Для связи в whatsapp +905441085890

Жан-Жак Руссо и его философия — Руссоизм

Руссо родился в Женеве 28 июня 1712 года. Его предки, выходцы из Франции, бежали в Швейцарию еще в 16 веке, спасаясь от преследований католической церкви. Отец Руссо был часовщиком по профессии. Его мать умерла при родах, и будущий писатель, едва отойдя от младенчества, был оставлен на произвол судьбы. Первые впечатления юного Руссо от знакомства с миром были печальными. Когда ему было 10 лет, его отец, бросив семью, бежал из Женевы и скрывался от преследования властей за оскорбление дворянина. Мальчика отправили в деревню к священнику учить латынь. Через три года его отправили на обучение к нотариусу, но вскоре он был изгнан как нерадивый ученик. Тринадцатилетний Руссо не мог привыкнуть к изнурительной канцелярской работе. Затем мальчик поступил в ученики к граверу. Здесь жизнь казалась еще тяжелее: Хозяин унижал, оскорблял и жестоко избивал его. Однажды в воскресенье днем, гуляя за городом, Руссо пришел позже обычного. Когда он достиг городских ворот, то обнаружил, что они закрыты, а подвесной мост поднят. И с этим его судьба была предрешена. Руссо было 16 лет, перед ним лежал огромный неизвестный мир, и он отправился на поиски счастья, надеясь на случай, веря в успех. «Свободный и сам себе хозяин, я вообразил, что могу сделать все, что угодно, достичь всего, что угодно; мне стоит только устремиться вперед, чтобы взмыть в небо и парить. Я с уверенностью вступил на простор мира», — писал Руссо в своей «Исповеди».

В Савойе священник тепло встретил странника и сделал своей миссией вернуть молодого протестанта в лоно католической церкви. Он отправил Руссо к молодой хозяйке дома, мадам Варенс, чтобы подготовить акт отречения от кальвинизма.

«Что со мной стало при виде ее! Я представил себе хмурую, набожную старуху ….. Я вижу лицо, полное очарования, красивые голубые глаза, полные нежности… — «О, дитя, — говорит она голосом, от которого я вздрагиваю, — как молода ты, бродящая по свету». Есть впечатления, которые остаются на всю жизнь. Незадолго до своей смерти Руссо написал: «Сегодня Пасха, чудесный день! Ровно пятьдесят лет со дня моей первой встречи с мадам Варенн.

Затем молодой Руссо оказался в Турине, в приюте для новообращенных. Неопытный мальчик оказался в компании бродяг, темных личностей, которые ради пропитания время от времени меняли свою веру. Сами жрецы были не лучше. Месячное пребывание в приюте закончилось тем, что Руссо отрекся от кальвинизма. «На мне было серое платье необычного покроя, украшенное белыми пятнами, предназначенное для таких случаев. Двое мужчин, впереди и позади меня, несли медные тазы, по которым били ключами; каждый из присутствующих вносил милостыню в соответствии со своей набожностью или заботой о новообращенном. Одним словом, ничто из католической пышности не было опущено, чтобы сделать праздник более поучительным для публики и более унизительным для меня», — писал Руссо в своей «Исповеди».
После того, как мальчик перешел в католичество, он перестал интересовать священников, и они уволили его из монастыря с мизерной суммой в 20 франков. Руссо стал клерком, затем лакеем. Оказавшись в Лозанне без копейки денег, он объявил себя учителем музыки. Он даже взялся написать музыкальное произведение для исполнения на концерте. Все закончилось полным провалом, исполнители смеялись, зрители закрывали уши. «В то время я был несчастен; все поймут мое положение, но, конечно, я все это заслужил», — вспоминает Руссо. Затем Руссо поступил на службу к некоему архимандриту из Иерусалима в качестве секретаря и переводчика. Греческий монах собирал пожертвования «на восстановление Гроба Господня». Оказалось, что это самозванец. Руссо уходит от монаха и скитается по городам и деревням. Весной 1732 года он снова встречает миссис Варенс и живет с ней несколько лет.

Жан-Жак Руссо и его философия - Руссоизм

Философские взгляды Руссо

Труды Руссо, как и труды его современников, мыслителей эпохи Просвещения, были написаны с единственной целью — распространить освободительные идеи. Они содержат горючий материал революции. Его политические трактаты поднимаются до уровня высокохудожественной публицистики. Философские романы, в которых научные силлогизмы подкрепляются вымыслом, не отличаются строгостью от политических трактатов и, как и они, являются публицистическими. Как никто другой из философов эпохи Просвещения, Руссо отличается страстностью в утверждении и отстаивании своих идей. «Философский индифферентизм подобен спокойствию деспотического государства; это спокойствие смерти; оно более разрушительно, чем сама война», — писал он в «Эмиле».

