Для связи в whatsapp +905441085890

Значение философии Лейбница для истории вычислительной техники — Научная деятельность Лейбница Готфрида Вильгельма

Готфрид Вильгельм фон Лейбниц родился в Лейпциге 21 июня 1646 года, сын Фридриха Лейбница, профессора моральной философии (этики) Лейпцигского университета, и Катерины Шмук.

Когда мальчику было 8 лет, умер его отец, оставив ему большую личную библиотеку. Свободный доступ к книгам и врожденный талант позволили молодому Лейбницу самостоятельно выучить латынь и в 12 лет взяться за изучение греческого языка.

В возрасте 15 лет (1661) Готфрид Вильгельм сам поступил в тот же университет в Лейпциге, где уже работал его отец. Будучи студентом, он познакомился с работами Кеплера, Галилея и других ученых. Через 2 года он поступил в Йенский университет, где изучал математику. Затем он вернулся в Лейпциг, чтобы изучать право, но не смог получить там докторскую степень. Разочарованный этим отказом, Лейбниц отправился в Нюрнбергский университет в Альтдорфе, где успешно защитил докторскую диссертацию. Диссертация была посвящена изучению запутанных юридических дел. Защита состоялась 5 ноября 1666 года. Эрудиция, ясность языка и ораторский талант Лейбница вызывают всеобщее восхищение.

В том же году он написал первое из своих многочисленных эссе «О комбинаторном искусстве». Опередив свое время на два столетия, 20-летний Лейбниц задумал проект математизации логики. Будущую теорию (которую он так и не завершил) он назвал «универсальной характеристикой». Она содержала все логические операции, свойства которых он ясно представлял.

После завершения учебы он стал советником курфюрста Майнца по вопросам права и торговли (1670). Работа требовала постоянных поездок по Европе; в ходе этих поездок он подружился с Гюйгенсом, который согласился обучать его математике. Однако его служба была недолгой: в начале 1672 года Лейбниц покинул Майнц с важной дипломатической миссией, а через год курфюрст умер.

С 1676 года и до конца своей жизни Лейбниц провел сорок лет на службе при герцогском дворе Браун-Люнебурга.

В это время Лейбниц изобрел арифмометр собственной конструкции, который был намного лучше арифмометра Паскаля — он мог выполнять умножение, деление и извлечение корней. Его ступенчатый ролик и подвижная каретка стали основой для всех последующих арифмометров.

Но его жизнь была также полна несчастья. Окруженный подозрениями, презрением и печально известным полуатеистом, великий философ и ученый доживал свои последние годы, иногда без зарплаты и в крайней нищете. Для англичан он был ненавистен как противник Ньютона в спорах о научном приоритете; для немцев он был чужд и опасен как человек, который по-своему интерпретировал все общепринятые представления. Личная летопись жизни и творчества Лейбница также была горькой: непонятый и презираемый, преследуемый и гонимый невежественной придворной кликой, он пережил крах своих лучших надежд. Презрение и враждебность власть имущих и церкви по отношению к великому мыслителю преследовали его даже после смерти.

Но сейчас общепризнано, что Лейбница отличали исключительно широкий кругозор и сфера деятельности, одновременное постижение различных взаимосвязей проблем, которыми он занимался, и целенаправленное исследование их внутренней сути. Лейбниц обладал удивительной лаконичностью и точностью стиля, творческой энергией и способностью улавливать различные последствия выдвигаемых им положений.

Значение философии Лейбница для истории вычислительной техники - Научная деятельность Лейбница Готфрида Вильгельма

Деятельность Готфрида Вильгельма Лейбница

Лейбниц — один из важнейших представителей новоевропейской метафизики, которая занимается вопросом о том, что такое субстанция. Лейбниц разрабатывает систему, которую он называет субстанциальным плюрализмом или монадологией.

Наиболее важные научные достижения Лейбница заключаются в том, что Лейбниц независимо от Ньютона создал математический анализ — дифференциальное и интегральное исчисления — и в 1684 году опубликовал первую в мире крупную работу по дифференциальному исчислению: «Новый метод максимумов и минимумов». В этой работе Лейбниц излагает основы дифференциального исчисления, правила дифференцирования выражений. С помощью геометрической интерпретации отношения dy/dx он кратко объясняет признаки возрастания и убывания, максимума и минимума, выпуклости и вогнутости (т.е. достаточные условия экстремума для простейшего случая), а также точки перегиба. Кстати, без дальнейших объяснений он вводит «различия различий» (множественные дифференциалы), обозначаемые ddv.

