Для связи в whatsapp +905441085890

Значение немецкой классической философии для развития европейской мысли

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Основные идеи философии Просвещения ХVIII века
  2. Этическое учение Э.Канта
  3. Объективный идеализм Г.Гегеля
  4. Антропологический материализм Л.Фейербаха
  5. Научное и гуманистическое измерение философии К.Маркса
  6. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии
  7. Практически-нравственная ориентация русской философии
  8. Философия русского космизма
  9. Основные черты философии экзистенциализма
  10. Проблема человека и смысл жизни в европейской философии ХХ века

Введение

Немецкая классическая философия — это значительный этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Немецкая философия XIX века — уникальный феномен мировой философии. Его уникальность заключается в том, что ему удалось глубоко исследовать проблемы, определившие дальнейшее развитие философии, объединить практически все известные в то время философские направления, открыть имена выдающихся философов, вошедших в «золотой фонд» мировой философии. Она представлена философскими трудами Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Гегеля (1770-1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804-1872).

Каждый из этих философов создал свою философскую систему, которая отличается богатством идей и концепций. В то же время немецкая классическая философия представляет собой единое образование разума.

Все представители немецкой классической философии рассматривали философию как особую систему философских дисциплин, категорий, идей. Немецкая классическая философия развивает целостную концепцию диалектики. Диалектика Канта — это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума. Великим диалектиком является также Гегель, который представил подробную, всеобъемлющую теорию идеалистической диалектики. Фейербах также не избегает диалектики в своих философских исследованиях. Он рассматривает связи явлений, их взаимодействие и изменение, единство противоположностей в развитии явлений (ум и тело, человеческое сознание и материальная природа).

Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и делала попытки понять человеческую жизнедеятельность.

Можно с уверенностью сказать, что классическая немецкая философия последовала за философами Просвещения XVIII века, особенно французскими философами Просвещения, в провозглашении человека господином природы над разумом, в утверждении силы разума и в обращении к идее закономерности исторического процесса. В то же время они были выражением непосредственно окружающей их социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая выступала как их собственная сущность: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы.

Именно этот компромисс находит свое философское обоснование в работах Канта, Фихте. Шеллинг, Гегель и Фейербах. Хотя последний является представителем другой идеологической ориентации, материалистической, он тоже видит решение социальных проблем на пути реформ, обещающих буржуазный мир и спокойствие в обществе.

Предпосылки возникновения и развития немецкой классической философии

Немецкая классическая философия является естественным следствием развития действительности и мышления в современную эпоху. При объяснении условий его возникновения необходимо учитывать как специфику Германии конца XVIII — начала XIX веков, так и ситуацию в мире в целом, ведь Германия — лишь одна из европейских стран, вставших на путь капиталистического развития. Специфические условия Германии определенным — и очень сильным — образом формируют систему Канта, Фихте и других философов. Но не только эти черты определяют основную структуру мысли немецких философов.

Развитие немецкой классической философии можно разделить на два этапа: первый представлен Кантом, второй — Фихте, Шеллингом, Гегелем, Фейербахом.

Первый этап обычно охватывает период до Французской революции, второй — после нее. Резкое обострение классовых отношений накануне революции в философии находит выражение в форме противоречия между идеалом, «разумом» и действительностью. После совершения революции буржуазия примиряется с действительностью, поскольку последняя теперь «разумна» для нее. Противоречие между идеалом и реальностью — это важно — одинаково сильно в Германии и Франции; в Германии оно достигает, так сказать, «трагической» кульминации.

Германия в восемнадцатом веке. — Одна из самых экономически и политически отсталых стран Европы. Тридцатилетняя война (1618-1648) значительно замедлила его развитие. Германия отстала на двести лет от Англии и на пятьдесят лет от Франции.

Писатели и философы того времени с болью воспринимали глубокий упадок Германии, противоречие между идеалами гуманизма и бездушной, буржуазной действительностью. Из-за этой отсталости немецкая философия и искусство ищут идеал «разумной реальности» или в современной им революционной Франции, или в прошлом. Хорошо известно, что все выдающиеся умы Германии (Фихте, Гегель, Гете, Шиллер и многие другие) с энтузиазмом приветствовали французскую буржуазную революцию. Но это длится недолго. Ужасы якобинского террора положили конец тонкому интеллектуальному энтузиазму в отношении революционных идей среди многих немцев. Поскольку мысль и воображение не могут питаться сами по себе, немецкие философы, тем не менее, должны искать материал для своего идеала в реальности. Но настоящее, как в Германии, так и во Франции, казалось им ужасным. Поэтому все, что оставалось, было прошлым.

