Для связи в whatsapp +905441085890

Зарождение педагогической мысли в первобытном обществе — Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах

Педагогика начинается с ощущений: Если бы мы могли вспомнить себя в утробе матери, наша память, вероятно, содержала бы только ощущения: неясные звуки, всплески цвета, вибрации, колебания.

Ощущение — это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств, предметов и явлений. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. В нем отсутствует целостный взгляд на явление, вызвавшее сенсацию. Ощущения — это лишь сырье для ментального образа, сформированного на уровне восприятия.

Восприятие, или перцепция, — это процесс обработки сенсорной информации, результатом которого является образ окружающего нас мира как совокупности объектов и событий.

Разделение двух уровней обработки информации — сенсорных и перцептивных процессов — в значительной степени является абстракцией. Их трудно разделить, как последовательные акты в театральном представлении. Когда мы идем по улице ночью в нормальном состоянии, мы воспринимаем здания, тротуары, фонари и автомобили, а не только шорохи, блики и вибрацию. Обработка перцептивной информации не просто следует за сенсорной обработкой с очень коротким временным интервалом — эти процессы могут происходить параллельно.

Поскольку восприятие можно считать первичным элементарным психическим опытом, ученые сначала хотели понять, как физические стимулы преобразуются в ощущения. Демокрит, например, считал, что мы воспринимаем внешний мир через маленькие, слабые копии предметов, которые, согласно его теории, попадают в тело через органы чувств и переносятся духами по каким-то полым трубкам в чувствительную часть мозга, где они каким-то образом вызывают ощущения.

Прошло много веков, прежде чем проблема корреляции между физическим и психическим стала предметом экспериментальных исследований. Его основателем был Г.Т. Фехнер. В 1860 году Фехнер опубликовал работу под названием «Элементы психофизики». Человек, не обученный психологии, редко задумывается о том, что ощущение от звука и сам звук — это не одно и то же, что вспышка света и вызванное ею ощущение, хотя и принадлежат друг другу, но относятся к разным реальностям: физическому и психическому миру. Фехнер размышлял об этом. Основные задачи психофизики он видел в изучении связи между физическим и психическим мирами и в количественном описании этой связи. В духе научной идеологии того времени Фехнер обратился к элементарным процессам в физической и психической реальности: это были простые физические стимулы или ощущения.

Первой темой, заинтересовавшей Фехнера, была проблема порогов восприятия. Возможности наших органов чувств ограничены: Мы можем разговаривать на расстоянии 5, 10, 20 метров, но если наш собеседник удаляется от нас на расстояние до пяти километров, разговор становится невозможным без использования специальных средств усиления звука. Таким образом (разумно предположить), как считали Фехнер и его последователи, что все стимулы можно разделить в соответствии с их физической интенсивностью на те, которые ощущаются, и те, которые не ощущаются.

Различают два типа порогов чувствительности: абсолютные и дифференциальные или разностные пороги.

Абсолютный порог чувствительности — это размер стимула (физического раздражителя), при котором возникает ощущение. Все стимулы, которые больше (сильнее, громче, ярче), чем заданная сила стимула, вызовут ощущение (правая сторона диапазона). Как только мы немного уменьшаем силу стимула (перемещаем его в левую часть диапазона), мы перестаем его чувствовать.

Зарождение педагогической мысли в первобытном обществе - Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах

Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах

Функция кинетических и вестибулярных ощущений заключается в информировании человека о его собственных движениях и положении в пространстве. Кинетические ощущения — это сочетание сенсорной информации, поступающей от мышц, сухожилий и связок. Вестибулярные ощущения основаны на информации, которая поступает из аркад внутреннего уха. Одна из основных функций вестибулярной сенсорной системы, обеспечивающая стабильную основу для визуального наблюдения. Когда мы двигаемся (ходим, бегаем, прыгаем), наша голова также приходит в движение. Если бы не было компенсаторных, корректирующих механизмов, мы бы видели мир так, как это происходит на видеозаписи, когда оператор идет или бежит: Изображение подпрыгивало, дрожало, раскачивалось из стороны в сторону. Благодаря наличию рефлекторного механизма, который компенсирует любое движение головы против направления движения глаз, мы имеем стабильное изображение мира.

