Для связи в whatsapp +905441085890

Взаимосвязь образа отца с тревожностью и самооценкой у подростков — Общая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст — это переходный период от детства к юности. Он характеризуется общим повышением жизненного тонуса и глубокой перестройкой всего организма. Н.К. Крупская характеризует психический мир подростка психологией полуребенка — полувзрослого: в своем развитии он уже «ушел» от детей, но еще не «прилип» к взрослым. Этот период является трудным как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Этот период называют эпохой кризисов и неразрешенных конфликтов. Об этом возрасте написано больше всего, его подробно изучали такие ученые, как Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Г. Гецер, В. Штерн, Л.С. Выготский, Э. Эриксон, Т.В. Драгунова, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.

Характерной особенностью подросткового возраста является половое созревание. У девочек он начинается примерно в 11 лет, у мальчиков — чуть позже, с 12-13 лет. Половое созревание (резкое созревание организма, внезапное увеличение роста и развитие вторичных половых признаков) вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутренний баланс и привносит новые переживания.

Л. С. Выготский подробно рассмотрел проблему интересов в переходном возрасте, назвав ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С. Выготский, происходит период разрушения и гибели старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой затем развиваются новые интересы. Он писал: «Если в начале фаза развития интересов отмечена романтическими стремлениями, то конец фазы ознаменован реалистичным и практичным выбором одного из самых прочных интересов, большинство из которых напрямую связаны с основной линией жизни, выбранной подростком.

Л. С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта расстояний» (отношение подростка к широким, большим масштабам, которые субъективно гораздо более приемлемы для него, чем ближнее, текущее, настоящее); «доминанта усилия» (стремление подростка к сопротивлению, преодолению, волевому усилию, которое иногда проявляется в упрямстве, хулиганстве, борьбе с авторитетом воспитателя, протесте и других негативных проявлениях); «романтическая доминанта» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, уделял особое внимание развитию мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления — овладение подростком процессом формирования понятий, что приводит к высшей форме интеллектуальной деятельности и новым формам поведения. По мнению Л.С. Выготского, концептообразующая функция лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. «Понимание реальности, понимание других и понимание самого себя — вот что влечет за собой мышление в терминах», — писал он.

По мнению Л. С. Выготского, в этом возрасте происходят значительные изменения и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазий». О подростковом воображении Л.С. Выготский отмечал, что «оно обращается в свою интимную сферу, обычно скрытую от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток скрывает свои фантазии «как сокровенную тайну, и скорее признает, чем раскрывает свои проступки».

Л. С. Выготский также отметил еще две новые формации возраста. Это развитие рефлексии и, основанное на ней, самосознание. Он писал, что развитие рефлексии у подростков не ограничивается внутренними изменениями самой личности. Появление самосознания позволяет подросткам глубже и шире понимать других людей. По мнению Л.С. Выготского, развитие самосознания, более чем какой-либо другой аспект жизни души, зависит от культурного содержания окружающей среды.

Центральным рефреймингом этого возраста является появление концепции себя как «не ребенка». Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к выводу, что между ним и взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать, чтобы окружающие перестали считать его ребенком; он понимает, что у него тоже есть права. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым и чтобы его считали таковым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет чувства истинной, полноценной взрослости, зато есть большая потребность в признании его взрослости другими. Типы взросления определяются и изучаются Т. В. Драгунова. Они разнообразны:

Имитация внешних признаков взрослости — курение, игра в карты, употребление вина, специальная лексика, следование взрослой моде в одежде и прическе, косметике, украшениях, приемы кокетства, методы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие пути во взрослую жизнь и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют «культурой низкого досуга», при которой утрачиваются познавательные интересы и формируется специфическая установка на веселье с соответствующими жизненными ценностями.

Мальчики-подростки отмечают качества «настоящего мужчины». Это сила, мужество, храбрость, настойчивость, воля, верность в дружбе и так далее. Спорт часто становится средством самовоспитания. Интересно, что многие девушки сегодня также хотят обладать качествами, которые на протяжении веков считались мужскими.

