и уровня эмпатии — Исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма

История формирования концепции эмпатии
В современной психологии любое проявление эмоциональной активности ребенка, которое по сути является сопереживанием, сочувствием, внутренней поддержкой, рассматривается в границах единой проблемы эмпатии.

Эмпатия обычно трактуется либо как способность человека понимать мир опыта другого, либо как способность участвовать в эмоциональной жизни другого. Обычно в качестве объекта эмпатии рассматривается другой человек, но в некоторых исследованиях объектом эмпатии является нейтральный объект, природа или образ искусства, который антропоморфизируется наблюдателем в процессе восприятия. Эмпатию относят как к чисто рефлексивным (сознательным) процессам понимания, так и к явлениям чувственного познания, а иногда в эмпатии находят свидетельства и того, и другого.

История эмпатии восходит к этическому понятию симпатии (А. Смит, Спенсер, Шопенгауэр) и понятию сопереживания (Фишер, Лотце, Липпс).

Понятие симпатии существовало в древнегреческой философии и трактовалось стоиками как духовная, объективная общность всего сущего, в силу которой люди симпатизируют друг другу. В этических системах Смита (1895), Спенсера (1876), Шопенгауэра (1896) симпатия понимается как естественное свойство человеческой души сочувствовать, сострадать другому человеку, которое регулирует взаимоотношения между людьми как основа совести, справедливости и альтруизма.

Наиболее полно и последовательно теория симпатии была разработана Шелером (1926). Для него симпатия — это не просто соучастие в эмоциональной жизни другого, разделение его чувств. Это интенциональный акт, направленный на реализацию личности другого как высшей ценности. В акте сочувствия реализуются человеческие возможности на любом уровне — органическом или духовном. В соответствии со стадиями соучастия Шелер разработал классификацию симпатии от низшей (подражание, сопереживание) до высшей, до космического чувства.

Помимо теории симпатии, проблема эмпатии в эстетике и психологии во многом связана с теорией Липпса (1907), согласно которой эмпатия — это особый вид познания сущности объекта или предмета. Человек осознает себя и свои переживания через содержание объекта или предмета и проецирует в него свое собственное «я». Бесчувственность — это присвоение воспринимаемого объекта: в процессе восприятия, путем проекции, человек постигает общность между собой и объектом, в результате чего объект возникает «из себя», «называет себя в силу этой активности».

Проникновение в другого человека основано на желании обнаружить в нем свой собственный опыт. Наблюдая за выражением лица другого человека, субъект инстинктивно имитирует его; имитация выражения лица вызывает соответствующее чувство, уже знакомое субъекту. Возникает «ощущение воздействия». Таким образом, каждый акт познания (включая объекты природы, искусства) сводится к самопознанию через объективацию себя.

И Липпс, и сочувствующие показали, что и эмпатия, и сочувствие направлены на восприятие внутреннего мира другого, предполагая наличие собственного опыта, который по-разному достигается в процессе эмпатии и сочувствия путем соотнесения этого опыта с воспринимаемым эмоциональным состоянием другого.

Термин «эмпатия» был введен в психологию Титчером в 1903 году для обозначения процесса сопереживания (1909). В то время как сочувствие означает участие в переживаниях другого (syn + pathos — «чувствовать вместе»), эмпатия подразумевает сосредоточенность на внутреннем мире другого (en + pathos — «чувствовать вместе»).

Современные исследователи рассматривают эмпатию и как эмоциональное явление, и как процесс понимания, и как сопереживание другому, его мыслям и переживаниям.

Большая часть психологов, изучающих эмпатию в лабораторных экспериментах, понимают эмпатию как эмоциональный отклик на переживания другого, разделение чувств другого на любом аффективном уровне, способность разделять и облегчать переживания других.

Взаимосвязь экстраверсии-интроверсии и уровня эмпатии - Исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма

Исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма

Английский исследователь Г. Айзенк является автором двухфакторной модели личности. Его исследования личности хорошо согласуются с исследованиями темперамента в российской психологии. Предлагаемый опросник является широко используемым инструментом для диагностики черт личности-темперамента.

G. Айзенк использовал экстраверсию — интроверсию и нейротизм как основные черты личности. В общем смысле экстраверсия — это ориентация человека на других людей и события, интроверсия — ориентация на свой внутренний мир, а нейротизм — понятие, синонимичное тревожности, и проявляется как эмоциональная раздражительность и депрессия.

