Для связи в whatsapp +905441085890

Закономерное, случайное и стихийное в истории — Специфика исторического процесса

Основными сферами общественной жизни являются: материально-производственная (экономическая), социальная, политическая и духовная. Экономическая сфера является условием жизнедеятельности людей, создания средств существования и развития производительных сил. Социальная сфера — это сложная совокупность связей и отношений социальных групп друг с другом и с обществом в целом. Политическая сфера включает в себя политическое сознание, политические отношения, институты и действия. Духовная — идеологическая, научно-теоретическая, религиозная, художественно-эстетическая, просветительская деятельность, целью которой является сохранение, приумножение и передача духовных и культурных ценностей. Они тесно переплетены между собой, и любое явление в жизни общества происходит во всех сферах одновременно, но какая-то является наиболее важной в каждом конкретном случае.

Развитие общества — это изменение социальных отношений в различных сферах. Общество — саморазвивающаяся система, поскольку причина его развития лежит в самих общественных отношениях, а точнее в их противоречиях. Материалистическая позиция заключается в том, что источником развития является противоречие между производительными силами и производственными отношениями: развитие производительных сил сначала заставляет меняться производственные отношения, а они, в свою очередь, влияют на все остальные отношения в обществе.

Поэтому отношения, связанные с материальным производством, являются наиболее фундаментальными в системе общественной жизни: система производственных отношений — это социальная сущность, объективная реальность общества. Сформированные на основе и в зависимости от производства отношения (идеологические, политические, правовые и т.д.) составляют общественное сознание. Общественное бытие определяет общественное сознание, а не наоборот.

Однако главным показателем развития общества является не только характер общественных отношений, но и уровень духовности человека, вся общественная жизнь. Сегодня развитие общества определяется глобальными масштабами производства (как материального, так и духовного), информационно-технологическим способом воспроизводства всей системы общественных отношений, демократическими нормами жизни, прогрессом науки.

Помимо материализма, существует ряд теоретических моделей общества: Натурализм (объясняет общественные явления исключительно действием естественных законов), идеализм (превращает духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию), фатализм (признает неизбежность хода истории), волюнтаризм (абсолютизирует волю субъекта, полностью отрицает необходимость).

Культурно-историческая реальность, характеризующаяся определенным уровнем развития производительных сил и сложившимися формами производственных отношений, называется социально-экономической формацией. Исторический процесс рассматривается в рамках формационного подхода (Маркс) как последовательная смена формаций (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая). Способ смены формаций — это социальная революция, основанная на изменении способа производства. Альтернативой формационному подходу является цивилизационный подход (Сорокин, Тойнби): история основана на технологических, когнитивных и культурных достижениях людей, цивилизации различаются по основам развития и ориентациям, поэтому они могут сосуществовать, а не замещать друг друга. Способ развития в этом случае — накопление достижений, общество развивается эволюционным, а не революционным путем.

Закономерность и случайность в историческом процессе.

Невозможно сформулировать закономерности в природе. Абсолютной повторяемости не существует, она относительна. Древнейший историк Фукидид был первым, кто написал о повторяемости фактов в истории. Ученые древности понимали историческую закономерность как фатализм. Средневековые хилиасты разработали теологический взгляд на законы истории. Макиавелли провозгласил закономерность смены форм правления.

Марксистское понимание исторических закономерностей было представлено как изменения в общественно-исторических формациях. Позитивисты считали, что поиск законов — это задача социологии, а истории они отводили вспомогательную роль собирателя фактов. Немецкий историк Синиэль предложил свое понимание исторических законов. Исторические законы — это модели, основанные на отражении реально существующих элементов.

Ключевский считал, что каждое историческое явление имеет свою закономерность, а термином «случайность» историки лишь прикрывают свое невежество.

Вернадский сформулировал закон взаимосвязи исторического времени и пространства. Чейни в своих работах по истории Англии шестнадцатого века заявил о ее универсальности:

Закон взаимозависимости индивидов, классов и наций;
Закон роста демократизма;
Закон о необходимости свободного согласия;
Закон нравственного прогресса.

