Для связи в whatsapp +905441085890

Защита сознания — Понятие психологической защиты в концепции З. Фрейда

Психология объясняет возникновение человеческого сознания через социальный способ существования человека и трудовую деятельность, которые обусловили его развитие. С переходом к социальным формам жизни радикально изменилась структура человеческого поведения. В дополнение к двум источникам поведения — унаследованной фиксированной программе и собственному опыту индивида — появился третий источник, формирующий человеческие действия — передача и усвоение социального опыта. В удовлетворении этой важной социальной потребности одним из решающих факторов был язык, который стал экзистенциальной формой сознания.

Человеческое сознание обладает следующими психологическими характеристиками:

1) рефлексивная способность, т.е. готовность сознания к осознанию других психических явлений и самого себя. Без рефлексии у человека не может быть даже представления о том, что у него есть психика;

2) ментальное представление реальности, которое тесно связано с волей;

3) способность к коммуникации, т.е. к передаче того, что человек осознает, другим людям с помощью языка жестов.

Сознание — не единственный уровень, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Психика имеет две сферы: сознательную и бессознательную. Тема бессознательного впервые получила свою научную концепцию в работах Z. Фрейд (в конце XIX века). В частности, Фрейд выделял четыре уровня функционирования психики: бессознательное (как явления, воспроизводимые сознанием, но с помощью специальных техник); подсознательное (как осознаваемые явления, но только при необходимости); сознательное (как явления, доступные волевой регуляции).

Было показано, что емкость содержания процессов, которые человек не осознает, превышает емкость осознанной информации.

Бессознательное — это такие психические процессы и состояния, которые обусловлены входящими воздействиями, но при этом человек не осознает их влияния. Они просто отражаются в его сознании. В царстве бессознательного выделяется ряд психических процессов и состояний:

  • Бессознательные автоматизмы — это действия, которые выполняются человеком без контроля сознания (расширение зрачков при ощущении боли, периодическое моргание, движение ног при ходьбе и т.д.);
  • бессознательные сопровождения сознательных действий (гримаса на лице при глотании чего-то кислого, движения челюсти при резке ножницами и т.д.)
  • бессознательные установки (априорная внутренняя установка экзаменуемого на виновность экзаменуемого, бессознательная разница в оценке величия одного и того же человека, представленного студентам в качестве профессора, доцента и ассистента (реальный опыт))
  • невротические симптомы — сильные энергетические очаги психологической травмы, полученной индивидом некоторое время назад и проявляющейся в подобных обстоятельствах (сильные обиды и унижения, перенесенные индивидом в детстве, вызывают у него впоследствии вспышки негодования, часто несоответствующие текущей объективной ситуации)
  • Неправильные действия. Непроизвольная забывчивость, проскальзывания языка могут быть результатом бессознательных переживаний (муж случайно называет жену по имени любовницы);
  • «Сверхсознательные» процессы (интуитивное решение проблемы, которое появляется внезапно и не поддается анализу).
  • Измененные состояния сознания (ИСС). Они возникают в результате употребления психотропных веществ (наркотики, алкоголь, транквилизаторы, табак, кофе и т.д.), специальных психотехник и методик (гипноз, медитация, патологические изменения сознания и т.д.). ASC характеризуются качественным изменением психического функционирования.

Сознание и бессознательное находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Между ними нет четких переходов и границ. Предполагается, что в обычных состояниях основные действия человека постоянно находятся под контролем сознания. В измененных состояниях сознания бессознательное берет на себя инициативу. Взаимосвязь сознания и бессознательного проявляется в феномене сновидений. Сон — это особый вид человеческой деятельности. Во время сна человек сохраняет память, может думать, двигаться, может осуществлять намерения (проснуться в нужное время), может учить (иностранный язык), называть имена людей и т.д.

Защита сознания - Понятие психологической защиты в концепции З. Фрейда

Понятие психологической защиты в концепции З. Фрейда

Понятие «психологическая защита» было впервые введено известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом в 1894 году в небольшом исследовании под названием «Защитный нейропсихоз».

