Для связи в whatsapp +905441085890

Защитный механизм: проекция

В ситуациях, когда интенсивность потребности возрастает, а условий для ее удовлетворения нет, поведение регулируется механизмами психологической защиты. Ф.В. Бассин определяет психологическую защиту как нормальный механизм, направленный на предотвращение нарушений поведения не только при конфликтах между сознательным и бессознательным, но и между различными эмоционально окрашенными установками. Эта особая психическая деятельность реализуется в виде специфических приемов обработки информации, которые могут защитить человека от стыда и потери самоуважения в условиях мотивационного конфликта. Психологическая защита выражается в тенденции человека поддерживать привычное представление о себе путем отвержения или искажения информации, которая считается неблагоприятной и разрушительной для первоначальных представлений о себе и других.

Механизм психологической защиты связан с реорганизацией сознательных и бессознательных компонентов системы ценностей и изменениями в общей иерархии ценностей личности. Е.А. Костандов [147] предложил логически последовательный и убедительный рассказ о лежащем в основе психологической защиты физиологическом компоненте. Негативные эмоциональные переживания формируют устойчивые рефлекторные связи в коре головного мозга. Это, в свою очередь, повышает пороги чувствительности, тем самым подавляя сигналы, связанные с событиями, которые вызывают такие переживания, и не позволяя им стать осознанными. Временные связи между неосознаваемыми стимулами могут запечатлеваться в долговременной памяти и быть чрезвычайно долговечными. Это позволяет понять, как возникают постоянные эмоциональные переживания, причина которых остается неосознанной для человека, переживающего их.

Э. Костандов признает существование в мозге чувствительного механизма, который реагирует на стимулы, физически очень слабые, но очень важные для конкретного человека. Несмотря на то, что эти стимулы не воспринимаются человеком, они могут вызвать ряд вегетативных реакций, которые приводят к изменению физиологического и психологического состояния.

Как мы можем объяснить сохранение очагов негативного эмоционального возбуждения, возникающих во время переживания конфликта? Интересную мысль по этому поводу высказывает Е.Т. Соколова [308]. Она обращает внимание на известный факт, что любое препятствие приводит к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не откажется от его преодоления. В этом случае действие оказывается незавершенным либо во внешнем, материальном аспекте, либо во внутреннем, поскольку решение о преодолении препятствия или отказе от действия еще не принято. В случае, когда человек не осознает конкретного значения определенных обстоятельств, сам акт осознания становится изначально неполным.

Как показали эксперименты Зейгарник, именно незавершенные действия (и сопутствующие им обстоятельства) запоминаются лучше, чем завершенные, и, что самое важное, запоминаются непроизвольно. В работе Левина также показано, что незавершенные действия обычно приводят к их завершению, при этом человек начинает выполнять замещающие действия, когда непосредственное завершение невозможно. Можно предположить, что механизмы психологической защиты — это некоторые специализированные формы замещающих действий.

В экспериментальных условиях была разыграна ситуация, которая наглядно продемонстрировала эффект психологической защиты. Участников просили определить и как можно быстрее отреагировать на ряд слов, представленных на экране в условиях дефицита времени. Эти слова включали как табуированные слова (бранные и непристойные слова), так и нейтральные слова. Было установлено, что порог распознавания для табуированных слов значительно выше, чем для нейтральных.

Защитный механизм: проекция - Проекция

Проекция

(A) Грубо говоря, смешение неврологического или психологического феномена с внешним, переход либо от центра к периферии, либо от субъекта к объекту. Этот процесс можно понимать по-разному (см. комментарий).

B) В собственном психоаналитическом смысле — операция отсеивания и локализации в другом человеке или вещи тех качеств, чувств, желаний — короче говоря, тех «объектов», — которые субъект не признает или отвергает в себе. Речь идет об очень старом защитном механизме, который встречается прежде всего в паранойе, но также и в «нормальном» мышлении (суеверия).