Деятельность основателя немецкой классической философии И. Канта проходила в таких условиях, когда придуманный «идеал» заменил немецкую реальность того времени.

И. Кант — основатель немецкой классической философии

Иммануил Кант (1724-1804) считается основателем немецкой классической философии, грандиозного этапа в истории философской мысли мира, охватывающего более века интеллектуального развития, интенсивного, очень живого по своим результатам и значительного по своему влиянию на интеллектуальную историю человечества.

И. Канта часто считают величайшим философом после Платона и Аристотеля. Кант как никто другой соединил в себе спекулятивную оригинальность Платона с энциклопедичностью Аристотеля, и по этой причине его философия считается кульминацией всей истории философии вплоть до XX века.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

1) докритический (до начала 70-х годов 18 века);

2) Критический период (с начала 1770-х годов до 1804 года).

В докритический период философский интерес Канта был сосредоточен на проблемах естествознания и природы. В поздний, критический период интерес Канта переключился на проблемы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Критический период получил свое название в связи с названием трех фундаментальных философских работ Канта, появившихся в этот период:

  • «Критика чистого разума»;
  • «Критика практического разума»;
  • «Критика суждения».

Докритический период. Важнейшими проблемами философских исследований докритического периода Канта были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта в этих проблемах заключается в том, что он был одним из первых философов, который рассматривал эти проблемы с особой ссылкой на проблему развития.

Он написал выдающийся трактат «Всеобщая история природы и теория небес» (1755), в котором изложил свою знаменитую космогоническую гипотезу, обосновывающую диалектический взгляд на Вселенную. Рассматривая проблему происхождения Вселенной, Кант отвергает перводвигатель и представляет начальное состояние Вселенной как хаотическое облако различных материальных частиц. Эти частицы обладают способностью двигаться и притягиваться друг к другу без движущей силы. В то же время силы отталкивания заставляют эти частицы отклоняться от своего первоначального направления, что приводит к круговому движению. Таким образом, частицы «движутся в одном направлении и по параллельным окружностям, совершая свободные круговые движения вокруг центрального тела».

Таким образом, философские выводы Канта были, по его мнению, революционными для своего времени:

  • Солнечная система образовалась из большого начального облака частиц материи, которое было разбавлено вращением этого облака в пространстве, ставшим возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) частиц, из которых оно состояло.
  • Природа имеет свою историю во времени (начало и конец) и не является вечной и неизменной;
  • Природа находится в постоянном изменении и эволюции;
  • движение и покой относительны;
  • все живые существа на Земле, включая человека, являются результатом естественной биологической эволюции.

В то же время идеи Канта несут на себе печать мировоззрения того времени: механические законы не являются изначально присущими материи, а имеют свою собственную внешнюю причину; этой внешней причиной (первоначалом) является Бог.

Философские взгляды Г.В.Ф. Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831), профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых значительных философов своего времени в Германии и в Европе и выдающимся представителем немецкого классического идеализма.

Философию Гегеля можно считать философией абсолютного идеализма. Основу философских взглядов Гегеля можно изложить следующим образом. Весь мир — это грандиозный исторический процесс разворачивания и реализации возможностей своего рода мирового духа, Духа. Мировой дух — это совершенно объективное, безличное, идеальное начало, которое выступает как основа и субъект развития, творец мира в целом. Общую схему творческой деятельности этого безличного идеального элемента Гегель называет абсолютной Идеей. Все, что существует в мире, является лишь бледным образом, следствием и результатом его деятельности.

Гегелевский процесс раскрытия богатства мирового духа (или абсолютной идеи) состоит из трех этапов:

  1. логика — безличное, «чистое», т.е. беспредметное мышление, которое конструирует из себя систему логических категорий;
  2. природа — понимается как внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инаковость»; на этом этапе появляется и человек (как часть и совершенство природы), который своей умственной деятельностью в конечном итоге преодолевает материальность природы;
  3. дух — это история самой духовной жизни человека, в которой продолжается развитие абсолютной Идеи и, наконец, достигает философии, открывающей таинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную Идею. Последняя, как и в философии, возвращается к себе, познает себя. В этом, по мнению Гегеля, заключается смысл и цель всех приключений мирового разума и разума — в самопознании.

