Для связи в whatsapp +905441085890

Жесты рук — Основные понятия о жестах

Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были пионерами невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актер был оценен как хороший или плохой, исходя из того, как он мог использовать жесты и другие движения тела для общения. По мере роста популярности разговорных фильмов и снижения внимания к невербальным аспектам актерской игры многие актеры немого кино ушли со сцены, и на экране стали доминировать актеры с сильными вербальными навыками.

Что касается технической стороны исследования языка тела, то, возможно, самой влиятельной работой начала 20-го века была «Выражение эмоций у людей и животных» Чарльза Дарвина, опубликованная в 1872 году. Она стимулировала современные исследования «языка тела», и многие идеи и наблюдения Дарвина сегодня признаны исследователями во всем мире. С тех пор ученые обнаружили и записали более 1 000 невербальных знаков и сигналов.

Альберт Мейерабиан установил, что информация передается на 7% вербальными средствами (только словами), на 38% — слуховыми средствами (включая тон голоса, интонацию звука) и на 55% — невербальными средствами. Профессор Бирдвиссл провел аналогичное исследование относительно доли невербальных средств в межличностном общении. Он обнаружил, что средний человек говорит словами всего 10-11 минут в день, а каждое предложение длится в среднем не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что на вербальную коммуникацию приходится менее 35% разговора, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

  • Язык тела — это язык жестов, мимики и телодвижений человека как средство невербального (несловесного) общения.

Большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для передачи информации, а невербальный — для «обсуждения» межличностных отношений и в некоторых случаях вместо вербальных сообщений. Например, женщина может бросить на мужчину убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не открывая рта.

Зигмунд Фрейд отмечал, что тот, кто имеет глаза, чтобы видеть, и тот, кто имеет уши, чтобы слышать, обнаружит, что ни один секрет не скрыт от простого смертного. Его губы сомкнуты, но он что-то бормочет кончиками пальцев. Признание сочится из его рта. Задача состоит в том, чтобы заглянуть в его внутреннюю сущность и разгадать ее. Читать человека как книгу — значит понимать язык жестов, который дает более достоверную информацию о мыслях, чувствах и особенностях человека, чем его слова. Человек, как правило, не контролирует свою осанку, жесты, мимику, тон голоса. Внимание собеседника сосредоточено на том, что и как лучше сказать, чтобы быть правильно понятым. Поэтому слова иногда скрывают больше, чем показывают.

Хотя общение посредством языка тела происходит уже более миллиона лет, научные исследования этого явления начались только в последние 40 лет, приобретя популярность особенно в 1970-х годах. К концу прошлого века люди по всему миру узнают об этом явлении, и, скорее всего, язык тела и его значение в человеческом общении будут преподавать специально в учебных заведениях.

На самом деле, окружающая действительность и люди, живущие в ней, являются лучшим научным и испытательным полигоном. Сознательное наблюдение за собственными жестами и жестами других людей — лучший способ изучить технику общения самого сложного и интересного биологического организма — самого человека.

Жесты рук

Основные понятия о жестах

Убедительность оратора (особенно говорящего) напрямую зависит от того, в какой степени сигналы на уровне содержания соответствуют сигналу на уровне отношения. Аналогичные жестикуляционные сигналы (или «язык рук») в значительной степени дополняют вербальную информацию. Это становится особенно важным, когда мы не видим лица говорящего (например, когда говорящий стоит лицом к нам или далеко от нас) или когда плохое освещение затрудняет понимание выражения лица. Следует отметить, что контролировать собственную мимику бесконечно трудно, почти так же трудно «обмануть» руки. Если кто-то пытается выглядеть спокойным в состоянии внутреннего волнения, его руки неизбежно выдадут это. Например, от волнения у человека мгновенно расплющивается сигарета — в таком состоянии не каждый способен оценить силу своих пальцев.