Социальная зрелость. Она возникает, когда ребенок и взрослый сотрудничают в различных видах деятельности, где подросток занимает место взрослого помощника. Обычно это наблюдается в неблагополучных семьях, где подросток фактически занимает позицию взрослого. Здесь забота о родственниках и их благополучии приобретает характер жизненной ценности.

Многие мальчики стремятся овладеть различными взрослыми навыками (слесарное дело, столярное дело, фотография и т.д.), а девочки — кулинарией, шитьем, вязанием. Начало полового созревания — очень благоприятное время для этого. Поэтому психологи подчеркивают необходимость привлекать подростков в качестве помощников к соответствующей деятельности взрослых.

Взаимосвязь образа отца с тревожностью и самооценкой у подростков - Общая характеристика подросткового возраста

Общая характеристика подросткового возраста

Интеллектуальная взрослость. Это выражается в желании подростка действительно знать и уметь что-то делать. Она стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за рамки школьной программы (кружки, музеи и т.д.). Значительная часть знаний молодых людей является результатом самостоятельной работы. Обучение приобретает для таких учеников личностный смысл и становится самообразованием.

Подростковый возраст характеризуется доминированием детского сообщества над сообществом взрослых. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность — особая форма воспроизведения отношений, которые существуют между взрослыми, между сверстниками, форма овладения этими отношениями. Отношения со сверстниками более значимы, чем отношения со взрослыми, и подросток социально изолирован от своей родной семьи. В общении со сверстниками осваиваются нормы социального поведения, моральные нормы, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Здесь происходит образное и причудливое воспроизведение всех самых сложных аспектов будущей жизни. Эта возможность — в мыслях, во сне — проработать, проиграть свои желания, свои радости, важна для развития внутренней жизни. И это единственное занятие, в котором можно мысленно «проиграть» будущую жизнь. Если молодой человек не находит в школе удовлетворительной системы общения, он часто «уходит» из школы, больше, конечно, психологически, но не так уж редко и буквально.

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Важнейшим новообразованием этого века является переданное изнутри общественное сознание. По мнению Л.С. Выготского, это самосознание. Сознание означает общее знание. Это знание в системе отношений. А самосознание — это социальное знание, переведенное на внутренний уровень мышления.

Л. Л.И. Божович также отмечала, что с наступлением переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремления занять более самостоятельную, «взрослую» позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних) занять эту позицию. Л.И. Божович считал, что несоответствие между возникшими потребностями и жизненными обстоятельствами, ограничивающими возможность их реализации, характерно для любого возрастного кризиса. Какой бы субъективно (а иногда и объективно) ни была жизнь подростка, он всем своим существом устремлен в будущее, даже если «это будущее для него еще очень туманно». Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писал: «В этот период ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе… и развиваются процессы самосознания и самоопределения, которые в конечном итоге приводят к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь».

Переходный период — это время трансформации в самых разных областях психики. Радикальные изменения влияют на мотивацию. Содержание мотивов фокусируется на мотивах, связанных с формирующимся мировоззрением, с планами на будущую жизнь. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, «наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих социально значимых и ставших ценными индивидуальных мотивов». Что касается механизма действия мотивов, то теперь они не действуют непосредственно, а возникают «на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения». В мотивационной сфере, как считал Л.И. Божович, находится важнейшее новообразование переходного возраста.

Нравственное развитие школьника тесно связано с мотивационной сферой, которая существенно меняется, особенно в переходном возрасте. Как писал Л.И. Божович, «определенные отношения между людьми выражают, моральные нормы реализуются в любой деятельности, требующей общения — производственной, научной, художественной и т.д.». Усвоение ребенком морального образца происходит, когда он совершает реальные моральные поступки в значимых для него ситуациях.

