Для связи в whatsapp +905441085890

Значение философии Ницше для философии XX-XXI вв. — Философия Ф. Ницше

Работы Ницше (1844-1900) написаны в блестящей афористической литературной форме. Их можно разделить на три группы в соответствии с их содержанием и социально-философской ориентацией. В целом, они соответствуют трем этапам развития взглядов их автора. Ранние работы посвящены проблемам культуры и, очевидно, написаны под сильным влиянием Шопенгауэра. Это «Происхождение трагедии из духа музыки», «Философия в трагическую эпоху Греции» и «Unzeitgemäße Betrachtungen». Вторая группа, в которую входят «Menschlich, zu menschlich», «Morgendämmerung» и «Fröhliche Wissenschaft», характеризуется отходом от идей Шопенгауэра в пользу «переоценки всех ценностей». К третьей группе произведений относятся «Также говорил Заратустра», «Дженсейтс фон гут унд бёзе», «Генеалогия морали», «Антихрист», «Геттердаммерунг», «Эссе о Хоммосе» и «Вилль цур махт» (Skizzen). В них систематически представлена — насколько это позволяет их литературный и афористический характер — философская концепция Ницше, в которой идеи «вечного повторения» и «нигилизма» занимают центральное место наряду с понятиями «воли к власти» и «сверхчеловека».

Несмотря на определенные изменения в содержании произведений этой последовательной серии, они, по сути, содержат развитие одной основной идеи, а именно концепции «воли к власти» как основы всей жизни и всего социального и культурного процесса. Уже в «Происхождении трагедии», где искусство рассматривается как форма мысли, форма восприятия и отражения человеком мира, пока в шопенгауэрианском смысле, как проявление воли, или, шире, «жизни», существует контраст между «жизненным» искусством, символизируемым образом Диониса (бога наслаждения и пробуждения), и интеллектуальными подходами к жизни (символизируемыми образом Аполлона), которые позволяют жизни разлагаться и умирать в «теории». Ницше считал Сократа первым представителем «теории мысли». Идея фатального противопоставления «жизни» и «разума» становится практически центральным пунктом всей полемики Ницше с представителями научного знания.

Развитое в «Непонятных трактовках», «О важности и ложности в ассерморалистском грехе» и «Висеншафт и вайсхайт в кампфе», это противопоставление «жизни» и «разума» (науки) становится основой ницшеанской эпистемологии — эпистемологии иррационализма и релятивизма.

Уже в первых работах Ницше важную роль играет установка философа «радикального аристократизма, который видит в великих людях цель истории и связанный с этим дуализм господ и рабов». «Соответственно, — писал Ницше, — мы должны констатировать как суровую истину, что рабство принадлежит к сущности культуры. Здесь кроется источник той ярости, которую коммунисты и социалисты и их бесцветные потомки, белая раса «либералов», всегда питали к искусству и классической древности». Как относиться к подобным высказываниям Ницше, правильно ли не видеть здесь идеологию? Это не праздный вопрос. Она возникает у каждого, кто знакомится с идеями Ницше в их оригинальной форме и читает прошлых и современных интерпретаторов ницшеанства. Но можно с уверенностью сказать, что мировоззрение исследователя играет важную роль в анализе работ Ницше. С точки зрения того или иного мировоззрения, творчество Ницше можно понимать и как высший гуманизм, и как наиболее рациональную доктрину.

Значение философии Ницше для философии XX-XXI вв. - Философия Ф. Ницше

Понятие воля к власти и сверхчеловека в философии Ф. Ницше

Воля к власти — это понятие является центральным в философии Ницше. Он черпал ее в основном из двух основных источников: Шопенгауэр и греческая философия. Шопенгауэр позаимствовал из восточной философии идею о том, что миром движет безграничная слепая воля. Ницше осознал силу этой идеи и переосмыслил ее применительно к человеку. В связи с греческой философией Ницше пришел к выводу, что движущей силой этой цивилизации была погоня за властью, а не что-то полезное или непосредственно выгодное.