Кожная чувствительность дает человеку информацию о том, что находится в контакте с его телом: это может быть предмет или окружающая среда (например, вода или воздух). Наиболее чувствительны ладони, кончики пальцев, губы и язык. Современные исследователи выделяют четыре типа кожной чувствительности: ощущения давления, тепла, холода и боли.

Есть достаточно веские основания полагать, что существуют специфические рецепторы (чувствительные клетки) для различных типов кожных ощущений. Несколько противоречивая картина возникает, когда мы рассматриваем болевую чувствительность. Некоторые исследователи считают, что существуют специализированные болевые рецепторы. Другие считают, что боль возникает в ответ на чрезмерную стимуляцию любого кожного рецептора.

Основная функция вкусовой чувствительности заключается в предоставлении человеку информации о том, можно ли проглотить то или иное вещество. Основные вкусовые ощущения — это кислинка, соленость, сладость и горечь. По-видимому, все остальные вкусовые ощущения вызываются комбинацией этих четырех качеств. Химическая основа вкусовых ощущений все еще недостаточно изучена, поэтому нет общего ответа на вопрос, какие вещества по своей химической структуре вызывают основные вкусовые ощущения. Поэтому в большинстве случаев химики-пищевики должны действовать по принципу проб и ошибок, полагаясь на услуги дегустаторов.

Обоняние дает человеку информацию о присутствии в воздухе различных химических веществ. В нашей жизни обоняние играет гораздо меньшую роль, чем в жизни многих животных. Когда мы говорим о нашем обонянии, мы не можем не вспомнить о наших четвероногих друзьях — собаках. Исследования показывают, что собаки примерно в тысячу раз более чувствительны к запахам, чем мы.

Хотя у человека относительно слабое обоняние, он может что-то с этим сделать. Около двадцати лет назад была проведена серия интересных экспериментов. Участников эксперимента — мужчин и женщин — попросили носить футболку в течение 24 часов, не снимая ее, не принимая душ и не пользуясь дезодорантом. Через двадцать четыре часа каждая неношеная футболка была помещена в отдельный пакет, и каждому испытуемому дали три футболки, которые нужно было понюхать, не глядя на них. Одна из рубашек принадлежала самой испытуемой, другая — одной из женщин, а третья — одному из мужчин. Результаты показали, что три четверти участников этого эксперимента смогли определить свою футболку по запаху и правильно определить, принадлежит ли каждая из оставшихся футболок мужчине или женщине.

Предмет и задачи истории педагогики

Для того чтобы понять, что происходит во внешнем мире, недостаточно идентифицировать объекты, то есть определить, что мы видим, слышим или осязаем, но также важно знать, где это находится. Здесь мы сталкиваемся с одной из фундаментальных проблем восприятия, а именно с проблемой локализации — определения местоположения объектов. Мы обсудим эту и другие проблемы восприятия на примере зрения. На это есть как минимум две причины: во-первых, зрительный анализатор является ведущим в жизни человека (по мнению некоторых специалистов, до 90% информационных процессов, обрабатываемых человеком, происходит благодаря зрительной сенсорно-перцептивной системе), во-вторых, зрительное восприятие изучено лучше, чем другие виды восприятия.

Один из главных вопросов восприятия глубины и расстояния — почему и с помощью чего мы видим мир в трех измерениях, когда на сетчатке глаза у нас только двухмерное (плоское) изображение? Желание ответить на этот вопрос привело к поиску сигналов глубины и расстояния — атрибутов стимульной ситуации, которые позволяют наблюдателю определить, насколько далеко объект находится от него самого и от других объектов.

Признаки, относящиеся к корреляции между изображениями или проекциями объекта на сетчатках разных глаз, называются бинокулярными признаками глубины и расстояния.

Они существуют благодаря тому, что люди склонны видеть и смотреть двумя глазами

Из-за того, что наши глаза находятся на определенном расстоянии друг от друга, каждый глаз смотрит на объект с немного разных позиций. Следовательно, каждый глаз видит один и тот же объект под разным углом. Эта разница в направлении или угле между зрительными осями двух глаз называется бинокулярным параллаксом. Сенсорная система «отслеживает» этот угол, его значение служит своего рода подсказкой, признаком удаленности объекта: большой угол — близкий объект, маленький угол — дальний объект. В этом случае изображения на сетчатках разных глаз не совпадают. Разница в изображениях на сетчатке называется бинокулярной диспаратностью.