Моральные убеждения возникают и формируются только в переходном возрасте, хотя основа для их формирования была заложена гораздо раньше. По мнению Л. И. Божович, в убеждениях выражается более широкий жизненный опыт учащегося, который анализируется и обобщается в терминах моральных норм, а сами убеждения становятся конкретными мотивами поведения и деятельности учащегося.

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, представляющее собой систему убеждений, которая приводит к качественному сдвигу во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе мотивов, в которой ведущее место начинают занимать моральные мотивы. Установление этой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяет их направленность и «позволяет человеку в любой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию». Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного периода, Л.И. Божович назвал «самоопределением». С субъективной точки зрения она характеризуется осознанием себя как члена общества и конкретизируется в новой социально значимой позиции. Самоопределение возникает в конце школьного периода, когда человек сталкивается с необходимостью решить проблему своего будущего. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, относящихся к будущему. Она основана на уже сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет его способностей и внешних обстоятельств, опирается на развивающееся мировоззрение подростка и связана с выбором профессии. Но подлинное самоопределение, как указывал Л.И. Божович, не заканчивается на этом этапе, оно «как системное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого, появляется значительно позже и является завершающим этапом онтогенетического развития личности ребенка».

И в конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием себя — своих способностей и стремлений — но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего предназначения в жизни.

Подростковый возраст знаменует собой переход к взрослой жизни, и его особенности влияют на всю оставшуюся жизнь.

Самооценка: подходы и ее значение в жизни человека

В психологических исследованиях, как у нас, так и за рубежом, проблема самооценки не осталась без внимания. Ее теоретические аспекты наиболее полно разработаны в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Р. Азимовой, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой. В них разрабатываются вопросы социально-психологической природы и нравственной основы самооценки, ее структуры и роли в душевной жизни личности. Проблема самооценки также изучалась экспериментально. Так, исследования В.А. Горбачевой посвящены формированию самооценки у детей, Е.И. Савонько — возрастным особенностям соотношения ориентации школьников на самооценку и оценку другими людьми; И.А. Липкина и Л.А. Рыбак рассматривают самооценку в учебной деятельности, В.Н. Куницина — самооценку подростков и др. В психологии других людей вопросы самооценки рассматриваются в работах У. Джеймса, Ч. Кули, Дж. Мид, Э. Эриксона, К. Роджерса и др. Эти ученые обсуждают такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования. Самооценка рассматривается как основное личностное образование, непосредственно участвующее в регуляции поведения и деятельности человека, как автономное свойство личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самого человека и отражающий качественную специфику его внутреннего мира.

Самооценке как личностному образованию отводится центральная роль в общем контексте формирования личности — ее способностей, направленности, активности, социального смысла. Отмечается, что ценности, принимаемые личностью, составляют ядро самооценки, что определяет специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и совершенствования личности.

Ведущая роль отводится самооценке и в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как ядро этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. Самооценка связана с оценочными функциями самосознания и включает в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, отражающее специфику ее Я-концепции.

Таким образом, в исследованиях решаются проблемы связи личности и самооценки, с одной стороны, а с другой — самосознания и самооценки. Эти разные подходы к раскрытию сущности самооценки не противоречат друг другу, а лишь раскрывают ее сложность и многозначность как психологического феномена, ее участие в развитии и функционировании различных психологических проявлений личности.

Сложность изучения проблемы самооценки определяется еще и тем, что она органично включает в себя два взаимосвязанных аспекта: процессуальный и структурно-результативный. Изучение специфики представленности этих аспектов в самооценке связано с несколькими исследовательскими задачами: задачей выявления способа ее формирования, развития и функционирования и задачей выявления ее показателей как личностного образования, интегрированного в определенные системы знаний человека о себе и его отношения к себе.

Двуединая природа самооценки отражена в определениях, данных ей в психологической литературе: Они либо актуализируют его операциональные характеристики, определяя способы, с помощью которых человек оценивает себя, либо подчеркивают его показатели как личностного становления. Самооценка рассматривается как проекция воспринимаемых качеств на внутренний эталон (С.А. Будасси), (В.Ф. Сафин), сравнение своих качеств со шкалами ценностей (В.В. Столин), форма отражения отношения к себе (А.И. Липкина) и так далее.

