Для связи в whatsapp +905441085890

Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное
  2. Общественное сознание: понятие, структура, мерности развития
  3. Понятие этического и эстетического и их связь с духовным опытом человека
  4. Познание как взаимодействие двух систем – субъекта и объекта Основные концепции познания. Социокультурная природа познания
  5. Специфика и основные формы чувственного познания
  6. Знак, его природа и роль в информационной деятельности
  7. Специфика и формы рационального познания. Два типа мышления – рассудок и разум
  8. Единство чувственного и рационального в познании
  9. Сенсуализм и рационализм в истории познания
  10. Научное познание, его специфические признаки

Введение

Человечество всегда стремилось к получению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия является выражением высочайших устремлений творческой активности духа, которая является великой гордостью человечества. За тысячелетия своего развития она прошла долгий и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного к более глубокому и всестороннему пониманию природы бытия. На этом пути были открыты бесчисленные факты, свойства и законы природы, общественной жизни и самого человека, одна картина мира сменилась другой.

Развитие знаний шло параллельно с развитием производства, с расцветом искусств и художественного творчества. Наш разум постигает законы мира не ради простого любопытства (хотя любопытство — одна из движущих сил человеческой жизнедеятельности), а ради практического преобразования человеческой природы с целью наиболее гармоничной жизни человека в мире. Знания человечества образуют сложную систему, которая выступает как социальная память, ее богатство передается из поколения в поколение, от человека к человеку через механизм социального наследования, культуру.

Актуальность познания в современном мире лежит в основе данной контрольной работы, целью которой является раскрытие понятия «познание», его социального и практического значения для человечества, его методов и сущности. Далее я рассмотрю такие аспекты, как сущность познания, его смысл, структура и содержание философского анализа, актуальные проблемы познания.

Чувственное познание и его специфика

Сенсорное восприятие происходит через органы чувств.

Органы чувств — это единственные ворота, через которые информация об окружающем нас мире проникает в наше сознание. Материальные предметы и явления воздействуют на органы чувств и вызывают разнообразные впечатления.

Сенсорное познание происходит в трех основных формах: Сенсации, восприятия и репрезентации.

Восприятия — это отражение в мозгу отдельных качеств, свойств, сторон материальных предметов и явлений, которые действуют непосредственно на органы чувств.

Чувства делятся на две основные группы:

  1. ощущения, отражающие качества предметов и явлений внешнего мира (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные).
  2. ощущения, отражающие движения частей тела и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, органические ощущения равновесия).

Между этими группами всегда существует тесная связь, потому что человек не пассивно ощущает внешний мир, а действует на него, реагирует на него, в соответствии с характеристиками внешних объектов. Источник ощущений лежит в свойствах материальных предметов и явлений.

Восприятие — это целостное отражение внешнего материального объекта, которое действует непосредственно на органы чувств.

Изучение сенсорных восприятий является предметом многих отраслей науки, например, теория высшей нервной системы Павлова. Человеческое восприятие отличается от сенсорного восприятия животных тем, что восприятие животных не предполагает целенаправленного отражения внешнего мира.

Восприятие — это чувственный образ объекта, который не действует на органы чувств в данный момент, но ранее воспринимался ими в той или иной форме. Представления и восприятия являются конкретными визуальными образами — это то, что их объединяет, но между ними есть и различия:

  1. представления — это образы, воспроизводимые в сознании при отсутствии непосредственного взаимодействия объектов в данный момент, поэтому они не обладают яркостью и отчетливостью, характерными для восприятий.
  2. большинство представлений воспроизводят образы объектов, ранее неоднократно воспринимавшихся в разных условиях, и поэтому являются более общими и менее детальными по сравнению с восприятием, но фиксируют общие, характерные признаки объектов. 3. восприятие формируется при отсутствии непосредственного воздействия на объект благодаря следам предыдущих восприятий, между этими следами устанавливаются множественные нервные связи, поэтому благодаря этим связям формируются возможные изменения перцептивных образов, трансформация и формирование новых зрительных образов.

Этот процесс является выражением присущей человеку способности воображения, т.е. представления находятся дальше от объекта, чем восприятие.

Интуиция, оригинальная форма сочетания чувственного и рационального, также является способностью прямого или непосредственного (в форме предчувствия или озарения) познания истины. В интуиции ясно воспринимается только результат (вывод, истина); конкретные процессы, ведущие к нему, остаются как бы за рамками, в поле и в глубинах бессознательного.

Основные формы чувственного познания

Сенсорное восприятие происходит через органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Она характеризуется: — непосредственность (прямое воспроизведение объекта); — четкость и объективность получаемых изображений; — воспроизведение объектов на уровне явлений, то есть их внешних сторон и свойств.