Для Сталина законы истории были аксиомами, для подтверждения которых историки должны были искать факты. Например, положение трудящихся при капитализме постоянно ухудшается, потребности советского народа растут быстрее, чем в других странах, классовая борьба при империализме обостряется.

В современных условиях роль вероятности возрастает. Вероятность — это степень необходимости в возможном. Стало ясно, что законы природы также действуют в соответствии с теорией вероятности.

Исторический закон, в отличие от естественного, проявляет себя не как прямолинейность, а как — тенденция внутри дилеммы: вероятное или невероятное.

Исторические законы условны, потому что они реализуются в соответствии с условиями, с учетом исторических случайностей. Философ Булог подчеркивал социальную природу статистических законов. Они не действуют в рамках одного явления, а обнаруживаются там, где складывается суммарное взаимодействие однородных случайностей.

История — это наука, которая предоставляет систему оценки классификации и обобщения фактов, а не поиска закономерностей. Чем выше степень сложности, тем менее вероятна закономерность.

Особенности социально-исторической закономерности

Кто из думающих людей не задавал себе вопрос: Как были связаны и сплетены основные нити, образующие сложную и разнообразную ткань социальной жизни, высшей и наиболее сложной формы движения бытия, известной нам? В природе все происходит спонтанно. Это относится и к небесным телам, и к растительному царству, и к царству животных. Биологические формы, какими бы высокоорганизованными они ни были, приспосабливаются только к окружающей среде. Человек активно воздействует на природу, изменяя ее и приспосабливая к своим нуждам. История общества отличается от истории природы прежде всего тем, что первое создано человеком, а вторая возникает сама по себе.

Всемирная история, по словам Ф. Энгельса, является величайшим поэтом, творящим не произвольно, а прекрасное и безобразное, трагическое и комическое. Жизнь общества в целом, со всеми ее порой кажущимися абсурдными событиями, тем не менее, не является хаотичным нагромождением случайностей, а в целом представляет собой упорядоченную, организованную систему, подчиняющуюся определенным законам функционирования и развития.

Люди основывают свои действия на потребностях и мотивах, преследуют определенные цели, руководствуются идеями, поэтому действуют осознанно. Действия отдельных людей сливаются в поток действий масс, классов, партий, правительств. В ходе общественной жизни возникают и борются прогрессивные и реакционные, передовые и устаревшие, правильные и неправильные идеи. Бесчисленные индивидуальные и классовые, национальные и межгосударственные цели и интересы сталкиваются. Море человеческих страстей — высоких и низких, благородных и безобразных — бушует. Потоки противоречивых эмоций — любовь и ненависть, добро и зло — бушуют.

Есть ли логика в этой истории? Можем ли мы найти порядок и направление в чередовании отдельных событий? Или социальная жизнь — это неуправляемый хаос? Нить Ариадны плетется в лабиринте истории — социального закона. Без этого немыслима человеческая жизнь, потому что без твердой опоры ничто не будет определенным, ничто не будет известным или предсказуемым, ничто не будет само собой разумеющимся.

Но мы не должны воображать, что история развивается вне и независимо от человеческой деятельности. Историю творят люди своими коллективными усилиями, а не какие-то сверхличности. Определенные социальные отношения являются таким же продуктом человеческой деятельности, как машина или компьютер. Это не история как сверхчеловеческая субстанция, это люди… делающие все, владеющие всем, борющиеся за все. История — это не какая-то безличная сила, которая использует человека как средство достижения цели. История — это не что иное, как деятельность преследующих свои цели людей и их сообществ. Законы общественного развития, по мнению Г.В. Плеханова, не могут быть реализованы без посредничества людей так же, как законы природы могут быть реализованы — без посредничества материи. И хотя эти законы проявляются во всей сознательной деятельности людей, тем не менее, они носят не субъективный, а объективный характер, так как не зависят от воли и сознания отдельных (рядовых) индивидов. Поэтому, хотя законы истории создаются самими людьми, люди подчиняются их власти как чему-то сверхличному: тогда они говорят, что законы «управляют» ходом исторических событий.

