Для связи в whatsapp +905441085890

Взаимосвязь обучения и психических процессов — Виды производительности

Чтобы изучить связь воображения с другими психическими процессами, необходимо выяснить его специфику. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Этот факт является причиной тенденции отрицать существование воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо раскрыть истинную природу воображения.

Теперь обратимся к определениям, имеющимся в литературе. Л.С. Выгодский отмечает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные ранее накопленные впечатления, а строит новый ряд ранее накопленных впечатлений». Другими словами, вводить новые вещи в ход наших впечатлений и изменять эти впечатления таким образом, что в результате этой деятельности формируется новый, ранее не существовавший образ, как известно, лежащий в основе той деятельности, которую мы называем воображением.»

Кестлер считает, что игра воображения позволяет по-новому связать как уже известные, так и вновь полученные данные.

«Воображение, — пишет С.Л. Рубинштейн, — связано с нашей способностью и потребностью создавать что-то новое. «Воображение — это бегство от прошлого опыта, его преобразование. Воображение — это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».

«Основная особенность процесса воображения, — пишет Е.И. Игнатьев, — состоит в определенной практической деятельности по перестройке и переработке перцептивных данных и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление.

Нечто подобное можно прочитать в Философской энциклопедии, где воображение определяется как психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, которые никогда не воспринимались человеком непосредственно в реальности в целом.

Как мы видим, существенной чертой воображения считается способность субъекта генерировать новые образы. Но этого недостаточно, потому что тогда невозможно провести различие между воображением и мыслью. Логическую деятельность, человеческое мышление — специфическую форму создания познавательных образов посредством логической дедукции, обобщения, абстрагирования, анализа, синтеза нельзя просто отождествлять с воображением. Создание новых знаний и концепций в области логического мышления может осуществляться без участия воображения.

Многие исследователи отмечают, что воображение — это процесс создания новых образов, происходящий на визуальном уровне. Эта тенденция относится к воображению как форме сенсорного отражения. Согласно другой тенденции, воображение создает не только новые сенсорные образы, но и новые мысли.

Понимать воображение как процесс, противоположный мышлению, а мышление, протекающее по законам логики, как нетворческий процесс, неверно. Одной из характерных особенностей воображения является то, что оно связано не только с мышлением, но и с чувственными данными. Без мышления нет воображения, но оно не сводимо к логике, потому что в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Итак, давайте рассмотрим тот факт, что воображение — это и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и что это преобразование осуществляется в органическом единстве чувственного и рационального.

Взаимосвязь обучения и психических процессов - Виды производительности

Виды производительности

У человека различают следующие основные виды воображения: активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное. Отдельно существуют такие разновидности воображения, как сны, галлюцинации, грезы и дневные сновидения.

Активное воображение характеризуется тем, что человек с его помощью вызывает соответствующие образы усилием воли. Активное воображение — признак творческого типа личности, который постоянно проверяет свои внутренние возможности, его знания не статичны, а постоянно перекомбинируются, приводят к новым результатам и дают личности эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Его умственная деятельность является сверхсознательной, интуитивной. Активное воображение включает в себя творческое, воссоздающее и предвосхищающее воображение.

Реконструктивное воображение — это создание образа на основе словесного описания или условного изображения реконструируемого объекта. Под репродуктивным воображением психологи понимают такую психическую деятельность, когда мы воспроизводим в своем сознании серию образов, которые мы пережили, но реконструируем их, когда нет непосредственных причин для их реконструкции.

Творческое воображение — это вид воображения, направленный на создание новых социально значимых образов, что является основой творчества. Творческое воображение — это самостоятельное создание новых, оригинальных образов. Творческое воображение художника позволяет создавать фантастические образы прошлого, исторических событий в жизни общества, а также будущего, иногда только предполагаемого. Образы творческого воображения создаются с помощью различных методов интеллектуальных операций. Т. Рибо выделил две основные операции: Диссоциация и ассоциация.

Диссоциация — это негативная и подготовительная операция, в ходе которой чувственно данный опыт фрагментируется. В результате такой предварительной подготовки опыта его элементы способны вступить в новую комбинацию. Диссоциация обязательна для творческого воображения — это этап подготовки материала. Отсутствие способности к диссоциации является серьезным препятствием для творческого воображения.

