Для связи в whatsapp +905441085890

Взаимосвязь культуры и экономики — Понятие экономической культуры общества

В современной России в последние годы происходят серьезные социально-экономические преобразования. Формирование новой системы хозяйствования, в том числе предпринимательской деятельности, в новых социокультурных условиях носит сложный и противоречивый характер. Развитие экономической сферы общества напрямую зависит от неэкономических факторов, таких как духовные и социальные ценности конкретных групп населения. Именно эти факторы формируют границы, в которых осуществляется экономическая деятельность. Экономические и социальные изменения тесно связаны как друг с другом, так и с уровнем развития культуры. Процессы дифференциации структуры и специализации культурных функций также происходят в ходе эволюции экономики и общества.

Очевидно, что успехи в сфере экономики невозможны без активного участия субъектов экономических отношений. Одной из характеристик этих субъектов является экономическая культура, которая имеет свои особенности, длительную историю формирования в России и влияния на развитие экономики. В настоящее время состояние российской экономической культуры характеризуется неопределенностью и противоречивостью, что связано, прежде всего, с разрушением прежнего экономического пространства, утратой прошлых ценностей и идеалов. Трудности современного этапа развития российской экономики и общества во многом обусловлены низким уровнем экономической культуры [10]

Время диктует необходимость совершенствования механизмов формирования новой экономической культуры, дальнейшего преобразования и развития экономической теории, экономического образования, в том числе под воздействием средств массовой информации, возрождения форм экономической подготовки в трудовых коллективах, совершенствования экономического воспитания в семье, учебных заведениях.

Роль экономической культуры в жизни общества постепенно возрастает, она способствует дальнейшей интенсификации взаимодействия различных культур, систем ценностей, мировоззрений.

Проблема формирования высокого уровня экономической культуры общества является одной из актуальных проблем, поскольку от этого уровня в конечном итоге зависит успех всех преобразований, проводимых в России. Основными свойствами новой экономической культуры должны стать партнерство, правосознание, уважение к законности, нормам морали, цивилизованность в экономической деятельности.Современные исследования различных аспектов экономической культуры, взаимовлияния культуры и общества, экономики имеют давние традиции в социологии, экономике, философии. Эволюция форм социально-экономической структуры общества обусловила специфику требований общества к экономической культуре личности. Большое внимание экономической культуре общества уделяли ученые Средневековья и Нового времени.

В настоящее время все больше утверждается активная трактовка понятия «экономическая культура». Представляя собой способ активного существования людей в сфере социально-экономических отношений, экономическая культура характеризуется с точки зрения развития сущностных сил, применяемых в процессе преобразовательной деятельности. Она выявляет степень активности, уровень усвоения опыта, экономических навыков и их реализации. Таким образом, она определяет меру развития человека как субъекта экономической деятельности. В данной работе я буду придерживаться позиции ученых, которые считают, что не деятельность, а общественное отношение должно служить общей основой, с помощью которой анализируется такое глубокое явление, как культура. В этом случае доминирующей становится не субъективная сторона исторического процесса, а совокупность производственных отношений.

Взаимосвязь культуры и экономики - Понятие экономической культуры общества
Взаимосвязь культуры и экономики — Понятие экономической культуры общества

Понятие экономической культуры общества

Из множества трактовок культуры в мировой и отечественной литературе можно выделить понимание культуры как социальной памяти общества — особого социального механизма, воспроизводящего эталоны поведения, проверенные опытом истории и соответствующие потребностям дальнейшего развития общества [14].

В отечественной науке представление о культуре как социальной памяти общества было разработано Ю.А. Левадой. Его главная идея состояла в трактовке культуры как особого рода языка (ценностей, знаний, норм, требований, санкций), освоение которого связывает новые поколения людей со всей предшествующей историей, позволяет новым поколениям овладевать опытом прошлых поколений и преумножать его. В связи с этим большое значение придается таким категориям, как «образец», «институционализация образцов поведения», соответствующие институты, порождающие определенный образ мышления и определенные образцы поведения [9].