Таким образом, действительность в философии Гегеля — это воплощение духа, разума, всеобщего идеального начала. Идея Абсолюта ведет разнообразную и сложную жизнь в философской системе Гегеля. Его система — объективный идеализм: абсолютная идея существует до природы и человека как «чистая мысль», порождает природу и общество. Система строится на основе «триады» — тезис-антитезис и синтез. Эта «триада», с одной стороны, делает философскую систему Гегеля строгой и четкой, с другой стороны, позволяет Гегелю показать прогрессивный характер развития мира, использовать энциклопедические знания.

Его философская система включает логику и натурфилософию, антропологию и психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории и т.д. Она включает в себя диалектику как систему принципов законов и категорий. Его философская система, однако, сдерживает диалектику, ибо она имеет своего рода завершенный характер: в его философии абсолютная идея полностью реализует себя, завершая тем самым процесс познания, а в прусской монархии обнаруживается «венец всего здания» как наиболее совершенное воплощение разума в жизни человечества.

Гегелевская диалектика. Наибольшая заслуга в разработке проблем диалектики принадлежит Гегелю. Он дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переходе старого в новое, превращении каждого явления в его противоположность. Он подчеркнул взаимосвязанность всех процессов в мире.

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Последним великим представителем классической немецкой философии был Л. Фейербах. Его выдающаяся историческая заслуга заключалась в глубокой критике идеализма Канта, Гегеля и других философов и в возрождении, продолжении передовой традиции материализма в XVIII веке. Век. В отличие от других представителей классической немецкой философии, которые были идеалистами, Фейербах — воинствующий материалист.

Философия Людвига Фейербаха считается завершающим этапом немецкой классической философии и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция — Демокрит и Эпикур; Англия Нового времени — Бэкон, Локк; Франция — материалисты эпохи Просвещения), но эти материалистические философские школы были в основном внутренним явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречивостью, находились под сильным влиянием теологии, искали компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (одной из форм этого компромисса, в частности, был деизм).

Философия Людвига Фейербаха была первым примером глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:

  • полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;
  • попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
  • материалистическое, с учетом последних достижений науки, объяснение проблем мира и человека;
  • сильный интерес к социальным и политическим вопросам;
  • убеждение в познаваемости окружающего нас мира.

Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX века, предшественником марксизма. Марксистская философия, сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха (Карл Маркс, Фридрих Энгельс), вышла за национальные границы Германии и стала мировой философией, которая была особенно популярна в середине и конце 19 века и в первой половине 20 века.

Ранний период философии Фейербаха отмечен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах: отвергает идею тождества бытия и мышления; не признает существование абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и главной причины материального мира; логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальном мире — окружающий мир очевиден и осязаем, а абсолютная идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля; не признает единства философии и религии; отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

Фейербах считает философию Гегеля искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое и несовместимой с последними достижениями науки.

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории заключается в том, что…:

  • Природа и человек — единственные реальности;
  • Человек — часть природы;
  • Человек — это единство материального и духовного;
  • Человек должен быть главным интересом философии;
  • Идея не существует сама по себе, а является продуктом человеческого сознания;
  • Бога как отдельной и независимой реальности не существует; Бог — это плод воображения человека;
  • Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не создана и никем не уничтожена;
  • все, что нас окружает (предметы, явления) — это различные проявления материи.

Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отличие от более ранних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идеей существования Бога — деистов и других, — Фейербах занимает атеистическую позицию и тесно связывает проблему Бога с антропологией.

Место и значение немецкой классической философии в истории

С конца 18 века стало ясно, что существующая философия (философия Нового времени) уже исчерпала себя. Она уже не могла обобщать достигнутый уровень человеческого знания, не могла служить основой для дальнейшего развития научного знания. Наука того времени уже преодолела механистическое мировоззрение Декарта, Лейбница, Ньютона. Наука на практике показала диалектичность, противоречивость реальности, ее постоянную изменчивость. Обобщить философски состояние и уровень понимания мира, достигнутый наукой, и тем самым открыть путь новым научным открытиям во всех областях знания, невиданным в истории человечества, выпало на плечи немецких философов.

Немецкая философия конца XVIII — середины XIX века занимает чрезвычайно важное место в истории философской мысли. Эту позицию можно сравнить с позицией греческой философии в античности.

Немецкая классическая философия изменила стиль мышления в европейской и, следовательно, в мировой культуре. Новизна утвержденного им стиля заключалась в чрезвычайной широте его мышления, его универсальности.

Благодаря научной революции в 17 веке, а также открытиям в области естественных наук в 18 веке, в общественном сознании начал формироваться устойчивый образ идеального знания. Все остальные «ненаучные» знания, т.е. знания, не поддающиеся математической обработке, были объявлены вторичными. Классики немецкой классической философии показали, что наука является одной из возможных форм познания. Язык, мифология, религия, философия, искусство и т.д. также представляют собой неисчерпаемое богатство; они самоценны и незаменимы.

