Для связи в whatsapp +905441085890

Законы и категории диалектики. Их методологическая роль и значение для теории и практики управления — Содержание и методологическое значение основных категорий диалектики

Единичное, особенное, общее. Категории единичного, особенного и общего являются ключом к пониманию диалектики других категорий. В процессе взаимодействия с реальностью субъект сталкивается с необычными вещами и процессами. Сингуляр — это относительно изолированный объект, процесс в совокупности своих свойств. Каждая сингулярность имеет некоторые уникальные специфические характеристики, которые позволяют нам оценивать вещи, процессы как сингулярные. Единственное число — это то, что отличает конкретную отдельную вещь от других вещей и процессов. Однако при сравнении вещи обнаруживают черты сходства и идентичности, на основе которых абстрагируется категория общего. Общее — это те признаки, свойства, атрибуты, связи и отношения, которые объективно присущи ряду явлений, их группам, видам, классам.

Так, каждая вещь всегда предстает как отдельная, имеющая много общего с другими, а одна и та же вещь предстает как единичная, то есть имеет стороны и свойства, отсутствующие в других явлениях. Общее и единичное не имеют самостоятельного существования и существуют только в отдельном в виде его сторон и характеристик.

Общее и единичное формируются в процессе развития индивида. Например, исследования академика К. М. Бэра (1792-1867) доказали, что при образовании единичных классов организмы в пределах своего типа имеют большое сходство. Их наибольшее сходство обнаруживается на самых ранних стадиях развития: сначала появляются признаки вида, затем признаки класса, рода и, наконец, специфические признаки конкретного вида. Диалектика единичного и общего реализуется также в единстве процессов наследственности и изменчивости, которые обеспечивают сходство и несходство потомства и родителей.

Единичные предметы являются единичными, но единичное не исчерпывает всего содержания единичного; последнее включает в себя общее. Общее, в свою очередь, также является стороной, моментом конкретного, и существует только в конкретном и посредством конкретного. Таким образом, всякое отдельное есть единство противоположностей; это одновременно единичное и общее, которые не только сосуществуют в отдельном, но и сливаются друг с другом. В процессе развития единичное становится общим, а общее — единичным. При определении единичного и общего сравнение материальных образований выявляет новый аспект — аспект единичного. Категория частного возникает из сравнения группы «сторон» свойств процессов и явлений, которые объединяются в категорию общего и соотносятся друг с другом как вид, род.

Особенное определяется как категория диалектики, которая отражает всеобщность свойств, сторон, признаков, явлений определенного рода, вида и отличает его от всеобщности свойств, сторон, признаков другого вида. Особенное — это единство уникального и общего.
Интересны отношения между единичным, особенным и общим.

Поскольку единственное число указывает на отличие одних образований от других, оно всегда единственное. Но это ничего не говорит о тождестве содержания этих категорий, поскольку если единичное является единичным, то единичное не всегда является единичным; единичное может быть и общим. Единственное число, как правило, является единственным.

Таким образом, единственное число, характерное для конкретного материального образования, всегда выступает в качестве единственного числа. Общее не всегда ведет себя одинаково, но может быть как общим, так и особенным. Если общее не обладает способностью отличать один вид, род объектов от другого, то это общее не является особенным. Такое общее называется универсальным. Универсальное — это предельно широкое общее.

Диалектика единичного и общего такова, что единичное и общее существуют в единичном и через единичное. Единичное и общее являются противоположностями и в своем развитии превосходят друг друга, обнаруживая в этом переходе изменение качества и диалектическое отрицание.

Законы и категории диалектики. Их методологическая роль и значение для теории и практики управления - Содержание и методологическое значение основных категорий диалектики

Сущность и явление

Категории сущности и вида являются одними из важнейших категорий диалектики и эпистемологии. Существует определенная сложность и неоднозначность в интерпретации категории «сущность». Надо полагать, что сущность любой чувственно воспринимаемой действительности, отдельного предмета, процесса в совокупности его свойств отражается в сознании не в виде эмпирических понятий, а в виде идеальных образов, абстракций, отражающих совокупность необходимого в вещах, законы развития и функционирования в их органической взаимосвязи.

Таким образом, сущность — это внутренние устойчивые отношения определенного круга явлений, это внутренняя устойчивая сторона предметов и явлений действительности. В существующей философской литературе можно встретить и другие определения сущности. Понятие сущности всеобъемлющее, собирательное, оно содержит целостное противоречивое единство всех закономерно связанных элементов в их причинно-следственных связях, в их происхождении, развитии, тенденциях к будущему.

Явление — это внешняя движущаяся сторона предметов и процессов действительности, это внешнее определение сущности. Явление отражает аспект существа, его часть, его грань. Явление — это то, как сущность проявляется вовне. Поскольку сущность выражает внутренние, устойчивые, необходимые отношения, возникает проблема соотнесения категорий права и сущности. Известно, что закон — это повторяющееся отношение сущности и между сущностями в явлении, поэтому закон и сущность — это упорядоченное, нематериальное понятие. Действительно, когда мы рассматриваем сущность явлений, мы приходим к пониманию законов их развития. В то же время сущность — это совокупность законов, определяющих развитие данного круга явлений. Следовательно, сущность, в отличие от закона, проявляется не в законе, а в его группе, системе.

