Оглавление:
Предмет: Философия
Тип работы: Реферат
У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Дополнительные готовые рефераты на темы:
- Предмет философии права
- Закон отрицания отрицания и Закон перехода количественных изменений в качественные
- Актуальность философии Конфуция в наши дни
- Конфуций — личность и учение
- Специфика античной философии. Ее место в историко-культурном развитии человечества
- Философия Сократа и его судьба
- Идеальное государство Платона
- Этический рационализм Сократа
- Характерные черты средневековой философии
- Особенности средневековой философии
Введение
Платон (427 до н. э. — 347 до н. э., Афины) был древнегреческим писателем-философом.
Биографическая информация, которую можно получить из древних источников, в основном легендарна. По линии отца Платон — дальний потомок последнего аттического царя Кодрила, по линии матери — выдающийся афинский законодатель VI века до н.э.
Имя мыслителя — Аристокл (427 — 347 гг. до н.э.). Платон (в переводе: широкоплечий). Родители: Аристон и Путона.
В современное время Платону приписываются следующие произведения:
- Речь «Апология Сократа»;
- 28 диалогов, признанных подлинными;
- 11 диалогов, авторство которых не удалось точно установить;
- 8 неоригинальных произведений;
- 13 листов (даже для них авторство остается спорным).
В нашей работе будут рассмотрены основные этапы жизни Платона и реализация его взглядов в философских учениях.
Жизнь Платона и формирование его философских взглядов
Существует легенда о рождении Платона от Аполлона, одного из греческих богов. В средневековой литературе его также называют «божественным Платоном».
Он получил образование до 20 лет. После этого он стал учеником Сократа. Он учился у него в течение 8 лет. После смерти Сократа он путешествовал по всему известному тогда миру.
Платон был первым философом, который систематизировал все известные на тот момент учения. В возрасте 28-30 лет он вернулся в Афины, где основал «Платоновскую» академию, которая просуществовала до 529 года. Он часто ездил в Сицилию, где предложил Дионисию, тамошнему правителю, проект своего идеального государства.
В молодости Платон занимался гимнастикой и борьбой, участвовал в соревнованиях и даже победил на Истмийских играх. Он также интересовался музыкой, живописью и поэзией; писал эпиграммы, дифирамбы, элегии, комедии и трагедии, следуя философу и комическому поэту Эпихарму (VI-V вв. до н.э.).
Поэтическое наследие Платона почти не сохранилось, за исключением 25 эпиграмм (хотя некоторые ученые оспаривают, что Платон был автором этих произведений). Однако можно с уверенностью сказать, что поэтические студии оказали значительное влияние на формирование прозаического стиля Платона.
Философские взгляды Платона сформировались под влиянием известных философов и философских школ того времени. Это Гераклит, Парменид, пифагорейцы, Демокрит, софисты и Кратил. Позднее Аристотель в своей «Метафизике» писал: «Находясь с ранних лет под влиянием Кратила и взглядов Гераклита, согласно которым все, что является объектом чувственного восприятия, постоянно находится в движении и знания о нем не существует, Платон придерживался этих убеждений».
Платон впервые встретил Сократа в 407 году до н.э., и эта встреча имела революционное значение для его судьбы. Он отказался от всех своих прежних наклонностей и полностью посвятил себя философии. С Сократом Платон был вместе восемь лет — с 407 по 399 год до н.э., когда Сократ был приговорен к казни.
В том же году Платон покинул Афины и отправился в путешествие по городам Греции и Востока, чтобы познакомиться с другими учителями мудрости.
В Мегаре он стал учеником Евклида, в Киринее учился у математика Теодора, в Италии — у пифагорейцев Филолая и Эврита, в Египте изучал магию тамошних жрецов. Последнее путешествие было в Италию и Сицилию (389-387 гг. до н.э.), о чем свидетельствует Плутарх в своей биографии Биона. На Сицилии у Платона произошел конфликт с сиракузским тираном Дионисием Старшим, который приказал продать философа в рабство, что и было сделано. Однако Аникерид немедленно выкупил Платона и освободил его (по другим сведениям, это сделал пифагорейский Архит).
По возвращении в Афины Платон купил участок земли в пригороде, на котором вырос небольшой сад, который он назвал Академом в честь местного святого покровителя. Здесь Платон основал собственную философскую школу, сохранившую название местности, и посвятил ей остаток своей жизни. Платоновская Академия просуществовала до VI века нашей эры и почти сразу приобрела известность во всем античном мире. При жизни Аристотель был одним из его выдающихся учеников.
Популярность Платона также изменила отношения с Сицилией. После смерти Дионисия Старшего новым тираном стал его сын Дионисий Младший. Он направил философу письмо, в котором пригласил основателя Академии в Сиракузы, якобы для воплощения в своем государстве высоких идеалов платоновской философии. Платон принял приглашение, но его надеждам не суждено было сбыться.
Периодизация жизни Платона и особенности его произведений
В целом, проблема подлинности и хронологии произведений Платона до сих пор не решена.
