Для связи в whatsapp +905441085890

Зависть как фактор деструкции межличностных отношений в организации — Отношение к зависти в христианстве и ранних философских представлениях

На сегодняшний день тема о завистливости личности как фактора межличностных отношений мало изучена. На страницах самых талантливых литературных произведений нашлось место этому человеческому греху. Джонатан Свифт, Оноре де Бальзак, Мольер, Александр Пушкин, Уильям Шекспир, Петрарка — все они писали о зависти. Этот список можно продолжать практически бесконечно, потому что данная тема никогда не иссякнет и не потеряет свою актуальность. С помощью сатиры или трагедии великие писатели пытались донести до своих читателей всю тяжесть данного чувства для всех, кто с ней сталкивается.

На протяжении всей истории, на всех стадиях культурного развития, в большинстве языков и в сильно отличающихся друг от друга обществах люди осознавали наличие фундаментальной проблемы их существования и дали ей определенные названия: зависть и чувство того, кто является ее объектом. Зависть — это энергия, которая находится в центре жизни человека в качестве существа социального; она возникает, как только два индивида начинают сравнивать себя друг с другом.

Человек завидующий, однако, может перестараться и дать толчок запретам, которые будут сдерживать возможности группы адаптироваться к новым внешним проблемам. Зависть также может призвать человека к разрушениям. Почти вся литература, которая до сих пор лишь фрагментарно занималась завистью (художественная литература, публицистика, философия, теология, психология), постоянно обращала внимание на ее репрессивный, деструктивный, мучительный и бесплодный характер. Во всех человеческих культурах, во всех сказках и поговорках чувство зависти осуждается. Завистливого человека всегда призывают стыдиться. Однако его существование всегда вызывало достаточно скрытого страха перед мнением других людей, чтобы обеспечить эволюцию системы социального контроля и поддержания баланса.

Зависть как фактор деструкции межличностных отношений в организации -  Отношение к зависти в христианстве и ранних философских представлениях

Отношение к зависти в христианстве и ранних философских представлениях

Зависть является одним из грехов, запрещенных Десятью Заповедями; он заключается в том, что человек желает обладать тем, что ему не принадлежит. Предметом зависти может быть как материальное богатство, так и нематериальные вещи (успех, красота, добродетель). К сожалению, не смотря на то, что зависть входит в список семи смертных грехов и это чувство доставляет массу неприятностей, до сих пор её не удалось изжить. Интересно, что последовательность основных пороков со временем менялась. Ещё Папа Григорий Великий, живший в VII веке, при составлении списка опираясь на восемь помыслов Евагрия Понтийского, заменил «печаль» «завистью». Тогда она стояла четвертой в списке грехов.

А в XIII веке Фома Аквинский предложил использовать последовательность, которая на сегодняшний день наиболее известна: лень, зависть, гнев, уныние, жадность, чревоугодие, блуд — то есть поставил зависть уже на второе место. Рене Декарт считал зависть особым видом печали, смешанной с ненавистью, которую испытывают, когда видят благо у тех, кого считают недостойными этого блага. И с этой точки зрения, по мнению философа, её можно извинить, если чувство обращено против тех, в чьих руках полученное благо может обернуться злом. Но в тоже время, Декарт называл зависть пороком, представляющим собой природную извращённость, заставляющую людей досадовать при виде блага, выпавшего на долю других.

По мнению французского философа, данное чувство наносит вред благополучию людей, отнимая радость не только у самого завистника, но и у тех, кто его окружает. «Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться.». Так как все люди завидуют, но никто в этом не признается можно сделать вывод о том, что люди боятся признать зависть, потому что тогда окажется, что уровень возможностей человека ниже уровня его амбиций. А это может означать, что сам человек признает свою малозначительность, слабость и признание другого лучше себя. И поэтому никакая личность не захочет признаваться в том, что она испытывает чувство зависти.

Зависть присуща человеку независимо от пола, темперамента, характера. От этого порока одинаково страдают и безработные, и миллионеры, и слесари, и звезды шоу-бизнеса. Правда, с возрастом зависть ослабевает — по данным социологических исследований. Ее уровень у людей снижается, начиная с 60 лет. Может быть, это связано с тем, что пожилые люди начинают задумываться о переходе в «мир иной», и стараются заранее избавиться хотя бы от части грехов, а может быть в этом возрасте люди наконец начинают ценить жизнь за ее простые радости и меньше предъявляют к ней претензий за то, что судьба, по их мнению, им недодала. Больше же всего недовольных распределением благ среди молодых людей от 18 до 25 лет. Им хочется всего и сразу, и часто они не желают понимать, что деньги, слава и другие атрибуты успеха являются результатом упорного труда, а не подарком слепой фортуны. История зависти насчитывает многие тысячелетия.

