Для связи в whatsapp +905441085890

Взаимосвязь зависти и «я-концепции» — Сущность и фундамент зависти

Проблема самооценки широко изучается современной психологической наукой и практикой: Даны определения этого понятия, подходы к его теоретическому изучению, имеется определенная информация о видах и уровнях развития самооценки, созданы диагностические методики, направленные на ее изучение. Согласно психологическому словарю, самооценка — это самооценка человеком самого себя, своих способностей, качеств и места среди других людей. Это ядро личности и важный регулятор ее поведения. От самооценки зависят отношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
В подростковом возрасте активно формируется самооценка, развивается собственная независимая система норм самооценки и самоотношения. Целостный подход к этой проблеме предполагает рассмотрение межличностных отношений подростков как деятельности, направленной на удовлетворение центральной потребности этого возраста — общения со сверстниками на основе осознания, познания и оценки себя и своих качеств. Поэтому формирование адекватной самооценки у подростков имеет особую актуальность.

С точки зрения роли самооценки в поддержании целостности структуры личности она изучалась в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, В.В. Столина, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой и др. Сложность структуры самооценки личности, включающей когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, показана А.В. Захаровой и др. Многофункциональность самооценки (регуляторная, интерпретативная, защитная, проективная и другие функции) прослеживается в работах Р. Бернса, Е.И. Исаева, Д.И. Фельдштейна и др. Связь самооценки с системой ценностей и мотивационной сферой субъекта показана Л.И. Божович, В.Н. Мясищевой, С.Л. Рубинштейном.

Анализ современной теории и практики социализации подростков выявляет ряд противоречий. В частности, не преодолено противоречие между потребностью современного общества в социально мобильной личности, способной не только адаптироваться к условиям современного мира, но и активно влиять на них, и формированием личности и уверенности в себе подростков. Выявленное противоречие лежит в основе проблемы изучения влияния самооценки на межличностные отношения подростков. Данный фактор обусловил выбор темы диссертации: «Влияние самооценки на межличностные отношения подростков».

Каждый человек оценивает себя и испытывает удовлетворение или неудовлетворение своими личными качествами. Слишком высокая и слишком низкая самооценка может быть источником внутренних конфликтов личности. Самооценка — это оценка человеком самого себя, своих способностей, характеристик и своего места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция личного поведения.

Но для характеристики человека недостаточно знать только самооценку, важно знать, какой, по мнению человека, оценки он заслуживает в той или иной группе, ведь где бы и кем бы мы ни были, какое бы положение ни занимали в сложной координатной сетке социальных отношений, мы всегда среди людей, и даже если мы совершенно одиноки, мы все равно не одиноки, так как значимые, близкие и дорогие люди, окружающие нас, живут в нашем сознании и определяют его содержание или всю структуру нашего поведения. Поэтому отношения с другими людьми важны и актуальны для каждого человека в любом возрасте.

Взаимосвязь зависти и "я-концепции" - Сущность и фундамент зависти

Сущность и фундамент зависти

В то время как стыд считается культурно обусловленной эмоцией, зависть считается низшей эмоцией. И делается различие между «белой» завистью, которая не смешивается с ненавистью и скрытой враждебностью, и «черной» завистью, которая густо замешана на ненависти и враждебности к кому-то, кто превосходит меня, если он еще «такой же, как я», того же социального класса, возраста и пола.

Когда я задал вопрос в группе, занимающейся саногенным мышлением: «Какая ментальная операция делает зависть возможной?», мои студенты без колебаний ответили, что такой операцией является сравнение одного человека с другим, или, скорее, сравнение себя с другим, «таким же, как я». Это сравнение может вызвать две эмоции: Зависть, когда получается неблагоприятно («он такой же, как я, но он лучше меня»), и тщеславие, гордость, когда получается наоборот («он такой же, как я, но я лучше его»). Поэтому объектом сравнения должно быть качество, которое я ценю. Все многообразие качеств человека, его положение, его статус, его способности, его имущество, все, с чем он себя отождествляет, может стать объектом сравнения. Может быть — его жена любит его больше, и его дети более послушны, и его сад более плодороден, и даже может быть — его гены лучше, хотя он такой же, как я.