Айзенку и его последователям удалось найти различия между экстравертами и интровертами по более чем пятидесяти физиологическим показателям. Айзенк считал, что эти черты, составляющие основную структуру личности, являются генетическими.

Например, по сравнению с интровертом, экстраверт обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, и поэтому не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и так далее. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, отсутствие самоконтроля, хорошая приспособляемость к окружающей среде и открытость чувствам. Он общителен, весел, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, самодостаточен, ищет развлечений, любит рисковать, остроумен и не всегда вежлив.

У интроверта преобладают следующие поведенческие черты: он часто погружен в себя, испытывает трудности в общении с людьми и адаптации к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия обдуманны и рациональны. Круг его друзей невелик. Интроверт ценит этические нормы, любит планировать будущее, обдумывает, что и как он/она будет делать, не поддается сиюминутным побуждениям и пессимистичен. Интроверт не любит волнений, привержен хорошо отработанному порядку жизни. Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.

На одном полюсе невротизма (высокие баллы) находятся так называемые невротики, которым свойственна неустойчивость, неуравновешенность нервных и мыслительных процессов, эмоциональная неустойчивость, а также неустойчивость вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, им свойственны переменчивое настроение, чувствительность, а также беспокойство, недоверчивость, инертность, нерешительность.

Другой полюс невротизма (низкие значения) — это эмоционально стабильные люди, которым свойственны самообладание, уравновешенность, уверенность и решительность.

Феномен эмпатии в современной психологии

Эмпатический процесс так или иначе проявляется во всех интерпретациях как реакция субъекта на чувства и переживания другого. Но каким бы универсальным ни казалось это понятие, объединяющее определенные эмоциональные состояния личности, некоторые зарубежные авторы разделяют эмпатию и симпатию как разные типы эмоционального реагирования: слияние с объектом, отождествление собственных чувств с его переживаниями или соучастие с переживаниями другого при сохранении самостоятельных чувств субъекта.

В современной отечественной психологии эмпатия рассматривается по следующим направлениям: Определение качественного характера эмпатии (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Р.Б. Карамуратова, М.М. Муканов, Н.Н. Обозов, А.Б. Орлов, Н.И. Сарджвеладзе и др.); изучение связи структурных характеристик эмпатии с различными психическими процессами и психологическими особенностями личности (А.А. Бодалев, Л.П. Выговская, О.В. Дашкевич, С.А. Ершов, Г.Ф. Михальченко, В.А. Микаелян, А.А. Рояк, Л.П. Стрелкова, О.П. Санникова, И.М. Юсупов и др. ); исследование процессуальной природы эмпатии (В.С. Агеев, С.Б. Борисенко, А.Г. Ковалев, М.И. Пашукова, Л.П. Стрелкова и др.)

Отечественные психологи трактуют содержание понятия эмпатии неоднозначно, определяя ее то как способность, то как процесс, то как состояние, связывая с различными психическими процессами и психологическими особенностями личности. В этом контексте эмпатия рассматривается в работах многих исследователей под терминами социальной чувствительности, доброжелательности, чуткости, эмоциональной идентификации, гуманных отношений, сопереживания, сочувствия.

С.Л. Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, эмоционально опосредованное отношение к другим людям. Он противопоставил феномен «расширенного эгоизма» истинно эмпатическим отношениям.

Д.Б. Эльконин считал, что способность человека эмоционально реагировать на переживания другого является одним из условий развития социальной децентрации. В связи с этим Д.Б. Эльконин отмечал влияние эмпатии на формирование когнитивной и эмоциональной децентрации ребенка в процессе преодоления «когнитивного эгоцентризма».

П.М. Якобсон выделяет два способа проявления чувств: Первый основан на эмпатии и зависит от способности человека «войти в иллюзорную, воображаемую ситуацию»; второй основан на реальных ситуациях, «имеющих жизненную основу».

Т.П. Гаврилова выделяет два типа эмпатических переживаний (сопереживание и сочувствие) и отмечает, что в случае сопереживания проявляются эгоистические тенденции, а в случае сочувствия — альтруистические.

Более того, Т.П. Гаврилова считает эмпатию более простой формой сопереживания, а симпатию — более сложной. Проведя ряд экспериментов с помощью методики проективного типа, она обнаружила, что эмпатия характерна для младшего школьного возраста, а сопереживание — для подросткового.