Ассоциация — это создание целостного образа из элементов изолированных изобразительных единиц. В результате ассоциации возникают новые комбинации, новые образы.

Предвосхищающее воображение является основой способности человека предвидеть будущие события и предсказывать результаты своих действий. Благодаря этой способности человек может «мысленно видеть», что с ним произойдет в будущем со стороны других людей. Чем моложе человек, тем больше у него воображения. Воображение пожилого человека больше сосредоточено на событиях прошлого.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, независимо от воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непроизвольное пассивное воображение возникает при расстройствах сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полусонном и сонном состоянии. В сознательном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от реальности — грезы. Созданный человеком нереальный мир — это попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжелые потери, смягчить психологическую травму. Подобное воображение указывает на глубокий внутриличностный конфликт.

Продуктивное воображение характеризуется тем, что в нем реальность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или имитируется. В то же время эта реальность творчески реализуется в изображении. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, творческой и научной деятельности. Результатом творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенным критерием такого рода воображения является социальная ценность его результатов, проникновение в сущность изображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.

Воспроизводящее воображение — при его использовании задачей является воспроизведение реальности такой, какая она есть, и хотя здесь также присутствует элемент воображения, он больше связан с восприятием или памятью, чем с творчеством. Например, когда вы читаете литературу, изучаете карту или исторические описания, воображение воссоздает то, что изображено в этих книгах, картах и историях.

Во всех этих случаях воображение играет положительную роль как разновидность фантазии. Но есть и другие виды воображения. Это сны, галлюцинации, дневные сновидения и мечты. Сны можно классифицировать как пассивные и непроизвольные формы воображения. Их реальная роль в жизни человека еще не выяснена, хотя известно, что люди находят в снах выражение и удовлетворение многих жизненно важных потребностей, которые по ряду причин не могут быть реализованы в жизни. Галлюцинации — это фантастические видения, которые, как кажется, практически не имеют связи с окружающей человека реальностью. Обычно они являются результатом какого-то психического расстройства или нарушения работы организма — сопровождаются множеством болезненных состояний. Сны, в отличие от галлюцинаций, являются нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желаниями, обычно несколько идеализированного будущего. Сон отличается от дневного сна тем, что он несколько более реалистичен и в большей степени связан с реальностью, то есть в принципе осуществим. Мечты и дневные сны занимают довольно большую часть времени человека, особенно в подростковом возрасте. Для большинства людей мечты — это приятные мысли о будущем. У некоторых также бывают тревожные видения, вызывающие беспокойство, чувство вины и агрессию.

Функции воображения

Человеческий разум не может находиться в бездействии, поэтому люди так часто видят сны. Человеческий мозг продолжает работать даже тогда, когда не поступает новая информация, когда он не решает проблемы. Именно в это время и начинает работать воображение. Отмечается, что человек не в состоянии остановить поток мыслей, прервать воображение по своему желанию.

В процессе человеческой деятельности воображение выполняет ряд специфических функций.

Первое — это умение представлять реальность в образах и использовать их при решении задач. Эта функция воображения тесно связана с мышлением и органически заключена в нем.

Вторая функция воображения — регуляция эмоциональных состояний. С помощью воображения человек способен удовлетворить многие потребности, хотя бы частично, чтобы снять напряжение, которое они создают. Эта жизненная функция особенно подчеркивается и развивается в психоанализе.

Третья функция воображения связана с его участием в волевой регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью умело созданных образов человек может привлечь внимание к нужным событиям, с помощью образов он получает способ управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения — это формирование внутреннего плана действий, то есть способность выполнять его в уме посредством манипулирования образами.

Пятая функция воображения — планирование и программирование деятельности, создание таких программ, суждение об их правильности, процесс реализации.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения человек может влиять на органические процессы чисто волевым образом: Изменение ритма дыхания, частоты пульса, артериального давления, температуры тела и т.д. Эти факты лежат в основе аутотренинга, который широко используется для саморегуляции.

Т. Рибо указывает на прямую связь между воображением и познанием реальности. Он выделяет основные этапы развития воображения ребенка:

  • В первом случае ребенок может трансформировать воспринимаемые объекты, то есть он видит в одном объекте другой;
  • на втором — воображение ребенка проявляется в оживлении игрушек;
  • на третьем — воображение отражается в игривых перевоплощениях;
  • На четвертом этапе ребенок комбинирует образы, то есть начинает формироваться собственно художественное творчество.

