Для связи в whatsapp +905441085890

Взаимосвязь культуры и образования — Социокультурные функции образования

Культура и образование взаимосвязаны:

общий объект — человек культуры и образования;

универсальные ценности: культура, образование, гуманность и т.д;

творческий характер культурно-педагогической деятельности (не случайно К.Д. Ушинский называл педагогическую практику искусством);

общие функции — развитие, образование и воспитание человека.

Образование должно преподаваться в контексте определенного типа культуры. Культурологическая парадигма фокусируется скорее не на знании, а на усвоении культурных элементов.

Преподаватель должен быть носителем высокой культуры, он сам является ценностью и производит новые ценности — студентов — и таким образом идентифицирует себя с культурой.

Педагогическая деятельность — это прежде всего диалог культур, обмен культурными ценностями (а не только передача знаний, навыков и умений).

Вся история — это история культуры и образования. Поэтому, чтобы определить стратегические цели образования, необходимо изучить историю развития культуры и педагогики.

Человек живет в мире культуры, которая, по образному выражению философов, составляет его вторую природу. Любое общество представляет собой культурное целое, внутри которого развивается и функционирует образование как его составляющая, транслируя определяемые культурным контекстом смысловые структуры. Культурный человек — образованный человек, воспитанный на основе образа Человека — идеала данной культуры. Образование как обучение, воспитание, формирование является базовой культурной формой человеческого существования, оно лежит в его основе. Без передачи культурных образцов и способов взаимодействия человека с миром, осуществляемых в образовательном пространстве, невозможно представить себе человеческую жизнь.

Культура реализуется в разных формах человеческой деятельности: религия, политика, философия, наука, образование, искусство и др. Любая форма культуры отражает суть человеческого в человеке.

Образование обусловлено культурой, в которой оно существует. Она служит сохранению и передаче культурных ценностей, обеспечению самобытности национальных культур, их взаимодействия, плюрализма, формированию уважительного отношения к представителям различных национальных и этнических культур. Образование — важный духовный компонент человеческой деятельности, в котором воплощаются различные стороны жизни человека (интеллектуальная, трудовая, художественная, социальная и др.), его формирование, поддержание, распространение и реализация культурных норм, ценностей, знаний, в компонентах культуры.

Взаимосвязь культуры и образования - Социокультурные функции образования

Социокультурные функции образования

Социокультурные функции образования и потенциал развития современного образования можно сформулировать следующим образом.

Социальный институт, через который передаются и воплощаются основные культурные ценности и цели развития общества;

оптимальный и интенсивный способ вхождения в мир науки и культуры. В процессе образования человек приобретает культурные ценности. Содержание образования черпается из культурного наследия разных стран и народов, из различных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека и постоянно дополняется. Мировое образовательное пространство интенсивно развивается. В мировом сообществе высказываются требования о формировании глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны проживания, типа и уровня образования);

Образование воплощает состояние, тенденции и перспективы общественного развития, воспроизводит и укрепляет сложившиеся в обществе стереотипы и совершенствует их

процесс передачи сформированных культурой моделей поведения и действий, а также устоявшихся форм социальной жизни. В этом контексте становится все более очевидной зависимость развития стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации граждан;

практика социализации человека и преемственности поколений людей. В различных социально-политических условиях и в период реформ образование выступает как стабилизирующий фактор между новыми социальными идеями и идеалами предыдущих поколений, закрепленными в исторической традиции, что позволяет образованию удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и в то же время закреплять в сознании подрастающего поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры социального и культурного развития;

подготовить молодое поколение к самостоятельной жизни и сформировать образ будущего. Перспектива будущего открывается в процессе преодоления различных форм человеческой жизнедеятельности: учебы, работы, общения, профессиональной деятельности, досуга;

взаимосвязь образования и культуры народов в целом через соотношение традиций и инноваций в области воспитания и образования человека;

механизм формирования социальной и духовной жизни человека и отрасль массового интеллектуального производства;

активный ускоритель культурных изменений и преобразований в общественной жизни и в жизни отдельного человека.

Культурологический подход

Носителями культурных норм и стандартов в образовании как сфере социальной жизни являются педагоги. Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется тем, что оно готовит поколение к самостоятельной жизни, с другой стороны, закладывает основы будущего общества и перспективно формирует образ человека. Педагогическая сфера культуры накапливает стили, типы, методы, программы передачи опыта. Усвоение культурных ценностей, норм, стереотипов, усвоение культурного пространства (в его широте, богатстве, насыщенности, информированности) и делает человека субъектом культуры. Культурные формы, реализуемые через педагогическую деятельность, опосредованы сознанием учителя. Таким образом, педагогическая деятельность «окультуривает» сознание ученика, а изменения в культуре изменяют сознание учителя.

