Для связи в whatsapp +905441085890

Закон отрицания отрицания и Закон перехода количественных изменений в качественные

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Историко-философская концепция Гоббса
  2. Вопросы философии науки в работе Г. Риккерта «Науки о природе и науки о культуре»
  3. Проблема первоначала в античной философии
  4. Основные законы материалистической диалектики
  5. Предмет философии права
  6. Актуальность философии Конфуция в наши дни
  7. Конфуций — личность и учение
  8. Специфика античной философии. Ее место в историко-культурном развитии человечества
  9. Жизнь и личность Платона
  10. Философия Сократа и его судьба

Введение

Слово «диалектика» знакомо нам по древнегреческой философии. Впервые в философию ее ввел Сократ, который считал, что для постижения истины необходимо развивать искусство спора (диалектическую технику). Этот подход был принят и развит Платоном, который разработал технику разложения и соединения понятий, что привело к их полному определению. Аристотель называл Зенона Элейского диалектиком, потому что Зенон анализировал противоречия, присущие попыткам мыслить множественность и движение. Анализ высших родов бытия привел к выводу, что бытие имеет противоречивые определения, будучи единым и множественным, покоящимся и движущимся и т.д. Таким образом, для античной философии проблема противоречия бытия стала одной из главных, а обсуждение и решение этой проблемы — основной задачей диалектики.

Но позже, в средневековой философии, диалектика стала трактоваться как формальное искусство аргументации, как логика, которая определяла лишь технику использования понятий. Само бытие было лишено диалектического статуса. Проблема противоречия, как и проблема развития в целом, была изгнана из философии. Этот период в философии характеризуется как период господства метафизического (в смысле недиалектического, антидиалектического) метода.

Восстановление диалектики, ее обогащение и развитие особенно интенсивно происходило в немецкой классической философии, особенно в философии Гегеля. Для Гегеля философия была путем самопознания сущности мира, и в качестве таковой Гегель провозгласил саморазвивающуюся идею. Поэтому Гегель видел задачу философии в том, чтобы представлять процесс саморазвития идеи. Но в этом случае на первый план выходит вопрос о методе философии. Философия, говорил Гегель, не должна заимствовать свой метод у других наук, особенно у математики. И такие попытки предпринимались, как мы знаем, такими философами, как Спиноза.

Метод философии должен выражать свой собственный объект. А поскольку это Идея, то метод выступает как сознательное выражение саморазвития Идеи. Гегель утверждал, что само содержание философии должно двигаться вперед по мере развития этого содержания. В этом и заключается диалектика. Нет и не может быть другого способа описать самодвижение идеи, потому что само развитие идеи диалектично, то есть самопротиворечиво и взаимосвязано. При характеристике философии Гегель устанавливает принцип, который в современной терминологии можно назвать принципом систематики.

В философии Гегеля, согласно принципу тождества бытия и мышления, ритм разрешения диалектических противоречий мышления и связанных с ним диалектических отрицаний был применен и к бытию. Материалистическая диалектика также пыталась уловить диалектические «противоречия» и «отрицания» в (онтологических) концепциях бытия.

Актуальность этой темы заключается в том, что трактовка развития, предполагающая переход от одного качества к другому, вытекает из того, что никакое развитие невозможно без отрицаний. Универсальный характер отрицания признается как диалектиками, так и механицистами. Но как в этом случае понимается отрицание? На каком виде отрицания они сосредоточены на практике? Их позиции по этим вопросам расходятся.

Закон отрицания

Этот закон гласит, что в процессе развития каждый последующий шаг является, с одной стороны, отрицанием предыдущего (через отрицание некоторых свойств и качеств) и, с другой стороны, отрицанием этого отрицания, так как отражает некоторые свойства и качества ранее отрицаемого шага в изменившемся объекте на новом шаге. Иными словами, в любом развитии (регрессивном или прогрессивном) на любом уровне бытия есть моменты разрушения старой системы и моменты преемственности, которые диалектически связаны, то есть сохранение свойств старой системы внутри вновь создаваемой системы, обогащающей их новым, пусть даже минимальным качеством.