Руссо не причислял себя ни к одному из философских лагерей. «Все споры идеалистов и материалистов для меня бессмысленны». По своим взглядам он относится скорее к дуалистам, то есть признает существование двух субстанций, материальной и духовной. Он правильно утверждает, что мир материален и существует независимо от человека, что человек познает мир через ощущения. «Все, что я воспринимаю вне себя и что действует на мои органы чувств, я называю материей». Руссо высказывает верные суждения об ощущениях, которые подтверждают материальность мира. «Мои ощущения возникают во мне … Но их дело — нечто чуждое мне». Он совершенно правильно указывает на процесс человеческого мышления. «При ощущении предметы представляются мне отдельными, изолированными, как они есть в природе; при сравнении я перемещаю их, перевожу, накладываю один на другой, как бы говоря об их различии или сходстве, и вообще о всех их отношениях».

В этих высказываниях Руссо по-прежнему идет на поводу у материалистов. Но затем следуют его колебания, сомнения и идеалистические выводы. Как и Вольтер, он приходит к деизму. Он не понимает закона движения материи. Идея о том, что движение — это форма материи, кажется ему абсурдной. «Его естественное состояние — пребывание в состоянии покоя», — утверждает он.

Материалисты восемнадцатого века понимали под движением только физические изменения, движение в пространстве. Руссо отметил неадекватность такого понимания. Однако он не смог противостоять этому мнению. «Опыт и наблюдения привели нас к знанию законов движения; эти законы определяют действия без указания причин; они недостаточны для объяснения устройства мира и хода Вселенной». Говоря об открытии Ньютоном законов всемирного тяготения, он говорит: «Пусть Ньютон покажет нам руку, которая бросила планеты по касательной к их орбитам». И, подобно Вольтеру, он приходит к выводу, что существует высшее существо, некий универсальный дух, который дал первый импульс жизни Вселенной и определил законы бытия.

Из этого вытекает его теория естественной религии. Правда, как бы отвечая Церкви, настаивавшей на божественном происхождении мира, он в растерянности сказал: «Он создал материю, тела, духи, мир, я не знаю. Идея творения ставит меня в тупик и находится за пределами моей способности мыслить». Отвергая способность высокоорганизованной материи мыслить и чувствовать, Руссо приходит к признанию существования души в человеке. «Я верю, что душа переживет тело». Несмотря на эти явно идеалистические выводы Руссо, церковь объявила его еретиком, хуже любого атеиста.

Яростные нападки на великого писателя со стороны пап и монахов были вызваны его красноречивой критикой христианской религии. Руссо опровергал рассказы о «чудесах». Он разоблачил деятельность высокопоставленных лиц церкви. Он опроверг христианского Бога, культ которого служил целям насилия и порабощения: «Бог гневливый, мстительный, предвзятый, ненавидящий людей, Бог войны и сражений, всегда готовый разрушить и сокрушить, всегда говорящий о страданиях, о казнях и даже восхваляющий наказание невинных. Руссо клеймил религиозное духовенство как мракобесов, терроризирующих человеческий дух, проповедников насилия и вдохновителей национальных распрей. «Ваш Бог — не наш Бог!» — гневно воскликнул Руссо, обращаясь к «наместникам Христа». Этому «Богу войны» он противопоставил «Бога мира». «Есть книга, открытая для всех глаз, это книга природы. Через эту великую и возвышенную книгу я учусь служить и поклоняться ее божественному автору».

Эстетические взгляды Руссо

Руссо, наряду со всеми мыслителями эпохи Просвещения, выступал против ограниченности и условности набора принципов классицистической эстетики во имя демократического и реалистического искусства. «Вкладывайте больше жизни и правды в искусство! Расширьте диапазон наблюдений, пишите о простых людях — ремесленниках, крестьянах! Говорите прямо!» — Именно с такими призывами он обращался к писателям своего времени. Он критиковал Вольтера за его уступки вкусам аристократов, критиковал Корнеля и Расина за склонность к эффектам в ущерб реалистической правде, за склонность к максимализму. Он назвал их трагедии «красноречивыми диалогами». Знаменитое письмо Руссо к д’Аламберу о театре, несмотря на ошибочность основного тезиса (отрицание воспитательной роли театра), содержит много важных суждений, которые отнюдь не расходятся с общей эстетической программой мыслителей Просвещения, хотя «письмо», как уже говорилось, направлено против Вольтера, д’Аламбера и Дидро. Руссо отвергал величие и самодовлеющее значение классицистической трагедии, он резко осуждал систему сословной иерархии в театре, где право на высокие чувства и героические поступки дается только высокопоставленным людям, которые представлены в трагедиях. Однако он чутко отметил недостатки нового жанра, так называемой «лакримозной комедии», и резко осудил тенденцию к резонерству, присущую моральной драме Дидро («второстепенный сын», «отец семейства»).

