Для связи в whatsapp +905441085890

Взаимосвязь психологических характеристик молодых женщин с их стилевыми предпочтениями в одежде — Социальная значимость одежды

Психология занимается изучением одежды человека в нескольких аспектах. Во-первых, психология личности изучает взаимосвязь между одеждой и личностью ее носителя. Одежда рассматривается как проявление личности владельца, поскольку она связана с самовосприятием человека и его представлением о том, каким бы он хотел быть. Соответствующая одежда:

  • физически комфортно,
  • это благоустройство экстерьера,
  • представляет вашу личность перед другими,
  • соответствует самооценке человека и его субъективному отношению к одежде (потребности, установки, разделяемые социальные стереотипы, возрастные и гендерные характеристики).

В результате возникают различные психологические требования к одежде у разных групп и типов людей, которые и определяют потребительский спрос.

Человек не только выбирает себе одежду, но и определяет стиль своего поведения. Одежда начинает влиять на него. Это взаимодействие очень интересно и неоднозначно. Смена одежды ведет к изменению внешности, самовосприятия, и наоборот.

Проблемы проявления личности в одежде и влияния одежды на человека являются, пожалуй, самыми интересными из проблем, изучаемых психологией. Им посвящена эта книга.

Второй аспект, представляющий интерес для психологии, заключается в том, что одежда занимает определенное место в общении. Играя особую роль в формировании первого впечатления о человеке, она всегда остается одним из важнейших атрибутов имиджа. По одежде можно понять национальную, классовую, групповую принадлежность человека. Она влияет на отношение окружающих к тому, кто ее носит, часто как бы диктует ему (особенностями кроя и посадки изделия на фигуре) определенный стиль поведения в обществе через осанку, жесты, позы и другие компоненты поведения.

Роль одежды в восприятии человека, в том, как он выглядит со стороны, очень важна. Каждый субъект имеет в своем сознании целую систему представлений об особенностях восприятия себя другими, которые формируются на основе реакций и проявленных впечатлений других людей. «В современной психологии эту особенность самосознания обычно называют «саморефлексией».

Одежда выполняет очень важную функцию в общении. Она дает внимательному наблюдателю информацию о характере, темпераменте, состоянии, настроении и отношении своего владельца (аффективно-коммуникативная функция).

Одежда влияет на других людей, вызывая у них определенные реакции. Например, одежда женщины может заставить мужчину ухаживать за ней более смело (регулятивно-коммуникативная функция), а профессиональная одежда, например, полицейская форма, позволяет быстро определить, кого позвать на помощь в случае необходимости (информационно-коммуникативная функция).

Изучение одежды в вышеперечисленных аспектах является предметом социальной психологии. Этому посвящена наша третья книга из серии «Одежда плюс психология» «Необходимый имидж». В ней рассматриваются практические алгоритмы проектирования имиджа с учетом социально-психологических законов восприятия и интерпретации внешности человека.

В-третьих, проблема означивания в одежде — это проблема психосемиотики. Происхождение и функции одежды как знака в человеческом обществе, проблема того, где, как и для чего она выполняет эту функцию, являются предметом психосемиотики.

Иконический характер одежды очевиден в одних случаях (форма солдата, стюардессы) и менее очевиден в других. Однако важно отметить, что одежду и ее элементы всегда можно рассматривать как специфический язык (систему сигналов-знаков), который воспринимается вместе с другими невербальными коммуникативными сигналами (жестами, взглядами и т.д.) и языком. И расхождение между одним и другим может иметь прямо противоположный желаемому эффект. Платье королевы обязывает к королевским манерам!

В-четвертых, возрастные особенности поведенческого восприятия и выбора одежды в младенчестве являются предметом детской психологии. Ребенок сразу после рождения получает первую одежду. Понятно, что новорожденному все равно, как он выглядит, хотя сразу важно, насколько ему комфортно.