Чтобы убедиться, что каждый глаз получает свое собственное изображение объекта, проведите следующий эксперимент. Возьмите чашку и держите ее перед собой так, чтобы ручка чашки была слегка видна, когда вы смотрите обоими глазами, то есть выступала на полдюйма за ободок чашки. Ручка должна находиться справа от вас. Теперь закройте правый глаз. Ручка исчезла из виду или, по крайней мере, немного «уменьшилась». Откройте правый глаз и закройте левый. Карандаш снова появился.

Мы можем воспринимать расстояние и глубину даже одним глазом. Например, известно, что люди, слепые на один глаз от рождения, воспринимают мир в трех измерениях. Следовательно, с изображением, полученным одним глазом, связаны некоторые признаки расстояния и глубины. Эти особенности обычно включают линейную перспективу, наложение, относительный размер объектов и текстуру.

Линейная перспектива, как признак расстояния, отражает тот факт, что прямые линии (как рельсы) кажутся сходящимися по мере удаления от нас. Мы часто замечаем, что если один объект находится там, где параллельные линии «сходятся» больше, чем там, где находится другой объект, то для нас очевидно, что первый находится на большем расстоянии от нас.

Какой вывод мы можем сделать об относительном расстоянии двух объектов, один из которых заслоняет другой? Что ближе: затемненный объект или затемняющий объект? Ответ очевиден — обскурация. В этом случае для оценки расстояния использовался критерий наложения.

Ceteris paribus, чем меньше проекция объекта на сетчатке, тем дальше он воспринимается. Это связано с геометрией зрительной системы. Проекция объекта, движущегося на расстоянии от наблюдателя.

Концепции происхождения воспитания

Мир вокруг нас подвижен и изменчив: машина проехала на большой скорости, человек прошел мимо, ветер колышет верхушки деревьев, а солнце выглянуло из-за туч, ослепило всех вокруг, а затем снова исчезло. Представьте себе, если бы мы могли видеть все именно так, как оно отражается на сетчатке наших глаз. Автомобиль на расстоянии 50 ярдов выглядел бы игрушечным, белый лист бумаги становился серым, как только солнце скрывалось за облаками, верхушки деревьев воспринимались бы как в прыгающем изображении искаженного телевизора. К счастью, этого не происходит.

Несмотря на постоянную изменчивость окружающих нас объектов, мы воспринимаем их как относительно постоянные по форме, размеру, цвету и так далее. Это свойство нашей перцептивной системы называется перцептивным постоянством. Зачем он нам нужен? Прежде всего, если бы у нас его не было, нам пришлось бы каждый момент пересматривать свое поведение по отношению к окружающим нас объектам. Постоянство восприятия помогает нам абстрагироваться от незначительных, мимолетных изменений и воспринимать объекты как относительно неизменные.

Как люди компенсируют быструю изменчивость стимульной информации? Один из ответов на этот вопрос в начале ХХ века. Гельмгольц попытался дать одну. Чтобы проиллюстрировать его концепцию, давайте воспользуемся примером с постоянством размера. Согласно Гельмгольцу, у наблюдателя есть два основных источника информации. Первый источник — это информация, полученная от изображения перекрестия объекта, а второй источник — это различные типы характеристик глубины, которые дают наблюдателю представление о расстоянии до объекта. Прошлый опыт научил наблюдателя общему правилу: чем дальше объект, тем меньше его изображение на сетчатке. Наблюдатель может сделать вывод об истинном размере объекта, учитывая его «ретинальный размер», расстояние до него и связь между первым и вторым (ретинальное изображение и местоположение). В результате наблюдателю кажется, что он уменьшает ближние объекты и увеличивает дальние. Гельмгольц, конечно, понимал, что в данном случае речь не идет о сознательном вычислении размера объекта, но он был убежден, что существует соответствующий бессознательный процесс. Этот процесс Гельмгольц назвал бессознательным умозаключением.

Следует отметить, что концепция бессознательного умозаключения является одной из первых попыток проанализировать влияние высших процессов на восприятие. Суть концепции заключалась в том, что восприятие лишь частично обусловлено сенсорной информацией. Большую роль в восприятии играют психические процессы высшего порядка, которые по сути сравнимы с мышлением. Взгляд Гельмгольца близок к взглядам многих современных исследователей восприятия, которые рассматривают решение задач (центральный компонент мышления) как один из компонентов восприятия.

