Для связи в whatsapp +905441085890

Знак, его природа и роль в информационной деятельности

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Общественное сознание: понятие, структура, мерности развития
  2. Понятие этического и эстетического и их связь с духовным опытом человека
  3. Познание как взаимодействие двух систем – субъекта и объекта Основные концепции познания. Социокультурная природа познания
  4. Специфика и основные формы чувственного познания
  5. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании
  6. Специфика и формы рационального познания. Два типа мышления – рассудок и разум
  7. Единство чувственного и рационального в познании
  8. Сенсуализм и рационализм в истории познания
  9. Научное познание, его специфические признаки
  10. Этические основания научной деятельности

Введение

В визуальных символах форма более непосредственно связана со значением, чем в вербальном языке. Существование визуальной и вербальной систем коммуникации предполагает их взаимодействие, символ в культуре получает определенное словесное объяснение, мифологему. Визуальные символы обладают своего рода «магией» из-за их прямого воздействия на сознание. Не случайно визуальные символы в древних культурах представлялись как эманации из высших сфер бытия.

В настоящее время интерес к символам обусловлен популярностью геральдических и других знаков, а также распространением рекламы, в которой активно используются традиционные символы.
Актуальность темы в настоящее время обусловлена растущим интересом к символизму, символам как объекту философского, историко-культурного, семантического, психоаналитического анализа. В этом контексте изучение креста как одного из важнейших символов, проявляющихся в различных культурах, представляет особый интерес и дает материал для более широких теоретических и эмпирических обобщений, касающихся роли и функции символов в культуре. Такие исследования имеют и практическое значение.

Роль символов и знаков в культурных исследованиях

В культурологии понятие знаков и символов используется в смысле обслуживающей функции системы, такой как культура или ее элементы, в связи с удовлетворением определенных потребностей людей. Культура по своей сути функциональна. Она всегда для чего-то нужна; она должна «функционировать». Не поддерживаемая человеческими усилиями и не поглощаемая ими, она разрушается, блекнет и исчезает.

Основная функция культуры — быть средством для творческого создания артефактов. Артефакты — это продукты и результаты человеческой деятельности, предметы и явления, искусственно созданные людьми (артефакт — от лат. arte — искусственный и factus — сделанный). Мир артефактов — это искусственная среда обитания человека, «вторая природа», которая удовлетворяет различные потребности людей. В отличие от предметов и явлений природы, артефакты имеют не только объективные свойства, но и субъективный смысл или ценность для человека. Люди создают ценности с помощью культуры.

Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения своей потребности, если он этого не видит, то объект не имеет ценности или имеет отрицательную ценность — антиценность. Обычно ценности делятся на материальные (жилье, одежда, техника и т.д.) и духовные (истина, красота, добро, вера, надежда, любовь и т.д.).

Среди артефактов есть такие, которые передают информацию не о себе, о своем значении и ценности, а о других объектах. О них говорят, что они имеют значения, смыслы, и называют их знаками или символами. Мир культуры — это не только мир ценностей, но и мир знаков, мир символов.

Говорить о семиотике культуры — значит говорить о культуре как о системе знаков и рассматривать каждое культурное явление как текст, несущий информацию и смысл. Понимание любой культуры означает понимание ее семиотики, определение значения используемых в ней знаков и расшифровку составленных из них текстов. В культурологии слово «текст» относится не только к письменному сообщению, но и к любому объекту — произведению искусства, вещи, обычаю и т.д. -которые считаются носителями информации. Каждый человек в большей или меньшей степени понимает семиотику своей родной культуры. Что касается иностранной культуры, то даже при больших усилиях трудно достичь такого же уровня понимания родной культуры. Язык каждой культуры самобытен и уникален. Но во всех культурах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем. Поэтому необходимо знать их, чтобы понять каждую культуру. Все многообразие знаковых средств, используемых в культуре, образует ее семиотическое поле. В рамках этой области можно выделить 6 основных типов знаков и знаковых систем: естественные, функциональные, иконические, конвенциональные, вербальные (естественные языки), знаковые системы записи. Кратко охарактеризуем эти типы, сосредоточившись в основном на вербальных знаковых системах — естественных, национальных языках, составляющих семиотическую основу культуры.

