Для связи в whatsapp +905441085890

Взаимосвязь креативности и темперамента в юношеском возрасте — Особенности развития креативности в подростковом возрасте

Подростковый возраст занимает важный этап в общем процессе формирования человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, намечается общее направление в формировании нравственных представлений и социальных установок. Обычно это называют поворотным моментом, переходом, критическим моментом. Этот возраст является чувствительным периодом развития креативности, что влияет на формирование личности в целом. Феномен творчества изучали К. Роджерс, Э. Торренс, Дж. Гилфорд, Х. Гэвин, В.Н. Козленко, В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова и др.

Кроме того, этот возраст является самым сложным в плане формирования и развития характера, когда его черты наиболее выражены, иными словами, акцентированы. Большой вклад в изучение акцентуаций внесли такие ученые, как К.Р.Леонгард, В.М.Бехтерев, П.Б.Ганнушкин, О.В.Кербиков, Е.А.Личко и др.

Изучению креативности, а также акцентуации характера посвящено множество работ, однако взаимосвязь между этими понятиями изучена недостаточно, что делает исследование актуальным. Исходя из того, что в подростковом возрасте акценты наиболее ярко выражены, и в то же время чувствительна креативность, была выбрана тема курсовой работы «Исследование взаимосвязи креативности и типов акцента у подростков». Цель исследования: выявление взаимосвязи между креативностью и типами акцентуации.

Одной из последних тенденций в современной психологической науке является возрастающий интерес к проблеме креативности личности. Интерес к этой проблеме продиктован временем

Современное общество, перешагнувшее порог третьего тысячелетия, отводит особую роль творчеству каждой отдельной личности. Обществу нужны активные, творческие личности для решения социальных, экологических, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности. Государство, не способное выявлять и обучать творческих людей, также не способно изменить свою социально-экономическую систему. В настоящее время эта проблема стоит особенно остро в связи с растущей социальной незащищенностью.

В этом отношении современное общество предъявляет повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь. Способность молодых людей неожиданно взглянуть на устоявшееся, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам к решению проблем — большое достояние общества. В условиях, когда каждый должен быть конкурентоспособным на рынке труда, только творческий подход к любому делу помогает людям занять достойное место в жизни.

Тема изучения креативности имеет долгую историю. Долгое время эта важная психологическая черта вызывала споры, и целые поколения психологов отрицали ее важность. Его выделение в качестве отдельной психологической черты требовало доказательств того, что креативность отражает особую психологическую реальность, не сводимую к той, что описывается другими чертами, традиционно изучаемыми в психологии, и позволяющую построить более точный портрет индивидуальности.

Накоплен обширный и значительный материал, который привел к определенным результатам, как теоретическим, так и практическим, однако до сих пор не существует единой и последовательной теории креативности, как и общепризнанных методов диагностики этой черты. Во многих случаях разногласия в определении места творчества в структуре личности и его психологического содержания, источников и условий его развития обусловлены различными теоретическими позициями.

Несмотря на большое количество исследований, направленных на изучение творчества, разнообразие аспектов и подходов в определении сущности творчества, в разработке условий реализации и развития творческих качеств личности, значительная область вопросов остается недостаточно разработанной. В частности, речь идет об исследовании источников и условий развития креативности личности в разные возрастные периоды. Решение этой проблемы имеет особое значение в отношении старшего подросткового возраста, так как этот возраст, на наш взгляд, является благоприятным периодом для развития креативности с целью закрепления ее как устойчивой черты личности.

Взаимосвязь креативности и темперамента в юношеском возрасте - Особенности развития креативности в подростковом возрасте

Особенности развития креативности в подростковом возрасте

Возможно, развитие креативности протекает по следующему механизму: на основе общей одаренности, под влиянием микросреды и подражания, формируется система мотивов и личностных характеристик, и общая одаренность превращается в актуальное творчество (синтез одаренности и определенной структуры личности). Возникает вопрос: когда происходит формирование этих черт личности?

Развитие творчества проходит как минимум через два этапа:

Развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной сфере человеческой деятельности. По мнению ряда авторов, чувствительный период этой фазы приходится на возраст 3-5 лет. На этом этапе подражание значимому взрослому как творческому образцу для подражания, вероятно, является основным механизмом формирования креативности. По мнению Д.Б. Эльконина, к трем годам у ребенка появляется потребность вести себя как взрослый, «стать как взрослый». Дети испытывают потребность в компенсации и развивают механизмы незаинтересованного подражания деятельности взрослых. Попытки подражать трудовой деятельности взрослых можно наблюдать с конца 2-го по 4-й год жизни. Возможно, именно в это время ребенок наиболее восприимчив к развитию творческих способностей через подражание. В исследовании В.И. Тютюнник показано, что потребности и способности к творческой деятельности развиваются с возраста не менее 5 лет. Основным фактором, определяющим это развитие, является содержание отношений ребенка со взрослым, позиция, которую взрослый занимает по отношению к ребенку.