Закон отрицания отрицания фиксирует важный аспект развития, а именно, необходимое присутствие в нем поступательности и одновременно цикличности, обратимости и необратимости. Любая система1 в своем настоящем и развитом состоянии несет в себе характеристики своего прошлого, которые модифицируются в условиях новой целостности, но может сохранять некоторую автономность в виде соответствующих свойств, частей и элементов новой системы.

Например, в организме человека есть неорганические соединения, растительные и животные клетки. В современном обществе можно найти черты самого архаичного образа жизни. На острове Борнео и в джунглях Амазонки племена до сих пор живут на уровне каменного века. Современная культура сохраняет ценности и верования, уходящие корнями в древность. Без такого сохранения и воспроизведения этапов и особенностей своей истории новая целостность не может функционировать и эффективно обновляться.

Не случайно онтогенез индивида повторяет некоторые черты его филогенеза, ведь эффективность и своеобразная рациональность ранних стадий онтогенеза проверены длительным действием естественного отбора и являются высокоадаптивными. Общество сохранило сказки, старые пословицы, приметы и поговорки. Они чрезвычайно полезны для воспитания нового поколения и ориентации его в мире, поскольку сохраняют мудрость предыдущих поколений в концентрированном виде. Великий теоретик всегда обращается к истории своей науки, осуществляя ее первоначальное творческое осмысление и снятие, но в то же время питая творческое богатство ее идей и логических форм мышления. Недаром итальянский химик С. Канниццаро, с именем которого связано завершение формирования атомной и молекулярной теории, писал: «Часто случается, что ум, изучающий новую науку, должен пройти через все фазы, через которые прошла наука в своем историческом развитии.

Не случайно в методологическом плане закон отрицания отрицания превращается в важнейший диалектический принцип единства логики и истории. Этот принцип подхода к предмету утверждает, что система в своем развитом состоянии несет в себе характеристики своей истории и не может быть понята системно и целостно без обращения к ней. Однако именно в развитом состоянии субъекта, в логике его функционирования следует искать ключ к рациональной реконструкции его истории, а вместе с тем и истории его познания. Признание этого требования является обязательным, когда предметом нашего исследования являются сложно организованные и развивающиеся системы в природе, обществе и сфере разума. Именно здесь написаны лучшие истории философии такими великими мыслителями, как Гегель и Кассирер, а теоретические исследования в области философии невозможны без обращения к ключевым историческим местам философской мысли.

Учитывая все вышесказанное, вполне справедливо считать закон отрицания отрицания «законом диалектического синтеза». С одной стороны, его действие обеспечивает качественное преобразование систем и возникновение новых предметов и явлений, с другой — сохраняет их генетическую связь с предшествующими явлениями и объектами.

Применяемый к различным сферам реальности, закон отрицания должен быть приспособлен к отрицанию. В наиболее очевидной и всеобъемлющей форме это происходит в сфере социальной и духовной жизни.

Закон перехода от количественных изменений к качественным

Этот закон разъясняет механизмы развития и утверждает, что в процессах развития «количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным изменениям, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений».

Частично мы уже касались категорий качества и количества в первой главе онтологической части нашего учебника. Качественное изменение обозначает появление нового объекта, субъекта, явления. Качество, согласно Гегелю, «вообще тождественно бытию, непосредственная определенность….. По своему качеству нечто является тем, что оно есть, и когда оно теряет свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть. Следовательно, «качество» необходимо отличать от свойств объекта, которых может быть бесконечное множество. Качество — это внутреннее определение объекта, набор существенных свойств, без которых объект уже не может быть этим объектом, в то время как качество более элементарно и является конкретным аспектом качества.