Топология символов и знаков

Определение знака основано на следующей формуле: X понимает и использует Y как представителя Z. В этой формуле Х — это тот, кто использует знак (пользователь знака) и участвует в процессе коммуникации. Однако, поскольку Y и Z могут быть чем угодно, Y должно быть воспринимаемым, то есть должно быть материальным объектом.

В логико-философской традиции, восходящей к С. Морриса и Р. Карнапа, знак понимается как сам объект Y, т.е. как материальный носитель, или представитель Z. В лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру и более поздним работам Л. Эльмслева, знак — это пара, т.е. двусторонняя сущность. В этом случае, вслед за Соссюром, Y называется «сигнификатором» знака, а Z — его «означаемым». Синонимом «сигнификатора» является термин «форма» или «план выражения», а термины «план содержания» («содержание»), «значение» и иногда «смысл» также используются как синонимы «означаемого».

К знакам относятся такие вещи, как слова, дорожные знаки, деньги, награды, значки, сигналы, жесты и многое другое.
Знак играет ключевую роль в семиозисе (знаковом процессе). Семиозис определяется как некая динамическая ситуация, в которой задействован определенный набор компонентов. Семиозис основан на намерении человека А передать сообщение человеку Б. Человек A называется отправителем сообщения, а человек B — его получателем, или адресатом. Отправитель выбирает средство D (или канал связи), через которое будет передаваться сообщение, и код E. В частности, код E определяет соответствие сигнификаторов и сигнификатов, т.е. определяет набор знаков. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью связанных с ним сигнификаторов можно было составить нужное сообщение. Носитель и сигнификаторы кода также должны совпадать. Код должен быть известен получателю, а носитель и сигнификаторы должны быть доступны его восприятию. Таким образом, получатель воспринимает сигналы, посланные отправителем, переводит их в сигналы с помощью кода и таким образом принимает сообщение.

Частным случаем семиозиса является речевая коммуникация (или речевой акт), а частным случаем кода — естественный язык. Тогда отправитель называется говорящим, получатель — слушателем или даже адресатом, а знаки — лингвистическими знаками. Код (а также язык) — это система, включающая структуру знаков и правила их функционирования. Структура, в свою очередь, состоит из самих знаков и отношений между ними (иногда называемых правилами сочетания).

Существует значительное количество классификаций знаков, основанных на различиях в форме, содержании, сочетании формы и содержания и других параметрах. По сей день классическая классификация знаков (введенная К.С. Пирсом) сохраняет свою актуальность в виде трех групп: Значки, индексы и символы. Эта классификация основана на типологии соотношения формы и содержания. Таким образом, иконы (или иконические знаки) — это знаки, форма и содержание которых качественно или структурно схожи. Например, полотно битвы или план сражения являются знаковыми знаками, если рассматривать само сражение как их содержание. Индексные знаки (или указательные знаки) — это знаки, форма и содержание которых связаны в пространстве или времени. Следы на песке указывают на то, что кто-то уже проходил мимо этого места, дым указывает на наличие огня, симптомы болезни указывают на саму болезнь — все это указательные знаки. Представляется более точным говорить не о смежности формы и содержания, как это традиционно принято, а о наличии определенных причинно-следственных связей между ними. Наконец, символы (или символические знаки) — это знаки, в которых отношение между формой и содержанием определяется произвольно, по соглашению о данном знаке. В случае иконических и индексальных знаков форма подсказывает содержание знака даже адресату, который не знает знака. Что касается символических знаков, то их форма сама по себе, т.е. вне какого-либо конкретного соглашения, не дает никакого указания на содержание. Ф. де Соссюр говорил в этом случае о немотивированном выборе означающего или об отсутствии естественной связи между означаемым и означающим.