Так в чем же суть социальной регулярности? Законы общественного развития — это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, которые характеризуют основное направление общественного развития. Так, с увеличением материальных и духовных благ растут потребности человека; развитие производства стимулирует потребление, а потребности определяют само производство; прогресс общества закономерно ведет к повышению роли субъективного фактора в историческом процессе и т.д.

Стихийное и сознательное в истории

Из действий отдельных людей, подобно бесчисленным ручьям, рекам и морям, складываются исторические события. В повседневной жизни люди обычно действуют осознанно, преследуют определенные цели и каким-то образом предвидят последствия своих действий. Но можем ли мы на этом основании утверждать, что в масштабах общества, истории совокупность их деятельности всегда приводит к тем результатам, которые им самим известны? Нет, общий результат может быть таким, о котором никто и не думал: действие совершается сознательно, но не все результаты, особенно отдаленные, совпадают с предусмотренными[1]. Это тот случай, когда говорят о спонтанности исторического процесса. Таким образом, капиталистическая система победила феодальную систему, развивая промышленность, технологии, торговлю и т.д. Люди, которые строили фабрики, внедряли технологические инновации, расширяли торговлю, не думали, что их действия способствовали возникновению новой системы. Этот объективный результат вызревал, так сказать, исподволь, в процессе деятельности многих поколений (когда такие процессы доходят до сознания, они вполне могут породить и оправдать концепцию фатализма).

Иногда даже сознательно организованные действия приводят к результатам, прямо противоположным желаемым. Идеологи Французской революции 1789 года, например, мечтали о воцарении разума, свободы и справедливости. Именно за это боролись массы и политические партии (которые были достаточно организованной силой и имели свою программу действий). Задача была гигантской, и они победили. Победив, как писал А.И. Герцен, они думали: «Вот и пришло время. Но теперь их ведут на гильотину». Г. Гегель отмечал, что в мировой истории благодаря действиям людей получаются несколько иные результаты по сравнению с теми, к которым они стремятся. Люди добиваются удовлетворения своих потребностей и интересов, но благодаря этому объективно реализуется и то, что скрыто в их интересах и действиях, но не осознано ими, не содержится в их намерениях. Здесь кроется «хитрость духа истории». Этот трюк заметил выдающийся английский экономист А. Смит, который дал ему название «невидимая рука». Ясно и кратко описав, как это работает, он, по сути, выразил, даже сейчас с нашей точки зрения, диалектику стихийного и сознательного в истории. Каждый человек, говорил Смит, стремится удовлетворить свои собственные интересы, достичь своих собственных целей; он обычно не думает об общем благе и не осознает, какой вклад он вносит в него. Но «в этом случае, как и во многих других, его ведет невидимая рука к цели, которая вовсе не входила в его намерения…. Преследуя свои собственные интересы, он часто служит интересам общества более эффективно, чем если бы он сознательно стремился к этому.» «Невидимая рука» — это спонтанное действие объективных законов социальной жизни. Эти законы действуют независимо от воли человека, а зачастую и против его воли.

В истории стихийное часто проявляется в борьбе не столько «за», сколько «против», так сказать, в форме голого отрицания: протест, отчаяние, ненависть, потеря веры в святость существующих порядков, выражает, так сказать, возмущение иррациональных глубин человеческого духа. Стихийность исторического развития характеризуется тем, что население не осознает объективно возникающих социальных последствий своих действий. Непременной характеристикой стихийной деятельности является то, что, даже если она осуществляется на сознательном уровне, она преследует ближайшие цели, ближайший интерес, или, достигая цели, недостаточно учитывает средства ее достижения, наличные условия и тенденции общественного развития, содержащиеся как возможности в этих наличных условиях. Сознательное действие в истории — это действие, построенное на совпадении индивидуальных целей участвующих в нем людей с общими целями всех членов социальной группы или общества, а это возможно только на основе знания социальных законов и взаимного соотнесения целей и средств действия с этими законами.