Назовем эти элементы завистью или тщеславием:

(а) он (или она) похож на меня по каким-то внешним, формальным признакам;

б) концентрация внимания на объекте сравнения;

(в) зависть, когда сравнение не в мою пользу, гордость, когда все наоборот. На этом же фоне возникает злорадство (когда «у него хуже, чем у меня», и я чувствую свое превосходство за счет того, что у него все плохо). Schadenfreude имеет ту же природу, что и зависть, но в ней также присутствует ошибочная гордость, что не только у меня все плохо, но и что есть люди, у которых все так же плохо и, возможно, даже хуже. Schadenfreude — это защита от зависти, потому что всегда можно найти тех, кому хуже, чем мне, даже если мне тоже хуже, чем какому-то другому человеку, о котором я думаю в данный момент.

Злодейство — это когда я делаю кому-то хуже, чтобы испытать превосходство. Это не абстрактное воплощение зла, а конкретное действие, направленное на другого человека, которого я каким-то образом знаю и с которым у меня есть отношения.

Нетрудно понять, что очень разные эмоции — зависть, гордость, тщеславие — происходят от одного и того же привычного акта сравнения, и происходит это в зависимости от ситуации и отношения человека. Если я отвергаю сравнения или полностью отделяю себя от их результатов и не придаю им никакого значения, то эти эмоции будут пресечены в зародыше еще до их возникновения, и мне не придется бороться с ними и показывать, что я не завидую, не чувствую schadenfreude и т.д. Правда, наше окружение не запрещает нам быть гордыми и тщеславными, потому что гордость считается вполне приемлемой эмоцией. Но я не могу отказаться от сравнения по многим причинам. Сравнение — это основная ментальная операция, с помощью которой функционируют мышление и познание. Все свойства объектов в природе запечатлены в сравнении. На результатах операции сравнения основаны другие умственные операции: абстрагирование, обобщение, классификация, построение рядов, оценка и т.д. Отказываясь от сравнения, я также подавляю работу мышления.

Сравнение привычно, потому что оно является движущей силой культуры, в которую я вплетен бесчисленными нитями. С того момента, как человек начал обменивать продукты своего труда, даже при натуральном обмене он должен был сравнивать количество труда, воплощенного в предметах обмена, а не интересоваться только своими потребностями, удовлетворяемыми приобретенной вещью. Современная культура черпает свою энергию из реакции людей на сравнение, которое приобрело глобальный характер; сравниваются даже красота и истина. Им больше некуда идти. И в этих условиях мы все еще надеемся преодолеть отчуждение! Таким образом, упомянутые выше эмоции действуют как самородки энергии, которые, высвобождаясь, приводят в движение маховик культуры.

Переплетение зависти, гордости и тщеславия

Сравнение привычно, потому что с самого раннего детства меня сравнивали с другими людьми родители, распределяли по категориям врачи и воспитатели в детском саду. А к тому, чтобы быть объектом сравнения, нужно привыкнуть. Но известно, что ребенок настроен поступать с другими так же, как поступали с ним. Если меня привыкли сравнивать, значит, я привык сравнивать. Привычка всегда имеет обобщенный характер, как и инстинкт, который не различает единичного, индивидуального. Поэтому я автоматически сравниваю всех: мою мать, моего друга, мою жену, мою возлюбленную, продукты моего вдохновения. В этом потоке сравнения я не делаю для себя исключений и порождаю зависть, тщеславие, гордость.

Поскольку приятные эмоции, такие как гордость, превосходство, ощущение себя особенным, которые раньше вызывали взрослые, часто происходят от сравнения, мне трудно и невозможно отказаться от сравнения, хотя те же самые сравнения с не меньшим постоянством будут вызывать зависть, тщеславие, чувство неполноценности.

Неудержимое стремление сравнивать себя с другими постоянно поддерживается духом соперничества, присущим культуре. Это создает стремление к превосходству над другими, поскольку общество вознаграждает превосходство во всех областях, о чем свидетельствует Книга рекордов Гиннесса. Вражда, порождаемая соперничеством, побуждает человека оставаться бдительным и постоянно сравнивать свои способности. Страх успеха часто возникает из-за уверенности в том, что ваш успех вызовет зависть и враждебность у других участников соперничества. В этих условиях опасны как успех, так и неудача. Если я потерплю неудачу, меня сметут, но если я преуспею, они объединятся против меня. По мнению Карен Хорни, отрицание конкуренции в нашей культуре часто способствует возникновению чувства неуверенности и даже неполноценности, поскольку люди отказываются признавать даже те положительные качества, которые они имеют в себе. Это беспокойство можно уменьшить, научившись правильно использовать сравнение. Сравнение должно быть уместным, иначе оно создает конфликт вместо направления и уверенности.