D. Концепция Дьюи предполагает, что воображение основано на инстинктах.

Представители гештальтпсихологии (М. Вертхаймер, К. Кофка, Р. Арнхейм) считают способность к визуализации основой развития воображения.

Z. Фрейд считает ранний детский опыт основой для творческих процессов. Благодаря творческому воображению ребенок может заменить напряженные для него ситуации, которые производят сильное впечатление. Такое же предположение представляют Э. Крис и К. Куби.

Ж. Пиаже рассматривает фантазию как временную стадию искаженного отражения реальности. По его мнению, воображение не открывает ребенку ничего нового, оно лишь искажает образ реальности.

В отечественной психологии воображение, наряду с другими психическими функциями, является отражением реальности, будучи социальным по своей природе. Так, Л.С. Выготский считает, что воображение априори связано с действительностью, и показывает различные формы связи воображения с действительностью.

Также, в контексте психологических исследований, эта тема изучалась в работах известных отечественных психологов, таких как: Е.Ю. Басин, А.В. Брушлинский, А.Ю. Дудецкий, Ю.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн лечили. П.М. Якобсон, О.М. Дьяченко, Р.С. Немов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Вернер.

Воображение и его развитие

Человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения происходит в процессе онтогенеза человека и первоначально требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания воображаемых образов. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Психологи выделяют три основных этапа в развитии воображения у детей:

Первый этап в развитии воображения можно отнести к возрасту 2,5-3 года. В этом возрасте происходит разделение воображения на когнитивное и аффективное. Когнитивное воображение проявляется в таких ситуациях, когда ребенок с помощью игрушек разыгрывает какие-то знакомые действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется, когда ребенок играет через свои переживания. В этом случае дети изображают на различном материале моменты, которые фундаментально связаны с переживанием страха: Угроза, прятки, избегание или не избегание угрозы (Баба-Яга, волк подстерегают непослушных детей и забирают их или не забирают). В случае угрозы образу эго, ребенок конструирует воображаемую ситуацию, которая устраняет угрозу. Он получает позитивный материал для поддержания образа «Я» в тех случаях, когда не может согласовать образ «Я» с требованиями реальности.

Второй этап в развитии воображения приходится на возраст 4-5 лет. Ребенок сосредоточен на освоении норм, особенно социальных, а также правил и образцов деятельности. В этом возрасте снижается уровень творческого воображения. У здоровых детей частота устойчивой тревоги снижается, и, как правило, аффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием реальной травмы. Познавательное воображение ребенка в этом возрасте связано с активным развитием ролевых игр, рисования, конструирования. Она носит репродуктивный характер, так как ребенок ориентирован на следование образцам. Особенности использования образа в создании воображением продуктов воображения заключаются в том, что образ строится с помощью действий «овеществления», но затем он дополняется разнообразными деталями. В возрасте 4-5 лет процесс воображения включает в себя конкретное планирование, которое можно назвать поэтапным планированием. Ребенок планирует шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Возможность поэтапного планирования приводит детей к возможности направленного вербального творчества, когда ребенок сочиняет сказку, нанизывая события друг на друга.

Третьим этапом в развитии воображения является возраст 6-7 лет. Аффективное воображение ребенка направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий через их многократное варьирование в игре, рисовании и других творческих видах деятельности.

В этом возрасте, как правило, начинают существовать фантастические миры с воображаемыми друзьями и врагами. Творчество ребенка часто бывает проективным и символизирует постоянные переживания. Когнитивное воображение подвержено качественным изменениям. В своей работе дети не просто передают обработанные впечатления, а начинают специально искать приемы для такой передачи. Возможность выбора этих методов проявляется не только в подборе адекватных способов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла. Целостный образ начинает строиться путем «включения»: он по-прежнему создается на основе отдельного элемента реальности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения. Здесь впервые проявляется целостное планирование: ребенок может построить план своего выступления еще до начала действий и последовательно реализовать его, часто корректируя по ходу выполнения, но без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно спонтанно возникающее после травмы, может привести к патологическим, застойным переживаниям или привести ребенка к полной автономии, к созданию воображаемой замещающей жизни, а не реальных творческих продуктов. Познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию, поскольку его функционирование, как отмечает А.В.Петровский, связано с теми ситуациями, в которых неопределенность достаточно велика.