Изменения свойств в рамках определенного качества называются изменениями количества. Количество — это внешняя сущность по отношению к бытию. Это может быть взаимозависимость объекта по отношению к его пространственно-временным свойствам (величинам). Это может быть степень интенсивности объекта (яркость цвета, насыщенность тона и т.д.). Количество не выражает сущность объекта, а лишь характеризует его отдельные свойства. Если качество объекта принадлежит только одному объекту, то количественные параметры различных объектов и явлений могут совпадать. Например, разные объекты могут иметь одинаковый размер, цвет, набор элементов и т.д. Например, мы можем сравнить такое живое существо, как слон, со столом, сказав, что у них обоих четыре ноги. Но такое сравнение может быть сделано только на основе их внешних количественных характеристик, которые безразличны к качеству объектов, то есть к тому, что один из них является живым существом, а другой — нет.

Аристотель различал «размерные» и «немерные» величины, связанные с процедурами арифметического счета и геометрического измерения. Размерность количества связана с уменьшением или добавлением некоторых непрерывных свойств бытия, а счетное количество связано с его дискретными свойствами, с его неразрывной множественностью. В каком-то смысле противопоставление мерного и счетного количества связано с фундаментальными качественными противоречиями бытия между «точкой» и «пространством», непрерывностью и прерывностью, монадической центрированностью и материально-субстратной децентрированностью.

В действительности, различие между качеством и количеством объекта в значительной степени является операцией нашего абстрагирующего и схематизирующего мышления. Следует отметить, что нет жесткого разграничения между качественными и количественными изменениями.

В качестве понятия, устанавливающего единство количественных и качественных свойств любой системы, Гегель выделил категорию «меры», которая придает порядок и «полноту» существованию этой системы. Он устанавливает своеобразный эволюционный «закон пропорции», который проявляется в том, что «различные виды животных и растений имеют определенную меру как в целом, так и в отдельных своих частях, и следует отметить, что менее совершенные органические существа, которые ближе к неорганической природе, отличаются от высших органических существ отчасти большей неопределенностью своей меры».

Категория меры непосредственно связана с категориями внутренней формы и структуры, которые устанавливают строгий порядок качественных и количественных параметров системы, нарушение которого предполагает переход в другое качество, в другую меру и структуру. Нельзя не поразиться широте и тонкости гегелевского анализа этой категории и примерам, которые он приводит в своей «Энциклопедии философских наук» для ее иллюстрации. Так, в отношении качества конституции и ее зависимости от количества территории он утверждает: «В результате постоянного роста и упадка государства наступает момент, когда независимо от других факторов и только в силу этого количественного изменения структура государства в целом уже не может сохраняться в точно таких же качественных условиях». Конституция маленького швейцарского кантона не подходит для великой империи, и точно так же государственное устройство римского государства не подходит для великой империи.

Общие положения диалектического материализма

Преемником гегелевской диалектики, как учения о связях и развитии, стал диалектический материализм. Диалектика Гегеля была высоко оценена Марксом и Энгельсом.

Эта оценка основывалась не только на содержании гегелевской доктрины, но и на учете умозаключений, вытекающих из диалектики, хотя сам Гегель этих умозаключений не выводил. Истинное значение и революционный характер философии Гегеля, писал Энгельс, заключались в том, что она раз и навсегда покончила со всяким представлением о конечном характере результатов человеческой мысли и действия. Истина больше не представлялась в виде системы догматических определений, которые нужно просто запомнить; истина теперь заключалась в самом процессе познания, в долгом историческом развитии науки.

Это относится не только к области знания, не только к философии, но и к области практического действия. История не может найти свое завершение в совершенном состоянии человечества. «Идеальное общество», «идеальное государство» — это вещи, которые могут существовать только в воображении. Каждый этап в прогрессивном развитии человеческого общества необходим и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым он обязан своим возникновением.

Но она становится хрупкой и теряет свою обоснованность перед лицом новых условий, которые постепенно развиваются в своей собственной глубине.

Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда фиксированного, безусловного, священного. Оно видит во всем и во всех печать неизбежного падения, и ничто не может противостоять ему, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. И сам он является лишь отражением этого процесса в мыслящем мозге.