Проявления самооценки как личностного образования изучены более широко, в то время как ее процессуальные характеристики раскрыты далеко не достаточно. В то же время, подходя к самооценке как к сложно структурированному системному образованию, необходимо провести комплексное исследование — изучение присущей самооценке специфики в единстве с ее результатами и условиями, обеспечивающими ее оптимальное формирование.

Итак, что же такое самооценка?

Самооценка — это ценность, значение, которое человек приписывает себе в целом и определенным аспектам своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно стабильное структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания и процесса самооценки. Основой самооценки является система личностных смыслов человека, система принятых им ценностей. Самооценка развитой личности образует сложную систему, которая определяет характер самоотношения личности и включает общую самооценку, отражающую степень самоуважения, целостного самопринятия, и частичную, частную самооценку, характеризующую отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности определенной деятельности.

В исследованиях А. Зака самооценка представлена как средство анализа и осознания субъектом собственных способов решения задач, на котором строится внутренний план действий, обобщенная схема деятельности личности.

Т. Шибутани говорит о самооценке: «Если личность — это организация ценностей, то ядром этой функциональной единицы является самооценка.

Б.Г. Ананьев предположил, что самооценка является наиболее сложным и многослойным компонентом уверенности в себе, так как она является прямым выражением оценки других людей, участвующих в развитии личности.

Самооценка также рассматривается как элемент отношения к себе, наряду с самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.д. Так, И. С. Кон говорит о самооценке и определяет ее как конечное измерение самости, которое выражает степень принятия или непринятия индивидом самого себя.

Отражение

А.Н. Леонтьев предлагает понимать самооценку через категорию «чувство» как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее «ярко выраженный предметный характер, являющийся результатом специфического обобщения эмоций».

Таким образом, самооценка представляет собой сложное личностное образование и является одной из основных характеристик личности. Она отражает то, что человек узнает о себе от других, а также его собственную активность, направленную на осознание своих действий и личностных качеств.

Изучение самооценки как особого образования самосознания личности по отношению к ее социальному статусу представляется одним из актуальных направлений этого психологического феномена. На сегодняшний день собран большой эмпирический материал о проявлениях самооценки, ее регулятивной функции, взаимосвязи самооценки с самовосприятием личности и ее самопознанием, уровне адекватности и стабильности самооценки в разном возрасте, ее связи с социальными отношениями, устанавливаемыми личностью.

«Высокая самооценка, — говорит Р. Бернс, — обеспечивает хорошее владение техникой социального контакта, позволяет человеку показать свою значимость, не прилагая особых усилий. Ребенок приобретает в семье способность к сотрудничеству, уверенность в том, что он окружен любовью, заботой и вниманием. Все это создает прочную основу для их социального развития».

Поведение людей с высокой самооценкой контрастирует с известной психотерапевтам моделью поведения людей, находящихся в депрессивном состоянии. Для последних характерна пассивность, неуверенность в себе, в правильности своих наблюдений и суждений, они не находят в себе сил влиять на других людей, противоречить им, они не могут легко выразить свое мнение без внутренних колебаний.

Многое из того, что человек делает или не делает, зависит от уровня его самооценки. По словам Т. Шибутани, «те, кто не считает себя особо одаренными, не стремятся к очень высоким целям и не огорчаются, когда у них что-то не получается….. Человек, считающий себя никчемным, недостойным объектом, часто не желает прилагать никаких усилий для улучшения своего счастья. С другой стороны, те, кто высокого мнения о себе, часто склонны много работать. Они считают ниже своего достоинства не работать достаточно хорошо. «

Низкая самооценка также может быть как причиной, так и следствием одиночества. Низкая самооценка — это набор установок и моделей поведения, которые препятствуют установлению или поддержанию удовлетворительных социальных отношений. Люди с низкой самооценкой интерпретируют социальные взаимодействия в самоуничижительной манере. Они склонны приписывать неудачи в социальном взаимодействии внутренним, самообвиняющим факторам. Такие люди острее реагируют на побуждение и отказ в социальном взаимодействии. Люди с низкой самооценкой особенно восприимчивы к партнерам-друзьям и особенно враждебны к партнерам, которые их отвергают. Люди с низкой самооценкой интерпретируют неоднозначные социальные обмены более негативно, чем люди с высокой самооценкой.