I. Слово «проекция» широко используется сегодня как в психологии, так и в психоанализе. Он используется в различных и, как часто отмечается, нечетко очерченных значениях. Представляется целесообразным охарактеризовать различные интерпретации термина «проекция» — сначала на уровне семантики.

(a) В нейронауке слово «проекция» используется в смысле, заимствованном из геометрии, где оно означает соответствие каждой точки фигуры в пространстве каждой точке фигуры на чертеже. В этом смысле та или иная часть мозга является проекцией определенной (рецепторной или эффекторной) части телесного аппарата: соответствие между ними устанавливается по особым законам, либо между отдельными точками, либо между отдельными структурами, и оно может быть центробежным или центростремительным.

(b) Второе значение вытекает из первого, но касается только движения от центра к периферии. На языке психофизиологии, например, это означает, что обонятельные ощущения локализуются проекцией в органе-рецепторе. В этом смысле Фрейд говорит об «ощущении щекотки как о возбуждении центральной нервной системы, которое проецируется на периферическую эрогенную зону» (1). В этом же смысле, вслед за Г.Б. и А.К. Инглишами, мы можем определить «эксцентрическую» проекцию как «локализацию сенсорных данных к месту в пространстве, где находится соответствующий объект, а не к точке на теле, где возникает ощущение» (2a).

В психологии под проекцией понимают следующие процессы: в) субъект воспринимает окружающий мир и реагирует на стимулы в соответствии со своими интересами, способностями, привычками, длительными или мимолетными аффективными состояниями, ожиданиями, желаниями и т.д. Эта связь внутреннего и внешнего мира (внутреннего мира и среды) — одно из открытий современной биологии и психологии, сделанное в основном под влиянием гештальтпсихологии. Это открытие подтверждается на всех уровнях поведения: Животное избирательно реагирует в своем перцептивном поле на некоторые специфические стимулы, которые управляют его поведением; бизнесмен видит все объекты в терминах купли-продажи («профессиональная перцептивная деформация»); добродушный человек склонен видеть мир «сквозь розовые очки» и т.д. Однако существенные структуры и характеристики личности могут проявляться и в их явном поведении. Этот факт лежит в основе так называемых проективных методов: Детский рисунок раскрывает личность ребенка; в некоторых стандартизированных тестах, например, являющихся проективными тестами в подлинном смысле (ср. тесты Роршаха — T.A.T. — Thematic Apperception Test), испытуемый сталкивается с нечетко структурированными ситуациями и неоднозначными стимулами, которые позволяют «…по специальным правилам декодирования и в соответствии со специфическими характеристиками материала и данного вида творческой деятельности определить определенные черты характера испытуемого, а также организацию его поведения и эмоциональной жизни» (3).

Проекция — «трансфер»

d) Субъект своим поведением показывает, что сравнивает одного человека с другим: например, говорят, что он «проецирует» образ своего отца на своего начальника. В данном случае слово «проекция» является неподходящим названием для психоаналитического открытия под названием «перенос».

д) Субъект отождествляет себя с другими людьми или, наоборот, других людей, одушевленных или неодушевленных существ с собой. Как известно, читатель может проецировать героя романа на себя и наоборот: Лафонтен, например, в своих баснях проецировал антропоморфные чувства и образ мыслей на животных. Такой процесс правильнее было бы понимать как «(само)идентификацию» в психоаналитическом смысле.

(e) Субъект приписывает другим побуждения, желания и т.д., которые он не замечает в себе; так, расист проецирует свои собственные недостатки и наклонности на людей, которых он ненавидит. Этот феномен, названный Х.Б. и А.С. Инглишем «проекцией отречения» (2b), наиболее похож на фрейдовскую проекцию.

И. Фрейд говорил о проекции в связи с различными явлениями нормальной психологии и патопсихологии.

1) Проекция была впервые обнаружена при паранойе. Фрейд — посвятил этому психическому расстройству два небольших текста 1895-1896 гг. (4а), а также главу III «Дальнейших замечаний о защитных нейропсихозах» (1896). В этих работах проекция предстает как первичная защита, связанная с неправильным использованием нормального психического механизма, такого как выражение источника неудовольствия. Параноик проецирует мучительные восприятия вовне, и они возвращаются к нему в форме самообвинения: «…фактическое содержание остается тем же, меняется только его место в целом».

