Для связи в whatsapp +905441085890

Ж. Лиотар: постмодерн как неуправляемое возрастание сложности — Философия как научная дисциплина

Традиционно философия определяется как изучение причин и начал всех мыслимых вещей — универсальных принципов, в рамках которых существуют и изменяются как бытие и мышление, так и мыслимый космос и мыслящий разум. В традиционной философии мыслимое есть бытие — одна из основных философских категорий. Бытие включает в себя не только реально происходящие процессы, но и мыслительные возможности. Поскольку мыслимое непостижимо в своей конкретности, философы обычно направляют свое внимание на первопричины, на конечные общие понятия, категории. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории.
Философия включает такие разнообразные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и т.д., которые задают такие вопросы, как «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное знание?», «Что делает то или иное действие правильным или неправильным?». Основным методом философии является построение выводов, оценивающих конкретные аргументы по таким вопросам. В этом отношении не существует четких границ и единой методологии философии. Существуют также споры о том, что следует считать философией, и фактическое определение философии варьируется среди многих философских школ.
Сам термин «философия» всегда имел репутацию трудного для определения понятия, поскольку иногда существует фундаментальное разделение между философскими дисциплинами и идеями, используемыми в философии.
Гегель определял философию как науку о мышлении, целью которой является познание истины через разворачивание понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «способен подчинить себе мысль, привести ее к объекту и удержать ее там». В марксизме-ленинизме существовало несколько родственных определений: Философия — это «форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах природы, общества и мышления». Хайдеггер в первой лекции своего курса «Основные понятия метафизики», последовательно рассмотрев отношения философии к науке, к учению о мировоззрении, к искусству и к религии, предложил при определении природы философии исходить не из них, а из высказывания немецкого поэта Новалиса: «Философия — это, собственно, ностальгия, стремление везде быть дома». Это действительно признает не только возможность, но в данном случае и необходимость использования «внешнего взгляда» (поэзии) для философии.
Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «Философия — это изучение наиболее фундаментальных и общих понятий и принципов, относящихся к мысли, действию и реальности».

Ж. Лиотар: постмодерн как неуправляемое возрастание сложности - Философия как научная дисциплина

Основные принципы философии постмодернизма

Поскольку термин «постмодернизм» является двуплановым, то есть относится, во-первых, к понятию современности, а во-вторых, к понятию постмодернизма, мы считаем целесообразным обратиться сначала к анализу того, что подразумевается под словом «современность», определению временных рамок этого периода философской мысли.

Современность — или неклассичность — связана с определенными процессами в жизни общества, в философской, научной, религиозной и художественной мысли. Принято считать началом современности концепции философов, относящихся к так называемой «философии жизни»: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, З. Фрейд. Первый известен тем, что в качестве основной концепции его философского учения была принята концепция воли. До революции Шопенгауэра разум был определяющим авторитетом в философии. Традиция рационализма восходит к Декарту, который постулировал две субстанции — мысль и протяженность, тем самым разделяя разум и природу, субъект и объект. Рационализм также близок к эмпирическому методу в естественных науках (Роджер и Фрэнсис Бэкон); следуя этому методу, ученые рассматривали природу как внешний объект, соответственно, человек (субъект) занимал позицию того, кто диктует условия, позицию хозяина, по отношению к миру в целом.

Конечно, понятие разума утвердилось в философии со времен греков, но лишь спустя столетия рационализм получил свое крайнее выражение в системе Г. Гегеля и был тесно связан с наукой. Парадоксально объединившись (поскольку философская точка зрения, в отличие от эмпирической, была направлена на критическое отношение к опыту и постулатам науки), рационализм и эмпиризм на долгие годы определили ход философской мысли. Так было до XIX века, когда вершиной рационализма, как мы уже писали, стала система Гегеля с его «Наукой логики» и «Феноменологией духа», а высшими достижениями науки — открытия Чарльза Дарвина и совершенствование средств связи (изобретение паровой машины).