Сущность и явление находятся в диалектическом единстве. В природе нет ни чистой сущности, ни отдельных от нее явлений. Сущность всегда проявляется в явлениях, и каждое явление имеет свою сущность. Сущность есть, а явление существенно.

Выражая сущность, явление добавляет к тому, что исходит от сущности, новые черты, моменты, которые обусловлены не сущностью, а внешними обстоятельствами, системой взаимодействий, в которой существует процесс или вещь. Поэтому явление более существенно, чем сущность, ибо оно определяется не только внутренними, но и внешними отношениями. Сущность глубже явления, но явление богаче сущности.

К этому следует добавить, что явления не всегда адекватно отражают суть, иногда явление может искажать суть, это и есть видимость. Видимость — это явление, которое находится дальше всего от сущности, настолько далеко, что искажает ее. Бытие представляется чем-то; мысль, пытаясь постичь сущность, сначала сталкивается с видимостью, видимостью. Бытие предстает как иллюзия. Карандаш, опущенный в воду, кажется сломанным. На самом деле, это не так. Наши впечатления просто ложны. Отсюда доктрины агностицизма, скептицизма в философии, согласно которым вещи и их сущность недоступны для познания. На самом деле, видимость обманывает нас, но обман в процессе познания раскрывается. Хотя природа любит прятаться, для ее познания нет непреодолимых препятствий. Смелое познание, подумал Х. Гегель, раскрывает глубины и богатства природы. Наука существует там, где человек проникает в глубину природных и социальных явлений, в их сущность. Единство сущности и явлений противоречиво. Это противоречие проявляется как противоречие между общим и единичным. Сущность — это нечто общее, а явление — единичное. Сущность — это выражение внутренних, скрытых процессов мира; явление — это внешнее выражение сущности. Сущность стабильна, спокойна, необходима, а явление нестабильно, беспокойно, случайно. Сущность играет ведущую роль по отношению к явлению, определяет его характер. Явление носит подчиненный характер, зависит от сущности, определяется ею.

Причина и следствие

Существуют различные группы связей, включая экзистенциальные, функциональные, пространственные, временные и причинные связи, которые являются частью, моментом связей мира. Философы во все века признавали важность поиска причинно-следственных связей. Демокрит, например, утверждал, что он скорее найдет причинное объяснение, чем получит персидский трон.

В философской литературе причинность понимается как взаимодействие двух или более явлений, сторон одного и того же явления, которое вызывает определенные изменения во взаимодействующих сторонах. Таким образом, общим термином для категории причины является категория взаимодействия. Категория «взаимодействие» является одной из центральных в диалектике, поскольку она изучает отношения, лежащие в основе процессов изменения и развития.

Взаимодействие — философская категория, отражающая атрибутивное свойство материи, представляющее собой такую взаимозависимую связь материальных и психических образований, сущность которой заключается в противоречивом процессе обмена, сопровождающегося изменением и развитием сторон. Объективное содержание взаимодействия — это взаимное действие одних объектов на другие, их взаимная активность, наличие канала взаимосвязи.

Следствие — это то, что возникает, производится под влиянием причины; это результат изменения, которое появляется во взаимодействующих явлениях или их сторонах. Отношение между причиной и следствием выражается в синтетической категории «причинность».

Причинность — философская категория, выражающая генетическую связь между отдельными состояниями видов и форм материального мира в процессах их изменения и развития.

Причину следует отличать от условия и причины. Под условиями следует понимать такой комплекс явлений, который, хотя и не порождает определенных последствий, выступает как необходимое условие их формирования и развития. Это совокупность обстоятельств, в которых существует определенная причинно-следственная связь.

Причина — это событие, которое действует как стимул к действию причины. Разум имеет внешний, случайный характер.

Существующее разнообразие причинно-следственных связей классифицируется по нескольким основаниям. Соответственно, причинно-следственные связи могут быть внутренними и внешними, главными и непринципиальными, необходимыми и случайными.

При рассмотрении категории причины и следствия возникает проблема сущности детерминизма, а также взаимосвязи между детерминизмом и причинностью.

Детерминизм

это философское учение о всеобщей связи предметов и явлений объективного мира и их причинности. Диалектический детерминизм рассматривает причинность как взаимодействие, включает проблему не только необходимой, но и случайной причинности.

Что касается связи между детерминизмом и причинностью, то общепризнано, что универсальность причинности явлений является основой детерминизма. Но согласно имеющимся исследованиям, сама детерминация действует как в форме негенетической детерминации (отношения сущности и явления, части и целого, формы и содержания и т.д.), так и в форме генетической детерминации — обусловленности вещи предшествующими состояниями. Генетическая детерминация проявляется как самоопределение и причинность. Таким образом, доктрина детерминизма как универсальной закономерности явлений не ограничивается причинностью или даже генетической детерминацией. Детерминизм включает в себя причинность, но не сводится к ней. Причинность — это проявление детерминизма.