Приняв диалектику Гегеля, диалектический материализм унаследовал систему категорий, свойственную гегелевской философии. Содержание этих категорий, однако, изменилось коренным образом. Дело в том, что если для Гегеля система категорий выражала отношения, сложившиеся в процессе саморазвития Идеи, то для диалектического материализма категории являются средством выражения процессов развития, происходящих в различных сферах материального и духовного мира. Для Гегеля Идея является творцом всего сущего. Для диалектического материализма Идея — это форма сознания человеком окружающего его мира и своего собственного бытия в этом мире. Поэтому диалектический материализм выявляет проблему соотношения объективной диалектики и субъективной диалектики.

Объективная диалектика — это диалектика природы и материальных общественных отношений. Субъективная диалектика — это диалектика процесса познания и мышления людей. В то же время она субъективна только по форме. Возникает вопрос, какая диалектика первична: субъективная диалектика или объективная диалектика. Гегель не ставил этот вопрос, поскольку исходил из принципа тождества бытия и мышления. Для материализма, конечно, объективная диалектика мира признается первичной, а субъективная диалектика деятельности сознания представляется вторичной, как соответствующая своему объекту форма отражения мира. Поэтому часто, когда говорят о диалектике, без особых оговорок объективная и субъективная диалектика рассматриваются как одно и то же, что в определенной степени оправдано. Однако только до тех пор, пока сама мысль, сам процесс познания не станет предметом специального исследования.

Рассмотрение вопроса о происхождении законов диалектики. Энгельс указывал, что эти законы абстрагируются от истории природы и общества потому, что сами эти законы есть не что иное, как наиболее общие законы этих двух фаз исторического развития, а также законы мышления. Эти законы, говорил Энгельс, сводятся по существу к трем законам:

  • Закон перехода количества в качество и наоборот;
  • Закон взаимопроникновения противоположностей;
  • Закон отрицания отрицания.

Ошибка Гегеля заключалась в том, что он не выводил эти законы из природы и истории, а навязывал их природе и истории как законы мышления. Отсюда вся эта надуманная и зачастую нелепая конструкция: мир вольно или невольно должен соответствовать логической системе, которая сама по себе является лишь продуктом определенного этапа развития человеческой мысли.

Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза)

Закон отрицания отрицания, как и другие законы диалектики, проявляется в процессах развития всех без исключения объектов материального мира и их отражения в сознании. Действие этого закона в развитии живых организмов четко обнаруживается в онтогенезе и филогенезе, биогенетический закон также является выражением отрицания отрицания.

Его можно сформулировать следующим образом: в процессе прогрессивного развития каждая стадия, являющаяся результатом двойного отрицания, представляет собой синтез предыдущих стадий и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру начальной стадии развития.

Из трактовки развития как перехода от одного качества к другому следует, что никакое развитие невозможно без отрицания.

И диалектики, и механицисты признают универсальный характер отрицания. Но как в этом случае понимается отрицание? На каком виде отрицания они сосредоточены на практике? Их позиции по этим вопросам расходятся. Механистическое понимание отрицания принимает две формы: 1) полное отрицание преемственности с предыдущей стадией развития, абсолютизация момента разрушения, и 2) абсолютизация момента преемственности в развитии. В первой форме наиболее распространенным вариантом является нигилизм.

По характеристике Ю.А. Харина, нигилизм предстает, с одной стороны, как особое психическое состояние личности и общества, а с другой — как негативное отношение, вытекающее из этого состояния и проявляющееся в действиях, связанных с традициями, культурой, правопорядком, моралью, личностью, семьей и т.д. Спектр нигилистического восприятия мира чрезвычайно широк: от состояния разочарования и апатии, сомнения и цинизма до позиции отрицания «всего и всех». Нигилизм находит свое выражение в росте социальной пассивности, в развитии социальных болезней, алкоголизма и наркомании, в росте преступности, в самоубийствах, в актах бессмысленного насилия, в моральном разложении. Нигилистический экстремизм также включает в себя преступные акты международного государственного терроризма, акты геноцида, развязывание новых войн.

На Западе философский нигилизм обнаруживается в концепции так называемой негативной диалектики. Немецкий философ и социолог Т. Адорно провозглашает безусловное отрицание всех аспектов существующей социальной реальности. Отрицание отрицания, — говорит он, — не отменяет отрицания, а лишь доказывает, что первое отрицание было недостаточно негативным. Многие современные анархисты в Западной Европе, такие как М. Жуайе и П. Лоренцо, призывают к полному уничтожению западной культуры.