Также создал комбинаторику как науку; единственный за всю историю математики, кто одинаково свободно работал с непрерывным и дискретным. Готфрид Вильгельм установил необходимость регулярного измерения температуры тела пациентов. Задолго до Зигмунда Фрейда он представил доказательства существования человеческого подсознания.

В 1686 году Лейбниц дает классификацию действительных чисел на алгебраические и трансцендентные; ранее он аналогичным образом классифицировал кривые. Впервые в печати он вводит символ интеграла и заявляет, что эта операция обратна дифференцированию. А в 1692 году он вводит общее понятие корпуса однопараметрического семейства кривых и выводит его уравнение.

Затем Лейбниц рассматривает разрешимость линейных систем; его результат фактически вводит понятие детерминанта. Но это открытие не вызвало интереса в то время, и линейная алгебра появилась лишь полвека спустя.

В 1695 году Лейбниц вводит экспоненциальную функцию в ее наиболее общем виде: uv. Чуть позже, в 1702 году, он вместе с Иоганном Бернулли открыл разложение рациональных дробей в сумму простых дробей. Это решает многие проблемы интегрирования рациональных функций.

Лейбниц также описал двоичную систему счисления с цифрами 0 и 1, на которой основана современная компьютерная технология.

В физике Лейбниц ввел понятие «живая сила», позже названное кинетической энергией.
Счетная машина

Первая вычислительная машина, которая делала умножение и деление такими же простыми, как сложение и вычитание, была изобретена в Германии в 1673 году Готфридом Вильгельмом Лейбницем и называлась «вычислительная машина Лейбница».

Идея создания такой машины возникла у Вильгельма Лейбница после встречи с голландским астрономом и математиком Христианом Гюйгенсом. Столкнувшись с бесконечными вычислениями, которые астроном должен был производить при обработке своих наблюдений, Лейбниц решил создать прибор, который ускорил бы и облегчил эту работу.

Первое описание своей машины Лейбниц сделал в 1670 году, а через два года ученый составил новый описательный эскиз, на основе которого в 1673 году построил работающий вычислительный аппарат и продемонстрировал его на заседании Лондонского королевского общества в феврале 1673 года. В заключение своей лекции он признал, что устройство не идеально, и пообещал усовершенствовать его.

В 1674 — 1676 годах Лейбниц много работал над усовершенствованием изобретения и привез новую версию счетной машины в Лондон. Это была малоразрядная модель счетной машины, которая не подходила для практического использования. Только в 1694 году Лейбниц разработал двенадцатизначную модель. Позже вычислительная машина несколько раз модифицировалась. Последняя версия была создана в 1710 году. Используя двенадцатиразрядную вычислительную машину Лейбница в качестве модели, профессор Вагнер и мастер Левин в 1708 году создали шестнадцатиразрядную вычислительную машину. Работа Лейбница по созданию счетной машины стоила 24 000 талеров. Для сравнения, годовая зарплата министра в то время составляла 1 — 2 тысячи талеров.

Философские взгляды Лейбница

Литературное наследие Лейбница обширно, но к его фундаментальным философским трудам ученые-философы относят «Изложение метафизики» (1685), «Новые опыты о человеческом разуме» (1705), «Теодицея» (1710), «Монадология» (1714). При его жизни была опубликована только «Теодицея». Главный труд Лейбница «Монадология» был опубликован только в XIX веке. Он отказался публиковать «Новые опыты о человеческом разумении», когда узнал о смерти своего оппонента Джона Локка.

В каком из этих произведений изложена его философская система, однозначно ответить невозможно. Философские взгляды Лейбница формировались под влиянием множества различных доктрин. В истории не было ни одного философа, чьи идеи он полностью отвергал: в каждой он находил что-то рациональное. В этом контексте Лейбниц отметил, что «большинство школ правы во многих своих утверждениях, но неправы в том, что они отрицают». Лейбниц Г. В. Сочинения. В 4 томах. — М., 1982. ТОМ 1. 531

При всем своем философском «всеведении» Лейбниц отвергает критицизм как метод философствования. Учитывая это, а также его постоянное стремление к «дополнительности», включая прямое сочетание противоположностей, можно назвать не Г. Конта, а Лейбница первым позитивистом в истории европейской философии.