Онтология — это то, что касается основы человеческого существования, его сущности. В постмодернизме есть понимание состояния человека в целом, понимание последствий неклассической эпохи. С тех пор как разум потерял свое сущностное значение, перестал определять жизнь и познание, на первый план вышли такие особенности человеческого существования, как воля, стихия, любовь, творчество и т.д. Различные мыслители конца XIX — начала XX века онтологизировали эти понятия, то есть ставили их во главу угла человеческой жизни. Им приписывается решающее значение во всех процессах и ситуациях, через которые проходит человек в течение своей жизни. Датский философ С. Кьеркегор, живший в начале Х1 века, по праву считается одним из основателей такого направления современной мысли, как экзистенциализм. Он обратил внимание мыслящих людей на то, что философия не интересуется существованием человека, его страхами, его отчаянием, его верой, а то, что говорится в современных философских учениях, часто не затрагивает реальных проблем человеческого существования, остается чуждым смыслу человеческой жизни.

Философия постмодернизма:разнообразиенаправлений

Термин «постмодернизм» впервые был использован в 1917 году, но «его широкое распространение началось в конце 1960-х годов. Он возник как термин для обозначения стилистических изменений в архитектуре, но затем все чаще стал использоваться для характеристики инноваций в литературе и искусстве, а также преобразований в социально-экономической, технологической и социально-политической сферах. Он приобрел статус термина постмодернизм в 1980-х годах в основном благодаря работе Лиотара, который распространил дискуссию на сферу философии» (13, 238). В книге «Состояние постмодернизма» Лиотар пишет, что так называемые «метанарративы» — великие повествования, дискурсы, идеи разума, истории, субъекта — больше не актуальны в философии. Философия как единство взглядов постмодернистских мыслителей находится под вопросом. Поэтому можно говорить о «состоянии», ситуации постмодернизма в философии, а не о философии постмодернизма. У этой ситуации есть несколько основных параметров, которые объединяют философскую, культурную и научную мысль. Эти параметры — онтологические, эпистемологические, историко-культурные и эстетические. В каждом направлении постмодернистской философии эти аспекты представлены по-разному; мы обратимся к основным понятиям, чтобы проследить путь философской мысли. Принцип, по которому мы выбрали эти направления, — это влияние, которое идеи современных мыслителей оказали на науку, культуру и искусство.

Феноменология

Это направление является не столько теорией, сколько методологией философских и культурных исследований. В основе феноменологии лежит идея интенциональности и теория времени. Основателем феноменологии является Э. Гуссерль. М. Хайдеггер и Ж.-П. Сартр также предложили свои варианты феноменологии.

Для этого направления проблема бытия является одной из самых важных. Например, Э. Гуссерль считал, что быть — значит быть предметом сознания. Согласно Э. Гуссерлю, сознанию присуща интенциональность, направленность. Сознание, таким образом, есть сознание о, то есть оно постоянно направлено на объект, будь то что-то реально существующее или просто воображаемое. Феноменология Гуссерля — это попытка целостного восприятия объекта, без разделения мыслимого и явного, явления и сущности, конкретной вещи и ее идеи. Феноменологическая установка может быть выражена словами М. Хайдеггера «Назад к вещам!». Суть этой директивы заключается в следующем: Сознание должно быть освобождено от тех клише мышления, которые сложились в естествознании, психологии и логике в начале XX в. Эти клише возникли под влиянием экспериментального подхода к исследованиям в науке, особенно в психологии, который привел к механистическому мышлению и утратил жизненную силу, присущую человеческому разуму. Поэтому Э. Гуссерль выступает против психологизма в науке; он делает новый шаг в мышлении и пытается вернуть философии статус строгой науки.
Очищение сознания происходит через интенцию (согласование с) и эпохе — отказ от пропозиций, а также через серию редукций (феноменологических и трансцендентальных), призванных подготовить сознание к тому, чтобы «услышать голос объектов». Дело в том, что очищенное сознание не будет навязывать свое восприятие объектам. Таким образом можно будет добиться «новой объективности» в научном знании.