В своих дальнейших размышлениях о паранойе Фрейд также при каждом удобном случае ссылался на проекцию (особенно у Шребера). Здесь, однако, проекция понимается в ограниченном смысле: Она является лишь частью параноидального защитного механизма и встречается не при всех типах паранойи (5a).

2) В 1915 г. Фрейд описал фобическую организацию психики как реальную «проекцию» воспринимаемого как опасный драйв на реальность: «Человек представляет себе, будто опасность растущего тревожного страха обусловлена не динамикой драйва, а внешним восприятием, и поэтому он реагирует на эту внешнюю опасность попытками убежать, фобическим избеганием опасности».

(3) Фрейд видел тот же механизм в том, что он называл «проективной ревностью», которую он отличал как от «нормальной» ревности, так и от параноидального бреда ревности (7). Субъект защищает себя от собственного желания неверности, вменяя неверность своему супругу; таким образом, он переключает внимание со своего собственного бессознательного на бессознательное другого человека, иногда достигая глубокого понимания этого человека при полном непонимании себя. И поэтому иногда невозможно (и всегда *неэффективно) опровергнуть проекцию как перцептивную ошибку. t; 4) Фрейд неоднократно подчеркивал нормальность проективного механизма. И поэтому он видел проекцию в предрассудках, мифах, анимизме: «Неясное сознание (эндопсихическое восприятие, так сказать) психических факторов и отношений в бессознательном выражается […] в построении сверхъестественной реальности, которая должна быть снова преобразована наукой в психологию бессознательного». (8).

«Вы подумаете, что… но у меня нет такого намерения»

5) Наконец, Фрейд редко говорил о проекции применительно к психоаналитической ситуации. Например, он никогда не называл весь перенос проекцией: слово «проекция» было зарезервировано для момента в переносе, когда субъект приписывал аналитику слова и мысли, которые по сути были его собственными (например, «Вы будете так думать, но у меня нет такого намерения»).

Из этого списка видно, что Фрейд понимал проекцию довольно узко и по-разному. Проекция всегда возникает как защита, как приписывание другому человеку или вещи качеств, чувств или желаний, которые субъект отрицает или просто не замечает в себе. На примере анимизма становится ясно, что Фрейд не рассматривал проекцию как простое приравнивание другого к себе. Эта анимистическая вера часто объяснялась неспособностью первобытного человека представить себе природу иначе, чем как образ человека. То же самое относится и к мифологии, где часто утверждается, что древние «проецировали» человеческие качества и страсти на природу. Для Фрейда — это его вклад в проблему — такая аналогия основана на отказе признать что-либо: Демоны и духи воплощают в себе не что иное, как дурные человеческие побуждения.

III. В большинстве случаев проекции Фрейд не рассматривал проблему в целом. В своем описании случая Шребера он объясняет это так: «…понимание проекции предполагает изучение более общей психологической проблемы, которую мы должны отложить до другого случая, а значит, и исследование происхождения параноидальных симптомов как таковых» (5b). Даже если такое исследование и проводилось, оно так и не было опубликовано. Однако Фрейд неоднократно комментировал метапсихологию проекции. Попробуем здесь кратко изложить элементы его теории и проблемы, которые она поднимает:

1) общую основу механизма проекции мы находим во фрейдовской интерпретации влечений. Как известно, Фрейд считал, что в организме существует два возможных типа влечений, порождающих напряжение: те, которых можно избежать и защитить, и те, которых нельзя избежать, потому что необходимого механизма (или слоя) защиты не существует, и это первый критерий для различения внутреннего и внешнего. Таким образом, проекция служит сначала для того, чтобы отгородиться от внутренних стимулов, которые могут быть слишком сильными и поэтому неприятными, а затем субъект проецирует их вовне, чтобы защититься от них (фобическое избегание). Стремление рассматривать их как внешние, а не внутренние воздействия возникает потому, что в последнем случае может быть задействован специальный защитный слой против возбуждения. Так возникает проекция» (10). Решение, однако, имеет свой недостаток: субъект отныне вынужден без разбора верить в то, что подчинено законам реального мира (4c). (2) Фрейд считал, что проекция (наряду с интроекцией) играет важную роль в создании оппозиции между субъектом (self) и внешним миром. Субъект «…принимает в себя, или, говоря словами Ференци, «интроецирует», те объекты, которые служат источниками удовольствия; он отвергает все, что становится внутренним источником неудовольствия (механизм проекции)» (11). Этот процесс интроекции-проекции выражается «на языке орального влечения» (9b) как противоположность присвоения-отвержения. Именно эту стадию Фрейд назвал периодом «самоудовлетворения в чистом виде» (см.: эго-вожделение, эго-реальность). Авторы, заинтересованные в темпоральном аспекте концепции Фрейда, задавали вопрос: Предполагает ли проекция-интроекция уже существующее различие между внутренним и внешним, или же она его создает? Анна Фрейд писала: «Мы считаем, что интроекция и проекция возникают после отрыва Я от внешнего мира» (12). Она спорила с М. Кляйн, которая выдвинула на первый план диалектику интроекции — проекции «хороших» и «плохих» объектов — как основу для дальнейшего различения внутреннего и внешнего.

Метапсихологическая пружина проекции

IV. Таким образом, Фрейд указал на механизм, в котором он видел метапсихологический источник проекции. Однако такое понимание породило ряд проблем, на которые в его трудах не было четкого ответа.

1) Первая трудность связана с вопросом о том, что именно проецируется наружу. Фрейд часто описывал проекцию как деформацию нормального процесса, который заставляет нас искать причину наших аффектов во внешнем мире: именно так выглядит проекция при фобиях. Напротив, в исследованиях паранойи — таких, как у Шребера — ссылки на причины появляются как апостериорное обоснование проекций. «… утверждение «я ненавижу его» трансформируется путем проекции в другое утверждение: «он ненавидит меня» (он преследует меня), что дает мне право ненавидеть его» (5c). В этом случае аффект ненависти (или, другими словами, само влечение) проецируется вовне. Наконец, в метапсихологических текстах, таких как «Triebe und Triebschicksale» (1915) и «Судьба влечения».

«Отрицание» (Die Verneinung, 1925), проецирует «плохое», то, что является объектом ненависти. Согласно Кляйн, проекция подчиняется «плохому» (фантазматическому) объекту, что также предполагает, что аффект или побуждение, которые не воплощены ни в каком объекте, не могут быть отрицаемы.

(2) Вторая основная трудность возникает из-за фрейдистской концепции паранойи. Дело в том, что Фрейд, обсуждая общие защитные механизмы, действующие при этом психическом расстройстве, по-разному определял локус проекции. В своих ранних текстах он интерпретировал проекцию при паранойе как первичный защитный механизм, по сути противоположный репрессии при обсессивно-компульсивном неврозе. При этом неврозе первичной защитой является подавление всей совокупности патогенных воспоминаний в бессознательном и замена их «первичным защитным симптомом» недоверия к себе. При паранойе, с другой стороны, первичная защита функционирует иначе: здесь также происходит подавление, но оно направлено на внешний мир, и первичный защитный симптом выступает как недоверие к другим людям. Бредовое состояние затем действует как неудачная защита и «возвращение» того, что было подавлено, во внешний мир (4d).