Как и Спиноза, Лейбниц не соглашался с дуализмом Декарта и пытался преодолеть его, но не критикой, как это делал Спиноза, а особой идеей непрерывности, впервые сформулированной им самим. Его смысл в том, что природа не делает скачков. Если отталкиваться от этой идеи непрерывности, то между идеальным и материальным также не существует непреодолимой границы. Поэтому вместо двух субстанций Декарта, протяженной и мыслящей, и вместо одной субстанции Спинозы, которая есть Бог или природа, Лейбниц вводит бесконечное число субстанций, которые, заимствуя это понятие у древних, особенно у пифагорейцев, он называет монадами.

Монады, согласно учению Лейбница, являются чем-то вроде конечных строительных блоков Вселенной. Но в отличие от таких материальных кирпичиков-атомов у Демокрита, монады — это духовные единицы бытия. И как таковые, по Лейбницу, они являются простыми субстанциями, из которых состоят сложные субстанции. «А где нет частей, — пишет Лейбниц в «Монадологии», — там нет ни протяженности, ни формы, и делимость невозможна». Эти монады — истинные атомы природы, одним словом, элементы вещей» Лейбниц Г.В. Собр. соч. S.13.

Монады Лейбница, в отличие от атомов Демокрита и Эпикура, которые также велики в этих учениях, имеют внутренние и внешние различия. В наше время это называется принципом индивидуации. Знакомство Лейбница с Левенгуком, который наблюдал микроорганизмы через микроскоп и называл их «животными», скорее всего, повлияло на формирование такого взгляда на основу мира. Лейбниц действительно был впечатлен тем, что за внешне мертвой природой скрывается жизнь, наполненная движением. Эта идея подхвачена Шеллингом, который рассматривает живое как основу природы, а мертвое — как «выпавшую жизнь».

Для Лейбница монады не возникают и не исчезают естественным образом, а появляются только в божественном акте творения. Соответственно, они могут закончить свое существование только тогда, когда их уничтожит Бог. Одна из проблем, которую Лейбниц пытается решить с помощью монадологии, — это преодоление механистического понимания природы. Естественная наука его времени, казалось, объясняла отношения между телами природы с точки зрения чисто внешних механических взаимодействий. Понимание Лейбницем структуры мира было иным. Монады отличаются от механических частиц и тел, источник движения которых внешний, и отличаются тем, что являются центрами силы. Следовательно, для Лейбница монады обладают не только движением, но и энергией. Другими словами, они обладают внутренним движением.

Теория познания Г. Лейбница

Эпистемология Лейбница представлена в его работе «Новые опыты о человеческом разуме». Работа Лейбница построена в форме оживленного философского диалога, что подчеркивает платонистские ориентации ее автора. Некий Филалет, который защищает и развивает философию Локка на основе своего «опыта…». защищает и развивает, вступает в полемику с Теофилом, который, в свою очередь, ссылается на систему Лейбница. Их философская полемика — резкая, острая, но уважительная по форме и конструктивная по содержанию — повторяет тему и структуру эксперимента Локка.

Давайте рассмотрим, каковы основные аспекты критики Лейбница. Существуют ли принципы, присущие человеческому разуму — этот вопрос, поставленный в первой главе первой книги «Нового опыта…» приводит в центр полемики выдающихся мыслителей XVII века, где в одном лагере «иннативистов» (сторонников концепции врожденных идей) лидировал Декарт, а в другом — их критики: Гассенди, Локк и другие авторы.

В этом споре Лейбниц выступает на стороне иннативистов, но его защита врожденного знания довольно своеобразна. Лейбниц больше не принимает натуралистическую или реалистическую точку зрения, согласно которой врожденные идеи существуют где-то в мозгу или разуме, человеческой душе, физически или «реально». Лейбниц склонен отвергать как натуралистический иннативизм, так и локковский символ души как tabula rasa, тяготея к натуралистическому сенсуализму.

Иннативизм, основанный на интерпретации необходимых идей разума как своего рода чистых возможностей, кажется ему более испытанным и перспективным. Это своего рода «живые огни, вспышки света», «нечто божественное и вечное», что всегда предшествует встрече наших чувств с окружающим миром». Декарт считал необходимые истины науки врожденными идеями. Лейбниц согласен с этим. Но на недоуменное утверждение и вопрос локковского мыслителя Филалета: «Многим это покажется очень странным. Действительно ли можно утверждать, что самые сложные и глубокие науки являются врожденными?» — Лейбниц уточняет: «Их фактическое знание не является врожденным, но то, что можно назвать потенциальным (виртуальным) знанием, является врожденным, подобно тому, как фигура, очерченная прожилками мрамора, существует в мраморе задолго до того, как они будут обнаружены при его обработке».