Современники Руссо были в восторге от его романа «Новая Элоиза» (1761). Для них это было нечто неожиданное. Поэзия в прозе, мелодия любви, полная огня, поэзия чувства, всеобъемлющего обожания природы, ее красоты. Ничего такого, чего бы они еще не знали из литературы. Романтики позже назвали роман «поэмой в прозе» и сравнили его с музыкой Моцарта.

Основан на трагической истории двух влюбленных в XII веке. века, Абеляра и Элоизы, он нарисовал похожую ситуацию в современных Швейцарии и Франции.

Сюжет разворачивается у подножия Альп, посреди великолепной природы Швейцарии. К Джулии д’Этанж, богатой и знатной девушке, приглашен учитель, чтобы завершить ее образование. Это молодой Сен-Прё. Он умен, красив, но беден и не принадлежит к дворянскому сословию по рождению. Сен-Пре страстно влюбляется в свою юную ученицу. Джульетта так же страстно влюбляется в него. Сен-Прё отличается созерцательным характером. Он очень чувствителен, но почти не способен к действию, к борьбе за свое место на земле, за свое счастье. Джулия, напротив, волевая, активная натура. Она понимала и ценила духовное и нравственное превосходство Сен-Пре над людьми своего круга и, не боясь осуждения со стороны последних, идет отвечать на зов его чувств.

Молодые люди не видят в своих отношениях ничего порочного: они нарушили законы общества, запрещающие брак между простолюдином и аристократкой, но они подчинились закону природы, согласно которому союз между двумя любящими существами, к какому бы сословию они ни принадлежали, является естественным и необходимым. «Настоящая любовь — самый целомудренный из союзов», — пишет Джульетта своему возлюбленному. Однако родители Джулии смотрели на это иначе, особенно ее отец, которого оскорбляла сама мысль о том, что его дочь выйдет замуж за Сен-Пре.

Таким образом, в романе мы видим конфликт между «естественной моралью» и заблуждениями «цивилизованного» общества. Сен-Пре отвергают, потому что он не дворянин. Но. «Какие заслуги может показать это дворянство, кроме как разбой и бесстыдство своих предков? Чем гордится ваше благородство, что вы так надменны? Что он сделал для славы отечества и для счастья человечества? Смертельный враг права и свободы, что он произвел, кроме тирании и угнетения народов?».

Художественные особенности прозы Руссо

Произведения Руссо относятся к жанру философского романа, созданному просветителями XVIII века. Роман Вольтера и роман Руссо — два полюса жанра: в одном философская концепция представлена через призму комического, в другом она облачена в покров эмоций; один возбуждает в читателе смех и презрение, уничтожение политических врагов Просвещения, другой — слезы и ненависть к виновникам социального зла. Кто ужалил сильнее, сказать трудно. Гертсен писал, что «смех Вольтера разрушает больше, чем сетования Руссо».

В истории эстетического развития человечества произведения искусства Руссо сыграли значительную роль. Французский писатель провозгласил свободу человеческого чувства и обратил внимание своих современников на волнующие образы жизни сердца, внутреннего мира человека. «О чувство! Где железное сердце, которое не знает тебя?» — Он воскликнул. И современники восхищались этой поэзией чувств, воспетой красноречивым и мелодичным слогом.

Руссо писал Мельхиору Гримму, что автор романов «должен знать человеческое сердце и странности любви». Странности любви? Это сложное сплетение чувств, которые не поддаются холодному аналитическому мышлению.

Наполеон, находясь на острове Святой Елены, читал «Новую Элоизу», как записал Лас Касас в своем «Мемориале». «Он часто делал паузы, чтобы отметить мастерство, силу суждений, красоту стиля и индивидуального выражения». Наполеон, однако, не согласился с писателем. «Жан-Жак преувеличивает — он рисует опьянение страстью. Любовь должна приносить радость, а не печаль. Но роман полон огня, будоражит, терзает». Реалистический роман девятнадцатого века воспользовался открытием Руссо. Стендаль, лучший психолог, вышел из школы автора «Новой Элоизы».

Руссо много писал. Ему не хватало той легкости пера, которой обладал Вольтер. «Мои рукописи, зачеркнутые, переписанные, с перепутанными и неразборчивыми частями, свидетельствуют о том, каких трудов они мне стоили. Нет ни одного листа, который бы я не переписал четыре-пять раз, прежде чем отдать его в печать».