Я помню историю о дураке, который вел себя неподобающим образом: Когда он увидел свадебную процессию, он упал на землю, разорвал свою одежду и начал горестно плакать, потому что ему заранее было строго сказано не веселиться перед похоронной процессией. В детстве я удивлялся глупости этого человека. Но тогда мне и в голову не приходило, что люди (и я сам) постоянно совершают множество неподобающих поступков, например, сравнивают близких. «Пока я в здравом уме, я ни с кем не сравниваю свою возлюбленную», — сказал мудрый римлянин две тысячи лет назад. И мы заняты тем, что сравниваем себя любимых прежде всего.

Сравнение и эмоциональная реакция на него даже приводят к самоповреждению: Эта женщина выложила большую сумму денег за то, чтобы ее курносый обольститель исполнил римлянина, а гимнастка, пытаясь сделать пируэт лучше, чем ее соперница, свернула себе шею и теперь почти обездвижена.

Гордость, зависть, злорадство и тщеславие участвуют в нашем культурном процессе, построенном на сравнении. Поэтому знание этих эмоций всегда требует ответа на вопрос: «С какими пунктами, качествами, характеристиками я сравниваю себя с другими, лишаю себя согласия с самим собой и лишаю других мира, участвуя в гонке, у которой нет финиша?». Если мы также рассмотрим защитные механизмы, с помощью которых я борюсь с завистью, например, превращая ее во враждебность, рационализируя и оправдывая ее, то появляются причины для пессимизма.

Понятие и специфика установок и самооценки и их проявление в подростковом возрасте

Проблема самооценки является одной из центральных проблем педагогики и психологии личности. В 30-е годы XX века основы изучения детской самооценки были заложены в отечественной науке Л. С. Выготским. Он рассматривал его в концепции деятельности и общения в рамках изучения самооценки личности. Отечественные исследователи (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.), изучавшие проблемы развития личности, рассматривали особенности формирования у них уверенности в себе и самооценки.

В отечественной педагогике и психологии самооценка рассматривается в связи с изучением уверенности в себе (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.). Л.С. Выготский, рассматривая развитие самосознания ребенка, отводит важную роль социальным условиям в этом процессе. Он отмечает, что поведение и реакции детей (включая самооценку) развиваются из биологических и социальных условий их взросления. Возникновение нового ответа, включая самооценку, по сути, является психологическим воздействием на самость, то есть выступает как процесс самообразования. Это систематический, целенаправленный, долгосрочный процесс разработки новых поведенческих систем.

С.Л. Рубинштейн представляет самооценку человека как центральное образование личности, построенное на оценках человека другими людьми и его оценке этих других. И далее он пишет, что самооценка «…обусловлена мировоззрением, которое определяет критерии, стандарты, нормы оценки, то есть самооценка человека определяется вкладом индивида в общественное дело, тем, что он делает для общества как социальный индивид». A. И. Липкина также изучает самооценку как компонент социальной ориентации человека в связи с его нравственным развитием. В ее работах самооценка определяется как оценка действий, совершаемых человеком, и его психических характеристик, проявляющихся в этих действиях, как особый психологический аппарат саморегуляции.

Д.Б.Эльконин и А.Л.Венгер также отмечают специфику самооценки для соответствия социальным нормам. Они пишут, что «…самооценка является основной личностной инстанцией, позволяющей контролировать свою деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами» . Она опосредует отношение человека к самому себе, интегрирует опыт его деятельности и общения с другими людьми. А.Г. Спиркин прослеживает тесную взаимосвязь между самосознанием и самооценкой.

Он пишет: «…сама суть сознания выражается в оценке человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения в целостной оценке себя и своего места в жизни» . Не случайно в Государственных образовательных стандартах (ФГОС) личностные результаты определяются как формирование личностного самоопределения, их смыслотворчество, включая развитие гражданской идентичности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебной деятельности; развитие ценностных ориентаций, в том числе морально-этических, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества. Б.Г. Ананьев рассматривает самооценку как сложный процесс опосредованного познания себя через познание другого, «улавливая сходство и различие качеств другого со своими, сравнивая образ себя с образом другого, перенося выделенные качества другого на себя». М.И. Лысина стала рассматривать самооценку как аффективный компонент когнитивно-аффективного комплекса самовосприятия. Она отметила, что все репрезентации самости сходятся в центральной (core) формации, которая содержит непосредственный опыт самости как личности.