Связь между причиной и следствием естественна и необходима. Причина и следствие — это не просто материальные объекты, а изменения в них. Причина — это изменение в одном объекте, следствие — изменение в другом. Поскольку взаимодействие, лежащее в основе причинности, всегда ведет к развитию, переход от причины к следствию представляет собой скачок от старого к новому через борьбу противоположностей и диалектическое отрицание.

Причина предшествует следствию во времени, временной интервал между ними может быть очень мал, но он всегда есть, потому что для передачи субстрата в процессе причинности требуется время, а в мире не существует абсолютно жестких систем, которые отдают и принимают субстрат, а также мгновенно изменяются. Когда мы говорим об одновременности причины и следствия, мы имеем в виду определенный временной интервал их сосуществования, но не одновременность их взаимного появления. Из того, что причина временно предшествует следствию, не следует, что каждая временная последовательность явлений подразумевает существование их причинно-следственных связей.

Суть причинности в том, что она производит действие. Таким образом, одна и та же причина при одних и тех же условиях приводит к совершенно определенным последствиям. Следствие может быть результатом комплекса причин, а причина может порождать несколько следствий.

Причина не только порождает следствие, но и следствие влияет на причину. Г. Гегель считал, что причина и следствие находятся в диалектическом взаимодействии. Причина, которая является активной субстанцией, действует на пассивную и вызывает в ней изменения — следствие, но следствие противодействует и превращается из пассивной субстанции в активную. Следствие не может быть причиной своей собственной причины. Обратное воздействие следствия на породившую его причину означает факт исчезновения причины в ее следствии, факт исчезновения действия и прекращение причинно-следственной связи. Причина исчезает в следствии, и поэтому следствие также исчезает, цикл развития завершен. Но когда речь идет о том, что полученное данное следствие выступает как причина изменения, то это уже новая причинно-следственная цепочка.

Содержание и форма

Каждый объект действительности представляет собой единство содержания и формы. В мире нет вещей без содержания, так же как нет вещей без формы.

Содержание — это внутренняя сторона объектов, которая представляет собой совокупность элементов, процессов, тенденций, составляющих основу их существования и развития.

Форма — это совокупность необходимых, устойчивых связей, составляющих структуру объекта, способ его существования. Форма — это единство внутреннего и внешнего. Как способ соединения элементов данного содержания, форма — это нечто внутреннее. Как способ связи данного содержания с содержанием других объектов, форма является чем-то внешним. Таким образом, внутренняя форма литературного произведения — это его сюжет, композиция, способ соединения художественных образов, идей, составляющих содержание произведения. Г. Гегель отмечал, что «Илиада» — это поэтическая форма, в которой выражено содержание.

Форма и содержание существуют в рамках их неразрывного единства и взаимоперехода. Форма и содержание взаимопроникают друг в друга. Форма, представляющая собой определенную систему связей, немыслима без элементов, между которыми эти связи устанавливаются. Содержание обуславливает форму, но оно не существует без формы. Определенное содержание облекается в определенную форму.

Форма и содержание — противоположности в единстве и борьбе. Развитие противоречия формы и содержания происходит по следующим этапам: Возникновение и нарастание противоречия между новым содержанием и старой формой; отбрасывание старой формы и появление новой формы, соответствующей новому содержанию; совершенствование содержания под влиянием новой формы.

Противоречие формы и содержания развивается по мере накопления изменений содержания в материальной формации. Противоречие между формой и содержанием проходит стадии от тождества к различию и затем к противопоставлению. Углубление, развитие противоречия сопровождается тем, что форма, которая способствовала развитию содержания, начинает мешать развитию материи. Содержание, однако, продолжает меняться. Обострение борьбы между содержанием и формой приводит к разрушению существующей системы связей (формы). Процесс разрыва старой формы и образования новой представляет собой скачок, переход вещи в новое качество.

В результате борьбы противоположностей меняется весь объект, но во взаимодействии противоположностей главную роль играет содержание. Содержание более подвижно, более текуче, оно определяет тенденции развития явлений. Форма более статична, она отстает от содержания, но, наоборот, влияет на содержание. Примером диалектики формы и содержания является связь между генотипом и фенотипом в эволюции организмов. Источником эволюции является борьба между противоположностями содержания и формы. Фенотип (форма) не пассивен, а активно влияет на генотип (содержание). Взаимосвязь между генотипом и фенотипом выступает как существенное противоречие в эволюции живых существ.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Mapкc, Энгельс, Ленин о происхождении и сущности государства — Сущность и характеристика государства в марксистской теории
  2. Эстетические категории
  3. Гилозоизм в философии
  4. Связь онтологии и гносеологии
  5. Сферы функционирования общества как системы
  6. Мигель де унамуно, испанский писатель, философ, представитель экзистенциализма
  7. Проблема природы мира идей. Идея и истина
  8. Агностицизм и заблуждение в науке
  9. Природа, сущность и существование человека
  10. Бытие как фундаментальная категория философии, её смысл и специфика. Формы бытия мира и человека