Его повествование лирично, полно патетических восклицаний, гневных, печальных, восторженных. Временами она спокойна, нетороплива, как течение реки, но внезапно прерывается каскадом бурных эмоций. «Парадоксальное нагромождение образов, сила красноречия, смелые сопоставления, энергичные росчерки пера, обращение к чувствам, воображению, чувствительности читателя, и когда все это случайно попадает в поток истины, все рушится, переворачивается…». Таков Жан-Жак Руссо», «фанатик идей», — писал о своем злобном друге Дени Дидро.

Лирическая проза Руссо была одним из первых образцов «литературы самовыражения». «Я знаю, что читатель не должен слушать все это, но я, я должен рассказать ему о том.

Политические трактаты Руссо стали школой ораторского искусства. Их четкие, мелодичные предложения поражали, убеждали, восклицали. Его язык стал языком ораторов Революции — Робеспьера, Марата, Сен-Жюста.

Руссоизм

Руссо создал культ чувств («Мы велики своими чувствами»). Все творчество Руссо тесно связано с его философией, с его «религией сердца». «Не тот человек, кто прожил наибольшее количество лет, а тот, кто больше всех ощутил жизнь», — писал Руссо в «Змыле».

Один из первых французских романистов, Руссо обратил внимание на красоту природы и сумел воспеть ее. Современники были в восторге и запечатлели многоцветные образы альпийских пейзажей, написанные волшебной кистью замечательного художника слова. «Наш народ только недавно открыл для себя красоту природы. Она была еще неизвестна Вольтеру; Руссо ввел ее в моду», — писал Стендаль.

Как ни странно, но парадоксально, что Руссо, один из мыслителей Просвещения XVIII века, «переживший» революцию 1789-1794 годов, перешагнул ее исторический порог и по сей день остается живой, активной фигурой в интеллектуальной жизни человечества. Его соратники сделали свое дело, подготовили революцию, помогли ей прорваться и достояли свой век. Сегодня ее читают не за критику феодализма, а наслаждаются тонким изяществом ее письма. Проблемы, которые ее волновали, давно перестали интересовать людей. Даже ее живая, остроумная критика религии кажется слишком поверхностной сегодня, в дни строгой научной мысли.

Между тем Руссо с его мрачными нападками на цивилизацию, которая искажает здоровую естественность человека, разрушает естественные связи и гармонию природы, будоражит и мучает мышление людей XX века как призрак провидца. Уже в девятнадцатом веке проницательный глаз Герцена заметил разницу между Вольтером и Руссо. «Вольтер еще борется против невежества цивилизации — Руссо уже клеймит эту искусственную цивилизацию». Руссо страстно отвергал феодальное сословно-монархическое государство и в то же время предвидел пороки нового буржуазного мироустройства, пришедшего на смену феодализму. Строки из его письма д’Аламберу кажутся поистине поразительным озарением: «В монархии богатство никогда не позволяет простому смертному возвыситься над государем, но в республике он легко может возвыситься над законами. Здесь правительство теряет всю власть, а истинный государь становится богатым человеком». Никто из мыслителей эпохи Просвещения не поднялся на такую высоту исторического предвидения.

Герой Шатобриана Рене, как и Сен-Пре, покидает цивилизацию Европы и отправляется к дикарям Америки. Нервозность, мрачная страстность философа была созвучна настроению поколения, пришедшего в литературу Франции после падения Наполеона.

Руссо вызывал в России противоположные чувства. Екатерина II не терпела этого и даже сделала выговор Академии наук за продажу «Эмиля» в ее книжном магазине. Фонвизин, отправляясь во Францию, обещал сестре навестить ее кумира в Париже. Затем он даже получил согласие философа на встречу, но неожиданная смерть автора «Исповеди» помешала им ее осуществить. Радищев был очень заядлым читателем французского автора. Пушкин, семнадцатилетний студент лицея, был во власти своих идей. В стихотворении «Деревня» он насыщает свою картину русской действительности идеями Руссо. Культ природы Руссо и его свободолюбивый патетизм нашли свое наиболее выразительное подтверждение в России.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Человек в философии Ф. Ницше
  2. Немецкая классическая философия
  3. Развитие западноевропейской философии в XV-XVIII веках
  4. Начало философии в индии: веды, упанишады. Буддизм
  5. Вопросы демографии
  6. Типы мировоззрений
  7. Современная философия
  8. Индивид, индивидуальность, личность
  9. Пространство и время в философии
  10. Иоган Готлиб Фихте, представитель немецкой классической философии