Идея общественно-исторической закономерности

Особенности социально-исторической закономерности. Кто из думающих людей не задавал себе вопрос: Как были связаны и сотканы основные нити, образующие сложную и разнообразную ткань социальной жизни — этой высшей и наиболее сложной формы движения бытия, известной нам? В природе все происходит спонтанно. Это относится и к небесным телам, и к растительному царству, и к царству животных. Биологические формы, какими бы высокоорганизованными они ни были, приспосабливаются только к окружающей среде. Человек активно воздействует на природу, изменяя ее и приспосабливая к своим нуждам. История общества отличается от истории природы прежде всего тем, что первое создано человеком, а вторая возникает сама по себе.

Всемирная история, по словам Ф. Энгельса, является величайшим поэтом, творящим не произвольно, а прекрасное и безобразное, трагическое и комическое. Жизнь общества в целом, со всеми ее порой кажущимися абсурдными событиями, тем не менее, не является хаотичным нагромождением случайностей, а в целом представляет собой упорядоченную, организованную систему, подчиняющуюся определенным законам функционирования и развития.

Люди основывают свои действия на потребностях и мотивах, преследуют определенные цели, руководствуются идеями, поэтому действуют осознанно. Действия отдельных людей сливаются в поток действий масс, классов, партий, правительств. В ходе общественной жизни возникают и борются прогрессивные и реакционные, передовые и устаревшие, правильные и неправильные идеи. Бесчисленные индивидуальные и классовые, национальные и межгосударственные цели и интересы сталкиваются. Море человеческих страстей — высоких и низких, благородных и безобразных — бушует. Потоки противоречивых эмоций — любовь и ненависть, добро и зло — бушуют.

Есть ли логика в этой истории? Можем ли мы найти порядок и направление в чередовании трех отдельных событий? Или социальная жизнь — это неуправляемый хаос? Нить Ариадны прядет в лабиринте истории — социального закона. Без этого немыслима человеческая жизнь, потому что без твердой опоры ничто не будет определенным, ничто не будет известным или предсказуемым, ничто не будет само собой разумеющимся.

Но мы не должны воображать, что история развивается вне и независимо от человеческой деятельности. Историю творят люди своими коллективными усилиями, а не какие-то сверхличности. Определенные социальные отношения являются таким же продуктом человеческой деятельности, как машина или компьютер. Это не история как сверхчеловеческая субстанция, это люди… делающие все, владеющие всем, борющиеся за все. История — это не какая-то безличная сила, которая использует человека как средство достижения цели. История — это не что иное, как деятельность преследующих свои цели людей и их сообществ. Законы общественного развития, по мнению Г.В. Плеханова, не в большей степени могут быть реализованы без посредничества людей, чем законы природы — без посредничества материи. Хотя эти законы проявляются во всей сознательной деятельности людей, тем не менее они носят не субъективный, а объективный характер, поскольку не зависят от воли и сознания отдельных (рядовых) индивидов. Поэтому, хотя законы истории создаются самими людьми, люди подчиняются их власти как чему-то сверхличному: тогда они говорят, что законы «управляют» ходом исторических событий. Так в чем же суть социальной регулярности? Законы общественного развития — это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, которые характеризуют основное направление общественного развития. Так, с увеличением материальных и духовных благ растут потребности человека; развитие производства стимулирует потребление, а потребности определяют само производство; прогресс общества закономерно ведет к повышению роли субъективного фактора в историческом процессе и т.д.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Смысл, воля, судьба человека
  2. Атомизм
  3. Просветительский идеал человека — Возникновение идеи нравственного идеала
  4. Внешнее и внутреннее
  5. Правовое сознание и философия права
  6. Современные естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи и их значение для развития философии
  7. Теория «знания-власти» М. Фуко
  8. Русский марксизм — Краткая история марксизма
  9. Знание, смысл, идея. Мир идей как мир состояний сознания
  10. Мифология и философия