Для М. Хайдеггера, чья философская позиция находится на стыке феноменологии, экзистенциализма и герменевтики, главным является вопрос о бытии, а не о сознании, поэтому он рассматривает феноменологию не столько как метод, сколько как онтологию: он пишет, что онтология в современности может быть реализована только как феноменология.

Философия постмодернизма (ж. Лиотар, ж. Деррида, ж .Делез)

Постмодернизм — это мировоззрение и образ жизни стран, завершивших модернизацию. Это новый духовный настрой тех обществ, которые уже освоили этот исторический опыт. Впервые это мировоззрение было четко выражено в 70-х годах двадцатого века.

Постмодернизм — это не только новое философское течение, это широкий культурный феномен. В частности, постмодернизм развивается в литературе и искусстве. Для него характерны два принципа: 1) признание невозможности единого стиля, принципиальное разнообразие используемых средств выражения, сосуществование различных течений, которые признаются равноправными, и 2) признание огромного диапазона уже созданных культурных достижений и «игра» с этой культурой — аллюзии, реминисценции, пародии, цитаты и т.д. Например, «Ромео+Джульетта» — это произведение, в котором старая история перенесена в современное общество, и сочетание старых событий и нового антуража интересно.

Постмодернизм ни в коем случае не является единым движением, но можно увидеть определенные отправные точки: Постмодернизм отвергает традиционную организацию философского знания. Например, в ней нет привычного разделения проблем на онтологию, эпистемологию, социальную философию и т.д. (хотя можно говорить о постмодернистских аналогах этих полей). В обычных проблемных полях философии — устройство мира, назначение человека, смысл жизни и т.д. — постмодернизм почти не функционирует. Его интересуют вопросы иного типа: роль гендера в познании мира, значение науки как системы социального принуждения, символические значения различных видов потребления и т.д.

Наиболее радикальной является теория постмодернизма, которая утверждает дестабилизацию и даже исчезновение объективной реальности. Этот теоретический подход наиболее ярко представлен в концепции Ж.-Ф. Лиотара, который констатировал «атомизацию» социального в эпоху «расслабления», и в концепции Ж.Ф. Бодрийяра. Бодрийяр провозглашает «конец социального» в эпоху «инерции» и «меланхолии».

Лиотар и Бодрийяр — постмодернисты, и их нарочито метафорические концепции можно рассматривать как своего рода идеологию нового интеллектуального и эстетического течения. Однако представитель академической социологии А. Турен обобщает ту же тенденцию. Турен выявляет ту же тенденцию «исчезновения» социального, когда утверждает, что сегодня общество предстает не как «институционально регулируемое целое», а как «арена конфликтов по поводу использования символических благ». Концепции Лиотара, Бодрийяра, Турена очень симптоматичны. Вместе взятые, они предполагают, что социальная реальность исчезает и заменяется виртуальной.

Жак Деррида: деконструктивизм. Деррида наиболее известен как создатель деконструктивизма. Деконструкция — это не о смысле и даже не о его перемещении, а о самом перемещении, перемещении перемещения, переносе переноса. Деконструкция — это непрерывный и бесконечный процесс, который исключает любое обобщение, любое обобщение смысла.

Деррида предостерегает от понимания деконструкции как действия или операции. Ни то, ни другое, ибо все предполагает участие субъекта, активного или пассивного начала. Деконструкция — это скорее спонтанное, непроизвольное событие, скорее анонимная «самоинтерпретация»: «она возбуждает». Такое событие не требует ни мысли, ни сознания, ни организации со стороны субъекта. Он полностью самодостаточен.

