Для связи в whatsapp +905441085890

Защита сознания — Возникновение понятия «сознание»

Проблема сознания всегда привлекала внимание философов, поскольку определение места и роли человека в мире, специфики его отношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания через анализ сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, отнесением человека к своеобразной реальности, как носителя особых форм взаимодействия с окружающим миром, в том числе и управления им.

Человеческое сознание — сложное явление, оно многомерно, многослойно. Восприятие его очень различно и зависит от разнообразия жизненного опыта людей, которые ни в коем случае не формируют идентичные его интерпретации. Понимание сознания, его сущности, содержания, степени его проявления во многом определяется культурными традициями людей, их религиозной и социальной ориентацией. Человек давно понял, что помимо окружающей действительности существует еще одна реальность — его внутренний мир, который обозначается терминами «душа», «разум», «чувства», «рассудок», причем сознание занимает не последнее место. Поэтому вопросы о том, как возникает сознание, почему оно возникает и что оно собой представляет, всегда были актуальными, сложными и нуждающимися в объяснении. Не случайно ряд наук — психология, психиатрия, логика, физиология, кибернетика, информатика и др. — занимаются этими вопросами. В силу своей объективной мультисистемной природы сознание очень трудно определить в разных системах, и любое определение, если оно не уточнено для конкретной цели, оказывается неполным, односторонним, скептическим и приводит к попыткам заменить или дополнить его. В то же время философия, обобщая данные конкретных исследований, формирует общую концепцию природы сознания.

Сознание — это многомерная сущность. Нет более сложного вопроса, чем вопрос о том, что такое сознание. Сознание — это особое, свойственное только человеку состояние, в котором ему одновременно доступны и мир, и он сам. Сознание немедленно связывает, соотносит то, что человек видел, слышал и чувствовал, думал и переживал. Очень трудно узнать, описать, определить сознание, потому что оно не существует как отдельный объект или вещь. Все дается нам благодаря сознанию: оно присутствует в каждом образе нашего восприятия; оно немедленно соотносит наши чувства, восприятия, мысли, ощущения, без нашего согласия и тем более контроля. Сознание в своей непосредственности — это открытый субъекту образ мира, который включает в себя его самого, его действия и состояния .

Рассматривая понятие сознания, важно отметить, что сознание — это не просто отражение бытия, сторона человеческой деятельности, а сама человеческая жизнь, как грань жизни.

Можно утверждать, что сознание формируется в результате естественно-исторической эволюции материи и ее универсального атрибутивного свойства — отражения. В ходе эволюционного развития материя, которая становится все более сложной в своей структурной организации, порождает такой субстрат, как мозг. Сознание не существует вне мозга, который способен генерировать информацию не только для адаптации к реальности, но и для ее преобразования.

Таким образом, сознание выступает в качестве центрального, исходного философского понятия для анализа всех проявлений психической и духовной жизни человека в их единстве и целостности, а также возможностей контроля и регулирования его отношений с действительностью и управления этими отношениями.

 Защита сознания

Возникновение понятия «сознание»

В древние времена предпринимались попытки понять, что такое душа. Демокрит предположил, что душа — это особый вид атомов, то есть душа материальна. Идеалисты считали, что душа — это особая духовная субстанция, которая чужда материи. Она может иметь независимое существование, не зависящее от материи, особенно от тела (Декарт).

В 17 веке Гоббс и Спиноза предложили использовать термин «психика» для описания внутреннего мира человека; позже появился термин «сознание». Продолжались материалистические и идеалистические традиции в трактовке термина «психика», «сознание».

Таким образом, развивая материалистическую линию с механистической точки зрения, возникает следующая точка зрения: поскольку сознание — материальная субстанция, оно является свойством всей материи, следовательно, вся материя (природа) мыслима.