В настоящее время развивается новое направление качественных и ценностных процессов и явлений образования — культурология образования.

Культурологический подход — это совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и духовной жизни (включая образование и педагогику) через призму системных культурологических понятий, таких как культура, культурные образцы, нормы и ценности, образ жизни, культурная деятельность и интересы.

Культурологический подход трансформирует представление о базовых ценностях образования как исключительно информационно-познавательных, устраняет узко научную направленность его содержания и принципов обучения, расширяет культурно-антропологические основы образования.

Культурология образования рассматривает образование и его развитие с точки зрения

  • личностный рост человека (самоопределение, саморазвитие, самореализация) через развитие структур культурной деятельности, изменения в культурном творчестве личности, динамику общения и коммуникативной культуры, развитие круга общения
  • рост уровня культуры (качество и степень выраженности ценностного содержания отдельных образовательных процессов, систем, сообществ)
  • Развитие и рост уровня культуры образования как сферы в целом, изменения в социокультурном контексте образования (его предметной, информационной и предметной среды, моделей, форм и механизмов организации).

Каждая цивилизация на определенных этапах своего развития вырабатывает собственную культуру образования. Будучи носителем культуры своего века, каждый человек представляет культуру определенной социальной группы, определенного слоя членов общества. Учитель — живой представитель культурного слоя; он несет в себе индивидуальную концепцию культуры и воспроизводит мнения и традиции социальной группы, которую он представляет.

В образовательной культуре нормы и ценности, составляющие содержание культурной традиции и инновации, реализуются не как безусловная данность, а как результат продуктивной деятельности педагогического сообщества, определяемой требованиями времени, социально-исторической ситуацией,
духовные и нравственные ориентиры, а также потребности людей, вовлеченных в общий контекст жизни нации. За термином «образовательная культура» стоит определенное знание и определенный тип образовательной практики, которая использует и обновляет это знание.

История мировой культуры свидетельствует о том, что разнообразие образовательных систем всегда соответствовало разнообразию философских концепций образования. Почти каждая философская система так или иначе отражает проблемы образования. Таким образом, философское понимание образования в русской культуре сформировалось в результате наложения и синтеза отечественной традиции, восходящей к Киевской Руси, и общеевропейской, учитывающей все достижения Просвещения и немецкой классической философии.

Культурологический подход является основным методом проектирования личностно-ориентированного образования. Его составляющими являются: отношение к ребенку как к субъекту, способному к культурному саморазвитию; отношение к учителю как к посреднику между ребенком и культурой, который может поддержать ребенка в его самоопределении и развитии; отношение к образованию как к культурному процессу, поддерживаемому личностными смыслами, диалогом и сотрудничеством участников; отношение к школе как к целостному культурно-образовательному проекту.

В свете культурологического подхода в центре образования находится человек как свободная, активная личность, способная к самоопределению в общении и сотрудничестве с другими людьми и культурой.

Культурология образования

Образование — это социокультурный феномен. Еще С. Гессе разработал образование как ценностно-ориентированный объект культуры. Принцип культурной адекватности образования подчеркивали многие известные педагоги: А. Дистерверг, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.

В наше время под культурой понимается достигнутый обществом уровень развития образования, науки, искусства, государственности и нравственности.

Проблема взаимосвязи культуры и образования становится особым объектом исследования, что способствует развитию культурной парадигмы образования. Так, М. М. Бахтин и В. С. Библер разработали диалогическую концепцию культуры и образования, согласно которой диалог людей разных культур является основной формой существования культуры и дидактической единицей образования. Таким образом, устанавливаются основные ценности культурно-ориентированного образования:

Человек как субъект культуры, его собственная жизнь и индивидуальное развитие;

Образование как культурная и развивающая среда;

Творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве.

