Для связи в whatsapp +905441085890

Взаимосвязь креативности и стрессоустойчивости личности в профессиональной деятельности — Изучение творческого мышления в психологии

Стресс — это не то, что происходит с вами,
Это то, как вы его воспринимаете.

Ганс Селье

Прежде чем говорить о стрессоустойчивости, необходимо понять, что вообще представляет собой понятие стресса.

Прежде всего, этот термин связан с именем канадского физиолога Ганса Селье, который впервые предложил теорию стресса. Под названием «общий адаптационный синдром» канадский ученый описал физиологический стресс, долгое время избегал употребления самого термина, и только в 1946 году начал использовать его систематически.

Согласно теории Ганса Селье, все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего равновесия в функционировании своих систем, которое поддерживается процессами гомеостаза. Сильные внешние раздражители (стрессоры) нарушают внутреннее равновесие, и организм отвечает неспецифическими физиологическими возбуждениями. «Стресс — это неспецифическая реакция организма на любой вызов, с которым он сталкивается. Другими словами, помимо специфического эффекта, все агенты, действующие на нас, вызывают также неспецифическую потребность в выполнении адаптивных функций и тем самым восстанавливают нормальное состояние. Эти функции не зависят от конкретного эффекта. Неспецифические требования, налагаемые эффектом как таковым, являются сущностью стресса».

Развитие стресса и адаптация к нему проходит в несколько этапов. Время прогрессирования и перехода на каждую стадию зависит от степени сопротивляемости организма, интенсивности и продолжительности воздействия стрессогенного фактора. G. Сели отмечает, что организм имеет ограниченные резервы адаптивной способности избегать и справляться со стрессом — их истощение может привести к болезни и смерти.

Он выделил три уровня стресса. Первая — это реакция на страх, которая проявляется в мобилизации всех ресурсов организма. За этим следует этап сопротивления, на котором организму (благодаря предыдущей мобилизации) удается успешно справляться с внешними воздействиями. В этот период наблюдается повышенная устойчивость к стрессу. Если последствия вредных факторов в течение длительного времени не могут быть устранены и преодолены, то наступает третий этап — истощение. Приспосабливаемость организма уменьшается. На этой стадии он менее устойчив к новым «повреждениям», риск заболевания возрастает.

Первоначально G. Селье рассматривал стресс исключительно как деструктивное, негативное явление, позже он писал: «Стресс — это неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование. С точки зрения реакции на стресс, не имеет значения, является ли ситуация, с которой мы сталкиваемся, приятной или неприятной. Главное — это интенсивность потребности в перенастройке или адаптации». Это побуждает Ганса Селье ввести дополнительные понятия. Таким образом, «позитивный стресс» он называет эустрессом, а «негативный стресс» — дистрессом.

Ганс Селье отмечает, что «стресс — это не просто нервное напряжение… а также «стресс не всегда является результатом вреда. Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Беда всегда неприятна». Следует подчеркнуть, что Ганс Селье рассматривал стресс с позиции физиологической реакции на физические, химические и органические факторы.

Стоит отметить, что Г. Селье, занимающийся вопросами физиологического стресса, отмечает, что слово «стресс», так же как и «успех», «неудача» и «счастье», имеет разное значение для разных людей. Поэтому очень трудно дать ему определение, хотя оно и вошло в наш повседневный язык…..

Тем не менее, он определяет стресс как неспецифическую реакцию организма на предъявленное ему требование, и эта реакция представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникших трудностей и адаптацию к возросшим требованиям.

Взаимосвязь креативности и стрессоустойчивости личности в профессиональной деятельности - Изучение творческого мышления в психологии

Изучение творческого мышления в психологии

В современном обществе, если у нас не будет людей, которые конструктивно реагируют даже на самые незначительные изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет цена, которую мы все заплатим за отсутствие креативности.

Карл Роджерс

Проблема творческого мышления волновала философов с древних времен. Сегодня интересна, например, идея Платона, которая в некотором смысле предвосхищает идею Z. Фрейда, изложенной в учении об Эросе. Платон считает, что божественное творчество, плодом которого является вселенная, — это момент божественного созерцания.

