Для связи в whatsapp +905441085890

Взгляды Ушинского на воспитание — Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский (1854-1870) родился в Туле; детство провел под Новгородом Северским, бывшей Черниговской губернии, в небольшом имении родителей.

Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, который блестяще окончил в 1844 году. Через два года, в возрасте 22 лет, он был назначен заместителем профессора камеральных наук (включавших общее понятие права, элементы науки экономики, финансовое право, публичное право) на Ярославском юридическом факультете.

Однако уже через два года блестяще начатая профессорская деятельность Ушинского прервалась: в 1849 году он был уволен с профессорской должности из-за «волнений» среди учащихся лицея за его прогрессивные убеждения.

Затем Ушинского заставили служить сержантом в Министерстве внутренних дел, но бюрократическая служба его не удовлетворила. В своих дневниках он отзывался о службе с отвращением. Некоторое удовлетворение от литературной работы он получал в журнале «Современник» и «Библиотека для чтения», где публиковал свои переводы с английского, эссе, рецензии на статьи, опубликованные в зарубежных журналах.

В 1854 году Ушинскому удалось устроиться на работу сначала учителем, а затем инспектором детского приюта в Гатчине, где он значительно улучшил организацию обучения и воспитания.

Под влиянием зарождающегося общественно-педагогического движения Ушинский в 1857-1858 годах опубликовал в «Журнале воспитания» несколько статей («О пользе педагогической литературы», «О народности в народном образовании», «Три элемента школы» и др.), которые сделали его имя известным.

В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. В этом учреждении, которое было тесно связано с королевским двором, процветала атмосфера раболепия и заискивания перед ближайшим окружением королевы, ее приспешниками. Девочек воспитывали в духе христианской морали и измененного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о том, чтобы привить им мирские нравы, поклонение царю.

Ошинский, несмотря на противодействие реакционных педагогов, решительно провел реформу института, ввел новый учебный план, основными предметами которого были русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, наглядность, широко применяемая в преподавании, опыты на уроках биологии и физики. Ушинский пригласил выдающихся учителей: по литературе — В. И. Водовозова, по географии — Д. Д. Семенов, в истории — М. И. Семевский и другие. Чтобы подготовить учащихся к осмысленной деятельности, в дополнение к общим семи классам был введен двухгодичный педагогический класс. В это время Ушинский также составил учебник русского языка «Детский мир» (1861) в двух частях для преподавания в младших классах, содержащий много материала по естественной истории.

Ушинский редактировал журнал Министерства народного просвещения в 1860-1861 годах. Он полностью изменил его программу, превратив сухой и неинтересный официальный ведомственный орган в научный и образовательный журнал.

В эти годы Ушинский поместил в «Журнале Министерства народного просвещения» несколько своих педагогических статей: «Труд в его духовном и воспитательном значении», «Родное слово» и «Проект учительской семинарии».

Воспользовавшись обстановкой зарождающейся реакции, руководители института, пастор и уволенные Ушинским преподаватели усилили травлю, обвиняя его в безбожии, вольнодумстве и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из Смольного института. Чтобы замаскировать незаконное увольнение Ушинского, царское правительство отправило его в длительную командировку за границу для изучения женского образования. Эту командировку Ушинский справедливо расценил как замаскированную ссылку.

К. За границей Ушинский изучал состояние женского образования в ряде стран, состояние начального образования в Швейцарии, составил замечательную книгу для классного чтения «Родное слово» (1864-1870) и методические указания к ней, подготовил к печати два тома своего большого психолого-педагогического труда «Человек как предмет воспитания (Опыты педагогической антропологии)» (т. 1-2. 1867-1869) и собирал материалы для третьего тома этого большого и важного научного труда.

Взгляды Ушинского на воспитание - Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского

Идея народности воспитания в педагогике К. Д. Ушинского

В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. «Есть только одна общая для всех естественная тенденция, на которую воспитание всегда может положиться: это то, что мы называем национальностью…». Образование, созданное самим народом и основанное на народных принципах, обладает той воспитательной силой, которой не обладают лучшие системы, основанные на абстрактных идеях или заимствованные у другого народа. Каждая живая историческая национальность есть прекраснейшее творение Божие на земле, и воспитание должно черпать только из этого богатого и чистого источника», — писал Ушинский в статье «О народности в народном образовании» (1857).

Ушинский трактовал национальность как уникальность каждого народа в связи с его историческим развитием, географическими и природными условиями.