Период безразличия к своей внешности в жизни человека очень короткий. Дети становятся равнодушными к одежде примерно с трехлетнего возраста. Дошкольники достаточно четко проявляют свои предпочтения, выбирая определенные предметы, радуются определенным деталям, цветам. Неудобные или некрасивые, по мнению ребенка, вещи могут быть просто сорваны или спрятаны ребенком, чтобы мама их не носила. А сколько радости доставляет дошкольнику переодеться во взрослую одежду и вместе с костюмом войти в мир сказки.

Взаимосвязь психологических характеристик молодых женщин с их стилевыми предпочтениями в одежде - Социальная значимость одежды

Социальная значимость одежды

В социальной психологии есть свои теории о роли стиля одежды для человека. Давайте рассмотрим их. Одежда может демонстрировать профессиональную принадлежность или статус владельца. Профессиональная принадлежность легко читается по одежде полицейских, работников метро, врачей, кондукторов и стюардесс, что облегчает выполнение профессиональных обязанностей.

Профессиональный статус может быть обозначен элементами одежды. Например, военные и полицейские могут легко определить свое звание по звездам на погонах.

Одежда может быть признаком принадлежности к определенной социокультурной среде. Например, признак классовой дифференциации или принадлежности к определенной исторической эпохе.

Если обратиться к истории в целом и к истории одежды в частности, то неоспоримым фактом является то, что одежда во все эпохи «обслуживала» и дополняла человеческое общение. Признаком были цвет, форма, силуэт, внешний вид и отдельные нюансы, элементы костюма.

Когда развитие человеческой цивилизации сформировало пирамиду социальной иерархии, одежда стала отражать статус своего владельца. С древних времен одежда и аксессуары отличали вождя, главу племени.

В Ассиро-Вавилонии социальный статус определялся по длине одежды. Только король и его придворные имели право носить длинные рубашки. Только королю разрешалось носить более одной рубашки одновременно. Отделка одежды также имела очень конкретное значение; свита короля носила бахрому строго определенной ширины по краю одежды.

В Древней Греции белая одежда была признаком свободного человека. В Древнем Риме тога имела то же значение. По тому, как она была задрапирована, можно было судить о культуре и образовании человека.

В средневековой Европе высота головных уборов знатных дам достигала одного метра, в то время как простолюдинки могли позволить себе головной убор лишь в 50-60 сантиметров…

Таким образом, некоторые признаки классового различия ушли в историю. Рукав, который был признаком класса в готической, византийской моде, в эпоху Возрождения, не имеет такого значения в современном костюме. Все носят одинаковый покрой, независимо от того, кто они.

На наших глазах появляются новые знаки, вызванные новой реальностью России середины 90-х годов. Символом «нового русского» стали малиновый пиджак, толстые, массивные золотые цепи и длинное кашемировое пальто (для мужчины).

Одни периоды истории характеризовались большим символизмом, другие меньшим, но всегда одежда несла информацию о классовой дифференциации, отражала принадлежность к определенной социальной и культурной среде.

Костюм и его элементы со временем стали символом определенной культуры и отразили ее особенности в сознании потомков. Таким образом, готический костюм отсылает нас к очень конкретному историческому времени и месту (XIV—XV века, Европа) Исследователи в области истории костюма выделяют следующее: «Костюм эпохи Возрождения» (XIV—XVI век, Италия); «Костюм эпохи барокко» (XVII век); «Костюм эпохи рококо», «Костюм стиля ампир»; «Костюм стиля бидермейер» (1815-1848); «Костюм эпохи реставрации» (1815-1825) и др. По одежде мы можем легко определить, принадлежала ли она к определенной исторической эпохе или периоду.

Когда костюм становится символом своего времени, мы говорим о феномене исторического символизма. Например, шляпа и фрак символизируют деловой мир XIX века и определенные манеры (gentleman). Красная косынка и кожаная куртка в женском костюме — это символика равенства свободной женщины, товарища во времена революционных потрясений России в начале 20 века.