Подобным образом, человеческое творчество — это лишь момент в достижении более высокого состояния «ментального» созерцания, доступного человеку. Стремление к этому высшему состоянию, природа одержимости — это «эрос», который проявляется и как эротическая одержимость тела, желание рождения, и как эротическая одержимость души, желание художественного творчества, и, наконец, как одержимость ума — страстное стремление к чистому созерцанию прекрасного.

В психологической науке раздел «психология мышления» впервые выделили психологи Вюрцбургской школы, представителями которой являются О. Кюльпе, К. Марбе и Н. Ач. Они рассматривали мышление как внутреннюю деятельность по решению проблем.

Выделяя мышление как самостоятельную деятельность, Вюрцбургская школа фактически противопоставила его практической деятельности, мышлению, языку, чувственным образам и отделила его от них. В то же время она во многом дала тот набор вопросов, которые впоследствии стали основополагающими в психологии мышления: соотношение внешней и внутренней деятельности, мышления и языка, мышления и сенсорных образов, детерминация мышления и его избирательность, задача и средства ее решения. Вюрцбургская школа определяет мышление как процесс решения проблем.

Психоаналитический подход разработал свой собственный взгляд на изучение творческого мышления. В рамках этого подхода была предпринята первоначальная попытка выделить фактор, лежащий в основе мыслительной деятельности.

Уже упоминавшийся основатель психоанализа и сторонник энергетической теории человека З. Фрейд считал, что творческий продукт является результатом косвенного выражения сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя более прямым способом.

А. Адлер сместил акцент с сексуальной сферы на социальную и интерпретировал творчество как особый способ компенсации комплекса неполноценности.

К. К. Юнг рассматривал стремление к творчеству как часть базовой энергии либидо. В самом феномене творчества он видел проявление архетипов коллективного бессознательного через призму индивидуального опыта и восприятия творца.

Психоанализ впервые подчеркнул важность проблемы мотива и значение бессознательного в мышлении.

Стоит отметить, что в работах М. Вертхаймера, К. Дункера, В. Келера и других представителей гештальтпсихологии был разработан новый аспект мышления. Эта школа в основном занималась экспериментальным изучением восприятия, а затем некоторые выводы были применены к изучению мышления. Главным постулатом этой школы было утверждение, что целостная картина, гештальт, формируется не путем синтеза, а сразу как единое целое. Сам гештальт был задуман как функциональный, то есть как определенная структура, характеризующаяся функцией, в то время как мысль была задумана как деятельность последовательной перестройки, которая продолжается до тех пор, пока не будет найден гештальт (структура), необходимый для данной ситуации, что было названо «инсайтом» или «озарением».

Типы мышления

Гилфорд различал два типа мышления: конвергентное и дивергентное.

В рамках своей концепции Гилфорд рассматривал операцию расхождения, вместе с операциями трансформации и импликации, как основу креативности как общей творческой способности.

Он считал, что «креативность» мышления связана с доминированием в нем четырех характеристик:

  1. оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек практически везде и всегда старается найти собственное решение, отличное от других.
  2. семантическая гибкость, то есть способность увидеть объект с новой точки зрения, открыть его новое использование, расширить функциональное применение на практике.
  3. образная адаптивная гибкость, то есть способность изменять восприятие объекта, чтобы увидеть новые стороны объекта, скрытые от наблюдения.
  4. семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, особенно в той, которая не содержит опорных точек для этих идей.

Позже Гилфорд выделил 6 измерений креативности:

1.Способность обнаруживать и ставить проблемы;

2.Способность генерировать большое количество идей;

3.Гибкость — способность вырабатывать разнообразные идеи;

4.Оригинальность — способность реагировать на стимулы, которые не соответствуют стандарту;

5.Способность улучшать объект, добавляя детали;

6.способность решать проблемы — способность к синтезу и анализу.

Е.П. Торренс, вслед за Гилфордом, описал творчество в терминах мышления и понимал творческое мышление «как процесс восприятия трудностей, проблем, пробелов в информации, недостающих элементов, неправильного направления чего-то; выдвижения предположений и формулирования гипотез об этих недостатках; оценки и проверки этих предположений и гипотез; возможности пересмотреть и проверить их; и, наконец, обобщения результатов».

Он определил творчество как естественный процесс, возникающий из сильной человеческой потребности снять напряжение, возникающее в ситуации неопределенности или незавершенности.