Связь воображения с другими психическими процессами

Воображение — это особая форма человеческой психики, которая выделяется из других психических процессов и в то же время занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Особенность этой формы психического процесса заключается в том, что воображение свойственно, пожалуй, только человеку и странным образом связано с деятельностью организма. Воображение — это всегда определенное отклонение от реальности, но источником воображения в любом случае является объективная реальность. Воображение характеризуется не большей связью с эмоциональной стороной, не меньшей степенью сознательности, не меньшей и не большей степенью конкретности; эти особенности также имеют место на разных этапах развития мышления. Воображение следует рассматривать как более сложную форму психической деятельности, которая представляет собой реальное объединение нескольких функций в их своеобразных отношениях.

А.В. Брушлинский в статье «Воображение и творчество» начинает свой анализ с того, что традиционно связываемая с воображением способность создавать «новые сенсорные или ментальные образы» не является специфической для него, «…поскольку создание, открытие и т.д. нового — это не только дело воображения, но и восприятия, представления, мышления и т.д.».

Воображение неотделимо от процесса памяти; оно преобразует то, что находится в памяти. Оно также связано с восприятием (обогащает новые образы, делает их более продуктивными) и с мышлением: оно осуществляет мысленный выход за пределы непосредственно воспринимаемого; оно способствует предвидению будущего.

Очень часто ощущения непосредственно рассматриваются как полноценные образы реальности и, будучи сведены к сенсорно-рефлекторным впечатлениям, даже не осознаются как образы. Ощущения — первичные образы определенных свойств реальности — прямо или косвенно участвуют в формировании всех (даже обобщенных) ментальных образов. Они связаны с непосредственным действием объекта на органы чувств и по своей природе отражают реальность. В результате непосредственного взаимодействия между объектом и субъектом, в результате более или менее прямого воздействия объекта на органы чувств человека, ощущения отражают свойства этого объекта. Оно не тождественно физическому взаимодействию, но несет в себе сильный заряд образности. Зависимость ощущений от «экстрасенсорных факторов» (мотивации, интересов и т.д.) становится все более значимой в развитых формах сенсорного отображения действительности и приобретает самостоятельное значение в рамках воображения.

Воображение, создавая зрительные образы, впитывает ощущения. Но в то же время воображение зависит от его смыслового момента. Поэтому воображение физиологически не зависит от деятельности органов чувств. Более того, воображение зависит от развития той или иной формы чувствительности, а ощущения участвуют в формировании имагинативных образов потому, что способствуют накоплению информации об объекте, то есть предоставляют субъекту материал, комбинаторные преобразования которого составляют содержание имагинативных образов.

Воображение, однако, не является продуктом деятельности органов чувств. Воображение — это продукт преобразования, прежде всего, функциональных свойств представления. Такая трансформация — на уровне ощущений — происходит, например, когда деятельность одних органов чувств, будучи вовлеченной в деятельность других, перестраивает систему организации опыта, характерную для тех и других. Решающую и синтезирующую роль в такой перестройке, однако, играют не отдельные взаимовлияния, а вся организация жизнедеятельности человека. Субъект как бы ставит работу органов восприятия под свой контроль, что позволяет ему актуализировать нужные ему отношения, а также перестраивать их в соответствии с целями и потребностями деятельности.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Бине Альфред, французский психолог, доктор медицины и права парижского университета — Разработка тестов по измерению интеллекта (IQ-тест)
  2. Агрессия, ее причины и последствия — Агрессивность как инстинктивное поведение
  3. Дневные и ночные страхи у детей
  4. Визуальное восприятие
  5. Психологический тест личностной тревожности. Шкала спилберга-ханина
  6. Конформизм: приспособленчество к социальной среде
  7. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем
  8. Процесс индоктринации в педагогике
  9. Понятие посттравматического стресса в психологии
  10. Блюма Вульфовна Зейгарник, советский психолог, основатель отечественной патопсихологии — Научная деятельность Блумы Вульфовны