А. Лосев, автор серии исследований о Платоне, предлагает следующую периодизацию работ философа.
Ранний период — 90-е годы IV века до н.э.: «Апология Сократа», «Крито», «Евтифрон», «Лахеты», «Хармиды», «Протагор», 1-я книга «Государства». Воспроизводится сократовский метод анализа понятий, Платон пытается найти их родовую сущность. Философ занимается в основном понятиями, связанными с полисной этикой (здравый смысл, дружба, мужество, справедливость).
Переходный период — 80-е годы до н.э.: «Горгиас», «Менон», «Евтидем», «Кратил», «Гиппий Малый», «Ион», «Гиппий Большой», «Менекс» (некоторые сомневаются, что эти три диалога принадлежат Платону). Теория идей разрабатывается как определенная субстанция, норма, существующая сама по себе, например, «справедливость сама по себе»; ее можно рассматривать в чисто логическом аспекте, без учета временных событий, которые лишь более или менее соотносятся с идеей справедливости. В этих работах Платон начинает критику философских концепций досократовского периода.
Период зрелости — 70-80-е годы IV века до н.э. Диалоги этого периода можно разделить на две группы. К первой группе относятся «Фаэдон», «Пир», «Фаэдр» и другие книги государства. Они развивают учение о самосуществующей субстанциональной реальности идей, которые определяют всю материальную реальность. Краеугольным камнем верований Платона становится учение о космической гармонии, космическом духе и душе. Учение о человеческой душе также играет важную роль. Возникает теория метемпсихоза. Формируется политическая программа Платона и его идеал утопического государства.
В этих диалогах Платон достигает высочайшего литературного мастерства. Вторая группа диалогов зрелого периода включает в себя «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей» и «Критий». В этих работах представлен подробный анализ других философских школ, углублено учение о государстве, и на этом фоне рассматриваются различные проблемы материального мира.
Поздний период — 50-е годы IV века до н.э. и до смерти философа: «Законы» и «Послезаконие» (авторство «Послезакония» до сих пор обсуждается учеными). Происходит переход от утопических теорий государства к достаточно реалистичным позициям.
В одном из диалогов Платон не развивает свои гипотезы до полной и окончательной формы. Проблемы поднимаются, вопросы задаются, но ответы всегда корректируются в разных диалогах, частично, а иногда и противоречиво освещая проблему.
Нестатичность формы — очень важная родовая особенность диалогов Платона. Некоторые античные комментаторы, например, Диоген Лаэртский, разделяли диалоги Платона на различные типы и подтипы; другие, ассоциируя их со сценической трагедией, делили их на тетралогию и трилогию. Примечательно, что никто не считал диалоги Платона однообразными. Изображение рождения мысли, драматический поиск, блуждание в обходных путях — эти мотивы присущи любому диалогу, оживляют его внутреннюю динамику и заставляют автора отказаться от любого доктринерства.
Таким образом, эстетика Платона своеобразно объединяет то, что с современной точки зрения является противоречивыми понятиями: мистический экстаз и практический дидактизм, игру воображения и реальный опыт. В мировоззрении Платона, однако, эти понятия были отдельными аспектами гармоничного единства. Более того, платоновская концепция государства носит ярко выраженный идеализированный, утопический характер, представляя собой крайние формы. И то, что было сказано в «Государстве», уже подвергается коррекции в «Законах», потому что постоянное состояние философа — это пребывание между знанием и незнанием.
Александрийский неоплатоник VI века н.э., последний из комментаторов Платона, Олимпиодор, рассказывал легенду о том, что Платону перед смертью приснился сон, в котором он якобы превратился в лебедя и перепрыгивал с дерева на дерево, не попав в руки птицелова.
Учение Платона об эйдосах
Слово эйдос переводится с греческого: Идея, образ, представление… Платон считает, что множественность, многообразие мира начинается с эйдоса (идеи).
Трансцендентализм — учение о том, что есть что-то за пределами того, что мы не видим, что-то за пределами нашего понимания.
В учении Платона есть эйдосы людей, животных, предметов. Философ считает, что где-то «по ту сторону» существуют идеи, из которых возникают вещи в нашем мире.
Вещи и идеи находятся в таких возможных разновидностях соотношения: сопричастность — идея является невидимой основой вещи; представленность — вещь является точным воплощением идеи; у Платона существует мнение об иерархии идей Пеано, и все же его философия бессистемна. Идеи по своей сути являются составными частями.
Конституенты — это то, что образует нечто другое, что для него является основой. Сама идея для Платона — это идея блага. Он отождествляет его с бытием, что является синонимом понятий «бытие», «существование» и других. Эрос (от греч. — любовь) — это причина объединения вещей.