Ницше пришел к выводу, что человечеством движет воля к власти. Основным импульсом всех наших действий следует признать только этот источник. Часто первоначальный смысл этой идеи искажается или даже извращается, но он всегда содержится в ней. Христианство, с его идеей смирения, милосердия и сострадания, проповедовало нечто совершенно иное. Но в действительности это было не что иное, как искажение идеи воли к власти. Во времена Древнего Рима христианство было религией, поддерживающей рабов, и оно никогда не избавится от своего рабского менталитета. Это была воля к власти рабов, а не воля к власти сильных.

Концепция Ницше о воле к власти была прекрасным инструментом для анализа человеческих мотивов. Действия, которые раньше считались благородными или альтруистическими, теперь считаются декадентскими или неуместными.

Но Ницше не смог ответить на два важных возражения. Если воля к власти является единственным стандартом, как действия, не вытекающие из ее прямого предписания, не могут быть дегенеративными или порочными? Возьмем, к примеру, жизнь святого или аскетичного философа, такого как Спиноза (которым восхищался Ницше). Сказать, что святой или философ-аскет использовал свою волю для власти над собой, было бы понятием настолько же гибким, насколько и бессмысленным. Во-вторых, понятие воли к власти у Ницше содержит круг: если наше желание понять мир вытекает из желания власти, то понятие воли к власти, несомненно, вытекает из желания Ницше понять мир. Но последнее слово в этой проницательной и рискованной концепции остается за Ницше: «Формы, в которых выражается стремление к власти, менялись на протяжении веков, но его источник остается все тем же вулканом». То, что раньше выражалось в «стремлении к Богу», теперь выражается в стремлении к деньгам….. Это то, что в данный момент создает ни с чем не сравнимое ощущение силы» («Утренняя заря», 204).

Супермен

Идея сверхчеловека занимает центральное место в философии Ницше. Сверхчеловек — это тот, кто воплощает в своей жизни христианский идеал, выраженный апостолом Павлом: «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Супермен, тот, кто должен заменить умершего Бога, тот, кто создает свою собственную жизнь без подсказки, тот, кто свободен во всем, — разве это не один из тех мифов, которые обрамляют горизонты нашего сознания? Настоящим предметом размышлений Ницше является человек, который несет в себе образ сверхчеловека. Такой человек — это мост между животным и человеком, стрела, указывающая на идеал сверхчеловека.

«Высшие люди», аристократы духа, аргонавты идеала, не являются хозяевами жизни. Те, кто стремится воплотить в своей жизни идеал сверхчеловека, обречены на гибель от рук тех, кто посвятил себя сверхчеловеку. Мученичество, героизм, свободная смерть — вот что ожидает тех, кто любит «далекое» в себе и в других.

Ницше не связан такой моралью. Его единственная мораль — это воля к власти. Удивительно, однако, то, что сверхчеловек, описанный Ницше, начинает с мира настолько наивного, что он ни в чем не уступает любой комедии.

Философия религии Ф. Ницше

Иррационализм Шопенгауэра подготовил почву для появления философии жизни Фридриха Ницше (1844-1900). В молодости Ницше находился под сильным влиянием идей Шопенгауэра и мистического символизма композитора Рихарда Вагнера, которому посвящены его ранние произведения. Ницше сосредоточился на жизни как на явлении, связанном с «волей к власти», с драйвом, творчеством и силой. Все, что противоречит этому, и особенно, по мнению Ницше, христианство, которое противопоставляет земную жизнь жизни потусторонней, он объявил декадансом.

Ницше посвятил Вагнеру свою первую работу «Рождение трагедии из духа музыки» (1872). В ней он отверг представления о религии Древней Греции как о «религии прекрасного», которую Гегель так обозначил в своих «Лекциях по философии религии» и отнес к «религии духовной индивидуальности». Ницше полностью пересмотрел значение философии Сократа, который, по мнению немецкого мыслителя, своей моральной философией проложил путь к возникновению христианства.