В девятнадцатом веке. Вульгарные материалисты», немецкие физиологи Бюхнер, Фохт и Молешотт, рассматривали сознание как физиологическую субстанцию, выделяемую мозгом. Согласно взглядам этих ученых, сознание можно полностью разложить на элементарные физиологические нервные процессы без остатка. В том же веке возникла новая наука электрофизиология, в которой идея о материальности сознания, казалось, получила подтверждение.

В каком-то смысле вопрос о природе сознания, особенно о материальности сознания, становится более ясным, если рассмотреть, как сознание появилось на свет, что, как и вопрос о происхождении жизни, происхождении человека, является «великой тайной».

Живая, органическая материя, которая является основой жизни, появившись на свет, продолжала развиваться в прогрессивном направлении. Критериями развития растительных и животных организмов были: 1) сложность их организации; 2) установление связи между формой и строением каждого организма и организма в целом; 3) гармония между организмом и окружающей средой.

Реализация указанных критериев была невозможна без совершенствования способности организма накапливать информацию и регулировать себя, развивая такое качество, как рефлексия. Дело в том, что в простейших формах отражения в неживой природе след — отпечаток влияния одного действия на другое — не становится для них ориентиром их собственной активности по отношению друг к другу. Живая материя, в силу наличия внутренней программы, закодированной в ее материальных опорах, способна активно относиться к объектам и явлениям внешнего мира, в виде ориентации на жизненно важные для живой материи факторы внешней среды, целенаправленно реагируя на информацию, содержащуюся в отражении.

Таким образом, первой формой отражения в живой природе была раздражительность. Жизнь возникает везде, где появляются органические соединения, способные к саморегуляции, самовоспроизводству, самосохранению, размножению, самосовершенствованию путем эволюции и раздражимости. Раздражимость — это такое свойство организменной жизни, которое заключается в отражении внешних и внутренних воздействий среды в виде возбуждения и внешней избирательной реакции.

В ходе эволюции простейшие формы раздражимости, свойственные низшим видам живых существ, начиная с одноклеточных организмов (например, амеб), растений, животных с низкоорганизованным нервным аппаратом (тропизмы, таксисы), сменяются высокоорганизованными формами поведения. Раздражительность — это допсихическая форма отражения, это свойство организма, которое проявляется только как физиологическая реакция, еще не связанная с формированием субъективного образа объективного мира. Раздражительность — это средство контроля, регуляции адаптивного поведения.

С появлением животных возникает новая форма отражения — чувствительность: способность чувствовать и отвечать на ощущения, которые являются первоначальной формой психики.

Источники сознания

Теперь перейдем к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос давно является предметом анализа философов и естествоиспытателей. Сформировались различные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, вульгарно-материалистическая, феноменологическая и др. Натуралистическое направление сосредотачивается на выявлении связи сознания с материально-вещественным субстратом, сводя мысль, сознание к тем же материальным изменениям, только другого рода. В противоположность этой тенденции объективно-идеалистический подход направлен на выявление структур и компонентов сознания, которые не зависят от мозга, а определяются неким ментальным фактором (фактически его представители акцентируют внимание на социокультурной доминанте сознания).

Философско-реалистическая тенденция в понимании источников сознания выделяет среди множества известных и еще неизвестных науке факторов, определяющих содержание сознания, следующие.

Во-первых, внешний объективный и психический мир, природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных и понятийных образов. Сами эти образы, если они отражают, например, природное образование или историческое событие, не содержат тех же самых объектов, даже в уменьшенном виде; в этих объектах нет ничего материально-субстанционального. Однако в сознании существуют их отражения, копии (или символы), которые содержат информацию о них, об их внешней стороне или сущности. Этот вид информации является результатом взаимодействия человека с реальной ситуацией, что обеспечивает его постоянный непосредственный контакт с ней.