В подходе Шребера проекция происходит по-другому и сопровождает процесс «формирования симптома». Такой подход сближает механизм формирования паранойи с механизмом формирования неврозов: сначала непереносимое чувство (гомосексуальная любовь) подавляется внутрь бессознательного, трансформируется в свою противоположность, а затем проецируется во внешний мир; здесь проекция выступает как своего рода возвращение того, что было подавлено в бессознательное.
Это различие в понимании механизма паранойи позволяет нам различать два значения проекции:

(a) Значение, аналогичное пониманию проекции в кинематографе: Субъект создает образ того, что бессознательно существует в нем самом. Проекция определяется здесь как особый вид непонимания, нежелания знать, который парадоксальным образом предполагает понимание в других именно того, что субъект отказывается видеть в себе;

(b) Квазиреальный процесс отвержения: здесь субъект «отвергает вовне то, что он не хочет иметь, а затем вновь обнаруживает отвергнутое во внешнем мире». В этом случае проекция проявляется не как «нежелание знать», а как «нежелание быть».

В первом подходе проекция сводится к иллюзии, во втором — укореняется на месте изначального раздвоения на субъект и внешний мир (см.: отказ).

Этот второй подход также частично присутствует в исследовании случая Шребера: «Неправильно думать, что подавленное внутреннее чувство проецируется наружу, но то, что устранено внутри, возвращается извне» (5d). В этом отрывке Фрейд, по сути, называет «нежелание знать», описанное выше, проекцией, хотя и уточняет, что ссылка на проекцию недостаточна для понимания психоза.

3) Еще одна трудность связана с теорией Фрейда о галлюцинациях и сновидениях как вариантах проекции.

«Выброс вовне»

V. 1) Несмотря на все эти трудности, смысл проекции, как мы видим, достаточно ясно представлен у Фрейда. Каждый раз это означает выброс вовне, отказ принимать что-либо в себя или быть кем-либо. Это чувство отвержения и отторжения, похоже, не присутствовало в дофрейдистском употреблении слова проекция, как показано, например, в следующем высказывании Ренана: «Ребенок проецирует на все вещи то удивление, которое он имеет внутри себя». Такое использование слова проекция встречается и в постфрейдистскую эпоху, порождая ряд трудностей с этим термином в психологии, а иногда и в психоанализе (a).

(2) Наша попытка сохранить фрейдистское понимание проекции не означает отрицание всех трудностей, обсуждавшихся выше (см. I). Более того, психоанализ показывает, что во всех этих гетерогенных процессах имеет место проекция как отказ от понимания и как разрядка вовне.

Действительно, проекция как перенос смутных, похороненных напряжений и страданий на определенный орган тела уже позволяет им закрепиться, даже при отказе понять их истинный источник (см. выше: I, b).

Более того, нетрудно показать, что проективное тестирование (см. выше: I, c) — это не просто вопрос расположения внешних стимулов в соответствии со структурой личности: Рассматривая и интерпретируя представленные ему изображения, субъект естественным образом проецирует вовне не только то, чем он является, но и то, чем он не хочет быть. Возникает вопрос: не ведет ли сам проективный метод к проецированию «плохого» вовне?

Отметим также, что психоаналитики не приравнивают перенос к проекции; однако они признают, что механизм проекции играет определенную роль в переносе. Таким образом, проекция своего супер-эго на аналитика должна облегчить субъекту стрессовую ситуацию внутренней борьбы.

Наконец, отношения между (само)идентификацией и проекцией кажутся довольно запутанными, отчасти из-за неоднозначности их определений. Такие фразы, как «истерик проецирует себя» или «истерик идентифицирует себя с каким-то персонажем», иногда используются как взаимозаменяемые. Возникающая путаница настолько велика, что Ференци, например, даже говорил в таких случаях об интроекции. Не вдаваясь в вопрос более детального разграничения понятий и механизмов (само)идентификации и проекции, отметим, что термин «проекция» В таких случаях термин «проекция» неуместен, поскольку условия, необходимые для проекции в психоаналитическом смысле — расчленение внутреннего мира личности и перенос отвергаемой части себя на другого человека — отсутствуют.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Принцип историзма в психологии
  2. Воображение и внимание
  3. Валидность эксперимента
  4. Динамика психологических процессов
  5. Проблемы воспитания в школе
  6. Музыкальная психология
  7. Феноменология, примеры использования
  8. Сказкотерапия как метод психологической коррекции. Примеры сказок
  9. Педагогические условия организации экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
  10. Независимые выборки в психологии