Ницше утверждал двойственность и сосуществование аполлонического и дионисийского принципов, которые он связывал соответственно с Аполлоном и Дионисом — двумя божествами искусства, воплощавшими противоположные «психические импульсы» древних греков. Первый начинался с «радостной необходимости мечты», выраженной в фантастическом мире лучезарного Аполлона — бога всех сил, который «создает образы» и провозглашает будущее. Мир Диониса совсем другой. Согласно Ницше, Дионис вызывает «чудовищный ужас» и в то же время «блаженный восторг», сравнимый с опьянением. «Под чарами Диониса, — заключает он, — не только восстанавливается единство человека с человеком: даже отчужденная, враждебная или порабощенная природа снова празднует праздник примирения со своим блудным сыном, человеком. «1

Ницше утверждал, что дионисийское и аполлоническое — два мира античной культуры, мир опьянения и мир мечты, мифологический синтез музыки и пластики, инстинкта и разума — породили античную трагедию: «Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины. Согласно Ницше, «упадок» культуры начинается с того, что все меняет свое место: «Инстинкт становится критиком, а сознание — творцом»[1] [2] Сократ отрицает истину греческой трагедии, которая воплощает гармонию анолонического и дионисийского; он ищет истину в себе и находит ее в добродетели. Для Ницше Сократ — это первый «теоретический человек» и «деспотичный логик», который знаменует собой разрушение культуры мифа. С ним начинается своего рода новая эра — эра «религии» в ее противопоставлении мифологии, или «расщепления» прежнего «единства мысли и жизни».

Ключом к пониманию учения Ницше является концепция «вечного возвращения», которой он обозначает высшую форму утверждения жизни. Она содержит концепцию бытия как целого, непрерывного и повторяющегося. В основе «мысли о вечном возвращении» лежит переосмысленное мифологическое чувство времени. Основанная на материалах германо-скандинавской мифологии, мистическая оперная тетралогия Вагнера «Кольцо нибелунгов» закончилась тем, что прежний мир — мир старых богов и героев, наслаждавшихся в Валгалле, — сгорел.

Однако, согласно Ницше, современная эпоха — это время, в котором христианский Бог тоже «умер». Его потеря невосполнима, с ним рушится иерархия ценностей, установленная «за пределами» земной жизни, и человек остается один в развоплощенном мире — мире истории. Теперь только Заратустра, «пророк сверхчеловека», прославляющий и утверждающий жизнь, может «спасти» этого «последнего человека», утверждает Ницше. Он вновь появляется из глубин истории, чтобы замкнуть круг «вечного возвращения» и дать человеку возможность вновь обрести себя «за гранью добра и зла».

Ницше у истоков нового способа философствования

Его влияние на философскую мысль ХХ века настолько тотально, что трудно представить себе более или менее значимого мыслителя, который бы не полемизировал с ним или кивал на него, но в равной степени исходил от него и восходил к нему, одному из властителей дум прошлого века.

Многие метафоры его метафилософии сегодня развернулись в виде социальных теорий, политических утопий и так далее. Его тексты, как и тексты Писания, содержат цитаты на все случаи жизни и на любой вкус. Две непримиримо враждебные идеологии могут сражаться друг с другом оружием его слов. Но все эти слова будут лишь красочными нитями, вырванными из его волшебно сотканных текстов. А сам он, во всей своей полноте, останется неуловимым и непостижимым.

Опасность этого неиссякаемого источника в том, что из него можно пить как живую, так и мертвую воду. Все зависит от того, подходим ли мы к нему с благородным и чистым сердцем, смотрим ли мы на него честными глазами. В этих глубоких водах каждый увидит свое собственное лицо.

«Было бы глупо, — читаем мы у Севастьянова, — восстанавливать философию Ницше обычным способом: реконструировать то, что в таких случаях называется методом; метод Ницше равнозначен буквальной греческой семантике этого слова (метод — это путь), а значит, и самой жизни Ницше. «Я всегда писал свои книги всем телом и жизнью: Я не знаю, что такое чисто интеллектуальные проблемы» (17, с. 23).

Не пытаясь охватить все творчество Ницше и его многочисленные преломления в работах целого ряда поэтических мыслителей, философских художников, социологических теоретиков и политических практиков, я коснусь лишь одного аспекта влияния Ницше: его роли в повороте к языку, который совершила философия двадцатого века.

Перечислим основные понятия философии Ницше, которые легли в основу этого поворота:

перспективизм. Релятивизм истин. Их зависимость от потребностей тела, носителя и обладателя познающего сознания.

преодоление бинарных оппозиций как основа рационального мышления, основа сложных техник анализа и синтеза.