Новые найденные концепции не отрицают старые, потому что истины относительны и многослойны.

Немецкая классическая философия также доказала, что не существует варварских или цивилизованных народов, а каждый народ имеет свой собственный «дух», который уникален и имеет индивидуальную судьбу.

Таким образом, немецкая классическая философия отменила уникальность дихотомий «научное-ненаучное», «истинное-ложное», «цивилизованное-варварское» и т.д. Картина мира стала несравненно сложнее и обширнее.

Формирование таких тезисов стимулировало возникновение новых отраслей знаний в 19 веке. Немецкая классическая философия дала толчок росту культурологии и гуманитарного знания.

Философские открытия немецкой классической философии: разработка идей выделения активности субъекта, развития через становление и разрешение противоречий, универсальной природы разума, сознания.

Разработка философских понятий и категорий осуществлялась на очень высоком уровне. Немецкая классическая философия до сих пор является образцовой.

Значение немецкой классической философии было частично обесценено идеалистической формой, что впоследствии стало ее гибелью. В то же время, несмотря на свой неспецифический, мистифицирующий характер, исключающий строгий причинно-следственный анализ изучаемых явлений, она способствовала тому, что отражение новых научных знаний и эффектов общественного развития было настолько своевременным, что она, как говорится, мгновенно реагировала на новые раздражители.

Заключение

Немецкая классическая философия — большое и влиятельное течение философской мысли нового времени, подытоживающее ее развитие на данном этапе западноевропейской истории. Немецкая классическая философия — одно из важнейших выражений интеллектуальной культуры XIX века. В немецкой классической философии существовало три ведущих философских течения: объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель); субъективный идеализм (Фихте); материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философия разработала некоторые общие проблемы, которые позволяют говорить о ней как о целостном явлении.

Она направила внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и т.д.) к изучению природы человека, уделила особое внимание проблеме развития, значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии, рассматривала историю как целостный процесс.

Историческое значение немецкой классической философии состоит в систематической разработке диалектики, диалектического метода, диалектической логики, учения о законах процесса развития, в переориентации философских исследований на сущность человека, его дух, в понимании истории как целостного процесса, в утверждении идеи общественного прогресса и свободы.

Главный результат и значение немецкой классической философии можно выразить просто: Эта философия изменила стиль мышления в европейской и, соответственно, в мировой культуре.

Новизна утвержденного им стиля заключалась в чрезвычайной широте мысли, в ее универсальности. Очень значительными были философские приобретения.

Идеи познавательной активности субъекта, всеобщности развития через формирование и разрешение противоречий, универсальной природы разума и сознания «потрясли» философию.

Список литературы

1. Алексеев П.В. Философия. Учебник. — М.: ТЕИС, 1996. — 580 с.

2. Андрейченко Г.В. Философия. Учебник для вузов. — М.: КНОПУС, 2008. — 455 с.

3. Булатов М.А. Немецкая классическая философия. — М.: КНОРУС, 2003. — 456 с.

4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. — М.. — 155 с.

5. Канке В.А. Основы философии: Учебник. — М.: Логос, 2003. — 288 с.

6. Кальной И.И. Философия: Учебник. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. — 447 с.

7. Кохановский В.П. Философия. Учебник. — М.: «Лань», 2007. — 355 с.

8. Лешкевич Т.Г. Лекции по философии. — СПб.: Питер, 2003. — 315 с.

9. Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. — СПб.: Издательство «Лань», 1999. — 295 с.

10. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. — М.: Юристъ, 2001. — 376 с.

11. Основы современной философии: Учебник / Под ред. М.Н. Росенко. — СПб.: Издательство «Лань», 1999. — 295 с.

12. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — М.: Гардарики, 2003. — 368 с.

13. Попов В.Е. Философия. Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2006. — 255 с.

14. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 584 с.

15. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кириллова. — М.: Юристъ, 2001. — 376 с.

16. Философия. Элементарный курс: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2001. — 331 с.

17. Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. — М.: НОРМА, 2007. — 912 с.

18. Философия. Учебник — Под ред. Л.Е. Балашова. — М.: НОРМА, ИНФРА, 2010. — 653 с.

19. Философия. Учебник/ Под ред. О.А. Митрошенкова. — М.: ЮНИТИ, 2007. — 455 с.

20. Философский словарь / Под ред. М.Т. Фролова. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.