Жан Лиотар: конституирование постмодернизма

Жан-Франсуа Лиотар (1924-1998) был первым мэтром современной философии, признавшим необходимость постановки вопроса о постмодернизме. Его книга «Состояние постмодерна» (1979) принесла ему международную известность в течение нескольких лет. В отличие от своих не менее влиятельных коллег, Лиотар открыто и не без некоторого провокационного умысла объявил себя последователем постмодернизма и даже объяснил его содержание детям (одна из его книг называется «Постмодерн в изложении для детей» [17]). Давайте проследим, какие аргументы использует Лиотар, чтобы открыть новую философскую территорию.

Рабочая гипотеза Лиотара заключается в том, «что когда общество вступает в эпоху, называемую постиндустриальной, и когда культура вступает в эпоху постмодерна, статус знания меняется» [18, с.14]. Речь идет об обществе, начало которого связано с концом 50-х годов — информационном обществе. Прежде всего, это влияние информационных технологий, которые изменили природу знаний. Эти изменения привели к недоверию к старым знаниям, включая философию. Постмодернизм точно определяется как недоверие к старому знанию, которое функционирует в форме грандиозных (мета)историй [18, с. 10]. Проблема заключается в определении статуса нового знания и ответа на его вызов. Что здесь происходит? Что делать в условиях постмодернизма?

В поисках ответов на вопросы постмодерна Лиотар рассматривает все знание как языковую игру — явление, открытое Витгенштейном. Структура языковой игры определяется отношениями между денотативными, перформативными и прескриптивными высказываниями [18,с.30-31]. Каждое из этих высказываний определенным образом позиционирует своего референта, отправителя и получателя информации. Денотативные высказывания констатируют нечто (например, «Университет болен»; каждый может определить, действительно ли он болен, посмотрев на факты). Перформативные высказывания являются завершением действия (ректор объявляет: «Университет открыт»; университет открыт, потому что в силах ректора совершить действие по открытию университета). Предписывающие высказывания предписывают получателю информации действие, соответствующее полномочиям отправителя («Выделите средства университету»). Во всех трех случаях присутствует языковая игра, и она не легитимна (оправдана) иначе, чем явным или неявным противостоянием (агонистическим) игроков [18,p.33]. Люди как «атомы» общества находятся на пересечении прагматических, т.е. для них жизненно важных, коммуникаций [18,p.47]. Общение включает в себя игры, их ставки, агонистику, согласие (консенсус), но также и несогласие (разлад).

Сравнение нарративного (народного, традиционного, ненаучного) и научного (повествовательного) знания обнаруживает ряд любопытных особенностей. Нарративное повествование принимается как легитимное (законное) рассказчиком и слушателем, поскольку оба принадлежат к одной культуре, традиция передается от одного члена сообщества к другому. Таким образом, передается прагматичный набор правил, здесь нет бессвязной аргументации и рассуждений [18,p.58,61,69]. В нарративном повествовании денотативные, перформативные и прескриптивные высказывания образуют синкретическое единство. Нарративная легитимность не является проблемой; она рассматривается как нечто естественное, не нуждающееся в обосновании.

Случай научного знания принципиально иной: оно отбирает денотативные высказывания и изолирует их от перформативных и прескриптивных высказываний. Последние два вида высказываний формируют социальные отношения. Все это означает, что наука изолирована от прагматики. Легитимность (правомерность) науки должна быть продемонстрирована на основе аргументов и экспериментальных данных [18,с.66-67]. Именно на этой основе он должен достичь всеобщего согласия: Невозможно противоречить хорошо проверенным данным экспериментальной науки. Но истинное положение дел оказывается гораздо хуже, чем хотелось бы.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Августин о платоновских идеях и о памяти
  2. Эпиктет, древнегреческий философ
  3. Сущность практической, познавательной, оценочной деятельности
  4. Концептуальные модели современного понимания истины
  5. Ханьские философы. Дун Чжуншу, Лю Ань, Сыма Цянь, Ван Чун
  6. Истина как главная цель познания. Объект и субъект познания
  7. Научная революция начала xx века и эмпириокритицизм
  8. Политическая философия 17-18 века. Апология государства в «левиафане» Т. Гоббса
  9. Структурализм
  10. Аристотель, влиятельный философ древности