С. Медник, напротив, подошел к пониманию творчества со стороны ассоциативного процесса, рассматривая творческий процесс как актуализацию отдаленных зон семантического пространства. В то же время он рассматривает творческое мышление как отклонение от стереотипов, как способность их преодолевать. Творчество рассматривается им как функция иерархии ассоциаций, образования новых семантических связей. Он говорил, что творчество основано на способности выходить за рамки стереотипных ассоциаций, работать с широким семантическим полем. В соответствии с этим С. Медник разработал Тест дистантных ассоциаций (RAT), который используется для диагностики вербальной креативности, она измеряется им как расстояние ассоциации от стереотипа.

Одним из крупнейших исследователей творческого мышления среди отечественных психологов является Ю.А. Пономарев. В своих работах Пономарев указывает на принципиальное различие между человеческим и машинным мышлением: «Машина может работать только с системами знаковых моделей и не способна работать с надстроечными/базисными моделями», т.е. с субъективными, вторичными моделями реальности. Согласно его концепции первичной и вторичной объектной и субъектной моделей реальности, которые представляют собой различные структурные уровни взаимодействия субъекта и объекта, для решения творческих задач необходимо сначала обладать «способностью действовать в уме» (СДУ), которая отсутствует у животных и определяется высоким уровнем развития внутреннего плана действий (ВПД). В качестве ментальной единицы творческого мышления Пономарев предлагает рассматривать различие уровней, доминирующих при постановке и решении задач.

Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма

Нервная система представляет собой разветвленную сложную сеть нервных клеток — нейронов и их отростков. Нейроны передают сигналы от органов чувств к мозговому центру и от мозгового центра к мышцам и другим системам организма. Передача возбуждения от одной клетки к другой осуществляется с помощью специальных веществ, называемых медиаторами.

Вегетативная нервная система регулирует работу внутренних органов обменных процессов, кровообращения, пищеварения, дыхания и выделения. Деятельность вегетативной нервной системы направлена на поддержание постоянства внутренней среды — гомеостаза. Стресс вызывается в первую очередь активацией симпатической нервной системы. Такая активация происходит рефлекторно при любом эмоциональном возбуждении, которое не обязательно должно быть негативным. Однако само по себе такое возбуждение не имеет патогенного эффекта, поскольку запасы медиаторов в нервных окончаниях быстро истощаются при длительном раздражении. Для возникновения стресса необходимо, чтобы активировался самый важный физиологический и биохимический компонент стресса — реакция «борьба или бегство».

Эта реакция включает рефлекторную активацию коры надпочечников и «вторичный» сильный выброс адреналина и норадреналина в кровь. Состояние, возникающее, когда уровень этих веществ в крови напоминает состояние возбуждения под воздействием внешних эмоциональных стимулов: Повышается артериальное давление, сосуды сужаются, пульс и дыхание учащаются, повышается уровень холестерина. Частое повторение таких реакций может привести к развитию высокого кровяного давления, язвы желудка и других повреждений внутренних органов.

Если стресс достаточно сильный и частый, в реакцию вовлекается и эндокринная система, что имеет еще более длительный эффект и может повлиять на внутренние органы. Повышенный выброс адреналина и норадреналина в кровь необходим для быстрого развития мышечной активности.

В наше время стресс обычно вообще не требует энергичной физической активности — он скорее подавляет активность, чем проявляет ее, и в результате страдают органы. Однако вредное воздействие стресса на этом не заканчивается. Начальный выброс истощает запасы гормонов в коре надпочечников: начинается их спешная «подготовка», и через некоторое время после стресса даже слабой нагрузки достаточно, чтобы начался их спешный выброс. Этот биохимический механизм отвечает за хорошо известные ситуации, когда после тяжелого рабочего дня, после неприятностей на работе у вас происходит срыв по пустякам из-за близких.

Если бы физическая активность требовалась после каждого стрессора — в самой стрессовой ситуации или вскоре после нее — избыток адреналина и норадреналина расходовался бы на нее, и стресс не мог бы иметь вредных последствий.