Однако концепция культуры как социальной памяти, акцентируя роль культуры в обеспечении связи времен, преемственности поколений, не фиксирует культурного развития общества — обновления его ценностей и норм на базе освобождения от одних ценностей и замены их другими, вытеснения устаревших ценностей новыми. Процесс обогащения и развития социальной памяти — неотъемлемый элемент общего воспроизводства культуры, который идет через постоянную переоценку ценностей.

Процессы сохранения и обновления культуры происходят противоречиво и порой дисфункционально. На одних этапах наблюдается уничтожение прежней культуры и ее носителей, разрыв связи поколений и попытка начать с нуля, полная и далеко не всегда оправданная переоценка ценностей. На других этапах наблюдается замедленное обновление ценностей и норм, которые отвечали бы требованиям времени и новым потребностям общества, доминирование устаревших социальных стереотипов. Однако названные этапы имеют внутреннюю взаимосвязь. Разрыв связи времен и поколений, уничтожение культурных традиций и их носителей, во-первых, нарушает естественный процесс обновления (воспроизводства) культуры; во-вторых, искусственные заменители уничтоженных ценностей и традиций не могут развиваться естественным путем, консервируют те или иные элементы культуры (в частности, экономической) на протяжении жизни многих поколений. В конечном итоге изменение общественных отношений (возвращение экономики в лоно мирового хозяйства в ходе процессов ее реструктурирования)

Структура экономической культуры и её связь с экономическим сознанием

Зарубина Н.Н. выделяет различные структурные уровни организации экономической культуры: личностный и институциональный; специализированный, средовой и повседневный (бытовой).

Личностный уровень состоит из ценностей, норм, мотивов, ориентаций, которые определяют экономическую активность людей на индивидуальном уровне. Это внутренние, культурно обусловленные мотивы экономической деятельности, субъективно воспринимаемые смыслы и ценности, личный опыт этой деятельности, ее оценка, связанные с ней ожидания. На этом уровне общепринятые смыслы и ценности оказываются подверженными изменениям в зависимости от образа жизни индивида и ситуации его деятельности [6]

Эти индивидуальные ценности, нормы, стереотипы поведения и восприятия оформляются и закрепляются в реальной практике управления производством и ведения бизнеса, в устойчивых массовых стереотипах экономического поведения, т.е. воплощаются в экономических институтах с устойчивой легитимной спецификой — капиталистическом предприятии, социалистической экономике и т.д., которые образуют институциональный уровень экономической культуры [7]. На институциональном уровне нормы экономической культуры кодифицируются в различных документах — уставах и кодексах организаций, декларациях этических принципов ведения бизнеса, сводах правил для сотрудников фирм и учреждений и т.д. Институционализированная культура вырабатывает систему санкций за нарушение норм, в то время как на личностном уровне возможно только осознание соответствия или несоответствия ценностной модели, ощущение личной моральной целостности или вины. Личностный и институциональный уровни экономической культуры тесно взаимосвязаны.

Специализированная экономическая культура включает в себя различные типы высокой профессиональной культуры. Это локальные субкультуры специалистов высокого уровня (высококвалифицированных рабочих, фермеров, бизнесменов, менеджеров, финансистов и т.д.). Такие специалисты, в силу особенностей своей профессиональной деятельности, обладают специфическим менталитетом, традициями, ценностными ориентациями, нормами поведения, профессиональным языком и т.д. Сюда можно отнести мобилизационные формы экономической культуры, возникающие и существующие под влиянием тех или иных исторических, экономических, идеологических обстоятельств и существующие ограниченное время или среди ограниченного числа субъектов экономики. Яркий пример: стахановское движение в России.

Средняя экономическая культура противопоставляется своим специализированным и мобилизационным формам как устойчивый и последовательный комплекс ценностных ориентаций, разделяемых широкими массами населения на протяжении длительных периодов времени.