Уже в своих ранних работах Фрейд указывал, что прототипом психологической защиты является механизм подавления, конечной целью которого является избегание неудовольствия, то есть всех негативных аффектов, связанных с внутрипсихическими конфликтами между влечениями бессознательного и структурами, ответственными за регуляцию поведения личности. При редукции негативных аффектов, содержание этих аффектов и реальные сцены, мысли, восприятия и фантазии, которые предшествовали возникновению аффектов, также подавляются.

Согласно структуре личности Фрейда (ид, эго, суперэго), психическая защита рассматривается как основная функция эго в интеграции и адаптации личности. В условиях требований реальности, когда удовлетворение потребностей ид невозможно, эго использует специальные механизмы задержки и контроля стимулов (подавление, замещение и т.д.).

Угроза целостности личности может также исходить от инстанции суперэго, которая представляет собой систему интернализованных (принятых человеком в качестве собственных стандартов) социальных норм и запретов. Суперэго не допускает удовлетворения инстинктивных желаний и влечений, исходящих от инстанции id, и активизирует механизмы психологической защиты, чтобы уменьшить конфликт и напряжение.

Все защитные механизмы служат для того, чтобы помочь эго в его борьбе с драйвом жизни. Одной только борьбы с противоречивыми импульсами достаточно, чтобы активировать защитные механизмы.

Психологические защитные механизмы предназначены для защиты эго и удержания его от переживания неудовлетворенности. Однако эго защищено не только от недовольства ид, но и от угроз внешнего мира и собственной инстанции суперэго. Опасность, угрожающая эго (потеря целостности), исходит как от инстинктивных влечений, так и от внешнего мира.

Защитные механизмы — это психологические образования, которые приходят в действие в экстремальных ситуациях и служат для «снятия внутреннего конфликта».

Механизмы психологической защиты формируются в детстве, их индивидуальный набор зависит от отношений ребенка с родителями, а также от паттернов, образцов защитной реакции взрослых.

Z. Таким образом, Фрейд является основателем следующей концепции:

1) механизмы психологической защиты рассматриваются как результат (продукты) развития;

2) набор защитных механизмов индивидуален и характеризует степень адаптации индивида.

Каждая личность характеризуется индивидуальной комбинацией приемов (индивидуальным набором защитных механизмов), которые помогают разрешать внешние и внутренние конфликты. Каждый человек по-своему учится преодолевать трудности и препятствия, решать внутриличностные проблемы и конфликты. Защитные механизмы, которые однажды помогли, могут использоваться снова и снова в похожих ситуациях и все больше укореняться в личности. Некоторые люди продолжают защищать себя даже тогда, когда это совсем некстати, когда этого не требуют обстоятельства.

Виды механизмов психологической защиты, выделенные З. Фрейдом

Репрессия — это универсальное средство избегания внутренних конфликтов путем устранения из сознания социально нежелательных влечений, побуждений и желаний. Однако подавленные и подавляемые влечения проявляются в невротических и психосоматических симптомах (например, фобиях и тревоге).

Репрессия считается примитивным и неэффективным механизмом психологической защиты по следующим причинам:

1) подавленное прорывается в сознание;

2) Неразрешенный конфликт выражается в высоком уровне тревоги и дискомфорта.

Реактивные образования — это эго-замещение нежелательных тенденций прямо противоположными тенденциями.

Рационализация — это псевдорациональное объяснение человеком собственных стремлений, мотивов поступков, действий, которые на самом деле вызваны причинами, признание которых грозит потерей самоуважения. Самоутверждение, защита собственного «Я» является основным мотивом реализации этого механизма психологической защиты личности.

Рационализация — это объяснение человеком своих намерений и стремлений с целью самооправдания и самоутверждения. Истинные мотивы не осознаются, потому что их осознание (если они социально нежелательны) привело бы к потере самоуважения.