Таким образом, физическая активность является необходимой и эффективной защитой от наступления стресса. Другой не менее необходимой защитной мерой против истощения нейроэндокринных систем, стимулируемых стрессом, для улучшения процессов восстановления, снижения общей чувствительности к стрессу, является релаксация. Если защитные меры не принимаются или оказываются недостаточными и стресс повторяется, приводя к чувству беспомощности, отчаянию, то возникает дистресс — так называемые психосоматические заболевания (поражение отдельных органов или систем) или общее недомогание, плохое настроение и т.д.).

Воспитание, способствующее формированию мотива достижения

Ряд экспериментов показал, что когда родители подчеркивают важность независимости и мастерства и поощряют это в своих детях, у них выше уровень потребности в достижениях. Последнее оценивалось следующим образом: Детей просили написать рассказ, а затем кодировали с помощью процедуры, оценивающей количество картинок достижений. МакКлелланд и его коллеги использовали этот трудоемкий, но надежный метод, поскольку не смогли разработать достаточно валидные опросники (McClelland, 1985).

В других исследованиях использовались различные методы изучения влияния стилей воспитания на мотивацию достижения. Одно исследование показало, что дети с высокой оценкой потребностей поощрялись родителями за хорошую успеваемость в школе, слежение за своими вещами и самостоятельное выполнение сложных заданий (Winterbottom, 1958).

В другом исследовании детям с высокими и низкими мотивационными потребностями завязывали глаза и просили построить самую высокую башню левой рукой в присутствии родителей. Родителей спросили, насколько хорошо, по их мнению, справится их ребенок. Как и ожидалось, дети с выраженной склонностью к успеваемости имели родителей, которые возлагали большие надежды на своего ребенка (Rosen & D`Andrade, 1959).

Исследователи также обнаружили, что даже такие факторы, как привычки питания и требование регулировать работу сфинктера в соответствии с социально принятыми нормами, повышают мотивацию достижения (McClelland & Pilon, 1983).

Эти и другие исследования убеждают нас в том, что поощрение независимости и овладение навыками формирует у детей потребность в достижениях. Чтобы выяснить, развивается ли она и усиливается со временем и является ли результатом растущих требований, МакКлелланд исследовал, насколько велика она в разных возрастах.

Основываясь на этих результатах, МакКлелланд (1985) предложил теорию, согласно которой дети обладают врожденной способностью испытывать удовлетворение от постепенного овладения навыками. Когда это происходит регулярно, мотивация становится сильнее.

По мнению МакКлелланда, его можно активировать, представив человеку трудную задачу или ситуацию, в которой можно научиться какому-либо навыку. Это создает чувство удовлетворения от самого процесса.

Джон Аткинсон, который работал с МакКлелландом на ранних стадиях исследований, сосредоточенных на мотиве достижения, разработал соответствующую теорию. В нем сохранилась основная идея МакКлелланда: Люди ставят цели и двигаются к ним, потому что у них есть потребность в достижении.

Однако Аткинсон (1957) сделал два важных дополнения. Во-первых, он отметил, что одна такая потребность сдерживается другой — избежать неудачи. Он считал, что человек будет действовать, если первое будет сильнее второго. Если верно обратное, то его поведение следует считать избегающим.

Во-вторых, Аткинсон считал, что эти две основные потребности по-разному взаимодействуют с ожиданиями и ценностями. Если ожидание успеха высокое или низкое, то ценность стимула невелика. Если она низкая, человек не верит, что добьется успеха, и тогда усилия бессмысленны. Если она высока, то человеку нечего преодолевать, и опять же нет смысла пытаться.

Если ожидание неудачи значительно, значение отрицательного стимула велико, и, следовательно, есть причины не выполнять задание. Парадоксально, но обратное тоже верно. Аткинсон считал, что человек, чья потребность состоит в том, чтобы избежать неудачи, склонен отвергать нетрудные задачи, потому что неудача в легком задании всегда унизительна.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Уровни психологических проблем
  2. Психология масс
  3. История развития психологического знания и основные направления в психологии
  4. Виды нейропсихологии
  5. Саморегуляция эмоциональных состояний
  6. Взаимосвязь психологии и биологии
  7. Синтетические методы в психологии
  8. Виды нейропсихологии
  9. Архетип тени — Общее представление об архетипах
  10. Психологические причины отклонений в семейном воспитании