Критикуя позиции Т.П. Гавриловой, А.В. Запорожец, А.З. Неверович и ряд других сотрудников Института дошкольного воспитания АПН ССР выступили с собственными высказываниями об особенностях развития процесса эмпатии. Они пришли к такому выводу на основе анализа данных, полученных во время восприятия вымышленного произведения детьми дошкольного возраста, когда испытуемые были поставлены в определенные условия, требующие от них перехода от переживания к проявлению сочувствия и даже помощи.

Как показали результаты этих экспериментов, условия не всегда стимулировали испытуемых проявлять эмпатию к сказочным персонажам, а не просто помогать им. Было замечено, что даже когда эмпатия была очень сильной, дети не проявляли желания сочувствовать тому или иному персонажу.

Они вызывали симпатию к одному персонажу, которая выражалась более или менее четко у разных детей. Однако многие испытуемые, даже проявляя явную симпатию к героям сказки, не оказывали никакой помощи тем, кому они симпатизировали: вероятно, импульс помочь был настолько слаб, что не материализовался в помощь.

Типы и функции эмпатии

В целом, эмпатия — это социально-психологическое свойство личности. Она представляет собой набор социально-психологических способностей личности, через которые это свойство проявляется как у объекта, так и у субъекта эмпатии. К числу таких способностей относятся:

  • Способность эмоционально реагировать на переживания другого человека,
  • способность распознавать эмоциональное состояние другого человека и мысленно помещать себя в мысли, чувства и действия другого человека
  • Способность использовать такие формы взаимодействия, которые облегчают страдания другого человека.

Существуют различные критерии для определения типов и форм эмпатии. Примерами таких критериев являются:

1) Модальность ведущего компонента в структуре эмпатии. Согласно этому критерию, различают эмоциональную, когнитивную и поведенческую эмпатию. К. Роджерс Труакс определил обязательный коммуникативный компонент эмпатии как способность передавать партнеру понимание его переживаний или внутренней ситуации. Киф и Барретт-Леннард включили в свои модели эмпатии фазу выражения, передачи понимания доступным языком, вербальным или невербальным.

2) Генезис эмпатии (на основе этого критерия выделяют глобальную, эгоцентрическую и просоциальную эмпатию);

3) Критерий эмпатийной диспозиции (личностная и ситуативная эмпатия);

4) критерий стадии развития эмпатии (элементарно-рефлексивная и личностная формы эмпатии).

Пример использования первого основания для выделения типов эмпатии содержится в работе А. П. Сопикова. По его словам, существует три типа эмпатии:

1) эмоциональные, когда эмоциональность доминирует в моделировании субъектом объекта эмпатии;

2) когнитивный, когда в процессе моделирования субъекта эмпатии доминирует неформальность;

3) поведенческий, когда в процессе моделирования субъектом эмпатии доминирует волевой аспект, который выражается в понуждении субъекта эмпатии сделать что-либо и, в свою очередь, в ожидании от него ответной эмпатии.

V. В. Бойко, в свою очередь, выделяет следующие стадии эмпатии по критерию модальности ведущего компонента эмпатии.

1) рациональная эмпатия, которая осуществляется путем сопереживания, внимания к другому интенсивной аналитической обработки информации о нем;

2) эмоциональная эмпатия, реализуемая посредством эмоционального опыта (переживаний, чувств) в процессе отражения состояний другого;

3) Интуитивная эмпатия, включающая интуицию как средство осмысления другого, позволяющее обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне.

Существует еще один критерий для определения форм эмпатии, а именно направление эмпатических переживаний. Этот показатель эмпатии связан с общей направленностью личности и ее ценностными ориентациями. Согласно этому критерию, эмпатия делится на сочувствие и сопереживание. Первая, по мнению Т.П. Гавриловой, основана в большей степени на прошлом опыте и связана с потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами. Вторая основана на понимании неблагополучия другого человека и связана с его потребностями и интересами. Поэтому эмпатия более импульсивна, более интенсивна, чем симпатия.

Кроме того, Л.П. Калининский и др. считают, что при разграничении эмпатических реакций точнее было бы говорить не столько о критерии разнонаправленных потребностей, сколько о степени эмоциональной вовлеченности Я во время такой реакции. Они считают, что эмпатия — это скорее индивидуальная черта, поскольку она связана с такой типологической особенностью, как слабость нервной системы, в то время как сопереживание — это черта личности, сформированная в условиях социального обучения.

Т. П. Гаврилова установила, что эмпатия, как более непосредственная концентрированная форма сопереживания, более характерна для младших школьников, а симпатия, как более сложная, опосредованная моральными знаниями, — для подростков. Сочувствие выражается чаще, чем сопереживание.