В своей полемике с Локком Лейбниц также рассуждает о неотъемлемой природе правил морали. Он согласен с тем, что существуют такие практические моральные правила, которые не являются неотъемлемыми и имеют лишь относительное, временное, фактическое значение. Однако существуют необходимые правила морали — те, которые большинство человечества считает истиной — и они являются врожденными. Они приняты, хотя и в разных формулировках, Библией и Кораном.

Локковская концепция простых идей, якобы основанных на чувственных впечатлениях, опровергается Лейбницем с помощью убедительного аргумента: «…эти чувственные идеи просты только внешне, поскольку, будучи неотчетливыми, они не позволяют разуму различить то, что они содержат в себе» Лейбниц Г.В. Собр. соч. — С.421..

Относительно таких идей, как пространство, протяженность, форма, движение и покой, происхождение которых Локк приписывает сочетанию различных чувств, Лейбниц замечает (вслед за Декартом), что это идеи чистого разума, но они имеют отношение к внешнему миру и реализуются с помощью органов чувств.

«Теодицея» Г. Лейбница

Теодицея (от греч. «Бог» и «справедливость») — термин, обозначающий одну из самых сложных проблем в философии религии, особенно в теизме, проблему справедливости Бога, осмысленности и оправданности созданного им мира перед лицом самого страшного, необъяснимого зла — страданий праведников и невинных Философия: Энциклопедический словарь. Под редакцией А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. Часто слово «теодицея» условно переводят как «оправдание Бога». «Теодицеей» также называют произведение, в котором делается попытка решить проблему тем или иным способом. Термин «теодицея» был введен Г. В. Лейбницем и впервые прозвучал в его трактате «Попытки теодицеи о благости Бога, свободе человека и причине зла» (1710).

Задача теодицеи — оправдать Бога в Его благости и всемогуществе в контексте существования зла в мире.

Важным событием в философской жизни Лейбница стала полемика с французским философом и публицистом Пьером Байлем, который с позиций скептического рационализма настойчиво критиковал метафизику Декарта, Спинозы и самого Лейбница (а также других философов), особенно в тех положениях, которые связывали метафизику с проблемой Бога, выдвигали доказательства его существования и т.д.

В тексте «Теодицеи» содержится множество цитат и ссылок на «Исторический и критический словарь» Бейля и другие его работы. Его содержание во многом определялось желанием автора опровергнуть идеи Байля и обосновать собственную позицию. Большой интерес в этой связи представляют Предисловие и «Предварительное размышление о согласии веры и разума». Автор намеренно придает ей особое значение и предваряет три основные части.

В «Предварительном рассмотрении» Лейбниц, полемизируя с П. Бейлем, устанавливает согласие веры и разума. Определения христианской веры оказываются не противоречащими разуму, а «сверхразумными». Истины разума и откровения предстают как варианты универсального разума Бога. Это делает возможным такое философское объяснение существования зла, которое не только связывает совершенство Бога и мира с ним, но даже включает зло как необходимый элемент совершенства целого.

Лейбниц различает три вида зла: метафизическое, физическое и моральное. Метафизическое зло заключается в простом несовершенстве, физическое зло — в страдании, моральное зло — в грехе. Соответственно, структура работы структурирована. Часть 1 посвящена общим вопросам теодицеи, часть 2 — проблеме оправдания морального зла, часть 3 — физического зла. Важным моментом теодицеи становится представление о нашем мире как о наилучшем из возможных. Мир как совершенное целое может содержать элементы, которые кажутся несовершенными вне контекста целостности. Все творение по своей природе ограничено, и эта ограниченность является причиной «метафизического зла», которое само по себе необходимо. Зло естественным образом связано с добром, как несовершенное с совершенным; оно возникает как недостаток или отсутствие добра. В своей высшей форме различие между добром и злом — это различие между абсолютной реальностью и абсолютным небытием; более того, это различие между большим и меньшим совершенством. Зло подчиняет себя добру, не может препятствовать совершенству целого. Зло оказывается негативным условием добра, средством его достижения, основой реального мира как лучшего.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Основные школы натурфилософского периода: ионийская, элейская, пифагорейская
  2. Гносеология философии возрождения и ее специфика
  3. Природа и общество: их историческое взаимодействие
  4. Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения марксистской философии
  5. Облик мира, общества и человека в философии Платона
  6. Л. Н. Толстой и его философия
  7. Жак Маритен, французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма
  8. Россия как цивилизация
  9. Этика Иммануила Канта
  10. Иоганн Готфрид Гердер, немецкий писатель и теолог, историк культуры