Сублимация — это один из механизмов психологической защиты личности, который снимает напряжение в конфликтной ситуации путем преобразования инстинктивных форм психики (энергии драйва) в социально желательные для личности и общества формы деятельности.

Согласно Фрейду, сублимация — это механизм психической защиты, с помощью которого энергия влечений направляется на другие, более высокие, несексуальные цели. Например, сексуальная энергия может быть сублимирована в творчество (как у художников и поэтов), шутки, остроты и подшучивания. Именно компоненты полового влечения обладают способностью сублимироваться, то есть заменять сексуальную цель другой, более отдаленной и социально ценной.

Идентификация — это процесс бессознательного отождествления себя с другим субъектом, группой, моделью, идеалом.

Согласно Фрейду, через идентификацию маленькие дети усваивают модели поведения значимых для них людей, формируют свое суперэго и принимают маскулинные или фемининные роли.

Идентификация — это бессознательный перенос на себя чувств, черт и характеристик, присущих другому человеку или животному.

Проекция — это отнесение собственных подавленных переживаний, потребностей, характеристик к другим людям.

Проекция — это механизм защиты от собственных бессознательных антисоциальных желаний и влечений путем приписывания другим людям социально нежелательных желаний, склонностей и характеристик.

Агрессивный человек воспринимает других людей как агрессивных (т.е. проецирует на них свою агрессивность); жадный человек воспринимает других как жадных; хитрый человек воспринимает других как хитрых; а лжец считает всех лжецами.

Проекция, таким образом, проявляется в склонности человека верить, что другие люди имеют те же мотивы, чувства, желания, ценности и черты характера, которые присущи ему самому. В то же время он не осознает своих собственных социально нежелательных мотивов.

Таков, например, механизм инфантильного и религиозно-мифологического мировоззрения. Примитивное восприятие характеризуется тем, что человек склонен персонифицировать животных, деревья и природу (приписывая им собственные мотивы, желания и чувства).

Виды проекции

Человек может не только проецировать нежелательные или негативные аспекты своего истинного «я» на других, но и подавлять свои положительные качества в себе и проецировать их на других.

Различают следующие типы проекций:

  1. атрибутивная проекция — приписывание собственных мотивов, чувств и действий другим.
  2. аутистическая проекция — детерминация восприятия собственными потребностями. Потребности человека определяют, как он воспринимает других людей или объекты. Например, голодный человек, смотрящий на размытые изображения, может воспринять вытянутый объект как кусок хлеба, агрессивный человек — как нож, а сексуально озабоченная особа — как символ мужской сексуальности.
  3. рациональная проекция характеризуется рациональной мотивацией. Например, когда студентов попросили прокомментировать структуру класса, было обнаружено, что студенты жаловались на отсутствие дисциплины, ленивых студентов и были недовольны недостаточно квалифицированными преподавателями (т.е. студенты бессознательно приписывали свои нежелательные характеристики преподавателям). Здесь, как и при обычной рационализации, вместо признания собственной неадекватности люди склонны возлагать ответственность за свои неудачи на внешние обстоятельства или других людей.
  4. комплементарная проекция — проекция качеств в дополнение к тем, которые присущи субъекту в реальности. Например, когда человек испытывает страх, он склонен воспринимать других людей как угрожающих, внушающих страх. В этом случае для него качество, приписываемое другим, является причинным объяснением его собственного состояния. А человек, ощущающий себя сильной, авторитетной личностью, воспринимает других людей как слабых, как «пешек».

Психологическим защитным механизмом против проекции является интроекция.

Интроекция — это включение внешних ценностей и норм в собственную психологическую структуру эго таким образом, что они больше не выступают в качестве внешней угрозы.

Человек наделяет себя чертами, характеристиками других людей. Например, человек принимает роль назойливого наставника, потому что проявление такой черты характера у других людей раздражает или травмирует его. Чтобы смягчить внутренний конфликт и избежать психологического дискомфорта, человек перенимает чужие убеждения, ценности и установки.