Особенности эмпатии у студентов

Наличие у человека потребности в общении делает общение и связанное с ним отношение к людям одной из ведущих человеческих ценностей. При этом, чем ниже уровень группы в социальной иерархии, тем большее присутствие ценностей духовных отношений.

Несмотря на то, что в последние годы у россиян усилились прагматические ценности, наблюдается тенденция повышения значимости таких альтруистических ценностей, как терпимость, чуткость, счастье других.

Эмпатия присутствует во всех видах межличностного общения. Это основная социально-психологическая среда, в которой возникает, развивается и проявляется эмпатия. Связь между общением и эмпатией может быть установлена с точки зрения функций, которые эмпатия, как черта личности, выполняет в общении. Можно провести размышления о функциях эмпатии в общении в студенческой группе:

  1. во-первых, опираясь на понимание трехсторонней структуры общения.
  2. во-вторых, называя участников коммуникации субъектом и объектом эмпатии.

Психологические исследования традиционно занимались анализом роли эмпатии в социально-перцептивной стороне общения. Они указывают, что эмпатия у студентов способствует более эффективному познанию людей между собой, и особенно их эмоциональных состояний и переживаний. Эмпатия у студентов снижает эффект предвзятости в восприятии другого, возникающий в результате атрибутивных процессов, и сопровождает формирование более точного первого впечатления.

Роль эмпатии в организации коммуникативной стороны общения в студенческой группе заключается в обеспечении специфического, основанного на эмпатии способа сбора, обработки и подтверждения информации. Эмпатия влияет на сбор и анализ информации двумя способами:

  1. мотивирование людей к сбору информации с целью повышения их собственной вовлеченности в процесс коммуникации;
  2. в качестве обратной связи по уже собранной информации.

В интерактивной стороне общения эмпатия выступает в качестве регулятора взаимодействия, позволяя оценивать и прогнозировать наиболее подходящие варианты поведения в соответствии с эмоциональным состоянием участников.

Эмпатия у студентов также выполняет функцию корректировки выбранных форм взаимодействия на основе эмпатической обратной связи. Корректировка производится в направлении наиболее комфортного и наименее дистрессогенного поведения.

Функции эмпатии в жизни студентов следующие:

1) эмпатия, исходящая от эмпатичного субъекта, увеличивает его убеждающую силу;
2) помогает преодолеть психологические защитные механизмы другого;
3) расширяет понимание жизни других людей;
4) обогащает собственный эмоциональный опыт;
5) развивает личность и ее систему ценностей;
6) выполняет защитную функцию, когда воспринимаемый опыт угрожает психологическому равновесию индивида.

Эмпатия, как ее воспринимает объект эмпатии, несет в себе функцию валидизации его личности, выражающуюся в признании, принятии и одобрении уникальности и самоценности его «я». Сочувствие дает возможность раскрыть личность студента и получить поддержку.

Многие исследователи, независимо от того, какой теоретической модели они придерживаются для объяснения насилия и агрессии, указывают на низкий уровень эмпатии как на одну из причин агрессии. Группа американских психологов, основываясь на результатах серии экспериментов, пришла к выводу, что наличие способности к когнитивной эмпатии, под которой они подразумевали способность человека оценивать перспективу происходящего с другим человеком и ориентироваться на эту перспективу, отрицательно коррелирует с выбором стратегий конфликтного взаимодействия и такими чертами личности, как агрессивность.

Способность ориентироваться на перспективу положительно коррелирует со склонностью субъекта к конструктивному разрешению конфликтных ситуаций. В ситуации с очень высокой или очень низкой вероятностью агрессии, способность индивида воспринимать перспективу может не предотвратить или подавить его собственные агрессивные действия. Только когда степень вероятности деструктивных действий близка к некоторым средним значениям, когнитивная эмпатия может действовать как механизм торможения агрессии.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологическая готовность женщин к материнству
  2. Взаимосвязь мышления и речи
  3. Конфликтное поведение супругов с разным уровнем удовлетворенности брачными отношениями
  4. Взаимодействие с тревожными детьми — Особенности поведения тревожных детей
  5. Профессиональный и карьерный рост педагога
  6. Гештальт-группы
  7. Свойства темперамента
  8. Восприятие образа учителя разными возрастными группами учащихся
  9. Психологические особенности девиантного поведения
  10. Особенности интеллектуального развития подростков по Ж. Пиаже — Развитие формального мышления в отрочестве