Подростковый и юношеский возраст (от 13 до 20 лет). В этот период на основе «общего» творчества формируется «специализированное» творчество: творчество, связанное с определенной областью человеческой деятельности, как ее «обратная» сторона, дополнение и альтернатива. На этом этапе особенно важную роль играют профессиональная модель, семья и поддержка сверстников. Прежде всего, молодой человек определяет для себя «идеальную модель» Творца, которому он хочет подражать (вплоть до идентификации).

Вторая фаза заканчивается отказом от собственного подражательного производства и негативным отношением к прежнему идеалу.

Человек либо навсегда остается в фазе подражания, либо переходит к оригинальному творчеству.

Однако процесс социализации устанавливает очень специфические отношения между творческой личностью и социальной средой. Во-первых, творческие личности часто подвергаются дискриминации в школе из-за ориентации обучения на «средние оценки», стандартизации программ, преобладающей жесткой регламентации поведения и отношения учителей. Учителя склонны оценивать творческих учеников как «выскочек», демонстративных, истеричных, упрямых и т.д. Их сопротивление репродуктивной работе, их большая чувствительность к монотонности воспринимается как лень, упрямство, тупость. Часто одаренные дети становятся объектом изучения сверстников-подростков. Поэтому, по мнению Гилфорда, одаренные дети в конце школьных лет становятся подавленными и скрывают свои способности, но с другой стороны, эти дети быстрее проходят первые стадии интеллектуального развития и быстрее достигают высоких уровней развития морального сознания (по Л. Колбергу).

В подростковом возрасте все аспекты интеллектуального развития находятся в стадии активной перестройки и формирования. Это выражается в повышении значимости системы личностных ценностей, развитии самосознания и самопознания, которые характеризуются появлением рефлексии, осознанием своих мотивов, интимизацией внутренней жизни (И.С. Кон). Неясные представления о себе и окружающем мире, недостаточные суждения о происходящем заставляют подростка искать новые способы понимания и принятия мира и своего места в нем. Все это стимулирует и активизирует его творческий потенциал. Многие аспекты психического развития являются хорошей основой для развития креативности, включая когнитивную, характерологическую, динамическую, эмоционально-волевую и мотивационную сферы. Но для развития творчества необходимо создать особые условия.

Биологические предпосылки для творчества

Исследования биологических предпосылок творчества задают два фундаментальных вопроса. Наследуются ли индивидуальные различия в креативности? Связана ли креативность с особенностями нервной системы?

Nichols (1976) обобщил результаты 211 исследований близнецов, у десяти из которых было диагностировано дивергентное мышление, и пришел к выводу, что вклад наследственности в определение индивидуальных различий в степени дивергентного мышления довольно мал. Изучая влияние генотипа и факторов среды на развитие креативности у МЗ и ДЗ близнецов, Григоренко и Кочубей (1989) обнаружили, что индивидуальные различия в креативности определяются факторами среды. Предположение о наследственности признаков креативности не подтвердилось.

Мартиндейл (1999) предположил, что креативность связана с общим уровнем возбуждения коры головного мозга. Когда уровень возбуждения высок, поведение или реакции человека становятся более стереотипными, а когда уровень возбуждения снижается, поведение и реакции человека становятся более разнообразными. Другими словами, творчество связано со снижением возбуждения коры головного мозга. Дентлер и Маклер (1964) и Кроп, Алегре и Уильямс (1969) показали, что напряжение снижает новизну. Возбуждение, вызванное вознаграждением, снижает креативность.

Мартиндейл и Хазенфус (1978) показали, что творческие и нетворческие люди различаются по количеству активации коры головного мозга в состоянии задумчивости и творческого вдохновения. В этом состоянии внимание расфокусировано, мышление становится ассоциативным, и одновременно активируется большое количество идей. Эти эффекты обусловлены более низкой общей активацией коры головного мозга, большей активацией правого полушария по сравнению с левым и меньшей активацией лобных долей.

Бирюков (1988) предположил, что креативность может быть связана с пластичностью как свойством нервной системы. Антонова (1966) изучала корреляцию между гибкостью мышления и нейронной текучестью у младших школьников. Она определила гибкость мышления как трансформацию знаний и навыков при переходе от одного способа действия к другому. Гибкость нейронных процессов определялась по времени двигательных реакций на положительные и тормозные стимулы. Были выделены две группы студентов: подвижные и неповоротливые. В продуктивной группе было больше студентов с вялыми нейронными процессами, а в группе с низкой продуктивностью соотношение было обратным в пользу проворных. Эти данные косвенно свидетельствуют о том, что креативность может быть положительно связана с инертностью нервных процессов.