В своей статье «О национальности в общественном образовании» он начинает анализ национального образования с характеристики черт, исторически сложившихся в различных нациях. Ушинский дает подробную характеристику и глубокий анализ французского, английского, немецкого и американского образования. В частности, он обращается с критикой реакционной немецкой педагогики того времени, которой следовал царский режим. Ушинский доказывал крайнюю нецелесообразность механического переноса этой педагогики на русскую почву.

К. Ушинский отмечал, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие в детях патриотизма и глубокой любви к родине. Поскольку, по его мнению, лучшим выражением национальности является родной язык, русский язык должен стать основой образования русских детей; начальное образование должно также знакомить детей с историей России, географией России, ее природой.

К. Д. Ушинский отмечал, что русский народ проявлял и продолжает проявлять великую любовь к своему Отечеству, которую он доказал героическими подвигами в борьбе с польскими интервентами в начале XVII века, в Отечественной войне 1812 года, в Крымской кампании 1853-1855 годов. Но это чувство, которое, по словам Ушинского, «по временам пробуждается с истинно львиной силой», вспыхивает у некоторых людей лишь спорадически, когда родине угрожает опасность. Воспитание, основанное на нации, должно приучать людей к патриотизму всякий раз, когда граждане выполняют свой общественный долг.

Она должна развивать в детях чувство национальной гордости, чуждое, однако, шовинизму и связанное с уважением к другим народам. Она должна пробуждать в детях чувство долга перед Отечеством, приучать их всегда ставить интересы общества выше своих личных.

Ушинского отличала неиссякаемая вера в творческие силы русского народа. Благодаря его силе, мужеству и храбрости русский народ противостоял монголо-татарскому игу и спас Западную Европу от нашествия монгольских полчищ; не раз он спасал независимость своей Родины от посягательств внешних врагов. Ушинский писал, что народ сам «создал тот глубокий язык, глубины которого мы еще не в состоянии измерить; что этот простой народ создал ту поэзию, которая спасла нас от детского лепета, в котором мы подражали иностранцам; что из источников народа мы обновили всю нашу литературу и сделали ее достойной этого имени».

Русская музыка и живопись, даже русская философия многое черпали из народного творчества: «Из серой, невежественной, сырой массы льется чудесная народная песня, из которой черпает вдохновение и поэт, и художник, и музыкант; слышится точное, глубокое слово, в котором … Филологи и философы размышляют и удивляются глубине и истинности этого слова…».

Глубоко убежденный в творческих силах русского народа, Ушинский поставил требование, чтобы народное образование было предоставлено самому народу, и он был свободен от хлопотливой и мешающей его развитию правительственной опеки. «Кто хорошо знает историю России, тот ни минуты не колеблясь поручит народное образование самому народу», — писал Ушинский.

С национальностью как основой воспитания в педагогической системе Ушинского тесно связан вопрос о воспитательной ценности родного языка.

Философские и естественнонаучные основы педагогической системы К. Д. Ушинского

В своем философском развитии Ушинский двигался от идеализма к материализму, но этот путь остался незавершенным. Хорошо изучив различные философские системы и критически использовав положительные элементы этих систем, он попытался выработать собственное независимое, оригинальное мировоззрение.

В своих взглядах на природу Ушинский следовал теории эволюции Дарвина. В эпистемологии и психологии у него было много материалистических элементов. В отличие от метафизически-спекулятивно-абстрактных систем психологии, таких как у Гербарта, Ушинский пытался построить психологию на фундаменте физиологии. Но в вопросах социологии он, как и большинство мыслителей эпохи Просвещения, придерживался идеалистической позиции, признавая разум, идеи движущей силой общественного развития.

Уже в самой ранней своей работе, в речи «О камерном образовании», Ушинский, стоя на позициях материалистического сенсуализма, писал: «Единственным критерием вещи является сама вещь, а не наше понятие о ней».

Во второй половине 60-х годов, с началом реакции, всякое положительное упоминание о материализме, малейшее выражение симпатии к нему встречало враждебность со стороны правительственных кругов и преследуемый Ушинский смело заявлял, что материалистическая философия «внесла и продолжает вносить много положительного в науку и мысль; художественное образование, в частности, очень сильно привержено только тому материалистическому направлению исследований, которое господствовало в последние годы».

К. К. Д. Ушинский критиковал Канта и Гегеля по ряду вопросов, отмечая абстрактность и многословность психологической теории Гербарта. Однако он не нашел материалистической философии, которая бы его удовлетворила, и считал, что материализм «все еще ждет своего Гегеля». Ушинский резко выступал против вульгарного материализма, который был тогда весьма распространен. Он также выступал против тех философов (особенно Спенсера), которые считали, что в результате адаптации человека к окружающей среде и развития человеческого организма в будущем у него вырастут крылья. Он писал: «Сила человека — его паровой двигатель, его скорость — паровозы и пароходы, а крылья уже растут в человеке и раскроются тогда, когда он научится произвольно управлять движением аэростатов». Это было сказано более чем за полвека до появления первых аэропланов.