Второй источник сознания — социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические ориентиры, социальные идеалы, правовые нормы, знания, накопленные обществом. Здесь и средства, способы, формы познавательной деятельности. Часть социокультурных норм и запретов переносится в индивидуальное сознание и становится (в качестве «суперэго») частью содержания этого сознания. В результате индивидуальное сознание способно подняться над данной ситуацией до уровня общественного сознания и понимания. Справедливо будет сказать, что человек обладает способностью смотреть на мир глазами общества.

Третий источник сознания исходит из совокупного психического мира индивида, его собственного уникального опыта жизни и переживаний: в отсутствие прямых внешних воздействий индивид способен переосмыслить свое прошлое, построить свое будущее и т.д. Разные люди по-разному реагируют на музыку, картины и т.д., создавая специфические переживания и образы. Динамика рефлексивного процесса, другими словами, касается психической реальности самого человека.

Четвертым источником сознания является мозг как макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов и их связей, которая на клеточном уровне организации материи позволяет реализовать общие функции сознания. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация влияет на сознание, его состояние. Если вспомнить натуралистическое направление исследований сознания, то нельзя не признать его правоту в этом отношении: действительно, мир вокруг голодного человека или человека, который долгое время не ел досыта, может казаться иным, чем у того, кто питается нормально; иначе, физиологическое и биохимическое состояние мозга — один из факторов, влияющих на характер восприятия мира. Ошибка приверженцев натуралистического подхода заключается в том, что они не исследуют эту зависимость, а игнорируют специфику других факторов, влияющих на сознание, и отстаивают позицию материальности, материальности сознания (мысли) во всех его возможных аспектах.

Структура сознания

Сознание — это высшая форма целенаправленного психического отражения действительности человеческими существами. Структура сознания представляется нам чисто «пространственной» картиной существования сознания. Когда мы говорим, что существует сознание, мы представляем, что существует набор очень конкретных феноменов сознания, которые мыслятся как конкретно различные или содержательно одинаковые.

Как сложная система, сознание состоит из ряда взаимосвязанных сфер. Ученые выделяют интеллектуальную сферу, эмоциональную сферу, мотивационную и волевую сферы. Такой подход обоснован как логически, так и с точки зрения конкретной практики.

В частности, А.Спиркин предлагает выделять в структуре сознания три основные сферы: когнитивную (познавательную), эмоциональную и волевую .

Когнитивная сфера состоит из познавательных способностей, интеллектуальных процессов приобретения знаний и результатов познавательной деятельности, то есть самих знаний. Традиционно выделяют две основные когнитивные способности человека: рациональную и чувствительную. Рациональная когнитивная способность — это способность формировать концепции, суждения и выводы, и она считается ведущей в когнитивной сфере. Чувственное познание — это способность к ощущениям, восприятиям, которые служат основой для рационального познания. Долгое время сознание отождествлялось с когнитивной сферой, а все субъективные проявления человека сводились к интеллектуальной сфере. Философский смысл проблемы сознания виделся только в прояснении вопроса о том, какой из познавательных способностей является ведущим.

Когнитивная сфера включает в себя, помимо интеллекта и сенсорных способностей, внимание и память. Память обеспечивает единство всех когнитивных элементов, внимание дает возможность сосредоточиться на определенном объекте. Сенсорные и понятийные образы формируются на основе интеллекта, сенсорных способностей, внимания и памяти, которые составляют содержание когнитивной сферы.

К элементам эмоциональной сферы сознания относятся аффекты (гнев, ужас), элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда), и чувства (любовь, ненависть, надежда). Все эти разрозненные явления объединяются понятием эмоций. Эмоция определяется как отражение ситуации в виде психического переживания и оценочного отношения к ней. Эмоциональная сфера сознания также участвует в когнитивном процессе и повышает или, наоборот, снижает его эффективность.

Волевая сфера сознания представлена мотивами, интересами и потребностями в единстве с возможностью достижения цели. Основным элементом этой сферы является воля, которая определяется как способность человека достигать своих целей.