В лаборатории Стрелау (Strelau, 1982) также изучались беглость и гибкость мышления в связи с ловкостью нервной системы, но ловкость нервной системы измерялась с помощью опросника Стрелау. Анализ результатов показал, что существует положительная связь между беглостью мышления и гибкостью и подвижностью нервной системы.

Основной задачей коллектива под руководством Голубевой (1989) было изучение особенностей влияния свойств нервной системы на проявление музыкальности, а также динамики успешности музыкальной деятельности у детей и взрослых. Исследование проводилось с участием детей и взрослых. Были получены следующие основные результаты. (1) Более лабильные дети показали более высокий успех в выполнении музыкальных заданий. (2) Лабильность проявлялась в разных видах музыкальной деятельности, в разном возрасте, что позволяет рассматривать лабильность нервной системы как важное естественное условие музыкальности. (3) Несколько примеров показали корреляцию свойств нервной системы с успешностью музыкальной деятельности. Эти данные косвенно указывают на возможную связь между свойствами нервной системы и креативностью.

Айзенк (1947) построил модель личности, основанную на павловской теории, утверждая, что выявленные им факторы личности биологически обусловлены. Айзенк (1947) предположил, что черты личности зависят от различий в порогах активации, с помощью которых корковые системы подавляют «сигналы возбуждения», поступающие от восходящей ретикулярной системы (экстраверсия), и «сигналы активации», поступающие от лимбической системы (нейротизм).

Креативность как черта личности

Можно выделить несколько подходов в изучении личностных особенностей творческих людей. К. Мартиндейл утверждает, что креативность — это скорее общая черта личности, чем когнитивная способность. С другой стороны, креативность — это общая черта личности, а не группа родственных черт личности.

Однако большинство авторов все же склонны выделять набор личностных черт, присущих творческим людям. Например, М. Чикзентмихайи утверждает, что творческие личности одновременно содержат, казалось бы, взаимоисключающие характеристики: 1. Творческие личности обладают большим количеством физической энергии, но в то же время часто находятся в состоянии покоя и расслабления. 2. в одно и то же время они строги и наивны. 3. в их личности сочетаются игривость и дисциплина, ответственность и безответственность. 4. творческие личности обладают проникновенным восприятием, фантазией, чувством реальности. 5. творческие люди обладают чертами как экстравертов, так и интровертов. 6. творческие люди скромны и горды одновременно. 7. они избегают стереотипных гендерных ролей. 8. они проявляют как бунтарский дух, так и консерватизм. 9. многие творческие люди проявляют страсть к своей работе. Они также могут быть очень объективными в оценке своей работы. 10. открытость и чувствительность творческих людей часто приводит к тому, что они испытывают страдания и боль. Однако они также стремятся к удовольствиям.

Т. Амабайл и М. Коллинз приводят несколько иной список характеристик творческих людей. Их характеристики включают: Самодисциплина на работе, способность откладывать удовольствия, настойчивость в ситуациях фрустрации, независимость суждений, терпимость к неопределенности, высокая степень автономии, отсутствие гендерных стереотипов, внутренний локус контроля, склонность к риску, высокая степень инициативы, стремление выполнять задачи в меру своих возможностей.

По мнению Р. Кэттелла, наиболее проверенными чертами личности творческих людей в науке и искусстве являются шизотипия, радикальность, интроверсия, доминирование

Следуя традиции, которая, вероятно, восходит к временам Э. Кречмера, обнаружившего сходство между типичными психологическими чертами, характерными для шизофрении, и чертами, присущими нормальным людям, мы считаем шизотипические проявления характерными как для здоровых, так и для больных людей. Так, у здоровых людей шизотипические проявления менее выражены.

Вслед за O. Mason, I. Linnaeus, G. Claridge, проявления шизотипии в настоящем исследовании включают черты, связанные с выраженностью или наличием необычных переживаний, когнитивной дезорганизацией, интровертированной ангедонией и импульсивным нонконформизмом. Более того, шизоидность, понимаемая как черта, связанная с неадекватными эмоциональными реакциями, эмоциональной холодностью и отстраненностью в межличностных отношениях, также относится к шизотипическим проявлениям.

Термин «ангедония» (греч.), обозначает отсутствие гедонизма, желания испытывать удовольствие и избегать боли. Термин был введен Т. Рибо в 1896 году для обозначения отсутствия эмоций при заболеваниях печени. Уильям Джеймс считал ангедонию разновидностью патологической депрессии или меланхолии, находящейся на том же континууме, что и тревога, но являющейся менее тяжелым расстройством. В настоящем исследовании ангедония определяется как уменьшение выраженности тенденции к удовольствию. Кроме того, безразличие к удовольствию может быть связано с физическими ощущениями и/или отношениями в обществе.