Интроекция — это тенденция некритично присваивать убеждения и установки других людей, не пытаясь изменить их и сделать своими. Интроекты — это индивидуальные убеждения, ценности, мысли, которые были приняты без анализа или реструктуризации.

Согласно Фрейду, интроекты — это нормальные образования (например, модели поведения, через которые формируется личность ребенка). Другими словами, интроекцию можно рассматривать не только как механизм психологической защиты, но и как механизм психологического развития личности. Это связано с тем, что именно через приобретение определенных моделей (паттернов) поведения, ценностей и установок человек развивается как личность.

Дальнейшее развитие представлений о механизмах психологической защиты в классическом психоанализе

Исследования Фрейда о феномене психологических защит были продолжены, интерпретированы, модернизированы в дальнейшем как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений — экзистенциальной психологии, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и так далее. — продолжена, интерпретирована, преобразована, модернизирована.

Представитель второго ранга психоаналитиков, Анна Фрейд, определила аффект, включающий в себя работу защитных механизмов, как страх, тревогу. Концепция механизмов психологической защиты представлена А. Фрейд, в частности, в ее работе «Психология Я и защитные механизмы», русская версия которой была опубликована в 1993 году. Она указала на три источника беспокойства. Во-первых, это тревога, страх перед разрушительными и безусловными требованиями бессознательных влечений, которые контролируются только принципом удовольствия (страх перед самим собой). Во-вторых, это тревожные и непереносимые состояния, вызванные виной и стыдом, разъедающими угрызениями совести (страх перед самостью сверх-Я). И, наконец, есть страх перед требованиями реальности (страх «я» перед реальностью).

А. Фрейд считал, что защитный механизм основан на двух типах реакций:

-Блокирование выражения импульсов в сознательном поведении;

-Искажение до такой степени, что их первоначальная интенсивность значительно уменьшается или отклоняется.

Анализ работ своего отца, а также собственный психоаналитический опыт привели Анну Фрейд к выводу, что использование защитных механизмов не приводит к разрядке конфликта, тревога сохраняется, и в конечном итоге высока вероятность заболевания. Она показала, что определенные наборы психозащитных техник приводят к соответствующей, очень специфической симптоматике. Об этом свидетельствует и тот факт, что при определенных психологических патологиях используются соответствующие защитные техники. Например, истерия характеризуется частым обращением к подавлению, в то время как невроз навязчивых состояний характеризуется массовым использованием изоляции и подавления.

Анна Фрейд перечисляет следующие защитные механизмы: Репрессия, регрессия, реактивное образование, изоляция, отмена старого, проекция, интроекция, обращение к себе, обращение к другому, сублимация. Существуют и другие защитные техники. Она также упомянула отрицание через фантазирование, идеализацию, идентификацию с агрессором и т.д.

А. Фрейд говорит об особом отношении к подавлению, которое объясняется тем, что «количественно оно выполняет гораздо большую работу, чем другие техники». Более того, он используется против таких сильных влечений бессознательного, с которыми не могут справиться другие техники. В частности, этот исследователь предполагает, что функция подавления заключается, прежде всего, в работе с сексуальными влечениями, в то время как другие защитные техники направлены, в основном, на обработку агрессивных импульсов.

Другой известный исследователь, Мелани Кляйн, на заседании Будапештского психологического общества в 1919 году показала, что подавление как защитный механизм снижает качество исследовательской деятельности ребенка, не высвобождая энергетический потенциал для сублимации, то есть передачи энергии для социальной деятельности, в том числе интеллектуальной.

М. Кляйн описал простейшие типы защиты: расщепление объекта, проективная (самоидентификация), отрицание психической реальности, претензия на всемогущество над объектом и т.д.

Противоречивым является отношение к такой технике психической регуляции, как сублимация, функция которой заключается в преобразовании неудовлетворенных эротических влечений или деструктивных тенденций в социально полезную деятельность. Обычно сублимацию противопоставляют защитным техникам; использование сублимации считается одним из свидетельств сильной творческой личности.