Специальные микроаналитические исследования также подтверждают, что поза, движения век и рук являются основными сигналами, по которым можно определить тщательно скрываемые намерения собеседника.

Что касается количественной оценки движения, то это делается с помощью понятия темпа движения.

Из всей совокупности жестов можно условно выделить следующие группы:

  • Жесты — иллюстраторы (жесты сообщения) — указатели, живописные представления образов, движения тела, своеобразные движения рук, соединение воображаемых объектов друг с другом;
  • Жесты — регуляторы (жесты позы говорящего) — улыбки, кивки, направление взгляда, целенаправленные движения рук.
  • Эмблематические жесты (суррогаты слов или фраз) — например, жесты со сжатыми руками.
    Например, сцепленные на талии руки для «здравствуйте» и поднятые над головой для «до свидания».
  • Жесты — адаптеры (специфические привычки, связанные с движениями рук) — почесывание, прикосновение, поглаживание, перебирание пальцами и т.д;
  • Жесты — Аффекты — выражают определенные эмоции с помощью движений тела и лицевых мышц;
  • Жесты — оценка — почесать подбородок, провести указательным пальцем по щеке и т.д;
  • Жесты — доверие — сложение пальцев в пирамиду куполом вверх;
  • Жесты нервозности и неуверенности — переплетение пальцев, постукивание пальцами по столу, пощипывание ладони и т.д;
  • Жесты предвкушения — потирание ладоней друг о друга, медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
  • Жесты отрицания — сложенные на груди руки, наклон корпуса назад, сложенные руки, касание кончика носа;
  • Локализующие жесты — прикладывание руки к груди, прерывистое касание собеседника, движение ладоней вверх;
  • Жесты агрессии и готовности — человек стоит с руками на бедрах.

Положение тела и головы передает много важной информации о том, открыт человек или нет, напряжен или доволен. В ситуациях, когда человек не скрывает своих намерений, положение тела (позу) можно описать прямой линией, соединяющей голову с ногами. Когда соответствие между мыслями и словами прерывается, эта линия становится прерывистой.

Широкие и мелкие жесты

Великие жесты — это жесты, исполненные спокойно, с пафосом и внешним видом строгого исполнения. Штриль назвал их жестами «больших людей», жестами, которые соответствуют не только своей значимости («весу» в обществе), но и ведущей роли их «авторов»: подается знак, который ясно понимают все. С помощью такого жеста цель достигается; инструкция быстро и полностью выполняется слушателями. Так, Штриль пишет о широких движениях: «Они выражают живое, несдерживаемое чувство (аффект). Аналогичным образом проявляются импульсивность, радостный нрав, возбуждение и неистовство». Далее он продолжает:

«При спокойном исполнении он страстен, при оживленном — увлекает или пугает; но здесь поспешные, порывистые широкие движения приводят лишь к беспокойству и смятению. Поскольку широкое движение привлекает внимание, его используют те, кто хочет, чтобы их заметили: люди тщеславные, хвастливые, тщеславные, постоянно преувеличивающие свою значимость и высокомерные.

Понятно, что мелкие движения производят противоположное впечатление. В то же время Штриль считает, что «…те, кто не хочет, чтобы их заметили, предпочитают маленькие, незаметные движения. В эту группу входят люди скромные и сдержанные, желающие казаться меньше, чем они есть на самом деле, тактичные, сдержанные, внутренне чувствительные и не желающие выставлять свои чувства напоказ. Но за таким поведением может скрываться осмотрительность и хитрый расчет, мастерство и коварство — попытка произвести скромное, безобидное впечатление. Кроме того, конечно, их могут использовать пустые и слабовольные люди всех мастей».

Эта формулировка Штриля показывает, что мелкие движения характерны не только для тех, кто не хочет быть замеченным, но и для тех, кто намеренно хочет создать ложное впечатление о себе, или тех, кто жестикулирует таким образом от слабости — как будто у них ни на что не осталось сил. И снова следует обратить внимание на то, насколько осторожно нужно интерпретировать одно предложение при попытке разработать «словарь» аналоговых сигналов. С другой стороны, такой словарь может оказать существенную помощь в интерпретации, подсказав, какие дополнительные обстоятельства следует отметить, чтобы, учитывая их, можно было более уверенно изучить ситуацию и получить больше информации!