Срединная экономическая культура проникает в повседневную практику и формирует повседневную (бытовую) экономическую культуру. На повседневном уровне она предстает не как решение сверхсложных специальных задач, а как ежедневное выполнение обязанностей на работе или ведение небольшого собственного бизнеса, ведение домашнего хозяйства, планирование семейного бюджета и т.д. Именно на повседневном уровне культуры наиболее ярко проявляется роль обычаев и норм как сложившихся стереотипов экономического поведения, мало осознаваемых и поддерживаемых силой привычки. На бытовом уровне поддерживается традиционный уровень трудолюбия и прилежания, качества и интенсивности труда, бережливости, аккуратности и старательности, а также допустимая мера праздности и т.д.

Средняя культура образует тот общий фон, тот контекст, из которого вырастают специализированные и мобилизационные формы, границы между ними размыты, и нет прямой зависимости между их уровнями развития. В России низкий уровень развития средней культуры является одной из главных проблем, но до- и послереволюционная история знает немало примеров высокой специализированной профессиональной культуры и высокоэффективного производства, ярких предпринимательских талантов.

Функции экономической культуры

Экономическая культура, как и культура в целом, выполняет роль социальной памяти, но не всей социальной памяти общества, а лишь того его сегмента, который связан с историей экономических отношений. Мы можем говорить о трансляционной функции. Это передача из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее социально-экономических ценностей, норм, потребностей, предпочтений, мотивов поведения. Из прошлого в современность транслируются нормы и ценности, составляющие содержание экономического сознания и экономического мышления как формы его проявления и экономического поведения как способа их взаимодействия.

Можно говорить и о селекционной функции культуры, связанной с отбором из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы (полезны) для решения задач последующих этапов развития общества. Экономическая культура отбирает те ценности и нормы, которые необходимы для развития гибкого экономического поведения субъектов развития экономики. Однако идеологические установки могут модифицировать этот процесс и даже приостановить его введением идеологических рамок и нормативов.

Можно говорить и об инновационной функции экономической культуры, которая проявляется в обновлении социальных ценностей и норм путем выработки новых и заимствования прогрессивных ценностей из других культур. Полнота и качество выполнения этих функций определяет регулятивные возможности экономической культуры.

Административное управление экономикой (при деформированном действии основных социально-экономических законов, в частности закона конкуренции), несформированность косного неразвитого экономического сознания как способности использовать законы в целях общественного развития, противоречивость и эмоциональность экономического мышления, подчинения практике тотального управления, — все это затрудняло полноценную реализацию основных функций экономической культуры — трансляционной (где преобладали зависимость от идеологии и политики, декларативность, директивность), селекционной (где господствовало культурное однообразие), инновационной (которая практически была сведена на нет). Разрешение выявленных противоречий во многом зависит от того, насколько полно будет задействован механизм функционирования экономической культуры [11].

Влияние ментальности на становление экономических институтов

Основные элементы национального экономического менталитета (экономической культуры): стереотипы потребления, нормы и образцы социального взаимодействия, организационные формы экономической деятельности, ценностно-мотивационное отношение к труду и к богатству, степень восприимчивости к иностранному [15].

Первым серьезным опытом сравнительного исследования российского экономического менталитета в России стала совместная работа П. Шихирева и американского бизнесмена-практика Р. Андерсона. В их книге «Акулы» и «дельфины» (Психология и этика российско-американского делового партнерства) приводится большое количество данных различных зарубежных исследований, причем акцент делается на сравнительном характере представленных данных (Америка/Россия).

В середине 1990-х годов статус России окончательно изменился: постепенно из пассивного объекта исследования она превратилась в полноправного участника международных исследовательских проектов. Упомянем хотя бы проект GLOBE — «Программа исследований глобального лидерства и эффективности организационного поведения» [5]. Вместе с такими проектами появляется возможность непредвзятого подхода к изучению российского экономического менталитета, а также его вписанности в окружающий мир [8].