Приведенная выше концепция неявно предполагает, что основная деятельность человека, наделенного сознанием, является познавательной. Элементы сознания выделяются и интерпретируются именно с точки зрения познавательной деятельности человека, ее содержания и результата. Очевидный недостаток этой концепции заключается в том, что единство сознания, представленное как набор разнопорядковых элементов, отношение которых друг к другу недостаточно прояснено, остается лишь утверждением.

Свойства сознания

Сознание, как высшая форма отражения действительности, обладает следующими свойствами. Во-первых, оно объективно по своему содержанию, то есть то, что находится в поле сознания, прямо или косвенно (через память, тексты, знаки) дано объективной, окружающей действительностью. Более того, поле сознания также зависит от личного, активного «я». Более того, сознание — это не только результат отражения объекта, но и отношение к нему, то есть оно включает в себя ценностное «измерение», описываемое терминами «желание», «стремление», «внутренний выбор» и др.

В современной философии и психологии существует специальный термин, характеризующий свойство сознания зависеть от того, что оно отражает: интенциональность сознания, то есть его направленность на определенные объекты.

Второе свойство сознания заключается в том, что оно идеально по механизму своего функционирования: хотя существование сознания неотделимо от деятельности мозга и нервной системы, оно действует по определенным строгим и ясным законам, механизм действия которых ненаблюдаем.

Сознание — это невидимый, скрытый для внешнего наблюдателя, непрерывный поток переживаний, чувств, мотивов, мыслей, убеждений, ориентаций и ценностей. А.Бергсон, который первым обратил внимание на сознание как поток переживаний, указал на еще одно важное свойство сознания — длительность (каждое отдельное переживание может начинаться и заканчиваться, но поток переживаний не имеет ни начала, ни конца). Сознание как субъективный психологический временной процесс обладает качеством неделимости, целостности и взаимопроникновения прошлого, настоящего и будущего. Согласно другому выдающемуся аналитику сознания, Э. Гуссерлю, сознание — это «гераклитовский поток», который невозможно математически проанализировать, разложить на составляющие или охватить понятиями.

Тем не менее, изучать поток сознания необходимо и важно; в частности, это можно сделать на основе самоотчета о том, что происходит в сознании. Однако существуют и косвенные методы изучения сущности сознания — это конкретное поведение, а также некоторые физиологические процессы, происходящие в связи с «работой» сознания.

Отсюда вытекает третья характеристика сознания: сознание материально по своему выражению — «работа» сознания может быть зарегистрирована на основе следующих показателей: Изменения гальванического сопротивления кожи, состава крови, артериального давления, пульса, частоты дыхания, температуры и электростатических потенциалов определенных участков мозга, имеющих определенный ритм.

Однако данные, фиксирующие физические, физиологические и химические процессы в мозге, не раскрывают содержания мыслей, образов и идей, поскольку законы сознания не совпадают с законами физики, физиологии и химии. Процессы сознания зависят не столько от физического состояния мозга, сколько от его функционального состояния. Таким образом, сознание — это именно свойство (системное, функциональное) мозга.

Современные философские концепции, независимо от их идеологической принадлежности, рассматривают сознание как целостную систему. Однако на этом сходство заканчивается. Набор элементов, которые конкретный философ выбирает в структуре этой целостности, напрямую зависит от философских предпочтений и решаемых проблем.

Следующие концепции сознания развивались в философии и сохраняют свое значение в современной культуре.

Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, сверхличной, в конечном счете трансцендентной идеи (мир идей Платона, абсолютная идея Гегеля, Бог теологов, внеземной дух уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание — это частица, продукт или инаковость мирового духа.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Принципы истории педагогики
  2. Игра в психологии
  3. Компенсаторная функция
  4. Структура «я-концепции» личности
  5. Рекламно–информационная деятельность торговых организаций и пути ее улучшения
  6. Профилактика девиантного поведения подростков
  7. Подготовка детей к школе
  8. Пищевая зависимость как психологическая проблема
  9. Виды наблюдения
  10. Виды чувств