Е.В. Бондаревская основала культурологическую концепцию личностно-ориентированного образования. Основные положения данной концепции заключаются в следующем:

Переход от идеологии к культуре, включая педагогику, становится главным принципом реформы образования в современных условиях;

Основным принципом современной реформы образования является переход от идеологии к культуре и педагогике; образование — это ментальный образ личности, формирующийся в процессе усвоения нравственных и духовных ценностей культуры;

Объектом и целью образования является культурный человек;

Необходимо сформировать культуросообразное содержание образования и воссоздать в образовательных структурах культурные образцы и нормы жизни, опережающие современное состояние общества; необходимым условием для этого является интеграция образования в культуру;

Реализация образования в контексте мировой и национальной культуры предполагает гуманизацию содержания, внедрение гуманистических технологий обучения и воспитания, создание среды в образовательных учреждениях, формирование личности, способной к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации;

Творчество является основой развития культуры, поэтому основным принципом образования в контексте культуры является принцип творчества, который подразумевает создание атмосферы сотрудничества и со-творчества;

Образование должно быть наполнено культурными, т.е. человеческими смыслами;

Образование как часть культуры, с одной стороны, питается ею, с другой — влияет на ее сохранение и развитие человеком. В то же время образование выполняет следующие культурные функции:

гуманитарные (сохранение и восстановление экологии человека, физического и психического здоровья, личной свободы, индивидуальности, духовности, нравственности);

культуротворческая (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры через образование);

социологизация (усвоение и воспроизводство социального опыта). Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

Культура и образование взаимозависимы. Культура определяет цели, задачи и содержание образования. В то же время образование как часть культуры способствует сохранению и развитию культуры. Связующим звеном между культурой и образованием является человек, который одновременно является субъектом определенной культуры и субъектом соответствующего образования.

Типы культуры образования

Концепция типа культуры (например, архаичная, современная) и положение о том, что само определение типа культуры может быть соотнесено с характером обучения, является продуктивным для образования.

На этом основании известный этнограф М. Мид выделяет три типа культуры: постфигуративную; кофигуративную; префигуративную.

Значительные деятели культуры и педагоги (А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Ш. Френе, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский) признавали культурные, нравственные, гуманистические ценности доминирующими в образовательных процессах, что подтверждает их значимость для различных образовательных моделей. При всем многообразии существующих моделей образования, в принципе, можно согласиться с подходом, рассматривающим модели двух типов образовательных практик, одна из которых ориентирована на процесс социализации личности и адаптации к существующей социокультурной системе, а другая — на создание гуманистической среды для развития личности как свободного самоопределения.

В культурологической концепции образования конечной целью образования является развитие культурного человека и культурной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру; способной к самоопределению в мире культуры и культурной идентификации; с высоким уровнем уверенности в себе, самоуважения, самостоятельности, самодисциплины, умения ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни; с самостоятельностью суждений в сочетании с уважением к мнению других.

Культура образования может быть представлена как откровение важности педагогической деятельности. Учитель может выбрать ту или иную ориентацию, но ценности и их выбор обусловлены культурным контекстом (т.е. типом образовательного учреждения, национальными и историко-культурными особенностями общества и т.д.) и содержат нормативность. Из анализа образовательных и воспитательных практик, существовавших и существующих в отечественной и зарубежной педагогике, можно вывести и типы образовательной культуры. Наиболее типичными в практике отечественных педагогов являются духовно-религиозная практика, практика социального воспитания (социализации человека), личностно ориентированная практика воспитания (индивидуалистическая ориентация). Каждый из них ориентирован на такие аксиологические приоритеты, как трансцендентный, социальный, индивидуалистический.

Каждый тип образовательной культуры аккумулирует определенный набор ценностей, ориентирован на конкретный педагогический идеал, имеет конкретную цель и специфическую содержательно-процессуальную характеристику педагогического процесса. Так, социетальный тип воспитания, по мнению Е.Л. Прасоловой, включает такие приоритеты в воспитании, как гражданское воспитание, патриотическое, развитие национального самосознания, общественное благо, общественно полезный труд, профессионализм, дисциплинированность, глубокое и прочное знание основ наук, коллективная организация жизнедеятельности детей и т.д., т.е. все то, что составляет социальные ценности в их совокупности.

По мнению того же исследователя, индивидуалистическая модель образования включает такие приоритеты, как свобода личности в образовании, самореализация, вариативность, индивидуализация, диалог культур в содержании образования, индивидуальный образовательный путь и т.д. Ценность знания заключается в том, что оно является инструментом познания мира и себя в мире, средством самопознания и саморазвития.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Система воспитания в трудовой колонии им. М.Горького
  2. Современные тенденции развития воспитания за рубежом и в России
  3. Особенности педагогического общения
  4. Особенности управленческой культуры руководителя образовательной организации
  5. Урок модерации как реализация деятельностного подхода в обучении
  6. Методики и технологии работы социального педагога
  7. Воспитание безопасного поведения дошкольников
  8. Влияние взаимодействия учителя и младшего школьника на успешность в обучении
  9. Возрастные и индивидуальные особенности развития
  10. Особенности ролевой игры в дошкольном возрасте