Изучая шизотипию и ее проявления, Дж. Кларидж, К. Маккрири и О. Mason включают ангедонию в свою структуру. В других исследованиях ангедония анализируется как отдельный феномен. Следовательно, природа шизотипии и ее связь с ангедонией не совсем ясна. В настоящей работе был сформулирован вопрос исследования: связаны ли шизотипия и ангедония? При проверке этого вопроса была выдвинута гипотеза о том, что параметры шизотипии (шизоидность, необычные переживания, когнитивная дезорганизация) и ангедонии (физической и социальной) коррелируют.

Психологическая характеристика основных типов темперамента

В своей типологии Вундт использовал концепцию четырех типов темперамента, которые были выделены в его время древнегреческим философом и врачом Гиппократом (V-IV век до н.э.) и подробно описаны и названы древнеримским врачом Галеном (II век).

Концепция четырех темпераментов оказалась чрезвычайно жизнеспособной. За последующие восемнадцать веков представления о механизмах формирования типов темперамента изменились: появилась их гуморальная основа, различия между типами касаются возбудимости различных тканей, размеров мозга и морфологии нервов, эндокринной системы, наконец, свойств нервной системы. Однако синдромы психологических черт, составляющих тот или иной тип темперамента, в этот период не подвергались сомнению.

В середине XIX века основатель немецкой классической философии Иммануил Кант представил формальное описание четырех типов темперамента в своей «Антропологии» (1798).

Типы темперамента можно кратко описать следующим образом.

Холерик — человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро вспыхивающими чувствами, ярко выраженными в речи, мимике, жестах, часто — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.

Сангвиник — человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональную реакцию на все впечатления, его чувства выражаются непосредственно во внешнем поведении, но они не сильны и легко сменяют друг друга.

Меланхолики — люди, характеризующиеся относительно небольшим разнообразием эмоциональных переживаний, но силой и продолжительностью их действия. Он не реагирует на все, но когда реагирует, то принимает большое участие, хотя и мало выражает свои чувства.

Флегматик — медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко ранить эмоционально и невозможно сбить с ног. Внешне его чувства почти не проявляются.

Более подробное описание темпераментов можно найти ниже.

Холерик — человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, из-за чего он реагирует очень быстро, часто не задумываясь, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, импульсивность, резкие движения, вспыльчивость, несдержанность. Дисбаланс его нервной системы определяет цикличность в смене его активности и бодрости: возбужденный каким-либо делом, он увлеченно, с полной отдачей работает, но его сил хватает ненадолго, и как только они истощаются, он работает до того, что ему все невмоготу. Наблюдается раздражительное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость. Чередуя позитивные циклы подъема настроения и энергии с негативными циклами спада, депрессия приводит к непостоянству поведения и самочувствия человека, его повышенной склонности к невротическим срывам и конфликтам с людьми.

Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой обладает быстрой реакцией, его действия продуманны, жизнерадостны, благодаря чему он отличается высокой устойчивостью к жизненным трудностям. Подвижность его нервной системы приводит к изменчивости чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокой приспособляемости к новым условиям. Этот общительный человек легко вступает в контакт с новыми людьми и поэтому имеет большой круг знакомств, который, однако, не отличается постоянством в общении и привязанностью.

Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но вялой нервной системой, поэтому реагирует медленно, неразговорчив, эмоции выражает медленно, обладает высокой работоспособностью, хорошо противостоит сильным и стойким раздражениям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Он прочно запоминает все изученное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок дня, работу, друзей, а к новым условиям приспосабливается с трудом и медленно. Настроение стабильное и ровное.
Меланхолики — люди со слабой нервной системой, которая обладает повышенной чувствительностью даже к небольшим раздражителям, а сильное раздражение может вызвать «срыв», «остановку», растерянность, и поэтому в стрессовых ситуациях результаты меланхолика могут ухудшаться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрой утомляемости и падению производительности. Незначительный повод может привести к обиде и слезам.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Закрытая кадровая политика
  2. Конфликтность и возможности оценки предрасположенности личности к конфликтному поведению
  3. Перинатальная психология
  4. Шкала депрессии
  5. Защитный механизм: отрицание
  6. Психологические проблемы воспитания
  7. Стадии психосексуального развития ребенка
  8. Волевые качества личности и их развитие
  9. Взаимосвязь эмоциональной сферы личности и типа мышления — Подсознание и эмоции
  10. Эксперименты, проводимые психологами