Психоаналитик Вильгейм Райх, на идеях которого сегодня основаны различные виды телесной психотерапии, считал, что вся структура человеческого характера представляет собой единый защитный механизм.

Один из ярких представителей эго-психологии, Х. Хартманн, предположил, что механизмы самозащиты могут служить как для контроля влечений, так и для адаптации к окружающей среде.

Психоаналитические методы работы с механизмами психологической защиты

Фрейд использовал понятие переноса для объяснения особого явления, которое проявляется в искаженном восприятии лечащим психоаналитиком анализируемого пациента; образ, который пациент создает о себе, далеко не всегда достаточно репрезентативен для переживаний и поведения пациента, даже если этот искаженный образ полностью соответствует тому, что пациент воспринимает на сеансах. Фрейд считал, что этот тип искажений возникает в результате навязанного пациенту самообмана, «ложной связи» между прошлым опытом пациента и его реальными переживаниями.

Если смотреть с энергетической точки зрения, то можно обнаружить смещение занятия с ранее значимого объекта на реальные отношения с психоаналитиком. Инфантильные истоки пережитого переноса остаются бессознательными; это переживания, изначально связанные с неразрешенным конфликтом, оставшимся позади и таким образом подавленным.

Сегодня практикующие психоаналитики уделяют большое внимание наблюдению, пониманию и интерпретации переноса и контрпереноса как в своей клинической практике, так и в процессе обучения. За этим стоит, прежде всего, тщательное наблюдение за эмоциональной стороной отношений между двумя людьми, вовлеченными в психоанализ, аналитиком и пациентом. Они вступают в очень интенсивные отношения друг с другом, в которые они привносят свой жизненный опыт, свои сознательные и бессознательные чувства, мечты и желания, а также обстоятельства своей нынешней жизни за пределами аналитического пространства. Следует отметить, что все вышесказанное относится к двум людям, которые находятся в тесном и регулярном контакте. Однако особая структура психоанализа и условия, налагаемые на аналитика для продвижения терапевтической работы с проблемами пациента, делают аналитическое взаимодействие совершенно особым процессом. Аналитик приглашает пациента в достаточно близкие и доверительные отношения с ним и в то же время строго исключает возможность физического контакта и общения с пациентом. Он поощряет пациента открыться, но максимально скрывает свои чувства, позволяя тем самым выразить чувства пациента по отношению к его основным фигурам в прошлом и настоящем, которые пациент проецирует на аналитика. Во время переноса эти чувства переживаются как реальные.

З. Фрейд заметил, что аналитический процесс не создает перенос, а раскрывает его. Таким образом, и аналитик, и пациент сталкиваются с проявлением самых сильных человеческих чувств. Обсуждаемая тема берет свое начало в клинической практике психоанализа. Если рассматривать психоанализ как отношения между двумя людьми, то очень трудно дать точное определение переноса и контрпереноса, потому что каждый аналитик и каждый пациент переживают их по-разному.

Анализ переноса становится средством психоаналитического лечения Целью лечения является реконструкция подавленных переживаний пациента и устранение его проблем.

Спустя некоторое время отношение к переносу меняется вместе с терапевтической методологией: реконструкция прошлых событий и переживаний выходит на первый план в настоящих отношениях с психоаналитиком. Перенос становится наиболее важной динамикой всего терапевтического процесса, и обработка переноса посредством интерпретации имеет решающее значение для эффективности психоаналитической терапии.

Перенос — это особый вид объектных отношений. В принципе, любой человек в окружающей обстановке реагирует так, как если бы это был человек из прошлой жизни пациента. Перенос — это повторение, воспроизведение прошлых объектных отношений. Это анахронизм, ошибка времени.

Анализ переноса направлен на понимание бессознательного, проявляющегося в отношениях пациента с психоаналитиком.