Костюм рыцаря для нас — это не только элемент истории. Это боевое одеяние, которое вместе с рыцарскими доспехами является символом духа времени.

Пальто, появившееся как предмет одежды в эпоху Возрождения с XIV по XV век. (Италия), стал в наши дни символом учености и справедливости. Поэтому его можно увидеть на торжественных университетских церемониях в Европе, Америке и ряде вузов России, а также на представителях правосудия (плащ судьи).

Благодаря культовому характеру одежды, когда мы включаем любое телевизионное шоу, мы почти сразу понимаем, в какое время происходит действие.

Одежда может быть признаком национальной принадлежности. Использование цвета, кроя, орнаментов, структурных деталей имеет национальную специфику.

Типа одежды

Типы одежды, используемые в аналогичных ситуациях людьми разных национальностей, часто не совпадали. И наоборот, один и тот же вид одежды различался по значению.

Существуют некоторые виды одежды, которые являются уникальными для определенной нации или даже определенной социальной группы внутри нации. Естественно, такая одежда становится признаком принадлежности человека к этой группе.

Так, традиционной женской одеждой в Южной Азии является сари. Это очень интересный вид одежды, который не требует знания ее конструкции. Это кусок ткани длиной 5-9 метров, который определенным образом оборачивается вокруг тела.

Еще один яркий пример чисто национального знака — кимоно (традиционно носимое в Японии). Кимоно имеет четкий дизайн, прямоугольный крой и дополнено широким поясом.

Некоторые народы стремятся подчеркнуть свою национальную принадлежность с помощью костюма. И сегодня сари по-прежнему популярны в Индии, а кимоно — в Японии. Использование национальных мотивов в европейском костюме было следствием народного стиля. Этот стиль объединил в себе мотивы народного костюма самых разных видов, которые являются источником творческих поисков современных художников по костюму.

Фольклорный стиль использует только определенные черты народного костюма. Например, покрой, традиции детализации, цвет, тип отделки и, в некоторых случаях, способ ношения.

Одежда, которую носят православные, католические и мусульманские священнослужители во время церковных церемоний, называется облачением. В православии облачения шьют из дорогих шелковых тканей, парчи и бархата.

Священным облачениям придается различное значение. Например, каждая степень священства у православных имеет свой собственный набор литургических облачений. Цвет облачения символичен и относится к канонам.

Одежда как знак принадлежности к организации демонстрирует принадлежность к общественной, партийной организации. Например, скаутская форма (эмблемы, кепки, аксессуары), школьная форма, униформа (как элемент корпоративного стиля организации).

Ведомственную принадлежность подчеркивает униформа военнослужащих, работников военно-морского и речного флота, железнодорожников, связистов, летчиков и т.д.

Любая специальная одежда сначала создается для оптимального решения профессиональных задач (например, водолазный костюм, предназначенный для работы на глубине), а затем становится знаком профессиональной идентичности.

Одежда может говорить о неформальной группе, о социальной и гендерной роли владельца. Например, во многих культурах существуют традиции в одежде замужних и незамужних женщин.

Одежда также может быть признаком определенного времени суток (пижама для ночного отдыха, халат для утренней ванны и т.д.), определенной ситуации (повседневная, церемониальная, формальная, неформальная, военная — рекреационная, полевая, церемониальная), определенного места (уличная одежда для улицы, домашняя одежда для дома, повседневная одежда и т.д.).

Одежда может служить знаком ритуала. Так, одежда для новорожденных — это ритуальная и традиционная одежда для девочки (розовая лента, красное одеяло) или мальчика (голубая лента и одеяло), которую забирают из родильного дома.

Традиционно жених и невеста надевают черный костюм и белое платье с фатой и белыми перчатками.

Одежда может указывать на сезон (зимняя одежда, летняя одежда, одежда не по сезону); престиж и богатство (дорогие изделия из кожи или меха от известного модельера или престижной компании), моду (очень модные изделия).