Низкая самооценка влияет на социальное поведение людей. Люди с низкой самооценкой чаще всего социально неуверенны и менее склонны идти на риск в социальных делах, а значит, менее склонны к формированию новых или углублению существующих отношений.

Ф. Зимбардо пишет, что то, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. «Люди, осознающие собственную ценность, обычно распространяют вокруг себя ореол довольства. Они меньше зависят от поддержки и одобрения окружающих, потому что научились стимулировать себя сами. Такие люди, благодаря своей предприимчивости и инициативе, заставляют работать социальный механизм и, соответственно, получают львиную долю благ, предоставляемых обществом.

Люди с высокой самооценкой не расстраиваются, когда их критикуют, и не боятся отказа. Напротив, они готовы благодарить людей за «конструктивные советы». Когда они испытывают отказ, они не воспринимают это как унижение себя. Причины своей неудачи они видят по-разному: надо было больше хлопот не нарушать, просьба была чрезмерной или, наоборот, неважной, время и место были выбраны неудачно, человек, давший отказ, страдает от каких-то проблем и поэтому нуждается в понимании. В любом случае, причины отказа не в них самих, а вне их; их следует проанализировать, чтобы перегруппировать силы и предпринять новое наступление с более надежными средствами. Таким людям легко быть оптимистами: они чаще добиваются успеха, чем проигрывают.

Человек с низкой самооценкой, напротив, кажется потерянным. Он или она более пассивны, впечатлительны и менее популярны. Они чрезмерно чувствительны к критике и воспринимают ее как подтверждение своей неполноценности. Они редко принимают комплименты…. В целом, исследователи отмечают более высокий нейротизм у людей с низкой самооценкой по сравнению с теми, кто имеет высокую самооценку. Высокоодаренные люди могут быть сами себе злейшими врагами, когда их самооценка низка…. Когда человек застенчив, у него обычно низкая самооценка, — пишет Ф. Зимбардо, — там, где самооценка высока, о застенчивости не может быть и речи.

Вирджиния Н. Куинн пишет об исследовании Леванвея и Уайли, которые пришли к выводу, что люди с позитивной Я-концепцией склонны быть более терпимыми к другим, им легче принять свои неудачи, которые случаются реже, так как они более эффективны, чем люди с низкой самооценкой; Высокая самооценка обычно связана с такими качествами, как самостоятельность и искренность; Люди с позитивной Я-концепцией склонны полагаться на себя и поэтому охотнее принимают критику и советы.

Для того чтобы человек мог лучше адаптироваться и преодолевать трудности, он должен поддерживать позитивную Я-концепцию. Напротив, люди с низкой самооценкой реагируют на неудачу таким образом, что им трудно улучшить свою самоконцепцию. Более того, они не только очень плохо оценивают свою собственную работу, но и крайне обеспокоены мнением других людей, когда они с наибольшей вероятностью могут дать неблагоприятную оценку.

Многие авторы отмечают снижение самооценки в подростковом возрасте, с появлением ориентации на общение, сверстников, референтную группу. В результате подростки особенно восприимчивы к манипулятивному влиянию и давлению со стороны сверстников. Кроме того, человек с низкой самооценкой часто дает негативную интерпретацию каждому действию других людей, независимо от того, насколько позитивным это действие выглядит в глазах окружающих.

По мнению многих авторов (К. Роджерс, В. Сатир и др.), позитивное отношение к себе, самопринятие, оказывается связанным со способностью конструктивно взаимодействовать с другими людьми. Если человек ценит себя, он, скорее всего, будет относиться к другим так же по-доброму. Такому человеку свойственна открытость, свобода в выражении своих чувств, способность к самораскрытию в общении.