Основные формы сенсорного отражения: ощущения, восприятия, представления. Восприятия отражают отдельные свойства и стороны объекта (цвет, запах и т.д.) и не дают целостной картины объекта восприятия. Восприятие — синтез ощущений, формирующий целостное представление об объекте в единстве его сторон и свойств. И, наконец, путем зрительного воспроизведения предыдущих восприятий с помощью памяти и воображения формируется такая форма образа, как представление.По сравнению с восприятием, оно является обобщенным образом действительности, служит трамплином, позволяющим перейти к рациональному отражению действительности. Но не стоит представлять, что сенсорное восприятие — это пассивный этап передачи информации от объекта к субъекту. Сенсорное отражение, во-первых, активно и, во-вторых, социально обусловлено (мы говорим о сенсорном отражении человека).

Говоря о чувственном восприятии, необходимо отметить, что социальная детерминация человеческого чувственного отражения составляет его особенность по сравнению с чувственным отражением у животных. Эта особенность может быть выражена в следующих утверждениях.

Выделяется влияние общественных отношений, социальной и индивидуальной практики на выбор объектов отражения в окружающей действительности.
Происходит формирование (под влиянием практики, социокультурных условий и ценностей) перцептивных установок и ожиданий, которые регулируют взаимодействие между текущими сенсорными данными и прошлым опытом субъекта в процессе восприятия.

Осуществляется взаимодействие прошлой, а также текущей сенсорной информации и культурных слоев. Отсюда можно сказать, что непосредственность чувственного отражения — вещь относительная и что эту относительность необходимо учитывать в познавательной и практической деятельности. В целом, это формы, характеристики и особенности сенсорного восприятия человека.
Рациональное познание — это более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. Мышление можно представить тремя основными уровнями, которые соответствуют общей истории его развития: сенсорно-перцептивный уровень, уровень представлений, вербально-логический уровень (уровень понятийного мышления). Она характеризуется: — опора на результаты сенсорного отражения, опосредованного ощущениями; — абстрактность и обобщенность получаемых образов; — представление объектов на уровне сущностей, внутренних закономерных связей и соотношений. Основные формы рационального познания включают: понятия, суждения, выводы, законы, гипотезы, теории.

Знаки в познании

Знаки — это основные элементы и средства мыслительной деятельности. С их помощью осуществляются операции абстрагирования, обобщения и связи свойств и отношений предметов и явлений. Многие задачи, как образные, так и абстрактно-логические, человек решает с помощью визуальных знаковых систем, которые обеспечивают связь символических процессов с сенсорными. Признаки внешних объектов или знаковых образований являются не только источником обобщения объективного опыта, но и источником бесконечно разнообразных «подсказок», ключей в поиске других необходимых идей или операций решения той или иной задачи.

Способность к символизации (знаковая функция) является одним из важнейших свойств человеческой познавательной деятельности. Знак является средством и инструментом познания объективной деятельности, но в то же время необходимо понимать природу опосредованной связи знака и обозначаемого объекта в рефлекторной деятельности человеческого мозга. Суть этой связи заключается в том, что знаки являются носителями и средствами фиксации ментальных образов означаемых объектов. Знаки — это особое средство абстрактной и обобщенной отражательной деятельности, осуществляемой в условиях общения.

В последнее время в инженерной психологии считается, что знак имеет не только информирующую функцию, определяемую связью со знаковым объектом, но и структурирующую, преобразующую функцию, связанную с воздействием знака на субъект. Структурирующая функция знаков способствует организации систем психических процессов в процессах приема и обработки информации. В связи с этим знаки играют двойную роль в человеческой деятельности: с одной стороны, они участвуют в управлении преобразованиями объекта, а с другой — организуют ментальную, мыслительную деятельность субъекта. Это также связано с тем, что знак всегда функционирует не изолированно, а только как элемент определенной системы знаков.

На основе обобщения литературных данных и наших исследований можно определить шесть функций знаков и знаковых систем в человеческой деятельности:

  • Сигнал — как стимул к деятельности: знак действует как сигнал;
  • Визуальные — как поддержка внешней и внутренней наглядности при решении оперативных задач в деятельности (знаки-символы, знаки-символы, иконические знаки)
  • Информативные — о состоянии и свойствах обозначаемых объектов и явлений (кодовые знаки);
  • Интегративный — объединение и консолидация информации в знаке или ОО за счет обобщения в числовом значении и многомерности используемых знаковых систем (свернутые знаки);
  • Структурирование — организация и адаптация системы приема и обработки знаковой информации;
  • Коммуникативный — как средство организации данного общения.
  • Необходимость формирования систем приема и переработки знаковой информации одинакова для всех видов деятельности и связана с развитием знаковой функции у человека.