Начнем с Библии. Каин убил брата Авеля, когда его жертвоприношение не была оценено по достоинству. Братья Иосифа продали его в рабство, потому что отец любил его больше. Царь Саул пытался убить беззащитного Давида, когда почувствовал, что народ любит его подданного сильнее, чем его самого. На всём жизненном пути Христа его окружала человеческая зависть. Многочисленные примеры из истории Ветхого и Нового Заветов дают нам понять, что на протяжении веков это человеческое чувство наполняло сердца и души людей. В Библии, в первой книге Моисея рассказывается, как пострадал от зависти сводных братьев легендарный Иосиф, впоследствии совершивший немало чудес в Египте. Зависть чаще всего понимается как неприязненное, враждебное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица. Такое понимание зависти как враждебной, «черной», идет от философов. Ф. Бэкон отмечал агрессивный характер зависти: «Кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию».

О том же писал и Р. Декарт: «Нет ни одного порока, который так бы вредил благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других». Зависть есть не что иное, как стремление человека к тому, чтобы всё: успехи, заслуги, расположение других людей, богатство — безраздельно принадлежало только ему. А. Шопенгауэр утверждал, что хотя зависть естественна и свойственна человеку, все-таки она порок и вместе с тем — несчастье: «Зависть показывает, насколько люди чувствуют себя несчастными, а их внимание к чужому поведению и положению — как сильно они скучают». Поэтому, пишет он, мы должны смотреть на нее как на врага своего счастья и стараться задушить ее как злого демона.

Психологическое содержание понятия «зависть»

«Зависть — это эмоция, эгоистическая и злонамеренная по существу. Она направлена на людей и подразумевает неприязнь к человеку, который обладает тем, чего желает завистник, и желание причинить ему ущерб. В ее основе лежат эгоистическая жадность и неприязнь. В ней также есть сознание своей неполноценности по сравнению с объектом зависти и раздражение от этого. Я чувствую, что тот, у кого есть то, чему я завидую, имеет преимущество по сравнению со мной, и я возмущен этим. Следовательно, я радуюсь, если та вещь, которой я завидую, не приносит ему полного удовлетворения, и радуюсь еще больше, если она приводит к неудовлетворению и боли — ведь это уменьшает в моих глазах его превосходство и способствует моему самомнению.

Поскольку зависть проявляет в завистливом человеке неудовлетворенные желания и указывает на чувство беспомощности, в том смысле, что у него нет ощущения власти, которое дало бы ему обладание желанным объектом, она является болезненной эмоцией, хотя и сопутствует наслаждение, когда ее объект постигает несчастье.» Почти во всех языках, начиная с языков наиболее примитивных народностей до индоевропейских языков, арабского, китайского и японского, всегда имеется термин, обозначающий зависть или завистливого человека. Пословицы самых разнообразных культур высказываются о зависти в разных формах.

На нее обращали внимание философы и авторы афоризмов. Зависть — великий регулятор всех личных отношений; страх вызвать ее сдерживает и модифицирует бесчисленное количество действий. Учитывая ключевую роль, которую зависть играет в жизни человека, и то, что не требовалось никаких специальных усилий, чтобы ее выявить, поистине удивительно как мало посвященной ей литературы. Зависть, очевидно, является своеобразным стимулом к самосовершенствованию, самореализации (по Е.Е.Соколовой), что в свою очередь совпадает с распространенным понятием «белая» зависть, которая некоторыми авторами отождествляется с восхищением, а другими — с мотивацией достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается для нее стимулом творческой активности и стремления к соревнованию.

Надо отметить, что зависть понимается психологами не однозначно. К. К. Платонов считает зависть чувством, структура которого включает соревнование, страдание от мысли, что у другого есть то желанное, чего у себя нет, и вызванную этим ненависть к нему. Л. А. Дьяченко и М. И. Кандыбович рассматривают зависть как социально-психологическую черту личности, проявляющуюся в недовольстве, недоброжелательстве по отношению к другим людям, которым сопутствует удача, которые достигли благополучия. Они рассматривают зависть как порок, как признак ограниченности ума и мелочности характера.