Обобщая взгляды различных исследователей, мы видим, что все они сходятся во мнении о негативном влиянии низкой самооценки на социальное поведение человека и развитие межличностных отношений.

В целом, следует сказать, что отношение человека к себе — это самое молодое образование в системе его мировоззрения. Несмотря на это (а может быть, и благодаря этому), самооценка занимает особенно важное место в структуре личности.

Страх как психологический феномен

Прежде всего, стоит начать непосредственно с определения тревоги, которых существует довольно много, но все они имеют некоторые общие черты. Словарь по психологии дает нам определение тревоги — как склонность человека к частым и интенсивным переживаниям страха, а также в низком пороге его возникновения. Тревожность рассматривается как личностное образование, а также как черта темперамента. В настоящее время преобладает мнение, что тревожность имеет естественную основу (свойства нервной системы) и является результатом социальных и личностных факторов. В детстве причиной тревоги чаще всего является нарушение отношений с родителями. В зрелом возрасте тревожность часто провоцируется внутренними конфликтами, которые в основном затрагивают самооценку. Следовательно, можно предположить, что тревожность в зрелом возрасте напрямую зависит от самооценки человека. Тревожность возникает на благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется в жизни в основном из-за нарушения форм внутриличностного и межличностного общения, как уже упоминалось, например, между родителями и детьми.

Тревожность различают как устойчивую в любой сфере — частной (например: межличностной, школьной, экзаменационной) и общей — «размытой», «похороненной», которая свободно меняет объекты в зависимости от их значимости для человека. Следует также отметить, что тревога включена как один из основных компонентов в посттравматическое стрессовое расстройство. Также необходимо отметить, что с тревогой связаны и другие психические расстройства, такие как фобии, навязчивые идеи и ипохондрия.

А.М. Прихожан дает несколько иное определение тревожности, чем описанные ранее. Он определяет тревогу как вид переживания эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием каких-то неприятностей и предчувствием опасности. На психологическом уровне тревога ощущается как напряжение, опасение, трепет, нервозность и переживается как чувство неуверенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, надвигающейся неудачи, неспособности принять решение и т.д. На физиологическом уровне реакции тревоги проявляются учащением сердцебиения, учащением дыхания, увеличением минутного объема кровообращения, повышением артериального давления, повышением общей возбудимости, снижением порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают негативную эмоциональную окраску. Также отмечается, что тревожность относится целостно и к явлению страха, и к самому явлению страха, т.е. тревожность включается в понятие страха, которое, как отмечает А.М. Прихожан, является более широким в отечественной психологической литературе. В западной литературе два понятия — страх и тревога — имеют одно и то же название, по-английски называемое anxiety. Согласно Ясперсу, тревога (Existenzangst) является одной из спасительных сил, позволяющих человеку перейти от повседневного существования («бытия-в-мире») к экзистенциальному уровню бытия, миру свободной воли. Страх — это важный элемент, который сталкивает человека с «напряжением пограничной ситуации», той ситуации, которая позволяет человеку прорваться к подлинной свободе как выходу из бытия. Именно такие ситуации позволяют, а точнее, заставляют человека оставаться человеком, который чувствует ответственность за свое экзистенциальное существование. Таким образом, я прихожу к понятию страха, которое необходимо учитывать в данном случае.

Тревога — это смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся ожиданием неблагоприятного развития событий, наличием «дурных» предчувствий, страхом, напряжением, беспокойством. Состояние тревоги обычно определяется как отсутствие выражения. В отличие от страха как реакции на реальную опасность, тревога — это переживание неопределенной, беспредметной угрозы. Оптимальный уровень тревожности необходим для эффективной адаптации к реальности, и этот тип тревожности называется адаптивной тревожностью.

Как слишком высокий, так и слишком низкий уровень тревоги — это дезадаптивная реакция, которая проявляется в общей дезорганизации поведения и деятельности.