В своей статье «Труд в его духовном и воспитательном значении» Ушинский даже поднялся до объяснения социальных противоречий: «Потребность великого и крупного капитала в каждом самостоятельном производстве увеличивается, число самостоятельных производств уменьшается; одна огромная фабрика поглощает тысячи мелких фабрик и превращает самостоятельных хозяев в поденщиков; один становится дураком от жира, другой дикарем от бедности; одного губит богатство, другой становится машиной от крайней бедности….». Но нарисовав в таких сильных выражениях страшную картину социальных противоречий, правильно отметив факты концентрации капитала и краха мелкой промышленности, не выдержавшей конкуренции с крупной, Ушинский, в силу классовой ограниченности своего мировоззрения, не смог вскрыть причину этих противоречий, не смог подняться до понимания классовой структуры общества и классовой борьбы, а потому не увидел реальных путей к уничтожению этих социальных противоречий.

В той же статье Ушинский осуждает безделье и ценит труд, указывая, что именно труд создает ценность, но в оценке труда в развитии общества и человека он все же занимает идеалистическую позицию.

Ушинский горячо приветствовал свержение крепостного права и мечтал о свободном развитии России, но считал, что это развитие должно быть не революционным, а мирным. По своим политическим взглядам Ушинский был буржуазным демократом. Он признал право народа управлять государством.

В начале деятельности Ушинского религия занимала гораздо большее место в его мировоззрении, чем в последние годы жизни. Он изначально считал христианскую (особенно православную) религию основой нравственности и образования, рекомендовал назначать священников руководителями и учителями государственных школ, считал школу «предтечей церкви».

Принципы Ушинского

Прежде всего, в любой школе существуют 10 принципов, разработанных Ушинским в области дидактики для успешного преподавания:

  1. Пунктуальность. К.Д. Ушинский против раннего обучения. Для каждого возраста существует определенный объем знаний, который должен получить ребенок. Кстати, этот принцип очень актуален для современных родителей, которые с 4 лет пытаются занять голову своего ребенка многочисленными знаниями из разных сфер жизни, творческими и спортивными занятиями, которые только возможны.
  2. Постепенность. Великий педагог считал, что главное — это не только количественная, но и качественная обработка информации.
  3. Органичность. По мнению Ушинского, «голова ученика не должна быть набита плохо усвоенными фактами и идеями, плохо переваренными, нужно, чтобы они органически выросли из нескольких зерен», Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах.

4. Постоянность. Константин Дмитриевич писал по этому принципу, что «способность к постоянной умственной деятельности в одном направлении есть одна из главных предпосылок всякого учения, но эту способность надо развивать постепенно, понемногу. Приучайте детей к постоянной активности в одном направлении, но постепенно. Твердость усвоения. Ушинский считал, что для лучшего усвоения информации учащимися необходимо использовать, помимо словесного воздействия учителя, дидактические средства усвоения, такие как наглядность и повторение, что, безусловно, используется в современной школе, особенно в начальных классах.

Ясность. В современных школах этот принцип Ушинского используется при создании новых учебников. Например, в учебниках по истории, биологии, географии и т.д. присутствует принцип систематизации материала, который необходим для четкого понимания подачи информации учащимся.

Самостоятельная деятельность студентов. Студенты должны быть чрезвычайно активны на занятиях, они сами должны стремиться к получению знаний, а преподаватель должен играть лишь роль координатора. К.Д. Ушинский также резко критиковал «одиночный» метод преподавания, при котором учитель был активен, а ученики пассивны. Однако он также считал, что самодеятельность учащихся выражается не только в их активности в классе, но и во внутренней работе по обработке информации.

Отсутствие чрезмерного напряжения и излишней легкости. Этот дидактический принцип был прекрасно воспринят советской школой, ориентированной на ученика со «средними образовательными и воспитательными способностями». Однако, по словам Ушинского, «настоящий педагог во всем придерживается средней линии». Он будет требовать произвольного внимания и тем самым усилий даже от маленьких детей, но в этих требованиях не превысит своих сил» Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах под редакцией А.М. Егорина. М.-Л., 1948-1952. Сегодня существуют школы разной направленности, чтобы дети с разными талантами могли легко реализовать свои дарования.