Мы должны различать социальный нигилизм, который имеет социальные причины, и нигилизм как «бред отрицания», психопатологическое состояние, в основе которого могут лежать другие факторы. П.С. Желеско и М.С. Роговин, изучавшие проблему отрицания как комплексную, имеющую, кроме философского, ряд других аспектов (психологический, психопатологический, формальнологический и т.д.), затрагивают также вопрос о полном отрицании у психически больных. Они отмечают, что в 1880 году Ж. Котард описал психическое расстройство, которое он назвал бредом отрицания. Этот синдром («синдром Котарда») может развиваться при периодической шизофрении, президентской депрессии и прогрессивном параличе. Его главная особенность — полное отрицание; пациенты утверждают, что у них нет ни мозга, ни тела, ни «души», ни «я»; они уверены, что присутствуют при катастрофе всего земного шара.

Заключение

Таким образом, закон отрицания отрицания, как и другие законы диалектики, проявляется в процессах развития всех объектов материального мира и их отражения в сознании. Действие этого закона в развитии живых существ ясно обнаруживается в онтогенезе и филогенезе; биогенетический закон также является выражением отрицания отрицания.

Его можно сформулировать следующим образом: в процессе прогрессивного развития каждый этап, возникающий в результате двойного отрицания — отрицания, является синтезом предыдущих этапов и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру начального этапа развития

Из трактовки развития как перехода от одного качества к другому следует, что никакое развитие невозможно без отрицаний.

Универсальный характер отрицания признается как диалектиками, так и механистическими мыслителями.

Механистическое понимание отрицания встречается в двух формах:

  1. Полное отрицание преемственности с предыдущей стадией развития, абсолютизация момента разрушения, уничтожения;
  2. Абсолютизация момента преемственности в развитии. В первой форме наиболее распространенным вариантом является нигилизм.

Диалектическое «отрицание» включает в себя троякий процесс: деструкцию (разрушение, преодоление, изживание) старого, комуляцию (его частичное сохранение, преемственность, перевод) и конструирование (формирование, создание нового).

Закон отрицания отрицания, таким образом, не столь экстенсионален по сравнению с законом диалектического противоречия.

Во-первых, его сфера действия ограничена прогрессивным, восходящим направлением развития материальных систем (он не действует в регрессе).

Во-вторых, этому закону подчиняются не все системы с прогрессивной ветвью развития, а только те, в которых в результате двух отрицаний-разложений происходит сначала превращение в противоположность, а затем еще одно превращение в противоположность (на более высокой ступени) и синтез содержания предшествующих ступеней.

Как, пожалуй, ни один другой закон диалектики, закон отрицания отрицания требует в своем обосновании строго конкретного подхода.

Необходимо конкретно проанализировать реальность, вскрыть специфику отрицаний и тщательно установить, сначала доказав фактами, работает или не работает данный закон в данной системе.

Другими словами, закон диалектического синтеза (или отрицания отрицания) требует повышенного внимания и конкретизации для своего установления.

Список литературы

  1. Р.Ф. Абдеев. Философия информационной цивилизации. Закон отрицания отрицания в свете нелинейной модели процессов самоорганизации. О противоречивых интерпретациях закона отрицания отрицания.
  2. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия: учебник. — М.: Торговая компания «Велби», Издательство «Проспект», 2006 г. — 608 с.
  3. Изречения великих. М.: «Мысль», 1993, — 244 стр.
  4. История философии в кратком изложении. М.: «Мысль», 2004. — 155с.
  5. А.Ф. Малышевский. Введение в философию : учебник / под ред. А.Ф. Малышевского. Под ред. А.Ф. Малышевского, -М.: Просвещение, 2005, -256с.
  6. Н.Н. Смирнова. Рукопись лекций по философии; Санкт-Петербург: Издательство «Альфа», 2000.
  7. А.Г. Спиркин, Философия: учебник. — М.: Гардарики, 2007. 816 с.