Образы в познании

В общем когнитивном смысле образ — это любой дискретный (отдельный) элемент знаний, содержащий значимую информацию о классе объектов.

Идеальными когнитивными образами являются:

1) сенсорно-визуальный

  • перцептивные образы
  • репрезентативные образы: Восприятие происходит в тот момент, когда объект действует на органы чувств, поэтому он ассоциируется с определенной ситуацией. Репрезентативные образы включают образы памяти и воображения.

3) рациональные (концептуальные), недоступный органам чувств.

В представлении, благодаря сочетанию изобразительности (визуализации) и значения (смысла), воспроизводится обобщенное знание об отражаемых объектах, в котором чувственные и логические моменты предстают в нерасчлененном единстве. Образ в «усеченном» виде содержит чувственное содержание и логическое, осмысленное содержание.

При переходе от восприятия к представлению структура образа меняется в направлении обобщения и схематизации. В процессе распознавания зрительные образы трансформируются в направлении отражения более значимых элементов и сторон явлений.

Соответствие образа и объекта: с одной стороны, образ идеален по форме и поэтому субъективен, т.е. по способу существования, с другой стороны, он сохраняет предметное содержание отражаемых объектов, т.е. объективен по содержанию.

Для познающего субъекта знаковая система важна не сама по себе, а только потому, что она является носителем идеального содержания (семантического значения). Это идеальное содержание, зафиксированное в знаковой системе, является образом (или системой образов).

Функции зрительных образов в структуре познания:

познавательные (информационные), посредством которых субъекту раскрываются свойства и структура объектов и процессов объективного мира.

Функция регулирования (управления) человеческой деятельности.

В то же время зрительные образы являются важной опорой для абстрагирования и обобщения (эмпирическая функция);

Они могут частично взять на себя функции языка, став средством выражения абстрактных мыслей (идеографическая функция).

Интерпретационный: изображения включаются как элементы в осмысленную интерпретацию формальных знаковых систем. 6) Эвристика: средство получения новых знаний о мире.

Заключение

Итак, рассмотрев проблемы эпистемологии и некоторые вопросы логики, я закончил объяснять содержание этих вопросов, которые стояли передо мной в начале контрольной работы. Как оказалось, познание — это многогранное и сложное понятие. В целом, это изучение человека, его бытия в мире, особенно психического мира человека.

Разумное философское сомнение, здоровый скептицизм, желание все тщательно исследовать — это и есть познание. Отвечая на вопрос «Возможно ли познание?», я могу сказать, что мое собственное мнение совпадает с мнением, высказанным И.В. Гете в его «Зове дружбы»:

«Я не могу не поделиться радостью, которая снова и снова переполняет меня в эти дни. Я чувствую себя в счастливом единстве с моими близкими и далекими, искренними, активными исследователями. Они признают и утверждают, что необходимо принять нечто неизученное в качестве предпосылки и допущения, но тогда сам исследователь не может устанавливать границы.

И не должен ли я также принять себя как предположение и предпосылку, хотя я никогда не знаю, каков я на самом деле? Разве я не изучаю себя, как и других, и при этом весело иду вперед и вперед?

Так и с миром: пусть он лежит перед нами вечным и бесконечным, пусть существует безграничная даль, непроницаемая близость; все это так, и все же — пусть это никогда не определяет и не ограничивает, как далеко и глубоко человеческий разум способен проникнуть в его тайны и загадки мира».

Это логически привело меня к проблеме эпистемологии, и я завершаю этот большой блок фундаментальных философских проблем ее анализом в настоящем обзоре.

Из сути всего этого можно сделать один вывод: Разум постоянно проникает все глубже и глубже в тайны бытия, и невозможно предугадать, как далеко он зайдет со временем.

Список использованной литературы

1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник, 2-е изд., М.: Гардарики, 2006, 736 с.

2. Г.Г. Кириленко, Е.В. Швецов Философия: Справочник студента, М.: Аст, 2002 — 672 с.

3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений, М.: Логос; КноРус, 2000 — 228 с.

4. Философия: познание, общество, человек, ценности, культура Юнита 2 / Современный гуманитарный университет, М., 2003 — 85 с.

5. В.П. Кохановский Философия: учебник для ВУЗов, 14-е изд., Ростов н/Д.: Феникс, 2006 — 570 с.

6. В.Н. Лавритенко, Г.И. Иконникова Философия: Учебник для ВУЗов, М.: Юристъ, 2001 — 516 с.

7. В.П. Яковлев, Т.П. Матяш Философия: краткий тематический словарь, Ростов н/Д.: Феникс, 2001 — 416 с.

8. Философия. Энциклопедический словарь, М.: Советская энциклопедия, 1983 — 840 с.