Логика знаков и символов

Смысл имеет как логический, так и психологический аспекты. В психологическом смысле любой объект, имеющий значение, способен использоваться как знак или символ; то есть он должен быть знаком или символом для кого-то. В логическом смысле он должен быть способен передавать смысл, будучи таким объектом, который может быть использован подобным образом. В некоторых смысловых контекстах это логическое требование тривиально и молчаливо принимается, в других — оно чрезвычайно важно и даже может в некотором роде забавно провести нас через лабиринты бессмыслицы. Эти два аспекта, логический и психологический, полностью перепутаны использованием неясного глагола «означать»; ведь иногда правильно сказать «это означает», а иногда «я имею в виду». Очевидно, что слово, такое как «Лондон», не «означает» город в том же самом смысле, в котором слово «означает» используется для обозначения конкретного места.

Оба аспекта, логический и психологический, всегда присутствуют, и их взаимодействие порождает разнообразные контексты значения, которые озадачивают философов и над которыми они бьются последние пятьдесят лет. Анализ «значения» должен иметь особенно сложную историю. Это слово использовалось во многих различных смыслах, и большая часть дискуссий была посвящена выяснению правильного использования, выяснению значения слова «смысл».
Когда люди обнаруживают различные виды гениальности, они всегда ищут первичную форму, тот архетип, который, как предполагается, проявляется по-разному в каждом случае; долгое время философы надеялись обнаружить истинное качество смысла, собрав вместе все его различные проявления и найдя некий общий ингредиент. Они все чаще и чаще говорили о «символических ситуациях» и считали, что путем обобщения можно прийти к пониманию природы всех таких ситуаций. Но обобщения, основанные на неясных специальных теориях, никогда не смогут дать нам ясную общую теорию. Тот вид обобщения, который просто заменяет «символическую ситуацию» на «денотацию, или коннотацию, или обозначение, или ассоциацию и т.д.», бесполезен с научной точки зрения; ведь вся цель общих терминов состоит в том, чтобы сделать ясными различия между различными классами и связать все подвиды определенным образом. Но если такие общие термины являются лишь составными изображениями общеизвестных типов значения, они могут лишь затемнять, вместо того чтобы прояснять связи, возникающие из специальных значений слова.

Чарльз Пирс, который, вероятно, первым серьезно занялся изучением семантики, начал составлять список всех «символических ситуаций» в надежде, что если собрать вместе все возможные значения «смысла», то будут обнаружены их различия, что позволит отделить нужное от ненужного. Но это хаотическое нагромождение было подвергнуто (вместо точной классификации) разделению и подразделению на самую ужасающую систему признаков, характеристик и свойств, без всякой надежды на то, что первоначальные 59 049 видов действительно могут быть сведены только к 66.

Естественные признаки и функциональные знаки

Природные знаки относятся к вещам и явлениям в природе. Не все объекты функционируют как знаки, а только те, которые ссылаются на другой объект и считаются несущими информацию об этом объекте. Чаще всего природный знак является частью целого и поэтому предоставляет информацию о последнем.

Естественные знаки — это указатели. Самый простой пример: дым как знак огня. Чтобы понимать природные знаки, необходимо знать, что они обозначают, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию. Записи погоды, следы животных, расположение небесных тел могут многое рассказать тому, кто умеет «расшифровывать» эти знаки. Тот, кто не может, вероятно, не сможет интерпретировать их как знаки. Умение понимать и использовать природные знаки для ориентации в окружающей среде было неотъемлемой частью первобытной культуры и постепенно утрачивается с развитием цивилизации. Неуправляемое изобилие естественных знаков в повседневном опыте обычно не подвергается систематизации. Построение систем естественных знаков обычно является результатом длительного развития практики и науки. Примеры таких систем: система медицинской диагностики, которая описывает естественные признаки — симптомы заболеваний; спектральный анализ, который позволяет определить химический состав вещества на основе цветов спектра; астронавигация, которая основана на установлении систематической связи между наблюдаемым расположением звезд и координатами наблюдателя.