Штриль проводит интересную параллель с другими сигнальными группами:

«Широкая амплитуда жестов соответствует звуковому сопровождению: хвастуны широко открывают «рот», импульсивные люди склонны сопровождать свои широкие жесты громкой и оживленной речью….. Невозмутимые шумят без остановки, а голос тех, кто интенсивно жестикулирует, постоянно находится в опасности быть нарушенным…».

Да, это правда, что вспыльчивые люди производят много шума, но это не всегда так — необходимы определенные условия, то есть для того, чтобы интерпретировать сигналы внезапно рассердившегося собеседника, необходимо принять во внимание дополнительную информацию.

Врожденные или притворные жесты

Именно спонтанные жесты поднимают вопрос о природе аналоговых сигналов, имеют ли они естественное происхождение или привнесены воспитанием. Научные дебаты по этому поводу, вероятно, будут продолжаться еще долгое время, но возможный ответ уже вырисовывается. Существуют некоторые врожденные сигналы, которые можно приравнять к инстинкту. А под «инстинктом» мы понимаем определенное поведение, которое присуще людям всех рас и групп, независимо от их воспитания. Например, люди отворачиваются, когда чувствуют отвращение или горечь. Некоторые сигналы удивительны в своей универсальности, в то время как другие, хотя и спонтанны в своем проявлении, подобны врожденным, не имеют универсальности. Например, во всем мире состояние нерешительности сопровождается движением руки к носу. Мужчины и женщины, глубоко задумавшись над ситуацией, из которой они не могут найти выход, например, касаются указательным пальцем своего носа. В этот период женщины часто начинают пудрить нос.

Замечено, что люди часто трогают свои волосы не только при решении проблем, но и когда смущаются. Например, они начинают чесать голову, пока мужчины («думающие») теребят бороду или расчесывают свои и без того прямые волосы. Это специфическое поведение не может быть следствием воспитания, и оно намного старше современного человека (homo sapiens sapiens1), поскольку эта жестикуляция встречается у всех рас. Однако более пристальный взгляд на этот вопрос все же не позволяет сделать столь однозначный вывод.

Давайте представим: При виде «возмутительной лжи» или в момент оскорбления человек испытывает крайне неприятное чувство, которое бессознательно сопровождается «подергиванием глаз».

Это вполне объяснимо в неприятной ситуации. Поэтому вполне можно принять этот сигнал за универсальный и интерпретировать его как демонстрацию возмущенного человека, что он не хочет никого видеть.

С этим можно согласиться, но есть и другое мнение, поскольку этот спонтанный сигнал возмущения, которому можно научиться только путем подражания, несправедлив в Японии, например: японец, чувствующий себя неловко, начнет хлопать ладонью по губам (часто довольно сильно) и при этом смотреть на собеседника широко раскрытыми глазами. Этот жест удивляет европейцев, поскольку они склонны отводить глаза, что, в свою очередь, удивляет японцев, поскольку этот сигнал не соответствует тому, что они ожидают с их точки зрения.

Отметим, что многое остается неясным относительно того, какие сигналы являются действительно врожденными, а какие приобретаются человеком в процессе обучения.

При интерпретации жестов следует обращать внимание на открытость и закрытость жеста. Этот аспект является еще одним важным критерием. Особенно потому, что закрытая поза часто сопровождается прикрывающими жестами (как вторичный признак), или потому, что прикрывающие жесты могут предшествовать закрытой позе (как первичный признак). Например, кто-то может сначала втянуть голову и поднять плечи, прежде чем прикрыться руками или каким-либо предметом в качестве щита (например, офисной папкой). В этом проявляется бессознательное стремление замкнуться в себе. Прежде чем реализовать это желание «уйти в себя», тело само «решает», как себя вести. Таким образом, мы понимаем закрытые жесты двояко: с одной стороны, это жесты, которые поддерживают закрытую позу, а с другой стороны, это жесты, которые предшествуют закрытой позе.