Экономический менталитет россиян 1990-х годов отражает долгую и трагическую историю нашей страны с 14-15 веков (которые считаются началом этногенеза русских — этнического ядра современных россиян) до наших дней. Можно выделить четыре группы факторов, которые, перекрывая друг друга, ответственны за очевидную невозможность развития в России классического, «европейского» капитализма:

1) Мобилизационно-общинная производственная среда — фактор, действующий с самых ранних моментов развития российской цивилизации. Материально-технологическая среда жизни россиян, которые до середины XX века оставались в основном крестьянской общиной, связана прежде всего с особенностями сельскохозяйственного производства. Его следует характеризовать как мобилизационно-общинное, то есть такое, которое создает аритмию производства и требует коллективных усилий под единым руководством [1].

2) Православная этика — фактор, оказывающий сильное влияние на развитие национальной культуры на протяжении тысячи лет. Православие культивировало традиционализм российской экономической культуры. Как отмечал М. Вебер, в трудностях традиционалисты не меняют структуру жизни, но уменьшают потребности [4]. Это высказывание М. Вебера подтверждается результатами современных исследований. Так, в провинциальных российских городах снижение денежных доходов населения в 1990-е годы не сопровождалось ростом экономического поведения. Основной реакцией на материальные трудности была, а во многом и остается, не адаптация к рыночной экономике, а бегство от нее. В отличие от старообрядцев XVII-XVIII веков, бежавших от «никоновских новшеств» на Север и в Сибирь, сегодняшние россияне «убегают» в огороды, в воспроизводство семьи, отказываясь принимать новые условия экономической жизни [3].

3) Догоняющая модернизация, которая на протяжении трех столетий заставляет российское общество находиться в состоянии постоянной мобилизации. Начиная с IX века, с самого начала становления государственности, в России формируется и затем постоянно воспроизводится экономическая система, которую О.Э. Бессонова называет «раздаточной экономикой». Условиями ее существования являются унитарно — централизованная политическая система и приоритет коллективистских ценностей на уровне идеологии [2]. Другим важным фактором, определяющим примат роли государства в экономической жизни, стали особенности процессов модернизации России. Российский вариант «догоняющего развития» был связан с «революциями сверху», истоками которых была вынужденная необходимость (экономическая отсталость, военные поражения от западных стран). Мобилизационное развитие, как назвал этот тип социально-экономической эволюции А.Г. Фонотов, может временно сокращать разрыв между Россией и Западом за счет огромных затрат ресурсов в конвульсивных рывках, но затем он вновь и вновь восстанавливается и даже растет [13].

4) Советский «эксперимент», под влиянием которого россияне более 70 лет подвергались систематическому идеологическому воспитанию [1]. Формировался человек с крепостнической психологией, с установками не на саморазвитие, а на приспособление, ориентированный на государство в решении проблем жизнеобеспечения, отчужденный от себя и не верящий в свои способности и возможности к самостоятельной, независимой от государства деятельности, пассивный, не умеющий использовать собственные ресурсы [12].

Итак, рассмотренные исторические аспекты формирования российского экономического менталитета позволяют увидеть совокупность факторов, которые действуют согласованно, закрепляя в качестве основополагающих такие экономические ценности, как коллективизм, государственный патернализм и традиционализм.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Пифагор и его учение о числе
  2. Научное и обыденное сознание
  3. Проблемы философии
  4. Либертарно-юридический тип правопонимания и философии права
  5. Галилей — основатель современного естествознания — Происхождение, детство и юность Галилео Галилея
  6. Дэвид Юм
  7. Философия Ф. Шопенгауэра
  8. Неоевразийство конца xx – начала xxi вв.
  9. Основные теоретико-методологические подходы к осмыслению общества: социальный номинализм и социальный реализм
  10. Религия любви и гуманистическая этика Фейербаха — Критика религии и теологии