Одежда является признаком гендерной дифференциации. Разделение одежды по половому признаку на мужскую и женскую можно наблюдать уже в костюме Древнего Египта.

Традиционно мужская одежда подчеркивает плечевой пояс фигуры. Женская одежда, наоборот, подчеркивает талию, бедра и бюст. Одежда усиливает и подчеркивает физические признаки пола. Знак «мужское лицо» представляет традиционно мужскую одежду, такую как рубашки, брюки, пиджаки и т.д. Знак «женское лицо» обозначает женственную одежду (женственные особенности кроя, декольте, силуэта и используемых тканей): например, платья, купальники и т.д.

Разнообразие стилей одежды и личностей

Всегда ли мы понимаем, почему нам нравится то или иное, почему то, что мы раньше любили, вдруг отталкивает нас? Очень часто мы не можем объяснить себя, потому что не знаем ответа. Идея о том, что в душе человека есть не только открытая для сознания часть, но и нечто скрытое, известна каждому. Хорошо известна идея о так называемых защитных механизмах, позволяющих избавиться от тревоги, страха, внутренних личностных конфликтов, которые не осознаются самим субъектом. Они вошли в мировоззрение простых людей, начиная с работ знаменитого Зигмунда Фрейда, вместе с распространением идей психоанализа в повседневной жизни.

Сейчас уже трудно встретить человека, не имеющего минимальной информации об этом. Понятие психологической защиты оторвалось от первоначальных концепций, породивших его, и стало использоваться практически всеми, кто интересуется психологией (не говоря уже о психологах, представляющих различные психологические школы).

Психологическая защита — это присущее человеку качество поддерживать самооценку и позитивное представление о себе. У человека могут быть различные механизмы психологической защиты, о которых он обычно не подозревает.

Бесспорно, что различные виды психологической защиты могут проявляться в разных сферах жизни человека. Переход к более инфантильному поведению, когда человек ведет себя так, что не соответствует своему реальному возрасту. Регрессия — это защитный механизм, характеризующийся поведением, которое не соответствует реальному возрасту человека. Поведение может быть таким же, как и в молодости.

Пожилая женщина одевается неподобающе для своего возраста. Со стороны это несоответствие легко заметить. Однако она никогда не расстается с этой одеждой и чувствует себя в ней очень комфортно. По этой же причине, когда мы видим одежду, которую носили давным-давно, мы приходим в восторг и всегда стремимся примерить ее.

Мы видим и демонстративное утверждение своей нравственности, и поддержание высокого мнения о себе. С другой стороны, проекция своих сексуальных наклонностей, психологическая защита от осознания собственных порочных наклонностей или влечения к ним!

Проекция также может проявляться в ситуациях, когда люди советуют другим носить то, что они сами никогда бы не надели.

Выплеск эмоции (обычно эмоции гнева) на другие объекты, которые воспринимаются человеком как менее опасные, чем те, которые вызывают гнев. Это могут быть люди, животные и неодушевленные предметы.

Такая разрядка необходима некоторым людям, и лучше, если она работает как замещение неодушевленным предметом. Психологическая защита может быть очень полезной, если вы не будете выливать свои негативные эмоции на других людей, а разгрузите их, например, на свою одежду.

Одежда может стать предметом-заместителем для очень разных психологических проблем. Как часто «слетают» пуговицы и «молнии» от раздражения своих хозяев из-за собственной беспомощности в ситуации, и из аксессуара одежды превращается в объект агрессии разряда. Иногда дело доходит до того, что приходится рвать и выбрасывать «ненавистное» платье.

Вымещать свой гнев на одежде все же лучше, чем на людях, и дешевле, чем на ряде других предметов.

Часто в манере одеваться проявляется еще один механизм психологической защиты — компенсация, когда человек бессознательно пытается компенсировать собственные реальные или воображаемые психологические проблемы.