Западный автор Кэрролл Э. Изард не дает четкого определения тревоги, но в своей работе он приводит множество интересных фактов, которые относятся непосредственно к этому явлению. Он утверждает: «Если попросить многих людей вспомнить, что именно они чувствовали, когда испытывали тревогу, они скажут, что их мучили опасения, они испытывали волнение, страх и, возможно, даже дрожь. Все эти описания позволяют предположить, что в основе феноменологии тревоги лежит переживание страха. Тревога, как и любая другая базовая эмоция, может варьироваться по интенсивности, и, соответственно, при тревоге она может быть легкой, умеренной или тяжелой. » Также утверждается, что печаль может иногда определять картину тревоги, но чаще ее роль в эмоциональном паттерне тревоги все же обусловлена ее взаимодействием с эмоцией тревоги. Описывая тревогу, некоторые люди упоминают о переживании стыда или вины. А сочетание двух таких элементов, как страх и стыд, в контексте тревоги крайне вредно для психического состояния человека, поскольку ни одна из этих эмоций не способствует социальному взаимодействию. «Важно понимать, что в состоянии тревоги мы испытываем не одну эмоцию, а комбинацию или картину различных эмоций, каждая из которых влияет на наши социальные взаимодействия, соматическое состояние, познание, мысли и поведение. На уровне субъективного опыта тревогу лучше всего определить как сочетание нескольких дискретных эмоций», — также отмечает К. Изард. Еще одним важным наблюдением из книги Изарда о тревоге является ссылка на глубокий анализ тревоги и тревожного состояния Кьеркегором, который приходит к выводу, что тревога порождается свободой выбора и является результатом столкновения человека с разнообразием возможностей. «Выбор всегда скрывает неизвестность, неопределенность и тем самым становится источником беспокойства. Чем больше у человека свободы выбора, тем больше он способен к творчеству и тем вероятнее сопутствующие переживания страха и тревоги.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что тревога — это не самостоятельное явление, а некое сложное эмоциональное переживание, в котором страх является самым важным элементом.

При этом можно провести определенную черту, прежде чем различать понятия страха и дискомфорта. Тревога — это эмоциональное переживание, которое сопровождается эмоцией страха. Тревожность, с другой стороны, — это психологическая особенность, устойчивое качество человека, его характерная черта. Человек, который часто испытывает состояние страха, является тревожным, а склонность человека испытывать страх является одним из основных параметров индивидуальных различий.

Теперь, когда мы рассмотрели эти два явления — страх и тревогу, — стоит рассмотреть психологические причины страха. Таким образом, если тревожность является устойчивым личностным образованием, то существуют определенные причинно-следственные связи между тем, что было, и тем, что стало. Однако тревожность также может быть свойством темперамента. В понимании тревожности как свойства темперамента в качестве основных факторов признаются природные условия — свойства нервной и эндокринной систем, в частности, слабость нервных процессов. Как отмечает А.М. Прихошан, «вопрос о естественных условиях тревожности чрезвычайно сложен. Этот вопрос решается с помощью концепции двух типов факторов, вызывающих состояние тревоги, — необусловленных (к которым относится вегетативная или «психовегетативная» реакция) и обусловленных. Предполагается, что многократное повторение ситуаций, в которых актуализируются такого рода факторы, приводит к фиксации страха как устойчивого образования (страх как черта, trait, в терминологии Ч.Д. Спилбергера). Источниками постоянной тревоги являются, с одной стороны, постоянные внешние стрессовые ситуации (с соответствующей оценкой индивидом), возникающие в результате частого переживания тревоги, и, с другой стороны, внутренние психологические и психофизиологические источники.

Рассмотрев эти два явления, тесно связанные и в то же время разные по содержанию, стоит перейти непосредственно к рассмотрению старшего подросткового возраста, его особенностей и фактов, влияющих на появление у подростков таких характеристик личности, как тревожность.