Нравственность. Один из важнейших принципов дидактической системы Ушинского. Воспитание высокой нравственности в сочетании с чувством патриотизма является сегодня главной задачей современной школы. В этом смысле современные принципы воспитания действительно подхватили идею Ушинского о том, что «нравственное влияние есть главная задача воспитания, гораздо более важная, чем развитие ума вообще, наполнение головы знаниями и разъяснение каждому его личных интересов».

Полезность. К.Д. Ушинский считал, что полезное знание всегда связано с его применением в реальной жизни. Поэтому он считал, что школа должна быть местом, где существует связь между наукой и жизнью.

Эти дидактические принципы, разработанные К.Д. Ушинским во второй половине 19 века, не потеряли своей актуальности и значимости в современной системе образования, несмотря на ее постоянные изменения Эти принципы, возможно, были реформированы, но они не исчезли из школьной системы образования. Аналогичным образом, взгляд Ушинского на развитие человеческой личности актуален и сегодня.

Построения начальной школы на принципах народности

В духе идеи народничества Ушинский поставил и решил вопрос о школе, ее роли и задачах. Поэтому в некотором смысле его учение о школе можно назвать учением о народной школе.

Ушинский исходил из того, что хорошо организованное и целенаправленное воспитание имеет решающее значение для формирования человеческой личности. Поскольку человек — существо социальное, его подготовка к жизни лучше и легче всего осуществляется с помощью общественного образования. Основным органом этого образования должно быть специально созданное учебное заведение — школа. «Без помощи государственной школы ребенок вырастает и успевает состариться и умереть, возможно, даже не став мужчиной или полезным гражданином….. Сколько борьбы им предстоит, сколько искушений, через которые они должны пройти в своих первых шагах в водовороте всех молочных расчетов повседневной жизни и всевозможных обманов. Откуда они возьмут силы, чтобы укрепить себя — в этой упорной борьбе, и выйдут ли они из нее победителями, если не вынесут эти силы из начальной школы».

К.Д. Ушинский отметил, что организация народного образования необходима для обращения к самому народу. Чтобы решить вопрос о школах для народа, необходимо тщательно изучить его жизнь, научиться понимать народ, породниться с ним, сделать его нужды своими, помочь ему проложить исторический путь. К. Д. Ушинский считал необходимость народной школы требованием, продиктованным развитием жизни в стране и мнением народа. Народное образование, углубляя национальность человека, способствует развитию сознания людей, оказывает сильное влияние на развитие общества, его экономики и культуры.

Он считал необходимым устранить опеку Министерства образования над государственными школами и требовал, чтобы открытие и содержание школ было предоставлено самим людям. Он имел в виду не только земскую управу, но и городские и сельские общины, различные демократические общественные организации, частную инициативу отдельных представителей демократической интеллигенции.

Ушинский был уверен, что школа, построенная на основе идеи народности, поможет изменить условия народной жизни, а хорошо организованное народное образование окажет влияние на подъем уровня экономической жизни.

Исходя из такой важности начальной школы, Ушинский призывал к введению обязательного всеобщего начального образования, начиная с семилетнего возраста. «Странно, — писал он, — что идея обязательного образования вызвала такую сильную оппозицию среди некоторых наших прогрессивных журналов. Видимо, им уже не нравилось слово: «принудительный и обязательный», и они не понимали, что под этим словом скрывается одна из самых либеральных идей. Обязательное образование смущает не того ребенка, который учится, а родителей, которые в силу этой обязанности должны обучать своих детей. Обязанность воспитывать детей является самым справедливым ограничением отцовского каприза и самым справедливым требованием общества к человеку. Тот, кто имеет детей, обязан готовить из них хороших, полезных членов для общества, в котором он живет». Родители должны нести ответственность перед обществом за образование детей, правильно реализованное обязательное образование позволит найти «разумные формы социальной жизни».

Он считал создание начальных школ «самым общественным делом» и рассматривал начальную школу как первый этап в дальнейшем развитии народного образования. Он был сторонником единой системы общего образования, для него начальная школа была не тупиком, а первой ступенью народного образования, важнейшим звеном всей системы образования. К. Д. Ушинский утверждал, что народную школу нельзя рассматривать в отрыве от других частей школьной системы, от «общей системы народного образования», которая постепенно формировалась самим обществом.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Образ современного классного руководителя, каким его видят родители
  2. Основные организационные формы и технологии обучения взрослых
  3. Содержание и особенности метода изучения продуктов деятельности детей
  4. Социально-педагогическое консультирование детей и подростков группы риска
  5. Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях психоневрологического стационара
  6. Методика изучения семьи
  7. Системы высшего образования в Европе
  8. Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников
  9. Анализ педагогической деятельности
  10. Методика воспитательной работы Сластенина