Чрезмерно тщательный уход за собой и скрупулезная глажка белья могут компенсировать желание одного человека заботиться о другом. А стремление к физической чистоте в одежде компенсирует отсутствие у человека душевной чистоты.

Комплексы неполноценности могут быть источниками компенсаторного желания наряжаться, носить только новую и модную одежду, приобретать большое количество разнообразной одежды. Женщина стремится хорошо и модно одеваться, особое внимание уделяется внешнему виду, косметике. На это тратится так много времени и сил, что на все остальное не остается времени.

Механизм переключения ярко проявляется в трудные моменты жизни. Женщина, получившая известие о смерти близкого человека, начинает усиленно думать о траурной одежде и спорит с портнихой о каждой детали.

Примером может служить мать, которая стремится одеть своих детей в самую лучшую, самую яркую, самую красивую одежду и показать всему миру, какие замечательные у нее дети. Это можно сделать даже за счет своих небольших материальных благ.

Разнообразие возникает из-за стремления к переменам. Корни отвращения ко всякому повторению, к ношению одной и той же одежды в одной и той же компании или к постоянной встрече с кем-то в одном и том же платье, то есть корни страха перед непрерывностью, растут из страха перед пустотой, характеризующейся отсутствием опыта и раздражения. Такое состояние выдает беспокойство и нежелание исследовать свою совесть.

Консерватизм в одежде может быть выбран для демонстрации своей предсказуемости и сообразительности. Это люди, которые отвергают «эротику нафталина, перенасыщение деньгами». Консервативная манера одеваться является врожденной у людей, которые пытаются во всем навязать свой порядок. Консерватизм может скрывать страх перед переменами и изменениями, растерянность перед ними.

Эксклюзивность — это предпочтение одежды редкого и высокого качества. Так одеваются чувствительные и требовательные люди. Она отмечает их внутреннее напряжение, их эстетизм — уход в свой «личный рай на земле», страх быть непонятым в своей внутренней уникальности.

В тех случаях, когда показанное соответствует действительности, они прямо говорят что-то об отношении человека к одежде. И они могут быть показателями личности («самореальными»). Если то, что мы наблюдаем, не соответствует тому, как человек обращается с одеждой в реальности, значит, мы имеем дело с самопрезентацией. Если он так объясняет перед вами свое отношение к одежде, значит, он хочет, чтобы вы думали именно так и приписывали ему те самые качества, которые большинство людей ассоциируют с тем или иным нарядом.

Мотив

Обычно мотив связан с реальным рациональным отношением к одежде, но он может быть и ситуативным проявлением такого отношения. Например, в разговоре между будущей невесткой и ее свекровью девушка говорит о практичности, но на самом деле покупает дорогие и совершенно непрактичные вещи.

Суждения типа «Одевайся интересно и необычно» произносятся людьми, которые хотят подчеркнуть собственную привлекательность и возможность представить ее в своем внешнем облике. Так рассуждают либо люди коммуникабельные, с высокой самооценкой, знающие себе цену и любящие внимание, либо люди, которые хотят заставить других так думать. А фраза «я плохо одеваюсь» — это открытое выражение недовольства и бессилия что-либо изменить в этой жизни. Этот мотив вполне может быть присущ женщине, неудовлетворенной своим внутренним и внешним состоянием. На ее пути всегда что-то стоит, внутренняя дисгармония и неудовлетворенность жизнью и собой. Распространенность этого мотива в реальности говорит о проблемах, которые не так просто решить.

Любой традиционализм в одежде свидетельствует о развитой потребности в принадлежности. Предпочтение такой одежды свойственно людям, которые верны идее, лежащей в ее основе. Поэтому люди склонны носить национальную или единую одежду, когда хотят выразить свое единство и общность с нацией или профессией. (Мы не говорим о случаях, когда практичная жена военного экономит на его одежде, и мужчина вынужден носить форму всегда и везде, потому что у него нет ничего другого).