Этика Платона как отражение его внутреннего мира
Согласно учению Платона, существует сверхъестественный мир идей и мир чувственных вещей. Мир вечных, неизменных, самодостаточных (божественных, мудрых и совершенных) сущностей идей он считал первичным, а чувственный мир, отдельные предметы которого являются копиями соответствующих идей, — вторичным и производным: прекрасное существует потому, что существует идея прекрасного; добро существует потому, что существует идея добра.
Согласно Платону, Идеи — это не только общее (родовое) начало, причина, но также образ и закономерность. Мир идей недоступен человеку как чувственному, телесному существу. В нем, однако, существует бессмертная душа, чей разум и высшее являются частью мира идей. Обременяя себя нечувственной частью, которая становится ее рабом через союз с телом, душа забывает о своем прежнем существовании в мире идей. Поэтому познание — это припоминание того, что присуще человеку. То есть человек развивает врожденные потенциалы своей души, а качество образования лишь оформляет их, раскрывает. Признание врожденных качеств позволило Платону обосновать классовую мораль. Высшая добродетель, мудрость, присущая философам настолько, что они способны эффективно управлять государством. Мужество, сила духа — врожденная добродетель воинов, защитников государства. По его мнению, воздержание — это врожденная добродетель крестьян и ремесленников.
Он считал справедливость важнейшей добродетелью государства, составляющей его существование: «. Мы признали государство справедливым, когда оно имеет три различных по своей природе состояния, каждое из которых занимается своим делом». Поэтому, по мнению Платона, справедливость означает «…заниматься своими делами и не вмешиваться в дела других…».
Переход из одного состояния в другое — это самый большой вред для государства, самое большое преступление и несправедливость. Однако детей, имеющих высокие задатки, следует с уважением переводить из низшего класса в воины и наоборот. Для сохранения государственного устройства и уклада жизни Платон рекомендовал ограничить общение с иностранцами, а гражданам своего государства запретить выезжать в другие страны. Особенно важным, по его мнению, было достижение полного единодушия граждан. Рассматривать государственные законы, создавать их, обсуждать и оценивать правила поведения для граждан было правом и обязанностью мудрецов и правителей.
В Древней Греции человек считал себя частью полиса. Платон довел эту идею до логического завершения, выделив структуры индивидуальной психики, морального сознания и государственного устройства. Он отдавал приоритет государству, которое, по его мнению, является не внешним условием индивидуального существования, а единственной нравственно организованной формой земного бытия. Самосовершенствование личности зависит от выполнения своего долга: человек становится нравственным, преодолевает ограниченность индивидуального существования, наполняет его социальным содержанием. Самое важное, по Платону, в мире идей — это идея блага как предпосылки всего правильного и прекрасного. В древнем мире добро трактовалось как цель, направленная на достижение человеческого счастья. Этих взглядов придерживался и Платон, который считал, что человек должен стремиться к миру идей, где истинное благо и счастье становятся возможными.
Заключение
Платон обогатил этику ценными мыслями о цели человеческих действий, добродетели человека, соотношении блага индивида и блага государства, справедливости и тому подобном.
Платонизм оказал решающее влияние на Аристотеля, Плотина, Порфирия и Прокла, а также на всю философскую школу неоплатоников, от которой зависели важные богословы (Ориген, Августин) и философы (Боэций) Средневековья. Философия Платона и неоплатоников сформировала мировоззрение гуманизма эпохи Возрождения и повлияла на последующую немецкую философию, романтизм и модернизм в искусстве.
Учение Платона, как никакая другая философская система, является не только абстрактной логической конструкцией, но и целостным нравственным, эстетическим и религиозным мировоззрением. Медленно, но верно, это мировоззрение пробивало и продолжает пробивать себе дорогу в сердца людей. Несмотря на усилия физики объяснить мировоззрение из законов слепой материи и силы, остается убеждение, что в мире все направлено к цели; несмотря на настояния опытной психологии, что корень нравственности теряется в животных склонностях, в естественном человеческом уме еще живет сознание нравственного безусловного долга; несмотря на усилия физиологии свести чувство красоты к определенному порядку нервных раздражений, не прекращается, что красота есть чистый и вечный идеал.
Список литературы
- Асмус В. Платон. М., Мысль, 1969 г. — 165 с.
- Блохина И.Р. Академия Платона как школа государственных деятелей. Тезисы докладов научной конференции, состоявшейся 29-31 октября 2001 г. СПб., 2001 г. — 132 с.
- Бородай. И.А Рождение философской концепции. Бог и материя в диалогах Платона. — М.: изд-во Савин С. А., 2008 г. — 284 с.
- Васильева Т.В. Афинская философская школа. Философский язык Платона и Аристотеля. (Серия «Из истории мировой культуры»). — М.: Наука, 1985 г. — 161 с.
- История античной философии в сокращении. Пересмотренное 2-е изд. — М., ЧеРо, 1998 г. — 233 с.
- Лосев А.Ф., Тахо-Годин А.А. Платон. Аристотель. М., 1993. — 261 с.
- Ракчеева Н.Е. Государство. Платон. — Москва: МАКС Пресс, 2001 г. — 202 с.