открытие того, что границы человеческого познания совпадают с границами языка. А преодоление границ мысли — это преодоление границ языка.

размывание границ между философским и поэтическим языком. Утверждение и восстановление когнитивных способностей образного мышления, основанного на интуиции, чувстве, вкусе, одним словом, на эстетических категориях.

Современная евроатлантическая цивилизация в XX — начале XXI в.

Накопление противоречий между западными странами привело к двум мировым войнам, а между ними был также мировой экономический кризис и ряд более мелких конфликтов. Мировые катастрофы буквально потрясли веру в человека как в доброе существо и показали, что, помимо светлого, «аполлонического» начала, у него есть и темная — «дионисийская» — сторона, и что только человеческого воспитания и хорошо написанных законов недостаточно.

Кроме того, в первой половине XX века западная цивилизация находилась в структурном кризисе. В экономической сфере западная цивилизация пережила два сильных кризиса — с начала XX века и мировую депрессию 1929-1932 гг. В политической сфере, помимо двух мировых войн, прошла волна революций, кульминацией которых стала Великая Октябрьская социалистическая революция в России (1917 г.). Своеобразным ответом России на вызов Запада стало укрепление коммунистической идеологии как наиболее развитой на тот момент.

Демократия во многих западных странах также была свернута. 20 век был веком диктаторов, а также лидеров с авторитарными наклонностями по всему миру.

В социальной сфере урбанизация и индустриализация, а также экономические процессы привели к появлению огромного класса маргиналов, «лишних», потоков иммигрантов, спасающихся от войн и этнических чисток в поисках лучшей жизни за океаном.

В интеллектуальной сфере также наблюдался кризис. Уже в конце 19 века немецкий философ Ф. Ницше заявил, что «Бог мертв», подразумевая, что христианство переживает кризис. О кризисе духовных ценностей писал и О. Шпенглер в своей яркой и полемичной книге «Упадок Европы». Другие мыслители — П. Сорокин, К. Ясперс, Н. Бердяев, X. Ортега-и-Гассет и другие — давали пессимистические оценки. Термин «потерянное поколение» (приписываемый американскому писателю Г. Стайну) появился в художественной литературе.

Как выражение кризиса возникла философия экзистенциализма, которая порой рассматривает человека в этом мире как покинутое, одинокое существо, испытывающее «страх и трепет».

Научные исследования А. Эйнштейна (теория относительности), В. Гейзенберга (принцип неопределенности), Л. Витгенштейна (лингвистические исследования) и др. показали относительность и субъективность наших знаний об окружающем нас мире.

Либеральной западной цивилизации был брошен мощный вызов в лице Советской России и коммунистической идеологии в целом, а с другой стороны — фашизму в лице фашистской Италии и нацистской Германии. Фашизм был, по сути, реакцией западной буржуазии на мощное коммунистическое движение. Поэтому не случайно С. П. Хантингтон и некоторые другие ученые назвали 20 век веком столкновения идеологий.

Несмотря на кризисные тенденции, были и положительные моменты. До сих пор Запад доминировал в мировом сообществе и устанавливал правила игры. Ее политические идеи и институты оставались эталоном для других стран. Литература, живопись, кинематограф, а также массовая культура производили и задавали высокие образцы.

Постепенно благосостояние некоторых европейцев росло, что привело к формированию среднего класса. Последняя, по сути, стала гарантом демократии. Политические идеологии также развивались и пытались адаптироваться к интересам широких слоев населения. Правящие элиты Запада искали пути выхода из кризиса.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Обобщение сведений о металлургии в трудах Агриколы и Бирингуччо
  2. И. А. Ильин: философия политики
  3. Н.С. Трубецкой о туранском элементе в русской культуре
  4. Пифагорейская школа
  5. Типология исторического развития Н.Я. Данилевского
  6. Вольтер и Руссо — два «полюса» философии французского Просвещения — Философские взгляды Руссо
  7. Новые тенденции в философских исследованиях 1960-1980 гг.
  8. Н.Ф. Федоров. «Философия общего дела» — Биография и философские взгляды Н.Ф. Федорова
  9. Бернард Бозанкет, английский философ, представитель неогегельянства
  10. Школа Фа Цзя (легизм) как оппонент конфуцианской философии