Однако такое понимание скорее относится к завистливости как свойству личности. В словаре «Психология» зависть рассматривается как проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ (материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств) воспринимаются субъектом как угроза ценности собственного «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями. Однако как эмоция зависть может рассматриваться только в случае ситуативного ее появления. Когда же зависть устойчива по отношению к какому-то объекту, она становится эмоциональной установкой, т. е. чувством.

Типология зависти

В зависимости от степени эмоционального влияния на личность, глубины и силы переживаний, выделяют несколько типов зависти и ее влияния на жизнь человека. Зависть имеет много граней, хотя люди предпочитают видеть только негативную сторону данного феномена.Психологически можно выделить такие формы зависти как: Черная зависть — это желание или уничтожить объект зависти или сделать ему так же плохо, как завистнику.

Одна из причин такого типа зависти «каузальное заблуждение», т. е. восприятие человека, имеющего превосходство, как причины собственных неудач и униженного положения. Человек полностью снимает с себя ответственность за то, что происходит в его жизни. Его жизнь начинает подчиняться принципу «Нам ничего не надо, лишь бы у других ничего не было». В этом контексте нужно так же вспомнить о феномене «порчи» и «дурного глаза».

Если отвлечься от эзотерических учений, то наблюдается следующий механизм: человеку завидуют, он, естественно ощущает отношение к себе, в общении создается напряжение, которое требует больших затрат психической энергии. В результате в конце дня человек чувствует психическую усталость, называемую «порчей». Но следует отметить, что черная зависть непродуктивна и влияет на завистника: он страдает от зависти больше, чем ущерб, наносимый человеку, которому завидуют. По проведенным исследованиям, чувство зависти имеет и соматические симптомы. У человека, которого гложет чувство зависти, могут возникать физиологические симптомы: Петер Куттер отмечает, что человек бледнеет от зависти, поскольку сжимаются кровеносные сосуды и повышается артериальное давление, или желтеет от зависти, поскольку кровь насыщается желчью.

Кроме того, такие люди мнительны, и живут в постоянном ожидании чужого провала, вместо того, чтобы создавать свой успех. Белая зависть — несет некую пользу и для того, кто завидует и для общества в целом. Объект белой зависти становится неким эталоном и предметом восхищения. Завистник в таком случае, это человек, которого восхищают способности, качества или достижения другого человека. Такой завистник будет стремиться всячески подражать своему кумиру и надеяться, что когда-нибудь он станет таким же.

Черной зависть станет или белой, зависит от все тех же механизмов сравнения и структуры «Я-концепции». Если речь идет о начинающем свое дело человеке, который полон надежд, он вполне может с восхищением смотреть на владельца крупной корпорации, мечтая, что в свое время он займет это место. Если же в таком положении оказываются два бизнесмена, которые в свое время вместе учились, а затем каждый пошел своей дорогой, которая одного привела к богатству, а другому повезло меньше, тут речь неизменно будет идти о черной зависти. Это станет защитным механизмом — ведь кроме собственных способностей и судьбы винить больше некого, а признать это губительно для самооценки. И тогда агрессия и унижение конкурента хотя бы в собственных глазах, становится единственной защитой психики.

Психологическое содержание понятия «межличностный конфликт»

Для того, чтобы рассмотреть понятие межличностного конфликта, нужно разобраться в том, что такое межличностное общение в целом. Межличностные отношения — это отношения с близкими нам людьми; это отношения между родителями и детьми, мужем и женой, братом и сестрой. Конечно, близкие личные отношения не ограничиваются кругом семьи, в таких отношениях часто находятся люди, живущие вместе под влиянием различных обстоятельств.

Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Межличностные отношения включают: ) восприятие и понимание людьми друг друга; ) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия); ) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое). Компоненты межличностных отношений: ) когнитивный компонент — включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение.

Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность — точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация — отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида; в) эмоциональный компонент — включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.; в) эмпатия — эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием); ) поведенческий компонент — включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом.

Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности — неудовлетворенности группы и ее членов. Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу.

Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми. В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Теории личности в отечественной психологии
  2. Личностные расстройства
  3. Мозг и психика в психологии
  4. Развитие дошкольников в условиях депривации
  5. Восприятие образа учителя разными возрастными группами учащихся — Образ учителя в сознании ученика
  6. Взаимосвязь зависти и «я-концепции» — Сущность и фундамент зависти
  7. Психологическая профилактика
  8. Конституциональные и факторные теории темперамента
  9. Приемы работы на уроке
  10. Психология и культура ноосферного мышления