Самооценка и тревожность в подростковом возрасте

Самооценка — это ценность, значение, которое человек приписывает себе в целом и определенным аспектам своей личности, деятельности и поведения. Самооценка выступает как относительно стабильное структурное образование, компонент Я-концепции, уверенности в себе и процесса самооценки. Основой самооценки является система личностных смыслов человека, система принятых им ценностей. Он считается центральным образованием личности и центральным компонентом Я-концепции.

Самооценка выполняет регуляторные и защитные функции и влияет на поведение, деятельность и развитие человека, а также на его взаимоотношения с другими людьми. Самооценка отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Самооценка формирует основу для восприятия собственных успехов и неудач, для постановки целей на определенном уровне, то есть для уровня собственных устремлений. Защитная функция самооценки, которая обеспечивает относительную стабильность и автономию (независимость) личности, может привести к искажению данных опыта и тем самым оказать негативное влияние на развитие.

Самооценка развитой личности образует сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает степень самоуважения, целостного принятия или непринятия себя, и частичную, частную самооценку, характеризующую отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности той или иной деятельности. Самооценка может быть разной степени и обобщенной.

Самооценка характеризуется следующими параметрами: 1) уровень (ценность) — высокая, средняя и низкая самооценка; 2) реалистичность — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) самооценка; 3) особенности структуры — конфликтная и бесконфликтная самооценка; 4) временная значимость — прогностическая, текущая, ретроспективная; 5) стабильность и др.

Она эффективна для развития личности, если достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными частичными самооценками разного уровня. Стабильная и в то же время достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, опыта, оценок окружающих, изменившихся критериев и т.д.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Слишком стабильная, жесткая самооценка, но также и сильно колеблющаяся, нестабильная, оказывает негативное влияние. Противоречивая самооценка может быть как продуктивной, так и дезорганизующей. Нестабильная и противоречивая самооценка повышается в критические периоды развития, особенно в подростковом возрасте.

Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека испытывать частую и интенсивную тревогу и низком пороге ее возникновения. Это считается формированием личности или чертой темперамента, вызванной слабостью нервных процессов.

Вопрос о причинах тревоги остается открытым. В настоящее время преобладает мнение, что тревожность, имеющая естественную основу (свойства нервной системы), формируется в течение жизни под влиянием социальных и личностных факторов. В дошкольном и младшем школьном возрасте основной причиной могут быть травмы в отношениях между родителями и детьми. В зрелом возрасте тревога может возникнуть из-за внутренних конфликтов, которые в основном затрагивают самооценку.

Существует два основных типа тревожности. Первая из них — это так называемая ситуативная тревога, то есть она вызывается конкретной ситуацией, которая объективно вызывает тревогу. Это состояние может возникнуть у любого человека на пороге возможных трудностей и осложнений жизни. Другой тип — это так называемая личностная тревожность. Его можно считать личностной чертой, проявляющейся в постоянной склонности испытывать тревогу в самых разных жизненных ситуациях, даже тех, к которым нет объективной предрасположенности. Он характеризуется состоянием неосознанной тревоги, неопределенным чувством угрозы, готовностью воспринимать любое событие как неблагоприятное и опасное.

Страх является индикатором неблагоприятного развития личности и оказывает на него негативное влияние. Такое же влияние оказывает нечувствительность к реальным неприятностям, «дефензивность», которая развивается под влиянием защитных механизмов, прежде всего репрессии, и проявляется в отсутствии страха даже в потенциально угрожающих ситуациях. Т. может быть предвестником невроза, а также его симптоматика и механизм развития.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений
  2. Личностные особенности психолога, работающего в экстремальных ситуациях
  3. Хэд сэр Генри ‒ английский невролог и нейропсихолог
  4. Психолог на предприятии
  5. Взаимосвязь волевой саморегуляции и пищевого поведения человека
  6. Гуманистическое направление в психотерапии
  7. Инженерная психология
  8. Теории социального научения, морального развития личности
  9. Теоретические задачи возрастной психологии
  10. Психология сна и сновидений