Объект становится функциональным знаком, когда связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в результате человеческой деятельности и основывается на том, как он используется людьми. Например, оружие, обнаруженное археологом в кургане, является функциональным признаком того, что в нем был похоронен воин. Обстановка дома представляет собой комплекс функциональных знаков (текст), несущих информацию об уровне состоятельности хозяев, а подбор книг на книжной полке говорит об их вкусах и интересах. Очки — признак плохого зрения, лопата на плече указывает на то, что человек занимался или будет заниматься земляными работами. Функциональные признаки также являются индикативными признаками. Но в отличие от естественных знаков, связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена не их объективными свойствами, а теми функциями, которые они выполняют в человеческой деятельности. Эти знаки созданы человеком для практического использования, а не для того, чтобы наделить их знаковой функцией; будучи использованными по прямому назначению, они одновременно выполняют и знаковую функцию. Они могут функционировать как знаки только потому, что вовлечены в человеческую деятельность и несут информацию о ней. Чтобы извлечь из них эту информацию, требуется некоторое предварительное знание условий их использования в человеческой деятельности. Функциональными знаками могут служить не только предметы, но и действия людей. Каждый ученик знает, что когда учитель проводит пальцем по классному журналу, это знак того, что он сейчас призывает кого-то к ответу. Когда человек совершает непроизвольные движения телом, он обычно не подозревает, что делает знаки, сигнализирующие о его чувствах, эмоциях, намерениях, мыслях. Как предметы и акты, функционирующие в качестве функциональных знаков, они представляют собой средства, результаты, методы человеческой деятельности, упорядоченные и систематизированные этой деятельностью. Примеры систем функциональных знаков: промышленное оборудование (каждый механизм или деталь является знаком, несущим информацию о всей технической системе, элементом которой он является); предметы обстановки; одежда; «язык тела» — мимика, жесты, поза и т.д.

Заключение

Понятие символа полисемантично. Символ можно определить на основе сравнения с понятиями знака и образа. Тогда символ может быть как образ в аспекте его значения и как знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой полисемией образа. Символ не может быть «декодирован» усилиями разума, он неотделим от структуры образа, он не существует как особая рациональная формула, которую можно «вложить» в образ и затем извлечь из него. В рамках такого подхода можно сказать, что разница между символом и знаком заключается в том, что для знаковой системы многозначность является препятствием для рационального функционирования знака, тогда как символ тем содержательнее, чем больше он многозначен. Сама структура символа направлена на то, чтобы представить целостную картину мира через одно явление.

Разница между символами и знаками, где внутренний смысл более «уникально» соотнесен с конкретным означающим и которые, следовательно, обеспечивают более узкие рамки для понимания и выражения истины, означает, что символы часто используются для выражения сложных и глубоких истин религиозного и духовного характера. Значение символа не дано, а дается и раскрывается в динамике его восприятия. Это значение нельзя объяснить, сведя его к уникальной логической формуле, но связав его с функционированием всей семиотической системы.

Список литературы

  1. Ветров А. Тонкие линии судьбы // Знаки №4, 2005. С.92-94.
  2. Королев К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. — М.: Издательство «Эксмо», 2003. 3.
  3. Лихачева С., Тавкаева С. Варвары. Древние народы: энциклопедия. — ДРЕВНИЕ НАРОДЫ: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. М.: ООО «РОСМЕН-ИЗДАТ», 2006.
  4. Пауэлл Т. Руны. — Москва: ЗАО «Центрполиграф»: ООО «Внешторгпресс», 2003.
  5. полная энциклопедия символов / соредактор. В.М. Рошаль. — М.: Издательство «Эксмо»; СПб: Сова, 2003.
  6. Силаев А.Г. Источники русской геральдики. — МОСКВА: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
  7. Шейнина Е.Ю. Энциклопедия символов. — Москва: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: ООО «Торсинг», 2003.