Переживания переноса, возникающие в психоаналитическом лечении, вызывают тревогу, чувство вины и стыда, потому что перенос поразительно часто связан с воспоминаниями о собственной вине, с тревожными фантазиями, с гнетущими переживаниями и с обидами. Поэтому переносу обычно противостоят бессознательные защитные действия, которые называются сопротивлением.

Современное представление о сущности механизмов психологической защиты

В настоящее время считается, что психологическая защита, несмотря на свою роль в снятии напряжения, нарушает адаптацию человека, поскольку отчуждает субъекта от реальности и не позволяет ему осознать собственные проблемы и конфликты. Целесообразность психологической защиты можно объяснить тем, что она снимает напряжение и тревогу и может в определенной степени временно разрешить внутренние конфликты. Однако, убегая от реальности и сопротивляясь, когда необходимо осознать свои конфликты и невротические черты (такие как страхи и фобии), человек упускает возможность развиваться и адаптироваться к реальности более адекватно.

Выделяются следующие негативные аспекты в функции психологической защиты:

1) Уход от реальности в результате нарушения психологических защит, приводящий к трудностям (или нарушениям) личностной адаптации (например, если человек подавляет, не осознает свои потребности, страхи или внутриличностные конфликты, его возможности в адекватной оценке и адаптации к реальности снижаются);

2) концентрация на собственном «Я» и одновременное принижение значимости «Я» другого человека вызывает негативную реакцию у окружающих и разрушает процесс общения с ними

3) сужение, искажение и блокирование обратной связи, которая не подкрепляет желания своего «Я», создает эффект закрытости для нового опыта, что естественным образом тормозит развитие и реализацию личностного потенциала. Например, когда человеку делают замечание (т.е. он получает обратную связь), он часто склонен защищаться, извиняясь и обвиняя других, а не реагировать должным образом и исправлять свое поведение. Этот механизм психологической защиты называется рационализацией.

При наличии психологической защиты у субъекта развивается высокая чувствительность к информации, касающейся достоинств самого себя (поскольку человек стремится утвердить себя, поддержать свою самооценку), в то время как информация о собственных недостатках обычно не воспринимается, игнорируется.

Недостаточное восприятие обратной связи (из-за функционирования несовершенных механизмов психологической защиты) иногда затрудняет или делает невозможным понимание психологических особенностей другого человека и разрывает с ним контакт;

4) Неосознанность психологической защиты снижает возможности самоконтроля и коррекции своих действий, препятствует сознательному, добровольному изменению негативных качеств, что ухудшает развитие личности.

Использование несовершенных или недостаточных механизмов психологической защиты снижает возможности социальной адаптации личности, поскольку отдаляет ее от реальности, прерывает ее контакт с другими людьми и создает психологические барьеры в общении.

Из-за механизмов психологической защиты и стремления к удовлетворению собственных желаний, человек имеет очень слабое и извращенное понимание другого человека (партнера по общению).

Стоит отметить еще один негативный момент, связанный с функционированием психологической защиты — приписывание вины за неудачу внешним обстоятельствам или партнеру по общению. Таким образом, существует опасность не воспринимать такие аспекты собственного поведения, изменение которых может привести к более успешному взаимодействию с людьми.

Многие негативные черты характера являются результатом оборонительной позиции человека. Изменить их можно только через целостное участие в таком общении, которое гарантирует возможность исследовать собственную личность. И такие возможности предоставляют групповая и индивидуальная психотерапия, социально-психологические тренинги и психологическое консультирование.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Виды психических процессов: память
  2. Педагогика физической культуры
  3. Психологические проблемы семьи
  4. Психоаналитический подход в психологическом консультировании
  5. Трудовая деятельность
  6. Педагогический анализ урока физической культуры
  7. Психологические особенности познавательной активности младших школьников с ЗПР
  8. Особенности развития мышления младших школьников — Развитие когнитивной сферы в младшем школьном возрасте
  9. Психологическая коррекция в социальной работе
  10. Ах Нарцисс Каспар, немецкий психолог — Исследование и анализ волевого акта