В последнем случае, однако, следует иметь в виду, что эти бессознательно «запланированные» закрытые позы могут не состояться из-за изменившейся ситуации. Затем предварительные закрытые жесты появляются как бы сами по себе, как будто они висят в воздухе.

Действие как сигнал

Многие кинезики интерпретируют все виды поведения как «жесты». А психоаналитически ориентированные бихевиористы часто используют фрейдистские «интерпретации». Например, если кто-то забывает выполнить обещанное действие, он интерпретирует это как нежелание выполнять это действие. Оговорка воспринимается как фрейдистский промах: Человек, который скучает, говорит именно то, чего он хочет, что пытается скрыть даже от самого себя. Например, когда кто-то говорит: «Я хочу, чтобы у моей жены был любовник», хотя на самом деле он хотел сказать: «У нее его нет». Другие фрейдистские промахи включают частое разбивание посуды во время мытья посуды и подобные промахи как сигнал того, что эти действия бессознательно нежелательны.

Предположим, что хозяин дома постоянно резко вскакивает, чтобы взять что-то еще для своих гостей. Это действие вполне может быть воспринято как сигнал и привести к вопросу: Почему он продолжает убегать? Если у вас есть возможность задать такой контрольный вопрос своим друзьям, вы можете обнаружить несколько интригующих вещей.

Или представьте, что вы сидите в приятном кругу своих друзей и вдруг замечаете, как жена хозяина дома часто прерывает ваш разговор, чтобы предложить вам что-нибудь еще поесть, выпить или покурить. В этом случае лучше спросить себя, не является ли это сигналом с ее стороны, вместо того чтобы злиться и пытаться вернуться к прерванной теме. Возможно, она просто чувствует себя обделенной и поэтому требует внимания. Это удел жены, когда ее муж часто приводит в дом «мужскую компанию». Возможно, она тоже хотела бы присоединиться к разговору, но поскольку вы поднимаете только вечные «узкоспециализированные» темы, о которых она мало что знает, ее комментарии просто игнорируются (что, кстати, само по себе является поводом воспринимать нашу реакцию как сигнал). Она мучительно ждала, когда вы, наконец, прекратите это, по ее мнению, «излияние из ниоткуда в ничто».

Таким образом, мы видим, что повторяющиеся действия относительно легко интерпретировать как сигналы действия. Вместо того чтобы сердиться, нужно просто чаще спрашивать себя: почему собеседник (сейчас) ведет себя именно так?

Но вернемся к ситуации приема гостей: предположим, что хозяин во время беседы время от времени угощает нас прекрасно приготовленными деликатесами, но неожиданно пихает поднос с ними прямо под нос гостю. Такое действие мы можем обозначить как сигнал. А его смысл можно угадать только с помощью дальнейших действий хозяина: возможно, он чем-то расстроен, или это шутка, или он не чувствует границ интимной зоны другого человека, что некоторые авторы трактуют как проявление эгоизма. Но с другой стороны, возможно, он просто хотел, чтобы его заметили.

В целом, при интерпретации жестов следует проявлять осторожность, хотя осознанное наблюдение за ними может доставить истинное удовольствие.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Личностные предикторы стиля руководства
  2. Причины и типы конфликтов в молодых семьях
  3. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса
  4. Задачи когнитивной психологии
  5. Больное воображение — Понятие о воображении
  6. Социальная психология в сфере управления человеческими ресурсами
  7. Формирование самосознания современной молодежи
  8. Задачи экспериментальной психологии
  9. Введение в социальную психологию
  10. Франсуаза Дольто, французский психоаналитик