Разнообразие в одежде возникает тогда, когда возрастает потребность в впечатлениях. Особенно показательны резкие изменения в сложившемся индивидуальном стиле и манере ношения одежды, которые являются самыми яркими сигналами внутренних изменений. Мы уже описывали проявление психологической защиты в параметре разнообразия в соответствующей части второй главы.

Но сравнение стандартного набора одежды (для людей одного пола, возраста и социального уровня) также может кое-что рассказать о человеке. Люди всегда стремятся либо вписаться в норму, либо вызывающе нарушить ее. При «приятном» подходе к самопрезентации сумма будет примерно соответствовать неписаным правилам и является показателем соответствующей стратегии самопрезентации.

Согласно концепции «самостроя», любое отклонение от нормы становится ее показателем: либо слишком много, либо слишком мало (при нормальной покупательной способности).

Первую книгу «Презентация внешности» из серии «Одежда плюс психология» мы посвятили методике развития «рефлексии на внешность» и конкретным алгоритмам формирования гармонии внешности. Надеемся, что вы уже знакомы с ним и почувствовали на себе большие резервы в этой области.

В моде существует целый ряд различных стилей и направлений. Не вдаваясь во все нюансы этой интересной проблемы, которую мы подробно рассмотрим в следующей, третьей книге нашей серии (в связи с проблемой создания впечатления, которое мы производим на других людей), давайте просто поговорим о предпочтении некоторых основных стилей: Деловой, спортивный и романтичный.

Деловой стиль предпочитают те, кто хочет продемонстрировать себе и окружающим деловитость и вне рабочего места укрепить свой авторитет, претендуя на определенный статус в обществе. Классический деловой стиль выдает аккуратность человека, скрытую, но последовательную претензию на важность его деятельности. Это люди, которые ждут внимания, признания и уважения за свою работу. Деловой стиль в одежде, всегда и везде выбивающийся из контекста ситуации, свидетельствует о чрезмерном присутствии в роли бизнесмена, неумении или неспособности совмещать ее с другими жизненными позициями.

Печально видеть, как это происходит, например, с учителями, которые остаются педагогами даже внешне. Конечно, невозможно изменить личность только через одежду, но, может быть, вам стоит попробовать отказаться от делового стиля за пределами классной комнаты?

Спортивный стиль предполагает ношение брюк, одежды свободного покроя и соответствует степени раскованности человека, стремлению к свободе. Девятнадцатый век — век эмансипации — ознаменовался для европейских женщин господством брюк как повседневной части костюма. Те, кто любит спортивный стиль, активны, демократичны, они ценят независимость и отличаются простотой манер.

Романтический стиль стал гораздо менее заметным в повседневной одежде человека. В повседневной жизни романтическое платье вытесняется платьями-комплектами и используется женщинами в основном только в праздничных нарядах. Оборки, рюши, воланы и банты не в моде.

Платья постоянно носят сентиментальные женщины, иногда с традиционными патриархальными взглядами, чтобы подчеркнуть свою женственность.

Предпочитаемые нами способы и стили одежды могут быть очень интересным ключом к разгадке глубинных проблем личности. Если встать на точку зрения психоанализа и рассматривать одежду как бессознательный символ материнской защиты, становится понятно, почему все мы чувствуем себя лучше в одежде, чем вообще без нее (отдельные ситуации, когда мы наслаждаемся состоянием обнаженности под теплым солнцем, не в счет).

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Роль креативной функции сознания в реализации жизненных ценностей
  2. Стиль поведения в конфликте
  3. Роль арт-терапии в иерархии направлений
  4. Вудвортс Роберт, американский психолог, представитель функциональной психологии
  5. Бихевиоральное направление и его применение в психологическом консультировании — Основные методы в бихевиоризме
  6. Деятельностный подход в психологии
  7. Психология предметной деятельности
  8. Классификация методов психологического исследования (по Б.Г.Ананьеву)
  9. Механизмы психологической защиты личности
  10. Проблемы сирот в современном мире