Возможные причины зависти

Но, например, Ю. Щербатых Ю. Зависть классифицирует следующие «корни» у зависти. По его словам, «это сложный психологический коктейль из различных ингредиентов, среди которых можно выделить восемь основных компонентов».

1.Равенство

Зависть может быть основана на стремлении к одинаковости. Человек может сознательно или бессознательно считать, что все люди примерно равны и поэтому должны получать от жизни примерно одинаковое. Такие люди особенно злятся и обижаются, когда успеха добивается кто-то из их ближайшего окружения, кто-то, кто находится «на той же иерархической лестнице».

2.Справедливость.

Зависть — это особое, гипертрофированное чувство справедливости: «Все должно быть справедливо!» или «Все в этой жизни должно быть справедливо!». Проблема в том, что понятие «справедливый» и «справедливость» каждый человек понимает по-своему. Тем не менее, для многих людей очень важно, чтобы богатство и успех пришли справедливо. Они готовы принять человека, который заработал миллион долларов, упорно работая годами и отказывая себе во всем, но когда бездомный, выигравший в лотерею, становится миллионером, это для них невыносимо! По мере взросления люди, питавшие свою зависть от этого корня, часто решают стать мучениками. Они страдают от чувства несправедливости и пытаются обвинить более успешных. Заставляя других чувствовать себя виноватыми, они как бы восстанавливают справедливость в мире.

3.Негативное отношение к богатству и успеху.

Некоторые люди могут мириться с умеренным успехом других, но чрезмерное (с их точки зрения) богатство аморально. В данном случае речь идет не столько о зависти, сколько об определенных этических установках. Однако такие люди сами не хотят стать богатыми, потому что родители в детстве убедили их, что «праведный труд не строит каменных палат» и «все значительные богатства нажиты нечестным путем». Поэтому такие люди очень обижаются на богатство и успех других, особенно когда те хвастаются этим.

4.Обида на судьбу.

Этот корень зависти прорастает в тех, кто чрезмерно верит во всемогущество судьбы и мало верит в собственные силы. Это очень злит их, когда они понимают, что другим людям повезло больше, чем им. Им кажется, что судьба по каким-то причинам не благоволит к ним и что даже в этой жизни они ничего не могут сделать без помощи внешних обстоятельств. Такие люди ставят свечи в храмах, верят в приметы и фэн-шуй, читают молитвы или занимаются магией — с разной степенью успеха или вообще без успеха.

5.Негативное отношение к другим людям.

Люди, испытывающие зависть по этой причине, не очень любят людей и не доверяют им. Это может быть результатом воспитания, а может быть следствием каких-то событий в жизни, после которых человек обиделся. Это шаг от ненависти к зависти, но такая стратегия не дает победы в жизненной борьбе. Ведь люди очень хорошо чувствуют отношение к себе и начинают относиться к завистнику еще хуже. Создается порочный круг, из которого можно выбраться, только если научиться видеть в людях хорошие и светлые стороны.

6.Ревность.

Ревность и зависть — родные сестры. «Это все мое и только мое, — говорит зависть, — и я не хочу, чтобы это было и у другого». «Мне нужна твоя любовь только для меня, я хочу, чтобы ты был только моим», — вторит ревность, и очень трудно различить их голоса.

7.Заниженная самооценка.

Люди, у которых ревность произрастает из этого корня, не верят в себя, свои силы и способности. Кроме того, они искренне не любят и не ценят себя. Другие люди кажутся им более успешными, сильными и удачливыми, хотя объективно это может быть не так. Можно сказать, что зависть таких людей — это компонент их комплекса неполноценности.

8.Неспособность извлечь пользу из поражения.

Такие люди не научились правильно относиться к урокам, которые преподает им жизнь. Они с ужасом воспринимают даже малейшие поражения в жизненной борьбе вместо го, чтобы относиться к жизни, как к игре. Их излишне серьезное и ответственное отношение к жизни играет с ними плохую шутку, и они в душе завидуют тем, кто живет легко и непринужденно

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Личностные расстройства
  2. Мозг и психика в психологии
  3. Развитие дошкольников в условиях депривации
  4. Восприятие образа учителя разными возрастными группами учащихся — Образ учителя в сознании ученика
  5. Зависть как фактор деструкции межличностных отношений в организации
  6. Психологическая профилактика
  7. Конституциональные и факторные теории темперамента
  8. Приемы работы на уроке
  9. Психология и культура ноосферного мышления
  10. Современные проблемы дифференциальной психологии