Постоянство восприятия объясняется несколько иначе Дж. Гибсоном и его последователями. По словам Гибсона, изображение сетчатки само по себе содержит информацию об истинном размере объекта. Размер объекта — это не результат умозаключения, как считал Гельмгольц, а продукт непосредственного восприятия. Дело в том, что объект обычно воспринимается на фоне чего-либо — деревьев, листьев, травы, камней. Эти окружающие предметы обеспечивают наблюдателю непосредственное восприятие относительного размера объектов. И эта информация не содержится где-то в мыслях, ожиданиях или результатах умозаключений, а непосредственно представлена в сетчаточном изображении объекта. Например, человек, стоящий рядом с кустом крыжовника, который в два раза выше куста, воспринимается как человек среднего роста.

Зарождение воспитания в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса.

Особенности личности — направленность, характер, темперамент, способности. Основные формы направленности личности: склонности, влечения, потребности, интересы, желания, убеждения, мировоззрение, идеалы.

Безусловный рефлекс — выполнение врожденных, генетических программ (сосание, моргание, глотание, чихание и т.д.).

Родительский инстинкт определяется по отношению к своему потомству, а не только к себе. Воспитателям дошкольных учреждений и детских садов недостаточно любить своих собственных детей. Необходимо любить детей вообще, прилагать искренние усилия для общения с ними, с желанием учить и воспитывать их. Без этого воспитательное влияние теряет большую часть своего смысла, а отношения вряд ли будут приносить взаимное удовольствие.

Общие характеристики ощущений:

Качество — Каждый тип ощущений имеет свои специфические характеристики, которые отличают его от других типов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой тона, тембром, громкостью, зрительные — оттенком, насыщенностью, яркостью.

Интенсивность определяется интенсивностью действующего стимула и функциональным состоянием рецептора

Продолжительность — определяется функциональным состоянием органа чувств, временем воздействия стимула и его интенсивностью.

Пространственная локализация стимулов — пространственный анализ, выполняемый дискретными рецепторами, дает им информацию о локализации стимула в пространстве. В некоторых случаях ощущения относятся к той части тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощущения), а иногда они более развиты (болевые ощущения)

Чувствительность — определяется минимальным стимулом, который может вызвать ощущение при данных условиях.

Образная память — образная память — перевод информации в картинки, графики, диаграммы, таблицы, изображения. Оно может быть самым разнообразным, как содержание образов, так и каналы, по которым информация попала в память.

Практическое мышление — это самая элементарная форма мышления, которая возникает в практической деятельности и является основой для формирования более сложных форм мышления. Это тип мышления, основанный на непосредственном восприятии объектов, реальном преобразовании в процессе действия с объектами.

Качество языка:

Содержание — характеризуется объемом выраженных в нем мыслей, обеспечивается готовностью говорящего.

Понятность обусловлена в первую очередь уровнем знаний слушателя и обеспечивается целенаправленным отбором материала, доступного слушателю.

Выразительность связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентуацией.

Эффективность определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателя.

Объем внимания — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием, воспринимаемые одновременно. Объекты, объединенные чувством, воспринимаются в большем количестве, чем объединенные. Объем внимания взрослого человека составляет от 4 до 6 объектов.

Выносливость — способность мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями.

Эмоциональная возбудимость темперамента — отражает порог минимального воздействия, необходимого для вызова эмоциональной реакции, а также скорость ее развития. Например, у сангвиника, холерика и меланхолика эмоциональная возбудимость высокая, а у флегматика — низкая. Это не хорошо и не плохо, что важно подчеркнуть.

Мировоззрение — понимается как наиболее устойчивый мотив действия, система обобщенных отношений и представлений о мире, природе, обществе и человеческом мышлении. Мировоззрение включает в себя убеждения как глубоко осознанные и обоснованные принципы, которым он следует в жизни, и идеалы, выступающие в качестве высшего мотива в виде образов, которые направляют личность в настоящем и определяют планирование будущего.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методы, формы и средства обучения
  2. Виды рассказов из опыта
  3. Приобщение детей дошкольного возраста к искусству дизайна
  4. Воспитание: сущность, назначение, особенности
  5. Технологии интеграции в образовании
  6. Моделирование деятельности воспитателя по обучению рисованию детей 5-6 лет через игровую деятельность
  7. Возможности развития неформального и информального образования в регионах россии
  8. Тенденции в развитии системы образования
  9. Образование при Николае I
  10. Закономерности и принципы обучения